Биология 5 класс каким общим свойством обладают органические вещества

Тип занятия: Учебное занятие по изучению и
первичному закреплению новых знаний и способов
деятельности.

Оборудование: доска, компьютер, экран

Информационные ресурсы: мультимедийная
презентация. (Приложение №1)

Цель урока:

  • Создать условия по изучению и первичному
    закреплению знаний химического состава клетки,
    выявить роль минеральных веществ и воды,
    входящих в состав клетки, а так же роль
    органических веществ.
  • Формировать ценность изучаемого предмета,
    социальную, практическую и личностную
    значимость учебного материала.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: Объясняют роль минеральных
веществ и воды, входящих в состав клетки.
Различают органические и неорганические
вещества, входящие в состав клетки. Ставят
биологические эксперименты по изучению
химического состава клетки. Учатся работать с
лабораторным оборудованием

Метапредметные: Развивают умения получать,
анализировать биологическую информацию из
различных источников и на её основе составлять
ЛСМ (Логическую Смысловую Модель), делать выводы
в форме синквейна. Планировать собственную
деятельность, контролировать и оценивать
результаты своего труда.

Личностные: Воспитание в учащихся
чувства гордости за российскую биологическую
науку; понимание социальной значимости и
содержания профессий, связанных с биологией;
воспитание в учащихся любви к природе. Получить
возможность активно включаться во
взаимодействие, проявлять упорство в достижении
поставленных целей.

Основные понятия, изучаемые на уроке:
неорганические вещества, органические вещества:
углеводы, белки, жиры, нуклеиновые кислоты

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель:

Здравствуйте, ребята.
Вы готовы начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Пожелаю всем удачи,
За работу, в добрый час!

2. Мотивационное начало, постановка темы и целей
урока.

1) Постановка темы.

Ученики должны сформулировать тему урока,
подсказки размещены на слайде.

Дети делают записи в тетради

2) Формулирование целей урока.

1. Познакомиться с химическим составом клеток;

2. Сформировать понятия “органические” и
“неорганические” вещества и их роль в клетке.

3) Мотивационное начало

Учитель: Мы продолжаем листать книгу знаний
человечества.

Мы узнали, что все живые организмы состоят из
………………. дети: клеток.

Знаете ли вы, что в организме взрослого
человека массой 70 кг содержится 45.5 кг кислорода,
12.6 кг углерода, 7 кг водорода, 2 кг азота, 1.5
кальция, 700 г фосфора и остальные элементы
составляют около 700 г.

В растительном организме содержание: водорода
60%, кислорода 25%,  углерода 10%, азота 3%.[2]

Немало нового и интересного ждет новых
исследователей клеток живых организмов. Может
быть, вы станете исследователями живых
организмов сделаете новые открытия и прославите
Российскую науку и Россию.

3. Актуализация опорных знаний и проверка
домашнего задания

Учитель: Мы разделились на лаборатории,
каждая фиксирует результаты своей деятельности
в индивидуальной карте оценки ученика

Индивидуальная карта оценки ученика (они на
партах)

Фамилия, Имя ученика……………………………………………

Итого баллов……………………………………………………….

 СамооценкаОценка группыОценка учителяИтоговая оценка
1. Выполнение Домашнего задания

(ответ
или творческое задание)

    
2. Изучение нового материала (ответ у
доски и составление таблицы)
    
3. Контроль

1) Выбрать верное
утверждение (количество баллов)_

    
2) Найдите водоросль на
рисунке(количество баллов)_
    
3) Тест (количество баллов)    

Кабинет наш превратился к кафедру (Кафедра –
это объединение специалистов, ведущих
научно-исследовательскую работу)
химии в
составе которого 4 лаборатории

1. Аналитической химии

2. Неорганической химии (Вода)

3. Неорганической химии (Минеральные вещества)

4. Органической химии

Учитель: Прежде чем приступить к изучению
нового материала мы вспомним об особенностях
строения клетки растений, с которыми
познакомились на прошлых уроках и покажите свои
творческие домашние задания. Творческое
домашнее задание представлено на выставке.

Ученики создали модели клетки, сказки, загадки,
стихи, кроссворды и др. работы. Опрос домашнего
задания пройдет в форме игры “Звукорежиссёр” от
лаборатории по 1 человеку.Слово 1 гр. Слово 2
гр. Слово 3гр. Слово 4 гр.

4. Изучение нового материала

Проблема урока: Перед вами на столе
находятся: Перед вами на столе находятся САХАР,
КРАХМАЛ, РАСТИТЕЛЬНОЕ МАСЛО, ВОДА.

Вопрос: что может объединять все эти предметы?Ответим на этот вопрос после изучения темы
урока.

Подумайте!!! Клетку сравнивают с
“миниатюрной природной лабораторией” согласны
вы или нет с этим утверждением?

В конце урока ученики Должны помочь Всезнайке
правильно составить диаграмму.

Задание: Всезнайка построил диаграмму
“Химический состав клетки”, но не успел её
подписать. Поможем ему. (работа на мультимедийной
доске)

Биологические эксперименты (ученики каждой
лаборатории показывают опыты доказывающие, что в
состав клеток сходят вода, минеральные вещества,
жиры, углеводы и белки )

Лаборатория №2 (руководитель Родин А)
Доказывают, что в состав клетки входит вода.
(Сжигают зерна пшеницы на стенках пробирки
образуется капельки воды)

Лаборатория №3 (руководитель Исаев К)
Доказывают, что в состав клетки входят
минеральные вещества. (Продолжает сжигать зерна
пшеницы органические вещества сгорают остаются
неорганические вещества).

Лаборатория №1 (руководитель Юрченко Н)).
Доказывают, что в состав клетки входит жир.
(Ученикам надо раздавить семечку между чистыми
листами бумаги).

Лаборатория №1 (руководитель Бабанина М)
Доказывают, что в состав клетки входят углеводы.(
Бабанина М проводит опыт с мукой промывает в воде
салфетку с мукой, затем показывает, то что не
растворяется в воде это белок – КЛЕЙКОВИНА.
Пустовойтенко Н проводит опыт доказывающий, что
в состав клетки входит крахмал. Ученица капает в
стакан, где промывали муку йод он синеет).

Учитель: Ребята, как лучше зафиксировать
новый материал

Дети: в форме ЛСМ

Учитель: Мы должны составить ЛСМ (на работу
отводится 7 мин.) Для работы можно использовать:
учебник п.8 стр.40-42

Источники информации у вас на компьютере. Перед
вами активная модель. Нажимая на заголовки
модели открывается дополнительная информация,
картинки и диаграммы, которые вы используете для
составления ЛСМ. На рабочем столе так же
представлена презентация, которую можно
использовать при подготовке модели). Каждая
группа делает записи на листах 4 А, где
представлены элементы модели.

Источники дополнительной информации
(представлены на активной ЛСМ)

1. Исследовательская лаборатория Аналитической
химии

Химические элементы. Вы уже знаете, что все
живые организмы состоят из клеток. Все клетки
живых организмов состоят из тех же химических
элементов, что входят и в состав объектов неживой
природы. Современные ученые обнаружили в составе
клетки более 80 химических элементов из 111
известных. Химический элемент – это
определенный вид атомов.

Читайте также:  Какие аминокислоты обладают основными свойствами

Большинство элементов находится в клетке в
виде химических соединений – веществ. Простые
вещества –
состоят из атомов одного вида
(кислород, железо, водород). Сложные вещества –
состоят из атомов разных видов (углекислый газ,
вода). Химические элементы, соединяясь между
собой, образуют неорганические и органические
вещества.

Но распределение этих элементов в клетках
крайне неравномерно. Так, около 98% от массы
любой клетки приходится на четыре элемента: это
кислород (О), водород (Н), углерод (С), азот (N) – это
макроэлементы.

Относительное содержание этих химических
элементов в живом веществе значительно выше, чем,
например, в земной коре. Около 2% массы клетки
приходится на следующие восемь элементов:
железо(Fe), сера (S), фосфор (F), натрий(Na), калий (K),
хлор (Cl), кальций (Ca), магний (Mg) -это микроэлементы.
Остальные
химические элементы (например, цинк, йод, сера)
содержатся в очень малых количествах – это
ультромикроэлементы.
[2]

2. Исследовательская лаборатория
Неорганической химии

Неорганические вещества – как правило
образуют тела неживой природы.

Из неорганических веществ клетки вода составляет
около70- 80% ее массы: в молодых быстрорастущих
клетках до 95%, в старых — около 60%. Роль воды в
клетках очень велика, она является средой и
универсальным растворителем, участвует в
большинстве химических реакций, перемещении
веществ, терморегуляции, образовании клеточных
структур, определяет объем, форму и упругость
клетки. Большинство реакций, протекающих в
клетке, могут идти только в водном растворе;
многие вещества поступают в клетку из внешней
среды в водном растворе и в водном же растворе
отработанные продукты выводятся из клетки. Вода
является непосредственным участником многих
химических реакций (расщепление белков,
углеводов, жиров и др.) . [3]

3. Исследовательская лаборатория
Неорганической химии. Минеральные вещества.

Приблизительно 1 —1,5% общей массы клетки
составляют минеральные соли, но их роль очень
велика: они поддерживают осмотическое
равновесие, регулируют различные биохимические
и физиологические процессы. Например, ионы Na и К
нужны для образования нервных импульсов, ионы Са
нужны для свертывания крови, а так же придают
прочность и твердость костям и зубам. Соединения
азота, фосфора, кальция и другие неорганические
вещества используются для синтеза органических
молекул (белков, нуклеиновых кислот и др.). При
недостатке минеральных веществ нарушаются
важнейшие процессы жизнедеятельности клетки.[2]

4. Исследовательская лаборатория Органической
химии

Органические вещества — как правило
образуются и входят в состав всех живых
организмов. И составляют 20-30% состава клетки.
Наиболее важное значение имеют белки, жиры,
углеводы, нуклеиновые кислоты.

Белки-10-20% это основные и наиболее сложные
вещества любой клетки. Их роль в жизни клетки
огромна: строительный материал организма,
катализаторы (белки-ферменты ускоряют
химические реакции), транспорт (гемоглобин крови
доставляет клеткам кислород и питательные
вещества и уносит углекислый газ и продукты
распада). Белки выполняют защитную функцию,
энергетическую.

Углеводы-0,2-2% органические вещества,
состоящие из углерода, водорода и кислорода.
Наиболее простые из них моносахариды — фруктоза,
глюкоза (содержатся в фруктах, меде), галактоза (в
молоке) и полисахариды — состоящие из нескольких
простых углеводов. Сюда относятся крахмал,
гликоген. Углеводы — основной источник энергии
для всех форм клеточной активности (движение,
биосинтез, секреция и т. д.) и играют роль запасных
веществ – крахмал и сахара(свекловичный сахар)

Жиры-1-5% нерастворимые в воде жиры и
жироподобные вещества. Они являются основным
строительным компонентом клеток. Жиры выполняют
энергетическую функцию.

Нуклеиновые кислоты-1-2% (от латинского слова
“нуклеус” — ядро) — образуются в ядре клетки.
Биологическая роль их очень велика. Они
определяют синтез белков и передачу
наследственной информации потомкам. [3]

5. Отчет групп о проделанной работе (ребята
составляют ЛСМ на доске и проводят защиту своего
элемента модели)

6. Физкультминутка для глаз по слайдам
презентации.

7. Организация деятельности учащихся по
использованию знаний в стандартных и измененных
ситуациях

Учитель: Помогите Всезнайке. Правильно
составить диаграмму. (На доске представлены
столбики диаграммы с количеством вещества, но
они не подписаны. Восстановите надписи).

Проблема урока: Перед вами на столе
находятся: САХАР, КРАХМАЛ, РАСТИТЕЛЬНОЕ МАСЛО,
ВОДА.
Вопрос: что может объединять все эти предметы?

Дети: Эти вещества входят в состав клетки.

Учитель: Подумайте!!! Клетку
сравнивают с “миниатюрной природной
лабораторией” согласны вы или нет с этим
утверждением? Дети: да

Учитель: Достигли мы цели урока?

8. Контроль и самоконтроль.

Задание №1. Какой органоид обозначен цифрой 1,
2, 3, 4, 5.За каждый правильный ответ – 1 балл (mах – 5
балла).

Ответы: Задания №1:1.Ядро 2. Цитоплазма
3.Вакуоль 4.Хлоропласты 5.Оболочка

Задание №2.Установите соответствие между
веществами и их значением.

За каждый правильный ответ – 1 балл (mах – 6
балла).

ЗначениеВещества
А) Большое содержание в клетке

Б)
Источник энергии

В) Укрепляют кости и зубы

Г) Является универсальным растворителем

Д) Хранят и передают наследственную информацию

Е) Откладываются в запас

Неорганические

Органические

Ответ: Задание №2:

Задание №3

Тест. За каждый правильный ответ – 1
балл (mах- 6 балла).

1. В настоящее время ученым удалось обнаружить в
составе клетки

1) один химический элемент, 2) около 10 элементов,
3) 3 химических элемента, 4) более 80 химических
элементов;

2. Самое распространенное вещество в живом
организме это

1) жир, 2) вода, 3) соль, 4) белок

3. Какие вещества придают прочность зубам,
костной ткани

1) Углеводы, 2) Минеральные соли, 3) Жиры, 4) Белки

4. Выберите ответ, в котором перечислены только
органические вещества

1) белки, жиры, углеводы 2) ) белки, жиры, вода 3)
вода, нуклеиновые кислоты 4) нуклеиновые кислоты,
жиры

5. Глюкоза, сахароза, крахмал относятся к группе

1) жиров 2) минеральных солей 3) углеводов 4)
белков

6. За хранение и передачу наследственных
признаков ответственны

Читайте также:  Какие полезные свойства коньяка

1)жиры, 2) нуклеиновые кислоты, 3) минеральные
соли, 4) белки [2]

Ответ: Задание №3:

9. Подведение итогов урока

Индивидуальная карта оценки ученика

  • 27-24 баллов оценка “5” ;
  • 23-20 баллов оценка “4”;
  • 19–11 баллов оценка “3”.

Если у Вас менее 11 баллов не отчаивайтесь и
изучите еще раз новый материал дома.

10. Рефлексия

Составить синквейн

1. химический состав клетки

2. Органические, неорганические

3. Образуются, распадаются, поступают

4. Клетка природная миниатюрная лаборатория

5. Жизнь

 Продолжите начатые предложения

– знания данной темы необходимы….

– сегодня я узнал …

– для меня стало открытием …

– я понял, что …

– я думаю……

11. Домашнее задание. Параграф 8 стр. 40-42 Рабочая
тетрадь задание №29 составить
схему “Химический состав клетки” (схема
составляется на интерактивной доске) [4]

Список литературы.

  1. Федеральный государственный образовательный
    стандарт основного общего образования
  2. Сивоглазов В.И. Плешаков А.А. Учебник –
    навигатор. Введение в биологию.// М. Дрофа.-2013-с.175.
  3. Сорокина Л.В. Методическое пособие.
    Тематические игры и праздники по биологии.//М.
    Сфера.-2004-с.96.
  4. Пасечник В.В. Учебник 5 класс “Биология.
    Бактерии, грибы, растения”// М.Дрофа.-2012-с.143.
  5. Пасечник В.В. рабочая тетрадь. 5 класс “Биология.
    Бактерии, грибы, растения”// М. Дрофа.-2013-с.64.

Источник

Методическая разработка урока биологии для 5 класса в рамках ФГОС «Химический состав клетки»

Автор: Гераскина Юлия Сергеевна, учитель биологии ГБОУ школы №604, Пушкинского района г.Санк-Петербург

Данная разработка урока по теме «Химический состав клетки»  составлена для УМК предметной линии учебников «Линия жизни»  В. В. Пасечника и соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения. Урок разработан для учащихся 5 класса.

Тема урока: Химический состав клетки.

Тип урока: исследование

Цель:  сформировать представление об органических веществах, выявить их роль.

Планируемые  результаты учебного занятия:

Предметные:  

– знать  химический состав клетки;

– рассмотреть роль органических веществ в клетке;

– уметь отличать  органические вещества от неорганических.

Метапредметные:

– регулятивные: – самостоятельно  определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

– принимать участие в диалоге с учителем, интересоваться чужим мнением, уметь высказывать свое;

– коммуникативные: – обсуждать в рабочей группе  информацию;

– слушать товарища и обосновывать свое мнение;

– выражать свои мысли и идеи.

– познавательные: – работать  с учебником;

– находить отличия;

– работать с информационными текстами;

– объяснять значения новых слов;

– сравнивать и выделять признаки

Личностные:  

– понимать значение знаний, проявлять интерес к предмету

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Методы: частично-поисковый.

Информационно-технологические ресурсы:  учебник, уксус, семена огурца и подсолнечника,  листья капусты, клубень картофеля, салфетки, кусочек теста, марля.

Основные термины и понятия: Химические вещества клетки: неорганические и органические. Минеральные соли.  Органические вещества. Белки. Углеводы. Жиры. 

Ход урока

I. Мотивация

Ребята, добрый день!

Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы мне позже скажете сами. Посмотрите на парты и подумайте, чем мы будем заниматься?

– Будем ставить опыты.

Верно. Посмотрите внимательно, что будетпроисходить.

  1. Раствор марганцовки с уксусом → красное окрашивание; к полученному раствору добавляем соду →  зелёное окрашивание.
  2. В раствор марганцовки добавить раствор перекиси водорода (р-р гидроперита)→ обесцвечивание раствора.

Что вы сейчас  увидели? Что произошло? (превращение)

Действительно, произошло превращение одного цвета в другой, а на самом деле произошло превращение одного вещества в другое. А знаете ли вы какая наука изучает вещества и их превращения? (химия) Какие Вы молодцы! Все знаете!

Вспомните, какие вещества мы с вами изучали на прошлом уроке? Приведите примеры. (неорганические, вода и минеральные соли)

Тема урока «Химический состав клетки».

2.Несколько человек работают по индивидуальным карточкам. Учащиеся самостоятельно проверяют ответы, анализируют их.

III. Актуализация нового материала.

 Ребята, ознакомьтесь с текстом своих учебников на стр.  56   и попробуйте самостоятельно  составить схему «Вещества клетки».

                                 вещества клетки

неорганические вещества                       органические вещества

вода       минеральные соли               белки         жиры     углеводы

Мы с вами говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное  строение, и что их клетки  имеют  сходное  строение.

Оказывается кроме сходства в строении,  для всех клеток характерен и сходный  химический  состав.

Вещества, из которых состоят клетки  разнообразны. Из  109,  имеющихся  в природе химических  элементов  в  составе клеток можно найти 80. Но большинство этих элементов встречается в  виде химических веществ.

Из  чего  состоят  химические  вещества? (Из атомов).

Все вещества клетки  можно  разделить  на органические  и  неорганические?

Неорганические  вещества – это  вода  и  минеральные  соли. Вы наверняка слышали, что человек на 80% состоит из  воды. В клетках растений также есть вода в среднем около 60%.

Демонстрационный опыт, доказывающий наличие воды в клетках.

1. Прокаливание семян

Положим  в  пробирку  сухие  семена огурца и прокалим  их  на огне. На  стенках  пробирки  мы  увидим  капельки  воды, которая выделилась при  нагревании из  клеток.

2. Взвещивание 

Я заранее  взяла  два  листа  капусты одинаковой  массы. Один  из  них  высушила.

Как  вы  думаете,  зачем? (Правильно, что бы испарилась вода  из  клеток  растения)

Теперь  давайте  мы  взвесим  оба  листа  и посмотрим,  сколько же  там  было  воды. И запишем  в  тетради результаты.

Роль воды в клетке:

  1. Вода обеспечивает транспорт веществ в клетке.
  2. Входит в состав цитоплазмы.
  3. Составляет основу клеточного сока.

Минеральные  соли составляют  около 1% массы  клетки, но их значение  очень велико. Чаще  всего в растительных  клетках встречаются  соединения азота, фосфора, натрия, калия и других  элементов. Некоторые  растения способны накапливать разные минеральные  вещества:

– водоросли – йод, поэтому людям испытывающим  недостаток этого  элемента  рекомендуют  есть  морскую  капусту.

– лютики – накапливают  литий и по  их месту  произрастания  можно  судить о  химическом  составе почвы.

Читайте также:  Какими свойствами обладает все живое

– хвощ – растет,  там  где  кислые почвы.

Роль минеральных солей в клетке:

  1. Необходимы для нормального обмена веществ между клеткой и средой;
  2. Входят в состав межклеточного вещества.
  3. Вода и минеральные соли  входят и в состав неживой природы. О чём это может говорить?   (между химическим составом живых организмов и неживой природой существует принципиальное единство)

Органические вещества –  вещества,  состоящие  из  углерода,  водорода,  кислорода и азота. Эти вещества содержатся  или  производятся живыми организмами. К этим  веществам  относят  белки,  жиры,  углеводы. Их  насчитывается около 10 миллионов.

Как вы думаете  каких веществ  в клетках  больше  органических или  неорганических?

Кто из  вас  прав, мы  сможем узнать  проведя опыт.

Демонстрационный опыт по определению массы золы в клетках растений.

Вы помните,  сколько  весил  наш  сухой лист. Теперь  давайте мы его сожжем,  а потом  взвесим то, что останется после горения, т.е. золу. Зола  состоит из  минеральных  веществ, которые содержались в клетках листьев капусты. При  горении сгорели  только  органические вещества.  Масса золы приблизительно 15% от массы листа. Следовательно, правы из вас оказались те, кто считал,  что  органических  веществ в клетках больше, чем неорганических.

А сейчас  вы  сами  проделаете  ряд  исследований.  

Демонстрационные опыты, доказывающие наличие углеводов в клетке.

Определение крахмала

А) На клубень картофеля капните йод. Что наблюдаете?

Проделаем еще один опыт

Б) Для  этого возьмите стаканчик, налейте  в  него немного воды, приблизительно треть и опустите туда комочек  теста, завернутый в марлю. Поболтайте его в стаканчике.

Что вы наблюдаете? (Помутнение  воды)

Отлейте  немного  воды  в  стаканчик и накапайте  туда  раствор  йода.

Что наблюдаете? (Раствор посинел)

Какой вывод мы можем  сделать? (В клетках растений содержится крахмал, который синеет при действии йода)

В каких органах растений мы чаще всего обнаружим крахмал?

Как вы думаете из чего получают сахар? (правильно, из сахарного тростника или свеклы)

А что такое  тростник и свекла? (Растения)

Какой вывод мы можем  сделать опираясь на эти знания? (Правильно, в клетках растений содержится сахар)        

        Роль углеводов в клетке:

  1. Крахмал и сахар являются основными запасными веществами для обеспечения энергией растения.

Кроме крахмала и сахара в состав клеток растений входит целлюлоза или клетчатка.

Где в клетке мы ее обнаружим? (клеточная оболочка)

Как вы думаете, а какую роль это вещество играет? (Придает прочность и упругость различным частям растений)

Отставьте  стаканчик в сторону не вынимая теста.

Демонстрационный опыт, доказывающий наличие жира в клетке.

Возьмите  салфетку  между листочками  положите несколько семечек подсолнечника. Обратной стороной карандаша или ручки раздавите семена.

Что  наблюдаете? (Появляется жирное  пятно на бумаге)

Какой можно  сделать вывод? (В клетках растений содержится масло-жир)

Человек с давних пор использует растения, в которых содержится в большом количестве жир. Эти растения называют масличными.

Какие масличные растения вам известны?

Как вы думаете, в каких частях растения чаще всего накапливается жир?

Почему именно в семенах наибольшее накапливание жира?

Роль жира в клетках: жир накапливается для питания зародыша семени при прорастании семян.

Демонстрационный опыт, доказывающий наличие белка в клетке.

Аккуратно выньте  комочек  теста и  осмотрите его развернув  марлю. Потрогайте  его пальцем.

Что чувствуете? (скользкое, клейкое)

Когда  сомкнете пальцы что  чувствуете? (пальцы склеиваются). Правильно, это выделяется из теста  белок – клейковина. Он содержится в клетках пшеницы, ржи и других злаков. Благодаря этому белку человек может из  муки получать тесто и печь хлеб и пироги.

VI. Закрепление по эталону

Самостоятельная работа в малых группах.  

 Биологический диктант:

1.Какое вещество используют для определения содержания крахмала. ( йод)

2.Одно из органических веществ, которое в клетке используется как вещество запаса. (сахар)

3.Химический элемент, содержание которого в клетке 17%. (углерод)

4.Вещество-углевод, можно обнаружить в клубнях картофеля. (крахмал)

5.Общее название солей, содержащихся в клетке. (минеральные)

6.Органические вещества, необходимые в клетке для получения энергии.(жиры)

7.Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли. (неорганические)

8.Органические вещества, играющие большую роль во всех жизненных процессах клетки. (белки)

9.Что мы получим, добавив к размолотым зернам пшеницы воду? (тесто)

10.Растительный белок, оставшийся после промывания теста. (клейковина)

11.Цвет воды с крахмалом после добавления раствора йода. (синий)

12.Часть картофеля, в которой при проведении лабораторной работы мы обнаружили крахмал. (клубень)

V. Рефлексия.

Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам:

-Все ли вам было понятно в течение урока?

-Какая часть урока показалась самой интересной?

-Какая часть урока  вызвала затруднение?

-Какое у вас настроение после урока?

Подведение итогов с помощью стихотворения:

Из элементов химических состоят вещества.

И в клетках различных творят чудеса.

Кипит там работа.

Идут превращения,

Названье таким превращеньям –  явления.

И создают вещества органические,

Процессы те сложные, по сути химические.

VI. Домашнее задание.  

Всем:

Параграф   §6, вопросы на странице  39, в рабочей тетради задание 5-7   на странице 41-42.      

На выбор:

  1. Изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения и найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами. Результаты исследования запишите в тетрадь.
  2. Используя Интернет или дополнительную литературу, проведите  исследование и сделайте краткие сообщения о том, какие масличные растения используют люди в разных  странах?
  3.  Используя Интернет или дополнительную литературу,  проведите  исследование и сделайте краткие сообщения о том, какие растения используют люди в разных  странах для производства сахара, кроме сахарного тростника и сахарной свеклы?
  4.  Используя ресурсы Интернет и дополнительную литературу, подготовьте сообщения об отраслях промышленности, где человек использует различные вещества растительных клеток.

Используемая литература:

  1. Биология. 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Методическое пособие для учителя. – Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2011. – 192с.
  2. Пономарёва И.Н. Биология 5 класс: методическое пособие. – Москва: Вентана – Граф, 2013.

Источник