Цены на какие продукты подлежат государственному регулированию

Цены на какие продукты подлежат государственному регулированию thumbnail

Утвержден

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 7 марта 1995 г. N 239

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 08.02.1996 N 131,

от 31.07.1996 N 915, от 30.06.1997 N 773, от 30.07.1998 N 865,

от 06.02.2001 N 88, от 16.06.2001 N 467, от 20.08.2001 N 593,

от 02.04.2002 N 226, от 12.12.2004 N 769, от 28.12.2007 N 935,

от 09.02.2008 N 59, от 23.04.2008 N 293, от 08.08.2009 N 654,

от 15.07.2010 N 522, от 29.10.2010 N 865, от 16.04.2012 N 323,

от 09.03.2013 N 199, от 19.06.2014 N 566, от 28.01.2015 N 63,

с изм., внесенными Определением Верховного Суда РФ

от 30.07.2002 N КАС 02-381)

Природный газ, нефтяной (попутный) газ и отбензиненный сухой газ, добытый публичным акционерным обществом “Газпром” и его аффилированными лицами, собственниками региональных систем газоснабжения (кроме газа, реализуемого публичным акционерным обществом “Газпром” и его аффилированными лицами на организованных торгах в объемах, определяемых Правительством Российской Федерации, либо организациям для производства газа природного в сжиженном состоянии для последующего экспорта и организациям, заключившим договоры поставки газа после 1 ноября 2018 г., предусматривающие начало поставки природного газа после 1 января 2020 г., для производства метанола из газа природного в газообразном состоянии для последующего экспорта, а также природного газа, производимого с применением технологии по сжижению газа и (или) его регазификации, поставляемого потребителям, не относящимся к категории “население”), а также реализуемый акционерными обществами “Якутгазпром”, “Норильскгазпром”, “Роснефть – Сахалинморнефтегаз”.

(см. текст в предыдущей редакции)

Продукция ядерно-топливного цикла

Электрическая и тепловая энергия, вырабатываемая организациями, поставляющими электрическую энергию на оптовый рынок, услуги по передаче электрической энергии по сетям, услуги по оперативно-диспетчерскому управлению и иные услуги, оказываемые на рынках электрической энергии (мощности), тарифы (цены) на которые регулируются Федеральной антимонопольной службой, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 02.04.2002 N 226, от 04.09.2015 N 941)

(см. текст в предыдущей редакции)

Транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам

(см. текст в предыдущей редакции)

Продукция оборонного назначения

Алмазное сырье, драгоценные камни

(см. текст в предыдущей редакции)

Протезно-ортопедические изделия

Перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте

Перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почты на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении)

Услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах, оказываемые субъектами естественных монополий, включенными в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах, аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется Федеральной антимонопольной службой

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.07.2010 N 522, от 04.09.2015 N 941)

(см. текст в предыдущей редакции)

Ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути

(см. текст в предыдущей редакции)

Аэронавигационное обслуживание воздушных судов на маршрутах и в районах аэродромов

Абзац исключен. – Постановление Правительства РФ от 15.07.2010 N 522

(см. текст в предыдущей редакции)

Услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей

Отдельные услуги почтовой и электрической связи, услуги связи по трансляции программ российских государственных телерадиоорганизаций по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации

Алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 28 процентов объема готовой продукции, а также вино и игристое вино (шампанское), произведенные на территории Российской Федерации или ввезенные на территорию Российской Федерации

(см. текст в предыдущей редакции)

Этиловый спирт из пищевого сырья, производимый на территории Российской Федерации

Абзац исключен с 1 января 2008 года. – Постановление Правительства РФ от 28.12.2007 N 935

(см. текст в предыдущей редакции)

Лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов

(см. текст в предыдущей редакции)

Открыть полный текст документа

Источник

На основе названных нормативно-правовых актов Правительство РФ принимает решения о введении государственного регулирования цен, осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию цен, утверждает перечни продукции, товаров и услуг, цены на которые на внутреннем рынке подлежат регулированию, и пересматривает их по мере необходимости. В настоящее время разграничена компетенция в регулировании цен между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации.

На федеральном уровне сохраняется регулирование цен и тарифов в электроэнергетике, газораспределительной сети, на железнодорожном транспорте, на основные услуги связи, учитывая естественную монополию этих отраслей, а также на продукцию, закупаемую исключительно или преимущественно государством.

Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти осуществляют государственное регулирование цен (тарифов) следующих видов продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг:

  • • газ природный, попутный нефтяной и сухой отбензиненный (кроме реализуемого организациями — производителями газа, не являющимися аффилированными лицами Российского акционерного общества «Газпром», акционерных обществ «Якутгазпром», «Норильскгазпром» и «Роснефть-Сахалинморнефтегаз», а также реализуемого населению и жилищно-строительным кооперативам), газ попутный нефтяной, реализуемый газоперерабатывающим заводам для дальнейшей переработки, фракции легких углеводородов, газ, сжиженный для бытовых нужд (кроме реализуемого населению);
  • • продукция ядерно-топливного цикла;
  • • электрическая и тепловая энергия, тарифы на которые регулируются Федеральной службой по тарифам;
  • • транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
  • • продукция оборонного назначения;
  • • алмазное сырье, драгоценные камни;
  • • протезно-ортопедические изделия;
  • • перевозка грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте;
  • • перевозка пассажиров, багажа, груза, багажа и почты, на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении);
  • • погрузочно-разгрузочные работы, в портах, портовые сборы, сборы за проход по внутренним водным путям судов, плавающих под иностранными флагами;
  • • услуги ледокольного флота;
  • • аэронавигационное обслуживание воздушных судов на маршрутах и в районах аэродромов;
  • • обслуживание воздушных судов, пассажиров и грузов в аэропортах;
  • • отдельные услуги почтовой и электрической связи, услуги связи по трансляции российских государственных телерадиоорганизаций по перечню, утвержденному Правительством РФ;
  • • водка, ликероводочная и другая алкогольная продукция крепостью свыше 28%, производимая на территории РФ или ввозимая на таможенную территорию РФ;
  • • этиловый спирт из пищевого сырья, производимый на территории РФ.

Органы исполнительной власти субъектов Федерации осуществляют

государственное регулирование цен и тарифов на продукцию, товары

и услуги локальных (местных) естественных монополий, в частности:

  • • газ природный, реализуемый населению и жилищно-строительным кооперативам;
  • • газ сжиженный, реализуемый населению для бытовых нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств);
  • • электрическую и тепловую энергию, тарифы на которую регулируются региональными энергетическими комиссиями;
  • • топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению;
  • • перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта);
  • • оплату населением жилья и коммунальных услуг;
  • • ритуальные услуги;
  • • услуги систем водоснабжения и канализации;
  • • торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения;
  • • социальные услуги, предоставляемые населению РФ государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания.

Упомянутым выше Постановлением Правительства от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (в ред. от 20.08.2001) органам исполнительной власти субъектов Федерации предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок на услуги транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций. К ним относятся:

  • • снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов;
  • • наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях;
  • • торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты);
  • • тарифы на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с Министерством путей сообщения РФ (железными дорогами) и при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • • тарифы на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам, включая такси;
  • • тарифы на перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах;
  • • тарифы на перевозки грузов, пассажиров и багажа морским, речным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; тарифы на транспортные услуги, оказываемые предприятиями промышленного железнодорожного транспорта на подъездных железнодорожных путях и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организации федерального железнодорожного транспорта.

В целом перечень товаров и услуг, по которым допускается прямое регулирование цен, в последние годы существенно сокращен. Права органов исполнительной власти в части регулирования цен в значительной степени увязаны с возможностями их бюджетов.

Расширение прав предприятий по самостоятельному установлению цен и тарифов происходит с одновременным использованием экономических рычагов воздействия на цены, имеющихся в распоряжении исполнительной власти (налоги, льготные кредиты, арендная плата и т.д.), с тем, чтобы не допускать их необоснованного завышения, полнее учесть платежеспособный спрос населения и возможности бюджета.

Источник

Чиновники и раньше пытались регулировать цены на продукты. РБК вспомнил, какие механизмы использовались и что из этого вышло.

2007 год: заморозили цены

Осенью 2007 года в России был зафиксирован резкий рост цен на продукты: по информации Росстата, подсолнечное масло тогда подорожало в рознице на 13,5%, молоко — на 9,4%. Желая разобраться в ситуации, тогдашний премьер Виктор Зубков вместе с Алексеем Гордеевым, возглавлявшим тогда Минсельхоз, посетили несколько магазинов в Балашихе и констатировали, что цены на одни и те же продукты в разных магазинах отличаются в полтора раза.

В середине октября Минсельхоз провел переговоры с производителями продуктов и договорился, что цены стабилизируют. Уже в том же месяце производители и торговые сети договорились заморозить цены на молоко, яйца, растительное масло и хлеб. В Минсельхозе тогда подчеркивали, что соглашения о стабилизации цен производители подписали по собственной инициативе, чтобы дать возможность наиболее незащищенным слоям населения приобретать продукты по приемлемым ценам.

В начале 2008 года соглашения, срок которых истекал 31 января, продлили до 30 апреля. Но в конце марта сам же Зубков признал замораживание цен неэффективным, и от их искусственного сдерживания решено было отказаться. С октября 2007-го по май 2008 года рост цен на продукты, попавшие в число «замороженных», составил, по данным Росстата, от 5 до 27%.

Меру критиковал и тогдашний министр финансов Алексей Кудрин. Он считал, что заморозить цены было бы ошибкой, поскольку это естественный и нужный элемент рынка, который дает сигнал производителям, что можно производить больше, потому что спрос увеличился. Бороться Кудрин предлагал с ценовыми пиками и не допускать «шоковых» повышений цен на продовольствие — до 40%.

2010: Набиуллина заступилась за гречку

В 2010 году была попытка регулировать цены на гречку. Тогда ФАС признала, что в августе эта крупа подорожала на 6–20%. Самый большой рост — 30% — был зафиксирован в Самарской области. В росте цен на крупу, как поясняли тогда производители, был виноват неурожай гречихи, из-за чего образовался дефицит.

Это был первый случай, когда цена на социально значимый товар превысила критическую отметку в 30%, говорил замруководителя ФАС Андрей Цыганов. Ведомство проинформировало об этом Минэкономразвития. Но возглавлявшая тогда министерство Эльвира Набиуллина посчитала, что вводить ограничения цен нецелесообразно.

2015 год: заморозили цены на два месяца

Вопрос о том, чтобы регулировать цены на продукты, еще раз поднимался в начале 2015 года, когда на фоне девальвации рубля и после введения Россией продовольственного эмбарго на ввоз ряда продовольствия из стран ЕС и США начали расти цены на продукты. За 2014 год цены на продовольствие выросли на 19%, а в первом полугодии 2015 года рост, по прогнозам Минэкономразвития, должен был составить 23,8%.

Тогда крупнейшие торговые сети опять договорились заключить соглашение и заморозить цены на социально значимые продукты на два месяца. Впрочем, курировавший тогда сельское хозяйство вице-премьер Аркадий Дворкович не одобрял, например, заморозку цен на гречку — по его словам, в условиях низкого урожая заморозка цен может привести к дефициту гречки. «Можно заморозить, но потом не кричите, что дефицит гречки», — предупреждал вице-премьер.

В апреле 2015-го цены на ряд социально значимых продуктов снизились по сравнению с февралем того же года, когда участники рынка договорились о заморозке цен. Например, на 1,8% подешевел 1 кг гречки в рознице (с 70,7 до 69,4 руб.), а 1 кг яблок — на 2,4% (с 140 до 89,7 руб.). Но были и продукты, которые за два месяца заморозки цен подорожали: подсолнечное масло — на 4,7% (c 93,3 до 104,7 руб. за 1 литр), пшеничная мука — на 2,4% (с 31,9 до 32,76 руб. за 1 кг).

Источник

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. N 1465 “О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 50, ст. 7624; 2020, N 16, ст. 2593).

2. Установить, что цены, сформированные в соответствии с Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. N 1465 “О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации”, до вступления в силу настоящего постановления, пересмотру не подлежат, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 1 октября 2020 г. N 1582

Изменения,
которые вносятся в Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу

1. В абзаце двадцать первом пункта 2 слова “минимального значения, установленного пунктом 55 настоящего Положения,” заменить словами “10 процентов плановых собственных затрат головного исполнителя (исполнителя) на поставку (включая производство) этой продукции, а для головного исполнителя (исполнителя) в случае, если доля его собственных затрат в себестоимости продукции составляет 20 процентов и более, – менее 5 процентов себестоимости продукции”.

2. Пункт 54 изложить в следующей редакции:

“54. При определении цены на продукцию, указанную в пункте 6 настоящего Положения, с применением затратного метода в соответствии с разделом II настоящего Положения размер плановой рентабельности (прибыли) в составе цены на указанную продукцию устанавливается в размере суммы: не более 1 процента плановых привнесенных затрат и не более 20 процентов плановых собственных затрат организации на поставку (включая производство) продукции, но не менее 10 процентов плановых собственных затрат организации на поставку (включая производство) продукции.

При этом для головного исполнителя (исполнителя) в случае, если доля его собственных затрат в себестоимости продукции составляет 20 процентов и более, плановая рентабельность (прибыль) не может быть менее 5 процентов себестоимости продукции.

В случае обоснования головным исполнителем государственного контракта (потенциальным головным исполнителем при определении прогнозной цены на продукцию) необходимости направления части прибыли от поставки продукции на развитие производства для эффективного выполнения государственных контрактов (контрактов) на поставку продукции, в том числе для снижения трудоемкости, материалоемкости и энергоемкости производства, общепроизводственных и общехозяйственных расходов, плановая рентабельность (прибыль) в части, определяемой при расчетах цены на продукцию исходя из плановых собственных затрат организации на поставку (включая производство) указанной продукции, устанавливается в размере от 20 до 25 процентов этих затрат (кроме случаев установления базовой цены). При этом размер плановой рентабельности (прибыли) в части, определяемой при расчетах цены на продукцию исходя из привнесенных затрат, не может превышать 1 процент этих затрат.

Предусмотренный настоящим пунктом размер рентабельности (прибыли) является плановым и применяется только:

для определения прогнозных цен (вне зависимости от их вида) на продукцию при формировании государственного оборонного заказа;

для определения фиксированной, ориентировочной (уточняемой) цены на продукцию и цены на продукцию, возмещающей издержки, – при заключении государственного контракта (контракта) или дополнительного соглашения к государственному контракту (контракту);

для определения начальной (максимальной) цены государственного контракта затратным методом.”.

3. Пункт 55 признать утратившим силу.

4. В пункте 58 цифры “57” заменить цифрами “56”.

Правительство РФ уточнило порядок госрегулирования цен на продукцию, поставляемую по гособоронзаказу.

Обновлено содержание понятия “существенные изменения условий поставки (в том числе производства) продукции” в части уровня рентабельности (прибыли) исполнителя (исполнителя).

Установлены пределы размера плановой рентабельности (прибыли) в зависимости от характера возникновения затрат головного исполнителя (исполнителя).

Ранее сформированные цены не пересматриваются, если иное не установлено законодательством.

Постановление вступает в силу со дня опубликования.

Источник