Что такое почвы какие опыты помогут узнать состав и свойства

Что такое почвы какие опыты помогут узнать состав и свойства thumbnail

Урока – опыта по окружающему миру в 3 классе

По теме: «Почва и ее состав».

Проводила Шевченко Оксана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «Школа № 94, Пролетарского района, г. Ростова-на-Дону,

Цели: дать представление о том . что почва- продукт взаимодействия факторов живой и неживой природы; рассказать о составе почвы и ее плодородии.

Обороудование: интерактивная доска, на партах: лупа, стаканчики с водой, почва, спиртовка (у учителя на столе), стеклышко.

Ход урока:

1.Орг. момент.

-Здравствуйте,ребята. На прошлом уроке по окружающему миру мы с вами познакомились с тем как образуется почва. Какое участие в образовании почвы принимают растения и животные.

-А сегодня на уроке, мы познакомимся с составом почвы.

-Сегодня вы все принесли из дома землю, и у каждого на столе лупа и стаканчики с водой. Как вы думаете для чего я вам их приготовила?

( рассматривать землю.)

-Правильно, у нас не простой урок, а урок-опыт. Мы с вами будем проводить опыты с почвой и более подробно выясним из чего состоит, состоит почва.

2.Повторение изученного.

– Но прежде чем перейти к нашим опытам давайте вспомим, что такое почва?

(Верхний тонкий слой земли).

-Правильно- это верхний плодородный слой земли от десятков сантиметров до двух-трех метров, большей частью покрытый растительностью.

(слайд 1)

3. Формирование новых знаний.

-Скажите, а где мы с вами можем видеть почву.

(в лесу, саду. огороде)

Опыт 1.

-Возьмите почву и лупу. Давайте рассмотрим под лупой из чего состоит почва.(рассмативают землю).

-Что же вы увидели рассматривая почву.

(есть остатки корешков, листьев растений, части насекомых и других животных).

-Совершенно верно в почве есть листья, корешки, части растений. А как вы думаете, как они туда попали?

(животные умерли, листья осыпались и остались лежать на земле).

-Правильно все что погибает остается лежать на верхней части земли. А обитающие в почве микроорганизмы и бактерии, невидимые простым глазом, измельчают эти остатки, которые быстрее сгнивают и образуют плодородный слой почвы – перегной. А основное свойство почвы- это плодородие.

-А кто из вас может объяснить что означает слово плодородие?

Плодородие, если разобрать слово по составу, означает умение растить плоды, т.е. почва должна уметь вырастить растения как дикорастущие, так и сельскохозяйственные. А плодородие почвы зависит от количества в ней перегноя.

-А знаете ли вы ,ребята. сколько лет нужно для того чтобы образовался один сантиметр почвы?

-Так вот один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет. Слой в 20 сантиметров образуется за 5-6 тысяч лет. Поэтому к почве надо относиться очень бережно.

-Итак, первое что мы с вами узнали, это то, что в почве есть?

(насекомые, остатки растений, листья).

-Откройте свою рабочую тетрадку и запишите первое составное почвы.

Опыт 2.

-Вы все принесли почву с разных мест. Посмотрите и скажите у всех цвет почвы одинаковый?

(нет)

-А как вы думаете, что влияет на цвет почвы?

(то,чего в ней больше)

-Правильно. Возьмите стаканчик с водой и опустите туда свою почву, палочкой размешайте и дайте постоять. Сейчас еще раз посмотрите,что вы увидели в стаканчике кроме листьев и остатков животных?

( песок)

-Хорошо. Значит в почве есть песок, а еще что?

(глина)

-Молодцы.а если в почве много песка и глины, то как вы думаете какой цвет приобретет почва?

( светлый )

-Почему?

(песок светлее)

-Совершенно верно. Посмотрите на доску,вы видите что почва разного цвета в зависимости от того каких веществ в ней больше. И название почве дано по составу,например вы видете чернозем, песчаную почву, глиняную почву, и можете по названию определить чего в ней больше.

(слайд 2).

-Итак, значит в почве есть и песок и глина. Хорошо, запишите в тетрадь, что еще есть в почве. (записывают –песок,глина).

-А все ли ребята знают, что почву называют домом для животных. А ка вы, думаете почему?

(живут червяки, жуки, грызуны).

(слайд 3)

-Скажите,пожалуйста, кто знает насекомые и животные, живущие в земле, приносят пользу или вред?

(пользу)

-Правильно, а какую?

(делают дырки)

-Совершенно верно. Когда насекомое передвигается под землей, от него остается тунель, пустое место в земле, тем самым они рыхлят почву. А для чего нужно ее рыхлить мы сейчас узнаем из нашего следующего опыта.

Опыт 3 .

-Посмотрите на стаканчик с водой. Кроме глины, песка. Остатка растений, что еще происходит в стаканчике?

(идут пузырки)

-А как вы думаете, что это за пузырьки?

( воздух)

-Совершенно верно, в почве есть воздух, чтобы наши насекомые не задохнулись, и растения тоже получали кислород . значит насекомые рыхлят почву, чтобы в нее попало больше воздуха.

( слайд 4).

-Запишите в тетрадь , что еще мы увидели в почве ( записывают –воздух).

Опыт 4.

-Хорошо. А сейчас я возьму стеклышко и на него капну несколоко капель профильтрованной воды, в которой находилась почва. Кто знает как можно фильтровать воду.

(через вату)

-Да, через вату, марлечку. Я спиртовкой нагрею водичку на стекле и что же мы с вами видим?

(не стало воды)

-Что с ней произошло?

(испарилась).

-Правильно, вода испарилась, а посмотрите что осталось.

(белая пыльца)

-Да, только это не пыльца а минеральные вещества. Или как их еще называют –минеральные соли, которые тоже есть в почве. Отметьте это у себя в тетради. (записывают –минеральные соли).

(слайд 5).

А кто помнит, что такое минеральные соли?

(полезные вещества для растений).

-Правильно, вещества необходимые для роста и развития растений.

Опыт 5.

-А сейчас я буду нагревать саму землю. А над почвой буду держать холодное стеклышко. Посмотрите, что происходит ?

(появляются капельки на стекле).

Читайте также:  Какие свойства характерны для поваренной соли

( слайд 6)

-Какой вывод можно сделать из этого опыта?

( в земле есть вода).

-Правильно, в земле есть вода. Запишите. Пожалуйста в тетрадь.

4.Закрепление изученного.

-Итак мы с вами провели опыты и узнали из чего состоит почва.

-Откройте свои учебники на странице 66 и давайте еще раз посмотрим из чего состоит наша почва.

-Так кто же мне скажет, каков состав почвы?

( вода, глина,песок, воздух, остатки растений и животных, минеральные соли)

-Молодцы. ну и скажите пожалуйста для чего все это нужно?

( чтобы росли растения)

-правильно, и вода и воздух и минеральные соли нужны дл того, чтобы растения получали полезные вещества для своего роста.

5.Итог урока.

-А сейчас я хочу посмотреть, что вы запомнили о почве и ее составе.

Кроссворд:

1.Верхний слой земли, на котором растут растения (почва)

2.одна из составных частей почвы.( песок)

3.Вещество, повышающее плодородие (перегной)

4. основное свойство почвы (плодородие)

П

о

ч

в

а

е

с

о

к

е

р

е

г

н

о

й

л

о

д

о

р

о

д

и

е

-Молодцы урок вы усвоили. На следующем уроке мы познакомимся с разрушением и защитой почв.

-Урок окончен, спасибо. До свидания.

Источник

Совместная  опытно – экспериментальная деятельность

для детей старшей группы.

Тема «Почва»

Цель:

  • Через экспериментальную деятельность познакомить детей с составом почвы. 
  • Показать на примере опытов, что в почве есть воздух, вода.
  • Показать значение почвы для растений и живых организмов.
  • Развивать умение проводить простейшие опыты, на их основании делать выводы.
  • Развивать мыслительные способности: анализ, обобщение.
  • Воспитывать в детях партнерские отношения при работе.
  • Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
  • Приобщать детей к умению обследовать объект с помощью экспериментирования.
  • Воспитывать интерес к объектам живой и неживой природы.

Ход совместной деятельности

Воспитатель рассматривает  лэпбук «Почва»

Воспитатель: Ребята, в нашей папке появилась новая загадка, послушайте.

«Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок». Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже, должно быть, догадались, как она называется? Это земля, или почва.

Мы с вами  уже проводили опыты с почвой. Помните? А я вот ещё много чего знаю о ней, и  хочу предложить вам сейчас провести  несколько опытов с почвой. Вы согласны? А кто проводит опыты? (Учёные). Давайте представим, что мы с вами настоящие учёные.  

А хотите, мы продолжим опытно-экспериментальную работу и узнаем еще много интересного о свойствах и составе почвы Но для этого, нам нужно оборудовать то место, где будут проходить наши опыты. А как оно называется?  (Лаборатория)

Мы проведём 3 опыта с землёй. Для этого нам понадобятся 3 стола. Как вы предлагаете расставить их в нашей лаборатории?

Но перед тем, как начать работу, давайте вспомним какие правила вы должны выполнять для успешной работы?

1.Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь ни кому не мешая .
2.Нельзя ничего брать без разрешения педагога.
3.Аккуратно обращаться с посудой.
4.Советоваться друг с другом
5. Поддерживать порядок на рабочем столе.
(Опыты показывают дети, воспитатель координирует работу детей)

Опыт № 1. 

Для первого опыта нам понадобиться белые листы бумаги, мерные ложки, лупы, и земля

Цель: определение цвета и состава почвы.

1. Положи мерную ложку почвы на белый лист бумаги.

2. Разровняй слой почвы на бумаге мерной ложечкой.

 3. Рассмотри, какого цвета почва, каков её состав (под лупой). 4. Сделай вывод.

Воспитатель: Давайте рассмотрим почву, какого он цвета? что вы еще увидели в почве?

Дети: Почва имеет тёмный цвет. В почве есть маленькие палочки, веточки, остатки старых сухих листьев, останки насекомых.

Опыт № 2.

Для второго опыта нам понадобятся пластиковые стаканчики, ложки  и вода.

Цель: определение состава почвы на наличие в ней воздуха.

1. Возьми комочек почвы.

2. Брось её в стакан с водой

3. Наблюдай, что происходит. 

4. Сделай вывод.

Воспитатель: Что вы увидели?

Дети: Из почвы выходят пузырьки воздуха.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Дети: В почве есть воздух.

Воспитатель: Вы правильно заметили, что в почве есть воздух

Опыт № 3.

Нам понадобиться: лист белой бумаги, ложка.

Цель: определение состава почвы на наличие в ней воды.

1. Возьми лист бумаги.

2. Насыпь на неё немного почвы. 

3. Придави её плотно к бумаге.

4. Стряхни почву.

5. Наблюдай, что произошло.

6. Сделай вывод.

Воспитатель: Что вы увидели на бумаге?

Дети: На бумаге осталось небольшое влажное пятно.

Воспитатель: Делаем вывод.

Дети: В почве есть вода.

Воспитатель: Откуда же она берется в почве? (ответы детей)

Дети: вода попадает в почву, когда идет дождь 

Воспитатель: Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит….. там можно жить. Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете? Кто живет под землей? 

Дети: червяки, муравьи, крот, полевая мышь, землеройка, слепыш. И живётся им там очень комфортно. Потому что там их дом, а они подземные жители.

Воспитатель: Спасибо, вам ребята за хорошую работу. Сегодня вы были  настоящими учёными, и хорошо сотрудничали  все вместе в нашей научной лаборатории.

Но я хочу рассказать вам ещё о некоторых волшебных свойствах почвы. Мы знаем, что почва плодородная, и ещё в ней можно жить. Оказывается, почва способна растворять  и уничтожать.

Для данного эксперимента нам понадобятся: 4 прозрачные ёмкости с крышками, почва, вода, 4 вида отходов: бумага, металл (кнопки, скрепки, пластик (мы взяли стаканчик из-под йогурта), пищевые отходы (кусочки яблока)

Наполняем ёмкости почвой наполовину, в каждую ёмкость кладем свой вид отходов. Засыпаем ёмкости до конца и увлажняем почву. Закрываем плотно крышками, и рисуем маркировку

Читайте также:  Какие свойства божии могут быть

Эксперимент длительный, рассчитан на год, В течение этого времени, мы периодически будем заглядывать в наши баночки, и наблюдать, что происходит с отходами. Поэтому опыты в нашей лаборатории не заканчиваются. Они будут продолжаться. А сейчас я предлагаю всем желающим зарисовать  схематически наши опыты и так же поместить их в нашу папку – лэлбук.  

Источник

Екатерина Щукина
Конспект занятия «Опыты с почвой»

Тема: «Экспериментирование с почвой».

Цель: Познакомить детей с составом почвы. Расширять знания детей о свойствах почвы. Учить детей путем исследовательских действий выявлять причинно-следственные связи в отношении предметов и объектов не живой природы.Материалы: почва.Оборудование:на каждого ребенка: клеенка;

поднос;

лейка с водой;

ситечко;

по 1 стаканчику;

лупа;

лист белой бумаги;

ложечка;

журнал экспериментирования;

фломастеры;

Ход занятия: В начале занятия педагог предлагает детям вспомнить, с какими природными материалами они уже познакомились.

-Ребята, а сегодня мы познакомимся с еще одним природным материалом, хорошо вам известным. А что это за материал вы попробуете сейчас определить сами.

Педагог предлагает детям не прозрачную емкость и просит, понюхав ее содержимое, определить, что в ней находится (почва).

Что такое почва?

почвой мы сталкиваемся каждый день, выходя на прогулку, на даче, и даже в группе. Но что мы о нем знаем? Из чего состоит почва?

Дети высказывают свои версии.

-А давайте мы это проверим.

Педагог предлагает детям насыпать немного почвы на лист белой бумаги, распределить его ровным слоем и рассмотреть через лупу.

Из чего состоит почва? (из перегнивших остатков растений, их корней, листьев, мелких камней, остатков жизнедеятельности животных, песка и глины).

Чем почва похожа на песок? Глину? Чем отличаются?

-Известно, что человек с давних пор использует почву для своих целей. А какие свойства этих природных материалов так важны для людей, благодаря которым человек их использует?

Дети выдвигают свои версии.

-Давайте это выясним. Какими же свойствами обладает почва?

Дети перечисляют свойства, которые они знают.

Педагог предлагает детям положить немного почвы в стаканчик и полить не большим количеством воды, а затем сравнить между собой сухую и мокрую почву.

-Произошло ли что-нибудь с цветом почвы после того, как мы ее намочили? Педагог предлагает детям рассмотреть через лупу сухой и влажный комок почвы. Как изменилась почва при воздействии воды?

-Как вы думаете, важно ли это свойство для использования почвы человеком? (Если да, то почему)

Воспитатель просит налить в стаканчик с почвой еще немного воды и внимательно понаблюдать за тем,как вода впитывается: быстро или медленно?

-Куда девалась вода в стаканчике с почвой? Важно ли это свойство для использования почвы человеком? Почему? Важно ли это свойство для растений? Почему?

Педагог предлагает детям взять немного сухой почвы и просеять ее через ситечко, потом просеять мокрую почву.

-Как просеивается сухая почва? Мокрая? Почему? Важно ли это свойство в практическом применении почвы?

Физкультминутка «Дождик»:

Капля раз, (делают прыжок на носочках, руки на поясе.)

Капля два. (Делают прыжок.)

Очень медленно сперва, (4 прыжка.)

А потом, потом, потом (8 прыжков)

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли, (Руки разводят в стороны.)

От дождя себя укрыли. (Руками образуют полукруг над головой)

Затем педагог просит детей взять в руку немного сухой почвы. Какая она на ощупь (теплая, рассыпчатая? Затем детям предлагается взять влажную почву. Какая она на ощупь? (она стала холодной, мокрой, липкой, склеивается в комок).

-Ребята, как вы думаете, а есть ли в почве воздух? Как можно это проверить? Дети выдвигают свои предложения.

Педагог предлагает опустить образцы почвы в стаканчик с водой. Почему появляются прозрачные пузырьки? Что это такое? Откуда взялся воздух?

-Ребята, знакомясь сегодня с почвой, мы сравниваем ее с песком и глиной. А как вы думаете, можем ли мы сказать, что песок-это один из видов почвы? Почему?

Дети выдвигают свои версии и пытаются их аргументировать.

-И песок и глина это виды почвы. Сегодня мы с вами знакомились с торфяной почвой. Каждый из видов имеет свои свойства, о которых нам уже многое известно. В каких районах нашего земного шара много песчаной почвы? (в пустыне)

Какое же основное отличие у торфяной почвы от песчаной или глинистой? (эта почва является плодородной) А что значит «плодородная»? Как человек использует плодородность почвы? Почему торфяная почва является плодородной?

-Человек с давних пор использует в своих потребностях. Кто из вас знает, как используются свойства почвы (растит урожай).

В конце занятия педагог совместно с детьми подводит итог.

-Ребята, что мы сегодня узнали о почве (он состоит из перегнивших остатков растений, мелких камней, остатков жизнедеятельности животных, песка, глины; меняет цвет при намокании; изменение погодных условий приводит к изменению состояния почвы; в почве есть воздух. Мокрая почва пластична.

-Какие из свойств почвы используются человеком?

Дети при помощи условных обозначений «записывают» результаты опытов в свои журналы экспериментов.

Источник

Занятие по опытно- экспериментальной деятельности  «Почва» в подготовительной  группе

Цель: закрепить знания детей о почве методом опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

формировать у детей представления о почве.

Познакомиться  с составом почвы, с ее свойствами.

Развивающие:

Формировать познавательную активность детей.

Развивать умении анализировать.

Воспитательные:

Воспитывать любознательность.

Предшествующая  работа:

Чтение и рассматривание иллюстраций к сказке «Маленький принц». Опыты  с водой, песком, воздухом. Просмотр презентации «Что такое почва?».

Оборудование и материалы: письмо, мисочки с землей, вода, ложечки, салфетки, лупы, стаканы по количеству детей.Плакат «Строение почвы».

Ход занятия:

Организационный момент:( воспитатель приглашает детей в круг)

Читайте также:  Какие ягоды годжи полезные свойства

Восп.: Ребята ,с чего начинается хорошее настроение?

Дети: С улыбки, с добрых дел, с прекрасных сюрпризов

Восп.: Собрались все дети в круг

Ты мой друг, и я твой друг

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Восп.: Ребята, к нам пришло письмо.(воспитатель открывает конверт, читает письмо). Это письмо от Маленького принца.

«Здравствуйте, мои друзья с большой планеты Земля! На моей маленькой сказочной планете приключилась беда: заболел мой друг –Прекрасная Роза, она растет в песке и у нее пожелтели и стали опадать лепестки. А я узнал ,что на вашей планете есть « живая земля», которая сможет ей помочь. Я бы хотел чтобы вы помогли мне узнать , из чего состоит «живая земля» и помогли мне спасти розу.

Восп.: поможем Маленькому принцу? как мы можем помочь ему? Давайте подумаем.что нужно растению для его существования?

Дети: свет, влага, воздух

Восп.: Скажите ,  а чем питается растение  и где берет питание.

 Дети:    Растение живое и ему нужен свет, воздух, вода, и, конечно питательная земля.

Восп.:   Для хорошего роста растениям нужна плодородная земля. У нас в группе  цветы растут в плодородной земле и поэтому не болеют, хорошо себя чувствуют. А у маленького принца цветок вянет. Почему? Что мы знаем о песке?

 Дети: Он сыпучий, влага в нем не долгое время сохраняется, он быстро высыхает  от солнца, нет полезных примесей

 Восп.:    -Что же такое почва?   -Как вы думаете дети? (ответы детей). 

Д. – Это – земля.

В. – Сегодня на занятии мы будем говорить о почве.

В. – Нашу обычную землю называют волшебной, как вы думаете почему?

Д. – Земля кормит и поит растения.

Д. – Земля нас кормит.

В. – Как она нас кормит?

Ответы детей.

В. – А как нас земля радует?

Д. – Земля нас радует цветами, зеленой травой

В. – Верхний слой земли, который питает и кормит растения, называется почвой. Она везде разная. В одном месте в ней много песка. Такую почву называют песчаной. В другом месте больше глины.

В. -Как называется такая почва?

Д. – Почва называется глинистая.

В. – Почву богатую перегноем называют чернозем. Что такое перегной? Почему почву называют чернозем?

В. – Посмотрим на картинку “Строение почвы”.

Почва даёт приют многим растениям и животным. И так хорошо уживаются они вместе. Посмотрите, Как они живут и помогают друг другу. Растения растут в почве, берут из неё питательные вещества, и наступает время, – осень, когда растения: деревья, кустарники, травы цветы опадают, теряя лист и плоды и тогда начинается удивительная  работа невидимого мира животных, спрятавшихся под слоем листьев и в земле  так создаётся перегной, который даёт растениям много питательных веществ

В. – Какого цвета верхний слой земли?

Д. – Верхний слой земли темного (черного) цвета.

В. – Это плодородный слой земли. Как он называется? (чернозем)

В. – Какого цвета следующий слой земли?

Д. – Желтого.

В. – Как вы думаете, что это?

 Д. – Это – песок.

В. – Дальше мы видим изображение подземных вод.

В. – Каким цветом изображена вода?

Д. – Вода изображена голубым цветом.

В. – Потом идет слой глины. Каким цветом изображена глина?

Д. – Глина изображена оранжевым цветом.

В. – На таблице еще изображены подземные жители.

В. – Кто живет в земле?

Д. – В земле живут черви, кроты, жуки.

 Восп.:Как вы думаете из чего  состоит почва? (ответы детей)

Почва состоит: из песка, глины, перегноя, в почве есть  вода, воздух

Сейчас мы с вами проверим это на опытах.

(проходим в лабораторию,  рассаживаемся на свои рабочие места)

Ребята, у каждого из вас на белых листах комочки земли

Вы хотите узнать, что спрятано в каждом комочке?

В. – Подвиньте к себе бумагу, на которой лежит комочек.

В. – Какого она цвета?

Д. – Земля черная.

В. – Посмотрите на комочек через увеличительное стекло.

В. – Скажите, что вы увидели?

Д. – В комочке есть трещинки.

В. – Возьмите палочку и Осторожно раскрошите комочек земли. Посмотрите через лупу, что спряталось в вашем комочке?(ответы детей).В земле есть воздух.

В. – В Подземном царстве обитает много жильцов. Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Как вы думаете, есть ли в земле воздух? Давайте проверим. Возьмите в руки комочек земли , и осторожно опустите его в стакан с водой.

В. – Что вы наблюдаете?

Д. – Из комочка побежали маленькие пузырьки.

Д. – Это воздух поднимается из воды.

В. – Где же был воздух?

Д. – Воздух был в комочке земли.

В. – Да, воздух был внутри комочка между песчинками. Вода вытеснила его. Воздух всплыл, так как он легче воды и смешался с окружающим нас воздухом.

В. – Ребята, сделайте вывод: что мы установили при проведении опыта.

Д. – В земле есть воздух. 

 В.-Теперь поиграем.

В землю зернышко попало        (приседают)

В землю зёрнышко попало,

Прорастать на солнце стало        (руки за головой)

И росточек подрастал                   ( медленно встают)

К свету и теплу тянулся             ( Раскрывают руки )

И красавцем обернулся.               ( кружатся)

Восп.: Сегодня мы что узнали о почве?

Как можно помочь принцу исправить ситуацию, которая произошла с розой? (Высказывания детей)

 Мы напишем письмо и подскажем ему, как можно спасти розу.

Источник