Благодаря какому свойству восприятия мы не замечаем опечатки
46. Отбор информации, поступающей в мозг из окружающей среды, не зависит от…
A. нет правильного ответа
47. Образы восприятия
A. субъективны
48. Отнесение сведений, получаемых из внешнего мира через восприятие к объектам этого мира представляет собой…
A. предметность
49. Известно, что при изменении освещения цвет бумаги кажется нам неизменным. Какое свойство восприятия проявляется в данном случае?
A.константность
50. Известно, что с какой бы точки ни смотреть на тарелку, легко замечается ее круглая форма. Какое свойство восприятия проявляется в данном случае?
A.константность
51.Процесс восприятия также называется
A. перцепцией
52. С каким свойством восприятия связано преимущественное выделение одних объектов по сравнению другими:
A. избирательность
53. Как называется процесс при котором окружающая действительность воспринимается искаженно и человек не понимает этого:
A. галлюцинации
54. Зависимость восприятия от опыта, знаний, чувств, интересов называется:
A. апперцепцией
55. Систематическое целенаправленное восприятие объектов – это:
A. наблюдение
56. Как называет ошибки восприятия объектов:
A. иллюзиями
57. Благодаря какому свойству восприятия мы не замечаем опечатки при чтении текста:
A. целостность
58. Кто предложил написать на фасаде здания слова «Наблюдательность, наблюдательность и наблюдательность»:
A. И.П. Павлов
59. Опыты сенсорной изоляции, провидимые в Университете Мак-Гиппа, привели к заключению, что без сенсорных стимулов:
A. нарушение умственных функций становится необратимым
60. Опознание объекта при повторном восприятии:
A. узнавание
61. Способность выделения при восприятии наиболее значимых объектов окружающего мира, определяемых потребностями, интересами и направленностью личности:
A. избирательность
62. Свойство восприятия, состоящее в том, что пространственная предметная ситуация воспринимается как единое целое, даже, если отдельные из его частей в данный момент не видны:
A. целостность
63. Зависимость восприятии от прошлого опыта:
A. апперцепция
64. Психика-это:
A. отражение окружающей действительности посредством деятельности мозга
65. Преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью последующего анализа и объяснения:
A. наблюдение
66. Систематическое целенаправленное восприятие объектов –это:
А. наблюдение
67. Иллюзии восприятия не обусловлены:
A. темпераментом воспринимающего.
68. То, что из двух предметов равного веса, но разных размеров меньший кажется тяжелее, называется иллюзией:
A. Шарпантье
69. Пример рисунка, который воспринимается то как ваза, то как два человеческих профиля, иллюстрирует закон:
A. фигуры и фона
70. Образы, возникающие у человека без наличия внешних воздействий на органы чувств, называются:
A. галлюцинациями
71. Псевдогаллюцинации отличаются от истинных галлюцинаций тем, что они:
A. не проецируются вовне
72. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека и от особенностей его личности называется:
A. апперцепцией
73. Термин «апперцепция» предложил:
A. Г. Лейбниц
74. По отношению к восприятию феномен относительной независимости параметров фигуры от изменений ее фона известен как:
Е. целостность
75. Свойство восприятия, характеризующееся восприятием тесно связанных с мышлением и пониманием сущности предметов, называется:
A. осмысленностью
76. Константность восприятия – это свойство:
A. приобретенное
77. В способности человека узнавать предмет по его неполному или ошибочному изображению проявляется такое свойство восприятия, как:
A. целостность
78. Концентрация внимания предопределяется:
Источник
Приветствую вас, друзья. Сегодня снова поговорим о работе над текстом. Неважно, что вы пишете – роман или статью, монографию или новеллу, этапа вычитки или редактирования вам всё равно не избежать.
Одна из проблем этого, мало кем любимого этапа – пропущенные ошибки, и не только грамматические, но и фактические, логические и самые разные. Пропущенные ошибки встречаются и у опытных литераторов, и у грамотных авторов, и даже у редакторов и корректоров. Но, подчеркну, в своих текстах.
Встречаются они и у меня, но я знаю причину, поэтому на замечания комментаторов реагирую спокойно – благодарю и исправляю. Такие случайные ошибки не имеют отношения ни к уровню грамотности, ни к внимательности. Тогда в чём же причина?
Глаз замылился или Апперцепция восприятия
Вот таким довольно странным выражением объясняют восприятия, когда автор не видит ошибок в своём тексте, хоть в чужом он их прекрасно замечает.
Дело здесь, конечно, не в глазе, а в мозге, то есть причина чисто психологическая. Она связана с апперцепцией восприятия. Это такое интересное явление, когда восприятие реальности формируется под влиянием установки, то есть готовности или предрасположенности воспринимать вещи и явления определённым образом. Мы видим (или слышим) не то что есть на самом деле, а то, что готовы увидеть, то на что настроен наш мозг. Примеров апперцепции можно привести огромное количество, начиная от проблем с поиском какой-то вещи, когда она лежит на самом виду, до встреч с привидениями и инопланетянами.
Но мы-то с вами говорим о восприятии текста. Редактируя своё произведение, автор тоже видит то, к чему готов его мозг. То есть в голове-то у нас всё правильно, поэтому часть ошибок мы просто не видим. Даже такие логические несуразности, когда девушка пошла на свидание в кофте с юбкой, а, придя домой, снимает джинсы.
Кстати, самые разные повторы, в том числе местоимений («я», «он», «этот» и т. д.), а также «что» и «было», автор тоже часто не замечает по этой же причине. Глаз замылился. Текст в голове настолько цельное образование, что отдельные мелкие элементы могут сознанием не выделяться. О проблеме «что» и «было» я уже писала раньше.
Картинка в свободном доступе. Обои для рабочего стола.
Что же делать?
Как решить непростую проблему «замыленного глаза»? Я могу предложить несколько вариантов решения.
- Самый гарантированный – дать почитать другому человеку, который готов найти и исправить ваши ошибки. В идеале – редактору и корректору.
- Отложить текст на какое-то время. Чем дольше он будет отлёживаться, тем качественнее будет его редактура. Правда, если большое художественное произведение можно отложить на 1–2 недели, то со статьями, которые пишутся каждый день, а то и по пачке в день, такой фокус не пройдёт.
- Чтобы проверить текст на наличие стилистических, лексических и синтаксических ошибок, его можно прочитать вслух. Все корявости и ошибки в построении предложений сразу будут заметны. Правда, с грамматикой это не всегда работает.
- Распечатать текст. Напечатанный на бумаге, особенно другим шрифтом текст воспринимается как чужой, и все ошибки станут более заметны.
Другие особенности восприятия
Под выражением «глаз замылился» нередко понимается утрата внимания к мелочам. Она возникает, когда автор одержим идеей, например, развития сюжета, построения отношения героев, образами персонажей и т. д. Писатель настолько увлечён глобальным, что не замечает такие «несущественные» вещи, как пропущенные буквы и знаки препинания, избыток местоимений и несогласование окончаний. Это же такие мелочи на фоне захватывающего сюжета или гениальной идеи.
Справиться с этой проблемой несколько проще. Нужно просто перестать воспринимать текст глобально. Когда наступает этап вычитки, следует переключить своё внимание с целостного восприятия общей идеи или сюжета на сам текст, то есть на слова и предложения.
Для этого нужно начать читать текст медленно, очень медленно, даже по слогам, как в первом классе, и одновременно не разрешать себе думать, ни о сюжете, ни о героях. Иначе здесь возникнет ещё одна опасность – вместо исправления ошибок вы начнёте переписывать не понравившиеся места и сцены.
Медленное чтение постепенно настроит восприятие на поиск ошибок, и вы сосредоточитесь на частностях. Кстати, именно поэтому рекомендуется два этапа редактирования: быстрое чтение для редактуры сюжета и медленное – для исправления ошибок.
Иногда на восприятие ошибок оказывает влияние профдеформация, интересы, род занятий. Тогда в тексте появляются незаметные для автора профессиональные термины, сленг, жаргонизмы, специфические выражения и ошибки. У меня в тексте, например, встречается такая «профессиональная ошибка» — я вместо «пишЕте» часто печатаю «пишИте». А что делать? Я 30 лет читала лекции студентам, раз по 20 на дню повторяя слово «пишИте».
Думаю, у многих подобные профессиональные искривления мозга найдутся.
Какой же вывод? Мы не идеальны, мы знаем, что мы можем ошибаться, а теперь ещё и знаем, почему это происходит, и на что следует обращать внимание. И причина здесь не только в банальной безграмотности, хоть и её на просторах интернета немало.
На сегодня всё. Не скучайте, скоро встретимся, в комментариях так и совсем скоро.
И я хочу поблагодарить моих читателей за удивительно тактичные, умные и интересные комментарии. Читать их не менее полезно, чем сами статьи. Спасибо, мои читатели! Вы самые лучшие!
Источник
Восприятие человека – сложная, многогранная структура, которая влияет на его видение мира, событий, людей, на мышление.
И как и в любой сложной системе, здесь также могут существовать свои ошибки, которые нарушают процесс понимания, осознания, мешают увидеть нам всю картину, а не только “тоннель”.
Понаблюдайте за собой, вспомните прошлое и проанализируйте, когда и вы могли попасться в эти ловушки? И не совершаете ли этих ошибок в настоящее время?
Иногда нимб над головой – это плохо
Одна из самых частых ошибок восприятия. Вы и сами сталкивались с ней так или иначе. Слухи, которые распространяют другие люди, пройдя долги путь от одних ушей к другим, в итоге создают ореол вокруг объекта обсуждения. Прежде, чем принять вместо человека его ореол, попробуйте сами познакомиться, поговорить, рассмотреть человека, имейте свое мнение.
Как говорится – по обложке встречают
По обложке встречают, а провожают по уму. Но чаще провожают не по уму, а с разочарованием. Разочарованием в том, что мы видели в человек одно, а оказалось совсем другое. Личность – это не такая мелкая деталь, что ее можно распознать с одного взгляда, дайте ей время проявить себя в различных ситуациях.
Иногда личное мнение падает в крайность
Иметь личное мнение – это совсем не плохо. Плохо, когда оно начинает ограничивать вас от других точек зрения, падает из крайности в крайность. В данном случае, феномен “тоннельного” мышления выходит на первый план.
Мир, как отражение нас самих
Ты есть я, а я есть ты. Человек склонен приписывать определенные качества другому. Обычно это строится на принципах симпатии или неприязни. Приятного человека хочется отождествлять с собой, находить общие черты. Но то же самое происходит с человеком неприятным, с одним условиям, очень сложно признать, что мы приписали ему именно свои отрицательные качества.
Что делать при данных ошибках?
На самом деле совет один – научиться критически мыслить, научиться сомневаться и задавать вопросы. Данный метод был описан в прошлой статье: «Мыслю, следовательно, существую» – критическое мышление как способ развития личности.
Так как, ошибки восприятия, это также и когнитивные искажения (мыслительные ошибки), то и бороться с ними необходимо на том же поле – в нашем мышлении.
Эффект Даннига-Крюгера – взгляд с другой стороны
Неожиданно вспомнилось об ещё одном занимательном эффекте. Эффект Даннига-Крюгера, если прям по научному.
Суть эффекта такова, что некомпетентный специалист, с низким уровнем квалификации, чаще допускает ошибки в своей работе, в своих выводах и решениях, и в итоге, из-за своей некомпетентности неспособен увидеть и признать собственные ошибки. Таким образом получается замкнутый круг: низкая компетентность – ошибки и неверные решения – непризнание – и в итоге все заново, порочный круг.
Почему я об этом вспомнил собственно, данный эффект можно относить не только к специалистам и работникам, но и к обычному человеку, в его жизни. «Тоннельное мышление», категоричный субъективизм, узкий кругозор – все это приводит нас к неверным решениям в жизни, мы ошибаемся в важных моментах, делаем ужасные выводы о людях. И в итоге не можем осознать того, что дело в нас, в наших решениях, мыслях, что мы ошибаемся. И человек продолжается кружиться в этом эффекте, застревая там надолго и прочно. Поэтому, если взглянуть на данный феномен с такой стороны, его тоже можно отнести к ошибкам нашего восприятия и мышления.
Источник
Содержание темы:
Отбор методики преподавания и определение узловых вопросов изложения. расстановка акцентов в преподавании темы. Постановка вопросов. Отбор и применение иллюстративного материала. Определение последовательности изложения темы.
Методические рекомендации по изучению темы:
Тема «Восприятие» является теоретической темой, где формируются новые понятия студентов в системе отражения мира. Относясь к психическому процессу, где условный образ предмета, соединенный не механически из отдельных его свойств, восприятие требует особого методического подхода при определении последовательности и динамике передачи содержания учащимся по следующим причинам: во – первых, психический процесс следует за ощущением и имеет базовую основу последнего; во – вторых, восприятие – это уже комплексный психический процесс, более сложный и изощренный для человека. Он менее знаком студентам, чем ощущение. Следует применить проблемный метод обучения, объединение и вопросно-развивающую беседу.
Изучая тему, необходимо раскрыть следующие положения:
1. Важно с самого начала раскрыть учащимся сущность процесса восприятия и его отличие от ощущения. Ощущения отражают только отдельные качества предметов и явлений. Восприятия дают человеку образ всего предмета, всего явления в целом, в многообразии его свойств и качеств. В реальной действительности все свойства материи существуют только в предметах и неотделимы от них. Поэтому каждое наше ощущение мы соотносим с предметом, его вызвавшим. При воздействии предметов и явлений на анализаторы человека возникают различные ощущения. Между ними образуется прочная связь, лежащая в основе целостного отражения предметов. Восприятие не сводится к простой сумме ощущений. Оно представляет собой сложный процесс, качественно отличный от ощущений, образующих его.
2. Образ предмета, возникающий в сознании человека, при восприятии, включает в себя, кроме отражения отдельных его свойств, прошлый опыт человека, знания о данном предмете, отношение к нему. Прошлый опыт — апперцепция — включает в себя как образы предметов и явлений, полученные человеком в прежних восприятиях, так и его знания о воспринимаемом предмете, сложившееся ранее отношение к нему, обусловленное направленностью личности. Восприятие — не пассивное, зеркальное отражение мира. Все воспринимаемое человеком преломляется,через особенности его личности, его потребности, интересы, чувства, психическое состояние в данный момент.
Полнота и точность восприятия, протекание самого процесса чувственного познания зависят от состояния личности, от некоторых особенностей ее характера, внимания и мышления. 3нание этой особенности восприятия важно, оно поможет им осознать смысл и значение многих методических приемов, с которыми учащиеся знакомятся на практике.
В связи с вопросом об апперцепции следует остановиться на том, что мы называем предвзятым мнением. С точки зрения психологии – это предопределенность восприятия человека. Часто мы, начиная читать книгу или воспринимая спектакль, имеем уже определенное отношение к воспринимаемому, сложившемуся на основании мнения других людей, и это определяет наше восприятие.
3. Одним из основных свойств восприятия является его целостность. Это свойство восприятия выражено в том, что при воздействии на нас предмета или явления в нашем сознании возникает его целостный образ во взаимоотношении составляющих его частей и сторон, находящихся в определенных взаимосвязях.
Какова психофизиологическая основа восприятия?
Восприятие, так же как и ощущение, имеет рефлекторную основу. В процессе восприятия мы реагируем не только на воздействие различных качеств и частей предмета, но и на отношения между ними (одну и ту же мелодию мы узнаем, если даже она исполнена на различных инструментах, в разных тональностях, так как воспринимаем звуки в определенных соотношениях).
Как связано восприятие с мышлением?
Восприятие надо рассматривать как процесс, в ходе которого образ воспринимаемого человеком предмета становится более отчетливым, полным и расчлененным. Такое уточнение и углубление знаний о мире в процессе восприятия достигается аналитико-синтетической деятельностью мышления в указанном процессе.
Два вида восприятия – восприятие как реакция схватывания и как реакция детального видения, – которое различал И.М.Сеченов, есть, в сущности, не виды восприятия, а начало и дальнейшее развитие процесса восприятия. Отражение предмета или явления, не расчлененное вначале восприятия путем анализа, выделения отдельных частей в целом, установления связей между ними, становится в дальнейшем ходе восприятия полным и точным отражением целого.
Нужно обратить внимание учащихся на значение действия в процессе восприятия, когда предмет выделяется как объект деятельности человека. Эта связь восприятия с действием особенно ясно выступает в формировании восприятия пространства. Оно совершается в процессе двигательного овладения пространством посредством хватательных движений и передвижения.
Психологические исследования показали, что без движения глаз по объекту сложное зрительное восприятие невозможно. Наблюдения за движением глаз человека, воспринимающего предмет или картину, показывают, что глаза движутся по воспринимаемому объекту, как бы ощупывая его, неоднократно возвращаясь к отдельным деталям и задерживаясь на них. Эти движения обеспечивают активный процесс анализа воспринимаемого объекта, выделения в нем тех сторон, которые соответствуют задаче, стоящей перед воспринимающим человеком.
4. Развитие восприятия теснейшим образом связано с развитием мышления. Мышление в процессе восприятия придает ему осмысленный характер. Осмысленность и обобщенность также являются свойствами восприятия человека. Воспринимая единичные предметы и явления, человек относит их к определенной группе, или категории, предметов, осознает единичное как частный случай общего. Эта обобщенность восприятия обеспечена словом-названием воспринимаемого предмета. Степень осмысленности и обобщенности восприятия различна у взрослого и у ребенка. Она зависит от уровня развития мышления, речи и опыта человека. Маленький ребенок воспринимает единичный предмет обособленно, не соотнося его с группой однородных предметов. В процессе развития мышления и речи меняется и характер восприятия ребенка: оно становится все более осмысленным и обобщенным.
5. Избирательный характер восприятия обусловлен свойствами самого воспринимаемого объекта (окраской, четкостью контура и т. д.), условиями, в которых происходит восприятие, содержанием личности воспринимающего человека — его направленностью, интересами, опытом, задачей, стоящей перед человеком в момент восприятия.
6. Вопрос об иллюзиях – ошибках восприятия — нельзя рассматривать отдельно от его особенностей. Иллюзию могут вызвать сложившееся ранее отношение человека к воспринимаемому, недостаток опыта и специальных знаний, неумение правильно установить соотношение частей в целом при восприятии.
7. Восприятие времени и пространства надо рассматривать в связи с общими закономерностями этого процесса. В развитии данных видов восприятия особенно ясно выступает опосредованность восприятия накопленным опытом и знаниями воспринимающего, человека.
8. Важным в этой теме является вопрос о наблюдении и развитии наблюдательности как свойства личности.
Восприятие человека всегда связано с его деятельностью и включено в нее. Целенаправленные действия требуют преднамеренного, активного восприятия. В деятельности возникает и развивается умение воспринимать целенаправленно, планомерно, систематически. Восприятие само становится целенаправленной деятельностью — наблюдением. Умение наблюдать связано с развитием воли, проявляющейся в произвольном, устойчивом внимании к воспринимаемому явлению. Умение наблюдать требует постановки цели, желаемой и понятной. В итоге систематически проводимых наблюдений формируется такая важная черта личности, как наблюдательность — умение по внешним признакам судить о том, что скрыто от непосредственного восприятия (например, по выражению лица, интонации голоса судить о внутреннем состоянии человека). Наблюдательность есть основа такого морального качества, как чуткость.
Вопрос о наблюдении (процессе целенаправленного, организованного восприятия) и наблюдательности (черте личности) имеет большое воспитательное значение. Учащимся необходимо понять, что умение наблюдать, наблюдательность — необходимое качество личности преподавателя, и поэтому, готовясь к своей будущей деятельности, они должны развивать в себе эти качества.
Вопросы – задачи.
1. Зная закономерности восприятия, объясните, почему мы редко замечаем опечатки при чтении художественной литературы?
2. Какое значение для восприятия имеют подписи под картинками в детских книгах?
3. Для чего ошибки в тетрадях учитель исправляет красными чернилами?
4. Как полагает восприятию интонация голоса учителя при объяснении нового учебного материала?
5. С какой целью учитель проводит предварительную беседу перед чтением нового текста?
6. В одном из рассказов Конан Дойля о Шерлоке Холмсе приводится такой разговор Холмса с доктором Ватсоном:
« – … Сколько раз вы видели ступеньки, ведущие из прихожей в эту комнату?
– Часто.
– Как часто?
– Ну, несколько сот раз.
– Отлично. Сколько же там ступенек?
– Сколько ступенек? Понятия не имею!
– Вот-вот, не заметили. А между тем вы видели!
В этом вся суть. Ну, а я знаю, что ступенек семнадцать …»
Источник