Цирк в каких продуктах

Цирк в каких продуктах thumbnail

Росгосцирк в ходе оптимизации расходов переходит на новые нормативы кормления животных в 41 стационарном цирке по всей России. Например, ранее в меню ластоногих (сивучи, тюлени) входили говяжья печень, креветки и осетрина. Из нового рациона исключат печень, осетрину заменят мойвой, салакой, сельдью и минтаем, а вместо креветок будут давать кальмаров. Из рациона обезьян исключили сливочное масло, повидло и чай, а из меню собак — пахту (обезжиренные сливки), сахар и кальмаров.

По словам гендиректора Росгосцирка Вадима Гаглоева, существовавшие до недавнего времени нормы кормления разрабатывались еще в советские времена и уже устарели.

— Сегодня есть много современных сбалансированных кормов с высоким содержанием витаминов и минералов. Качество кормов стало намного лучше. Кроме того, животных надо кормить с учетом их естественных потребностей. Я не очень понимаю, когда в рационе хищников присутствует в большом количестве свинина — до 1,1 тыс. кг в год. Любой дрессировщик скажет, что кошек нельзя кормить свининой, ее дают в подкормку в небольших количествах. Очень много смешного в рационах можно увидеть. Например, говяжья печень в рационе у ластоногих. Все понимают, что не едят в природе ластоногие говяжью печень, ведь не плавают же рядом с ними коровы в естественных условиях, — отметил Гаглоев.

Чтобы приблизить питание обезьян к естественному, вместо повидла им будут давать свежие фрукты, ягоды (клюква, шиповник), а также сухофрукты. Медведям перестанут давать салат, петрушку и укроп, поскольку в их меню есть зеленые ветки и трава, которые заменяют по своим качествам зелень, употребляемую в пищу человеком.

Неизменным осталось меню индийских и африканских слонов. Помимо сена и травы в него входят хлеб, подсолнухи, морковь, свекла, картошка, капуста, ветки, фрукты и ягоды. Также в сильные холода для профилактики простудных заболеваний или перед дальними переездами для снятия стресса по предписанию ветврача им дают по ведру смешанного с водой кагора или водки — в зависимости от предпочтений животного.

Как один из вариантов нового меню в Росгосцирке рассматривают вариант введения сухих кормов как импортного, так и отечественного производства, сделанных в соответствии с ГОСТом. Сегодня существуют гранулированные корма не только для собак и кошек, но и  для лошадей, хищных крупных кошек.

Дрессировщики, опрошенные «Известиями», скептически отнеслись к инициативе Росгосцирка.

Художественный руководитель театра «Уголок дедушки Дурова», народный артист России Юрий Дуров отметил, что старые нормы кормления разрабатывались специалистами с учетом норм зоопарков, поэтому он не видит смысла в их отмене.

— Когда я работал в Росгосцирке, были такие же нормативы кормов. У морских львов говяжья печень присутствовала в меню. Они ее едят без особой охоты. Но ведь нормы разрабатывались не бухгалтерами, а разбирающимися в этом людьми, которые отталкивались от норм зоопарка. Эти нормативы делались не для того, чтобы дрессировщик мог на выходной себе сделать отбивную из печени. Дрессировщики, кстати, действительно старались, впихивали печень в морских львов, потому что там имеются полезные для них компоненты. Хотя был один дрессировщик, который себе дополнительно выписывал коньяк и копченую колбасу для морских львов: для его животных как-то пробили эти дополнительные нормы кормов, — рассказал Дуров.

Народный артист России, руководитель «Обезьяньего шоу» Московского цирка на Цветном бульваре Азиз Аскарян уверен, что повидло из рациона обезьян изымать не следует.

— Испокон веков повидло и чай были в рационе у обезьян, они это очень любят, причем не только человекообразные, но и макаки, мартышки. С 1970-х годов у меня обезьяны буквально каждый день едят хлеб или печенье с повидлом два раза в день. Это дешевые продукты, и мне непонятно, почему именно их исключили, — отметил Аскарян.

Российская государственная цирковая компания была основана в 1919 году. В настоящее время «Росгосцирк» объединяет 41 стационарный цирк, 11 передвижных цирков-шапито и 8 передвижных зооцирков. В цирковом конвейере компании работает около 3 тыс. человек. В цирковых программах и зооцирках выступает более 1,8 тыс. животных 87 видов.

Источник

За семь месяцев простоя Росгосцирк только на корма для животных потратил 85 млн рублей, заявил генеральный директор госкомпании Владимир Шемякин. Как пандемия сказалась на зрелищном искусстве, почему уехавшие работать в «Дю Солей» артисты сегодня возвращаются на родные арены и зачем в цирке работают бывшие следователи ОБЭП, он рассказал в интервью «Известиям».

Рацион для бегемота

— Как отразился на цирковой отрасли коронавирус?

— Весьма существенно. Цирк — это не театр и не кино, которые можно закрыть на ключ и уйти, у нас животные. Им не объяснишь, что такое вирус, они есть хотят. На балансе Росгосцирка более 1000 животных. За семь месяцев на корма для них потрачено порядка 85 млн рублей.

Мы ни на грамм не изменили рацион. Для оленей даже ягель закупаем на Севере.А бегемоты едят люцерну, хищникам нужно свежее мясо, замороженное не хотят. Закупаем орехи, изюм, фрукты. И это очень дорого.

Мы кормим сейчас не только животных, принадлежащих Росгосцирку, но и тех, что находятся в собственности у наших артистов. Так исторически сложилось, что артисты цирка часто сами приобретали животных для своих аттракционов.

— А на что живут неработающие артисты?

— Чтобы по максимуму сохранить доходы артистов, мы сначала отправили их в отпуск. И они получили максимальные отпускные. Потом, во время простоя, получали около 17 тыс. рублей. С июля, когда объявили репетиционный период, доход артистов немного увеличился, хотя всё еще остается далеким от среднемесячного заработка до пандемии.

Если бы артисты работали, получали бы за каждый выход на манеж. Но пока мы об этом только мечтаем. Поэтому трижды за этот период — в июне, августе и октябре — выдали артистам адресную социальную помощь по 12 тыс. с небольшим. Хотели в сентябре начать гастроли новой программы в Сочи, но смогли провести только закрытую премьеру. К сожалению, из-за наплыва отдыхающих городские власти не только не разрешили культурно-массовые мероприятия, но и ужесточили требования. Цирк закрыт.

123

Фото: пресс-служба Росгосцирка

— Чего лишились зрители?

— Новой нежной, лирической программы «Девочка и слон» по рассказу Куприна. Это выступление слонов дрессировщика Андрея Дементьева-Корнилова — представителя цирковой династии. И первый результат работы новой творческой команды Росгосцирка: театральных режиссеров, хореографов, сценографов, художников по костюмам и гриму. Сейчас программа переехала в Санкт-Петербург, где представления уже разрешены.

А вообще у всего этого вынужденного простоя есть и другая сторона — появилась возможность поработать над качеством программ, заняться творчеством, обновить цирковой конвейер.

Слоны для Астрахани

— Что значит конвейер?

— Это сложная и отлаженная система работы, при которой различные цирковые программы Росгосцирка переезжают из города в город — от Брянска до Владивостока. Ведь если вам будут показывать целый год одни и те же номера, вы просто не будете ходить в цирк. Поэтому каждый прокатный период, а это шесть недель, по стране работают разные программы.

— Наверняка у каждой программы разная стоимость: слоны дороже собачек. Зависит ли география конвейера от этого показателя?

— Конечно. В город-миллионник едет дорогая программа, потому что там платежеспособное население. Даже между Москвой и Новосибирском большая разница. А между Москвой и Магнитогорском или Астраханью — колоссальная. Но везде люди хотят видеть цирк.

123

Фото: пресс-служба Росгосцирка

— Значит ли это, что жители Астрахани никогда не увидят слонов?

— Астрахань увидит слонов, но мы обязаны обеспечить экономический результат. Если в представлении занято 100 человек, такое шоу не окупится в маленьком городе. Понимая это, мы обсуждаем с Министерством культуры возможность грантов, которые компенсируют нам убытки. Мы же хотим, чтобы и в Костроме, и в Астрахани, и в Магнитогорске жители России увидели слонов.

— Выделяемого на Росгосцирк бюджета на это не хватает?

— Субсидия, которую получает один только Большой театр, — более 5 млрд рублей плюс спонсорские деньги. Как я недавно узнал, все объекты культуры Якутии финансируются на 20 млрд. Субсидия же на 38 государственных цирков и 32 гостиниц, в которых во время выступлений живут артисты, в этом году — 1,2 млрд рублей. Как вы думаете, компенсирует это выпадающие убытки?

Читайте также:  В каких продуктах содержится ненасыщенные жирные кислоты

— Цирку сложно состязаться с Большим театром. Поэтому вы просите министерство о грантах?

— Это более масштабная проблема. На цирковое искусство смотрят с двух сторон. С одной нам говорят: вы должны зарабатывать деньги и сами себя окупать. С другой — обеспечьте население страны цирковым искусством. Ни у кого не возникает мысли, чтобы библиотека, музей, филармония, театр, опера или балет перешли на самоокупаемость. Эти учреждения работают по госзаданию, то есть субсидируются государством. Цирк — ровно такое же искусство. Хотелось бы, чтобы вложения на его развитие были на порядок больше. А требовать от цирка самоокупаемости более чем странно.

— Почему странно? Частный московский цирк Никулина, например, на самоокупаемости.

— Давайте не подменять понятия. Если бы Росгосцирк был частной компанией, тогда владелец не стал бы работать себе в убыток. Поэтому мы и подняли вопрос о грантах, чтобы в маленькие города России приезжали высококачественные программы, чтобы люди видели яркие шоу. У нас мало цирков-доноров, к сожалению, которые могли бы компенсировать убытки той же Астрахани и Новокузнецка.

123

Фото: пресс-служба Росгосцирка

— Кто сейчас ходит в цирк?

— Мы провели социологическое исследование, которое показало, что почти 60% наших зрителей — дети. И очень мало мужчин.

— Росгосцирк решил побороться за мужчин?

— Если бы мы хотели привлечь мужчин, мы бы сделали кулачные бои. Но наша ставка на молодежь и семьи. Думаем о системе скидок, картах лояльности, вариативности билетов. А через семейный билет попробуем и мужчин привлечь.

Проблема, с которой мы боремся, заключается в том, что цирк сейчас — это не модно. И мы работаем над тем, чтобы он снова стал актуальным, чтобы девушку было не зазорно позвать на свидание в цирк.

Шапито и пандемия

— Как рассказывают владельцы частных цирков, некоторые в пандемию чуть не милостыню просили. Обращались ли они за помощью к вам?

— Буквально в первые дни пандемии при Росгосцирке был создан оперативный штаб, который оказывал многочисленные консультации: по юридическим вопросам, как получить субсидию, куда позвонить, какие документы оформить.

— Где они могли получить субсидию?

— В субъекте, где шапито застала пандемия. Как любой предприниматель, владелец цирка мог пойти и получить субсидию на компенсацию заработной платы — 12 тыс. рублей на каждого сотрудника. И субъекты помогали.

Вы деньгами не помогали?

— Мы не кредитная организация, мы не можем раздавать деньги. Понимая, что людям нечем кормить животных, наша компания взяла в штат более сотни артистов. Получили в конвейер более 50 новых номеров. Более того, мы инициировали процесс, чтобы государство обратило внимание на эту проблему и выделило деньги нашим коллегам, потому что Росгосцирк — не банк, не Минфин. Я не могу взять субсидию и раздать ее. Меня в тюрьму посадят за нецелевое использование денежных средств.

123

Фото: пресс-служба Росгосцирка

Кстати, буквально накануне стало известно, что Минкультуры обратилось в правительство с инициативой поддержать животных в частных цирках и зоопарках. И теперь кабмин рассматривает проект распоряжения на выделение 238 млн частным циркам, зоопаркам, дельфинариям и океанариумам. Я очень этому рад и надеюсь, что инициатива Минкультуры будет поддержана.

— В пандемию Росгосцирк был признан системообразующим предприятием цирковой отрасли. За статус финансирование полагается?

— Государство обратило внимание на нас. Правда, после напоминания, что мы самая большая цирковая компания в мире, и по своей структуре уникальная. Нам выделили кредит — 275 млн рублей. Если выполним требования, которые предъявляются к системообразующим предприятиям, то этот кредит спишется за счет федерального бюджета.

Как раз после признания нашего статуса мы начали говорить обо всей цирковой отрасли, о том, что кроме нас есть еще частные шапито. Вместе с коллегой Эдгардом Запашным, директором Большого Московского государственного цирка, мы отстаиваем интересы отрасли, обращаемся к Минкультуры и правительству с просьбой помочь частным передвижным циркам.

Нам обещали, что деньги будут выделены, и их будет распределять Ассоциация цирков-шапито. Кстати, она была создана по инициативе Росгосцирка, чтобы объединить их и вывести на более высокий уровень, ведь у многих из них нет даже юрлиц… На эту некоммерческую организацию возложат обязанность распределять деньги между передвижными цирками.

«Я не ворую»

— В интернете масса материалов, где Росгосцирк обвиняют в хищении миллиардов. Что скажете на обвинения?

— Ответ простой: я не ворую. Наоборот, за год с небольшим, что я занимаю пост руководителя, в компании наладили учет и контроль. А злопыхателей на самом деле не так много. И мы их знаем. Это люди, до моего прихода в Росгосцирк занимавшиеся частным прокатом. Они зарабатывали здесь большие деньги. Сейчас мы меняем ситуацию.

Генеральный директор Росгосцирка Владимир Шемякин

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

— Каким образом им это удавалось в обход Росгосцирка?

— В цирковой индустрии все знают, кто эти люди, чья программа, но по документам она оформлена на другого человека. Некоторые находились на ответственных должностях в Росгосцирке и одновременно имели частный прокат. Они отправляли свои программы на площадки Росгосцирка в «миллионники». А государственные программы ездили по маленьким городам и генерили убытки.

Чтобы проверять хозяйственную деятельность филиалов, в Росгосцирке было восстановлено ранее упраздненное прошлым руководством контрольно-ревизионное управление. В нем работают опытные оперативники, бывшие следователи ОБЭП. Когда КРУ выявило только часть тех схем, которыми пользовались недобросовестные прокатчики, у нас у всех волосы дыбом встали. Так что проверяем и их деятельность, и свою, чтобы нас никто не мог ни в чем упрекнуть.

Вот пока мы с вами говорим, в Росгосцирке идет проверка контрольно-ревизионного управления Министерства культуры как раз по одной из фейковых жалоб в прокуратуру.

По каждому крупному расходному участку, чтобы избежать коррупции, мы создали закупочные комиссии. На конкурсной основе они принимают решения по закупкам того или иного продукта согласно федеральным законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ. У нас есть центр контроля. При закупке руководитель филиала визирует ее, то есть несет личную ответственность. Раньше этот сектор практически не контролировался. Можно было купить килограмм мяса за 400 рублей, а можно за 800.

123

Фото: пресс-служба Росгосцирка

Со времен распада СССР цирковой индустрией практически не занимались. И в конце концов она стала кормушкой для определенной группы лиц. Инвестиции в ремонты, стройки, противопожарную безопасность, расходы на корма, клининг, охрану их не интересовали.

Во многих цирках не установлено видеонаблюдение. Хотя пару лет назад такой проект был. Это важно, только так можно контролировать, что происходит на манеже и в зале. Иногда мы получаем отчет, в котором написано, что продано, например, порядка 30% билетов. При этом в зале сидит наш начальник отдела рекламы и маркетинга и видит, что заполнен он на 70%. Значит, 40% билетов ушли мимо кассы. Вопрос: куда ушли деньги за реализацию этих билетов?

Побег из «Дю Солей»

— Чего недостает сегодня в цирке?

— Мы занимаемся восстановлением жанров, утерянных за последние десятилетия. Потому что прокатчики, формируя программу, брали пару экзотических животных, например, жирафа и носорога, делали на них рекламу. А прицепом шли малореквизитные номера: соло-жонглер, воздушная гимнастка. Всё умещалось в две фуры, которые легко переезжали из города в город.

Есть известный номер — «Воздушные качели» Владимира Довейко. Зарплата артистов за прокатный период — 1,3 млн рублей. У многих прокатчиков вся программа стоит 1,5 млн, зачем им эти «качели»?! Сохранить такой номер — наша задача. Кстати, раньше у народного артиста РФ Владимира Довейко было 20 акробатов, а сейчас восемь. Эта оптимизация привела к существенному ухудшению номера.

Многие экономически нецелесообразные жанры, особенно групповые номера, уже утрачены. А чтобы вернуть былую славу российскому цирку, в него надо вкладываться. Чем мы сейчас и начали заниматься.

— Надо придумывать новые номера?

— Всё было изобретено до нас. На складах хранятся заброшенные уникальные аппараты, но их реанимация требует денег. Кстати, на забытый реквизит еще надо найти специалистов. Так как система была нацелена на сверхдоходы сторонних частных прокатчиков, искусство не развивалось. В конце концов люди перестали ходить в цирк. Нужно заново завоевывать зрителя. А это возможно только дорогими качественными программами.

Читайте также:  Какие продукты на пикник

123

Фото: пресс-служба Росгосцирка

— Говорят, некоторые артисты из «Дю Солей» вернулись к вам. Так?

— Так. «Цирк дю Солей» — банкрот. У них большие долги. От нас в основном уходили самые востребованные — те, кого покупали, кто был интересен западным продюсерам. Сейчас артисты поняли, что в Росгосцирке происходят изменения, что компания стала вкладывать деньги в творчество, что у нас стабильно выплачивают зарплату. Вот и возвращаются. Чему мы очень рады.

— Смысл идти к вам?

— Смыслов много. Там они были на временном контракте, а здесь — стабильность, дом, семья. Плюс многие начинают думать о пенсии. Период пандемии показал, что государственная компания выполнила все свои обязательства, и люди это оценили.

А когда-то из Росгосциркаушли лучшие клоуны. Мы потихоньку их возвращаем.Например, Армен Асирянц. Выступал когда-то у Юрия Никулина. Потом работал в Европе. Теперь — в программе «Девочка и слон».

Артисты не могут жить без манежа. Даже животные привыкают к аплодисментам. Многие сейчас грустят и скучают по зрителям, по работе. Но мы надеемся, что черные времена закончатся, и все вернутся в цирк.

Справка «Известий»

Владимир Шемякин — генеральный директор Росгосцирка. В 1994 году окончил Тульский государственный педагогический институт им. Л.Н. Толстого по специальности «Русский язык и литература». С 2007-го возглавлял ЗАО «Видео Интернешнл «Трэнд». С 2011 по 2013 годы — зампред комитета по делам национальностей Госдумы. С 2019-го — генеральный директор «Росгосцирка».

Источник

Категория: Новости, Этика веганства 4 апр 2016 Доклад директора ветеринарного госпиталя (ООО «Ветеринарная медицина»)
Заслуженного ветврача России Е.Г. Сибгатулина на Балтийском форуме ветеринарной медицины

Позвольте привлечь ваше внимание ещё к одной сфере, в которую активно включены животные, поговорить о тех животных, которые выступают в цирке.

Демонстрация дрессированных животных издавна привлекала внимание публики, а начиная с XIX века, она стала неотъемлемой частью циркового представления, неизменно вызывая бурную реакцию зрителей. И действительно, как забавны танцующие медведи, как уморительны пародирующие людей обезьяны… Каких животных только не увидишь в цирке. Нужно отметить, что немалая часть всемирной славы советского цирка принадлежит именно дрессировщикам. Участие в цирковой программе Валентина Филатова, Ирины Бугримовой, Маргариты Назаровой, Мстислава Запашного обеспечивали непременные аншлаги. Как тогда, так и сегодня родители приводят в цирк детей для того, чтобы познакомить их с миром животных, в том числе и диких, научить гуманности и бережному отношению к природе. Но возможно ли это?

Основа дрессуры – насилие

Работая на протяжении 30 лет ветеринарным врачом в цирке, я ежедневно сталкивался с суровым бытом циркового закулисья. Этот опыт сделал меня сторонником идеи запрета жанра дрессуры. Достаточно сказать, что до 70 % моей лечебной практики – это лечение травм, нанесённых животным дрессировщиками.

В основе дрессуры лежит насилие: чтобы укротить дикое животное, человек должен подчинить его своей воле, доказать своё превосходство, а это возможно только путём подавления воли животного.

Считается, что существует несколько принципов дрессировки:
1) болевой, рассчитанный на запугивание зверя;
2) поощрительный, возбуждающий вкусовую реакцию у животного;
3) комплексная (смешанная) дрессура, сочетающая вкусовое поощрение и страх наказания.

Все дрессировщики говорят о том, что жестокое обращение с животными, подавление болью их воли вызывает лишь ответную агрессию со стороны зверя. Но можно ли добиться от хищника чёткого исполнения того или иного трюка одним лишь лакомством? Вот пример из практики. Чтобы приучить молодого тигрёнка оставаться на тумбе, на неё кладут кусок мяса. Тигрёнок запрыгивает наверх, но тут же, съев мясо, устремляется прочь. И как только спускается вниз, его начинают бить алюминиевыми прутьями. И так каждый раз: на тумбе малыша ждёт лакомство, а за её пределами – жестокие побои. Эта информация фиксируется в памяти животного и, таким образом, именно страх заставляет его оставаться на тумбе. Таким образом, ответ на вопрос, можно ли добиться от хищника чёткого исполнения того или иного трюка одним лишь лакомством, очевиден – конечно, нет! Это только один из примеров так называемого метода гуманной дрессуры, который считался серьёзным достижением советского цирка. Должен заметить, что в советское время к животным относились более безжалостно, чем в настоящее. Никакой организации по защите животных не было. Зверей дрессировщику покупало государство, что позволяло артисту не церемониться с трудно поддающимся дрессировке зверем. Таких попросту усыпляли, хотя это были молодые физически здоровые особи. Сегодня большинство профессиональных дрессировщиков бережнее относятся к своим питомцам, т.к. восполнять группу им приходится за свои деньги. Так что российская живность от перестройки частично выиграла.

Помимо физического воздействия в цирке популярен и другой метод – голод. Как правило, крупных хищников кормят один раз в день, после представления. Если же кто-то из них отработал нечётко, он лишается своей порции до следующего раза (то есть животное голодает в течение 48 часов). Понятно, что вся эта «кухня» остаётся неизвестной для зрителей, восторженно принимающих номера с животными. Таким образом, они оказываются дезинформированными о реальных взаимоотношениях человека и зверя. На самом деле, цирковые животные – это не «звёзды манежа», как стараются внушить нам дрессировщики, а несчастные создания с изуродованной психикой и покалеченным телом. В этом зрелище нет ничего познавательного для детей: животные появляются здесь в неестественной для них обстановке, их поведение искажённое, инстинкты подавлены, в них нет ничего от гордых и независимых существ, какими их можно наблюдать на воле. Правильно ли воспитывать у ребёнка любовь к животным посредством такого обманного зрелища?

Плохие условия содержания животных в цирках

Жестокие методы дрессировки – лишь один аспект антигуманности жанра дрессуры. Не меньшие страдания животным причиняют плохие условия их содержания в цирках.

Цирк отнимает у животных всяческое достоинство и естественную красоту, превращает их в тюремных заключённых. Только в отличие от мира людей, где за решёткой должны сидеть преступники, четвероногие оказываются в заточении без какой-либо вины. Для многих директоров цирков забота об условиях содержания четвероногих артистов на последнем месте. Помещения, где они находятся, конюшни ремонтируются в последнюю очередь и, как правило, не в той мере, какая требуется для их комфортного существования. Каучуковое покрытие манежей цирков зачастую оказывается травмоопасным для лошадей.

Животные страдают оттого, что оказываются запертыми в теснейшие клетки, не всегда хорошо убираемые. У них отняты практически все возможности двигаться. Клетки далеко не всегда оборудованы должным образом. Животным не хватает практически всего, в чём они нуждаются в естественных условиях (например, для обезьян, которые живут на деревьях, – это возможность лазить, для белых медведей и бегемотов – это возможность принимать ванны). Слонов держат на коротких цепях, деревья для чесания, грязевые и водные бассейны, необходимые для ухода за кожей, почти всегда отсутствуют. Эти подвижные животные могут сделать максимально один шаг вперёд и один шаг назад. При этом животные монотонно качают головой вверх-вниз или трясут хоботом. Такое содержание в конце концов приводит к психическому расстройству, так называемому “ткачеству”. В большинстве случаев слоны не могут даже лечь, поскольку для нескольких “прикованных” рядом животных недостаточно места. Кроме того, в цирках практически никогда не обращают внимание на социальную структуру животных: те звери, которые в природе живут в одиночку, часто вынуждены делить клетку с сородичами, а иные наоборот, содержатся по одному, хотя для их хорошего самочувствия необходима совместная жизнь с другими особями. Особенно тяжёлые условия содержания – в передвижных зооцирках с их постоянными переездами и неустроенным бытом. В шапито полностью отсутствует ветеринарный контроль за животными. Трагический случай произошёл в городе Муроме, где директор зооцирка “Фауна” российской государственной компании “Росгосцирк”, гастролировавший по территории Владимирской области, сбежал с крупной суммой денег, бросив на произвол судьбы животных и трех человек из обслуживающего персонала. На центральной площади города Мурома возле шапито остались в клетках бурый и белый медведи, рысь, лошади, пони, верблюд, волк, тигр и несколько обезьян. Животные оставались на 20-градусном морозе без пищи более недели. Помочь животным пытались жители Мурома, которые приносили в цирк овощи и другие продукты. Однако их усилий оказалось недостаточно. После того как муромцы стали жаловаться в разные инстанции, к цирку приехал главный ветеринарный врач Муромского округа. По его мнению, причиной смерти животных, действительно, стало истощение. Главный санитарный врач обратился к главе округа, после этого в цирк привезли сено, морковь, капусту, а для хищников – отходы с мясокомбината. Сотрудники правозащитных организаций отмечают, что подобные ситуации встречаются довольно часто. То же самое случилось в Тульской области, где погибла большая часть оставленных на морозе цирковых зверей. Часть животных – свиней и пони – хозяева цирка попросту съели, а остальных оставили умирать на центральной улице города. Передвижной зооцирк – это самая жестокая форма эксплуатации животных, потому что помимо холода, голода и прочих лишений они терпят еще и тяготы перевозки.

Читайте также:  Какие продукты надо кушать от рака

Нападение на людей – естественная реакция животных

Время от времени из средств массовой информации мы узнаём о том, что в том или ином цирке хищник напал на человека. Нередко подобные случаи заканчиваются смертельным исходом, как для человека, так и для животного. Но задумываемся ли мы о доле вины зверей в произошедшем? Измученное, забитое животное не в состоянии адекватно оценивать ситуацию, поэтому оно в любой момент готово к самозащите. Причём, такое поведение свойственно не только хищникам. Тесные загоны, плохое содержание, жестокое обращение являются причиной внезапных приступов агрессивности и у других животных. Так, с 1990 года более 50 человек были убиты слонами, содержащимися в неволе. Известный дрессировщик хищников Михаил Багдасаров в одном из интервью высказался достаточно однозначно: «…в 99% случаев нападения цирковых животных на человека виноват именно человек».

Бесправие цирковых животных

В нашей стране животные находятся в абсолютно бесправном положении. Существующее российское законодательство не предусматривает уголовной ответственности за вред, причинённый живому существу, принадлежащему человеку. Недавний случай в шапито «Мечта» подтверждает это. Прокуратура Якутска отказалась возбуждать уголовное дело по статье «жестокое обращение с животными» в отношении директора шапито, при переезде которого на гастроли из Хабаровска в Якутск погибли восемь дрессированных тигров и львица, посчитав, что в смерти животных не было непосредственной вины директора. Изначально предполагалось, что хищники погибли из-за переохлаждения или отравления угарным газом, однако позже выяснилось, что причиной их смерти стала чрезмерно высокая температура в трейлере. В то же время, Россельхознадзор завел на директора дело об административном правонарушении, обвинив его в несоблюдении правил транспортировки животных. Однако, по мнению источника в Якутской природоохранной прокуратуре, серьезного наказания директор цирка не понесет. Только в случае, если следствие докажет, что животные были рождены в естественной среде, а не были выведены в неволе и попали в цирк из питомника, он мог бы быть оштрафован.

Цирк с животными – пережиток жестоких зрелищ древнего мира

Цирки с животными – пережиток прошлого, уходящий корнями в Древний Рим, «славный» гладиаторскими боями, массовыми затравливаниями животных и людей на аренах на потеху кровожадной толпе. Удивительно, но ещё и сегодня можно заметить, что если дрессировщик работает в спокойной манере, то зрители воспринимают номер неактивно, порой равнодушно. Но стоит только артисту спровоцировать агрессивность хищника, заставить животное проявить характер, – зал взрывается аплодисментами. И в этом случае дрессировщик потакает кровожадным вкусам этой самой публики, что, опять-таки, не способствует её моральному воспитанию. Не странно ли то, что в новое тысячелетие мы въехали с караваном цирков-шапито и зооцирков, жестоко эксплуатирующих диких животных для представлений? Ведь со времён, когда развивались и процветали кровожадные виды увеселений, моральные ценности изменились. Неужели наше мировосприятие и уровень мышления остались такими же жестокими в отношении братьев наших меньших? Ребенок, приходя в цирк на представление с дикими животными, не способен к анализу происходящего. Поэтому в его восприятии животного мира образуется изъян, который в дальнейшем может способствовать душевной деформации уже взрослого человека.

Отказ от использования животных в цирке – естественный шаг для гуманного общества

В настоящее время все больше людей в мировом масштабе осознают жестокость, стоящую за дрессировкой. В цивилизованных странах цирки, в которых есть номера с животными, стремительно теряют популярность. Использование животных в цирках ограничено или полностью запрещено во многих странах, в том числе в Швеции, Индии, Финляндии, Швейцарии и Дании, Франции и др. К примеру, были закрыты два цирка, базирующиеся в Великобритании, которые гастролировали по всей Европе с представлениями с участием животных. Также за последние 12 лет в этой стране была закрыта половина цирков-шапито, которые провели хоть один гастрольный тур по стране. Эти меры удалось осуществить благодаря тому, что по результатам проведенного широкомасштабного социологического опроса 65 % опрошенных выступили за полный запрет использования животных в цирке, а 80 % выступили против использования диких животных в цирковых представлениях. В мире появились и успешно существуют цирки, в которых полностью отсутствует дрессура.

К большому сожалению, в нашем государстве закона, запрещающего использование в цирках животных, нет. В российском обществе не представляется возможным быстрое искоренение этого зла, так как традиционно русский цирк немыслим в нашем сознании без разнообразных зверей. Номера с дрессированными животными до сих пор являются чуть ли не самыми любимыми и популярными. Хотя, справедливости ради, нужно заметить, что тяга к такому зрелищу у большинства зрителей обусловлена и любовью к животным и незнанием жестокого метода получения результата. Если попросить россиян назвать имена цирковых артистов, то в основном это будут имена клоунов и дрессировщиков. Велика вероятность, что в цирк без животных публика просто не пойдёт. Очевидно, что в одночасье, приказом или законом, проблему запрета демонстрации животных в цирке решить невозможно. Для проведения такого закона необходимо подготовить общество. Для этого нужна открытая и правдивая информация о методах дрессуры, об условиях содержания животных, обо всех трагических случаях, происходящих в системе цирков страны. Параллельно с этим необходимо проводить широкое обсуждение морального права человека на насилие над животным. Эта работа для масс-медиа. Руководству отечественного цирка предлагаю провести ряд мер, направленных на улучшение жизни животных, если можно так назвать, «программу-минимум»:

1. Установить контроль над дрессировщиками, подготовкой номеров в целом, создав контролирующие группы в составе специалистов и наделив их правом свободного доступа на репетиции и в места содержания животных. Причём осуществлять надзор должны компетентные в данной области лица (главным образом, ветеринарные врачи).

2. Прекратить закрытость цирковой жизни, честно информировать общественность о методах и средствах дрессуры, широко обсуждая моральное право человека на насилие над живым существом в цирке.

3. Ввести жёсткий контроль за питанием животных, их лечением, допуская к этой работе только высококвалифицированных профессионалов.

4. Обязать директоров цирков создавать для животных условия содержания, близкие к идеальным. Необходимо, чтобы эта задача занимала одно из первых мест в списке мероприятий по реорганизации отечественных цирков (вплоть до наказания нерадивых директоров за халатное отношение к делу). При этом необходимо полностью запретить деятельность передвижных зооцирков.

В заключение хочу подчеркнуть, что сама идея дрессуры – антигуманна. Наблюдая за цирковыми представлениями с участием диких животных, мы становимся свидетелями их безмолвного страдания. И если мы спокойно можем это созерцать – значит, мы уже соучастники, поскольку ничего не предпринимаем для прекращения издевательства над животными. Такое соучастие вредит моральному здоровью нации. Наша задача решения проблемы дрессуры в цирке заключается в том, чтобы поставить сознательную часть общества перед выбором нужно ли нам зрелище, полученное ценой жестокого обращения с животными. Если не будет спроса на жестокость – не будет и предложения. От этого выиграют и животные, и люди. Чем больше