Даны пять существительных какое из них не обладает грамматическим свойством

У НАС В ГОСТЯХ «МЕДВЕЖОНОК»

Елена МУРАВЕНКО

Продолжение. Начало см. в № 21, 22/2006

В этом номере мы обратимся к задачам,
посвященным имени существительному: собственным
и нарицательным именам, категориям
одушевленности, рода и числа, а в следующем
выпуске рубрики остановимся на склонении
существительных.

Имена собственные и нарицательные

Распределение всех существительных на
имена собственные и нарицательные обычно не
вызывает затруднений у школьников, но, пожалуй,
стоит особо остановиться на том, что между этими
двумя группами существительных нет
непроходимого барьера и возможны переходы
существительных из одной группы в другую.
Следующие две задачи как раз посвящены таким
переходам.

1. Даны пары собственных и
нарицательных существительных.

В какой паре слова соотносятся не так,
как в остальных?

(А) Бостон (город) – бостон (вид
сукна);
(Б) Остров (город) – остров (часть суши,
окруженная водой);

(В) Каракуль (озеро) – каракуль
(разновидность овчины);
(Г) Ньюфаундленд (остров) – ньюфаундленд
(порода собак);

(Д) Вольт (физик) – вольт
(единица измерения электрического напряжения).

Решение. В паре (Б) мы видим переход
имени нарицательного в имя собственное: город
назван Островом потому, что расположен на
острове. Во всех остальных парах можно наблюдать
противоположное явление: переход имени
собственного в имя нарицательное. Ответ: (Б).

2.  Даны пары существительных,
каждая из которых включает фамилию и
нарицательное существительное. В какой паре
слова соотносятся не так, как в остальных?

(А) Дизель (немецкий инженер) – дизель
(вид двигателя);
(Б) Ампер (французский физик) – ампер (единица
силы тока);
(В) Галифе (французский генерал) – галифе (брюки
определенного покроя);
(Г) Пастернак (русский поэт) – пастернак (корнеплод
семейства зонтичных);
(Д) Наган (бельгийский конструктор) – наган (револьвер
особой системы).

Решение. В паре (Г) мы видим переход
имени нарицательного в имя собственное: название
корнеплода стало фамилией. Во всех остальных
парах наблюдается противоположное явление:
переход имени собственного в имя нарицательное. Ответ:
(Г).

Категория одушевленности

Категория одушевленности для многих
школьников является камнем преткновения. По
результатам решения задач на эту тему видно, что
многие отождествляют значения грамматического
термина «одушевленный» и биологического понятия
«живой». Грамматика же к одушевленным
существительным относит обозначения не только
живых существ, но и 1) изображений живых
существ, 2) живших существ, 3) шахматных
фигур, 4) названий игральных карт, 5)
мифологических персонажей. А самое главное – у
этой категории есть грамматическое выражение.

3. Какие из перечисленных
существительных являются одушевленными:

1) [плюшевый] мишка, 2) игрушка, 3) валет,
4) девочка, 5) мертвец?

(А) 4; (Б) 4, 5; (В) 3, 4, 5; (Г) 1, 2, 4, 5; (Д) 1, 3, 4, 5.

Решение. Грамматическая категория
одушевленности в русском языке проявляется у
всех существительных в форме винительного
падежа множественного числа: у одушевленных
существительных эта форма совпадает с формой
родительного падежа, а у неодушевленных – с
формой именительного падежа. Проверим на
одушевленность данные существительные: вижу
мишек, валетов, девочек, мертвецов
(вин. п.) – ср.
нет мишек, валетов, девочек, мертвецов (род.
п.). Эти существительные одушевленные. Оставшееся
существительное игрушка неодушевленное: вижу
игрушки
(вин. п.) – ср. лежат игрушки (им. п.),
но нет игрушек (род. п.). Таким образом, ответ:
(Д).

Категория рода

Среди существительных выделяется
группа существительных общего рода. Не все
школьники хорошо понимают, что эта группа не
добавляет к трем известным родам какой-то
четвертый род, а лишь включает в себя
существительные, которые в зависимости от
контекста могут быть либо мужского рода, либо
женского.

4.  Сколько из перечисленных слов
сочетаются и со словом маленький, и со словом маленькая:
грязнуля, зануда, плакса, тупица, красавица?

(А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5.

Решение.  Слова грязнуля,
зануда, плакса, тупица
сочетаются и со словом маленький,
и со словом маленькая, т.е. в зависимости от
контекста могут быть мужского или женского рода.
Это существительные так называемого общего рода.
Слово красавица женского рода и сочетается
только со словом маленькая. Ответ: (Г).

В ряде случаев определение рода
вызывает затруднения. К таким случаям относятся,
в частности, существительные на мягкий
согласный.

5.  Сколько из перечисленных
существительных относятся к мужскому роду:

аэрозоль, бандероль, картофель,
метель, мозоль, ноль, шинель, шрапнель
?

(А) 5; (Б) 4; (В) 3; (Г) 2; (Д) 1.

Решение. К мужскому роду из
перечисленных относятся существительные аэрозоль,
картофель
и ноль, остальные – к женскому.Ответ:
(В).

Особое правило нужно знать, чтобы
правильно определить род несклоняемого
существительного.

6. Вот пять несклоняемых
существительных: 1) кофе, 2) шимпанзе,
3) кашне, 4) какаду, 5) пальто.

Какие из них можно употребить вместо
многоточия в словосочетании черный…?

(А) 2, 4; (Б) 1, 3; (В) 1, 2, 5; (Г) 1, 2, 4; (Д) 1, 2, 3, 4.

Решение. При определении рода
несклоняемых существительных помогает их
отнесение к одушевленным или неодушевленным.
Бoльшая часть неодушевленных относится к
среднему роду (кашне, пальто), исключением
является слово кофе (м.р.); одушевленные, как
правило, относятся к мужскому роду (шимпанзе,
какаду)
. Ответ: (Г).

Категория числа

Для большей части существительных
категория числа является словоизменительной,
т.е. школьники в этих случаях определяют признак
числа как непостоянный. Иногда между формами
единственного и множественного числа отношения
нестандартные. Вот пример задачи на эту тему.

7.  У какого из этих слов форма
множественного числа соотносится с формой
единственного не так, как у остальных?

(А) котята; (Б) щенята; (В) цыплята;
(Г) ягнята; (Д) утята.

Решение.  Все данные слова
обозначают детенышей. Для выражения этого
значения стандартно используется суффикс -енок
(-онок), заменяющийся во множественном числе
на -ят- (-ат-). Таким способом образованы
четыре из данных пяти слов: котенок – котята,
цыпленок – цыплята, ягненок – ягнята, утенок –
утята
. В слове щенята мы также видим
суффикс -ят-, однако в единственном числе
употребляется не *щененок, а щенок. Таким
образом, ответ: (Б).

  • В слове щенок выделяется суффикс -ок-/-к-,
    и стандартная форма множественного числа этого
    слова – щенки (ср. ястребок – ястребки,
    хомячок – хомячки
    ). Однако благодаря
    осмыслению щенка как детеныша собаки по аналогии
    с формами на -ят- (-ат-) возникла форма щенята,
    которая в современном языке употребляется
    наряду с формой щенки.

Для собирательных, вещественных,
отвлеченных существительных и существительных
типа ножницы (конкретных, но не имеющих формы
мн. числа) признак числа является постоянным, т.е.
такие существительные не изменяются по числам, а
относятся либо к единственному, либо к
множественному числу.

8. Какое из этих существительных
обычно не употребляется во множественном числе?

(А) холод; (Б) ветер; (В) зной;
(Г) туман; (Д) дождь.

Решение. Наступили зимние холода (‘погода
с низкой температурой воздуха’). По области
ожидаются туманы
(‘местами непрозрачный
воздух, насыщенный водяными парами или ледяными
кристалликами’). Дуют ветры в феврале… и Открытый
всем ветрам
(‘всем движениям, потокам
воздуха’). Идут дожди (‘атмосферные осадки в
виде водяных капель и струй’) – все эти фразы в
русском языке допустимы. Только со словом зной
‘сильная жара от нагретого солнцем воздуха’
подобной фразы придумать нельзя: именно оно
обычно не употребляется во множественном числе. Ответ:
(В).

9. Даны пять существительных. Какое
из них обладает грамматическим свойством,
которым не обладают остальные?

(А) брюки; (Б) перила; (В)
ботинки;
(Г) санки; (Д) ворота.

Решение. Все существительные даны
в форме множественного числа. Только одно из них
ботинки – изменяется по числам, т.е. имеет и
форму единственного числа – ботинок.
Остальные существительные употребляются только
в форме множественного числа. Из этого свойства
вытекает и следующее: только слово ботинки
имеет род (мужской), остальные же не
охарактеризованы по этому признаку. Ответ:
(В).

Авторы задач:
1–3 – Е.Муравенко, 4 – М.Кронгауз,
5 – Н.Валеева, 6 – У.Синицына, 7 – С.Переверзева,
8 – Е.Вельмезова, 9 – И.Шаронов.

Продолжение следует

Источник



Грамматические категории имени существительного

В этом номере мы обратимся к задачам, посвященным имени существительному: собственным и нарицательным именам, категориям одушевленности, рода и числа, а в следующем выпуске рубрики остановимся на склонении существительных.

Имена собственные и нарицательные

Распределение всех существительных на имена собственные и нарицательные обычно не вызывает затруднений у школьников, но, пожалуй, стоит особо остановиться на том, что между этими двумя группами существительных нет непроходимого барьера и возможны переходы существительных из одной группы в другую. Следующие две задачи как раз посвящены таким переходам.

1. Даны пары собственных и нарицательных существительных.

В какой паре слова соотносятся не так, как в остальных?

(А) Бостон (город) – бостон (вид сукна);
(Б) Остров (город) – остров (часть суши, окруженная водой);

(В) Каракуль (озеро) – каракуль (разновидность овчины);
(Г) Ньюфаундленд (остров) – ньюфаундленд (порода собак);

(Д) Вольт (физик) – вольт (единица измерения электрического напряжения).

Решение. В паре (Б) мы видим переход имени нарицательного в имя собственное: город назван Островом потому, что расположен на острове. Во всех остальных парах можно наблюдать противоположное явление: переход имени собственного в имя нарицательное. Ответ: (Б).

2. Даны пары существительных, каждая из которых включает фамилию и нарицательное существительное. В какой паре слова соотносятся не так, как в остальных?

(А) Дизель (немецкий инженер) – дизель (вид двигателя);
(Б) Ампер (французский физик) – ампер (единица силы тока);
(В) Галифе (французский генерал) – галифе (брюки определенного покроя);
(Г) Пастернак (русский поэт) – пастернак (корнеплод семейства зонтичных);
(Д) Наган (бельгийский конструктор) – наган (револьвер особой системы).

Решение. В паре (Г) мы видим переход имени нарицательного в имя собственное: название корнеплода стало фамилией. Во всех остальных парах наблюдается противоположное явление: переход имени собственного в имя нарицательное. Ответ: (Г).

Категория одушевленности

Категория одушевленности для многих школьников является камнем преткновения. По результатам решения задач на эту тему видно, что многие отождествляют значения грамматического термина «одушевленный» и биологического понятия «живой». Грамматика же к одушевленным существительным относит обозначения не только живых существ, но и 1) изображений живых существ, 2) живших существ, 3) шахматных фигур, 4) названий игральных карт, 5) мифологических персонажей. А самое главное – у этой категории есть грамматическое выражение.

3. Какие из перечисленных существительных являются одушевленными:

1) [плюшевый] мишка, 2) игрушка, 3) валет, 4) девочка, 5) мертвец?

(А) 4; (Б) 4, 5; (В) 3, 4, 5; (Г) 1, 2, 4, 5; (Д) 1, 3, 4, 5.

Решение. Грамматическая категория одушевленности в русском языке проявляется у всех существительных в форме винительного падежа множественного числа: у одушевленных существительных эта форма совпадает с формой родительного падежа, а у неодушевленных – с формой именительного падежа. Проверим на одушевленность данные существительные: вижу мишек, валетов, девочек, мертвецов (вин. п.) – ср. нет мишек, валетов, девочек, мертвецов (род. п.). Эти существительные одушевленные. Оставшееся существительное игрушка неодушевленное: вижу игрушки (вин. п.) – ср. лежат игрушки (им. п.), но нет игрушек (род. п.). Таким образом, ответ: (Д).

Категория рода

Среди существительных выделяется группа существительных общего рода. Не все школьники хорошо понимают, что эта группа не добавляет к трем известным родам какой-то четвертый род, а лишь включает в себя существительные, которые в зависимости от контекста могут быть либо мужского рода, либо женского.

4. Сколько из перечисленных слов сочетаются и со словом маленький, и со словом маленькая: грязнуля, зануда, плакса, тупица, красавица?

(А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5.

Решение. Слова грязнуля, зануда, плакса, тупица сочетаются и со словом маленький, и со словом маленькая, т.е. в зависимости от контекста могут быть мужского или женского рода. Это существительные так называемого общего рода. Слово красавица женского рода и сочетается только со словом маленькая. Ответ: (Г).

В ряде случаев определение рода вызывает затруднения. К таким случаям относятся, в частности, существительные на мягкий согласный.

5. Сколько из перечисленных существительных относятся к мужскому роду:

аэрозоль, бандероль, картофель, метель, мозоль, ноль, шинель, шрапнель?

(А) 5; (Б) 4; (В) 3; (Г) 2; (Д) 1.

Решение. К мужскому роду из перечисленных относятся существительные аэрозоль, картофель и ноль, остальные – к женскому. Ответ: (В).

Особое правило нужно знать, чтобы правильно определить род несклоняемого существительного.

6. Вот пять несклоняемых существительных: 1) кофе, 2) шимпанзе, 3) кашне, 4) какаду, 5) пальто.

Какие из них можно употребить вместо многоточия в словосочетании черный. ?

(А) 2, 4; (Б) 1, 3; (В) 1, 2, 5; (Г) 1, 2, 4; (Д) 1, 2, 3, 4.

Решение. При определении рода несклоняемых существительных помогает их отнесение к одушевленным или неодушевленным. Бoльшая часть неодушевленных относится к среднему роду (кашне, пальто), исключением является слово кофе (м.р.); одушевленные, как правило, относятся к мужскому роду (шимпанзе, какаду). Ответ: (Г).

Категория числа

Для большей части существительных категория числа является словоизменительной, т.е. школьники в этих случаях определяют признак числа как непостоянный. Иногда между формами единственного и множественного числа отношения нестандартные. Вот пример задачи на эту тему.

7. У какого из этих слов форма множественного числа соотносится с формой единственного не так, как у остальных?

Решение. Все данные слова обозначают детенышей. Для выражения этого значения стандартно используется суффикс -енок (-онок), заменяющийся во множественном числе на -ят- (-ат-). Таким способом образованы четыре из данных пяти слов: котенок – котята, цыпленок – цыплята, ягненок – ягнята, утенок – утята. В слове щенята мы также видим суффикс -ят-, однако в единственном числе употребляется не *щененок, а щенок. Таким образом, ответ: (Б).

В слове щенок выделяется суффикс -ок-/-к-, и стандартная форма множественного числа этого слова – щенки (ср. ястребок – ястребки, хомячок – хомячки). Однако благодаря осмыслению щенка как детеныша собаки по аналогии с формами на -ят- (-ат-) возникла форма щенята, которая в современном языке употребляется наряду с формой щенки.

Для собирательных, вещественных, отвлеченных существительных и существительных типа ножницы (конкретных, но не имеющих формы мн. числа) признак числа является постоянным, т.е. такие существительные не изменяются по числам, а относятся либо к единственному, либо к множественному числу.

8. Какое из этих существительных обычно не употребляется во множественном числе?

Решение. Наступили зимние холода (‘погода с низкой температурой воздуха’). По области ожидаются туманы (‘местами непрозрачный воздух, насыщенный водяными парами или ледяными кристалликами’). Дуют ветры в феврале… и Открытый всем ветрам (‘всем движениям, потокам воздуха’). Идут дожди (‘атмосферные осадки в виде водяных капель и струй’) – все эти фразы в русском языке допустимы. Только со словом зной ‘сильная жара от нагретого солнцем воздуха’ подобной фразы придумать нельзя: именно оно обычно не употребляется во множественном числе. Ответ: (В).

9. Даны пять существительных. Какое из них обладает грамматическим свойством, которым не обладают остальные?

Решение. Все существительные даны в форме множественного числа. Только одно из них – ботинки – изменяется по числам, т.е. имеет и форму единственного числа – ботинок. Остальные существительные употребляются только в форме множественного числа. Из этого свойства вытекает и следующее: только слово ботинки имеет род (мужской), остальные же не охарактеризованы по этому признаку. Ответ: (В).

Авторы задач:
1–3 – Е.Муравенко, 4 – М.Кронгауз,
5 – Н.Валеева, 6 – У.Синицына, 7 – С.Переверзева,
8 – Е.Вельмезова, 9 – И.Шаронов.

Источник

Тестовые задания для проведения контроля знаний по теме «Имя существительное»
тест по русскому языку (10 класс) на тему

Тест по русскому языку на тему «Имя существительное» содержит 25 вопросов. Каждый из них имеет четыре варианта ответов, один из которых является правильным. Верные ответы выделены жирным шрифтом.

Скачать:

ВложениеРазмер
imya_sushchestvitelnoe.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

1. В каком ряду все слова являются именами существительными?

  1. растение, трое, возгорание, поле,
  2. каре, тире, варьете, вместе,
  3. натрий, карий, алюминий, всякий,
  4. манго, облако, древко, повидло.

2. В каком случае грамматические признаки существительных указаны правильно?

  1. здание – существительное, нарицательное, неодушевленное, среднего рода, 2-го склонения,
  2. росток – существительное, нарицательное, одушевленное, мужского рода, 2-го склонения,
  3. невежда – существительное, нарицательное, одушевленное, женского рода, 1-го склонения.
  4. ребенок – существительное, нарицательное, одушевленное, общего рода, 2-го склонения.

3. У какого из выделенных в предложении существительных неправильно определены грамматические признаки: Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звезды, и луну?

  1. рощи – существительное, нарицательное, неодушевленное, женского рода, 1-го склонения, употреблено в винительном падеже, во множественном числе,
  2. уединенье – существительное, нарицательное, неодушевленное, среднего рода, 3-го склонения, употреблено в винительном падеже, в единственном числе,
  3. ночь – существительное, нарицательное, неодушевленное, женского рода, 3-го склонения, употреблено в винительном падеже, в единственном числе,
  4. звезды – существительное, нарицательное, неодушевленное, женского рода, 1-го склонения, употреблено в винительном падеже, во множественном числе.

4. У какого из выделенных существительных неправильно определены грамматические признаки: Интерес к психологии человека помог И. В. Репину стать выдающимся портретистом?

  1. интерес – существительное, нарицательное, неодушевленное, мужского рода, 2-го склонения, употреблено в именительном падеже, в единственном числе, в предложении является подлежащим,
  2. портретистом – существительное, нарицательное, одушевленное, мужского рода, 2-го склонения, употреблено в творительном падеже, в единственном числе, в предложении является дополнением,
  3. Репину – существительное, собственное, одушевленное, мужского рода, 2-го склонения, употреблено в дательном падеже, в единственном числе, в предложении является дополнением,
  4. человека – существительное, нарицательное, одушевленное, мужского рода, 2-го склонения, употреблено в винительном падеже, в единственном числе, в предложении является дополнением.

5. Какое существительное относится к мужскому роду?

6. Какое существительное относится к женскому роду?

7. Какое существительное относится к среднему роду?

8. В каком варианте представлены равноправные варианты?

  1. рельс – рельса,
  2. ставень – ставня,
  3. фильм – фильма,
  4. туфель – туфля,

9. В каком варианте род существительных указан неправильно?

10. B каком варианте род существительных указан неправильно?

11. Какое слово в форме именительного падежа множественного числа имеет окончание -Ы (-И)?

12. Какое слово в форме именительного падежа множественного числа имеет окончание -Ы (-И)?

13. Какое слово в форме именительного падежа множественного числа имеет окончание -А (-Я)?

14. В каком варианте существительное в форме родительного падежа множественного числа имеет нулевое окончание?

15. В каком варианте произошло нарушение правил образования форм родительного падежа существительных?

  1. нет осенних туфлей ,
  2. отряд партизан,
  3. десять килограммов яблок,
  4. нет чистых блюдец.

16. В каком слове окончание Е?

  1. в комментари.
  2. присутствовать на заседани.
  3. по алле.
  4. о благосостояни.

17. В каком слове окончание Е?

  1. сообщить о метел.
  2. в ближнем зарубежь.
  3. отправить письмо Анастаси.
  4. свидетельство о рождени.

18. В каком слове окончание И?

  1. окна в ине.
  2. конфликт в Закавказь.
  3. обратиться к Наталь. Петровне
  4. приехать из Турци.

19. В каком слове окончание И?

  1. готов к отправк.
  2. в глубоком ущель.
  3. в усть. реки
  4. в теплом помещени.

20. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Е?

  1. узнать о постановк. присутствовать на репетици. сообщить о пьес.
  2. укрыться в цитадел. рассказ о героизм. в легенд. говорится
  3. безразличен к полемик. спрятать в подземель. стоять на распуть.
  4. держать в укрыти. застыть в недоумени. виднеться в поднебесь.

21. В каком слове пишется И?

22. В каком слове пишется И?

23. В каком слове пишется Е?

24. В каком слове пишется Е?

25. Какое существительное без НЕ не употребляется?

Источник

Какое из данных слов не обладает грамматическим свойством?

Какое из данных слов не обладает грамматическим свойством

1 Мед 2 Сахар 3 Цемент 4 Огурец?

Первые 3 слова не обладают грамматическим свойством-множественное число.а используются только в единственном числе-мед.сахар.цемент.Слово огурец имеет как множественное число-огурцы.так и единственное-огурец.Хотя иногда мы слышим как говорят-сахарА.цементы.медА.Но это неграмотно.

Проверочным словом для этого слова будет слово «Сад»

Вы знаете? Можно говорить и так и так!

Но так как я учусь на пилота гражданской авиации! Пилоты являются очень суеверными людьми. верят они в такое что. ну например: ни в коем случае не фоткаться перед полетом, ну и еще что-то в этом роде!

И вот мы пришли на интересующий вас вопрос! Пилотам ни в коем случае вот никогда нельзя говорить ПОСЛЕДНИЙ. Если ты скажешь «последний» то на тебя посмотрят как на нелюдя и обязательно тебя исправят » не последний а крайний»

Ну вот такой вот народ пилоты!

А вообще надо говорить крайний!)

Кавычки — это знак препинания, обязательно парный.

Кавычки ставятся слева и справа от слова или нескольких слов, которые должны быть выделены, например, название или слово в переносном смысле.

При написании текста на русском языке (в других языках, скорее всего, те же правила) пробелы ставятся снаружи кавычек, то есть пробел слева до открывающей кавычки и пробел справа после закрывающей кавычки, если после кавычки не стоит точка, запятая, точка с запятой или двоеточие.

Внутри кавычек пробелы не ставятся.

Кстати, такое же правило про скобки: с внутренней стороны скобок пробелы тоже не нужны.

Слово «мама» — самое тёплое .

Выражение «давай решим» означает, что нужно достичь конечной цели, решить поставленную задачу. Это конкретное одноразовое, может быть даже и длительное, но тем не менее одноразовое действие.

Выражение «давайте порешаем», означает, что займёмся решением задач, при этом не ставится ни конкретная цель, например, решить две или пять задач, ни оговаривается длительность процесса, хотя конечно, она может быть ограниченной. Т.е. начнём решать и будем решать неопределённо долго, пока нас не прервут.

Это как в английском, есть Indefinit Tense, а есть Continious Tense.

Имя существительное «корректор» является изменяется по числам и падежам.

Даю все формы этого слова/парадигму/в единственном и множественном числе (при этом обращаю внимание на постоянный ударный гласный, обозначенный буквой «е»):

Источник

Источник