Благодаря какому свойству восприятия мы не замечаем опечатки

46. Отбор информации, поступающей в мозг из окружающей среды, не зависит от…

A. нет правильного ответа

47. Образы восприятия

A. субъективны

48. Отнесение сведений, получаемых из внешнего мира через восприятие к объектам этого мира представляет собой…

A. предметность

49. Известно, что при изменении освещения цвет бумаги кажется нам неизменным. Какое свойство восприятия проявляется в данном случае?

A.константность

50. Известно, что с какой бы точки ни смотреть на тарелку, легко замечается ее круглая форма. Какое свойство восприятия проявляется в данном случае?

A.константность

51.Процесс восприятия также называется

A. перцепцией

52. С каким свойством восприятия связано преимущественное выделение одних объектов по сравнению другими:

A. избирательность

53. Как называется процесс при котором окружающая действительность воспринимается искаженно и человек не понимает этого:

A. галлюцинации

54. Зависимость восприятия от опыта, знаний, чувств, интересов называется:

A. апперцепцией

55. Систематическое целенаправленное восприятие объектов – это:

A. наблюдение

56. Как называет ошибки восприятия объектов:

A. иллюзиями

57. Благодаря какому свойству восприятия мы не замечаем опечатки при чтении текста:

A. целостность

58. Кто предложил написать на фасаде здания слова «Наблюдательность, наблюдательность и наблюдательность»:

A. И.П. Павлов

59. Опыты сенсорной изоляции, провидимые в Университете Мак-Гиппа, привели к заключению, что без сенсорных стимулов:

A. нарушение умственных функций становится необратимым

60. Опознание объекта при повторном восприятии:

A. узнавание

61. Способность выделения при восприятии наиболее значимых объектов окружающего мира, определяемых потребностями, интересами и направленностью личности:

A. избирательность

62. Свойство восприятия, состоящее в том, что пространственная предметная ситуация воспринимается как единое целое, даже, если отдельные из его частей в данный момент не видны:

A. целостность

63. Зависимость восприятии от прошлого опыта:

A. апперцепция

64. Психика-это:

A. отражение окружающей действительности посредством деятельности мозга

65. Преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью последующего анализа и объяснения:

A. наблюдение

66. Систематическое целенаправленное восприятие объектов –это:

А. наблюдение

67. Иллюзии восприятия не обусловлены:

A. темпераментом воспринимающего.

68. То, что из двух предметов равного веса, но разных размеров меньший кажется тяжелее, называется иллюзией:

A. Шарпантье

69. Пример рисунка, который воспринимается то как ваза, то как два человеческих профиля, иллюстрирует закон:

A. фигуры и фона

70. Образы, возникающие у человека без наличия внешних воздействий на органы чувств, называются:

A. галлюцинациями

71. Псевдогаллюцинации отличаются от истинных галлюцинаций тем, что они:

A. не проецируются вовне

72. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека и от особенностей его личности называется:

A. апперцепцией

73. Термин «апперцепция» предложил:

A. Г. Лейбниц

74. По отношению к восприятию феномен относительной независимости параметров фигуры от изменений ее фона известен как:

Е. целостность

75. Свойство восприятия, характеризующееся восприятием тесно связанных с мышлением и пониманием сущности предметов, называется:

A. осмысленностью

76. Константность восприятия – это свойство:

A. приобретенное

77. В способности человека узнавать предмет по его неполному или ошибочному изображению проявляется такое свойство восприятия, как:

A. целостность

78. Концентрация внимания предопределяется:

Источник

Приветствую вас, друзья. Сегодня снова поговорим о работе над текстом. Неважно, что вы пишете – роман или статью, монографию или новеллу, этапа вычитки или редактирования вам всё равно не избежать.

Одна из проблем этого, мало кем любимого этапа – пропущенные ошибки, и не только грамматические, но и фактические, логические и самые разные. Пропущенные ошибки встречаются и у опытных литераторов, и у грамотных авторов, и даже у редакторов и корректоров. Но, подчеркну, в своих текстах.

Встречаются они и у меня, но я знаю причину, поэтому на замечания комментаторов реагирую спокойно – благодарю и исправляю. Такие случайные ошибки не имеют отношения ни к уровню грамотности, ни к внимательности. Тогда в чём же причина?

Глаз замылился или Апперцепция восприятия

Вот таким довольно странным выражением объясняют восприятия, когда автор не видит ошибок в своём тексте, хоть в чужом он их прекрасно замечает.

Дело здесь, конечно, не в глазе, а в мозге, то есть причина чисто психологическая. Она связана с апперцепцией восприятия. Это такое интересное явление, когда восприятие реальности формируется под влиянием установки, то есть готовности или предрасположенности воспринимать вещи и явления определённым образом. Мы видим (или слышим) не то что есть на самом деле, а то, что готовы увидеть, то на что настроен наш мозг. Примеров апперцепции можно привести огромное количество, начиная от проблем с поиском какой-то вещи, когда она лежит на самом виду, до встреч с привидениями и инопланетянами.

Но мы-то с вами говорим о восприятии текста. Редактируя своё произведение, автор тоже видит то, к чему готов его мозг. То есть в голове-то у нас всё правильно, поэтому часть ошибок мы просто не видим. Даже такие логические несуразности, когда девушка пошла на свидание в кофте с юбкой, а, придя домой, снимает джинсы.

Кстати, самые разные повторы, в том числе местоимений («я», «он», «этот» и т. д.), а также «что» и «было», автор тоже часто не замечает по этой же причине. Глаз замылился. Текст в голове настолько цельное образование, что отдельные мелкие элементы могут сознанием не выделяться. О проблеме «что» и «было» я уже писала раньше.

Картинка в свободном доступе. Обои для рабочего стола.

Читайте также:  Через какое время цемент теряет свои свойства

Что же делать?

Как решить непростую проблему «замыленного глаза»? Я могу предложить несколько вариантов решения.

  • Самый гарантированный – дать почитать другому человеку, который готов найти и исправить ваши ошибки. В идеале – редактору и корректору.
  • Отложить текст на какое-то время. Чем дольше он будет отлёживаться, тем качественнее будет его редактура. Правда, если большое художественное произведение можно отложить на 1–2 недели, то со статьями, которые пишутся каждый день, а то и по пачке в день, такой фокус не пройдёт.
  • Чтобы проверить текст на наличие стилистических, лексических и синтаксических ошибок, его можно прочитать вслух. Все корявости и ошибки в построении предложений сразу будут заметны. Правда, с грамматикой это не всегда работает.
  • Распечатать текст. Напечатанный на бумаге, особенно другим шрифтом текст воспринимается как чужой, и все ошибки станут более заметны.

Другие особенности восприятия

Под выражением «глаз замылился» нередко понимается утрата внимания к мелочам. Она возникает, когда автор одержим идеей, например, развития сюжета, построения отношения героев, образами персонажей и т. д. Писатель настолько увлечён глобальным, что не замечает такие «несущественные» вещи, как пропущенные буквы и знаки препинания, избыток местоимений и несогласование окончаний. Это же такие мелочи на фоне захватывающего сюжета или гениальной идеи.

Справиться с этой проблемой несколько проще. Нужно просто перестать воспринимать текст глобально. Когда наступает этап вычитки, следует переключить своё внимание с целостного восприятия общей идеи или сюжета на сам текст, то есть на слова и предложения.

Для этого нужно начать читать текст медленно, очень медленно, даже по слогам, как в первом классе, и одновременно не разрешать себе думать, ни о сюжете, ни о героях. Иначе здесь возникнет ещё одна опасность – вместо исправления ошибок вы начнёте переписывать не понравившиеся места и сцены.

Медленное чтение постепенно настроит восприятие на поиск ошибок, и вы сосредоточитесь на частностях. Кстати, именно поэтому рекомендуется два этапа редактирования: быстрое чтение для редактуры сюжета и медленное – для исправления ошибок.

Иногда на восприятие ошибок оказывает влияние профдеформация, интересы, род занятий. Тогда в тексте появляются незаметные для автора профессиональные термины, сленг, жаргонизмы, специфические выражения и ошибки. У меня в тексте, например, встречается такая «профессиональная ошибка» — я вместо «пишЕте» часто печатаю «пишИте». А что делать? Я 30 лет читала лекции студентам, раз по 20 на дню повторяя слово «пишИте».

Думаю, у многих подобные профессиональные искривления мозга найдутся.

Какой же вывод? Мы не идеальны, мы знаем, что мы можем ошибаться, а теперь ещё и знаем, почему это происходит, и на что следует обращать внимание. И причина здесь не только в банальной безграмотности, хоть и её на просторах интернета немало.

На сегодня всё. Не скучайте, скоро встретимся, в комментариях так и совсем скоро.

И я хочу поблагодарить моих читателей за удивительно тактичные, умные и интересные комментарии. Читать их не менее полезно, чем сами статьи. Спасибо, мои читатели! Вы самые лучшие!

Источник

Восприятие человека – сложная, многогранная структура, которая влияет на его видение мира, событий, людей, на мышление.

И как и в любой сложной системе, здесь также могут существовать свои ошибки, которые нарушают процесс понимания, осознания, мешают увидеть нам всю картину, а не только “тоннель”.

Понаблюдайте за собой, вспомните прошлое и проанализируйте, когда и вы могли попасться в эти ловушки? И не совершаете ли этих ошибок в настоящее время?

Иногда нимб над головой – это плохо

Одна из самых частых ошибок восприятия. Вы и сами сталкивались с ней так или иначе. Слухи, которые распространяют другие люди, пройдя долги путь от одних ушей к другим, в итоге создают ореол вокруг объекта обсуждения. Прежде, чем принять вместо человека его ореол, попробуйте сами познакомиться, поговорить, рассмотреть человека, имейте свое мнение.

Как говорится – по обложке встречают

По обложке встречают, а провожают по уму. Но чаще провожают не по уму, а с разочарованием. Разочарованием в том, что мы видели в человек одно, а оказалось совсем другое. Личность – это не такая мелкая деталь, что ее можно распознать с одного взгляда, дайте ей время проявить себя в различных ситуациях.

Иногда личное мнение падает в крайность

Иметь личное мнение – это совсем не плохо. Плохо, когда оно начинает ограничивать вас от других точек зрения, падает из крайности в крайность. В данном случае, феномен “тоннельного” мышления выходит на первый план.

Мир, как отражение нас самих

Ты есть я, а я есть ты. Человек склонен приписывать определенные качества другому. Обычно это строится на принципах симпатии или неприязни. Приятного человека хочется отождествлять с собой, находить общие черты. Но то же самое происходит с человеком неприятным, с одним условиям, очень сложно признать, что мы приписали ему именно свои отрицательные качества.

Читайте также:  Какие свойства информации привести пример

Что делать при данных ошибках?

На самом деле совет один – научиться критически мыслить, научиться сомневаться и задавать вопросы. Данный метод был описан в прошлой статье: «Мыслю, следовательно, существую» – критическое мышление как способ развития личности.

Так как, ошибки восприятия, это также и когнитивные искажения (мыслительные ошибки), то и бороться с ними необходимо на том же поле – в нашем мышлении.

Эффект Даннига-Крюгера – взгляд с другой стороны

Неожиданно вспомнилось об ещё одном занимательном эффекте. Эффект Даннига-Крюгера, если прям по научному.

Суть эффекта такова, что некомпетентный специалист, с низким уровнем квалификации, чаще допускает ошибки в своей работе, в своих выводах и решениях, и в итоге, из-за своей некомпетентности неспособен увидеть и признать собственные ошибки. Таким образом получается замкнутый круг: низкая компетентность – ошибки и неверные решения – непризнание – и в итоге все заново, порочный круг.

Почему я об этом вспомнил собственно, данный эффект можно относить не только к специалистам и работникам, но и к обычному человеку, в его жизни. «Тоннельное мышление», категоричный субъективизм, узкий кругозор – все это приводит нас к неверным решениям в жизни, мы ошибаемся в важных моментах, делаем ужасные выводы о людях. И в итоге не можем осознать того, что дело в нас, в наших решениях, мыслях, что мы ошибаемся. И человек продолжается кружиться в этом эффекте, застревая там надолго и прочно. Поэтому, если взглянуть на данный феномен с такой стороны, его тоже можно отнести к ошибкам нашего восприятия и мышления.

Источник

Содержание темы:

Отбор методики преподавания и определение узловых вопросов изложения. расстановка акцентов в преподавании темы. Постановка вопросов. Отбор и применение иллюстративного материала. Определение последовательности изложения темы.

Методические рекомендации по изучению темы:

Тема «Восприятие» является теоретической темой, где формируются новые понятия студентов в системе отражения мира. Относясь к психическому процессу, где условный образ предмета, соединенный не механически из отдельных его свойств, восприятие требует особого методического подхода при определении последовательности и динамике передачи содержания учащимся по следующим причинам: во – первых, психический процесс следует за ощущением и имеет базовую основу последнего; во – вторых, восприятие – это уже комплексный психический процесс, более сложный и изощренный для человека. Он менее знаком студентам, чем ощущение. Следует применить проблемный метод обучения, объединение и вопросно-развивающую беседу.

Изучая тему, необходимо раскрыть следующие положения:

1. Важно с самого начала раскрыть учащимся сущность про­цесса восприятия и его отличие от ощущения. Ощущения отра­жают только отдельные качества предметов и явлений. Восприя­тия дают человеку образ всего предмета, всего явления в целом, в многообразии его свойств и качеств. В реальной действительности все свойства материи существуют только в предметах и неотделимы от них. Поэтому каждое наше ощущение мы соотно­сим с предметом, его вызвавшим. При воздействии предметов и явлений на анализаторы человека возникают различные ощуще­ния. Между ними образуется прочная связь, лежащая в основе целостного отражения предметов. Восприятие не сводится к простой сумме ощущений. Оно представляет собой сложный про­цесс, качественно отличный от ощущений, образующих его.

2. Образ предмета, возникающий в сознании человека, при восприятии, включает в себя, кроме отражения отдельных его свойств, прошлый опыт человека, знания о данном предмете, от­ношение к нему. Прошлый опыт — апперцепция — включает в себя как образы предметов и явлений, полученные человеком в прежних восприятиях, так и его знания о воспринимаемом пред­мете, сложившееся ранее отношение к нему, обусловленное на­правленностью личности. Восприятие — не пассивное, зеркальное отражение мира. Все воспринимаемое человеком преломляется,через особенности его личности, его потребности, интересы, чув­ства, психическое состояние в данный момент.

Полнота и точность восприятия, протекание самого процесса чувственного познания зависят от состояния личности, от неко­торых особенностей ее характера, внимания и мышления. 3нание этой особенности восприятия важно, оно поможет им осознать смысл и значение многих методических приемов, с которыми учащиеся знакомятся на практике.

В связи с вопросом об апперцепции следует остановиться на том, что мы называем предвзятым мнением. С точки зрения психологии – это предопределенность восприятия человека. Часто мы, начиная читать книгу или воспринимая спектакль, имеем уже определенное отношение к воспринимаемому, сложившемуся на основании мнения других людей, и это определяет наше восприятие.

3. Одним из основных свойств восприятия является его целостность. Это свойство восприятия выражено в том, что при воздействии на нас предмета или явления в нашем сознании возникает его целостный образ во взаимоотношении составляющих его частей и сторон, находящихся в определенных взаимосвязях.

Какова психофизиологическая основа восприятия?

Восприятие, так же как и ощущение, имеет рефлекторную основу. В процессе восприятия мы реагируем не только на воздействие различных качеств и частей предмета, но и на отношения между ними (одну и ту же мелодию мы узнаем, если даже она исполнена на различных инструментах, в разных тональностях, так как воспринимаем звуки в определенных соотношениях).

Читайте также:  Какими свойствами обладает сложение матрицы

Как связано восприятие с мышлением?

Восприятие надо рассматривать как процесс, в ходе которого образ воспринимаемого человеком предмета становится более отчетливым, полным и расчлененным. Такое уточнение и углубление знаний о мире в процессе восприятия достигается аналитико-синтетической деятельностью мышления в указанном процессе.

Два вида восприятия – восприятие как реакция схватывания и как реакция детального видения, – которое различал И.М.Сеченов, есть, в сущности, не виды восприятия, а начало и дальнейшее развитие процесса восприятия. Отражение предмета или явления, не расчлененное вначале восприятия путем анализа, выделения отдельных частей в целом, установления связей между ними, становится в дальнейшем ходе восприятия полным и точным отражением целого.

Нужно обратить внимание учащихся на значение действия в процессе восприятия, когда предмет выделяется как объект деятельности человека. Эта связь восприятия с действием осо­бенно ясно выступает в формировании восприятия пространства. Оно совершается в процессе двигательного овладения простран­ством посредством хватательных движений и передвижения.

Психологические исследования показали, что без движения глаз по объекту сложное зрительное восприятие невозможно. Наблюдения за движением глаз человека, воспринимающего предмет или картину, показывают, что глаза движутся по вос­принимаемому объекту, как бы ощупывая его, неоднократно возвращаясь к отдельным деталям и задерживаясь на них. Эти движения обеспечивают активный процесс анализа восприни­маемого объекта, выделения в нем тех сторон, которые соответствуют задаче, стоящей перед воспринимающим человеком.

4. Развитие восприятия теснейшим образом связано с развитием мышления. Мышление в процессе восприятия придает ему осмысленный характер. Осмысленность и обобщенность также являются свойствами восприятия человека. Воспринимая еди­ничные предметы и явления, человек относит их к определенной группе, или категории, предметов, осознает единичное как част­ный случай общего. Эта обобщенность восприятия обеспечена словом-названием воспринимаемого предмета. Степень осмыс­ленности и обобщенности восприятия различна у взрослого и у ребенка. Она зависит от уровня развития мышления, речи и опыта человека. Маленький ребенок воспринимает единичный предмет обособленно, не соотнося его с группой однородных предметов. В процессе развития мышления и речи меняется и характер вос­приятия ребенка: оно становится все более осмысленным и обоб­щенным.

5. Избирательный характер восприятия обусловлен свой­ствами самого воспринимаемого объекта (окраской, четкостью контура и т. д.), условиями, в которых происходит восприятие, содержанием личности воспринимающего человека — его направленностью, интересами, опытом, задачей, стоящей перед человеком в момент восприятия.

6. Вопрос об иллюзиях – ошибках восприятия — нельзя рас­сматривать отдельно от его особенностей. Иллюзию могут выз­вать сложившееся ранее отношение человека к воспринимае­мому, недостаток опыта и специальных знаний, неумение пра­вильно установить соотношение частей в целом при восприятии.

7. Восприятие времени и пространства надо рассматривать в связи с общими закономерностями этого процесса. В разви­тии данных видов восприятия особенно ясно выступает опосредованность восприятия накопленным опытом и знаниями вос­принимающего, человека.

8. Важным в этой теме является вопрос о наблюдении и развитии наблюдательности как свойства личности.

Восприятие человека всегда связано с его деятельностью и включено в нее. Целенаправленные действия требуют пред­намеренного, активного восприятия. В деятельности возникает и развивается умение воспринимать целенаправленно, плано­мерно, систематически. Восприятие само становится целена­правленной деятельностью — наблюдением. Умение наблюдать связано с развитием воли, проявляющейся в произвольном, устойчивом внимании к воспринимаемому явлению. Умение наблюдать требует постановки цели, желаемой и понятной. В итоге систематически проводимых наблюдений формирует­ся такая важная черта личности, как наблюдательность — уме­ние по внешним признакам судить о том, что скрыто от непо­средственного восприятия (например, по выражению лица, ин­тонации голоса судить о внутреннем состоянии человека). Наблюдательность есть основа такого морального качества, как чуткость.

Вопрос о наблюдении (процессе целенаправленного, орга­низованного восприятия) и наблюдательности (черте личности) имеет большое воспитательное значение. Учащимся необходимо понять, что умение наблюдать, наблюдательность — необхо­димое качество личности преподавателя, и поэтому, готовясь к своей будущей деятельности, они должны развивать в себе эти ка­чества.

Вопросы – задачи.

1. Зная закономерности восприятия, объясните, почему мы редко замечаем опечатки при чтении художественной литературы?

2. Какое значение для восприятия имеют подписи под картинками в детских книгах?

3. Для чего ошибки в тетрадях учитель исправляет красными чернилами?

4. Как полагает восприятию интонация голоса учителя при объяснении нового учебного материала?

5. С какой целью учитель проводит предварительную беседу перед чтением нового текста?

6. В одном из рассказов Конан Дойля о Шерлоке Холмсе приводится такой разговор Холмса с доктором Ватсоном:

« – … Сколько раз вы видели ступеньки, ведущие из прихожей в эту комнату?

– Часто.

– Как часто?

– Ну, несколько сот раз.

– Отлично. Сколько же там ступенек?

– Сколько ступенек? Понятия не имею!

– Вот-вот, не заметили. А между тем вы видели!

В этом вся суть. Ну, а я знаю, что ступенек семнадцать …»

Источник