Химические опыты с пищевыми добавками

      
    


Опыты с мороженым

 


Знаете
ли Вы, что впервые мороженое появилось около 3000 лет назад в
Китае.


Прообразом современного
мороженого можно считать замороженное молоко, которое раньше
заготавливали в России.


В Европу рецепт
изготовления мороженого попал благодаря Марко Поло в 1292 г.

Самое
дорогое “мороженое” стоит 1 млн. дол. Это ювелирное изделие в форме
мороженого. Оно изготовлено из золота и бриллиантов.

Обнаружение белков.
В пробирку наливают 1 мл растаявшего молочного
мороженого и добавляют 5–7 мл дистиллированной воды. Пробирку
закрывают пробкой и встряхивают. К 1 мл полученной смеси
добавляют 1 мл 5-10 %
раствора NaOH
и несколько капель 10 % раствора
CuSO4.
Содержимое пробирки встряхивают. Происходит
биуретовая реакция. при этом появляется
ярко-фиолетовое окрашивание, связанное с взаимодействием пептидных
связей белковых молекул со свежеосажденным
Cu(OH)2:

 

Обнаружение
лимонной кислоты (пищевой
добавки Е330) в
плодово-ягодном мороженом
.
В пробирку налейте 1 мл растаявшего мороженого и
добавьте 1 мл насыщенного раствора пищевой соды. Наблюдается
появление пузырьков углекислого газа из-за протекания следующей
реакции:

Обнаружение
углеводов в молочном мороженом.
Мороженое на
молочной основе содержит дисахариды лактозу и сахарозу. В пробирку
налейте 1 мл такого мороженого и добавьте 5–7 мл дистиллированной
воды. Пробирку закройте пробкой и встряхните несколько раз.
Профильтруйте полученную смесь и к фильтрату добавьте 1 мл
5-10 % раствора
NaOH и 2–3 капли 10
% раствора CuSO4.
Содержимое пробирки осторожно встряхните.
Образуется ярко-синий раствор комплексного соединения сахарозы и
лактозы с медью(II).
Это качественная реакция на многоатомные спирты:

Полученный раствор нагрейте на
спиртовке. Лактоза, находясь в нециклической (альдегидной) форме
реагирует с Cu(OH)2.
При этом образуются различные продукты окисления и деструкции
лактозы. Cu(OH)2
восстанавливается до оранжевого
CuOH, который потом
разлагается до Cu2O
красного цвета. В ходе реакции может выделиться и медь. Упрощенно
процесс можно представить следующими уравнением:

2CuOH  Сu2O
+ H2O.

Обнаружение сахарозы в плодово-ягодном
мороженом.
В плодово-ягодном
мороженом содержится сахароза.
В пробирку наливают 1 мл растаявшего мороженого и 1 мл
5-10% раствора
NaOH.
Затем приливают 2–3 капли 10 %
раствора
CuSO4.
Наблюдают ярко-синее окрашивание (качественная
реакция на многоатомные спирты).

Подробнее об  опытах с мороженым смотри:


Яковішин
Л.О.
Цікаві
досліди з хімії:
у
школі та вдома.
– Севастополь: Библекс, 2006. – 176
с.

Яковишин Л.А.
Химические
опыты с мороженым // Химия в шк. – 2006. – № 7. – С. 69–72.

      
    


Опыты с шоколадом


Знаете ли Вы, что
кондитеры
из г. Сен-Николя (Бельгия)
«построили» гигантское
пасхальное чудо-яйцо. Его высота
8 м 32 см, а ширина 6
м 39 см!


По своей высоте это шоколадное архитектурное творение
может смело соперничать с 2–3-х этажным домом!

Самая
большая плитка шоколада изготовлена в Украине. Ее масса 3 т, длина 4
м, высота 2 м, а толщина 0,36 м.


Американский дизайнер Ларри Абель в 2008 г. ко Дню святого Валентина
сделал шоколадную комнату, предметы интерьера которой также
изготовлены из шоколада.

Обнаружение
сахарозы.

Возьмите небольшой кусочек шоколада и мелко настругайте его ножом.
При обращении с ножом будьте
осторожны! Шоколадную стружку насыпьте в пробирку на высоту
примерно 1 см. Добавьте к шоколаду 2-3 мл
дистиллированной воды. Содержимое пробирки несколько раз
хорошо встряхните и профильтруйте. К
фильтрату добавьте 1 мл 5–10% раствора
NaOH
и 2–3 капли 10 % раствора
CuSO4.
Пробирку встряхните. Происходит ярко-синее окрашивание. Реакцию дает
сахароза, являющаяся многоатомным спиртом.


Сахарное поседение шоколада.

Несколько кусочков шоколада
слегка опрыскивают водой, заворачивают в фольгу и помещают на
1–2 недели в холодильник (не в морозильное
отделение
). Со временем на
поверхности шоколада появится белый налет.
Это выступили кристаллики сахарозы. Смывают налет 3–5 мл
дистиллированной воды и обнаруживают в полученном
растворе сахарозу. Для этого к раствору

приливают
1 мл 5-10 % раствора NaOH и 1–2 капли
10 % раствора

CuSO4.
Смесь взбалтывают. Появляется характерное
ярко-синее окрашивание (качественная реакция на
многоатомные спирты).

В шоколаде
содержание алкалоидов кофеина и теобромина может достигать 1–1,5 % (теобромина
до 0,4 %). Они являются природными стимуляторами и объясняют
тонизирующее действие шоколада на организм человека.

Подробнее об  опытах с
шоколадом смотри:


Яковішин
Л.О.
Цікаві
досліди з хімії:
у
школі та вдома.
– Севастополь: Библекс, 2006. – 176
с.


Яковишин
Л.А. Химические опыты с

шоколадом
// Химия в шк. – 2006. – № 8. – С. 73–75.

      
    


Опыты с жевательной резинкой

Свойства
красителей, входящих в состав
жвачки.
Окрашенную жевательную резинку, порезанную
на небольшие кусочки, помещают в пробирку и приливают 2–3 мл
дистиллированной воды. Пробирку нагревают в пламени спиртовки до
получения окрашенного раствора. Раствор разливают по
двум пробиркам и добавляют в одну из них 1 мл
5-10 % раствора HCl
или H2SO4,
а в другую – 1 мл 5-10 % раствора
NaOH.
В зависимости от вида красителя будет
происходить изменение его
окраски в кислой и щелочной средах.


Обнаружение
подсластителей.
В
пробирку помещают порезанную жевательную резинку и приливают 5 мл 96
% этилового спирта. Пробирку закрывают
пробкой и интенсивно встряхивают в течение 1
мин. Затем смесь фильтруют и в фильтрате
определяют присутствие подсластителей (сахарозы,
сорбита, ксилита, маннита), являющихся
многоатомными спиртами.

Для этого к раствору приливают
1 мл 5-10 % раствора NaOH и 1–2 капли
10 % раствора

CuSO4.
Смесь взбалтывают. Появляется характерное
ярко-синее окрашивание (качественная реакция на
многоатомные спирты).

Раньше в качестве жвачки люди использовали смолу
и высушенный сок деревьев, парафин, пчелиный
воск и каучук,
извлеченный из млечного сока гевеи. Традиция
жевать каучук, осталась до сих пор, т.к. основой
современных жевательных резинок являются каучуки.
Однако сейчас их в основном получают
химическим синтезом.

Подробнее об  опытах с
жевательной резинкой смотри:


Яковішин
Л.О.
Цікаві
досліди з хімії:
у
школі та вдома.
– Севастополь: Библекс, 2006. – 176
с.

Яковишин Л.А. Химические опыты с жевательной резинкой // Химия в шк.
– 2006. – № 10. – С. 62–65.

      
    

Получение
кофеина из чая методом возгонки

Химические опыты с пищевыми добавками

Опыт проводите под тягой или
в хорошо проветриваемом помещении! В фарфоровой чашке перемешайте
содержимое чайного пакетика с оксидом магния в соотношении по массе 1:1.
На электроплитку положите асбестовую сетку и поставьте на нее фарфоровую
чашку со смесью. Накройте ее стеклянной пластинкой. Нагревание проводите
в течение 1–2 мин, не допуская обугливания.
Вскоре на поверхности
стекла можно увидеть образование белого кольца. Это появились
кристаллики кофеина и сконденсировались пары воды.
Рассмотрите полученные кристаллы кофеина под микроскопом.

Кофеин
(1,3,7-триметилксантин) является

N1,N3,N7-триметильным
производным минорного нуклеинового основания ксантина (дигидроксипурина).
Кофеин содержится в зернах кофе, орехах кола и листьях чая. В чае 
содержание кофеина может достигать 5 %. Кофеин
легко возгоняется (tвозг
<
tпл;

tпл
235–237 °С) и кристаллизуется в виде бесцветных иголочек.

      
    

Источник

Елена Дракина
Исследовательская работа «Пищевые добавки и здоровье»

Исследовательская работа

Тема

«Пищевые добавки и здоровье»

Автор: Дракина Алена Алексеевна

.

Оглавление

1. Введение …. 3

2. Основная часть….….5

2.1. Что такое пищевые добавки…. 5

2.2. Вредные пищевые добавки, продукты их содержащие…. 6

3. Результаты исследований…. 7

3.1. Исследование состава продуктов питания…. 7

3.2. Опыты. 8

3.3. Опрос среди детей группы № 6.…. 9

3.4. Заключение…. …11

4. Список используемой литературы…. ….…12

5. Приложение №1 Таблица ….…13

6. Приложение №2-7 Фото…14

7. Приложение №8 Памятка…16

В еде не будь до всякой пищи падок

Знай точно место, время и порядок.

Питайся, если голод ощутил.

Еда нужна для поддержания сил.

Авиценна

1. Введение

Все из вас слышали изречение: «Мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить», но мы не всегда задумываемся над этими словами.Как в известной притче: «Когда-то к Насреддину пришёл больной с жалобой на боли в животе. Насреддин спросил его, что он ел? Ко-гда больной ответил, что он съел на обед, то Насреддин прописал ему глазные капли. На недо-уменный вопрос пациента, почему выписаны глазные капли, если болит живот,Насреддин отве-тил: «В следующий раз ты будешь видеть, что ешь»».

В настоящее время в наших магазинах множество продуктов, которые уже готовы к употреблению (чипсы, газированная вода, сухарики). Я заметила, что и мои сверстники часто употребляют эти продукты.

Каждый раз, когда я прошу маму купить чипсы, она говорит, что это вредно для детского организма.Мне стало интересно: почему вредно?Что такое содержат любимые мною продукты: чипсы, сухарики и газированная вода.

Актуальность исследования заключается еще и в том, что мы, дети, употребляем еду, не имея представления о её влиянии на организм.

Цель работы: изучение влияния пищевых добавок в продуктах на организм человека.

Объект: пищевые продукты, наиболее часто употребляемые детьми (чипсы, сухарики, га-зированная вода).

Предмет исследований: состав, указанный на упаковках.

Задачи:

собрать, изучить и проанализировать имеющуюся литературу по теме;

определить типы пищевых добавок;

выяснить наличие пищевых добавок в различных продуктах питания;

выявить, как некоторые пищевые добавки влияют на организм человека;

узнать, знают ли мои сверстники о полезных и вредных пищевых добавках.

Методы:

анализ информации, содержащейся в различных источниках (справочная ли-тература, Интернет);

наблюдение и анкетирование детей;

анализ состава продуктов питания, указанного на этикетках.

Гипотеза: продукты, содержащие пищевые добавки являются вредными для здоровья.

Ход исследования:

найти и проанализировать имеющуюся литературу по теме;

изучить состав наиболее популярных продуктов;

опрос среди детей;

составить рекомендации для желающих правильно питаться.

2. Основная часть

2. 1. Что такое пищевые добавки

Одним из основных условий здорового питания является то, что продукты питания должны быть безопасными и соответствовать санитарным нормам. Каждый продукт должен иметь свои пищевые достоинства, содержать полезные для человека питательные вещества.

Зачастую рядом с перечнем всех понятных составляющих можно обнаружить сложные на-звания и загадочное для многих «Е». Это пищевые добавки: те, что в народе называют «ешками» (см. приложение1).

Пищевые добавки – это вещества химического происхождения, которые добавляются в пи-щевые продукты, чтобы улучшить вкус, изменить цвет, увеличить питательную ценность и замед-лить порчу продукта.

Между тем пищевые добавки вовсе не новое изобретение. Ещё в древности человек исполь-зовал соль, сахар.

Индекс “Е” ввели в свое время для удобства. За каждой пищевой добавкой стоит длинное химическое наименование, которое трудно уместить на маленькой этикетке, а код Е выглядит одинаково на всех языках и не занимает много места в перечислении состава продукта.

В последнее время в магазинах появился больной ассортимент продуктов,которые стали не-отъемлемой частью нашего питания: чипсы и сухарики. Все эти продукты содержат глютамат натрия – усилитель вкуса (Е 621).

Современный человек не может полностью избежать употребления пищевых добавок. Рос-сийскими специалистами и представителями Всемирной организации здравоохранения составлен перечень вредных для здоровья веществ. Вот почему так важно знать, какие пищевые добавки со-держаться в конкретных пищевых продуктах. Мы имеем право самостоятельно делать свой выбор относительно того или иного продукта, и мы должны знать, какие вещества употребляем. Конеч-но, человечество не может объявить войну пищевым добавкам. Полностью отказаться от них все равно невозможно, потому что это означает перейти на «подножный корм», как в доисторические времена.

2.2. Вредные пищевые добавки и продукты их содержащие

Запрещённые добавки — это добавки, по которым доказано, что их действие приносит вред здоровью.

Наиболее вредными можно считать консерванты и антиокислители. Консерванты и стабилизаторы действуют сродни антибиотикам. Много вредных добавок среди красителей, потому как сами красители по большей части являются 100% синтетическими веществами.

Стабилизаторы по большей части являются веществами растительного или животного происхождения,например: Е406 – Агар-агар (продукт, получаемый из морских водорослей и схожий по действию с желатином).Но всё же большая часть стабилизаторов это вещества хоть и имеющие природную основу, но химически «доработанные».[1]

Большинство производителей, добавляя в производимые ими продукты пищевые добавки, не указывают их вообще или указывают название веществ, из которых они состоят, которые не понятны для большинства людей. Люди ошибочно считают, что эта вода полезна в жаркую погоду ее стараются пить больше. Некоторые взрослые дают малышам газированные напитки, не предполагая, какими плачевными последствиями для него это может обернуться. Газированная вода не уваляет жажду. А это значит – чем больше пьешь такую воду, тем больше хочется пить.

Обычная сладкая газированная вода не содержит, ни витаминов, ни минеральных веществ, так нужных и полезных растущему организму.

Чипсы – это гениальный продукт. Это когда одна картошка продается по цене килограмма. Для того чтобы картошка хрустела, и чтобы она не портилась и была вкусная, в нее добавлено ог-ромное количество веществ, и в том числе, глутомат натрия (Е621, то есть усилитель вкуса. Зна-чит, ребенок уже никогда не будет есть нормальную картошку, он будет все время просить кар-тошку с усилителем вкуса. [5]

С 2007 года Российское министерство здравоохранение запретило продавать сухарики и чипсы в школьных столовых, потому что количество заболеваний желудочно-кишечного тракта среди школьников растет в геометрической прогрессии. Вкусовые качества чипсов и сухариков достигаются за счет применения различных пищевых добавок (правда, фирмы-производители почему-то называют их специями). Бывают даже фруктовые чипсы со вкусами и запахами ананаса, яблока, банана. Есть даже чипсы со вкусом мобильного телефона. Интересно, какие «специи» для этого применяют? Чаще всего вкус у чипсов искусственный. Тоже самое в полной мере относится и к сухарикам. В этом вам помогут убедиться знакомые буквочки «Е», указанные в составе продукта и чипсов и сухариков. [3]

Чрезмерное увлечение чипсами и сухариками может спровоцировать развитие избыточной массы тела у дошкольников, а также ожирение в старшем возрасте.

Известен факт, что чипсы, а точнее специи, содержащиеся в них, раздражали слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта, вплоть до развития заболеваний желудка и кишечника.

Что же входит в состав почти всех чипсов и сухариков?

3. Результаты исследований

3.1. Исследование состава продуктов питания

Прежде чем начать исследования, я пошла в магазин, выбрала чипсы, сухарики и газирован-ную воду (см. приложение 2). Затем по названию пищевых добавок определила с учителем коды и их воздействие на организм, при этом мы воспользовались дополнительной литературой и интернетом. (см. приложение 3)

Пользуясь информацией, представленной на этикетках, мы исследовали пищевые добавки, используемые при производстве чипсов и газированной воды. Результаты приведены в таблице (ниже)

Название

продукта Где производится (страна, город, за-вод) Пищевые

добавки Опасное воз-действие на орга-низм

Coca-cola The Coca-cola Company ООО ” Ко-ка кола Эйч Би Си Евразия г. Нижний-Новгород

Диоксид углерода, Е290

Краситель (сахарный колер (Е150)

Регулятор кислот-ности

Ортофосфорная ки-слота (Е338) Безопасный

Подозрительный

Канцерогенный, по-вышает холестерин

Чипсы “Lays”Служба по-требителя: ООО “Фрито Лей Ману-фактуринг”, Россия Московская обл., г. Кашира. Идентичный нату-ральному ароматиза-тор, порошок молоч-ной сыворотки.

Усилитель вкуса и аромата:

глутомат натрия (Е621,

гуанилат натрия (Е627,

инозинат натрия (Е631)

Подсластитель Аспартам (Е951) Вызывает кишечные расстройства

То же самое

То же самое

Огромное ко-личество побочных эффектов

Так же мы выяснили, что производители заменяют «ешки» другими названиями, но состав продукта не меняется (Е951, Е 338, Е 211)

Вывод: данное исследование показало, перечисленные продукты содержат пищевые до-бавки (Е330, Е338, Е211, которые являются вредными.

3.2. Опыты

Мы решили провести небольшие опыты с целью изучения полезности таких продуктов питания, как чипсы и кока-кола.

Опыт 1.

Взяли ржавую монету. Опустили её в «Кока-колу». Оставили на 2 дня, а когда достали мо-нету, то увидели, что ржавчину отмыло. (см. приложение 4)

Вывод: в «Кока-коле» содержатся вредные вещества, способные разъесть ржавчину.

Опыт 2.

Налили в прозрачный стакан газ. воду. Через несколько минут перелили ее в другой. На стенках первого стакана осталась краска. (см. приложение 5)

Вывод: в напитке содержатся искусственные красители вредные для нашего организма. Краска, которая осталась на стенках стакана остается на стенках желудка. Это приводит к различ-ным заболеваниям.

Опыт 3.

Взяли 2 тарелочки. В одну положили картофель вареный, в другую – чипсы. Предложили попробовать на выбор моему коту. Кот выбрал картофель. К чипсам подошел, понюхал их, но есть не стал (см. приложение 6).

Вывод: животные отдают предпочтение натуральным продуктам.

Опыт 4.

Взяли чипсы. Одну из них подожгли. Продукт начал гореть ярким пламенем. При горении мы почувствовали запах пластмассы. (см. приложение 7)

Вывод: В чипсах содержатся химические примеси и большое количество масла.

3.3. Опрос среди детей группы № 6.

Мы провели опрос детей группы № 6 с целью выявления отношения их к нижеперечислен-ным продуктам.

В ходе исследованиябыли заданы такие вопросы:

1) Как часто вы употребляете чипсы, сухарики и газированную воду?

2) Как часто вы употребляете газированную воду Сока-кола?

Результаты опроса приведены в таблице №1,2 и диаграмме №1,2

Таблица 1.

Как часто употребляете чипсы, сухарики, продукты быстрого приготовления? Количество

детей

Группа Варианты

Каждый день Раз в не-делю Крайне редко

6 10 5 4 19

Диаграмма 1.

Таблица 2.

Как часто употребляете напитки Coca- cola и др.? Количество

детей

Группа Варианты

Каждый день Раз в не-делю Крайне редко

6 14 3 2 19

Диаграмма 2.

Таким образом, мы выяснили, что большинство детей неправильно питаются, тем самым подвергают риску свое здоровье.

Для того чтобы рассказать им о вреде изученных нами продуктов питания, Елена Анатоль-евна провела беседу, на котором я поделилась с ребятами результатами своего исследования. Мы подготовили рекомендации специалистов для желающих правильно питаться (см. приложение 8).

4. Заключение

Проведя это исследование я узнала очень много нового и полезного. Среди пищевых доба-вок выделяются неопасные, вредные и опасные. Пищевые добавки можно считать вполне безопасными. Часть добавок действительно вредна, но на практике их не запрещают. Употребление их нежелательно!

Гипотеза подтвердилась частично.

Необходимо употреблять в пищу больше овощей, фруктов и ягод!

Это залог нашего здоровья!

Мы планируем продолжить начатую работу и исследовать состав таких продуктов, как кол-баса и конфеты.

4. Список используемой литературы

1. Блинова Е. Г. Рациональное питание и оценка пищевого статуса организма. – Омск, 1998 – с. 3 – 9.

2. Величковский Б. Т., Кирпичёв В. И., Суравегина И. Т. – Здоровье человека и окружаю-щая среда. М.: «Новая школа», 1997 – с. 156 – 159, 185 – 188.

3. Личная безопасность в чрезвычайных ситуациях. – Под редакцией зам. министра РФ по делам ГО и ЧС Кириллова Г. Н.- Новосибирск: ЗАО «Изд-во НЦ ЭНАС», 2004.

4. Чистых Б. «Еда из пробирки». – «ГЕО», № 2, февраль 2004 – с. 124 – 134.

5. Чумаков Б. Н. Валеология (курс лекций). – Педагогическое общество России. М.: 1999 – с. 326 – 331.

6. Экология в таблицах (справочное пособие). Авторы-составители Хабарова Е. И., Па-нова С. А. – М.: «Дрофа», 2001 – с. 113 – 114.

7. Юрасова Т. Добавочные страсти. – «Еда-life», июль 2007.

8.Интернет:

https://supercook.ru/1-spe.html;

https://immunologia.ru/1-spe.html;

https:// www.butakova.ru;

https://www.edobavkam.net/;

https://nmn.by/news/530.html;

https://saratov.rfn.ru/rnews.html?id=25913&cid=7;

https://www.578.ru/pregnancy_press/12_k/2005/016.htm.

Приложение 1.

Таблица «Пищевые добавки, оказывающие влияние

на здоровье человека»

Сомнительные Е 104, 122, 141, 150, 151, 161, 171, 173, 240, 241, 477

Вызывают сыпь Е 311, 312

Разрушают витамины Е 220, 200 (разрушает витамин В12)

Вызывают раздражение кишечного тракта Е 220, 221, 223, 224

Нарушают пищеваре-ние Е 221, 224, 226, 338, 339, 340, 341, 407, 450, 453, 455, 456, 461, 462, 463, 465, 466

Нарушают функции кожи Е 230, 231, 232, 233

Способствуют увеличе-нию содержания холесте-рина в крови Е 320, 321

Противопоказаны при гипертонии Е 250, 251, 252

Канцерогены Е 131, 142, 210, 215, 239, 271, 330 (211, 213, 214, 217, 245, 246)

Опасны Е 102, 110, 124, 127, 160А, 450А

Очень опасен Е 123

Запрещены Е 103, 105, 106, 111, 120, 125, 126, 130, 152

[8]

Приложение 2. В магазине.

Приложение 3. Поиск информации.

Приложение 4. Опыт с монетой.

Монета до опыта Ржавчина на тряпочке от монеты Монета после опыта

Приложение 5. Опыт с газированной водой

Рассматриваем этикетку Проверяем осадок краски от кока-колы на стенках пробирки

Приложение 6. Опыт с чипсами и котом.

Приложение 7.

Горят чипсы.

Приложение 8.

Памятка от специалистов.

Специалисты советуют:

1. Внимательно читайте этикетки, знайте расшифровку кодов и не берите пример с то-ропливых покупателей, хватающих все подряд.

2. Не покупайте продукты с неестественно яркой, кричащей окраской. Скорее всего, в них повышенное содержание красителей.

3. Не покупайте продукты с чрезмерно длительным сроком хранения.

4. Выбирайте свежие сырые овощи и фрукты, но помните, что импортные фрукты и овощи обрабатывают специальными веществами для придания блеска и лучшей сохранности.

5. Чем меньше список ингредиентов в готовых продуктах, тем меньше добавок. Продукты с изысканным, пикантным вкусом, скорее всего, содержат различные добавки.

6. Вместо того чтобы покупать готовые соки, делайте их сами.

7. Не перекусывайте чипсами, готовыми завтраками, супами из пакетика.

Источник

Читайте также:  Основные группы пищевых добавок