Деревья разной высоты какое свойство живых организмов

Деревья разной высоты какое свойство живых организмов thumbnail

Ася Зольникова

17 июля 2015  · 8,8 K

Педагог-психолог, профориентолог, любитель научной фантастики

Насколько я знаю, есть несколько версий, почему это происходит, ни одна из которых полностью не описывает многообразие ситуаций. Но все же, вот основные: с увеличением массы растения фотосинтез перестает обеспечивать растение необходимыми для нормальной жизни веществами, растению не хватает энергии (версия по большей части опровергнута); с увеличением высоты дерева становится труднее снабжать верхушки деревьев водой, ведь увеличивается не только высота, но и объем воды, верхним участкам дерева воды не хватает (хотя, не вполне понятным остается почему для разных деревьев критическая высота столь различна: как пример тополь и береза – живут в примерно одинаковых условиях, толщина ствола долгое время примерно соответствует, но тополь вытягивается намного быстрее и выше); также есть версия, что это приспособление к условиям среды – деревья медленно растут в ширину и при достижении определенной высоты просто становятся неустойчивыми (верхушки легко ломаются, при большой парусности растения может сломаться даже ствол).

Инженер; специализации – полиграфия, фотография, системы банковского самообслужи…

Принципиально, максимальная высота деревьев (как и размеры всех живых организмов на Земле) определяется соответствием биологических “технологий”, используемых этими организмами, и внешних условий, в которых им приходится существовать. А подгоняет одно к другому естественный отбор. Например, в сибирских лесах все взрослые деревья имеют почти… Читать далее

Почему секвойя растет только в Америке и почему ее не распространяют по всему миру?

Художник, искусствовед, актёр, диктор и вообще очень приятный человек…

Секвойя растёт в естественных условиях только на Тихоокеанском побережье США. Так уж устроила Природа-Матушка. Вырастить секвойю искусственно можно. И хотя это очень трудоёмкое занятие, но реальное. Чаще всего её выращивают в виде карликового дерева в стиле “Бонсай”. В средней полосе России, а уж тем более в Московской области, она расти НЕ БУДЕТ. Нигде где земля зимой промерзает секвойя не сможет выжить. Единственно пригодными для этой цели земли находятся в Краснодарской и Ростовской областях и на Кавказе. Так как живёт она 3 тысячи лет, то растёт очень медленно, за человеческую жизнь она вырастит у вас из семени на полтора метра. А не выращивают её и не распространяют по всему миру всё по тем же причинам – очень капризна в детстве, очень медленно растёт и никакой практической ценностью не обладает. Впечатление производят только тысячелетние деревья, а столько ждать никто не хочет.

Прочитать ещё 22 ответа

Если сейчас с планеты убрать людей и приматов, то какое животное с течением времени станет разумным, как человек? И станет ли?

На этот вопрос отвечает земечательный антрополог Станислав Дробышевский в видео от ПостНауки ниже.

(сначала речь пойдет о приматах, затем будет затронута и общая картина, где будет фигурировать и ваш вопрос в том числе, но лучше прослушать полностью, потому что первое дополняет второе)

https://youtube.com/watch?v=1FeUcN_WPfE%3Fwmode%3Dopaque

Что касается его последнего комментария про “маленьких сереньких с хвостиком”, то рекомендую, чтобы составить представление, посмотреть на т.н. Пургаториуса, — нашего вероятного очень-очень дальнего предка:) См. вот эту ссылку

antropogenez.ru

Наконец, в довесок, я бы предложил посмотреть еще одно видео про увеличение мозга непосредственно у человека, т.к. Станислав хорошо разбирает все факторы, этому увеличению сопутствовавшие, что может прояснить, по аналогии, что нужно было бы другим, нечеловеческим линиям теоретически сделать, чтобы прийти к такому же.

www.youtube.com

Прочитать ещё 13 ответов

Источник

Биологическая система

– целостная система компонентов, выполняющих определенную функцию в живых системах. К биологическим системам относятся сложные системы разного уровня организации: биологические макромолекулы, субклеточные органеллы, клетки, органы, организмы, популяции.

Признаки биологических систем

– критерии, отличающие биологические системы от объектов неживой природы:

1. Единство химического состава. В состав живых организмов входят те же химические элементы, что и в объекты неживой природы. Однако соотношение различных элементов в живом и неживом неодинаково. В неживой природе самыми распространенными элементами являются кремний, железо, магний, алюминий, кислород. В живых же организмах 98% элементарного (атомного) состава приходится на долю всего четырех элементов: углерода, кислорода, азота и водорода.

2. Обмен веществ. К обмену веществ с окружающей средой способны все живые организмы. Они поглощают из среды элементы питания и выделяют продукты жизнедеятельности. В неживой природе также существует обмен веществами, однако при небиологическом круговороте они просто переносятся с одного места на другое или меняют свое агрегатное состояние: например, смыв почвы, превращение воды в пар или лед и др. У живых же организмов обмен веществ имеет качественно иной уровень. В круговороте органических веществ самыми существенными являются процессы синтеза и распада (ассимиляция и диссимиляция – см. дальше), в результате которых сложные вещества распадаются на более простые и выделяется энергия, необходимая для реакций синтеза новых сложных веществ.

Обмен веществ обеспечивает относительное постоянство химического состава всех частей организма и как следствие – постоянство их функционирования в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды.

3. Самовоспроизведение (репродукция, размножение) – свойство организмов воспроизводить себе подобных. Процесс самовоспроизведения осуществляется практически на всех уровнях жизни. Существование каждой отдельно взятой биологической системы ограничено во времени, поэтому поддержание жизни связано с самовоспроизведением. В основе самовоспроизведения лежит образование новых молекул и структур, обусловленное информацией, заложенной в нуклеиновой кислоте – ДНК, которая находится в родительских клетках.

4. Наследственность – способность организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение. Наследственность обеспечивается стабильностью ДНК и воспроизведением ее химического строения с высокой точностью. Материальными структурами наследственности, передаваемыми от родителей потомкам, являются хромосомы и гены.

5. Изменчивость – способность организмов приобретать новые признаки и свойства; в ее основе лежат изменения материальных структур наследственности. Это свойство как бы противоположно наследственности, но вместе с тем тесно связано с ней. Изменчивость поставляет разнообразный материал для отбора особей, наиболее приспособленных к конкретным условиям существования, что, в свою очередь, приводит к появлению новых форм жизни, новых видов организмов.

6. Рост и развитие. Способность к развитию – всеобщее свойство материи. Под развитием понимают необратимое направленное закономерное изменение объектов живой и неживой природы. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, изменяется его состав или структура. Развитие живой формы материи представлено индивидуальным развитием (онтогенезом) и историческим развитием (филогенезом). Филогенез всего органического мира называют эволюцией.

На протяжении онтогенеза постепенно и последовательно проявляются индивидуальные свойства организмов. В основе этого лежит поэтапная реализация наследственных программ. Индивидуальное развитие часто сопровождается ростом – увеличением линейных размеров и массы всей особи и ее отдельных органов за счет увеличения размеров и количества клеток.

Историческое развитие сопровождается образование новых видов и прогрессивным усложнением жизни. В результате эволюции возникло все многообразие живых организмов на Земле.

7. Раздражимость – это специфические избирательные ответные реакции организмов на изменения окружающей среды. Всякое изменение окружающих организм условий представляет собой по отношению к нему раздражение, а его ответная реакция является проявлением раздражимости. Отвечая на воздействия факторов среды, организмы взаимодействуют с ней и приспосабливаются к ней, что помогает им выжить.

Реакции многоклеточных животных на раздражители, осуществляемые и контролируемые центральной нервной системой, называются рефлексами. Организмы, не имеющие нервной системы, лишены рефлексов, и их реакции выражаются в изменении характера движения (таксисы) или роста (тропизмы).

8. Дискретность (от лат. discretus – разделенный). Любая биологическая система состоит из отдельных изолированных, то есть обособленных или отграниченных в пространстве, но тем не менее, тесно связанных и взаимодействующих между собой частей, образующих структурно-функциональное единство. Так, любая особь состоит из отдельных клеток с их особыми свойствами, а в клетках также дискретно представлены органоиды и другие внутриклеточные образования.

Дискретность строения организма – основа его структурной упорядоченности. Она создает возможность постоянного самообновления системы путем замены износившихся структурных элементов без прекращения функционирования всей системы в целом.

9. Саморегуляция (авторегуляция) – способность живых организмов поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность физиологических процессов (гомеостаз). Саморегуляция осуществляется благодаря деятельности нервной, эндокринной и некоторых других регуляторных систем. Сигналом для включения той или иной регуляторной системы может быть изменение концентрации какого-либо вещества или состояния какой-либо системы.

10. Ритмичность – свойство, присущее как живой, так и неживой природе. Оно обусловлено различными космическими и планетарными причинами: вращением Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси, фазами Луны и т.д.

Ритмичность проявляется в периодических изменениях интенсивности физиологических функций и формообразовательных процессов через определенные равные промежутки времени. Хорошо известны суточные ритмы сна и бодрствования у человека, сезонные ритмы активности и спячки у некоторых млекопитающих и многие другие. Ритмичность направлена на согласование функций организма с периодически меняющимися условиями жизни.

11. Энергозависимость. Биологические системы являются «открытыми» для поступления энергии. Под «открытыми» понимают динамические, т.е. не находящиеся в состоянии покоя системы, устойчивые лишь при условии непрерывного доступа к ним веществ и энергии извне. Живые организмы существуют до тех пор, пока в них поступают из окружающей среды энергия и вещества в виде пищи. В большинстве случаев организмы используют энергию Солнца: одни непосредственно – это фотоавтотрофы (зеленые растения и цианобактерии), другие опосредованно, в виде органических веществ потребляемой пищи, – это гетеротрофы (животные, грибы и бактерии).

Источник

Для того, чтобы ближе познакомиться с жизнью живых организмов, полезно совершать экскурсии в природу. Экскурсия (от латинского лова excursion – поездка) – коллективная прогулка с образовательной целью.

На экскурсию возьми с собой блокнот или тетрадь. Туда ты будешь записывать или зарисовывать то, что удалось увидеть. Предлагаем тебе образец дневника наблюдений

Дата

Тема экскурсии

Что наблюдаю

Что думаю о причинах наблюдаемых явлений

15.05

Живая и неживая природа

Окружающую среду

Взаимодействие живой и неживой природы

После экскурсии нужно будет подготовить отчет и сдать его на проверку учителю. Поэтому мы прилагаем к каждой экскурсии карточку-задание, которая поможет тебе не только во время проведения экскурсии, но и дома при подготовке отчета

Экскурсия «Живая и неживая природа»

Цель экскурсии: Сравнить объекты, относящиеся к живой и неживой природе

Дата проведения экскурсии 15.05

Карточка-задание

1) Найди по три-четыре тела неживой и живой природы. Назови их

2) Собери образцы горных пород (гранит, песок, глину и др.), охарактеризуй их свойства. Результаты своих наблюдений внеси в таблицу

3) Нарисуй две березы (или две ели) разной высоты. Поясни, какое свойство живых организмов отражено на рисунке

4) Понаблюдай за каким-нибудь животным и опиши его движения

5) Объясни, какое значение имеет движение в его жизни

6) Сделай вывод о различиях тел неживой природы и живых организмов

7) Оформи отчет об экскурсии

Отчет об экскурсии

1. Тела неживой природы: камень, гранит, песок, глина

Тела живой природы: береза, ель, муравей, паук

2. Свойства горных пород

Горная порода

Цвет

Блеск

(«+» или «-»)

Рыхлость («+» или «-»)

Плотность («+» или «-»)

Гранит

серый

+

+

Песок

коричневый

+

Глина

Красно-коричневый

+

+

3. Признаки живых организмов

дышат кислородом, передвигаются, необходима вода

§54. Задание на лето - 1

4. Способы передвижения животных

плавают, летают, прыгают, бегают

Значение движения в их жизни

защита от врагов, ищут пищу

Вывод: для живых организмов необходим кислород, вода, для животных большую роль играет скорость передвижения

Экскурсия «Живые организмы зимой»

Цель экскурсии: научиться наблюдать взаимосвязи организмов в живой природе, находить доказательства влияния условий среды на живой организм

Дата проведения экскурсии 20.01.2015

Отчет об экскурсии

1. Растения в лесу расположены ярусами

Ответ:

§54. Задание на лето - 2

Причина: светолюбивость растений, частота посадок

Ответ:

§54. Задание на лето - 3

Причина: водой и питательными веществами растению приходится делится с другими растениями

Ответ:

§54. Задание на лето - 4

Причина: достаточно света, питательных веществ, воды

Ответ:

§54. Задание на лето - 5

Листья-иголки – приспособление вечнозеленых растений. Это приспособление возникло в процессе эволюции для уменьшения скорости испарения воды листьями

Ответ:

§54. Задание на лето - 6

Эти животные питаются

Ответ: Многие лесные обитатели на зиму делают запас еды, чтобы зимой не умереть с голоду. Так, например, лесная мышь собирает желуди и орехи в качестве запасов, и складывает их в дупла, в норы и под пни, А белки прячут орешки в лесной подстилке, засовывают за кору деревьев, а между ветвей деревьев укрепляют грибы, собранные с осени. Все это им помогает пережить зиму в лесу

2. Пример положительного влияния человека на лес

Ответ: Защита насекомых и различных вредных насекомых химическими веществами. Восстановление зеленых участков зеленого насаждения, посредством посадки новых деревьев. Тушение пожаров (например, летом, когда горит торф, то есть виновата природа)

Пример отрицательного влияния человека на лес

Ответ:

1) поджоги, в следствии, неосторожности и безалаберности человека

2) охота на редкие виды животных и птиц

3) вырубка лесов в промышленных целях

Вывод: на живые организмы влияют различные факторы среды:

а) неживая природа: температура, вода, воздух, климат

б) живая природа: другие растения и животные, микроорганизмы

в) антропогенный фактор – человек воздействует на природу

Экскурсия «Живые организмы весной»

Цель экскурсии: наблюдать влияние факторов неживой природы на жизнь природного сообщества; ознакомиться с многообразием живых организмов

Дата проведения экскурсии 20.04.2015

Отчет об экскурсии

1. Раннецветущие растения

§54. Задание на лето - 7

значение раннего цветения для этих растений

Ответ: пока вокруг почти нет других цветов, они гарантировано привлекут насекомых-опылителей. Нет молодой липкой листвы, которая задерживает пыльцу

2. Ярусное расположение растений в лесу

§54. Задание на лето - 8

Значение ярусного расположения для растений

Ответ: Для того, чтобы каждое растение могло получить максимальное количество солнечной энергии, нужное для фотосинтеза

3. В темном еловом лесу у многих травянистых растений светлая окраска цветков

§54. Задание на лето - 9

Причина

Ответ: это приспособление к секундному освещению под пологом елового леса. Белые цветки лучше, чем любые другие, заметны в полумраке, их легче всего находят насекомые-опылители

4. Животные, встречающиеся в лесу

Ответ: волки, кабаны, зайцы, тетерев, дятел, муравей

5. С приходом весны на деревьях распускаются почки

§54. Задание на лето - 10

Причина распускания почек

Ответ: весной начинает таять снег, почва постепенно отмерзает и корневая система начинает всасывать воду с растворенными в ней минеральными веществами. И когда дереву будет не хватать этих самых веществ, то и будут образовываться почки для получения органических веществ из неорганических (фотосинтез)

6. Под влиянием деятельности человека происходят изменения в природе, в том числе в нашей местности. Положительное влияние деятельности человека

Ответ: строительство заповедников, заказников, национальных парков, подкармливание животных, создание новых видов растений

Отрицательное влияние деятельности человека

Ответ:

1) Человек извлекает из природы невосполнимые природные ресурсы, которые образовывались тысячи лет так как: каменный уголь, нефть, газ

2) вырубаются леса

3) пожары ленные из-за нерадивого отношения людей к природе

4) осушаются леса, что нарушается водный баланс в природных сообществах

5) строительство промышленных сооружений, без специальных уловителей (по отношению к атмосфере, гидросфере, литосфере)

6) выброс в природу бытовых и промышленных отходов производства

Выводы:

а) в одном сообществе неслучайно живут разные растения. Это связано с тем, что для разных растений необходимы одни и те же условия

б) животные играют важную роль в жизни растений, так как животные играют, прежде всего, важнейшую роль в образовании почв, особенно беспозвоночные – насекомые, клещи, кивсяки, дождевые черви и моллюски. Там, где много беспозвоночных – почвообразователей, очень хорошо развивается и растительный покров Земли. Вторая исключительно важная роль животных – уничтожение больных и недостаточно жизнеспособных экземпляров растений

Сохраните или поделитесь с одноклассниками:

Источник

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Ι. Организационный момент.

II. Актуализация знаний и постановка учебной задачи.

ΙΙΙ . Совместное открытие знаний

Физминутка

ΙV. Применение нового знания

V. Рефлексия

VI. Оценивание

– Начинается урок. Подумайте, всё ли у вас готово? Что вам необходимо для успешной работы?

1. Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг… (природа) 

– Что же такое природа? (всё, что нас окружает)

Слайд

– Посмотрите на экран и разделите эти объекты природы на группы.

– Попробуйте дать название каждой группе.

( живые , неживые ).

– Как вы думаете, какая тема нашего урока?

– Живая природа и неживая природа.

– Откройте учебник на с. 46. Мы начинаем с вами новый раздел учебника. Что такое раздел?

– Прочитайте, как он называется.

– Прочитайте тему нашего урока.

1.  Какая цель нашего урока? (узнать, что такое живая природа и неживая природа)

– Посмотрите на рисунки с. 46. Почему неживые объекты автор разделил на две группы? Ведь они тоже нас окружают (одни сотворила природа, другие сделали люди, поэтому их нельзя назвать природой).

-Почему же всё-таки собаку, стрекозу, гриб, василёк мы относим к живым объектам природы? (они двигаются)

– Если бросить камень или завести автомобиль, то они тоже начнут двигаться?

2. Какой вопрос возникает? (как отличить живые объекты от неживых)

                                              ?

 – А как вы отличаете  живые объекты природы от неживых?

– Откуда мы можем получить знания, информацию?

– Я предлагаю вам фрагменты из научно-познавательного фильма «Живая планета».
По ходу получения новых знаний предлагаю в парах заполнять таблицу.

Что уже мы знаем?

Что хотим узнать?

Узнали….

Что уже мы знаем?

Что хот
м узнать?

Узнали

Живые организмы

отличия

Неживые организмы

Фрагмент 1. Какое свойство объединяет эти объекты? (Движение) Обозначим в таблице.

Фрагмент 2. Какое свойство объединяет эти объекты? (Питание) Обозначим в таблице.

Фрагмент 3. Какое свойство объединяет эти объекты? (Приносят потомство) Обозначим в таблице.

Фрагмент 4. Какое свойство объединяет эти объекты? (Дыхание) Обозначим в таблице.

-Для чего мы выполняли это задание? (чтобы узнать, чем отличаются живые от неживых)

– Какой вывод вы можете сделать? (живые объекты двигаются, питаются, дышат, приносят потомство, а неживые этого делать не могут).

– Сравните свой вывод с выводом в рамке учебника на с. 47. Прочитайте 1 предложение.

– Именно поэтому живые объекты природы называют живыми организмами.

– Наложите свойства живых организмов на соответствующие картинки.

– Для чего мы выполняли это задание? (Чтобы проверить полученные знания)

Слайд

Только в лес мы пошли. 
Только в лес мы пошли, 
Появились комары,
Дальше в лес мы шагаем,
И медведя мы встречаем.
Снова дальше мы идем,
Перед нами водоем.
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее. 
Раз – два, раз – два – 
Позади теперь вода!
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Дышим ровно, глубоко…
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса. 
Мы лисичку обхитрим,
На носочках побежим.
Зайчик скачет быстро в поле,
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке, 
Непоседе шалунишке.
Но закончилась игра,
И учиться нам пора.

– Я предлагаю вам побыть в роли исследователей в научной лаборатории. Я приготовила вам странички энциклопедии,  в которой отсутствует название объекта, о котором идёт речь. Попробуйте догадаться и доказать живой это организм или неживой объект природы.

– Какой способ работы вы хотели бы выбрать? (групповой)

– Какие правила работы в группе вам особенно пригодятся?

– Что необходимо для ответа? (план)

Что необходимо указать в  плане? (название, внешние признаки, признаки живых или неживых объектов, вывод)

Перед вами варианты плана. Выберите соответствующий.

  1. Название.
    Это _____________ .
  2. Внешние признаки.
    Он(а) _______, ________, _________.
  3.  Признаки.
    Это живой организм, потому что
           двигается
           питается
           приносит потомство
           дышит
  1.  Название.
    Это _____________ .
  2. Внешние признаки.
    Он(а) _______, ________, _________.
  3.  Признаки.
    Это неживой объект природы, потому что
           не двигается
           не питается
           не приносит потомство
           не дышит

– Какая цель данного задания? (Чтобы уметь различать живые и неживые объекты)

– Зачем нам это нужно? (чтобы в жизни уметь отличать живые организмы от неживых объектов)

– А нужно ли нам это? (да, так как природу надо беречь. Особенно живые организмы, потому что они могут погибнуть)

– Сравните с выводом в рамке  учебника на с. 47.

– Что интересного заметили? Какую взаимосвязь увидели между словами отгадками со страничек энциклопедии? (они все редкие, нуждаются в охране)

– Как называются места, где охраняют редкие растения и животных? (заповедники, заказники, национальные парки)

– А вы знаете какие заповедники и национальные парки находятся на территории нашей республики?

– Откуда мы узнаем о редких растениях и животных?

(Красная книга)

– Переверните  на с.49. О чём просят эти живые организмы? (цветок просит воды, т.к. без воды он погибнет; растению необходим свет,  иначе оно  погибнет; птенцам нужна пища, чтобы жить)
– О чём же они просят? Чего ждут? (помощи) Кто им может помочь? (человек) А вы сталкивались с такой ситуацией, когда требовалась ваша помощь?
-Какую цель мы ставили на урок? (узнать, что относится к живой и неживой природе, их отличие?) Достигли мы её?

– Пригодятся ли вам полученные знания? Где? (в жизни, на даче, дома, с домашними питомцами)

– Что нужно было сделать?

– Удалось выполнить работу?

– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Полностью или частично ты закрасишь свой кружок-отметку в дневнике?  Отметь в дневнике.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение устанавливать аналогии;

6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

сходства

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78e76da3-0a01-022a-006c-bb2df3771de3/%5BEST5_03-23%5D_%5BQS_06%5D.html

отличия

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78e76db3-0a01-022a-0183-aedf879da742/%5BEST5_03-23%5D_%5BQS_07%5D.html

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Личностные УУД:

1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение определять цель деятельности на уроке;

2) формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

https://fcior.edu.ru/card/27043/sohranenie-chelovekom-rastitelnogo-i-zhivotnogo-mira-zemli-so-specialnymi-vozmozhnostyami-dlya-slabo.html

Источник