Изгнали варягов за море в каком источнике содержатся приведенный текст

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» О ПРИЗВАНИИ ВАРЯГОВ

И изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали: «Поищем сами себе князя, который бы владел нами и рядил по ряду и по закону». Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные – норманны и англы, а еще иные готы – вот так и эти. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам. И поставили город Ладогу. И сел старший, Рюрик, в Ладоге, а другой – Синеус, – на Белом озере, а третий, Трувор, – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик и пришел к Ильменю, и поставил город над Волховом, и назвал его Новгород, и сел тут княжить, и стал раздавать мужам своим волости и города ставить – тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах – находники, а коренные жители в Новгороде – славяне, в Полоцке – кривичи, в Ростове – меря, в Белоозере – весь, в Муроме – мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.

Повесть Временных лет (пер. О.В. Творогова)

БРАТЬЯ-СЛОВА

Историки  давно обратили внимание  на  анекдотичность «братьев» Рюрика, который  сам,  впрочем, являлся  историческим  лицом,  а «братья»  оказались русским переводом  шведских слов.  О Рюрике сказано,  что он пришел «с  роды своими»  («sine use» – «своими родичами» – Синеус) и верной дружиной («tru war» – «верной дружиной» – Трувор).

«Синеус» – sine bus – «свой род».

«Трувор» – thru waring – «верная дружина».

Другими  словами, в  летопись попал  пересказ  какого-то скандинавского сказания  о  деятельности Рюрика (автор летописи,  новгородец, плохо знавший шведский, принял упоминание в устной саге традиционного окружения конунга за имена  его  братьев.

Рыбаков Б.А. Рождение Руси

«СЕВЕРНЫЙ ЛЕГЕНДАРНЫЙ ЭПИЗОД»

Русские ученые XVIII и XIX вв. обычно относились с полным доверием к Сказанию о призвании варягов. Они спорили лишь по вопросу об этнической принадлежности пришельцев, не сомневаясь в самой реальности сообщаемых летописью под 862 г. событий. Постепенно, однако, складывается мнение, что в рассказе о призвании запечатлено и многое из действительности начала XII в., когда создавалась летопись. Так, Н. И. Костомаров на диспуте с М. П. Погодиным 19 марта 1860 г. о начале Руси говорил: «Наша летопись составлена уже в XII веке и, сообщая известия о прежних событиях, летописец употреблял слова и выражения, господствовавшие в его время». О влиянии новгородских порядков поздней поры при создании легенды писал Д. И. Иловайский. Но настоящий перелом здесь наступил благодаря работам А. А. Шахматова, который показал, что Сказание о призвании варягов это – поздняя вставка, скомбинированная способом искусственного соединения нескольких северорусских преданий, подвергнутых глубокой переработке летописцами. Шахматов увидел преобладание в нем домыслов над мотивами местных преданий о Рюрике в Ладоге, Труворе в Изборске, Синеусе на Белоозере и обнаружил литературное происхождение записи под 862 г., явившейся плодом творчества киевских летописцев второй половины XI – начала XII века.

После исследований Шахматова в области истории русского летописания ученые стали значительно осторожнее относиться к летописным известиям о происшествиях IX века. Не обошлось, впрочем, и без крайностей. В. А. Пархоменко, например, призывал «совершенно скептически» отнестись «к летописному повествованию о призвании на княжение Рюрика» и не придавать этому «северному легендарному эпизоду» серьезного научного значения.

И.Я. Фроянов. Исторические реалии в летописном сказании о призвании варягов.  Вопросы истории. 1991, № 6

«РЕПОРТ» ЛОМОНОСОВА

(на диссертацию академика Миллера о происхождении российского народа)

Варягов не почитает господин Миллер за народ славенский, однако, что они происходили от роксолян, народа славенского, и прошли с готфами, славянами ж, от Черного моря к берегам Балтийским, что говорили языком славенским, несколько от соединения со старыми германцами испорченным, и что Рурик с братьями был сродственник князям славенским6 и для того в Россию призван на владение, сие все из самой сей диссертации заключить, а из других оснований весьма довольно доказать можно.

Имя российское почитает господин Миллер за новое, которое началось при Рурике, а сие из того заключает, что об нем иностранные не знали; но как из того заключить, что варяги сами себя русью не называли? Германцы дивно себя называют дейчен, хотя их ни русские, ни французы тем именем и поныне не пишут; так и варяги, происходя от роксолян, всегда себя русью называли, хотя другие народы их инако именовали, и самые слова Несторовы показывают, что варяги назывались русью, а по ним и новогородские славяне и прочие назвались русью. Но едва можно чуднее что представить, как то, что господин Миллер думает, якобы чухонцы варягам и славянам имя дали.

Репорт в Канцелярию Академии Наук 16 сентября 1749 г.

Читайте также:  Какие витамины содержаться в моркови ответы

ЦАРЬ ЕДЕТ! ПРАЗДНОВАНИЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ РОССИИ В НОВГОРОДЕ

Первоначально днем для торжеств тысячелетия России было выбрано 26 августа 1862 г. – дата, знаменательная восшествием на престол императора Александра II и пятидесятилетним юбилеем Бородинского сражения. Одна она была заменена не менее символической датой 8 сентября, ознаменованной победой на Куликовом поле, днем рождения наследника, цесаревича Николая Александровича, и совпавшая в год празднования с Рождеством Богородицы, заступницы и покровительницы России. Такой выбор позволял неразрывно соединить воедино религиозные и державные основания торжества с царствующей семьей…

Торжественность момента встречи парохода с августейшим семейством подчеркивалась яркими декорациями – у обитой красным сукном длинной, до фарватера, пристани были установлены украшенные цветами арки, искусно сделанные из дерева, зелени и даже из соломы, разноцветные флаги и штандарты развивались на высоких древках. На берегу размещались встречающие. Справа от пристани вытянулась шпалера гвардии под командованием вел. кн. Николая Николаевича. «Сельские старшины и головы выстроены у ворот. Петербургский городовой ровняет их в шеренгу и велит поправить вихры. «Да ты бороду-то, мочалку-то свою расчеши», – муштрует он старшин», – как не без ехидства заметил наблюдательный корреспондент «Северной пчелы». Вдоль берега расположились представители «всякого люда», многие из которых уже неделю жили здесь и питались принесенными с собой сухарями…

Всеобщий восторг, вылившийся в громогласное «ура», подхваченное народом, «покрывавшим оба берега Волхова, стены Кремля и Софийскую звонницу», стал откликом на прозвучавшее: «Царь едет!»

Антощенко А.В. Празднование тысячелетия России

С НАЗВАНЬЕМ КРАТКИМ «РУСЬ»

Один из традиционно дискуссионных вопросов ранней истории Руси – вопрос о роли в возникновении русской государственности скандинавов, именовавшихся в то время в Западной Европе норманнами («северными людьми»), а на Руси – варягами. В византийских, западноевропейских и восточных источниках содержится ряд упоминаний «Руси» в IX в., но в них не названо ни одного имеющего к ней отношения населенного пункта или личного имени. В силу этого достаточно поставить под сомнение сведения о Рюрике, Аскольде и Дире, приходе в Киев Олега и Игоря, что содержатся в Начальном своде конца XI в. и «Повести временных лет» начала XII в. (а основания для сомнений очень серьезные, поскольку эти известия явно записаны на основе устных преданий, а летописная хронология раннего периода несомненно сконструирована сводчиками с опорой на хронологию византийских хроник), как возникает широкое поле для суждений о том, где располагалась в это время Русь, кто и когда ее возглавлял. Лишь комплексный подход к имеющимся письменным данным с учетом археологических свидетельств позволяет очертить схему развития событий (все равно во многом гипотетическую).

Не вызывает серьезных сомнений, что в течение IX столетия скандинавы, у которых в это время развернулось т. н. «движение викингов» – экспансия, затронувшая в той или иной мере почти все регионы Европы, проникали на север Восточноевропейской равнины и здесь вступили в соприкосновение со славянами, осваивавшими эту территорию. В середине или третьей четверти IX в. во главе общности ильменских словен оказался предводитель викингов, по летописи известный под именем Рюрик. По наиболее вероятной версии, это был известный датский конунг Рёрик Ютландский (или Фрисландский). Его вокняжение было, скорее всего, связано с желанием местной знати иметь в лице располагавшего сильной дружиной правителя противовес шведским викингам, пытавшимся привести Поволховье и Приильменье в данническую зависимость. Возможно, выбор именно Рёрика был обусловлен тем, что часть ильменских словен являлась переселенцами из славян-ободритов, живших на нижней Эльбе по соседству с Ютландским полуостровом и хорошо знакомых с Рёриком. Рёрик долгое время владел в качестве вассала франкского короля городом Дорестад в устье Рейна; он и его люди были, таким образом, не малознакомой с цивилизацией группировкой из внутренних районов Скандинавии, а воинами, успевшими хорошо познакомиться с развитой, по меркам того времени, франкской государственностью. Резиденцией Рюрика стал Новгород (в то время, скорее всего, так называлась крепость в 2 км от позднейшего города, т. н. Рюриково Городище).

Продолжающиеся в течение уже двух с половиной столетий споры о происхождении термина русь сводятся по сути к вопросу – являются ли сведения «Повести временных лет» о привнесении этого названия в Восточную Европу скандинавами достоверными. Если отбросить малоубедительные и прямо фантастические гипотезы, то останутся две версии, подкрепленные более или менее вероятными лингвистическими соображениями. Согласно одной (условно говоря, «северной»), термин русь восходит к скандинавскому глаголу, означающему «грести»: предполагается, что словом, образованным от него, именовали себя дружины викингов, приходившие в Восточную Европу на гребных судах. По другой («южной») версии, термин русь происходит от иранского корня со значением «светлый», «белый». Главным доводом в пользу северной гипотезы остается рассказ «Повести временных лет», в пользу южной – существование традиции, согласно которой Русью, помимо всех земель, населенных восточными славянами и находящихся под властью киевских князей, именовалась также территория в Среднем Поднепровье (т. н. «Русская земля в узком смысле»).

Вопрос о происхождении названия государства, хотя и представляет естественный интерес, носит все же частный характер. Куда важнее вопрос о соотношении в процессе государствообразования местных и пришлых элементов и традиций, в данном случае – о роли, которую сыграли в становлении Руси норманны. Не вызывает серьезных сомнений, что скандинавское происхождение имела древнерусская княжеская династия, т. н. «Рюриковичи» (хотя летописная конструкция о том, что преемник Олега на киевском столе Игорь был именно сыном Рюрика, маловероятна по хронологическим соображениям), что выходцы из Скандинавии и их потомки составляли значительную часть дружин русских князей IX–X вв. Сложнее вопрос о воздействии скандинавов на характер и темпы образования государства на Руси. Для утверждения о каком-то заметном ускорении, которое придало норманнское влияние процессу формирования государственности в восточнославянском регионе, сравнение с другими славянскими странами не дает оснований. В сферах социальной и политической наблюдается значительное сходство со славянскими странами. Подчинение рядового населения власти князей и их дружин, данническая эксплуатация, относительно позднее развитие индивидуальной (вотчинной) крупной земельной собственности – все эти черты свойственны не только Руси и Скандинавии, но и западнославянским государствам. 

Читайте также:  В каких маслах содержится эстроген

Но одна из черт сложившегося в Восточной Европе государства все же может быть связана в значительной мере с деятельностью норманнов. Это объединение всех восточных славян в одно государственное образование. Ни у южных, ни у западных славян подобного не произошло. Если бы варяжские князья не обосновались в Киеве и не соединили под своей властью Юг и Север Восточной Европы, в Х в., возможно, на Юге существовало бы одно или два славянских государственных образования, а на Севере – одно или несколько полиэтничных (славяне, скандинавы, финны, балты), с верхушкой из норманнов, которая, если бы и шла по пути славянизации, то не столь быстро, как это имело место в реальности.

Горский А. Русь: От славянского Расселения до Московского царства

Источник

Призвание варягов. В. М. Васнецов.

Со сказания о призвании варягов берет свой отсчет русская история. Варяги, некогда бравшие дань со славянских и финских племен, были изгнаны за море, и началась усобица между бывшими союзниками. Во избежание дальнейшего кровопролития чудь, славяне, кривичи и весь отправили послов к варягам-руси со словами: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».

Синеус, Рюрик и Трувор. Летописные варяжские князья (конунги).

На это приглашение охотно откликнулись трое братьев и вместе со своими родами сели в племенных городах. Старший из братьев, Рюрик, сел княжить в Новгороде, в городе ильменских словен, Синеус в Белоозере, городе веси, а Трувор в Изборске, городе кривичей. Эти события летопись датирует 862 годом. Спустя два года Синеус и Трувор умрут, а Рюрик станет самовластным правителем Руси, раздающим города (судя по всему, в наместничество) своим приближенным. С согласия Рюрика, двое его бояр (как сообщает летопись) отправились в Константинополь. По пути в Великий город (Миклагард), как его называли скандинавы, Аскольду и Диру повстречался Киев, город полян, где они вскоре стали княжить. Далее, в 866 году, они двинулись в долгожданную военную экспедицию на Константинополь, которая в свою очередь закончилась неудачно, но именно благодаря ей о Руси узнали на мировой арене, а летописец начал летописание с царствования императора Михаила, во время правления которого этот поход был осуществлен.

Гибель русского флота под Царьградом. Очерки событий из российской истории Ф. Бруни, 1839.

Историческое ядро сказания.

Хронология ранней истории Древней Руси весьма условна, условен и 862 год. События же 862 года начинаются с изгнания варягов, которые ранее, с 859 года, взимали дань с племен, впоследствии изгнавших их. То есть варяги были знакомы с районами Северо-Запада Восточной Европы до призыва Рюрика и его братьев. Е.А. Мельникова считает, что изображение летописцем даннических отношений является попыткой осмыслить отношения между варягами и местным населением как отношения господства-подчинения в близких летописцу категориях: выплата дани как форма подчинения.

В действительности же, регулярный сбор дани пришельцами на недружественной им территории вряд ли был возможен. Скорее всего, имели место более сложные отношения скандинавов с местной племенной элитой. Как первые, так и последние были заинтересованы во взаимовыгодной торговле по Балтийско-Волжскому пути. По всей видимости, именно торговля стала тем импульсом, из которого начали возникать предгородские поселения, стала усиливаться социальная и имущественная дифференциация. Следующим шагом стала консолидация территории, по которой проходит торговая магистраль, и, наконец, создание в середине IX века предгосударственного образования.

Изложенная выше схема представляется весьма правдоподобной. На Восточном пути, в отличие от того же Запада, особо не пограбишь. Если на Британские острова викинги могли неожиданно обрушиваться на своих «драконах моря» и после успешного ограбления побережья отправляться восвояси, то дела на Востоке обстояли иначе. Там «бедные мореходы севера» вынуждены были продвигаться по речным системам через земли враждебно настроенных иноплеменников, преодолевая при этом волоки, являвшиеся идеальным местом для засады. В данной связи наиболее рациональной стратегией поведения являлось установление контактов с местными элитами, которые, помимо беспрепятственного пропуска через свои земли, могли снабжать пришельцев провизией и всеми необходимыми товарами на экспорт (мехом, воском, медом и рабами). Хотя в действительности, по всей видимости, происходили разного рода эксцессы, ведь сложно поверить в то, чтобы викингские дружины каждый раз руководствовались соображениями общей выгоды (мирной торговли), а не сиюминутного обогащения (ограбления туземцев на обратном пути домой).

Дорога на речном волоке.

Параллели с англосаксонской легендой о призвании саксов бриттами.

Само же призвание легендарно и находит переклички с другими текстами. В «Деяниях саксов» Видукинда Корвейского есть свой аналог призвания. Бритты, изнуренные постоянными вторжениями врагов, отправили послов к саксам, заявив последним: «Благородные саксы, несчастные бритты, изнуренные постоянными вторжениями врагов и поэтому очень стесненные, прослышав о славных победах, которые одержаны вами, послали нас к вам с просьбой не оставить [бриттов] без помощи. Обширную, бескрайную свою страну, изобилующую разными благами, [бритты] готовы вручить вашей власти. До этого мы благополучно жили под покровительством и защитой римлян, после римлян мы не знаем никого, кто был бы лучше вас, поэтому ищем убежища под крылом вашей доблести. Если вы, носители этой доблести и столь победоносного оружия, сочтете нас более достойными по сравнению с [нашими] врагами, то [знайте], какую бы повинность вы ни возложили на нас, мы будем охотно ее нести». Далее, саксы прибыли в страну бриттов и воевали против их врагов — скоттов и пиктов. Но, увидев, что земля бриттов поистине обширна и плодородна, а бритты в самом деле слабы в ратном деле, саксы заключили мир со скоттами и пиктами и в составе единой коалиции обрушились на бриттов и изгнали последних из страны, став хозяевами на их земле.

Читайте также:  Ермил гирин какой смысл содержится в говорящей фамилии

В обоих случаях ни те, ни другие не могли разрешить свои проблемы самостоятельно и вынуждены были обратиться к третьей стороне — к германцам. Следующей параллелью, которая сразу же бросается в глаза, является формула о великой (обширной) и обильной (плодородной) земле. В случае с Британскими островами все понятно, викинги в более поздние времена, помимо грабительских рейдов, занимались и колонизацией островных территорий, сформировав на них область датского права. В Скандинавии с территориями благоприятными для земледелия вечно были проблемы, их просто было катастрофически мало. Англия же являлась лакомым кусочком для северных варваров. Что до Севера Руси, то там с плодородными землями были аналогичные со Скандинавией проблемы. По случаю неурожая новгородцы зависели от поставок хлеба извне, чем активно пользовались враждебные по отношению к вечевой республике князья, перехватывая обозы с провиантом и навязывая Новгороду свою волю. То есть иногда Новгород был не в состоянии прокормить себя, о какой плодородной земле вообще может идти речь? Северных авантюристов в этих землях могли привлечь пушнина, мед, воск и рабы, но никак не земля.

Хенгест и Хорса: легендарные братья, англосаксонские воины и лидеры первых поселенцев в Британии.

Определенные параллели сказания о призвании варяжских князей можно провести и с «Англосаксонской хроникой», где англосаксы прибыли на остров по призыву короля бриттов Вюртгеорне и первое время воевали на его стороне. Но затем, Хенгест и Хорса обрушились на своего бывшего союзника из-за жажды власти. В ходе одной из битв, в 455 году, Хорса падет в сражении. После чего королями станут Хенгест и его сын Эск. Здесь, очевидно, идет речь о той же самой истории, которая была изложена в «Деяниях саксов». Несколько братьев, прибывших в новые земли, начинают править. Родоначальником новой династии становится кто-то один из братьев, в то время как другой умирает и не оставляет после себя наследства. Здесь тонкой нитью прослеживается идея преемственности и законности правящей династии.

Историчность (достоверность) сюжета.

К вопросу об историчности «ряда» союза племен с варягами стоит вспомнить договор Альфреда Великого с одним из предводителей викингов Гутрумом и образование «Пяти бургов», а также Роллона (Рольфа) Пешехода, получившего в лен от Карла Простоватого территории Северной Франции. А если вспомнить республиканские порядки Господина Великого Новгорода с выбором посадников и князей, его борьбу с Юрием Долгоруким, противостояние народной и Суздальщинской партий и экстраполировать опыт более поздних времен на времена призвания варягов, то никаких вопросов о достоверности договора не должно возникнуть.

Крещение Роллона архиепископом Руана (средневековый манускрипт).

Природа (происхождение) легенды.

Летописная легенда о призвании варягов, судя по всему, все-таки восходит к германскому мотиву о «переселенческом сказании». К. Тиандер, говоря о варяжских сказаниях, выводил сразу четыре варианта этой легенды на Руси. Отнесение сказания о легендарном князе Кие к скандинавскому мотиву вызывает некоторые вопросы, однако в остальном его построения выглядят весьма убедительно. Тиандер весьма подробно исследовал этот мотив у других германских народов, и летописное сказание весьма органично вписывается в весь этот массив. Поразительное сходство (буквально до слов) формул летописного сказания с англосаксонским, по всей видимости, объясняется тем, что как появившиеся на Руси пришельцы, так и англосаксонские поработители бриттов прибыли в новые земли примерно из одного и того же региона, принеся с собой в новые места и общее «переселенческое сказание». В устной традиции эти сказания и бытовали до тех пор, пока не были зафиксированы на бумаге (пергамене).

Суть сюжета.

В изложенных выше случаях мы имеем сложное сочетание мифопоэтических, квазиисторических и исторических элементов, типичное для «эпической истории» периода перехода от племенного строя к государственному. Ни в одном случае истинность сюжета не поддается верификации, хотя историческое правдоподобие сюжета, как и достоверность отдельных реалий, вряд ли могут вызывать сомнение. То есть за легендами стоят как реальные события (беды, претерпеваемые бриттами от своих воинственных соседей, и необходимость в военной помощи или соглашение между племенной знатью северо-западных племен и дружиной скандинавов, осевшей на этих землях), так и легитимизация иноэтничных правящих династий (!).

Источник