Элективный курс пищевые добавки

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Чурилковская средняя общеобразовательная школа УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы
________ Л.В.Павлова
«___»__________2011г.
Программа элективного курса
по химии
10 класс.
«Пищевые добавки»
Учитель: Новикова Наталья Федоровна
2011-2012 учебный год
Программа элективного курса
Данная программа составлена на основе программы элективного курса
«Пищевые добавки» (О.С.Габриелян, Т.С.Крупина. Элективные курсы. – М. Сиринъ према. 2006г.).
В настоящее время значительный интерес представляют элективные курсы, направленные на сохранение здоровья школьников, в которых используются новые образовательные технологии. Экологические проблемы, стремительный ритм жизни, нерациональное питание оказывают пагубное влияние на состояние здоровья человека. В связи с этим возрастает роль учебных предметов «Химия» и «Биология» в расширении представлений учащихся о научно обоснованных правилах и нормах использования веществ, формировании основ здорового образа жизни и грамотного поведения людей в различных жизненных ситуациях.
Представляемый элективный курс ориентирован на учащихся 10 классов общеобразовательных школ и рассчитан на 34 часа. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение практических занятий, семинаров, конференций, подготовка презентаций, проведение вечеров.
Пояснительная записка
Элективный курс рассчитан на учащихся 10-х классов общеобразовательных школ, направлен на развитие жизненных навыков, связанных со здоровым образом жизни, и способствует повышению мотивации к изучению учебного предмета «Химия».
Цели элективного курса:
- развитие познавательных способностей и личностных качеств учащихся,
- повышение их образовательного уровня,
- формирование культуры здоровья на основе навыков рационального питания с учетом индивидуальных особенностей,
- обучение самостоятельности и творчеству.
Задачи курса:
- пропаганда здорового образа жизни, воспитание навыков здорового образа жизни;
- раскрытие и углубление понятий о здоровье как одной из главных ценностей;
- формирование знаний о пищевых добавках, их влиянии на организм человека;
- помощь учащимся в осознании необходимости бережного отношения к себе и своему здоровью;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей;
- формирование умений анализировать ситуацию и делать прогнозы, работать с литературой, средствами мультимедиа;
- развитие учебно-коммуникативных умений.
В элективном курсе предложен интегрированный подход – при рассмотрении вопросов программы привлекаются сведения из курсов других естественнонаучных дисциплин, что обусловливает значительную вариативность в зависимости от возможностей педагога, материально-технической оснащенности и интересов школьников. Существенная роль отводится формированию социально значимого умения беречь собственное здоровье, подготовке учащихся к самостоятельной жизни в обществе и семье.
Привлекаемые из разных учебных предметов знания повышают мотивацию к их изучению, причем знания и способы деятельности становятся фактическим материалом, на котором педагог прививает учащимся жизненно важные навыки, влияющие на сохранение здоровья.
В курсе существенное внимание уделено практико-ориентированным вопросам. При этом большая часть занятий представляет собой мини-модули, объединенные общими задачами, что предусматривает вариативность содержания как внутри самих занятий, так и возможность изменения последовательности их изучения.
Новизна рассматриваемого материала заключается в практическом освоении жизненных навыков использования пищевых добавок, их влиянии на здоровье человека, составление модели рационального питания.
Структура и содержание курса определяют формы организации занятий: проекты, консультации, семинары, организация самостоятельных исследований.
Требования к уровню подготовки учащихся.
По окончании изучения курса учащиеся должны
знать: что относится к понятию «пищевые добавки», классификацию пищевых добавок, их маркировку, их влияние на организм человека, рекомендации по предупреждению отрицательных последствий их применения, правила безопасности при работе с химическим оборудованием.
уметь: устанавливать причинно–следственные связи между качеством продуктов и здоровьем человека, грамотно проводить химические опыты, наблюдать, анализировать и обобщать полученные данные, использовать дополнительную литературу и информацию, доступно излагать полученные знания для аудитории, применять полученные знания на практике.
Содержание программы.
Введение. (1 час)
Пищевые добавки. Действие пищевых добавок. Европейская классификация пищевых добавок.
Тема 1: Органические кислоты (12 часов)
Органические кислоты – регуляторы кислотности пищевых продуктов. Лимонная кислота, яблочная кислота, винная кислота, молочная кислота, фумаровая кислота, ацетаты и формиаты: маркировки, получение, применение, последствия для организма.
Органические кислоты – как антиокислители. Аскорбиновая кислота и ее соли, эфиры галловой кислоты. Их роль как консервантов, получение, последствия для организма.
Органические кислоты – консерванты пищевых продуктов. Бензойная, пропионовая, сорбиновая кислоты и их соли. Применение в пищевой промышленности, действие на продукты питания.
Органические кислоты – эмульгаторы. Производные стеариновой кислоты, моно- и диглицерилы жирных кислот, твилы, лактилаты. Их влияние на пищевые продукты.
Тема 2: Ароматизаторы пищевых продуктов и усилители вкуса (2 часа)
Глутаминовая, гуаниловая кислоты и их соли. Инозиновая кислота. Натуральные ароматизаторы, ароматизаторы, идентичные натуральным, искусственные ароматизаторы. Их дествия на продукты и последствия употребления.
Тема 3: Подсластители. (6 часа)
Природные подсластители: глюкоза, фруктоза, сахароза, лактоза, сорбит, ксилит, манит. Влияние на организм, действия на подукты.
Синтетические подсластители: сахарин, цикламаты, аспартам, ацесульфам, малонин, лактид, мальтит, туатомин, стевиозид. Токсические характеристики сахарозаменителей.
Тема 4: Красители. (6 часа)
Натуральные пищевые красители: желтые, зеленые, красные, коричневые и черные красители.
Синтетические красители: азокрасители, хинолиновые красители, индигоид. Спектр применения, токсичность.
Тема 5: Пищевые добавки жевательных резинок. (4 часа)
История жевательной резинки. Составляющие жевательной резинки. Натуральная резинка и ненатуральная, пищевые добавки жевательной резинки. Влияние жевательной резинки на организм человека. Время использования жевательной резинки. Особенности детской жевательной резинки. Химический процесс кариеса.
Тема 6: Защита проекта. (3 часа)
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | |||
1 | Введение | ||
Тема 1: Органические кислоты. (12 часов) | |||
2 | 1. Органические кислоты – регуляторы кислотности. | ||
3 | 2. Органические кислоты – регуляторы кислотности. | ||
4 | 3. Взаимодействие уксусной кислоты, молочной кислоты с хлоридом железа (3). Определение кислой среды органических кислот с помощью индикаторов. Рассмотрение солей щавелевой кислоты под микроскопом. | ||
5 | 4. Органические кислоты – как антиокислители. | ||
6 | 5. Органические кислоты – как антиокислители. | ||
7 | 6. Качественная реакция на галловую кислоту с раствором хлорного железа. | ||
8 | 7. Органические кислоты – консерванты пищевых продуктов. | ||
9 | 8. Органические кислоты – консерванты пищевых продуктов. | ||
10 | 9. Окисление бензойной кислоты до салициловой с помощью раствора пероксида водорода и раствора железоаммониевых квасцов с образованием фиолетового окрашивания. Качественная реакция на бензойную кислоту. | ||
11 | 10. Органические кислоты – эмульгаторы. | ||
12 | 11. Органические кислоты – эмульгаторы. | ||
13 | 12. Обнаружение кислотных свойств стеариновой кислоты с помощью иодида и иодата калия в присутствии крахмального клейстера. | ||
Тема 2: Ароматизаторы пищевых продуктов и усилители вкуса (2 часа) | |||
14 | 1. Органические кислоты – усилители вкуса и запаха. | ||
15 | 2. Органические кислоты – усилители вкуса и запаха. | ||
Тема 3: Подсластители. (6 часов) | |||
16 | 1. Природные подсластители. | ||
17 | 2. Природные подсластители. | ||
18 | 3. Реакция сорбита или маннита с гидроксидом меди (2). Свойства глюкозы. Реакция с аммиачным раствором лидроксида сербра. | ||
19 | 4. Синтетические подсластители. | ||
20 | 5. Синтетические подсластители. | ||
21 | 6. Разложение сахарина бромной водой. | ||
Тема 4: Красители. (6 часа) | |||
22 | 1. Натуральные пищевые красители. | ||
23 | 2. Натуральные пищевые красители. | ||
24 | 3. Выделение каротина из моркови. Вычисление массовой доли каротина в различных сортах моркови. | ||
25 | 4. Выделение карминовой кислоты из свеклы. Расчет содержания карминовой кислоты в свекле. Получение сахарного колера. | ||
26 | 5. Синтетические красители. | ||
27 | 6. Синтетические красители. | ||
Тема 5: Пищевые добавки жевательных резинок. (4 часа) | |||
28 | 1. История жевательной резинки. Химия жевательной резинки | ||
29 | 2. Влияние жевательной резинки на организм человека. | ||
30. | 3. Обнаружение многоатомных спиртов (сорбита, маннита) в жевательной резинке с помощью гидроксида меди (2). | ||
31 | 4. Тонкослойная хроматография сахаров и многоатомных спиртов жевательной резинки на силуфоле. | ||
Тема 6: Защита проекта. (3 часа) | |||
32 | 1. Подготовка проекта. | ||
33 | 2. Подготовка проекта. | ||
34 | 3. Защита проектов. |
Литература.
- Т.С.Крупина. «Пищевые добавки». Элективные курсы. Средняя школа. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов средних общеобразовательных школ. – М. «Сиринъ према». – 2006г.
- Дружинина А. Здоровое питание. — М.: АСТ-Пресс книга, 2004.
- Михайлов В.С., Палько А.С. Выбираем здоровье! — 2-е изд. — М.: Молодая гвардия, 1987.
- Нифантьев Э.Е., Парамонова Н.Г. Основы прикладной химии: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002,
- Ольгин О. Опыты без взрывов. М.: Химия 19986.
- Скурихин И.М., Нечаев А.П. Все о пище с точки зрения химика: Справ. издание. —М.: Высшая школа, 1991.
- Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Рукк Н.С. Домашняя химия. Химия в быту и на каждый день. — М.: РЭТ, 2001.
- Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. / Глав. Ред. В.А.Володин. — М.: Аванта+, 2000.
- Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас: Справ. Пособие.- М.: Высшая школа, 1992.
Согласовано
зам. директора по УВР
___________ /Т.Ю. Корниенко/
«_____»________________ 2011г.
Источник
Элективный курс по химии класс
Элективный курс по химии 10-11 класс «Введение в биохимию пищевых продуктов» Пояснительная записка. Данный курс рассчитан на 34 учебных часа для учеников 10-11-х классов. Изучение курса дает возможность
Подробнее
Пояснительная записка
Пояснительная записка программа элективного курса «Мир химии» составлена на основе программы элективных курсов ХИМИЯ для 11 классов. Автор составитель Г.А. Шипарёва. Издательство М: «Дрофа», 008 г. Цель
Подробнее
Пояснительная записка.
Пояснительная записка. Программа элективного курса «Химия в быту» предназначена для учащихся 9 классов и рассчитана на 18 часов. Курс ориентирован на углубление и расширение знаний, на развитие любознательности,
Подробнее
Содержание программы
Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса составлена для 0 класса на основе следующих нормативно-правовых документов: – Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
Подробнее
Кружок по химии «Исследователи».
Кружок по химии «Исследователи». ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Школа призвана воспитывать деловых людей, способных к восприятию новых идей, принятию нестандартных решений, умеющих работать в коллективе. Решение
Подробнее
2. Пояснительная записка
2. Пояснительная записка Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов среднего общего образования, на основе учебного плана МБОУ лицей
Подробнее
Химия. 10 класс (базовый уровень).
Рабочая программа по химии 10 класс (базовый уровень). Календарно-тематическое планирование уроков химии общеобразовательный (базовый) уровень 10 класс объёмом 1 час в неделю, 34 часа в год. «Программа
Подробнее
Пояснительная записка
Пояснительная записка Курс «Химия в нашей жизни» рассчитан для обучающихся 9-ых классов. В рамках предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации носит краткосрочный характер, 8 часов в год. Знания,
Подробнее
Пояснительная записка
Пояснительная записка Программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Подробнее
МБОУ «Троицко Посадская ООШ»
МБОУ «Троицко Посадская ООШ» СОГЛАСОВАНО Зам.директора поувр Ванюкова З.Н.. 20 г УТВЕРЖДАЮ Директор школы Никитин О.Н. 20 г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по химии 8 КЛАСС (уровень базовый) Количество часов: 68 Учитель
Подробнее
Пояснительная записка
Пояснительная записка Рабочая программа по химии для 8 класса составлена на основе Основной образовательной программы МОУСОШ 9 и авторской программы О.С.Габриеляна «Программы курса химии для 8-11 классов
Подробнее
Задания А26 по химии
Задания А26 по химии 1. Верны ли следующие суждения о правилах обращения с веществами? А. Вещества в лаборатории запрещается пробовать на вкус. Б. С солями ртути следует обращаться особо осторожно ввиду
Подробнее
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность данной программы естественнонаучная. Химия является важной частью естествознания. Повсюду, куда бы мы не обратили свой взор, нас окружают предметы и изделия, изготовленные
Подробнее
Рабочая программа по химии 11 класс (база)
Рабочая программа по химии 11 класс (база) Пояснительная записка. Программа рассчитана на 34 часа. Контрольных работ – 3 часа. практических работ – 4 часа. 1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11
Подробнее
Источник
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Чурилковская средняя общеобразовательная школа УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы
________
«___»__________2011г.
Программа элективного курса
по химии
10 класс.
«Пищевые добавки»
Учитель:
2011-2012 учебный год
Программа элективного курса
Данная программа составлена на основе программы элективного курса
«Пищевые добавки» (, . Элективные курсы. – М. Сиринъ према. 2006г.).
В настоящее время значительный интерес представляют элективные курсы, направленные на сохранение здоровья школьников, в которых используются новые образовательные технологии. Экологические проблемы, стремительный ритм жизни, нерациональное питание оказывают пагубное влияние на состояние здоровья человека. В связи с этим возрастает роль учебных предметов «Химия» и «Биология» в расширении представлений учащихся о научно обоснованных правилах и нормах использования веществ, формировании основ здорового образа жизни и грамотного поведения людей в различных жизненных ситуациях.
Представляемый элективный курс ориентирован на учащихся 10 классов общеобразовательных школ и рассчитан на 34 часа. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение практических занятий, семинаров, конференций, подготовка презентаций, проведение вечеров.
Пояснительная записка
Элективный курс рассчитан на учащихся 10-х классов общеобразовательных школ, направлен на развитие жизненных навыков, связанных со здоровым образом жизни, и способствует повышению мотивации к изучению учебного предмета «Химия».
Цели элективного курса:
- развитие познавательных способностей и личностных качеств учащихся, повышение их образовательного уровня, формирование культуры здоровья на основе навыков рационального питания с учетом индивидуальных особенностей, обучение самостоятельности и творчеству.
Задачи курса:
- пропаганда здорового образа жизни, воспитание навыков здорового образа жизни; раскрытие и углубление понятий о здоровье как одной из главных ценностей; формирование знаний о пищевых добавках, их влиянии на организм человека; помощь учащимся в осознании необходимости бережного отношения к себе и своему здоровью; развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей; формирование умений анализировать ситуацию и делать прогнозы, работать с литературой, средствами мультимедиа; развитие учебно-коммуникативных умений.
В элективном курсе предложен интегрированный подход – при рассмотрении вопросов программы привлекаются сведения из курсов других естественнонаучных дисциплин, что обусловливает значительную вариативность в зависимости от возможностей педагога, материально-технической оснащенности и интересов школьников. Существенная роль отводится формированию социально значимого умения беречь собственное здоровье, подготовке учащихся к самостоятельной жизни в обществе и семье.
Привлекаемые из разных учебных предметов знания повышают мотивацию к их изучению, причем знания и способы деятельности становятся фактическим материалом, на котором педагог прививает учащимся жизненно важные навыки, влияющие на сохранение здоровья.
В курсе существенное внимание уделено практико-ориентированным вопросам. При этом большая часть занятий представляет собой мини-модули, объединенные общими задачами, что предусматривает вариативность содержания как внутри самих занятий, так и возможность изменения последовательности их изучения.
Новизна рассматриваемого материала заключается в практическом освоении жизненных навыков использования пищевых добавок, их влиянии на здоровье человека, составление модели рационального питания.
Структура и содержание курса определяют формы организации занятий: проекты, консультации, семинары, организация самостоятельных исследований.
Требования к уровню подготовки учащихся.
По окончании изучения курса учащиеся должны
знать: что относится к понятию «пищевые добавки», классификацию пищевых добавок, их маркировку, их влияние на организм человека, рекомендации по предупреждению отрицательных последствий их применения, правила безопасности при работе с химическим оборудованием.
уметь: устанавливать причинно–следственные связи между качеством продуктов и здоровьем человека, грамотно проводить химические опыты, наблюдать, анализировать и обобщать полученные данные, использовать дополнительную литературу и информацию, доступно излагать полученные знания для аудитории, применять полученные знания на практике.
Содержание программы.
Введение. (1 час)
Пищевые добавки. Действие пищевых добавок. Европейская классификация пищевых добавок.
Тема 1: Органические кислоты (12 часов)
Органические кислоты – регуляторы кислотности пищевых продуктов. Лимонная кислота, яблочная кислота, винная кислота, молочная кислота, фумаровая кислота, ацетаты и формиаты: маркировки, получение, применение, последствия для организма.
Органические кислоты – как антиокислители. Аскорбиновая кислота и ее соли, эфиры галловой кислоты. Их роль как консервантов, получение, последствия для организма.
Органические кислоты – консерванты пищевых продуктов. Бензойная, пропионовая, сорбиновая кислоты и их соли. Применение в пищевой промышленности, действие на продукты питания.
Органические кислоты – эмульгаторы. Производные стеариновой кислоты, моно – и диглицерилы жирных кислот, твилы, лактилаты. Их влияние на пищевые продукты.
Тема 2: Ароматизаторы пищевых продуктов и усилители вкуса (2 часа)
Глутаминовая, гуаниловая кислоты и их соли. Инозиновая кислота. Натуральные ароматизаторы, ароматизаторы, идентичные натуральным, искусственные ароматизаторы. Их дествия на продукты и последствия употребления.
Тема 3: Подсластители. (6 часа)
Природные подсластители: глюкоза, фруктоза, сахароза, лактоза, сорбит, ксилит, манит. Влияние на организм, действия на подукты.
Синтетические подсластители: сахарин, цикламаты, аспартам, ацесульфам, малонин, лактид, мальтит, туатомин, стевиозид. Токсические характеристики сахарозаменителей.
Тема 4: Красители. (6 часа)
Натуральные пищевые красители: желтые, зеленые, красные, коричневые и черные красители.
Синтетические красители: азокрасители, хинолиновые красители, индигоид. Спектр применения, токсичность.
Тема 5: Пищевые добавки жевательных резинок. (4 часа)
История жевательной резинки. Составляющие жевательной резинки. Натуральная резинка и ненатуральная, пищевые добавки жевательной резинки. Влияние жевательной резинки на организм человека. Время использования жевательной резинки. Особенности детской жевательной резинки. Химический процесс кариеса.
Тема 6: Защита проекта. (3 часа)
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | |||
1 | Введение | ||
Тема 1: Органические кислоты. (12 часов) | |||
2 | 1. Органические кислоты – регуляторы кислотности. | ||
3 | 2. Органические кислоты – регуляторы кислотности. | ||
4 | 3. Взаимодействие уксусной кислоты, молочной кислоты с хлоридом железа (3). Определение кислой среды органических кислот с помощью индикаторов. Рассмотрение солей щавелевой кислоты под микроскопом. | ||
5 | 4. Органические кислоты – как антиокислители. | ||
6 | 5. Органические кислоты – как антиокислители. | ||
7 | 6. Качественная реакция на галловую кислоту с раствором хлорного железа. | ||
8 | 7. Органические кислоты – консерванты пищевых продуктов. | ||
9 | 8. Органические кислоты – консерванты пищевых продуктов. | ||
10 | 9. Окисление бензойной кислоты до салициловой с помощью раствора пероксида водорода и раствора железоаммониевых квасцов с образованием фиолетового окрашивания. Качественная реакция на бензойную кислоту. | ||
11 | 10. Органические кислоты – эмульгаторы. | ||
12 | 11. Органические кислоты – эмульгаторы. | ||
13 | 12. Обнаружение кислотных свойств стеариновой кислоты с помощью иодида и иодата калия в присутствии крахмального клейстера. | ||
Тема 2: Ароматизаторы пищевых продуктов и усилители вкуса (2 часа) | |||
14 | 1. Органические кислоты – усилители вкуса и запаха. | ||
15 | 2. Органические кислоты – усилители вкуса и запаха. | ||
Тема 3: Подсластители. (6 часов) | |||
16 | 1. Природные подсластители. | ||
17 | 2. Природные подсластители. | ||
18 | 3. Реакция сорбита или маннита с гидроксидом меди (2). Свойства глюкозы. Реакция с аммиачным раствором лидроксида сербра. | ||
19 | 4. Синтетические подсластители. | ||
20 | 5. Синтетические подсластители. | ||
21 | 6. Разложение сахарина бромной водой. | ||
Тема 4: Красители. (6 часа) | |||
22 | 1. Натуральные пищевые красители. | ||
23 | 2. Натуральные пищевые красители. | ||
24 | 3. Выделение каротина из моркови. Вычисление массовой доли каротина в различных сортах моркови. | ||
25 | 4. Выделение карминовой кислоты из свеклы. Расчет содержания карминовой кислоты в свекле. Получение сахарного колера. | ||
26 | 5. Синтетические красители. | ||
27 | 6. Синтетические красители. | ||
Тема 5: Пищевые добавки жевательных резинок. (4 часа) | |||
28 | 1. История жевательной резинки. Химия жевательной резинки | ||
29 | 2. Влияние жевательной резинки на организм человека. | ||
30. | 3. Обнаружение многоатомных спиртов (сорбита, маннита) в жевательной резинке с помощью гидроксида меди (2). | ||
31 | 4. Тонкослойная хроматография сахаров и многоатомных спиртов жевательной резинки на силуфоле. | ||
Тема 6: Защита проекта. (3 часа) | |||
32 | 1. Подготовка проекта. | ||
33 | 2. Подготовка проекта. | ||
34 | 3. Защита проектов. |
Литература.
. «Пищевые добавки». Элективные курсы. Средняя школа. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов средних общеобразовательных школ. – М. «Сиринъ према». – 2006г. доровое питание. — М.: АСТ-Пресс книга, 2004. , Палько здоровье! — 2-е изд. — М.: Молодая гвардия, 1987. , Парамонова прикладной химии: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002, пыты без взрывов. М.: Химия 19986. , Нечаев о пище с точки зрения химика: Справ. издание. —М.: Высшая школа, 1991. , Аликберова химия. Химия в быту и на каждый день. — М.: РЭТ, 2001. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. / Глав. Ред. . — М.: Аванта+, 2000. Кукушкин вокруг нас: Справ. Пособие.- М.: Высшая школа, 1992.
Согласовано
зам. директора по УВР
___________ //
«_____»________________ 2011г.
Источник