Для каких значений переменных верны равенства выражающие свойства сложения

- Переместительное свойство умножения
- Сочетательное свойство умножения
- Распределительное свойство умножения
Переместительное свойство умножения
От перестановки сомножителей местами произведение не меняется.
Следовательно, для любых чисел a и b верно равенство:
a · b = b · a,
выражающее переместительное свойство умножения.
Примеры:
6 · 7 = 7 · 6 = 42;
4 · 2 · 3 = 3 · 2 · 4 = 24.
Обратите внимание, что данное свойство можно применять и к произведениям, в которых более двух множителей.
Сочетательное свойство умножения
Результат умножения трёх и более множителей не изменится, если какую-либо группу множителей заменить их произведением.
Следовательно, для любых чисел a, b и c верно равенство:
a · b · c = (a · b) · c = a · (b · c),
выражающее сочетательное свойство умножения.
Пример:
3 · 2 · 5 = 3 · (2 · 5) = 3 · 10 = 30
или
3 · 2 · 5 = (3 · 2) · 5 = 6 · 5 = 30.
Сочетательное свойство используется для удобства и упрощения вычислений при умножении. Например:
25 · 15 · 4 = (25 · 4) · 15 = 100 · 15 = 1500.
В данном случае можно было вычислить всё последовательно:
25 · 15 · 4 = (25 · 15) · 4 = 375 · 4 = 1500,
но проще и легче сначала умножить 25 на 4 и получить 100, а уже потом умножить 100 на 15.
Распределительное свойство умножения
Сначала рассмотрим распределительное свойство умножения относительно сложения:
Чтобы число умножить на сумму чисел, можно это число умножить отдельно на каждое слагаемое и полученные произведения сложить.
Следовательно, для любых чисел a, b и m верно равенство:
m · (a + b) = m · a + m · b,
выражающее распределительное свойство умножения.
Так как в данном случае число и сумма являются множителями, то, поменяв их местами, используя переместительное свойство, можно сформулировать распределительное свойство так:
Чтобы сумму чисел умножить на число, можно каждое слагаемое отдельно умножить на это число и полученные произведения сложить.
Следовательно, для любых чисел a, b и m верно равенство:
(a + b) · m = a · m + b · m.
Теперь рассмотрим распределительное свойство умножения относительно вычитания:
Чтобы число умножить на разность чисел, можно это число умножить отдельно на уменьшаемое и вычитаемое и из первого полученного произведения вычесть второе.
Следовательно, для любых чисел a, b и m верно равенство:
m · (a – b) = m · a – m · b.
Так как в данном случае число и разность являются множителями, то поменяв их местами, используя переместительное свойство, можно сформулировать распределительное свойство так:
Чтобы разность чисел умножить на число, можно уменьшаемое и вычитаемое отдельно умножить на это число и из первого полученного произведения вычесть второе.
Следовательно, для любых чисел a, b и m верно равенство:
(a – b) · m = a · m – b · m.
Переход от умножения:
m · (a + b) и m · (a – b)
соответственно к сложению и вычитанию:
m · a + m · b и m · a – m · b
называется раскрытием скобок.
Переход от сложения и вычитания:
m · a + m · b и m · a – m · b
к умножению:
m · (a + b) и m · (a – b)
называется вынесением общего множителя за скобки.
Источник
Тема: Свойства сложения.
Цель: познакомить со свойством сложения, основанным на группировке слагаемых.
– стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми;
– проявляют самостоятельность.
– иметь представление о понятиях “переместительное свойство”, “сочетательное свойство”;
– уметь решать задачи изученных видов.
– прогнозируют результат деятельности, контролируют и оценивают, собственную деятельность и деятельность партнеров образовательному процессу, при необходимости вносят корректировки.
– аргументируют свою точку зрения, при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов.
Методы и формы обучения : частично- поисковый; индивидуальная, фронтальная, групповая.
Образовательные ресурсы: Книгопечатная продукция : М.И. Моро Математика. 2 класс. Часть 1.
Технические средства обучения: Компьютер. Медиапроектор.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование УУД
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность
Эмоциональный настрой на урок.
Дети, вам повезло? (Да!)
В классе светло? (Да!)
Прозвенел уже звонок? (Да!)
Уже закончился урок? (Нет!)
Только начался урок? (Да!)
Хотите учиться? (Да!)
Значит можно всем садиться!
Настраиваемся на урок.
– Будем учиться оценивать свою деятельность. Прочитайте.
– внимательно;
– правильно;
– дружно;
– быстро.
Правильно формулировать собственное мнение.
(Р/УУД).
2. Актуализация знаний.
Цель: обеспечение готовности учащихся к включению в продуктивную обучающую деятельность, повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».
На карточках задание.
– Посмотрите.
– Будете работать в парах.
– 1 вариант решает первое выражение,
– 2 вариант – второе выражение, и т.д.
Задание: Решите числовые выражения, впишите буквы и расшифруйте слово:
6 + 9 = 15 в
11 – 3 = 8 й
8 + 4 = 12 с
16 – 6 = 10 о
9 + 2 = 11 т
13 – 8 = 5 с
4 + 8 = 12 о
14 – 7 = 7 в
На экране:
– Поднимите руки, кто закончил.
– Прочитайте слово, которое получилось.
– Как вы понимаете слово «свойство»?
– Найдите два похожих выражения.
– Чем они похожи?
– Чем отличаются?
– Какое свойство вспомнили?
– Это свойство поможет нам решать более сложные числовые выражения.
– А сейчас, те дети, у которых получилось слово «свойство» поставьте себе 4 балла (по количеству правильно решённых выражений).
Если вы допустили 1-2 ошибки – 2 балла.
– Оценим работу. Мы работали:
– Дети решают числовые выражения, расшифровывают слово.
– Поясняют.
– от перестановки слагаемых сумма не изменится
– Внимательно, дружно, быстро, правильно.
Выделение и осознание того, что уже пройдено (Р/УУД).
Смыслообразование (Л/УУД).
Слушать и понимать речь других (К /УУД)
3. Самоопределение к деятельности.
Цель: обсуждение цели урока.
Практическая работа.
– Возьмите конверты.
– Выложите 4 круга, затем 3 треугольника и 7 квадратов.
– Сколько всего фигур выложили?
– Как их удобнее сосчитать?
4 + 3 + 7 записываю на доске
Вывод: оказывается, эту сумму можно посчитать разными способами.
– Чему мы будем учиться?
– Складывать числа в любом порядке.
4. Постановка целей.
Цель: проговаривание детьми цели и темы урока.
Стр. 44.
– Прочитайте цель урока.
– Формулируют цель урока.
Определять и формулировать цель деятельности на уроке (Р/УУД).
5. Работа по теме урока.
Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы.
№ 1. Коллективное выполнение с комментированием.
– Прочитайте задание.
– Сформулируйте задание.
– Чем похожи все числовые выражения?
– Чем отличаются?
– Какое свойство применили?
Вывод: результат сложения не изменится, если поменять слагаемые местами.
– Это свойство называют переместительным. (поменяли местами). Экран
– Обратимся к геометрическим фигурам.
– Как удобно сосчитать их?
– Как показать, что это действие выполним первым?
– Что скажете о результатах сложения?
– Как складывали?
– Оказывается, это тоже свойство. В математике – это свойство называют сочетательным. Экран
– Прочитайте вывод: результат сложения не изменится, если соседние слагаемые заменить их суммой.
– Выполняют задание, проговаривая свойства сложения.
– Заключим в скобки.
– Одинаковые.
– Соседние слагаемые заменили их суммой.
Проводить анализ учебного материала (П /УУД)
Ориентироваться в учебнике (П /УУД)
Слушать и понимать речь других (К /УУД)
6. Первичное закрепление.
Цель: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
На экране – числовое выражение:
6 + 7 + 8 + 9 + 3 + 4 + 1 + 2 =
– Объясните как вы будете вычислять, используя оба свойства сложения. ( в любом порядке, как удобнее).
Итог на экране:
(6+4) +(7+3) + (8+2) + (9+1) =
– Почему так объединяли?
– На листочках записано выражение: 14 + 15+ 6 +5 вычислите, используя оба свойства.
– Вычислите, работая в парах.
– Начнут решение 1 вариант.
– Проверим. Экран.
– Что помогло быстро найти значение выражения?
– Оцените свою работу, поставьте 1 балл, если всё правильно.
– Как работали?
-Устно комментируют.
– Чтобы получить круглое число.
Работают в парах.
(14+6) + (15+5)=40
– Перестановка слагаемых и замена слагаемых суммой.
– Быстро, дружно, правильно, внимательно
Слушать и понимать речь других (К /УУД)
Определять правила работы в паре (Л /УУД)
7. Решение задач.
Цель: совершенствовать умение решать задачи.
– А сейчас будете работать над задачей на стр.47 № 6.
– Прочитайте задачу.
– Прочитайте условие. Вопрос.
– О чём задача?
– Кто участвовал в турнире?
– Что известно?
– Что нужно узнать?
– Какая это задача?
– Попробуйте сами записать решение и ответ.
– Проверим. Поставь 2 балла, если решил сам и правильно.
– Как мы работали?
9. Рефлексия.
Цель: выявление качества и уровня овладения знаниями.
– Ребята, какова тема урока?
– Какую цель вы поставили вначале урока?
– Как вы считаете, достигли ли цели?
– Почему?
– Где нам это пригодится?
Осознание результатов своей учебной деятельности.
Самооценка результатов своей работы и работы всего класса.
– Познакомились со свойствами, научились их применять.
– При работе с большими числами.
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом (Л /УУД)
Совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке (Р/УУД).
9. Подведение итогов.
Цель: анализ и оценка успешности достижения цели;
Спасибо за сотрудничество! Урок окончен.
Источник
Свойства действий над числами
Основные свойства сложения и умножения чисел.
Переместительное свойство сложения: от перестановки слагаемых значение суммы не меняется. Для любых чисел a и b верно равенство
a+b=b+a
Сочетательное свойство сложения: чтобы к сумме двух чисел прибавить третье число, можно к первому числу прибавить сумму второго и третьего. Для любых чисел a, b и c верно равенство
(a+b)+c=a+(b+c)
Переместительное свойство умножения: от перестановки множителей значение произведения не изменяется. Для любых чисел а, b и c верно равенство
ab=ba
Сочетательное свойство умножения: чтобы произведение двух чисел умножить на третье число, можно первое число умножить на произведение второго и третьего.
Для любых чисел а, b и c верно равенство
(ab)c=a(bc)
Распределительное свойство: чтобы умножить число на сумму, можно умножить это число на каждое слагаемое и сложить полученные результаты. Для любых чисел a, b и c верно равенство
a(b+c)=ab+ac.
Из переместительного и сочетательного свойств сложения следует: в любой сумме можно как угодно переставлять слагаемые и произвольным образом объединять их в группы.
Пример 1 Вычислим сумму 1,23+13,5+4,27.
Для этого удобно объединить первое слагаемое с третьим. Получим:
1,23+13,5+4,27=(1,23+4,27)+13,5=5,5+13,5=19.
Из переместительного и сочетательного свойств умножения следует: в любом произведении можно как угодно переставлять множители и произвольным образом объединять их в группы.
Пример 2 Найдём значение произведения 1,8·0,25·64·0,5.
Объединив первый множитель с четвёртым, а второй с третьим, будем иметь:
1,8·0,25·64·0,5=(1,8·0,5)·(0,25·64)=0,9·16=14,4.
Распределительное свойство справедливо и в том случае, когда число умножается на сумму трёх и более слагаемых.
Например, для любых чисел a, b, c и d верно равенство
a(b+c+d)=ab+ac+ad.
Мы знаем, что вычитание можно заменить сложением, прибавив к уменьшаемому число, противоположное вычитаемому:
a-b=a+(-b).
Это позволяет числовое выражение вида a-b считать суммой чисел a и -b, числовое выражение вида a+b-c-d считать суммой чисел a, b, -c, -d и т. п. Рассмотренные свойства действий справедливы и для таких сумм.
Пример 3 Найдём значение выражения 3,27-6,5-2,5+1,73.
Это выражение является суммой чисел 3,27, -6,5, -2,5 и 1,73. Применив свойства сложения, получим: 3,27-6,5-2,5+1,73=(3,27+1,73)+(-6,5-2,5)=5+(-9) =-4.
Пример 4 Вычислим произведение 36·().
Множитель можно рассматривать как сумму чисел и -. Используя распределительное свойство умножения, получим:
36()=36·-36·=9-10=-1.
Тождества
Определение. Два выражения, соответственные значения которых равны при любых значениях переменных, называются тождественно равными.
Определение. Равенство, верное при любых значениях переменных, называется тождеством.
Найдём значения выражений 3(x+y) и 3x+3y при x=5, y=4:
3(x+y)=3(5+4)=3·9=27,
3x+3y=3·5+3·4=15+12=27.
Мы получили один и тот же результат. Из распределительного свойства следует, что вообще при любых значениях переменных соответственные значения выражений 3(x+y) и 3x+3y равны.
Рассмотрим теперь выражения 2x+y и 2xy. При x=1, y=2 они принимают равные значения:
2x+y=2·1+2=4;
2xy=2·1·2=4.
Однако можно указать такие значения x и y, при которых значения этих выражений не равны. Например, если x=3, y=4, то
2x+y=2·3+4=10,
2xy=2·3·4=24.
Выражения 3(x+y) и 3x+3y являются тождественно равными, а выражения 2x+y и 2xy не являются тождественно равными.
Равенство 3(x+y)=x+3y, верное при любых значениях x и y, является тождеством.
Тождествами считают и верные числовые равенства.
Так, тождествами являются равенства, выражающие основные свойства действий над числами:
a+b=b+a, (a+b)+c=a+(b+c),
ab=ba, (ab)c=a(bc), a(b+c)=ab+ac.
Можно привести и другие примеры тождеств:
a+0=a, a+(-a)=0, a-b=a+(-b),
a·1=a, a·(-b)=-ab, (-a)(-b)=ab.
Тождественные преобразования выражений
Замену одного выражения другим, тождественно равным ему выражением называют тождественным преобразованием или просто преобразованием выражения.
Тождественные преобразования выражений с переменными выполняются на основе свойств действий над числами.
Чтобы найти значение выражения xy-xz при заданных значениях x, y, z, надо выполнить три действия. Например, при x=2,3, y=0,8, z=0,2 получаем:
xy-xz=2,3·0,8-2,3·0,2=1,84-0,46=1,38.
Этот результат можно получить, выполнив лишь два действия, если воспользоваться выражением x(y-z), тождественно равным выражению xy-xz:
xy-xz=2,3(0,8-0,2)=2,3·0,6=1,38.
Мы упростили вычисления, заменив выражение xy-xz тождественно равным выражением x(y-z).
Тождественные преобразования выражений широко применяются при вычислении значений выражений и решении других задач. Некоторые тождественные преобразования уже приходилось выполнять, например, приведение подобных слагаемых, раскрытие скобок. Напомним правила выполнения этих преобразований:
чтобы привести подобные слагаемые, надо сложить их коэффициенты и результат умножить на общую буквенную часть;
если перед скобками стоит знак “плюс”, то скобки можно опустить, сохранив знак каждого слагаемого, заключённого в скобки;
если перед скобками стоит знак “минус”, то скобки можно опустить, изменив знак каждого слагаемого, заключённого в скобки.
Пример 1 Приведём подобные слагаемые в сумме 5x+2x-3x.
Воспользуемся правилом приведения подобных слагаемых:
5x+2x-3x=(5+2-3)x=4x.
Это преобразование основано на распределительном свойстве умножения.
Пример 2 Раскроем скобки в выражении 2a+(b-3c).
Применив правило раскрытия скобок, перед которыми стоит знак “плюс”:
2a+(b-3c)=2a+b-3c.
Проведённое преобразование основано на сочетательном свойстве сложения.
Пример 3 Раскроем скобки в выражении a-(4b-c).
Воспользуемся правилом раскрытия скобок, перед которыми стоит знак “минус”:
a-(4b-c)=a-4b+c.
Выполненное преобразование основано на распределительном свойстве умножения и сочетательном свойстве сложения. Покажем это. Представим в данном выражении второе слагаемое -(4b-c) в виде произведения (-1)(4b-c):
a-(4b-c)=a+(-1)(4b-c).
Применив указанные свойства действий, получим:
a-(4b-c)=a+(-1)(4b-c)=a+(-4b+c)=a-4b+c.
Источник
Числовые равенства и неравенства. Методика изучения числовых равенств и неравенств.
Возьмём два числовых выражения 32-20 и 144 : 12.
Соединим их знаком равенства. 32 -20 = 144 : 12 (и), т. к. 12=12
Получим высказывание, которое называется числовым равенством.
Это высказывание истинно.
14 + 4 • 8 = 4 • 9 (л), т. к. 46≠ 36
Определение 1. Два числа или два числовых выражения, соединённые знаком равенства, называются числовым равенством.
Определение 2. Высказывание вида a = b , где а и в числовые выражения, называется числовым равенством.
Символически числовое равенство записывается так: a = b.
Если знаком равенства соединены 2 числовых выражения, значения которых равны, то получится истинное числовое равенство, если не равны, то ложное.
Таким образом, с логической точки зрения числовое равенство – это высказывание, истинное или ложное.
Числовое равенство истинно, если значения числовых выражений, стоящих в левой и правой частях равенства, совпадают.
Свойства истинных числовых равенств
1) Если к обеим частям истинного числового равенства прибавить одно и то же число с, или числовое выражение, имеющее смысл, то получится истинное числовое равенство.
Если a = b (и), то a +c = b + c тоже истинно.
Дано: a = b истинное числовое равенство, c – число или числовое выражение, имеющее смысл
Доказать: a +c = b + c (и).
Доказательство:
По свойству рефлексивности отношения «равно» можно записать a +c = a + c .
По условию a = b , в правой части равенства заменим а на в, получим, а + с = в + с ч.т.д.
Следствие: Любой член истинного числового равенства можно переносить из одной части в другую, поменяв знак на противоположный.
a + m = b + m + n
a = – m + b + m + n
a = b + n
2) Если обе части истинного числового равенства умножить на одно и то же число с, или числовое выражение, имеющее смысл, то получится истинное числовое равенство.
Если a = b (и), то a• c = b•c тоже истинно.
Дано: a = b истинное числовое равенство, c – число или числовое выражение, имеющее смысл
Доказать: a•c = b• c (и).
Доказательство:
По свойству рефлексивности отношения «равно» можно записать a• c = a•c .
По условию a = b , в правой части равенства заменим а на в, получим, а • с = в • с ч.т.д.
Следствие: Обе части истинного числового равенства можно разделить на одно и то же число, не равное нулю.
В начальной школе истинные числовые равенства называют верными, ложные– неверными.
II. Повторение.
-Какие выражения называются числовыми выражениями? (Они образуются из чисел, знаков действий и скобок).
-Что такое значение числового выражения? (Если выполнить все действия, указанные в выражении, получим число, которое называется значением числового выражения).
-Существуют ли числовые выражения, значения которых нельзя найти?
Какие действия выполняются раньше 1 или 2 ступени? (действия второй ступени (умножение и деление), а затем действия первой ступени (сложение и вычитание)).
-Что называетсявыражением с переменной (Запись, состоящая из чисел, знаков действий, скобок и букв)
-Областью определения выражения с переменной? (множество тех значений переменной, при которых выражение имеет смысл).
-Какие преобразования относятся к тождественным?
-приведение подобных;
-раскрытие скобок;
-приведение дробей к общему знаменателю;
-группировка или заключение в скобки)
-Что такое тождественное преобразование? (Замена выражения с переменной другим выражением тождественно равным ему называется тождественным преобразованием).
-Как называются такие записи: (3 + 2)) – 12 или 3х-у:+)8, (их нельзя назвать ни числовым выражением, ни выражением с переменной).
Задача 1. Найти значение выражения Зх(х-2) + 4(х-2) при х = 6.
Решение.
1 способ. Подставим число 6 вместо переменной в данное выражение: 3-6(6-2) + 4(6-2). Чтобы найти значение полученного числового выражения, выполним все указанные действия:
3-6-(6-2) + 4-(6-2) = 18-4 + 4-4 = 72+ 16 = 88. Следовательно, при х = 6 значение выражения
Зх(х-2)+4(х-2) равно 88.
2 способ. Прежде чем подставлять число 6 в данное выражение, упростим его:
Зх(х-2) + 4(х-2) = (х-2)(Зх+4). И затем, подставив в полученное выражение вместо Х число 6, выполним действия: (6-2)-(3-6 + 4)= 4-(18+4) = 4-22 = 88.
Обратим внимание на следующее: и при первом способе решения задачи, и при втором мы одно выражение заменяли другим. Например, выражение 18-4+4-4 заменяли выражением 72+16, а выражение Зх (х-2) + 4(х-2)-выражением (х – 2)(3х + 4), причем эти замены привели к одному и тому же результату. В математике, описывая решение данной задачи, говорят, что мы выполняли тождественные преобразования выражений.
-Какие два выражения называются тождественно равными? (если при любых значениях переменных из области определения выражений их соответственные значения равны).
– Как получить тождество? (Если два тождественно равных на некотором множестве выражения соединить знаком равенства, то получим предложение, которое называют тождествомна этом множестве).
Например, 5(х + 2) = 5х + 10 – тождество на множестве действительных чисел, потому что для всех действительных чисел значения выражения 5(х + 2) и 5х + 10 совпадают. Используя обозначение квантора общности, это тождество можно записать так: ( х R)5(х + 2) = 5х + 10. Тождествами считают и верные числовые равенства.
Замена выражения другим, тождественно равным ему на некотором множестве, называется тождественным преобразованием данного выражения на этом множестве.
Задача 2. Разложить на множители выражение ax–bx+ab–b2.
Решение. Сгруппируем члены данного выражения по два (первый со вторым, третий с четвертым): ax–bx+ab–b2 = = (ax–bx) + (ab–b2). Это преобразование возможно на основании свойства ассоциативности сложения действительных чисел.
Вынесем в полученном выражении из каждой скобки общий множитель: (ax–bx)+(ab–b2) = x(a–b)+b(a–b) – это преобразование возможно на основании свойства дистрибутивности умножения относительно вычитания действительных чисел.
В полученном выражении слагаемые имеют общий множитель, вынесем его за скобки: x(a–b)+b(a–b) = (a–b)(x–b). Основой выполненного преобразования является свойство дистрибутивности умножения относительно сложения.
Итак, ax–bx+ab–b2 – (a–b)(x–b).
Числовые неравенства.
I. Повторение изученного:
– Какое предложение называют числовым равенством?
– Приведите примеры числовых равенств.
Возьмем, например, числовые выражения 3 + 2 и 6 – 1 и соединим их знаком равенства 3 + 2 = 6-1. Оно истинное. Если же соединить знаком равенства 3 + 2 и 7 – 3, то получим ложное числовое равенство 3 + 2 = 7-3.
– Можно ли числовое равенство считать высказыванием? (Да)
– Какое числовое равенство истинно? (Если значения числовых выражений, стоящих в левой и правой частях равенства, совпадают).
– Назовите свойства истинных числовых равенств.
Если к обеим частям истинного числового равенства прибавить одно и то же числовое выражение, имеющее смысл, то получим также истинное числовое равенство.
Если обе части истинного числового равенства умножить на одно и то же числовое выражение, имеющее смысл, то получим также истинное числовое равенство.
Если два числовых выражения соединить знаком «>» или «<», то получим числовое неравенство.
Определение. Два числовых выражения, соединённые знаком «>» или «<», образуют числовое неравенство.
Например, если соединить выражение 6 + 2 и 13-7 знаком «>», то получим истинное числовое неравенство 6 + 2 > 13-7 (И). Если соединить те же выражения знаком «<», получим ложное числовое неравенство 6 +2 < 13-7(Л).
Таким образом, с логической точки зрения числовое неравенство – это высказывание, истинное или ложное. А, следовательно, к числовым неравенствам можно применить логические операции.
Конъюнкцию двух числовых неравенств принято записывать в виде двойного неравенства.
(5 > 4 / 5 < 6) <=> (4 < 5 < 6)
Дизъюнкцию числового равенства и неравенства записывают в виде нестрогого неравенства
(5 > 4 V 5 = 4) <=> (5≥ 4 )
Определение. Если два числовых неравенства имеют одинаковые знаки, то их называют неравенствами одинакового смысла, если у неравенств разные знаки, то неравенствами противоположного смысла.
a >b и c > d – одинакового смысла;
a >b и c < d – противоположного смысла.
Рассмотрим свойства истинных числовых неравенств.
Свойство 1.
Для любых чисел a и b верно, что если a >b, то a – b > 0.
(a, b) (a >b=>a – b > 0).
Доказательство:
Нам дано, что a >b.По опр отношения «>», существует такое натуральное число к, что a = b + к. => по 2 опр разности a – b = к. Так как к N , к > 0, то a – b > 0 ч.т.д.
Свойство 2.
Если к обеим частям истинного числового неравенства прибавить одно и то же числовое выражение, имеющее смысл, то получим также истинное числовое неравенство.
(a, b, с) (a >b => a +с > b + с).
Доказательство:
По условию a > b, тогда по 1 свойству a – b > 0 => (a – b) + (с – с) > 0 =>применяем сочет свойство (a + с) – (b + с) > 0 => по свойству 1 a +с > b + с ч.т.д.
Свойство 3.
Обе части истинного числового неравенства можно умножать на одно и то же положительное число, в результате получим истинное числовое неравенство того же смысла.
(a, b, с>0) (a >b => a • с > b • с).
Доказательство:
По условию a > b, => a – b > 0 => (a – b) • с > 0 =>применяем распределит свойство a • с – b • с > 0 => a • с > b • с ч.т.д.
Свойство 4.
Обе части истинного числового неравенства можно умножать на одно и то же отрицательное число, в результате получим истинное числовое неравенство противоположного смысла (с противоположным знаком).
(a, b, с<0) (a >b => a • с < b • с).
Свойство 5
Истинные числовые неравенства одинакового смысла можно почленно складывать, в результате получается неравенство того же смысла.
(a, b, с, d) (a >b и c >d => a + c > b +d).
Свойство 6
Истинные числовые неравенства противоположного смысла можно почленно вычитать, сохраняя знак того неравенства, из которого вычитаем.
(a, b, с, d) (a > b и c => a – c > b – d).
Свойство 7
Истинные числовые неравенства одинакового смысла с положительными частями можно почленно перемножать, в результате получается истинное числовое неравенство того же смысла.
(a, b, с, d) (a >b >0 и c >d >0 => a • c > b • d).
Свойство 8
Истинные числовые неравенства одинакового смысла с отрицательными частями можно почленно перемножать, в результате получается истинное числовое неравенство противоположного смысла.
(a, b, с, d) (a < b < 0 и c < d < 0 => a • c > b • d).
Свойство 9
Обе части истинного числового неравенства можно возводить в одну и ту же степень с натуральным показателем, при этом получается неравенство того же смысла.
(a, b и nN) (a > b =>an > bn).
Источник