Человек продукт какой эволюции
Тема 2.1. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции
Норматив по теме
- Теории происхождения человека
- Взаимодействие духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке.
- Атрибуты личности: воля, свобода, рассудок, разум (И. Кант)
- Сознательное и бессознательное (теория личности З. Фрейда)
Термины: человек, индивид, индивидуальность, личность, антропогенез, гоминид, феральный человек, психоанализ З. Фрейда.
Теории происхождения человека
Человек — высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.
Теория происхождения человека получила свое название —антропогенез.
Антропогенез — часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного (Homo sapiens), отделившегося от прочих гоминид (человекообразных обезьян), процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека.
Род Homo отделился от австралопитеков или подобных им гоминид около 2 млн лет назад в Африке.
Важнейшими этапами антропогенеза, отделившими человека от других гоминид и выделившими его из мира животных, были начало изготовления орудий труда, освоение огня, появление речи.
Начиная с Homo habilis, люди использовали каменные орудия, всё более искусно изготовленные.
(Источник информации: https://ru.wikipedia.)
Взаимодействие духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке
Философские споры о природе человека имеют многовековую историю. Наиболее часто природу человека философы называют бинарной (двойной), а самого человека определяют как биосоциальное существо, обладающее
— членораздельной речью,
— сознанием,
— высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.),
— способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда.
Биологи и философы называют следующие анатомические, физиологические и психологические особенности человеческого организма, которые составляют биологическую основу деятельности человека как существа социального:
а) прямая походка как анатомическая особенность, позволяющая человеку шире охватывать взглядом окружающую обстановку, освобождающая передние конечности даже во время передвижения и позволяющая использовать их для труда лучше, чем это могут сделать четвероногие;
б) цепкие руки с подвижными пальцами и противопоставленным большим пальцем, позволяющие выполнять сложные и тонкие функции;
в) взгляд, направленный вперед, а не в стороны, позволяющий видеть в трех измерениях и лучше ориентироваться в пространстве;
г) большой мозг и сложная нервная система, дающие возможность высокого развития психической жизни и интеллекта;
д) сложный механизм голосовых связок, строение гортани и губ, способствующие развитию речи, т. е. произнесению определенного количества дифференцированных звуков;
е) длительная зависимость детей от родителей, а следовательно, долгий период опеки со стороны взрослых, медленный темп роста и биологического созревания и поэтому долгий период обучения и социализации;
ж) пластичность врожденных импульсов и потребностей, отсутствие жестких механизмов инстинктов, таких, какие имеют место у других видов, возможность приспособления потребностей к средствам их удовлетворения — все это способствует развитию сложных образцов поведения и адаптирования к различным условиям среды.
Личность обладает:
— самостоятельностью;
— способностью изменяться во времени;
— ответственностью и умением решать проблемы;
— контролем своего поведения, силой воли.
Личность — это относительно устойчивая система поведения индивида, построенная, прежде всего, на основе включения в социальный контекст.
Феральный человек — индивид, изолированный от социума («Маугли»)
Сознательное и бессознательное (теория З. Фрейда)
Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание.
З. фрейд (1856- 1939) основатель психоанализа
Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, «кипящий» пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний.
Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.
Не ограничившись изучением и лечением невропатов, упорной работой по восстановлению их психического здоровья, Фрейд создал теорию, объяснявшую переживания и поведение не только больного, но и здорового человека. Эта теория приобрела в странах Запада столь великую популярность, что многие там и в наши дни убеждены, что «психология — это и есть Фрейд». Фрейдовская теория во многих зарубежных странах прочно вошла в учебники по психологии, психотерапии, психиатрии. Она оказала воздействие на другие науки о человеке — социологию, педагогику, антропологию, этнографию, а также на искусство и литературу.
Бессознательное — это пласт психики больший, чем вся сознательная жизнь.
Теория З. Фрейда
1. Сверх-Я — НАД-сознательное («Нельзя»), представлено общественными запретами («табу»), парвилами поведения, их знает каждый, но не каждый исполняет.
2. Я — со-знательное (обладает рефлексией — оценкой, то есть, выбирает между НАД-сознательным (правилом поведения в обществе) и ПОД-сознательным (личными желаниями) — определяет поведение человека.
3. ОНО — ПОДсознательное (бЕСсознательное) («Хочу»)
Фрейд вводит понятия: либидо (сексуальное влечение) и танатос (жажда смерти)
Из всех бессознательных желаний Фрейд на первое место ставит именно либидо, как самое не реализуемое в жизни человека. Объясняя причины стресса и агрессии неудовлетворенностью бессознательного.
Вывод: человек не может знать себя до конца, так как бессознательное не просвечивается разумом, оно как темный колодец.
Бессознательное может проявляться во сне, в оговорках.
Задания:
1. Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсутствует у животного?
а) действие механизмов наследственности;
б) работа органов чувств;
в) обменные процессы;
г) творческая активность
2. Человек от животного отличается тем,что он
а) имеет природные инстинкты;
б) обладает наиболее совершенным слухом
в) не зависит от природных условий;
г) обладает членораздельной речью
3. И человеку и животному свойственна
а) трудовая активность;
б) забота о потомстве
в) познавательная деятельность
г) самореализация
4. Верны ли следующие суждения об отличие человека от животных?
А. Человека от животных отличает способность создавать социокультурную среду.
Б. Человека от животных отличает способность трудиться
а) верно только А
б) верно только Б
в) верны оба суждения
г) оба суждения неверны
Найдите в приведенном ниже списке свойства человека, имеющие социальную природу:
а) способность к совместной преобразовательной деятельности
б) стремление к самореализации
в) умение приспосабливаться к природным условиям
г) устойчивые взгляды на мир и свое место в нем
д) потребность в воде, пище, отдыхе
д) способность к самосохранению
Источник
Под словом «человек» понимают отдельного представителя всего сообщества людей без выделения его индивидуальных особенностей. Наука еще в XIX в. доказала, что человек — это существо биологического вида homo sapiens (человек разумный), которое есть продукт биологической эволюции. С этого времени наука задалась вопросом отличия человека от животных, разрешением проблемы ускорения эволюционного развития человека по сравнению с другими биологическими видами.
Поведение животных заранее генетически запрограммировано. Животное рождается с определенным набором инстинктов, которые обеспечивают его приспособленность к среде обитания, обусловливая действия в той или иной ситуации. Вне заданных условий существования ни одно животное выжить не может.
Человек в отличие от животных может варьировать свое поведение в соответствии с конкретными условиями, приспосабливаясь к ним. Человек может выжить в таких условиях окружающей среды, в каких любое другое животное существовать не в состоянии. В чем же причина такого отличия? Ведь человек в сравнении с другими млекопитающими — самое беззащитное существо. Детеныши животных уже через несколько дней или даже часов могут сами передвигаться, а через несколько недель — самостоятельно добывать себе пищу. Человек же с рождения беспомощен, самостоятельным он становится только через несколько лет. Многие животные имеют природные средства самозащиты — клыки, рога, когти и т.д. У человека такой защиты нет. Его тело весьма уязвимо.
Почему же именно человек в результате эволюции становится разумным существом, способным активно воздействовать на природу? В первую очередь человек не может жить обособленно, вне взаимодействия с другими людьми. Человек, таким образом, — существо общественное, социальное. В то же время в отличие от стадных животных взаимодействие между людьми в обществе персонифицировано, основано не на инстинктах, а на личных отношениях.
Выделение человека из мира животных заняло несколько миллионов лет. В течение этого времени протекали два параллельных процесса: антропогенез— становление человека и социогенез— становление общества. Современные теории объединяют эти два процесса в один под названием антропосоциогенез.
Важную роль в развитии антропосоциогенеза сыграла орудийная деятельность человека. По словам американского просветителя Б. Франклина, человек — это животное, создающее орудия труда. Некоторые животные могут использовать предметы из окружающей их природы: палки, камни и т.д. Но только человек научился приспосабливать эти предметы для орудийной деятельности. Только человек может изготовлять орудия труда с помощью других орудий труда.
Производство орудий труда, безусловно, способствовало разложению инстинктивной основы поведения и появлению абстрактного мышления. Кроме того, первые элементарные орудия труда были орудиями охоты, а значит убийства. Несомненно, они использовались при конфликтах внутри человеческого стада, например за обладание пропитанием. Это ставило под вопрос само существование человеческого стада. Поэтому возникновение орудий труда и орудийной деятельности требовало установления внутристадного мира.
Первым шагом к этому стало изменение в характере брачных связей. Изначально человеческое стадо, так же как и стадо животных, основывалось на эндогамии, т.е. на брачных связях внутри одной группы особей. Близкородственные брачные связи приводили к появлению неполноценного потомства, что отрицательно сказывалось на генофонде. Вряд ли древние люди понимали причины пагубных изменений у своих детенышей. Скорее всего, в целях прекращения вооруженной и кровопролитной борьбы за брачного партнера и установления внутристадного мира возникла необходимость поиска брачных связей на стороне, в других группах людей. Появилась экзогамия — брачные связи вне данного человеческого стада. Так возникла первобытно-родовая община, в которой существовали определенные правила поведения, в первую очередь запреты (табу). Появились представления о происхождении своего племени от общего предка, в большинстве случаев — от животного (тотемизм). Вместе с этим появилось и понятие родства и равенства родственников. Накопленный опыт передавался от поколения к поколению, пополняясь новыми знаниями. Человек становился единственным существом, осознающим межпоколенную связь, уважающим своих предков.
Со временем установленные правила поведения приобретали все более сложный характер, что способствовало усилению отличия человека от животных. Запреты касались всех членов общины — слабых и сильных, взрослых и детей, тогда как в животном мире запреты существуют только для слабых. Поведение человека не сводилось только лишь к инстинкту самосохранения, поскольку для него свойственно самоограничение и даже самопожертвование в пользу других людей. Кроме того, в отличие от стада животных в первобытной обшине существовало требование поддержания жизни соплеменника, независимо от его физических качеств и приспособленности к жизни.
Еще одним фактором антропосоциогенеза стало появление и развитие языка. Язык — это процесс передачи информации с помощью звуков, объединенных в смысловые речевые конструкции. Речь имеет предметный характер и напрямую связана с предметно- практической деятельностью людей.
Важным шагом, еще более отдалившим человека от животных, было использование огня как источника тепла, средства обороны от хищников, приготовления пищи.
С развитием орудий труда и языка усложнялась практическая деятельность людей, а с ростом населения требовалось все больше продуктов питания. Поиск новых, более эффективных источников существования привел в конечном итоге к неолитической революции — переходу от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству.
С завершением антропогенеза человек как биологический вид перестал меняться, напротив, процесс развития общества продолжается до сих пор. Люди могут различаться по ряду биологических параметров, таких как возраст, рост, черты лица и т.д. Есть и более существенные отличия, например национальность, раса, т.е. определенные признаки, появившиеся у людей, населяющих разные районы планеты, в связи с их адаптацией к конкретным условиям среды обитания. Но несмотря на все различия люди являются представителями одного биологического вида и обладают равными способностями.
Наличие в человеке двух начал, биологического и социального, породило массу дискуссий об их соотношении. В итоге возникли две концепции, которые рассматривают этот вопрос с противоположных точек зрения. Первая из них, биологизаторская, утверждает первичность биологических начал в человеке, вторая, социологизаторская, абсолютизирует его социальное начало.
Биологизаторскими концепциями являются расизм и фашизм. Они провозглашают превосходство одной расы или нации над другой, неполноценность представителей низших рас, необходимость опеки над ними, регулирования их численности, а в некоторых случаях и уничтожения.
Одной из биологизаторских концепций был социал-дарвинизм, возникший в XIX в. на основе учения Ч.Дарвина. Социал-дарвинисты объясняли многие явления общественной жизни с точки зрения теории естественного отбора и борьбы за существование. Причем переносили эти законы и на взаимоотношения между слоями общества, и на конкуренцию в сфере экономики. Социал-дарвинизм был отвергнут современной наукой, поскольку тезис «выживает сильнейший» неприменим к человеческому обществу.
Социологизаторские концепции признают несущественным все проявления биологического в человеке, в том числе и его индивидуальность. Человек воспринимается как часть общества, винтик в общественной машине, заранее приспособленный к выполнению определенных функций, но ограниченный во всех других отношениях, которым можно манипулировать в целях достижения определенного социального идеала.
В действительности биологическое и социальное существуют в человеке неразрывно.Сейчас, в эпоху научно-технического прогресса, появилась масса факторов, пагубно влияющих на природу человека: загрязнение окружающей среды, экологические проблемы, стрессы — все это отражается на здоровье людей.
Человек как биологический вид может выжить в различных условиях окружающей среды. Но его возможности не безграничны. Единство биологического и социального в человеке — это результат длительной эволюции.В условиях стремительно развивающейся технической цивилизации возможности адаптации человеческого организма к меняющимся условиям существования могут быть исчерпаны. Появление новых болезней, ослабление иммунной системы наглядно свидетельствуют об этом. Загрязнение среды обитания человека вредными веществами, радиоактивные излучения, употребление в пищу синтетических продуктов, приготовленных с помощью генной инженерии, могут привести к мутационным изменениям следующих поколений людей. Неслучайно одной из глобальных проблем стала необходимость сохранения человека как биологического вида.
Вопросы и задания
1. Объясните понятие «человек». Чем человек отличается от животных?
2. Охарактеризуйте понятия антропогенеза и социогенеза. Как протекали эти процессы?
3. Какую роль в развитии антропогенеза сыграли орудия труда и язык?
4. Что такое неолитическая революция? Каковы ее причины?
5. В чем отличие биологизаторской и социологизаторской концепций сущности человека?
6. В чем проявляется единство биологического и социального в человеке?
7. Немецкий биолог Э.Геккель писал в 1904 г.: «Хотя значительные различия в умственной жизни и культурном положении между высшими и низшими расами людей в общем хорошо известны, тем не менее их относительная жизненная ценность обычно понимается неправильно. То, что поднимает людей так высоко над животными… это культура и более высокое развитие разума, делающее людей способными к культуре. По большей части, однако, это свойственно только высшим расам людей, а у низших рас эти способности развиты слабо или вовсе отсутствуют… Следовательно, их индивидуальная жизненная значимость должна оцениваться совершенно по-разному».
В чем автор видит отличие человека от животных? Чем, по его мнению, отличаются высшие и низшие расы? Какую концепцию сущности человека представляет автор? Свой ответ объясните.
2.1. Человек как продукт биологической и социальной эволюции
Оценка
Источник
Процесс возникновения и развития человека называется антропогенезом
.
Название теории | Сущность теории происхождения человека |
Религиозная теория | Человек – творение Бога. Душа – источник человеческого в человеке. |
Теория космического происхождения человека | Человек – существо внеземное, пришелец из космоса. |
Теория эволюции Чарльза Дарвина (материалистическая) | Человек – биологический вид, высшее млекопитающее, имеет естественное происхождение. |
Трудовая теория Ф. Энгельса (материалистическая) | Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, язык и творческие способности. |
Основные отличия человека от животного
Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности: – моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли; – обладает прогностической способностью, т.е. способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов; – выражает ценностное отношение к действительности.
Животное в своём поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создаёт «вторую природу» – культуру. Животные приспосабливаются к окружающей среде. Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Человек должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности, это связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека. Человек обладает сознанием.
Сознание
Сознание
– это форма психического отражения действительности и способность целенаправленно, обобщённо и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.
Структура сознания | |||
восприятие органами чувств окружающего мира и самого себя (познание и самопознание) | логико-понятийные способности к рациональному познанию и знания, получаемые на их основе (понимание сущности объектов) | эмоциональные компоненты (сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий) | ценностно-смысловые компоненты (сфера высших мотивов деятельности, её духовных идеалов, способности к их формированию и пониманию) |
Свойства сознания:
– активность (отражает мир целенаправленно; служит основой преобразовательской деятельности человека); – избирательность (различия в содержании как на личном, так и на общественном уровне); – субъективность; – творческое начало.
Бессознательное
– явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им. Проявляется в оговорках, описках, фантазиях, мечтах, сновидениях.
Общественное (коллективное) сознание
– сознание группы общества, общественное мнение. Относительно самостоятельно, распространяется образованием, СМИ, политическими партиями и общественными движениями.
Самосознание
– осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, положения в обществе, осознание себя как личности, способной принимать решения и нести за них ответственность.
Самопознание
– изучение личностью собственных психических и физических особенностей. Протекает в процессе деятельности и общения.
Самооценка
– эмоциональное отношение к собственному образу (всегда субъективна). Самооценка может быть реалистической (у людей, ориентированных на успех), нереалистической (завышенной или заниженной у людей, ориентированных на избегание неудач).
Поведение
– совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Поведение состоит из поступков.
Поступок
– действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств.
Человек, индивид, индивидуальность, личность: определение и соотношение понятий
Человек – родовое понятие, указывающее на принадлежность существа к человеческому роду. | ||
Индивид – единичный представитель вида «homo sapiens». Индивидными признаками являются морфологические особенности (рост, телесная конституция и цвет глаз) и психологические свойства (способности, темперамент, эмоциональность) | Личность – это социальное свойство индивида, совокупность социально значимых черт, образовавшихся в процессе взаимодействия с другими людьми и характеризующих его как члена общества в труде, познании, общении. Признаки личности: разумность, свобода, ответственность | Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека, своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт) |
Становление личности
происходит в процессе социализации человека, в ходе которого индивид осваивает выработанные в обществе социальные функции и роли, социальные нормы и правила поведения, общения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в обществе.
Становление индивидуальности
– это процесс индивидуализации объекта, самоопределения и обособления личности, её выделения из сообщества, оформление её отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность – это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.
Внешнее вмешательство
Многие рассматривают человечество как результат биологической и социокультурной эволюции, которую предположил Чарльз Дарвин. Но, несмотря на это, существуют и другие концепции, например, внешнее вмешательство, занесение жизни инопланетным разумом.
Предполагается, что первые бактерии были занесены из космоса, а вот человек появился благодаря опытам инопланетян. Для чего они это сделали, может, им были нужны рабы? Это так и остается неизвестным.
Деятельность
Деятельность
– способ отношения к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека (сознательный, продуктивный, преобразующий и общественный характер).
Различия деятельности человека и активности животного
Активность животных | Деятельность человека |
приспособление к условиям природы | не только приспособление, но и преобразование природной и социальной среды |
действия на основе генетической программы, направленные на реализацию физиологических потребностей | генетически заложенной программы не имеет, вырабатывает программу деятельности в процессе социализации, используя опыт предыдущих поколений |
целесообразность, направляемая инстинктом | не только целесообразность, но и способность к сознательному целеполаганию |
использует готовые природные материалы | создаёт орудия труда, новые мате- риалы, творит новую реальность – мир человеческой культуры и общественных отношений |
Структура деятельности
Элемент деятельности | Характеристика |
Субъект | человек, группа людей, всё общество в целом |
Объект | то, на что направлена деятельность |
Мотив | совокупность условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности (потребности; убеждения; интересы; эмоции и др.) |
Цель | это осознанный образ желаемого результата, на достижение которого направлено действие человека |
Действия | активность, направленная на достижение цели |
Средства | всё, что используется для достижения цели (материальные и духовные) |
Результат | реализованная на практике цель. Результат может быть материальным (предметы, здания) и идеальным (знания, произведения искусства ) |
Виды действий:
– целерациональное (поведение ориентировано на цель, осознаются средства и побочные результаты его действий.); – ценностно-рациональное (индивид следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии и т. д.); – аффективное (бессознательное, обусловлено эмоциональным состоянием индивида, внезапным помутнением в сознании); – традиционное (автоматическое, основано на длительной привычке).
Основные типы деятельности:
–
игра
(важен процесс, а не результат; двойственный характер игры: реальный и условный); –
учение
(целесообразная деятельность по усвоению знаний, умений, навыков, накопленных предыдущими поколениями); –
труд
(направлен на достижение цели, для него характерна практическая полезность, способность удовлетворять различные потребности людей).
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |
Практическая | Духовная |
материально-производственная | учебно-познавательная, научная |
социально-преобразовательная | ценностно-ориентировочная |
прогностическая |
В зависимости от субъекта деятельность бывает индивидуальная и коллективная
.
По характеру:
репродуктивная (повторяющая уже достигнутое) и продуктивная – творческая (вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее).
По соответствию социальным нормам:
законная – незаконная, моральная – аморальная.
По соотношению с общественным прогрессом:
прогрессивная – реакционная, созидательная – разрушительная.
По сфере общественной жизни:
экономическая, социальная, политическая, духовная.
По особенностям проявления человеческой активности:
внешняя – внутренняя.
Общение
Общение
– это процесс взаимодействия людей, в результате которого происходит передача информации, эмоций, настроений.
Структура общения | |||
Субъекты | Цель – то, ради чего у человека возникла необходимость в межличностных отношениях | Содержание | Средства общения – способы передачи, переработки и расшифровки информации |
– реально существующие партнёры; – | – передача и получение знаний; – согласование разумных действий людей; – организация совместной деятельности людей; – установление и прояснение межличностных отношений и др. | информация, передаваемая в процессе общения: знания, опыт, умения, эмоции, чувства | – органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание); – устная речь; – письменная речь (чертежи, знаки, изображения); – технические средства (радио, телевидение, компьютер) |
ОБЩЕНИЕ | ||
Непосредственное – осуществляется при помощи органов чувств | Опосредованное – осуществляется с использованием специальных приспособлений | |
Прямое – непосредственные контакты людей друг с другом | Косвенное – через других людей (например, передать привет) |
Функции общения:
– социализаторская (формирование и развитие межличностных отношений); – познавательная (получение новой информации); – психологическая (эмоциональная поддержка); – отождествления (выражение причастности человека к группе); – организационная (распределение обязанностей, установление правил).
Потребности и интересы
Пирамида потребностей человека (по Маслоу)
Для обеспечения своей жизнедеятельности и в целях своего развития человек удовлетворяет различные нужды, которые называются потребностями. Потребность
— это нужда человека в чём-либо. Осознанная потребность становится мотивом деятельности человека. Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие. Особенностью человека является способность
ранжировать
свои потребности в соответствии со своими принципами, убеждениями. Потребности человека безграничны.
Разумные потребности
— это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.
Мнимые потребности
– искусственно созданные человеком, без реализации которых можно обойтись (например, курение). Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.
Интерес
— целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту.
Склонность
– направленность на определённую деятельность. Интересы и склонности человека выражают направленность его личности, которая определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.
Эволюционная теория
Один из самых волнующих вопросов во все времена — это происхождения человека на Земле. Множество теорий выдвигали и выдвигают по сей день, но ни одна не доказана в полной мере. Это говорит о том, что точный ответ на поставленный вопрос никто не сможет дать. И все же, кто создал человека?
Еще в конце восемнадцатого века Чарльз Дарвин предположил, что мы получили свое начало от обычной обезьяны. Эволюционная теория стала детищем этого ученого. Он посвятил свою жизнь написанию научного труда, в котором убедительно доказал происхождение человека от человекоподобной обезьяны. Чарльз Дарвин привел очень убедительные аргументы, выделил много сходства древних обезьян и современного человека.
Эта теория долго не могла найти единомышленников даже в научных кругах, несмотря на то что она была единственной, имеющей хоть какие-то доказательства, в то время как другие основаны исключительно на предположениях и могут быть в равной степени как ложными, так и истинными. Лучшей версии не существует и в настоящее время.
Заслуги Дарвина, безусловно, велики. Он систематизировал все живые организмы, живущие на Земле, выделил их сходства. Но не нашел стопроцентного доказательства происхождения человека, что привело к появлению все новых и новых концепций, о которых мы поговорим прямо сейчас.
Свобода и ответственность в человеческой деятельности
Свобода
– способность и возможность человека осознанно выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками.
Ответственность
– объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью и обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.
Условия существования свободы
Человек делает выбор на свой страх и риск, т. е. свобода неотделима от ответственности за пользование ею. Свобода одного не должна вредить свободе и интересам другого, т. е. свобода не может быть абсолютной.
Свобода в деятельности человека | |
Относительная свобода во внешних условиях жизни | Абсолютная свобода во внутренней жизни |
Человек ограничен природными условиями и общественными нормами. Отсутствует выбор объективных условий деятельности | В деятельности человека отсутствуют внешние препятствия для выбора цели и средств достижения, т. е. человек должен сам выбирать цель, сам развивать свои способнос |