Человек есть продукт какой эволюции

Человек есть продукт какой эволюции thumbnail

Под словом «человек» понимают отдельного представителя всего сообщества людей без выделения его индивидуальных особенно­стей. Наука еще в XIX в. доказала, что человек — это существо биологического вида homo sapiens (человек разумный), которое есть продукт биологической эволюции. С этого времени наука за­далась вопросом отличия человека от животных, разрешением проблемы ускорения эволюционного развития человека по срав­нению с другими биологическими видами.

Поведение животных заранее генетически запрограммировано. Животное рождается с определенным набором инстинктов, ко­торые обеспечивают его приспособленность к среде обитания, обусловливая действия в той или иной ситуации. Вне заданных условий существования ни одно животное выжить не может.

Человек в отличие от животных может варьировать свое пове­дение в соответствии с конкретными условиями, приспосаблива­ясь к ним. Человек может выжить в таких условиях окружающей среды, в каких любое другое животное существовать не в состоя­нии. В чем же причина такого отличия? Ведь человек в сравнении с другими млекопитающими — самое беззащитное существо. Дете­ныши животных уже через несколько дней или даже часов могут сами передвигаться, а через несколько недель — самостоятельно добывать себе пищу. Человек же с рождения беспомощен, самосто­ятельным он становится только через несколько лет. Многие жи­вотные имеют природные средства самозащиты — клыки, рога, когти и т.д. У человека такой защиты нет. Его тело весьма уязвимо.

Почему же именно человек в результате эволюции становится разумным существом, способным активно воздействовать на при­роду? В первую очередь человек не может жить обособленно, вне взаимодействия с другими людьми. Человек, таким образом, — существо общественное, социальное. В то же время в отличие от стадных животных взаимодействие между людьми в обществе пер­сонифицировано, основано не на инстинктах, а на личных отно­шениях.

Выделение человека из мира животных заняло несколько мил­лионов лет. В течение этого времени протекали два параллельных процесса: антропогенез— становление человека и социогенез— становление общества. Современные теории объединяют эти два процесса в один под названием антропосоциогенез.

Важную роль в развитии антропосоциогенеза сыграла орудий­ная деятельность человека. По словам американского просветите­ля Б. Франклина, человек — это животное, создающее орудия труда. Некоторые животные могут использовать предметы из ок­ружающей их природы: палки, камни и т.д. Но только человек научился приспосабливать эти предметы для орудийной деятель­ности. Только человек может изготовлять орудия труда с помо­щью других орудий труда.

Производство орудий труда, безусловно, способствовало раз­ложению инстинктивной основы поведения и появлению абст­рактного мышления. Кроме того, первые элементарные орудия труда были орудиями охоты, а значит убийства. Несомненно, они использовались при конфликтах внутри человеческого стада, на­пример за обладание пропитанием. Это ставило под вопрос само существование человеческого стада. Поэтому возникновение ору­дий труда и орудийной деятельности требовало установления внутристадного мира.

Первым шагом к этому стало изменение в характере брачных связей. Изначально человеческое стадо, так же как и стадо живот­ных, основывалось на эндогамии, т.е. на брачных связях внутри одной группы особей. Близкородственные брачные связи приво­дили к появлению неполноценного потомства, что отрицательно сказывалось на генофонде. Вряд ли древние люди понимали при­чины пагубных изменений у своих детенышей. Скорее всего, в целях прекращения вооруженной и кровопролитной борьбы за брачного партнера и установления внутристадного мира возникла необходимость поиска брачных связей на стороне, в других груп­пах людей. Появилась экзогамия — брачные связи вне данного че­ловеческого стада. Так возникла первобытно-родовая община, в которой существовали определенные правила поведения, в пер­вую очередь запреты (табу). Появились представления о проис­хождении своего племени от общего предка, в большинстве слу­чаев — от животного (тотемизм). Вместе с этим появилось и по­нятие родства и равенства родственников. Накопленный опыт передавался от поколения к поколению, пополняясь новыми зна­ниями. Человек становился единственным существом, осознаю­щим межпоколенную связь, уважающим своих предков.

Со временем установленные правила поведения приобретали все более сложный характер, что способствовало усилению от­личия человека от животных. Запреты касались всех членов об­щины — слабых и сильных, взрослых и детей, тогда как в живот­ном мире запреты существуют только для слабых. Поведение че­ловека не сводилось только лишь к инстинкту самосохранения, поскольку для него свойственно самоограничение и даже самопожертвование в пользу других людей. Кроме того, в отличие от ста­да животных в первобытной обшине существовало требование под­держания жизни соплеменника, независимо от его физических качеств и приспособленности к жизни.

Еще одним фактором антропосоциогенеза стало появление и развитие языка. Язык — это процесс передачи информации с по­мощью звуков, объединенных в смысловые речевые конструкции. Речь имеет предметный характер и напрямую связана с предметно- практической деятельностью людей.

Важным шагом, еще более отдалившим человека от живот­ных, было использование огня как источника тепла, средства обо­роны от хищников, приготовления пищи.

С развитием орудий труда и языка усложнялась практическая деятельность людей, а с ростом населения требовалось все боль­ше продуктов питания. Поиск новых, более эффективных источ­ников существования привел в конечном итоге к неолитической революции — переходу от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству.

С завершением антропогенеза человек как биологический вид перестал меняться, напротив, процесс развития общества про­должается до сих пор. Люди могут различаться по ряду биологических параметров, таких как возраст, рост, черты лица и т.д. Есть и более существенные отличия, например национальность, раса, т.е. определенные признаки, появившиеся у людей, населя­ющих разные районы планеты, в связи с их адаптацией к конк­ретным условиям среды обитания. Но несмотря на все различия люди являются представителями одного биологического вида и обладают равными способностями.

Наличие в человеке двух начал, биологического и социально­го, породило массу дискуссий об их соотношении. В итоге возник­ли две концепции, которые рассматривают этот вопрос с проти­воположных точек зрения. Первая из них, биологизаторская, ут­верждает первичность биологических начал в человеке, вторая, социологизаторская, абсолютизирует его социальное начало.

Биологизаторскими концепциями являются расизм и фашизм. Они провозглашают превосходство одной расы или нации над другой, неполноценность представителей низших рас, необходи­мость опеки над ними, регулирования их численности, а в неко­торых случаях и уничтожения.

Одной из биологизаторских концепций был социал-дарвинизм, возникший в XIX в. на основе учения Ч.Дарвина. Социал-дарви­нисты объясняли многие явления общественной жизни с точки зрения теории естественного отбора и борьбы за существование. Причем переносили эти законы и на взаимоотношения между слоями общества, и на конкуренцию в сфере экономики. Социал-дарвинизм был отвергнут современной наукой, поскольку тезис «выживает сильнейший» неприменим к человеческому обществу.

Социологизаторские концепции признают несущественным все проявления биологического в человеке, в том числе и его инди­видуальность. Человек воспринимается как часть общества, вин­тик в общественной машине, заранее приспособленный к выпол­нению определенных функций, но ограниченный во всех других отношениях, которым можно манипулировать в целях достиже­ния определенного социального идеала.

В действительности биологическое и социальное существуют в человеке неразрывно.Сейчас, в эпоху научно-технического про­гресса, появилась масса факторов, пагубно влияющих на природу человека: загрязнение окружающей среды, экологические пробле­мы, стрессы — все это отражается на здоровье людей.

Человек как биологический вид может выжить в различных условиях окружающей среды. Но его возможности не безграничны. Единство биологического и социального в человеке — это резуль­тат длительной эволюции.В условиях стремительно развивающей­ся технической цивилизации возможности адаптации человечес­кого организма к меняющимся условиям существования могут быть исчерпаны. Появление новых болезней, ослабление иммунной системы наглядно свидетельствуют об этом. Загрязнение среды обитания человека вредными веществами, радиоактивные излу­чения, употребление в пищу синтетических продуктов, приготов­ленных с помощью генной инженерии, могут привести к мутаци­онным изменениям следующих поколений людей. Неслучайно одной из глобальных проблем стала необходимость сохранения человека как биологического вида.

Вопросы и задания

1. Объясните понятие «человек». Чем человек отличается от животных?

2. Охарактеризуйте понятия антропогенеза и социогенеза. Как протекали эти процессы?

3. Какую роль в развитии антропогенеза сыграли орудия труда и язык?

4. Что такое неолитическая революция? Каковы ее причины?

5. В чем отличие биологизаторской и социологизаторской концепций сущности человека?

6. В чем проявляется единство биологического и социального в человеке?

7. Немецкий биолог Э.Геккель писал в 1904 г.: «Хотя значительные различия в умственной жизни и культурном положении между высшими и низшими расами людей в общем хорошо известны, тем не менее их относительная жизненная ценность обычно понимается неправильно. То, что поднимает людей так высоко над животными… это культура и более высокое развитие разума, делающее людей способными к культуре. По большей части, однако, это свойственно только высшим расам людей, а у низших рас эти способности развиты слабо или вовсе отсутствуют… Следовательно, их индивидуальная жизненная значимость должна оце­ниваться совершенно по-разному».

В чем автор видит отличие человека от животных? Чем, по его мне­нию, отличаются высшие и низшие расы? Какую концепцию сущности человека представляет автор? Свой ответ объясните.

2.1. Человек как продукт биологической и социальной эволюции

Оценка

Источник

Тема 2.1. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции

Норматив по теме

  1. Теории происхождения человека
  2. Взаимодействие духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке.
  3. Атрибуты личности: воля, свобода, рассудок, разум (И. Кант)
  4. Сознательное и бессознательное (теория личности З. Фрейда)

Термины: человек, индивид, индивидуальность, личность, антропогенез, гоминид, феральный человек, психоанализ З. Фрейда. 

Теории происхождения человека 

Человек есть продукт какой эволюции

Человек — высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным  существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.

Теория происхождения человека получила свое название —антропогенез.

   Антропогенез — часть биологической эволюции,  которая привела к появлению человека разумного (Homo sapiens), отделившегося от прочих гоминид (человекообразных обезьян), процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека.

Род Homo отделился от австралопитеков или подобных им гоминид около 2 млн лет назад в  Африке.

Важнейшими этапами антропогенеза, отделившими человека от других гоминид и выделившими его из мира животных, были начало изготовления орудий труда, освоение огня, появление речи.

Начиная с Homo habilis, люди использовали каменные орудия, всё более искусно изготовленные.

(Источник информации: https://ru.wikipedia.)

Взаимодействие духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке

Философские споры о природе человека имеют многовековую историю. Наиболее часто природу человека философы называют бинарной (двойной), а самого человека определяют как биосоциальное существо, обладающее

— членораздельной речью,

— сознанием,

— высшими психическими функциями (абст­рактно-логическое мышление, логическая память и т. д.),

— способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда.

Человек есть продукт какой эволюции

Биологи и философы назы­вают следующие анатомические, физиологические и психологические особенности человеческого организ­ма, которые составляют биологическую основу де­ятельности человека как существа социального:

а) прямая   походка   как   анатомическая   особен­ность,   позволяющая   человеку   шире   охватывать взглядом окружающую обстановку, освобождающая передние конечности даже во время передвижения и позволяющая использовать их для труда лучше, чем это могут сделать четвероногие;

б) цепкие руки с подвижными пальцами и проти­вопоставленным   большим   пальцем,   позволяющие выполнять сложные и тонкие функции;

в) взгляд, направленный вперед, а не в стороны, позволяющий  видеть в трех  измерениях  и  лучше ориентироваться в пространстве;

г) большой мозг и сложная нервная система, даю­щие возможность высокого  развития  психической жизни и интеллекта;

д) сложный механизм голосовых связок, строение гортани и губ, способствующие развитию речи, т. е. произнесению определенного количества дифферен­цированных звуков;

е) длительная  зависимость  детей  от  родителей, а следовательно, долгий период опеки со стороны взрослых, медленный темп роста и биологического созревания и поэтому долгий период обучения и со­циализации;

ж) пластичность врожденных импульсов и потреб­ностей, отсутствие жестких механизмов инстинктов, таких, какие имеют место у других видов, возмож­ность приспособления потребностей к средствам их удовлетворения  —  все  это  способствует  развитию сложных образцов поведения и адаптирования к раз­личным условиям среды.

Человек есть продукт какой эволюции

Личность обладает:

— самостоятельностью;

— способностью изменяться во времени;

— ответственностью и умением решать проблемы;

— контролем своего поведения, силой воли. 

Личность — это относительно устойчивая система поведения индивида, построенная, прежде всего, на основе включения в социальный контекст.

Феральный человек — индивид, изолированный от социума («Маугли»)

Человек есть продукт какой эволюции

Сознательное и бессознательное (теория З. Фрейда)

Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание.

Человек есть продукт какой эволюции

З. фрейд (1856- 1939) основатель психоанализа

Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, «кипящий» пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний.

Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.

Не ограничившись изучением и лечением невропатов, упорной работой по восстановлению их психического здоровья, Фрейд создал теорию, объяснявшую переживания и поведение не только больного, но и здорового человека. Эта теория приобрела в странах Запада столь великую популярность, что многие там и в наши дни убеждены, что «психология — это и есть Фрейд». Фрейдовская теория во многих зарубежных странах прочно вошла в учебники по психологии, психотерапии, психиатрии. Она оказала воздействие на другие науки о человеке — социологию, педагогику, антропологию, этнографию, а также на искусство и литературу.

Бессознательное — это пласт психики больший, чем вся сознательная жизнь.

Теория З. Фрейда

   1.   Сверх-Я — НАД-сознательное («Нельзя»), представлено общественными запретами («табу»), парвилами поведения, их знает каждый, но не каждый исполняет.

     2.    Я — со-знательное (обладает рефлексией — оценкой, то есть, выбирает между НАД-сознательным (правилом поведения в обществе) и ПОД-сознательным (личными желаниями) — определяет поведение человека.

      3.   ОНО — ПОДсознательное (бЕСсознательное) («Хочу»)

       Фрейд вводит понятия: либидо (сексуальное влечение) и танатос (жажда смерти)

   Из всех бессознательных желаний Фрейд на первое место ставит именно либидо, как самое  не реализуемое в жизни человека. Объясняя причины стресса и агрессии неудовлетворенностью бессознательного.

Вывод: человек не может знать себя до конца, так как бессознательное не просвечивается разумом, оно как темный колодец.

Бессознательное может проявляться во сне, в оговорках.

Задания:

1. Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсутствует у животного?

а) действие механизмов наследственности;

б) работа органов чувств;

в) обменные процессы;

г) творческая активность

2. Человек от животного отличается тем,что он

а) имеет природные инстинкты;

б) обладает наиболее совершенным слухом

в) не зависит от природных условий;

г) обладает членораздельной речью

3. И человеку и животному свойственна

а) трудовая активность;

б) забота о потомстве

в) познавательная деятельность

г) самореализация

4. Верны ли следующие суждения об отличие человека от животных?

А. Человека от животных отличает способность создавать социокультурную среду.

Б. Человека от животных отличает способность трудиться

а) верно только А

б) верно только Б

в) верны оба суждения

г) оба суждения неверны

Найдите в приведенном ниже списке свойства человека, имеющие социальную природу:

а) способность к совместной преобразовательной деятельности

б) стремление к самореализации

в) умение приспосабливаться к природным условиям

г) устойчивые взгляды на мир и свое место в нем

д) потребность в воде, пище, отдыхе

д) способность к самосохранению

Источник

Homo Erectus – Человек прямоходящий. Изображение взято из Яндекс.Картинки

Так много вопросов и так мало ответов… Кто мы есть на самом деле, откуда мы на этой планете? На кого станет похож человек через тысячи лет? Без сомнений, каждый из нас задавался вопросом-откуда взялся человек? И конечно нам дают ответы на этот вопрос в мировых религиях, в школе на уроках биологии изучали эволюцию по Дарвину, по истории учили многочисленные пантеоны богов древних народов мира, нам дают ответы в книгах и фильмах. НО, что из всего этого ПРАВДА? Давайте постараемся разобраться с этим вопросом по порядку, разложим всё по полочкам.

Я вам предлагаю начать с того, о чём говорится в религиях.

Если почитать Ветхий Завет, то Бог создал человека на шестой день, он вылепил из глины Адама, а из его ребра создал ему жену Еву. У Адама и Авы родилось два сына. Постойте! Но, как две мужские особи могли дать потомство??? А теперь давайте решим, что это была не глина, а некоторая биологическая субстанция, а ребро Всемогущий взял у Адама для генетического материала и перекроив мужские хромосомы ХХ на женские XY, он создал человека женского пола. Всё дело в том, что в древние времена человеку невозможно было объяснить всю сложную научную терминологию. И теперь всё вроде становится на свои места, кроме вопроса о двух мужиках, которые дали потомство… Тогда поразмыслим шире и допустим, что Адам и Ева были созданы, скажем в неком инкубаторе и таких инкубаторов было большое множество, дабы избежать кровосмешение среди родственников и не допустить патологий у потомства. И вот когда работы в инкубаторах были завершены, искусственно созданных людей переселили на Землю.

Изображение взято из Яндекс.Картинки

Древние греки верили, что Прометей создал их. Он вылепил людей из земли и воды. И вот опять, некая биологическая субстанция и вода, как основа жизни. (Кстати, без воды/жидкости из глины тоже не получится лепить)

По версии Древних Египтян, человечество появилось из слёз Бога Солнца – Ра. Ну тут вообще всё не понятно)))

Древние Индусы были уверены, что произошли из частей тела Пуруши – Первого Человека (откуда он появился не сказано). Из его уст появились брахманы, из рук он сделал воинов, из РЁБЕР земледельцев, а из ступней неприкасаемых. Опять эти рёбра…

По версии индейцев, Атаентсик – прародительница всех индейцев, спрыгнула с небес в воды океана, которым была покрыта вся поверхность земли и дала начало жизни всему. Это уже похоже на теорию панспермии.

В Буддизме есть писания о “Садовниках Земли”, где подробно расписано, как и за какое количество времени происходило искусственное терраформирование и создания человека. Который изначально был травоядным, но из-за высоких физических нагрузок ему не хватало получаемой энергии из растительной пищи и тогда человеку сделали второй желудок, но энергии всё равно не хватало чтобы охотиться, бегать, таскать камни и деревья. Тогда второй желудок убрали (остался у нас аппендикс в который всё еще попадает пища) и сделали человека всеядным.

Изображение взято из Яндекс.Картинки

Теперь поговорим о “Теории Дарвина”

Которая на сегодняшний день абсолютно не выдерживает никакой критики. Взять хотя бы то, что сам Чарльз Дарвин не был профессиональным биологом и все его познания в биологии начинались и заканчивались прослушиванием двухгодичного курса лекций. О том, почему Дарвинизм не проходит проверку на прочность, вы можете погуглить самостоятельно. там очень много интересных фактов. И так, сколько лет существует человечество, а точнее “человек разумный”? По подсчёту ученых около 340 тысяч лет. 340000 лет!!! Но даже если мы мысленно отматаем время вспять, туда где бродили человекоподобные обезьяны… Почему параллельно этим обезьянам, в “свои лапы не взяли палки” медведи, представители семейства кошачьих, да хоть зайцы или белки? Ведь все они тоже имеют пальцы и очень хорошо держат в них различные предметы. Почему начали эволюционировать только обезьяны? Но зато клапана для сердца мы берем у свиней! Неужели хрюшки ближе к человеку? В общем Дарвин заблуждался.

Эволюция по Дарвину

И далее давайте рассмотрим, как развивался интеллект у людей. Взять в руки палку, камень и сделать каменный топор это одно, но открыть магнетизм, электричество, музыку, ядерные реакторы и освоить полёты в космос это совсем другое. Для таких открытия нужно внешнее вмешательство! Ведь не даром говорят – вундеркинды рождаются раз в сотню лет. Кто-то программирует геном еще в зародыше или загружает информацию в мозг дистанционно во сне, как откровение? И таких людей за несколько тысячелетий было не мало. Можно перечислять очень долго, начиная с Архимеда, Пифагора, Евклида, Геродота и заканчивая Циолковским, Тесла, Кюри, Ломоносовым, Фон Брауном, Королёвым и Ковалевской, а так же Менделеев, Сахаров, Тьюринг, Эдисон и Фарадей, Пуанкаре. Но и до наших времен дожили Карл Саган ( умер в 1996), Стивен Хокинг (умер в 2018 г), Григорий Перельман живёт и здравствует. Кстати, Перельман доказал теорему Пуанкаре и вычислил размеры вселенной, да, вселенная конечна, имеет объем и форму.

Изображение взято из открытых источников.

Надеюсь вам было интересно. Готов подискуссировать на данную тематику. Подписывайтесь на мой канал, читайте новые и уже имеющиеся статьи и узнавайте много интересного.

Источник