Дисциплина пищевые и активные добавки
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
специальность 260501.65 «Технология продукции общественного питания»
Казань 2012
ПАСПОРТ
№ | Наименование пункта | Значение |
1. | Кафедра | Товароведение и технология общественного питания |
2. | Автор – разработчик | Э.И. Минивалеева, А.З. Каримова |
3. | Наименование дисциплины | Пищевые и биологически активные добавки |
4. | Общая трудоемкость по учебному плану | |
5. | Вид контроля (нужное подчеркнуть) | Предварительный (входной), текущий, промежуточный |
6. | Для специальности(ей)/ направления(й) подготовки | 260501.65 «Технология продуктов общественного питания» |
7. | Количество тестовых заданий всего по дисциплине, из них | |
8. | Количество заданий при тестировании студента | |
9. | Из них правильных ответов (в %): | |
10. | для оценки «отлично» | 85 % и больше |
11. | для оценки «хорошо» | 70 % – 85% |
12. | для оценки «удовлетворительно» | 50% – 70% |
или для получения оценки «зачет» не менее | – | |
13. | Время тестирования (в минутах) |
Паспорт составлен: ________________ Э.И. Минивалеева, А.З. Каримова
23 января 2012 г.
Содержание
Тема 1: Предмет и задачи дисциплины
«Пищевые и биологически активные добавки» (Общие вопросы)…………………………..4
Тема 2: Пищевые добавки, улучшающие внешний вид пищевых продуктов……………….7
Тема 3: Пищевые добавки, изменяющие структуру и физико-химические свойства пищевых продуктов…………………………………………………………………………….10
Тема 4: Пищевые добавки, определяющие вкус и аромат продуктов питания…………….17
Тема 5: Пищевые добавки, замедляющие микробиологическую и окислительную порчу пищевого сырья и продуктов питания…………………………………………………………22
Темы 6,7: Биологически активные добавки. Нутрицевтики и парафармацевтики (витамины, минеральные вещества – макро- и микроэлементы, полиненасыщенные жирные кислоты). Технологические добавки…………………………………………………………………………………………..25
Тема 8: Сертификация пищевых и биологически активных веществ………………………34
Тема 1: Предмет и задачи дисциплины «Пищевые и биологически активные добавки» (Общие вопросы)
1. Пищевые добавки – это (определить понятие):
+a. природные или искусственные вещества и их соединения, специально вводимые в пищевые продукты в процессе их изготовления в целях придания пищевым продуктам определенных свойств и (или) сохранения качества пищевых продуктов;
b. изготовленные промышленным способом смеси одинакового или различного технологического назначения, в состав которых могут входить пищевые продукты (мука, специи, крахмал и т.д.);
c. любые вещества или материалы, которые не являясь пищевыми ингредиентами, преднамеренно используются при переработке сырья и пищевой продукции с целью улучшения технологии.
2. Пищевые добавки – это любые вещества, в нормальных условиях не употребляемые как пища и не используемые как типичные ингредиенты пищи, независимо от наличия у них пищевой ценности, преднамеренно добавляемые в пищу для технических целей в процессе производства, обработки, упаковки или хранения пищевых продуктов. Определить: к какому нормативному документу организации по надзору и контролю за производством пищевых продуктов относится данная выписка:
a. ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 01.12.1999;
b. Гигиенические требования по применению пищевых добавок СанПиН 2.3.2.1293-03;
+c. Выписка из документов Комиссии ФАО-ВОЗ.
3. По какому признаку в классификации пищевые добавки подразделяются на функциональные классы:
+a. по признаку маркировки;
b. по технологическим функциям.
4. По какому признаку в классификации пищевые добавки подразделяются на подклассы:
a. по признаку маркировки;
+b. по технологическим функциям.
5. На сколько функциональных классов делятся все пищевые добавки:
+a. 25;
b. 24;
c. 13;
d. 6.
6. К какому классу ПД относится следующая дефиниция: «удерживают влагу и предохраняют пищу от высыхания, нейтрализуют влияние атмосферного воздуха с низкой влажностью»:
a. глазирователи;
+b. влагоудерживающие агенты;
c. наполнители.
7. К какому классу ПД относится следующая дефиниция: Взаимодействуют с белками сыров с целью предупреждения отделения жира при изготовлении плавленых сыров:
a. геле(желе-)образователи;
+b. эмульгирующие соли;
c. загустители.
8. Какой подкласс ПД определяет следующая дефиниция: Поддерживают или сохраняют однородную смесь двух или более несмешиваемых фаз (например, масло-вода в пищевых продуктах):
+a. связывающие уплотнители, влаго- и водоудерживающие вещества, стабилизаторы пены;
b. эмульгаторы, мягчители, рассеивающие добавки, поверхностно-активные добавки, смачивающие вещества;
c. уплотнители (растительных тканей).
9. Для гармонизации использования пищевых добавок Европейским Союзом разработана … (вставить необходимое):
+a. рациональная система цифровой кодификации ПД;
b. рациональная система цифровой нумерации ПД.
10. Какой литер предшествует трех-, четырехзначному номеру каждой пищевой добавки:
+a. «Е»;
b. «D»;
c. «A».
11. На сколько типов по целям введения (технологическим функциям) в продукт подразделяются ПД:
a. 6;
+b. 4;
c. 7;
d. 3.
12. Какие ПД в соответствии с целями введения в продукт улучшают его внешний вид:
a. загустители; гелеобразователи; стабилизаторы; эмульгаторы; разжижители и пенообразователи;
b. ароматизаторы; подсластители; улучшители вкуса и аромата; кислоты и регуляторы кислотности;
+c. красители; стабилизаторы, фиксаторы окраски; глазирователи.
13. Что такое «безопасность пищевых добавок»:
a. совокупность характеристик, которые обуславливают технологические свойства и безопасность пищевых добавок;
+b. отсутствие опасности для жизни и здоровья людей нынешнего и будущих поколений.
14. ДСД (допустимая суточная доза) – это:
+a. величина (параметр) потребления, ежедневное поступление которой не оказывает негативного влияния на здоровье человека в течение всей жизни;
b. величина, которую человек может потреблять ежедневно в течение жизни без риска для здоровья, рассчитывается на среднюю величину массы тела человека (60 кг).
15. В чем измеряется показатель предельно допустимой концентрации (ПДК):
a. мг/сут;
b. мг/кг массы человека;
+c. мг/кг продукта.
16. Для каких ПД не регламентируется величина ДСП:
+a. для ПД, практически не обладающих токсическим действием;
b. для токсичных добавок.
17. Использование пищевых добавок запрещено, если они не прошли соответствующую проверку и не определено их … (вставить необходимое):
a. ПДК (предельно допустимая концентрация);
+b. ДСП (допустимое суточное потребление);
c. ДСД (допустимая суточная доза).
18. Биологически активные добавки (БАД) – это:
a. природные или искусственные вещества и их соединения, специально вводимые в пищевые продукты в процессе их изготовления в целях придания пищевым продуктам определенных свойств и (или) сохранения качества пищевых продуктов;
+b. природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов.
19. Используются ли БАД-ы в качестве энтеросорбентов:
+a. используются;
b. не используются.
20. Что понимают под качеством БАД-в к пище:
a. отсутствие опасности для жизни и здоровья людей нынешнего и будущих поколений;
+b. совокупность характеристик, которые обуславливают потребительские свойства, эффективность и безопасность БАД-в.
21. Является ли оформление регистрационного удостоверения на БАД к пище, присвоение номера, включение в реестр добавок процедурой гигиенической экспертизы и регистрации БАД:
+a. является;
b. не является.
22. Должна ли БАД содержать в своем составе стабилизаторы, ароматизаторы и консерванты для детей первых трех лет жизни:
a. да;
+b. нет.
23. Сколько процентов должно превысить содержание витаминов, макро- и микроэлементов в БАД, чтобы они вошли в маркируемую этикетку товара:
+a. 5 %;
b. 3 %;
c. 0,5 %.
24. Основными видами сырья для БАД является (убрать лишнее):
a. растительное;
b. животное;
c. минеральное;
+d. микробиологическое.
25. Какой вид добавок нуждается в потребительской рекламе:
a. пищевые добавки;
+b. биологически активные.
26. По сравнению с классификацией пищевых добавок деление БАД-в:
+a. условное;
b. прямое.
27. На сколько групп делятся все БАД-ы:
+a. 3;
b. 6;
c. 12.
28. Пробиотики – это:
+a. источники физиологически активных веществ;
b. источники полезной микрофлоры, т.е. вещества стимулирующие ее рост и развитие;
c. источники живых непатогенных нетоксикогенных микроорганизмов, их структурных компонентов и метаболитов.
29. Все БАД-ы по группам делятся на (убрать лишнее):
a. пробиотики;
b. нутрицевтики;
c. парафармацевтики;
+d. пребиотики.
30. Известны и широко распространены способы получения БАД-в (убрать лишнее):
a. физические;
+b. микробиологические;
c. химические;
d. биотехнологические.
Источник
0Õh£í]ÈáZõÅT,û0d`¡3)2?=Cõ´4¤èoîLk1¾ÑÌz:ÃB~°X¨#G&GÚX_2ð࣬¶ÄáþÓ;Àë
e!Rn«Å8á
C:íÍ
¶O§6,ôMã«ÿçvÙgÀ!U¥¸ÂåmCQíí±íÉ,®`#ÉV@ÎsjWÅ&Ï|en;s8¯¾ÄâGè%}÷QBÆ¥GÈ×æWùGUÙÆ3Üt3¶ñ-jÊ
s$-ìò£V´±Ñ&Éç¬ÀÆV”¡Í¡±5E¥MÊm|è·åd¤iàk«Õ&ÀùFå`ºÖ>÷Z¾Çjàîl0
C±$ ×MÖçz ऴ9¯ÀuÆÅÿÅÉ[m÷b|w÷½äàeTÄ$Y2’Âüú}%¼Ø½q; pÁ3
”a&6KàOês¯Rm¼4±nâpMkNP Y
ä}ðkr*£úæ³lòüÖäѶòQaÜ#óãܪynß “%E;PVCÂìÍÏ.33ðLë]ü°$dJèøN7$àñùa
LtÜí¤;æmn½ÊXHXÚÛD NQÇzm§¹Àðsïg¿z[T2q}iö·ùù-(×ùø=¨2@©Ð3Dà°¸»ÒWTÏRÓêP©°À0¿Åà-À^O|à·SXÅõÚudþíxjpÔC¡]{Çåpx¿àâfØ5pe±¦u¨´&Z0XåBÍ]¬½¸²/¢HuØfKWN=!©9ùsEmÌ I÷²( ÄÇ6g±wÖ®îüXis~B@ÄTQnAÒµ=øRÈ¥ëåÂƲ¥äW®s©Ê¬aq®Ê
ÇÝÂkFµ À]Ìm±z`¬Z|¢gAÒ,º«tù®Ç×ùÕ=ùY²¤½EyåÓgV0″‘å2:õ?AT 7:ìÔù/CÙ”DÆL®¤J¿ýVjwÊâÛ)¸ :/gX]Ùh£ÖúlüHyqÆÆîºü”âÙèixäþ
7>”õ
/Á^ÚøÁCa§í
ùÇlîÝNxñÓÍGH{HSw*ÎvhÒ¥ÇÜ!)ôéä¿”·4V³Ú¢ ²* ÎÊjnÛ2R6¨f:
h°Ä6ã÷`§×ðñAÀJêáK¡»Ó³×H’²dÇÊ©áè¹UÐ’ìÉÃqó¬/Xa´ô3â38ûH!(o’lðÓ~öÝÈ íùÂk.®
żâ_zp`é71åd¾å(¤]A|(ô¡¾í3ç06ê+-?¦ks캯Qç·û1}J¡Ñ{ÒÏÏ7Ò¿fz Æ~cC2Rðµ¿,Zö±XÁ´o2I;#EtDoxòýXÉOÆZYß¡¯ñSNS8tÞJ{ÇiéæD2ôäÉ{£ðØ”`S©|?!rr[ÌÛ-ÞèöR,,JÆvA+ã” `ßwÝõ ü~Km©I¦w¯oÆy³õñ¢6¤²&M,W3?¾¹yâkÆOAªHPéùw»GÏ}þÙ{¦äå~nÛ°’-ÜåéªH³Õv÷Qûæ%¹-4çøV×:Ȫ;^èLMð¥=¿Ì´käJ¢úÛÝüýwÿæø4LÕ߸F4s6ÐñBEê¾+3ýýwÏÑÆí~öv§ÌDÇVrCCôDÆSi/I[K}Ê=s~TqÏ>©+VÕ÷ÞÂý7]tñN uVS=3Üpô#Üí§ Áí½V+=HJ¥y[g®úq~/¨{¦+Bä`Ébmc¼ÜÏäÉ+sº
2C`.{ýysÏÄk/å.¥yRZÚ~.Iãi'[c(ÄÁeñ”Úå꺫éÍ’ß÷¥pw¼i[Ù´bxúü¦÷”öÖ$(E¾*çåÁ(2
ì53s
¬2¿¤ÝËÄ2®Ò6>yÊQòë r¬ãøz 6è°è´dÉßÜuç
.·¸ö÷e”ÊwþbC&ÝzÊ[(ðl²¯õ÷ïèùÌù-É®õ½d/qÚÞý5î;*®oç*b-$æO?õþ45Z©²”üÉãÄVÝâOÐt~DùZg±dË~-FSKÚ¼`3yÂØýOx=Ã(K3ú>#ѼsU!ÕüÈ*å«WL/Í/]9{f½¸Û9ªl$î
3·£Nìö: [Q]½LëMB»S÷ 3’é×ÍG>5_ì*ò¦kâÆä5óJÈT}·mË«1¶Yy4PJȾ&iî~UW+7;ðs}õ(±OD§Ëls[G7«:ü1i*?EëåSìMã=Á2ô}|DÑäaÈ·hä0¼É_¦5ÇHÇyÙ+/³Ý ÕY¨Ð-îçߨ¦½Åmlï]ïps3aëÛ´ÑWJaÆ£Wbß:y¤¨ &¢Q¯pBj5zh$ó_¡Z¢úgºRÛã*óü¨×”·¢ýØ]6ÛÚ¬
L0Õ8ôËipâ°nزã3#J@·YÂìuI.^û;¹$ôçõÍÙðrTɼj_R÷C×*Ý×¢£c~ ÑíÔAÕRðàeCD9MpÏ&fOz¸hëýÙ(³6¤$W#ȧ÷[E/»sÞ?Ñã°Ø·u-4[Öhyü4 ¼Ã=>6ϯ]·Üé6ÈØØ7»àa¡(Ú»Üü.Ì@¿Ê”MÚ« ¾¯o
C · qsH#i4ý=U!l×ÑAN_*ÉP`ÏíÛlmû¢b¦sºRáy3!ƽ(
ÆÕÝSîŤs!º^ð£õ’ãbCÁ«K
®,Ràv#¿mÕÝ«oí¾VºTÚÁø:µÿ£õ4Í
òÀuÌA§¯Áó9>
2&¶ù¿ìUÄÉãÜÈìa(/ÑC7¼FX×áõøö~©1Ëì°ed
ZWNÇþzÚ.òF´jù@¶å¾tÚv¯&zGrJÙ;Àn»ô±1áQÁQhuÁßQü»ë^£¢×9ü±æ@Ç; ¸ÒÅÊ«¬®ÒƦ¿Ñ©þÂ!ÆçµZÔÓ
¬Û²Iík©»
sä®á>÷jþem0üo{u¿?>]£+;2Z’d
±0þ
¬}®Õ«;Îc ß8ØN²k
7Yò :NÄ¿ qúínÔaLbLçY6¦;?×3ûrº:]yÈC@WÔ³ë¤(Àöa3ÚHMGK»±Þ|7ínþlmÂÛ#&npløDöå7JÿZ2M²AF+E2*¼9ùék$A$!ýqâ(À+]>HºÖæ0Nwè®ùe¯Ë¦ÇaRÛè9b÷Æ*1÷¡L¾+¨§#Å°¶?ÐÃÖ©%¶
wg;;pçC5ÿ`®u¨Yk5ïØÏ;RQp#¿ÓxβÑ)8á yÏ&ózn®5YËK-T°²= &£ÑÙ?õ¸8ùüÔ3PÙ&²B@¾I@Z=M5àç>mé’ø; îlf¡Ö6Éå[¸Í)óuú¸²ã’º©«f®·zO²´¢y@ú@£p
`trý;S^gÈbbß”ZiÄeó·f½G2PåçºÖÙ[²GÛÇèáµðÀuyºðuC4÷Ññi´BC,±8Ðþð
¿Á¶]ºxÅçwp{üzÒ×0ZI²¯==ç*”ìeºçàjßÑÆà®9¬7¢²@cN¹{ÚS·8[©9ó«13ëFBö~kñq`÷?w$»Â¬auÃlÒédr§ÿä)LÎ9(¿ã29´hÜ}|ºª (~uÝÍ:åÌêWK3ÐÅfùàj`CõÊßJ8èþGÀ½Zt>ñöLõPÙ²®
ï×ÆÌ[³+þ5~3úOÆd¨îºý¬`37g-É>w5áfW§&qß8iU$ðv|¨ÝXwjÚ¥::FààÄ
þü#Û øФ_bTäutjé¸ÎT¯ï”pëWÂ
°|=LÚ¯f=lBÕÊ°Rk¶(Ð ¥_ùµiJ1äð(â]ä°½^ ð$㧮¤s«J%·J¤xpÈØe?ÉpåI@·@6!éð¯ -óVKâHÇÇA0$.ñFìV6Úa{6´_úQDé77¿.eyôîçèçä¹Ã-%ÕwANZÒçÐÒYù¥^
¾Óg⺽7Áu?½ê¾.XëùèßðS¥YlÿA&k°ÂÈÚ!¶Ö{¥¡¸·³
¦åAøç ]©W-Á*â¯Ùýy«´Ua©;ß:YX¿.;q_oþféEdÓ4R)ÍB²¢4î}b2ôøÏxç»CK}¸NA7lq³.Iµ¬ÆéjÄ*È*ó/ dfE{$ik2 *e*)@úÆ{h #âæ½hÝ$Ю¾üð>Ux×7¦¨BkÆ%ÎqÀÎyIÓÊUÈsÚc°ý¸?e³ÝÌÉ-G§(9 ç÷ÝÁ¯G̦ @>NËSot7Wâ=Iï2õ”yð¢©ÀZnàÿspkñ”}½j kñNÕHãÞmá^À´QÌ»ðäÔÐaº4Q_}ÔªdK§¸¶d© Û”òì0pA:SrB¬¥ëZáUïG챤¢m±úUéÞôrÞõ}¸ÙPöýYªè.ÝVö+;”L²Ã¦Óà°)ÏËõTêZ¹úÒ4¨ÐÏØütÚp*¬ûNó/vtÌ÷m¤ñÖv&u*H±RcQôù|·~ñ6K]èàäUD¬¦8Áa>j9Äã´ÕÎjBUÂYòºèù9©jA~CLI«³ZæÃÙÛÓ¤tMCÌسçÕvM4³d½÷”‘ç#RÍ>}/M0OcôöòjÜÙfx5(`æÛGÏNÛ±«º5ñ0*ð7rUî
.JY_Hs©8kª°¼Z±hr;¸»E1Ë çíÅåúNü¹GiRfæ
.uJh¿Â¡±fêÛ~:
ìåSÅ7¼z%X¨rvüp=媦1è6ºÙ`ÁGb)Óè+í+aÔÙ¶
º¦::|p)²Rž=M*èNÞH¢GþúøiZ¢çÀÓS¡HÜ¡â¡M
xgácW/4ÈVó±aZѾÜ?
Ù^ë5;pîÁÈgÙS¬e¡Ê¢«’EÒìÆçN(4ßÜ!Þÿ4÷ÚPpûE}I[GÄîËj.!¯Ä”b¶#Ë]7ïW½kxðÖî4»óªFVlV 4)½Z0Ó”½c¶áWO1gÂBÚ¸&V¼µÍN %eÀÅ@ðPÊÔ¼ËÎÊ«ªI|»ÎÊ µ4*|ï2C>ѯDgѪvÅRth[ÈÂú¹EÝÙcèäϽòÏ*;¦6`r¶OºDβ¶t¹øs¢Í°CfÔÚ,ɬ
háÄ3ècÄr7xxlvÁÀb: Öú
þV É÷*~c¹
9» öL;ù0´ÚÆ× §³,ݵ[èJ½ªÈª^7:xð#Ü_@*
G¨Öz°9FK·(úz|ËQsïc,©ÆüMÉ+E1P*Øf,ûm弿~1 »ÜmÉ;&ÈŨÀç§s4QE Whd?öQ7Å«T[êVÇÞXYÂ&Q:ZSö(hr|íw÷^ÖÅòÐÇ@ÆRë×(g~ÞcÛq Q9ß$ѤYû&!éïõà{ÍÏi1¯ÈyôÌ_ÄtxBL·¸ågò̲¶T%TdKN£Æ:ã_[ëþ vGntnôñ©”ú¡Ã:õâJ÷uÇgÙÖί@²`²l|ëUvÔGTwtÀÀEXddz£ú0°({¯¢D;öËv¿Ù’N0,:е4*1`dCÕ/¢½~ÁÎþÛM!²w ëG=(ºfÜη#á̧nÚp?áqdnI$Ø1/I¡PfÆ
ËCä¶$ô´u©ukËÑc©ëe]TÈgGlòªXmÚ@1°.kaݪûºGyzä,øåaÈC¹&ÑÌwo”5(¿L¬öBbrÑÀÜÀ£>o(Ë4è”9’?Ø©Ê”ïà¶FÀvÃJ÷H¥6i àMz½tú¤ËUß2óYö ïJ«
“Ä$(O¤õªôAyÇÕ©Wýzºü
®íÕtûô²RÏ2¹iêæØj7¨tÝT w5ÅÔÃß¹ëûl^A»ýËÑø¶Fý!:»Â2ùLqòÄX}Ö¶[©÷ÜéPþë«ïRH?ºðÙ¶?®¸£¢n³g”vsÒUì°u,,S¬ÃÝüÿ¨Y¡ô(-RÓØ)5&
Ä2 “Ú~Ñuò%L%T9VHdW´¡ÚÖÎV6È(Ùß{åVæPÓìh
aKl KNßkh*¯)7£þôFw4èi/È]JÚ6{», záÆV×pb«oÜ 9ÄaáUÝïx].÷»u, o$+²ë vgG7ãqü
&¼b`³{#ö9¬}ÉéëÇ~í¿ø×
÷AõOð¹ªxÓ[. óú&wró9d{ý¹A4aS
ǯZ è(ÏÀñPv;2Àda”>k@»-KXQOÞÚEçâã|ÏC”XÖ³DTMvÿàn¥I[× :ûXîhhÇJƼrG¹lEZ¸àN~Ö´üTR¯Â^33#ÀðÇlÃiEFZÔXºoõ^Ϭ cúLb;çkÞ!æÕ
¢¯56mîà©C¡¾NÌ,ø׬@4³§ ÏÓâÒËuÐhãÏ/mí¨^UAïé¨Îv§õ¿®¤úÏf”¨ &o O³N³P¿4ò÷Ô}f»³y0ê:íÜ./£gmagÏÐz£WÆyø³®:oᨣâ8WýWöÏ·:襥=ÌBk.Aá¡Ó5ÿTjNXñJ¼Éþüå!Vªi¦«>zÅQù3«£C°ÙÃ
DÿÂúEþ¼ëØÝqj^S¶¢ÑÙ ïÙCÐ|+®âA£Û’¾ÊxÈÑôZ©x¹æ©úô¶®íCW%íBnig³í”2³À ,p·¥Yîò6]ör§7UïÁh6 Ø}I»¤ÚïEt}Âp*¦I{ª&Ĥc>JÊù¸GEJq-Û]º£®ü8xçô3g¡@è¥ÆºTÅO 3-0ÃÔËʾ^PÃüN3i-ÇÂ
nÌ}¥ÐµÔE}OÀuõçâ,Ýaò!¬ù¡B[Ò~Áù¶.³V3’þqWã4kÕÈÔr
,aP¡Ä
vÌA¦igw8.e}¬È¥¡àþYðí40ýÓþP¿9áP ÁNÜïJ Pó¤Ü¯gTùóg0êNà9{÷3î89ï*GîjëT¢«©’ñ[¿ÝBLOêmX¾»úÈÖ×aB ÷MmÈÃd«btB]Á!£×iðÔÕnÜ^OèËCú~ïÖz¨ã»iBl ëú;@
åèøî¹µÛL ÷Ë(
Ë|G~´o
AØ÷ÄÜ;i¿¸ü§ÂfËl~
sßnHÓ÷×ÙsæWöj®á§Dq{¤wö¸zBo
RéÍã56澧ÄkÂãÍP{ÂH¤Û_&9ÉVm·¶T7¤í1ËQOd£
BFÅ]g#ò»7â¸É¥3×ælmÞ®ÐûvÞ.zܪ´MWWÄÄowÈÖ©oFà|!óÏlá4óþ¢Õ¯¡íq¦óóߤDÅ´Ö5kÐæÅ{±møûa{Îâ9DhÜ©Ò/]
Ð6¸éõ§¶1Ôô·oèB¯Û ~HÞ*Ë°´7ê p|ȤLWÓñZkdMó³hf éxÄ*JËñ0v¶¹¦ÔÚk½
«ðùGËæÕ*|]k«ÉBÂ>¸~êm¹äL2¿~RCªTÏÄøV;gÍ@{vÒ ÷-ΒıØG/¤:ýë¬J²»£>¥d¸ÖǦ`6½L¼b
[âñboq~R°YݤAÉ &°çÄæu
Источник
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический
университет»
Институт психологии
Кафедра профессиональной педагогики
УТВЕРДЖАЮ
Проректор по ОП
______________
«___»_______________2010 г.
5170
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
«Пищевые и биологически активные добавки»
(ГОС-2004)
Для студентов всех форм обучения специализации
«Профессионально-педагогические технологии»
специальности 050501 Профессиональное обучение (производство продовольственных продуктов и общественное питание) (030510.12)
Екатеринбург 2010
Рабочая программа дисциплины «Пищевые и биологически активные добавки» (ГОС-2004) ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», Екатеринбург, 2010.
Разработчик и составитель: ст. преподаватель
Программа обсуждена на заседании кафедры «Профессионально педагогические технологии».
Протокол №____от «___»_____________2010 г.
Заведующий кафедрой
Одобрена на заседании методической комиссии института психологии. Протокол №___ от «____» ______________2010г.
Председатель методической
комиссии ИПс
© ФГАОУ ВПО РГППУ, 2010
Курс «Пищевые и биологически активные добавки» является составной частью процесса подготовки специалиста по специализации «Профессионально-педагогические технологии» специальности 050501 Профессиональное обучение (производство продовольственных продуктов и общественное питание) (030510.12).
Получение знаний в области химии пищи и биологически активных добавках позволит выпускнику осмысленно и квалифицированно осуществлять деятельность в качестве педагога профессионального обучения в сфере общественного питания.
При формировании данной программы учитывались требования государственного стандарта к специалисту.
Специалист должен:
– иметь представление о методологических основах теоретического и производственного обучения по профессиям в сфере общественного питания и пищевых производств;
– быть способен разрабатывать технологический процесс производства продуктов общественного питания и пищевых производств;
– иметь представление о современном состоянии сферы общественного питания и пищевого производства;
– знать законодательную и финансовую базу предпринимательской деятельности предприятий общественного питания;
– организовывать и контролировать технологический процесс в учебно-производственной мастерской и на производстве;
– знать и уметь использовать основы проектирования и организации предприятий общественного питания, микробиологические, технологические и физиологические требования к приготовлению продукции питания, основы химии пищевых продуктов;
– уметь использовать в практических целях основные положения метрологии, стандартизации, управления качеством и сертификации услуг предприятий общественного питания;
– применять полученные знания, умения и навыки для повышения качества выпускаемой продукции и обеспечения ее конкурентноспособности;
– анализировать производственные ситуации и принимать соответствующие технологические и управленческие решения, обеспечивающие экономию ресурсов и безопасность труда;
– владеть технологиями развития личности обучаемого;
Цель программы: формирование знаний по применению пищевых и биологически активных добавках в производстве кулинарной продукции.
Задачи программы:
– изучение общих подходов к подбору технологических добавок;
– ознакомить слушателей с классификацией и ассортиментом пищевых и биологически активных добавках, используемых на предприятиях общественного питания для приготовления блюд и кулинарных изделий;
1. Виды и объем учебной работы, график изучения
дисциплины
Таблица 1
Виды и объем учебной работы, график изучения
дисциплины «Пищевые и биологически активные добавки»
для студентов всех форм обучения специализации «Профессионально-педагогические технологии»
специальности 050501 Профессиональное обучение (производство продовольственных продуктов и общественное питание) (030510.12)
Объем учебной работы, перечень и срок контрольных мероприятий | Форма обучения | ||
Очная | Заочная с полным сроком | Заочная с сокращенным сроком | |
1. Виды и объем учебной работы, в ч | |||
1.1 Общая трудоемкость дисциплины | 70 | 70 | 70 |
1.2 Аудиторные занятия: | 28 | 12 | 6 |
1.2.1 Лекции | 14 | 8 | 4 |
1.2.2 Практические (семинарские) занятия | 14 | 4 | 2 |
1.2.3 Лабораторные работы | – | – | – |
1.3 Самостоятельная работа: | 52 | 58 | 64 |
1.3.1 Курсовой проект (работа) | – | – | |
1.3.2 Контрольная работа | – | – | – |
1.3.3 Расчетно-графическая работа | – | –– | |
1.3.4 Другие виды самостоятельной работы (при необходимости указать какие) | 52 | 58 | 64 |
2. График изучения дисциплины | |||
2.1 Курс | 5 | 4,5 | 4 |
2.2 Семестр | 9 | 8,9 | 7 |
2.3 Экзамен (семестр) | 9 | 9 | 7 |
2.4 Зачет (семестр) | – | – | – |
2.5 Курсовой проект (работа) (семестр) | – | – | – |
2.6 Контрольная работа (семестр) | – | 9 | 7 |
2. Тематический план изучения дисциплины
Таблица 2
Тематический план изучения
дисциплины «Пищевые и биологически активные добавки»
по очной форме обучения
специализации «Профессионально-педагогические технологии»
специальности 050501 Профессиональное обучение (производство продовольственных продуктов и общественное питание) (030510.12)
Наименование темы (раздела) дисциплины | Специальность 050501 Профессиональное обучение | ||
Количество аудиторных часов | |||
Лекции | Практические занятия | Семинарские занятия | |
1. Введение | 2 | – | – |
2. Общие сведения о пищевых добавках | 2 | – | 4 |
3. Вещества, улучшающие внешний вид пищевых продуктов | 2 | – | 2 |
4. Вещества, изменяющие структуру и физико-химические свойства пищевых продуктов | 2 | – | 2 |
5. Вещества, влияющие на вкус и аромат пищевых продуктов | 2 | – | 2 |
6. Пищевые добавки, замедляющие микробиологическую и окислительную порчу | 2 | – | 2 |
7. Биологически активные добавки | 2 | – | 2 |
ИТОГО по видам занятий | 14 | – | 14 |
ВСЕГО по дисциплине | 28 |
3. Содержание разделов дисциплины
Тема 1. Введение
Основы современной технологии отрасли. Проблемы и тенденции пищевого совершенствования. Основные требования к пищевым и биологически активным добавкам. Физические характеристики пищевых продуктов, перерабатываемых в общественном питании.
Тема 2. Общие сведения о пищевых добавках
Определения. Классификация пищевых добавок. Основные цели введения пищевых добавок. Федеральный закон о качестве и безопасности пищевых добавок. Общие подходы к подбору технологических добавок. Пищевые добавки, запрещенные в РФ.
Тема 3. Вещества, улучшающие внешний вид пищевых продуктов
Пищевые красители натуральные (природные) и синтетические (органические и неорганические). Перечень красителей, разрешенных к применению в РФ при производстве пищевых продуктов.
Цветокорректирующие материалы. Правила применения отдельных цветокорректирующих материалов.
Тема 4. Вещества, изменяющие структуру и физико-химические свойства пищевых продуктов
Загустители и гелеобразователи. Химическая природа. Качественный состав.
Модифицированные крахмалы. Краткая характеристика основных фракций крахмала. Набухающие крахмалы. Расщепленные крахмалы. Стабилизированные крахмалы. Сшитые крахмалы.
Целлюлоза и ее производные. Модифицированные целлюлозы и их технологические функции.
Пектины. Особенности химического строения пектиновых молекул. Свойства пектинов.
Полисахариды морских растений. Особенности химического строения и основные свойства.
Желатин. Особенности химического строения и основные свойства.
Эмульгаторы. Классификация эмульгаторов. Свойства и основные технологические функции эмульгаторов
Тема 5. Вещества, влияющие на вкус и аромат пищевых продуктов
Понятие вкуса и аромата. Реакция организма на аромат и запах. Факторы, влияющие на вкус и аромат продуктов питания.
Подслащивающие вещества. Классификация сладких веществ. Сахаристые крахмалопродукты. Сахарозаменители и подсластители. Интенсивные синтетические подсластители. Смеси подсластителей.
Ароматизаторы. Классификация и ассортимент. Эфирные масла и душистые вещества. Химическая природа соединений. Пищевые ароматизаторы, идентичные натуральным, их химическая природа. Пряности и приправы. Классификация пряностей.
Пищевые добавки, усиливающие и модифицирующие вкус и аромат.
Тема 6. Пищевые добавки, замедляющие микробиологическую и окислительную порчу
Понятие порчи пищевого сырья и готовых продуктов.
Консерванты. Консерванты, разрешенные для применения в РФ. Эффективность некоторых консервантов по отношению к микроорганизмам. Свойства консервантов.
Антибиотики. Технологические приемы применения антибиотиков. Свойства антибиотиков.
Пищевые антиокислители. Общее понятие. Антиокислители, разрешенные для применения в РФ. Возможности антиокислителей при продлении сроков хранения пищевого сырья, полупродуктов и готовых продуктов. Механизмы действия антиокислителей.
Тема 7. Биологически активные добавки
Понятия о биологически активных добавках (БАД). Нутрицевтики и парафармацевтики. Функциональная роль БАД.
Профилактика ряда хронических заболеваний при помощи БАД адаптация к экстремальным условиям, вспомогательная терапия БАД.
4. Лабораторный практикум
Лабораторный практикум не предусмотрен.
1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Литература
Основная литература
1. Пищевая химия / , и др. Под ред. . Издание 4-е, испр. – Спб.: ГИОРД, 2007. – 640 с.
2. , Пищевые и биологически активные вещества в питании.– М.:ДеЛи принт, 2007. – 240 с.
Дополнительная литература
1. , Биологическая химия. Учебник. / Под ред. – М.: Медицина, 1990. – 528 с.
2. Биологическая химия: учеб. для студентов биол. и мед. Вузов/ , . – 3-е изд., испр. – М.: Высш. шк. 2003, – 479 с.: ил.
3. , Пищевая химия: Лабораторный практикум. Спб.: ГИОРД, 2006. – 136 с.: ил.
Источник