Биология 8 класс какими свойствами обладают ферменты биология 8 класс

Биология 8 класс какими свойствами обладают ферменты биология 8 класс thumbnail

Задачи урока:

Образовательные:

  • проверить усвоение учащимися знаний о процессе
    пищеварения
  • дать понятие “ ФЕРМЕНТ” и “ СУБСТРАТ”,
  • рассмотреть, как происходит изменение пищи под
    действием ферментов,
  • формулировать свойства ферментов.
  • Развивающие:

  • сформировать умение выделять главное,
    сравнивать, делать самостоятельные выводы,
  • продолжить формирование умения работать с
    учебником, лабораторным оборудованием,
  • показать практическую направленность
    полученных знаний.
  • Воспитательные:

  • способствовать гигиеническому воспитанию
    детей, правильному пониманию процессов питания и
    пищеварения.
  • Оборудование:

    • таблицы “ Строение пищеварительной системы”
    • “ Изменение пищи под действием ферментов”
    • учебник
    • оборудование для лабораторной работы.

    Ход урока

    1. Организация начала урока.

    2. Актуализация знаний учащихся

    Фронтальная беседа по вопросам:

    1. Что такое пища?
    2. Какие различают продукты питания?
    3. Из каких питательных веществ состоят продукты
      питания?
    4. Какие вещества называются балластными?
    5. Что такое пищеварение?
    6. Назовите этапы пищеварения?
    7. Назовите органы пищеварительной системы?
    8. Какие пищеварительные железы вы знаете?
    9. В чем особенности пищеварения в ротовой
      полости? Какие функции выполняют зубы и язык?
    10. Какую функцию выполняют слюнные железы? Каков
      состав слюны?
    11. В чем заключаются особенности пищеварения в
      желудке? Каков состав желудочного сока?
    12. Что происходит с пищевой кашицей в 12- перстной
      кишке? Какова роль желчи и поджелудочного сока?
    13. Какие функции выполняет тонкий кишечник?
    14. Что происходит с пищевой кашицей в толстом
      кишечнике?

    3. Постановка целей урока:

    Учитель:

    На протяжении нескольких уроков вы изучали
    строение пищеварительного канала и работу его
    органов. Рассматривая процесс пищеварения, мы
    неоднократно встречались с понятием “
    ферменты”, говорили, что под их воздействием
    происходит расщепление пищи. Наша задача сегодня
    раскрыть основные свойства ферментов, показать
    их роль в процессе пищеварения, рассмотреть, как
    изменяются питательные вещества под действием
    ферментов.

    4. Изучение новой темы.

    Учитель:

    Ферменты – белки сложного
    строения,выполняющие функцию биокатализаторов.

    Ферменты воздействуют на питательные вещества.

    Субстрат- вещество, на которое действует
    фермент.

    Ферменты выделяются пищеварительными
    железами. Определенные виды ферментов
    выделяются определенными железами.

    Как же изменяются питательные вещества под
    действием ферментов?

    Работа с таблицей.

    Изменение пищи под действием ферментов

    Ребята переносят таблицу в тетрадь.

    Рассмотрев таблицу, можно заметить что
    ферменты обладают целым рядом свойств.

    (Учитель обращается к классу с вопросом о том,
    какие свойства ферментов заметили ребята. Затем
    свойства ферментов записываются в тетрадь).

    Свойства ферментов:

    1. Являются биологическими катализаторами
      белковой природы;
    2. Каждый фермент обладает специфичностью и
      действует на определенный субстрат;
    3. Каждый фермент действует только при
      определенных условиях:
    • ферменты слюны – в слабощелочной среде;
    • ферменты желудочного сока – в кислой;
    • ферменты поджелудочного сока – в
      слабощелочной.
  • Наиболее активны при температуре 37-39 гр.С.
  • При кипячении ферменты, как и другие белки,
    свертываются и теряют свою активность.
  • Способны действовать не только в клетке, но и
    вне ее, и даже вне организма.
  • Убедиться в этих свойствах ферментов вы
    сможете, проделав лабораторную работу.

    Лабораторная работа
    “Действие слюны на крахмал”

    Оборудование:

    • Накрахмаленные бинт, нарезанный на кусочки 10
      см.
    • Вата.
    • Спички.
    • Блюдце.
    • Аптечный 5% йод.
    • Вода.

    Ход работы:

    1. Приготовить реактив на крахмал – йодную
      воду.( несколько капель йода добавляют в воду до
      получения жидкости цвета крепкого заваренного
      чая.)
    2. Намотать на спичку вату, смочить ее слюной
      написать букву на накрахмаленном бинте.
    3. Расправленный бинт зажать в руках и подержать
      его некоторое время, чтобы он нагрелся ( 1-2 минуты)
    4. Опустить бинт в йодную воду, тщательно
      расправив его. Участки, где остался крахмал
      окрасятся в синий цвет, а места, обработанные
      слюной, останутся белыми, так как крахмал в них
      распался до глюкозы, которая под действием йода
      не дает синего окрашивания. Если опыт прошел
      успешно, на синем фоне получится белая буква.
    5. После проведения опыта ребятам предлагается
      ответить письменно на вопросы:

      • Что было субстратом, а что ферментом, когда вы
        писали букву на бинте?
      • Могла ли получиться синяя буква на белом фоне
        при проведении этого опыта?
      • Будет ли слюна расщеплять крахмал, если ее
        прокипятить?

    5. Первичная проверка усвоения материала.

    Вывод: Ферменты – это вещества белковой
    природы, выполняющие роль биокатализаторов. Они
    вырабатываются в пищеварительных железах,
    входят в состав пищеварительных соков,
    расщепляют питательные вещества до более
    простых веществ (вывод формулируют учащиеся).

    6. Закрепление.

    Вопросы № 9,10 после п.32.

    7. Подведение итогов урока.

    8. Домашнее задание.

    Повторить п. 30-33.

    Источник

    Тимоха Змановский

    30 января 2019  · 1,3 K

    Имею естественно научное образование, в юношестве прикипел к литературе, сейчас…

    Основные свойства ферментов:

    • Каталитические
    • Высокая специфичность действия
    • Неустойчивость
    • Зависимость от температуры
    • Зависимость от pH

    Что происходит с пищей под действием ферментов?

    Хорошо разбираюсь в биологии, изучаю китайский язык, смотрю китайские…

    Под действием ферментов пища и питательные вещества, поступаемые вместе с ней расщепляются на простые, легко усваемые организмом соединения. Пищеварительные ферменты синтезируются пищеварительными железами: слюнными железами, железами слизистой оболочки желудка, поджелудочной железой, железами тонкого кишечника.

    Чем различаются витамины и ферменты что общего между ними?

    Мои интересы: разнообразны, но можно выделить следующие: литература, история…

    Ферменты (биологические катализаторы) – это белки, в молекуле которых имеется активный центр. В этом центре происходит процесс катализа. Активный центр многих ферментов содержит витамин или получаемое из него вещество. То есть витамин – часть фермента и без витаминов ферменты не работают. По своему биологическому действию витамины близки к ферментам, но ферменты образуются клетками организма, а витамины обычно поступают с пищей.

    В чем отличия органической и неорганической химии?

    Неорганические вещества имеют более простое устройство, нежели органические. В их состав могут входить самые разные химические элементы, в то время как в составе органических веществ присутствует в обязательном порядке углерод. Все органические вещества способны к горению, неорганические – не все.

    Прочитать ещё 1 ответ

    Что такое ферменты? Чем они отличаются от не органических катализаторов?

    Пеку тортики, ищу работу, живу с двумя котами, читаю книги, слушаю и играю…

    Читайте также:  Какими магнитными свойствами обладает молекула кислорода

    Ферменты – белковые вещества, изменяющие скорость проекания биохимических процессов в организме.

    Вещества, подвергающиеся действию ферментов, называются субстратом.

    Ферменты классифицируются на 6 классов, каждый класс еще делится на подклассы, подкласс – на подподклассы, внутри последних идет нумерация ферментов по списку.

    Т.е. фермент пепсин 3.4.23.1 относится к классу гидролаз.

    1. Оксидоредуктазы – регулируют окислительно-восстановительные реакции (альдегиддегидрогеназа, алкогольдегидрогеназа).

    2. Трансферазы – регулируют перенос различных функциональных группировок атомов с одной молекулы субстрата на другую.

    3. Гидролазы – ускоряют гидролиз химических связей (амилаза, пепсин)

    4. Лиазы – распад связей без участия гидролиза, обратные реакции.

    5. Изомеразы – образование геометрических, структурных изменений в молекулах субстрата, т.е. изомерных форм.

    6. Лигазы (видел еще название Синтетазы) – отвечают за образование органических химических связей между атомами в субстрате.

    Активность ферментов может ускоряться активаторами и замедляться ингибиторами.

    Этот параметр является основным фактором саморегуляции обмена веществ в организме. Здесь часто действует обратная связь.

    Активаторами могут быть ионы металлов, лекарства, различные соли и пр.

    Ингибиторами то же самое, еще разные яды, токсины, отравляющие газы, блокирующие работу фермента частично или полностью, а также обратимо или необратимо.

    Неорганические катализаторы – это в основном металлы, соли, а также значения давления и температуры.

    Ферменты же – органические вещества, состоящие из “органических” элеметов: углерода, водорода, кислорода, азота, фосфора + опционально ионов металлов, других группировок атомов, модифицирующих их биологическую активность.

    Источник

    Поурочный план урока.

    Биология – 8.

    Тема: Витамины, их связь с ферментами и другими биологически активными веществами.

    Авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Куриная слепота при авитаминозе А, болезнь бери-бери при авитаминозе В1, цинга при авитаминозе С, рахит при авитаминозе Д. Гиповитаминозы этих витаминов. Сохранение витаминов в пище. Витамины – антиоксиданты. Водо – и жирорастворимые витамины.

    Цель урока: разъяснить роль витаминов в обмене веществ, их связь с ферментами, раскрыть значение основных витаминов, содержание их в продуктах питания, описать основные авитаминозы, предупредить их об опасности передозировки витаминов.

    Задачи:

    1дать четкое понимание значения витаминов в организме, сформировать понимание авитаминозов и гипервитаминозов, их отрицательное влияние на процессы организма.

    2 развитие умений и навыков кратко отвечать на вопросы, обсуждать задачу, опираясь на полученные знания и личный опыт, делать вывод, используя дополнительные источники информации.

    3 воспитание разумного отношения к своему здоровью, осознание важности полноценного и богатого витаминами питания, навыков здорового образа жизни.

    Оборудование: интерактивное оборудование;

    Электронные учебники и пособия:

    1) Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. «Урокип биологии. Анатомия человека».

    2) Биология. Интерактивные творческие задания. 7-9 классы.

    3) 1С: Биология. Человек.

    4) 1С: Репетитор. Биология.

    Флипчарты:

    1.Витамины

    Презентации:

    1.Витаминная азбука (Презентации поанатомии-1)

    2.Витамины 1,3,5 (Презентации по анатомии-1)

    3.Роль витаминов (Презентации по анатомии-1)

    4.Витамины (Презентации по анатомии-2)

    5.Витамины в жизни людей (Презентации по анатомии-2)

    6.Царица фруктов и ягод. Значение витаминов. (Презентации по анатомии-2)

    7.Витамины 2,3,5,6 (Презентации по анатомии)

    Фильмы:

    1.Энергообеспечение (Фильмы по анатомии-1)

    Флеш анимации:

    1.Интерактив. Источник витаминов. (Флеш анимации по анатомии)

    Наглядности: *примерный набор продуктов

    * муляжи овощей и фруктов, витаминный стол

    * рецепты различных полезных напитков

    * коллаж Все о витаминах

    * таблица Витамины.

    Личная значимость изучаемого:

    Витамины полезны для здоровья человека, но употреблять их нужно в меру.

    Проблема: Почему нужно соблюдать норму в употреблении витаминов?

    Ожидаемые результаты: учащиеся прослеживают внимание витаминов на организм человека.

    Термины и понятия: витамины, авитаминоз, гипервитаминоз, куриная слепота, каротин, рахит, цинга, бери-бери, пеллагра, поливитамины.

    Методы- приемы обучения: Словарный диктант, тест «Найдите соответствие», тест. Отметьте правильный ответ «+», работа по карточкам, фронтальная беседа, тестирование, заполнение таблицы, тестирование, решение задач, составление кластера и опорных схем, заполнение таблицы, беседа с демонстрацией флипчарта, презентаций, материалов электронных учебников, работа по опорным таблицам, работа с учебником: вопросы группы А,В,С; тестирование, заполнение таблицы, работа по разноуровневым дидактическим заданиям электронного диска, индивидуальная работа по дифференцированным и коррекционным заданиям

    План урока:

    1.Психологический настрой, целеполагание урока, актуализация темы.

    2.Проверка домашнего задания (словарный диктант, тест «Найдите соответствие», тест. Отметьте правильный ответ «+», работа по карточкам, фронтальная беседа, тестирование).

    3.Изучение новой темы (составление кластера и опорных схем, беседа с демонстрацией флипчарта, презентаций, материалов электронных учебников, работа по опорным таблицам).

    4.Закрепление новой темы. (работа с учебником: вопросы группы А,В,С; разноуровневые задания, тестирование, работа по разноуровневым дидактическим заданиям электронного диска, индивидуальная работа по коррекции).

    5. Рефлексия урока, выводы по уроку. Домашнее задание.

    Ход урока:

    1. Психологический настрой, целеполагание урока, актуализация темы.

    -Организационный момент (приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности учащихся, кабинета к уроку);

    – Просмотр фрагмента презентации «Витаминная азбука»;

    – Формулирование и озвучивание темы и цели урока обучающимися;

    -Актуализация темы и принятие целеполагания.

    2 Проверка знаний об обмене веществ и энергии.

    1. Словарный диктант:

    • Ассимиляция Диссимиляция Пластический обмен

    • Энергетический обмен Метаболизм Катаболизм

    • Анаболизм Бери – бери Куриная слепота

    • Биологические катализаторы Заменяемые аминокислоты

    • Глюкокортикоид Гликоген Эйфория

    -Зависимость

    1. Тест «Найдите соответствие»

    Признак:

    1. Признаки свойственных организму органических соединений

    2. Обмен веществ

    3. Органические соединения, которые в организме не накапливаются

    4. Откладываются в запас в мышцах и в печени

    5. Откладываются в запас в подкожно – жировой клетчатке и др.

    6. Растворяет различные вещества в организме, реагирует температура тела.

    Ответ:

    1. Минеральные вещества

    2. Вода

    3. Углеводы

    4. Жиры

    5. Метаболизм

    6. Белки

    7. Пластический обмен

    1. Тест. Отметьте правильный ответ «+»

    1. Внутренняя среда организма

    1. Витамины

    2. Углеводы

    3. Жиры

    4. Фермент

    5. Белки

    1. Этапы синтеза органических веществ в процессе обмена веществ в организме:

    1. Энергетический обмен

    2. Пластический обмен

    3. Ассимиляция

    4. Метаболизм

    5. Анаболизм

    1. Соединения выделяющие больше всех энергии при расщеплении:

    1. Витамины

    2. Углеводы

    3. Жиры

    4. Ферменты

    5. Белки

    1. Вещества не синтезирующие в организме из других веществ:

    1. Углеводы

    2. Кислоты

    3. Жиры

    4. Белки

    5. Моносахариды

    4. Водный обмен

    Поступление воды

    Количество

    Выведение воды

    Количество

    Жидкость

    Плотная пища

    1,2

    1

    Почки (моча)

    Легкие

    Кожа

    Кал

    1,4

    0,5

    0,5

    0,1

    Итого:

    2,2

    2,5

    Что не учтено при составлении данной таблицы? К каким последствия могло бы привести такое несоответствие в поступлении и выведении жидкости?

    Читайте также:  Какие свойства камня агат

    5. Работа по карточкам со следующими заданиями.

    а) Найдите соответствие:

    Особенность

    1 В расщеплении простых соединений кислород не участвует.

    2 сложные органические соединения под действием ферментов расщепляются на более простые.

    3 при участии ферментов и кислорода происходит сложная реакция, при которой выделяется много энергии

    Этапы энергетического обмена

    А- подготовительный этап

    Б- кислородный этап

    В- бескислородный этап

    б) Подчеркните правильный ответ:

    1 Выделение энергии в малом объеме только в окружающую среду

    а) кислородная фаза

    б) фаза подготовки

    в) пластичный обмен

    г) бескислородная фаза

    д) основной обмен

    2 При расщеплении каких соединений 1г выделяет 17,2 кДж энергии ?

    а) жиры

    б) углеводы

    в) витамины

    г) белки

    д) минеральные соли

    3 Этап обмена веществ, характеризующийся выделением энергии

    а) пластический

    б) энергетический

    в) анаболизм

    г) катаболизм

    д) диссимиляция

    в) Заполните таблицу:

    Этапы обмена энергии

    Место прохождения реакции

    Особенности

    1 Кислородная фаза

    2 подготовит. фаза

    3 бескислородная ф.

    г) Дайте определения терминам

    1) основной обмен 2) рабочий обмен 3) брожение

    4) джоуль (дж) 5) катаболизм 6) обмен энергии

    7) гликолиз 8) анаэробный 9) аэробный

    6. Фронтальная беседа /жетонами /

    1 по каким показателям проводится оценка(ср) расхода энергии при различных состояниях организма.

    2. В какой зависимости от степени тяжести работы находится обмен веществ.

    3. В каких пределах колеблются затраты энергии у людей

    4. Какую роль в расходе энергии при мышечной деятельности играет тренировка

    5.Почему человеку обязательно необходима пища? особенно животного происхождения

    6.В чем состоит особенность питания растущего организма

    7. Почему разнообразно пищи придают особое значение

    8. Чем объяснить усиленный обмен при физической работе?

    9. почему жители северных областей употребляют в пищу больше жирной пищи, чем жители средне полосы

    10. Решите задачи:

    а) человек утверждает, что любое опьянение ему не страшно, так как после сна ему достаточно выпить рюмку вина чтобы работоспособность и восстановить силы. Целебна ли эта рюмка ?

    б) Лягушку и мышь перенесли из теплого помещения в холодное. Как изменится энергетический обмен этих животных?

    в) Отличается ли масса вылупившегося из яйца цыпленка и скорлупы от массы яйца, определенной до инкубации

    6. Тестирование:

    1. Укажите орган, в клетках которого в большом количестве на­капливается гликоген.

          1. Печень.

          2. Головной мозг.

          3. Почка.

          4. Селезенка.

          5. Поджелудочная железа.

    2.Назовите те продукты расщепления перевариваемых в кишеч­нике химических соединений, которые всасываются в лимфу.

            1. Аминокислоты.

            2. Жиры, свойственные организму.

            3. Азотистые основания.

            4. Глюкоза.

            5. Рибоза и дезоксирибоза.

              1. Создает мембранный потенциал разность концентраций ионов в клетке и окружающей клетку среде.

                1. Са.

                2. № и К.

                3. С1 и Са.

                4. Мд и Са.

                5. Ге и 2п.

              2. Почему жители полярных стран употребляют много жирной пищи?

                1. Она содержит незаменимые жирные кислоты, требуемые им в большем количестве, чем жителям южных и средних широт.

                2. Жиры более калорийны, и при их расщеплении освобождает­ся больше энергии, чем при расщеплении белков и углеводов.

                3. Жиры необходимы для формирования толстого слоя подкож­ной жировой клетчатки, препятствующей потере тепла.

              3. Голодному животному сделали анализ крови. Сравните содер­жание глюкозы в вене, приносящей кровь в печень, и в вене, вынося­щей кровь из печени.

                1. Одинаковое.

                2. До печени выше.

                3. После печени выше.

                4. До печени высокое, а затем постепенно еще повышается.

              4. Какие органические соединения могут в печени превращаться в углеводы?

                1. Жиры и белки.

                2. Только жиры.

                3. Только белки.

                4. Такой процесс вообще невозможен в клетке.

              5. Какова суточная потребность человека в воде?

                1. 0,5—1 л.

                2. 1,5-2 л.

                3. 2,5—3 л.

                4. 3,5-4 л.

              6. Как половые гормоны влияют на накопление жира в организме человека?

                1. Не изменяют.

                2. Уменьшают.

                3. Увеличивают.

                4. Никак.

              7. Какие белки относятся к незаменимым?

                1. Белки растительного происхождения.

                2. Белки животного происхождения.

                3. Белки организма человека.

              8. Укажите химическое соединение, концентрация которого в кро­ви при интенсивной мышечной работе повышается.

                1. Инсулин.

                2. Глюкоза.

                3. Сахароза.

                4. Гликоген.

    7.Тестирование:

                    1. Часть органических веществ не может быть синтезирована в организме человека и поэтому обязательно должна поступать с пи­щей. Укажите такие химические соединения.

    Большинство аминокислот.

    Твердые жиры.

    Глюкоза и сахароза.

    Нуклеотиды.

                    1. При обычном питании человек, как правило, получает с пищей необходимое количество минеральных солей, за исключением одной соли. Назовите эту соль.

    КС1.

    МаНС03.

    к2со3.

    NаС1.

                    1. В чем заключается участие ионов железа в процессах жизнедея­тельности?

    Участвуют в сборке рибосом.

    Участвуют в сокращении мышц.

    Входят в состав гемоглобина; миоглобина и электротранс­портных белков митохондрий.

    Участвуют в формировании электрических потенциалов кле­точной мембраны.

                    1. Укажите все химические соединения, которые являются конеч­ными продуктами распада белков в организме человека.

    Вода и углекислый газ.

    Вода, углекислый газ, аммиак и другие соединения.

    Аммиак и другие соединения.

    Углекислый газ и аммиак.

                    1. Укажите все химические соединения, которые являются конеч­ными продуктами распада углеводов в организме человека.

    Вода и углекислый газ.

    Вода, углекислый газ, аммиак и другие соединения.

    Аммиак и другие соединения.

    Углекислый газ и аммиак.

                    1. Укажите все химические соединения, которые являются конеч­ными продуктами распада жира в организме человека.

    Вода и углекислый газ.

    Вода, углекислый газ, аммиак и другие соединения.

    Аммиак и другие соединения.

    Углекислый газ и аммиак.

                    1. Сколько человек может прожить без воды?

    Несколько часов.

    Несколько дней.

    Несколько недель.

    Несколько месяцев.

                    1. Укажите химические соединения, из которых могут образовы­ваться жиры.

    Из белков и углеводов.

    Только из белков.

    Только из углеводов.

    3 Изучение новой темы

    Работа с терминами и цифрами:

    1880г- Лунин Николай Иванович открыл витамин

    1912г- Функ ввел термин витамин

    водорастворимые – С,В,Р

    жирорастворимые- А,Д, Е, К

    авитаминоз- недостаток витаминов в организме

    гипервитаминоз- избыток, возможно и отравление витаминами.

    180-200мг- в сутки всех витаминов вместе взятых

    2 Работа с опорной таблицей витамины

    а) Витамин С – аскорбиновая кислота

    * историческая справка / сообщение учащегося о случаях и описаниях авитаминоза- цинге в истории- мореплавателей /

    * изучаем по опорной схеме

    а) суточная потребность 60-100 мг.

    б) в каких продуктах содержится / муляжи на витаминном столе/

    Читайте также:  Продумайте какими графическими образами можно проиллюстрировать свойства информации

    Вопрос: Почему в блокадном Ленинграде люди пили отвар хвои

    Витаминный стол: Термос с горячей водой, ягоды шиповника, сахар.

    */показать как заваривать ШИПОВНИК, сделать сладкий витаминный напиток/

    * листья смородины, вишни — витаминный чай

    * рецепты салатов – готовых

    в) какова роль в организме

    г) симптомы авитаминоза- цинги

    Первичное закрепление

    а) какова суточная доза

    б) В каких продуктах содержится

    в) Какова роль в организме

    г) Каковы симптомы цинги- авитаминоза.

    Б) Витамин В

    В1- тиамин

    В2 – рибофлавин

    В6 – пиридоксин

    В12- цианкобаламин

    * историческая справка о В2 В1

    Выводы по опорной схеме

    а) суточная потребность 2,3 мг

    б) продукты отруби риса, пшеницы, молочные прод. яйца, фрукты

    в) углеводный обмен нарушается. нарушается в пишеварит.

    г) нервной и сердечно -сосудистой системе Головная боль, сердцебиение, дрожь в конечностях, их парализует

    Бери-бери / оковы, ноги в кандалах / В1 – тиамин

    * первичное закрепление / по тем же вопросам/

    В2 – рибофлавин 2-2,5 мг / также как В1 /

    дрожжи, пищ. отруби, бобы, молоко, яичный желток,

    -поражение кожи, слизистой оболочки, нарушение зрения, слезотечение.

    Витамин Р / никотиновая кислота или ниацин/

    А) 15-20 мг

    историческая справка

    б) мясо, печень, дрожжи, яйца, черный хлеб, земляные орехи

    в) оказывает влияние на деятельность желудка, кишечника

    г) пеллагра- шершавая кожа,- пузырьки, пленка, обща слабость, изменение настроения

    * первичное закрепление / по тем же вопросам/

    Витамин А –ретинол по составу близок к каротину

    историческая справка

    а) 1-2 мг

    б) печень, слив. масло, молоко, яйца, икра, рыбий жир, красно-желтые плоды и овощи, морковь, свекла, абрикос, слива.

    б) рост, развитие организма, обновление клеток кожи, волос, нормальное зрение.

    г) куриная слепота- плохое зрение в сумерках, кожа шелушится, сухая трескается, нарушаются функции дыхательных путей, роговицы глаз.

    * первичное закрепление / по тем же вопросам/

    Витамин Д

    * взрослым 2,5 мкг детям 12,5 мкг

    * жир печень, рыб, желток яиц, молоко, солнечные лучи.

    * усвоение кальция, и фосфора, усвоение в кости

    * рахит – искривление ног, замедленный рост костей, голова большая , нарушенный сон .

    стр. 167 рис85

    * первичное закрепление / по тем же вопросам/

    Витамин Е – токоферол

    а) 10-20 мг

    б) овощи, зародыш пшеницы, растительное масло, яйца

    / показать метод проращивания пшеницы, и приготовление китайского салата/

    проросшую пшеницу и бобы + перец красный, + овощи прожарить + приправы. + филе птицы, замаринованные в сое посыпать кунжутом, обжарить в масле.

    Все смешать – очень богат витаминами.

    в) недостаток Е- мышечная дистрофия, анемия, нарушение зрения у детей иногда- ожирение.

    * первичное закрепление / по тем же вопросам/

    ж) Витамин К филлохинон
    * 0,2-3 мг

    б) овощи, томаты, печень, синтезированная в кишечнике микрофлорой

    в) недостатки: нарушение свертываемости крови, кровопотеря.

    3 Валеолог – о сохранении и важности витаминов в продуктах

    * длительное хранении – разрушение витаминов, смена температуры .

    * при высокой темп. в мясе теряется от 15 до 60 % вит. группы В

    при варке овощей – до 20% витаминов группы В 30- 50 % С

    *вит С разрушается от соприкосновения с воздухом, варить с закрытой крышкой

    * Витамин А не разрушается при варке, а разрушается при сушке, длительном хранении.

    * овощи варить в эмалированной посуде, так как металлическая разрушает витамины бросать овощи в кипящую воду.

    * лучше всего для хранения – правильное замораживание, консервирование.

    *витаминизированные продукты: мука, сахар- рафинад, маргарин, молочные продукты.

    * поливитамины

    4 Вторичное закрепление

    / Анализ ситуаций: чтение симптомов авитаминоза из приема больных , нужно дать им совет, определить вит. и авитаминоз /

    А) Тест Витамины

    1 Витамин А относят

    а) водорастворимому

    б) жирорастворимому

    2. Витамин группы В

    а) усиливает остроту зрения при слабом освещении, необходим для нормального роста

    б) необходим для роста костей , оказывает влияние на обмен кальция, фосфора

    в) оказывает влияние на углеводный обмен , повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.

    г) обеспечивает нормальным питанием клетки нервной ткани

    3. Заболевание, связанное с недостатком

    витамина Д

    а) цинга

    б) рахит

    в) бери-бери

    г) куриная слепота

    4. Витамин С

    а) в организме человека не образуется

    б) в организм поступает в готовом виде, но может частично и в самом организме.

    5. Источники витамина А, поступающего в организм человека

    а) только растительные продукты

    б) продукты растительного и животного происхождения

    в) только животные продукты

    г) продукты животного происхождения и дрожжи

    6. Суточная потребность витамина С

    а) 50-90 мг

    б) 1-2 мг

    в) 0,02-0,04мг

    7.Заболевание связанное с недостатком витамина А

    а) цинга

    б) бери-бери

    в) рахит

    г) куриная слепота

    8. Витамины группы В относят к

    а) водорастворимым

    б) жирорастворимым

    9. При недостатке витамина Д необходимо включать в рацион

    а) плоды черной смородины, настой плодов шиповника, квашеную капусту

    б) печень, дрожжи, хлеб грубого помола, гречневую и овсяную крупы

    в) морковь, плоды облепихи

    г) сливочное масло, жир рыбьей печени, яичный желток

    Б.Заполните таблицу

    Витамин

    Научное название

    Растворимость

    Значение

    Суточная потребность

    А

    В

    Д

    В1

    У

    В2

    В6

    К

    РР

    В12

    В). Подчеркните правильный ответ

    1 Витамин, недостаток которого ведет к анемии

    В Е РР В12 В6

    2 Витамин, недостаток которого ведет к рахиту

    С А Д В Е

    3 Органические вещества

    нуклеиновые кислоты, вода, витамины, ферменты

    Г). Дайте определения терминам

    а) Пеллагра

    б) Филлохинон

    в) Авитаминоз

    г) Цинга

    д) гипервитаминоз

    Д) Разноуровневые вопросы для беседы – 219

    Б) Работа с таблицами стр. 219 /анализ и заключение в рабочей тетради./

    В) Сообщение реферативные ребят о значении витаминов для здоровья человека.

    Г) Задание для коррекционной группы детей:

    Заполнить таблицу «Витамины»:

    Витамины

    Суточная потребность человека в витамине

    Симптомы авитаминоза

    Д) Работа с заданиями повышенной сложности. Решение творческих заданий с диска «Биология. Интерактивные творческие задания. 7-9 классы».

    5. Рефлексия урока, выводы по теме, оценивание работ учащихся.

    Д/з §48, подготовиться к контрольной работе.

    Источник