Благодаря какому свойству восприятия мы замечаем опечатки при чтении текста

46. Отбор информации, поступающей в мозг из окружающей среды, не зависит от…

A. нет правильного ответа

47. Образы восприятия

A. субъективны

48. Отнесение сведений, получаемых из внешнего мира через восприятие к объектам этого мира представляет собой…

A. предметность

49. Известно, что при изменении освещения цвет бумаги кажется нам неизменным. Какое свойство восприятия проявляется в данном случае?

A.константность

50. Известно, что с какой бы точки ни смотреть на тарелку, легко замечается ее круглая форма. Какое свойство восприятия проявляется в данном случае?

A.константность

51.Процесс восприятия также называется

A. перцепцией

52. С каким свойством восприятия связано преимущественное выделение одних объектов по сравнению другими:

A. избирательность

53. Как называется процесс при котором окружающая действительность воспринимается искаженно и человек не понимает этого:

A. галлюцинации

54. Зависимость восприятия от опыта, знаний, чувств, интересов называется:

A. апперцепцией

55. Систематическое целенаправленное восприятие объектов – это:

A. наблюдение

56. Как называет ошибки восприятия объектов:

A. иллюзиями

57. Благодаря какому свойству восприятия мы не замечаем опечатки при чтении текста:

A. целостность

58. Кто предложил написать на фасаде здания слова «Наблюдательность, наблюдательность и наблюдательность»:

A. И.П. Павлов

59. Опыты сенсорной изоляции, провидимые в Университете Мак-Гиппа, привели к заключению, что без сенсорных стимулов:

A. нарушение умственных функций становится необратимым

60. Опознание объекта при повторном восприятии:

A. узнавание

61. Способность выделения при восприятии наиболее значимых объектов окружающего мира, определяемых потребностями, интересами и направленностью личности:

A. избирательность

62. Свойство восприятия, состоящее в том, что пространственная предметная ситуация воспринимается как единое целое, даже, если отдельные из его частей в данный момент не видны:

A. целостность

63. Зависимость восприятии от прошлого опыта:

A. апперцепция

64. Психика-это:

A. отражение окружающей действительности посредством деятельности мозга

65. Преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью последующего анализа и объяснения:

A. наблюдение

66. Систематическое целенаправленное восприятие объектов –это:

А. наблюдение

67. Иллюзии восприятия не обусловлены:

A. темпераментом воспринимающего.

68. То, что из двух предметов равного веса, но разных размеров меньший кажется тяжелее, называется иллюзией:

A. Шарпантье

69. Пример рисунка, который воспринимается то как ваза, то как два человеческих профиля, иллюстрирует закон:

A. фигуры и фона

70. Образы, возникающие у человека без наличия внешних воздействий на органы чувств, называются:

A. галлюцинациями

71. Псевдогаллюцинации отличаются от истинных галлюцинаций тем, что они:

A. не проецируются вовне

72. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека и от особенностей его личности называется:

A. апперцепцией

73. Термин «апперцепция» предложил:

A. Г. Лейбниц

74. По отношению к восприятию феномен относительной независимости параметров фигуры от изменений ее фона известен как:

Е. целостность

75. Свойство восприятия, характеризующееся восприятием тесно связанных с мышлением и пониманием сущности предметов, называется:

A. осмысленностью

76. Константность восприятия – это свойство:

A. приобретенное

77. В способности человека узнавать предмет по его неполному или ошибочному изображению проявляется такое свойство восприятия, как:

A. целостность

78. Концентрация внимания предопределяется:

Источник

Ошибки органов чувств

Наше восприятие, при помощи которого мы раскрываем для себя мир, оказывается, ненадежно. Мы можем видеть то, чего нет, слышать то, что никто не произносил и помнить факты, которые не соответствуют реальности. Это ставит под сомнение основной метод познания – наблюдение и восприятие реальности при помощи доступных нам пяти органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса.

Самыми простыми и естественными примерам наших ошибок наших органов чувств могут быть известные картинки, глядя на которые мы делаем неверные выводы. Например, эти:

На картинке слева изображены на полосатом фоне ровные квадраты, а справа – параллельные линии

Непривычное окружение, особые условия освещения могут сыграть с наши зрением свои шутки. Не обязательно даже рисовать картинки-обманки. У Нила Шубина в книге “Внутренняя рыба” описан случай, когда группа палеонтологов, работавших в заполярье, приняли зайца за белого медведя. Прослушав курс безопасности, вооружившись винтовками, ученые постоянно оглядывались в ожидании визита арктического хищника. В непривычных условиях тундры глаза городских жителей умеренного пояса не нашли подходящих ориентиров для определения расстояния и приняли белое пятнышко заячьей шкурки, оказавшееся примерно в ста метрах, за фигуру медведя, приближающегося на значительном расстоянии.

Слух тоже подкидывает свои сюрпризы. Явление слуховой избирательности характеризуется тем, что человек выхватывает из общего шумового фона звуки, которые ожидает или стремится услышать. При этом, сосредоточившись на том или ином сигнале, он запросто может пропустить звонок телефона или не услышать гудок автомобиля. Люди, долгое время находящиеся в тишине, часто начинают различать шепот или голос в любом шорохе. Видимо, так работает наш социальный инстинкт, стремление находится в группе, среди своих, в безопасности. Также, как в случайном узоре мы стремимся увидеть лицо или иную осмысленную форму, в случайных звуках наш мозг ищет подобие человеческого голоса и речи.

Вкус, обоняние и осязание тоже могут обмануть нас. Вкус пищи, к примеру, можно замаскировать запахом, отдушкой или ароматизатором, чем пользуются недобросовестные производители продуктов питания.

В далеком 1975 году, когда модно было ставить эксперименты над студентами, Дэниэл Симмонс из университета Иллинойса провел эксперимент на внимание. Если Вы знаете о чем я, читайте дальше, а если нет – попробуйте пройти тест, посмотрев это видео. Вам предлагают посчитать, сколько раз студенты передадут друг другу мяч.

Посчитали? Получилось правильно? А заметили ли Вы гориллу? Большинство людей не замечают. Увлекаясь деталями, мы совершенно не обращаем внимание на то, что происходит на фоне. Все это прекрасно известно следователям и полицейским, подчас снимающими абсолютно противоречивые показания свидетелей, и абсолютно незнакомо уфологам, стремящимся набрать как можно больше свидетельств существования НЛО, Несси, домовых и другой чертовщины.

За границей применимости органов чувств

Работа органов чувств часто дает сбои в обычном для нас окружении. Однако они оказываются совершенно бессильны в условиях, кардинально отличающихся от привычных нам. Тут не только определение расстояний или необходимых усилий хромает, но даже самые простые бытовые действия вызывают затруднения:

“…я когда первый раз вернулся из полета, попросил у жены стаканчик воды, выпил и отпустил стакан, без всяких задних мыслей. И в полете точно так же, земные привычки. Что-нибудь написал ручкой, положил ручку на стол. Только оглянулся – ее уже нет,” – космонавт Павел Виноградов о жизни в невесомости.

альвадор Дали, “Оазис”

Как мы не в состоянии представить себе существование в невесомости, за исключением тех, конечно, кто испытал на себе чудеса параболического полета, так не можем заставить себя вообразить сроки и расстояния, к работе с которыми пришла современная наука.

Теория относительности Эйнштейна требует работы воображения в сфере, в которой опыт наших органов чувств совершенно пасует. Мы никогда не движемся со скоростями, близкими к скорости света, поэтому представить себе эффекты, открывающиеся на этих скоростях, практически не можем. Приходится уповать на логику и здравый смысл, следствия из расчетов.

Те же ограничения работают в мире квантовой физики. Пытаясь представить себе частицы в виде взаимодействующих шариков, мы скатываемся к уровню детского сада. Частицы не похожи на шарики. Они вообще не похожи ни на что, что нам известно, и обладают свойствами, которыми не обладают привычные нам предметы.

Физика – удел логиков. Мир удивительных расчетов, открывающих непонятные чудеса. Но и биология не остается в стороне. Мир живой клетки существует совершенно по иным законам, чем наш. Это мир не ньютоновских, а химических взаимодействий. Представить его себе реальнее, чем пространство существования элементарных частиц, однако и тут наше воображение сталкивается с необходимостью рисовать картины иных миров доступными красками нашего физического опыта.

Геологические процессы касаются отрезков времени, на которых бессилен здравый смысл существ, привыкших мыслить в категориях часов, дней или лет. Горы поднимаются за миллионы лет, многим камням на нашей планете уже стукнуло более трех миллиардов лет. Чтобы понять процессы, происходящие с неживой природой, приходится оперировать сроками, на которых камни становятся пластичными, континенты подвижными, а химический состав атмосферы и океанических вод меняется так же легко и быстро, как время дня в нашем мире. О реальной геологической шкале и о том, как тяжело ее воспринимать, мы даже писали вот здесь.

К чему приводят ошибки нашего восприятия?

Ошибки в работе органов чувств и ограниченные границы их применимости приводят к суевериям, предрассудкам и другим осложняющим жизнь общества явлениям. Есть контактеры, действительно верящие в то, что были похищены инопланетянами и те теперь выходят с ними на контакт. Но вот Карл Саган в своей книге “Мир полный демонов” задался вопросом посчитать количество контактеров и сравнить его с количеством страдающих шизофренией. Оказалось, что миллион контактеров намного меньше числа психически больных, считающих себя, например, историческими личностями, страдающих раздвоением сознания, разговаривающих с воображаемыми друзьями. Почему воображаемый друг является сигналом психического расстройства, а контакт с инопланетянами – нет?

Художник Johnny Palacios. Кто лучше сюрреалиста может рассказать об ограниченности нашего восприятия?

Осознавая ограниченность возможностей наших органов чувств мы обязаны отдавать себе отчет в том, что необходимо проверять результаты своих наблюдений, если они идут вразрез со здравым смыслом. И напротив, принимать результаты экспериментов, подтвержденные многократно и проверенные расчетами, даже если они противоречат здравому смыслу. Если Вы увидели ангела и он возвестил Вам о непорочном зачатии, не торопитесь падать ниц, может быть, Вы счастливый наблюдатель галлюцинации.

На первый взгляд все это неважно для нашего быта. Однако мы растим детей, мы хотим, чтобы они были умнее нас и сделали свой мир лучше, чем сумели мы. А для этого необходимо развивать интеллект, критическое мышление и ценить знания, вырванные у природы. Тогда, глядя на нас, принимая наши ценности, потомки действительно будут умнее и способнее.

Спасибо за внимание. Если Вам понравилась статья, подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки и делайте репосты. Мы будем Вам очень благодарны.

Источник

Взято из Яндекс-картинок

Всем привет!

Информация с развитием интернета стала доступнее. Нам гораздо проще искать ответы на возникающие вопросы. Большинство информации мы черпаем из сухих обобщающих выдержек или из видеоматериалов. Я помню, как еще во время учебы в школе мне попадались книги, которые содержали в себе краткий пересказ литературных произведений, который был достаточен для того, чтобы ответить на контрольные задания. Сейчас все социальные сети построены по формату предоставления краткого текстового материала и большого фото и видеопотока. Огромный объем информации делает чрезвычайно сложным выбор той, которая будет полезна на самом деле. У нас нет времени на выбор, так как сам процесс выбора может стать пожирателем времени. Но стремление все успеть приводит к тому, что мы успеваем «что-то» и поверхностно. Это очень характерно для общества потребления. Наши познания все больше нацелены не на получение полезной информации, а на развлечение. «Получите и распишитесь», – как говорится. То же ЯндексДзен построен по принципу развлекательного ресурса, продвигая контент популярный, но не делающий нас лучше.

Люди начинают меньше читать. Но рано или поздно мы понимаем, что большинство информации, которую мы получаем из обобщений – это мусор. Во-первых, большинство из этой информации нам никогда не пригодится, а во-вторых, даже если эта информация нам полезна, мы ее не сможем глубоко воспринять. Из-за шума, который окружает нас каждый день, нам проще воспринимать голосовую информацию, так как она может заглушить посторонние шумы. Но проще – не значит качественнее.

Глубокое восприятие возможно только когда мы имеем возможность осмыслить, обдумать информацию по ходу ее получения, потом обсудить ее, сформировать свое отношение к ней и начать применять полученные знания на практике. Получая информацию с помощью аудио или видеоматериалов, мы зависим от скорости подачи этой информации, но способность восприятия у всех разная, поэтому усвоить ее качественно не получается. Чаще всего «в одно ухо влетает, а из другого – вылетает». Поэтому, когда мы идем на лекцию, то берем с собой блокнот, куда записываем основные тезисы, чтобы потом вернуться к ним, изучить с помощью дополнительных источников информации.

Восприятие информации в режиме реального времени содержит и преимущества, так как только такой формат позволяет получить оперативную обратную связь и предоставляет больше возможностей для демонстрации примеров. Поэтому ни в коем случае я не хочу сказать, что не нужно смотреть видеоуроки или ходить на лекции.

Но именно книга позволяет глубоко и на долго погрузиться в другой мир, осмысливать по ходу чтения, воображать. Мы заставляем думать свой головной мозг. Воображение помогает нам становиться творцами, а не просто потребителями огромного количества ненужной нам информации. Не зря говорят, что «если ты много читаешь, то рано или поздно начинаешь писать».

Как я уже говорил, любая информации, как и книга, может содержать много «лишнего», но именно благодаря контенту есть хорошие и плохие книги. Хорошие книги надо читать целиком, чтобы погрузиться в мысли автора и понять, что помогало создавать произведение. Ведь книга – это лишь вершина мыслей автора.

Поэтому не стоит пренебрегать чтением книг. Я читаю книги, которые посвящены самопознанию и самореализации, экономической теории и истории, социальным и политическим вопросам, бизнес-успехам и эффективным организациям. Целеустремленное чтение помогает задуматься над интересующими вопросами, узнать продуманное мнение других, мысленно согласиться или поспорить, вдохновиться.

В своих статьях я буду делать обзор книг, которые читаю и на прочтение которых мне не жалко потраченного времени, но не для того, чтобы кратко пересказать суть книги, а для того, чтобы подогреть интерес и сделать выводы, выписать самое интересное, к чему можно будет потом еще ни раз возвращаться.

Мне написание статей помогает разобраться в своих мыслях, найти ответы на интересующие вопросы. Говорят, что мысли могут материализоваться. Наверное, это так, но только если ты подкрепляешь действиями свои мечты. А первый шаг к материализации мыслей – четко сформулировать их. Но об этом как-нибудь в следующий раз.

Ставьте лайки, подписывайтесь, задавайте вопросы, не оставайтесь равнодушными!

Спасибо!

Источник

Практическое занятие

«Виды и свойства восприятия»

Цель: закрепить теоретические знания, полученные по теме;

научить различать ощущения и восприятия как ступени чувственного познания мира;

повторить виды и свойства восприятия, выделить их при решении психологических задач.

Основные понятия: восприятие, избирательность восприятия, константность восприятия, целостность восприятия, апперцепция, иллюзии, предметность восприятия, осмысленность восприятия.

Литература: Коломинский Я.Л. Человек-психология. – М., 1980.

Панибратцева З.М. Методика преподавания психологии. – М., 1971.

Практикум по общей психологии / под ред.А.И.Щербакова. – М., 1979.

Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии. – М., 2000.

Сборник задач по общей психологии / под ред. В.С.Мерлина. – М., 1974.

План занятия

        1. Приветствие.

        2. Повторение теоретического материала.

        3. Решение психологических задач.

        4. Работа по карточкам-заданиям.

        5. Заполнение итоговой таблицы по теме «Восприятие».

        6. Подведение итогов занятия.

Ход занятия

  1. Приветствие.

  2. Повторение теоретического материала.

I. Классификация восприятий – по ведущему анализатору; по форме существования материи (работа у доски).

II. Фронтальный опрос.

– В чём сходство и различие ощущения и восприятия?

– Что называется восприятием времени?

– Что такое иллюзии?

– В чём выражается целостность восприятия? Константность восприятия?

– Что такое апперцепция?

– Какую роль в деятельности человека играет избирательность восприятия? Приведите примеры.

3. Решение психологических задач.

Вопросы-задачи

  1. Зная закономерности восприятия, объясните, почему мы редко замечаем опечатки при чтении художественной литературы?

  2. Какое значение для восприятия имеют подписи под картинками в детских книгах?

  3. Для чего ошибки в тетрадях учитель исправляет красными чернилами?

  4. Как помогают восприятию интонация голоса учителя при объяснении нового учебного материала?

  5. С какой целью учитель проводит предварительную беседу перед чтением нового текста?

  6. В одном из рассказов Конан Дойля о Шерлоке Холмсе приводится такой разговор Холмса с доктором Ватсоном:

« – … Сколько раз вы видели ступеньки, ведущие из прихожей в эту комнату?

– Часто.

– Как часто?

– Ну, несколько сот раз.

– Отлично. Сколько же там ступенек?

– Сколько ступенек? Понятия не имею!

– Вот-вот, не заметили. А между тем вы видели!

В этом вся суть. Ну, а я знаю, что ступенек семнадцать …»

Какой вывод вы можете сделать из этого эпизода, зная общие закономерности восприятия?

  1. Объясните психологически следующий факт: когда человек впервые идет по незнакомой местности, самостоятельно разыскивая дорогу, он без труда найдет её вторично; если же он идет вместе со спутником, которому дорога хорошо известна, человеку трудно будет самостоятельно проделать этот путь в следующий раз?

Задачи

А) Как воспринимался Гайдар автором рассказа, ночным сторожем, Еленой Васильевной, мальчишками, старушкой-жалобщицей? Чем объяснить различия в восприятии? Как влияет направленность личности на восприятие?

Широкоплечий, с добрыми ясными глазами, в военных сапогах, в гимнастерке, он был похож на солдата, приехавшего на побывку. Жил тихо. По три-четыре дня работал, не зная часов.

На цыпочках, крадучись, в расстегнутой гимнастерке, приходил ночами на кухню. Улыбался широкой улыбкой: “Дорогие, чайку бы мне, да почерней”.

Чай у нас всегда был горячий, ему наливали крепкого чая, и он осторожно, бесшумно исчезал в своей комнате.

Ночным сторожем работал у нас житель Ясной Поляны Венев Петр Иванович. Яснополянская жизнь наложила на Петра Ивановича неизгладимый след. Он любил писателей, любил литературу, говорил о Гайдаре: “Громадина-то какая. Руки большущие. Первым косарем был бы. А тихий… Лесником был бы, хороший лесник.

На Пролетарском проспекте жила у нас Елена Васильевна. Добрейшая женщина с такими ясными голубыми глазами, как будто ее детство еще не прошло. У нее мы снимали дачу для Гайдара. Иногда он уходил туда на несколько дней. И чего только не делала ему Елена Васильевна. Очень она любила его. И галушки варила, и сало с чесноком, молоко в горшке топила и делала какой-то смородиновый пунш. Комнату его убирала так, будто для невесты. Повесит белые шторы, на круглый стол скатерть – платок турецкий – положит, а на него поставит свою единственную, тонкую нежно-голубую чашку, подаренную кем-то когда-то: не то бабушке, не то прабабушке. Дача стояла в конце проспекта, проспект кончался тупиком, дальше – овраг. По оврагу протекал маленький ручей. Сюда вот и собирались мальчишки лет восьми – тринадцати. Садились на лежащие у канавы бревна, ждали Гайдара. Гайдар появлялся, и начиналась у них игра. Чаще всего играли в городки. Ребята кричали: “Бей, Гайдар!” Он ловко набивал рюхи. Мальчишки кричали: “Молодец, Гайдар!” А Гайдар – распоясанный, озорной – сам кричал: “Молодец, Гайдар, бей, Гайдар!”

Так по всему проспекту и неслось: “Бей, Гайдар – молодец, Гайдар – бей, Соловей!” Крик, шум.

Один раз в поссовет пришла старушка и стала жаловаться председателю:

-Что это у нас на проспекте творится… Писатель, вишь, поселился. Гайдар какой-то, ну и свел дружбу. Да с кем, с сорванцами! На тебе городки, на тебе горелки! Спокою нет, шум, гам! Ему ли – такому-то мужику с мальчишками возиться. И фамилия у него Гай… Ну и жил бы где за гаем, а не у нас тут.

Б) Какая из перечисленных закономерностей восприятия (апперцепция, осмысленность восприятия, зависимость восприятия части от восприятия целого, выделение предмета из фона, целостность, константность) проявляется в данных примерах?

1. Человек с подвижным и выразительным лицом и богатой жестикуляцией, находящийся среди людей с бедной мимикой и пантомимикой, производит более сильное впечатление (при прочих равных условиях).

Незнакомая женщина, находящаяся среди мужчин, внешне не резко отличных друг от друга, будет воспринята ярче, чем тогда, когда она будет в группе женщин.

Незнакомый офицер будет острее воспринят в группе солдат, чем среди других офицеров, при прочих равных условиях восприятия.

2. Если воспринимаемый на некотором расстоянии предмет удалить от воспринимающего, то отображение предмета на сетчатке уменьшится как в длину, так и в ширину, т.е. уменьшится и площадь его, а между тем в восприятии образ сохраняет в определенных пределах приблизительно ту же постоянную, свойственную предмету величину.

3. Слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию. Она остается той же самой, если ее исполняет симфонический или струнный оркестр или один рояль.

В) От какой закономерности восприятия зависит описанная способность человека?

Человек мгновенно может распознавать любую фигуру, например квадрат, не зависимо от того, большой ли он или маленький, расположен ли он вертикально или под углом, нарисован ли он белым цветом на черном фоне или просто очерчен контуром. Более того, человек распознает квадрат даже в том случае, если бумага, на которую он нанесен, наклонена так, что изображение, падающее на сетчатку, выглядит параллелограммом.

Г) Какая особенность восприятия проявляется в данном примере?

На дорогу выскочила лягушка. Мальчик смотрит на нее с любопытством, женщина – с брезгливостью, дочка ее – с ужасом, отец равнодушно, а старичок-биолог с восхищением: “Какой красивый экземпляр! Обратите внимание на нежность тонов, на богатство раскраски, на форму тела, идеально приспособленную к жизни и в воде и на суше одновременно!”.

Д) Какая особенность восприятия проявилась в данном исследовании?

Испытуемым (студентам) показывали фотографии лиц людей, на которых требовалось составить характеристики. При первом предъявлении испытуемые давали «свободные» характеристики на основе информации, которую они получали при восприятии только внешности данных людей. При втором предъявлении им говорили, что это «старосты курса», при третьем – что это «отличники» и при четвёртом – что это «хвостисты».

Оказалось, что во всех случаях испытуемые одному и тому же человеку-объекту давали разные характеристики, приписывали ему различные потребности и способности, неодинаковое отношение к учению, жизни.

Е) Какая особенность восприятия отражена в этом стихотворении?

Мы знаем: время растяжимо,

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

Бывают у него застои,

А иногда оно течёт

Ненагружённое, пустое

Часов и дней напрасный счёт.

Пусть равномерны промежутки,

Что разделяют наши сутки,

Но, положив их на весы,

Находим долгие минутки

И очень краткие часы.

С.Я.Маршак

Ж) Из перечисленных понятий постройте логические ряды так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к предыдущим.

  1. Восприятие, отражение, зрительные иллюзии, психика, чувственное познание.

  2. Отражение, зрительное восприятие, психика, восприятие, восприятие цвета.

4. Работа по карточкам-заданиям.

5. Заполнение итоговой таблицы по теме «Восприятие».

Определение

восприятия

Значение восприятия

Физиологические основы восприятия

Виды восприятия

Особенности восприятия

  1. Подведение итогов занятия.

Карточка № 1

«Виды и свойства восприятия»

  1. Дайте определение восприятию.

  1. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.

В ощущениях отражаются отдельные свойства вещей и явлений, а
восприятие дает их …..

  1. Прочитайте следующие высказывания о времени и прокомментируйте их. За счет чего человеку удается воспринимать время?

Мы знаем: время растяжимо.

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

Карточка № 2

«Виды и свойства восприятия»

  1. Что является физиологической основой восприятия?

  1. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.

Почти все наши восприятия — результат предшествующего ….

  1. Прочитайте следующие высказывания о времени и прокомментируйте их. За счет чего человеку удается воспринимать время?

И. Курц: «Время измеряется не по длине, а по глубине».

Источник