Феномен выделения фигуры из фона характеризует какое свойство внимания

Феномен выделения фигуры из фона характеризует какое свойство внимания thumbnail

Сегодня рассмотрим тему №13015 Ответы к тесту по психологии 30 вопросов по предмету Психология, данный текст поможет вам справиться с заданиями по Психология. При возникновении дополнительных вопросов задавайте их в комментариях, другие участники скорее всего помогут вам.

1. Непосредственное воздействие предмета или явления на рецепторы – обязательная черта таких познавательных процессов, как:

  1. ощущение
  2. восприятие
  3. мышление
  4. воображение
  5. внимание

2. Интегральный результат непосредственного воздействия на человека каких-либо раздражителей (цветовых, звуковых, химических и т.д.) называется:

  1. восприятием;
  2. перцепцией;
  3. ощущением

3. Отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, это:

  1. восприятие;
  2. эмоция;
  3. ощущение;
  4. внимание.

4. Основными свойствами ощущений являются указанные, кроме:

  1. модальности;
  2. константности;
  3. интенсивности;
  4. длительности.

5. Минимальная разница между стимулами, вызывающая различие в ощущениях, это:

  1. абсолютный нижний порог ощущений;
  2. дифференциальный порог;
  3. абсолютный верхний порог;
  4. пространственный порог.

6. Изменение чувствительности органов чувств под влиянием действующего раздражителя, это:

  1. сенсибилизация;
  2. адаптация;
  3. синестезия;
  4. апперцепция.

7. К свойствам восприятия относятся указанные, кроме:

  1. целостности;
  2. структурности;
  3. реминисценции;
  4. апперцепции.

8. Неправильное искаженное восприятие предмета или явления, действующего в данный момент на органы чувств, это:

  1. галлюцинация;
  2. иллюзия;
  3. реминисценция;
  4. адаптация

9. Когда человек носит жесткие контактные линзы, они ему очень мешают, но со временем он перестает их замечать. Что является причиной этого?

  1. адаптация;
  2. сенсибилизация;
  3. реминисценция;
  4. иллюзия.

10. Минимальная величина раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение, называется:

  1. абсолютным верхним порогом ощущений
  2. абсолютно нижним порогом ощущений (порогом чувствительности)
  3. болевым порогом
  4. дифференциальным порогом ощущений
  5. оперативным порогом ощущений

11. Ощущения, связанные с сигналами, возникающими вследствие раздражения рецепторов, находящихся в мышцах, сухожилиях, суставах, называются:

  1. экстерорецептивные
  2. интерорецептивные
  3. проприорецептивные
  4. эндоцептивными

12. Расстройства различных видов ощущений называются:

  1. агнозиями
  2. галлюцинациями
  3. сенсорными расстройствами
  4. иллюзиями

13. Ощущения, имеющие рецепторы, расположенные во внутренних органах и отражающие состояние внутренней среды организма, называются:

  1. интерорецептивные
  2. проприорецептивные
  3. контактные
  4. дистантные

14. Ощущения, отражающие свойства предметов и явлений внешней среды и име­ю­щие рецепторы на поверхности тела, называются:

  1. интерорецептивные
  2. контактные
  3. дистантные
  4. проприорецептивные

15. Восстановите последовательность. Формирование ощущений:

  1. раздражитель
  2. органы чувств
  3. нервные проводящие пути
  4. соответствующий центр головного мозга
  5. ощущение

16. Ощущения, рецепторы которых находятся в связках, суставах, и дают информацию о движении и положении тела в пространстве, называется:

  1. экстерорецептивные
  2. интерорецептивные
  3. проприорецептивные
  4. контактные

17. Пониженная чувствительность к реальным раздражителям и повышенный нижний абсолютный порог, это:

  1. гиперестезия
  2. гипестезия
  3. анестезия
  4. парестезия

18. Повышенный нижний абсолютный порог ощущений ведет к:

  1. повышению чувствительности
  2. полной потери чувствительности
  3. понижению чувствительности
  4. качественным изменениям чувствительности

19. Явление, при котором анализатор полностью не способен отвечать на раздражение, называется:

  1. гиперестезия
  2. гипестезия
  3. анестезия
  4. парестезия

20. Качественные изменения (извращения) информации, поступающие с рецептора в кору головного мозга, это:

  1. гиперестезия
  2. гипестезия
  3. галлюцинации
  4. парестезия

21. Психический процесс отражения предмета или явления в целом, в совокупности его свойств и частей, называется:

  1. эмоции
  2. ощущение
  3. восприятие
  4. мышление

22. Психический процесс отражения единичных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств, это:

  1. ощущение
  2. восприятие
  3. мышление
  4. установка

23. Феномен выделения «фигуры из фона» характеризует какое свойство внимания?

  1. целостности
  2. избирательности
  3. константности
  4. осмысленности

24. Ситуация: пациент рассматривает картинку с изображением очков и рассуждает: «Что же это? …кружочек и еще кружочек…и перекладина, наверное, это – велосипед». Что нарушено в восприятии данного пациента?

  1. целостность восприятия
  2. избирательность восприятия
  3. константность восприятия
  4. апперцепция

25. Свойство восприятия, которое обеспечивает относительное постоянство по форме, цвету, величине и др. параметрам воспринимаемых нами предметов, это:

  1. апперцепция
  2. константность
  3. предметность
  4. осмысленность

26. Связь восприятия с личностью, его прошлым опытом, называется

  1. константность
  2. чувствительность
  3. апперцепция
  4. осмысленность

27. Искаженное восприятие реально существующего предмета или явления, называется

  1. галлюцинации
  2. дереализация
  3. иллюзии
  4. бред

28. Расстройства восприятия, когда человек видит, слышит, ощущает то, чего в реальной действительности не существует:

  1. галлюцинации
  2. дереализация
  3. иллюзии
  4. бред

29. Нарушение сенсорного синтеза информации, которая поступает из внешнего мира и приводит к искажению восприятия, называется:

  1. галлюцинации
  2. дереализация
  3. иллюзии
  4. бред

30. Предпочитаемый канал восприятия информации (зрительный, слуховой, кинестетический), имеющий большое значение при определении индивидуальных методов и средств подачи информации в процессе общения, обучения, совместной деятельности и пр., называется:

  1. апперцепция восприятия
  2. диапазон чувствительности
  3. рациональная форма познания
  4. ведущая сенсорная система

Номер вопроса

Ответ

Номер вопроса

Ответ

Номер вопроса

Ответ

Номер вопроса

Ответ

1

1,2

9

1

17

2

25

2

2

1

10

2

18

3

26

3

3

3

11

3

19

3

27

3

4

2

12

3

20

4

28

1

5

2

13

1

21

3

29

2

6

2

14

2,3

22

1

30

4

7

3

15

1, 2, 3, 5, 4

23

2

8

2

16

3

24

1

Категория: Психология | Добавил: Просмотров: 1 | Рейтинг: 4.0/1

Источник

Мышления.

20.Степень автоматизированности и быстрота выполнения действия

характеризует:

1.Меру развернутости

2.Меру освоения.

3.Меру самостоятельности.

Тест №3.Психология познавательных процессов.

Ощущение восприятие.

1. Непосредственное воздействие предмета или явления на рецепторы – обязательная черта таких познавательных процессов, как:

1) ощущение

2) восприятие

3) мышление

4) воображение

5) внимание

2. Интегральный результат непосредственного воздействия на человека каких-либо раздражителей (цветовых, звуковых, химических и т.д.) называется:

1) восприятием;

2) перцепцией;

3) ощущением

3. Отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, это:

1) восприятие;

2) эмоция;

3) ощущение;

4) внимание.

4. Основными свойствами ощущений являются указанные, кроме:

1) модальности;

2) константности;

3) интенсивности;

4) длительности.

5. Минимальная разница между стимулами, вызывающая различие в ощущениях, это:

1) абсолютный нижний порог ощущений;

2) дифференциальный порог;

3) абсолютный верхний порог;

4) пространственный порог.

6. Изменение чувствительности органов чувств под влиянием действующего раздражителя, это:

1) сенсибилизация;

2) адаптация;

3) синестезия;

4) апперцепция.

7. К свойствам восприятия относятся указанные, кроме:

1) целостности;

2) структурности;

3) реминисценции;

4) апперцепции.

8. Когда человек носит жесткие контактные линзы, они ему очень мешают, но со временем он перестает их замечать. Что является причиной этого?

1) адаптация;

2) сенсибилизация;

3) реминисценция;

4) иллюзия.

9. Минимальная величина раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение, называется:

1) абсолютным верхним порогом ощущений

2) абсолютно нижним порогом ощущений (порогом чувствительности)

3) болевым порогом

4) дифференциальным порогом ощущений

5) оперативным порогом ощущений

10. Ощущения, связанные с сигналами, возникающими вследствие раздражения рецепторов, находящихся в мышцах, сухожилиях, суставах, называются:

1) экстерорецептивные

2) интерорецептивные

3) проприорецептивные

4) эндоцептивными

11. Ощущения, имеющие рецепторы, расположенные во внутренних органах и отражающие состояние внутренней среды организма, называются:

1) интерорецептивные

2) проприорецептивные

3) контактные

4) дистантные

12. Ощущения, отражающие свойства предметов и явлений внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела, называются:

1) интерорецептивные

2) контактные

3) дистантные

4) проприорецептивные

13. Ощущения, рецепторы которых находятся в связках, суставах, и дают информацию о движении и положении тела в пространстве, называется:

1) экстерорецептивные

2) интерорецептивные

3) проприорецептивные

4) контактные

14. Психический процесс отражения предмета или явления в целом, в совокупности его свойств и частей, называется:

1) эмоции

2) ощущение

3) восприятие

4) мышление

15.Психический процесс отражения единичных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств, это:

1) ощущение

2) восприятие

3) мышление

4) установка

16. Феномен выделения «фигуры из фона» характеризует какое свойство внимания?

1) целостности

2) избирательности

3) константности

4) осмысленности

17. Свойство восприятия, которое обеспечивает относительное постоянство по форме, цвету, величине и др. параметрам воспринимаемых нами предметов, это:

1) апперцепция

2) константность

3) предметность

4) осмысленность

Тест №4. Внимание и память.

1) Память – это

Психический процесс отражения, заключающийся в запечатлении и сохранении с последующим воспроизведением и узнаванием следов прошлого опыта, делающим возможным его повторное использование в деятельности

2) отражения единичных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

в) психический процесс отражения предмета или явления в целом, в совокупности его свойств и частей

3) познавательный психическ5ий процесс создания нового образа (представления) предмета или ситуации путем перестройки (преобразования) имеющихся у человека представлений.

2. Психические процессы памяти подразделяются:

Запечатление

Хранение

Воспроизведение

4)представление

3. Обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, является промежуточным звеном на пути перевода информации из кратковременной памяти в долговременную – это:

1) кратковременная память

2) сенсорная

Буферная память

4) долговременная память

4. Наиболее прочно в памяти сохраняется информация:

Осмысленная

2) вызубренная

3) малознакомая

4)неотрефлексированная

5. К свойствам памяти относят:

Объем

Скорость

3) устойчивость

Точность

6. Память на абстрактный, отвлеченно – символический материал – это:

1)двигательная память

2) образная память

Символическая память

4) эмоциональная память

7. Психический процесс, которой обеспечивает направленность и сосредоточенность психики на определенных предметах и явлениях внешнего мира – это:

1)ощущение

Внимание

3) восприятие

4) мышление

8. Внимание тесно связанное с волей человека, сознательно поставленной целью – это:

1) послепоизвольное внимание

Произвольное внимание

3) непроизвольное внимание

4) моторное внимание

9. К свойствам внимания относятся:

Объем внимания

2) скорость

Устойчивость

Переключаемость

10. Привлечению непроизвольного внимания способствуют такие свойства объекта как:

Сила раздрожителя

2) привычность

Неожиданность

4) статичность

11. Привлечению произвольного внимания способствуют такие свойства объекта как:

Новизна

2) привычность

Речевые стимулы

4) статичность

12. Объем внимания взрослого человека составляет:

Простых фигур

2) 6-9 простых фигур

3) 9-11 простых фигур

4) 12-13 простых фигур

13. Вид памяти, наблюдаемый только в ранний период развития, сразу после рождения. Заключается в одномоментном установлении очень устойчивой специфической связи человека или животного с конкретным объектом внешней среды.

1) Генетическая

Импритинг

3)Буферная.

4)Двигательная.

14. Различают следующие виды внимания:

Генетическое

Произвольное

3)Абстрактное

4)Символическое

Источник

Начнем с понятия «гештальт»

Сегодня оно довольно распространено и широко применяется практическими психологами и теоретиками. С середины прошлого века нам известен гештальт-подход в психологии, который стал настоящим прорывом гуманистического направления в этой науке.

Немецкая лексема «гештальт» очень сложна для перевода научного термина. В буквальном смысле ее семантика – «фигура, форма», но вывести это понятие на язык научной терминологии и объяснить, в чем же заключается направление психологии, обозначенное этим понятием, непросто лишь на основе лингвистического подхода. Прояснить эти аспекты поможет тезис, привнесенный психологами-гештальтистами: «Целое всегда больше его составляющих». Иными словами, воспринимая объект различными органами чувств, мы создаем комплек сное, единое представление о нем. К примеру, стул – это место для сидения на четырех ножках, желтое, прохладное, полукруглое, потертое. Но такое детальное наблюдение за объектом возможно только тогда, когда произойдет полная концентрация именно на нем, когда он окажется вычлененным на общем фоне. И тогда мы выходим на философский тезис о том, что каждый наблюдающий окружающую реальность словно воссоздает ее заново, исходя из собственных акцентов и особенностей восприятия (кто-то мог и не заметить потертости, кому-то важнее оказались цветовые характеристики, а кто-то вообще обратил внимание только на устойчивость и прочность стула). Но основополагающим является единый принцип: чтобы воспринять именно данный предмет, его нужно вычленить из общего фона, так как в силу устройства мозга человек не в состоянии воспринимать сразу всю картину целиком, эклектично. Так формируется соотношение фигуры и фона – оно всегда в динамике, обусловлено внутренним состоянием воспринимающего субъекта. В момент восприятия фигуры на фоне, когда она является предметом внимания, границы ее четко очерчены и отделены от фона. Все в комплексе это и составляет то, что психологи обозначают как «гештальт».

Что такое «фигура» и «фон»?

geshtalt1Строго говоря, это термины, применяемые для объяснения «перцептивной связи между объектом фокусирования (фигурой) и остальной частью перцептивного поля (фоном)» [1]. Фигура чаще всего структурирована, она постепенно выделяется на общем фоне, становясь основным объектом восприятия, а фон – нечто вторичное в процессе восприятия. Эти взаимосвязи можно менять, концентрируя внимание, наоборот, вначале на фоне, а потом на фигуре. Главное, что остается константным, – это четкая линия границы между одним и вторым, эта линия отделяет фигуру от фона, при том что «физически принадлежит им обоим, но перцептивно принадлежит только фигуре. Следовательно, фигура наделяется формой и очертаниями, а фон остается нечетким и бесформенным» [1]. Примеров рисуночных тестов на определение фигуры и фона множество, и интересно, что каждый субъект вычленяет разные объекты первичного восприятия. То, что для одного воспринимающего субъекта является фигурой, для другого в аналогичной ситуации будет фоном, и наоборот. Но это буквальное зрительное восприятие, а данные понятия актуальны для комплексных внутренних процессов и связаны с представлениями о «поле» (речь о психической реальности, в которой сформирована общая картина взаимодействующих элементов, стимулом к чему является реальный мир), а также с понятием создания и деструктуризации гештальтов. Нередко мы слышим: «гештальт завершен» – ситуация, когда для достижения равновесия человеку необходима была важная составляющая психического поля, ее отсутствие воспринималось весьма болезненно, но наконец все сложилось в сознании субъекта.

Как это работает в терапии?

geshtalt2Если вы окажетесь на консультации гештальт-психолога, он обязательно будет вас ориентировать на происходящее «здесь и сейчас», справедливо полагая, что актуальные процессы общения и взаимодействия иллюстрируют те стратегии поведения, которые используются и в других, «не кабинетных» условиях. Значит, важный шаг в коррекции поведения – осмысление того, что происходит, смена фокуса внимания на иную фигуру. С сознанием можно экспериментировать, можно свободно его расширить, выйти на метапозицию, перестав быть только участником событий, а став еще и наблюдателем одновременно. Такой прием не просто расширяет грани восприятия, но и помогает снизить интенсивность эмоционального накала, абстрагироваться от узкого, «тоннельного» видения ситуации, да и попросту обогащает личностный опыт. Нередко этого вполне достаточно для решения поведенческих проблем. К примеру, человек переживает по поводу отсутствия работы. Он концентрирует внимание на нехватке материальных средств, невозможности что-то приобрести, а это стрессовые каждодневные переживания. Можно попробовать сместить фокус внимания на иное – на возможности, которые дает данная ситуация: свободу в выборе вариантов, четкое определение своих целей, ряд собеседований с разными работодателями, чтобы понять значимые преимущества желаемой работы и т. п. Можно «фигурой» сделать ситуацию дефицитарности, а можно – свободу выбора, определение вектора в будущее. И в зависимости от этого будет существенным образом меняться внутреннее состояние человека при одних и тех же исходных данных.

Реструктуризация процесса восприятия

Реструктуризация процесса восприятия – это буквально то, что предлагает гештальтпсихология для изменения стратегий мышления и поведения. Что нужно для того, чтобы запустить процесс терапии?

Прежде всего, значимый другой, который может «отразить» процессы, происходящие в психике клиента «здесь и сейчас». Это психолог (в идеале) либо просто внимательный и сочувствующий собеседник.

Осознание неэффективности прежнего угла восприятия. Говоря научным языком, это смена фигуры на фоне восприятия, осознание взаимосвязей составляющих общей картины друг с другом и с фоном.

Благодаря расширению восприятия формируются новые соотношения между вещами и объектами, увеличивается возможность прогнозировать события, расширять диапазон собственных реакций и действий, т. е. меняются стратегии поведения: неэффективные уходят на задний план, пробуются и закрепляются новые.

Практические упражнения

Чтобы понять, «как это работает», можно поэкспериментировать: найти в комнате нечто объемное, сфокусировав на нем свое внимание. Это и есть главная фигура, которую вы вычленили на общем фоне. А дальше надо постараться сконцентрировать внимание лишь на какой-то его части. А потом еще вычленить более мелкий фрагмент. С каждым подходом фигура и фон в соотношении будут меняться, но вашей задачей является понаблюдать и за своими внутренними процессами: насколько легко вам было переключаться? Какой была скорость смены фиксации? Комфортно ли это ли это для вас? Как менялось ваше внутреннее состояние? Важно поэкспериментировать со скоростью переключения, убыстряя и замедляя его темп. Если пробовать этот навык периодически, он окажется полезным для ориентировки даже в экстремальных ситуациях.

Упражнения точно такого же рода можно выполнять не только в отношении визуального восприятия, но и слухового, кинестетического (прислушиваясь к ощущениям тела), эмоционального, даже в смысле философском, мировоззренческом. Эти процессы помогают произвести саморефлексию, сделать себя не пассивным, но активным участником любых событий, влиять на многие не только внутренние, но и внешние процессы (более подробно с практическими упражнениями можно ознакомиться, к примеру, в монографии: [2]). Становясь навыком, это умение оказывается терапевтичным в ряде ситуаций, и тогда можно будет обходиться и без сторонней психологической помощи.

Литература:
  • 1. Фигура – фон // Национальная психологическая энциклопедия. – Электронный ресурс. Дата доступа – 18.12.2017. Режим доступа – https://vocabulary.ru/termin/figura-fon.html
  • 2. Яро Старак, Тони Кей, Джеймс Олдхейм. Техники гештальт-терапии. – М.: «Психотерапия», 2009.

Автор: Павловская Гражина, психолог

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Купить книгу на ОЗОН Купить книгу в Лабиринте

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Источник