Элементы какой концепции о человеке содержатся одновременно в учениях канта
ФИЛОСОФИЯ КАНТА: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ
Философия Канта: Иммануил Кант (годы жизни 1724- 1804) основоположник классической немецкой философии. Именно Кант совершил так называемый «коперникианский переворот»
Всё творчество философа можно разделить на два периода; докритический и критический период.
Докритический период
– это как бы подготовительный этап предшествующий критическому периоду. В этот период Кант занимается естественными науками; физика, астрономия, математика. Со временем Кант сделает вывод и скажет что современная наука грешит узостью и однобокостью мышления.
Критический период
– Именно в этот период Кант раскрывается как философ. Кант задаётся такими философскими вопросами; Что я могу знать? Что может познать мой разум и каковы его источники? Что есть человек? Кант напишет три работы: «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения».
«Критика чистого разума» именно эта работа лучше всего отражает философию Канта.
Возможности границы и пределы в нашем познании – это ключевая задача работы «Критика чистого разума» Кант хочет показать на что больше может претендовать человек в познании. Чистый разум по Канту- это свободный разум, свободный от любого эмпирического опыта, автономный разум, не зависимый от материальных условий в которых живёт человек.
Всё наше познание начинается с опыта. Если лишить человека любой связи с внешним миром то познание станет не возможным. Вне чувств и эмоций, существование человека не возможно. Кант спрашивает « Как возможно чистое внеопытное знание?»
Философия канта: «Теория суждения»
По Канту люди обладают двумя видами суждений;
Апостериорные суждения
– это суждения опытные, суждения которые возможны только в рамках конкретного наблюдаемого опыта.
Априорные суждения
– до опытные суждения – то есть суждения, которые являются залогом любой познавательной способности человека.
Пояснение:
Всё содержание наших суждений полностью поступает только из нашего опыта и это не врождённые суждения как у Декарта. Каждый человек начинает познавать этот мир с помощью уже сложившихся форм познания, с уже сформировавшимися видами наших суждений выработанных с помощью опыта предшествующих поколений.
Человеческий опыт беспредельный, он постоянно расширяется поэтому каждый из нас приступая к познанию этого мира, имеет огромную базу данных.
В свою очередь априорные знания, Кант тоже разделяет на:
Априорные аналитические суждения – это поясняющие суждения. У данных суждений свойства (качества) уже содержатся в субъекте.
Априорные синтетические суждения – качество данного суждения не содержатся прямо в субъекте, но связаны с ним косвенно.
Это суждения, которые способны расширить наши знания не прибегая к опыту. К примеру Кант считал все математические суждения априорно синтетическими потому что их не возможно наблюдать в окружающем нас мире, ( не возможно наблюдать цифру 5), но их можно представить.
Философия Канта: «Теория познания» гносеология:
Кант говорит что наш опыт не даёт нам точного знания об окружающем нас мире. Невозможно познать предмет таким как он есть на самом деле. Кант вводит термины такие как:
Ноумен (вещь в себе) – предмет который навсегда останется недоступен нашему познанию таким как он есть.
Феномен (явление) – способ каким этот предмет является нам каким мы можем его себе представить.
Человек есть одновременно и феномен и ноумен, сам для себя я являюсь феноменом, то есть могу познать сам себя, но для другого человека, я ноумен вещь в себе.
Для того, что бы мы начали познавать предмет изначально он должен быть нам дан (явиться нам) чтобы познавать нам необходимо совершать хоть какую – то деятельность, движение. Познавая предмет он явится но каждому по-разному потому что мы видим этот мир совершенно по-разному, воспринимаем предметы тоже по-разному.
Философия Канта. Пространство и время:
Кант спрашивает; Есть ли что-то в нашем познании, что бы было совершенно единообразным для всех людей, вне зависимости от настроения, уровня знания, особенностей восприятия? Существуют ли неизменные константы в нашем познании?
На данный вопрос Кант ответит так; Если мы последовательно отбросим от эмпирического предмета, все те качества и свойства, которые человек наблюдает и видит, то есть; цвет, запах, вкус, то останется, пространство которое этот предмет занимает. Пространство является одной из чистых форм в нашем чувственном познании. Мы можем по разному видеть окружающий нас мир, по разному к нему относиться. Но мы всегда действуем в пространстве. Ещё одна чистая форма нашего чувственного познания по Канту – это время (здесь Кант, имеет введу, пространственно-временной континуум). Пространство и время – есть необходимые формы, чистые трансцендентальные условия, для формирования опыта.
Философия Канта: Трансцендентальная эстетика. Определения по Канту:
Понятие трансцендентное – по Канту, это принципиально не познаваемое, то, что познать не возможно. Предметы и понятия, которые навсегда останутся за гранью нашего понимания (Идея бога, феномен бессмертия души), это скрытое знание от наших познавательных способностей.
Понятие трансцендентальное – конструирование нашей познавательной способностью, условий опыта. Творческая активность и поиск человека, способность конструировать условия опыта, до появления самого опыта (к примеру; гипотезы, идеи, теории).
Философия Канта: Трансцендентальное единство апперцепции
Что значит, такое сложное понятие, как Трансцендентальное единство апперцепции.
перцепция – неосознаваемое ощущение. (Человек постоянно ощущает одновременно множество раздражителей, но не осознает их).
Соответственно апперцепция – это осознаваемые ощущения.
Единство апперцепции – это совокупность, все осознаваемые ощущения, понимание того, что я есть я.
Трансцендентальное единство апперцепции – это, когда я осознаю представления о чём то, одновременно осознавая себя самим собой. Осознание себя в этом мире. Другими словами это единство сознания, которое синтезирует многообразное содержание всех понятий.
Философия Канта: Этика
Человек – это самая непознаваемая загадка и тайна, которую Кант пытался разгадать. Этика Канта – это наука, которая рассматривает взаимоотношения между людьми, а самого человека, как высочайшую ценность.
Кант задаётся вопросом, Что есть мораль, нравственность?
Мораль – это внутреннее, необходимое свойство человека. Единственный, источник формирующий мораль человека – это нравственный закон, существующий внутри самого человека.
Кант считает, что в человеке заложено природой стремление к счастью, и именно это стремление объединяет всех, ведь все хотят быть счастливыми. Но возможно ли, для человека, быть одновременно, счастливым и моральным? Здесь Кант приходит к заключению, что это невозможно. Счастье и мораль это взаимоисключающие понятия.
Когда мы стремимся к счастью, мы забываем о морали. Порой, мы добиваемся поставленных целей на пути к счастью, аморальным путем. «Цель оправдывает средства», даже если они безнравственны.
(источник: Лекция по философи к.ф.н., доцент Павлова Елена Леонидовна)
Источник
Середина 18 века явилась для немецкой философии переломным моментом. Именно в это время в Германии появились выдающиеся ученые, чьи идеи и концепции изменили взгляд на философию идеального объективизма и субъективизма. Научные теории И.Канта, Г.Гегеля, Л.Фейербаха помогли по новому взглянуть на положение в обществе активно познающего мир субъекта. Именно благодаря им появился метод диалектического познания.
Иммануил Кант — первый из величайших немецких философов
Иммануила Канта по праву считают крупнейшим мировым светилом философии после Аристотеля и Платона. Будущий ученый появился на свет в 1724 году в Кенигсберге в семье мастера – шорника. Отец мечтал дать единственному сыну хорошее образование и сделать его служителем церкви. Молодой Кант окончил местный университет и стал зарабатывать себе на пропитание частными уроками, но при этом постоянно повышал свое образование. В результате он защитил диссертацию и начал преподавать в университете логику и метафизику.
Всю свою жизнь Кант подчинил строгому расписанию и пунктуально следовал ему всю жизнь. Биографы ученого отмечают, что жизнь его была бедна на события: свое существование он подчинил полностью интеллектуальному труду.
Ученый имел друзей, но никогда не манкировал своими занятиями ради общения, мог увлекаться красивыми и умными женщинами, но никогда не позволял страсти увлечь себя и отвлечь от главного, то есть от научной работы.
Два периода в деятельности Иммануила Канта
Научно-философскую деятельность Канта можно разделить на два временных периода: докритический и критический.
Первый период приходится на 50-60-е годы 18 века. На этом этапе ученого интересуют тайны мироздания и он выступает больше как математик, физик, химик, биолог, то есть материалист, который при помощи научной диалектики старается объяснить законы природы и ее саморазвитие. Основная проблема, интересующая ученого в этот период – это объяснение состояния Вселенной, Космоса. Он был первым, кто связал приливы и отливы в морях с фазами Луны и выдвинул гипотезу о зарождении нашей галактики из газовой туманности.
В более поздний «критический» период» — 70-80-е годы – Кант полностью переориентировался на проблемы человеческой нравственности и морали. Основные вопросы, на которые ученый старается ответить: что такое человек? для чего он рожден? какова цель существования человечества? что такое счастье? каковы главные законы человеческого сосуществования?
Особенностью философии Иммануила Канта является то, что он сделал предметом изучения не объект, а субъект познавательной деятельности. Только специфика деятельности познающего мир субъекта может определить возможные способы познания.
Кратко о теории и практике в философии Иммануила Канта
В теоретической философии Кант пытается определить границы и возможности человеческого познания, возможности научной деятельности и границы памяти. Он ставит перед собой вопрос: что я могу знать? как я могу это узнать?
Кант считает, что познание мира при помощи чувственных образов априори опирается на доводы рассудка, и только так можно добиться необходимого результата.
Любое событие или вещь отображаются в сознании субъекта, благодаря полученным через органы чувств сведениям. Такие отражения Кант называл явлениями. Он считал, что мы познаем не сами вещи, а только их явления. Другими словами, мы познаем «вещи в себе» и имеем свое собственное субъективное мнение обо всем, опираясь на отрицание знания (знание не может появляться из ниоткуда).
По Канту, высший способ познания сочетает в себе использование разума и опору на опыт, но рассудок отвергает опыт и старается выйти за грани разумного, в этом и заключается высшее счастье человеческого познания и существования.
Что такое антиномии?
Антиномии – это высказывания, которые опровергают друг друга. Кант приводит четыре самых известных антиномии для подтверждения своей теории о рассудке и опыте.
- Мир (Вселенная, Космос) имеет начало и конец, т.е. границы, поскольку все в мире имеет начало и конец. Однако Вселенная – бесконечна и непознаваема человеческим разумом.
- Все самое сложное можно разложить на самые простые элементы. Но в мире нет ничего простого, все сложно и чем больше мы раскладываем, тем сложнее нам объяснить полученные результаты.
- В мире есть свобода, однако, все живые существа постоянно подчиняются законам природы
- Мир имеет первопричину (бог). Но в то же время первопричины нет, все случайно, как и само существование Вселенной.
Каким образом можно объяснить эти теории и антитеории? Кант утверждал, что для того чтобы в них разобраться и придти к единому выводу, нужна вера. Кант вовсе не восставал против науки, он лишь говорил о том, что наука вовсе не всесильна и порой невозможно решить проблему, даже опираясь на всевозможные научные методы.
Основные вопросы нравственной философии Иммануила Канта
Ученый ставил перед собой глобальную задачу: постараться дать ответ на вопросы, издавна волнующие лучшие умы человечества. Для чего я здесь? Что я должен делать?
Кант считал, что для человека характерны два направления духовной деятельности: первый – чувственно-воспринимаемый, при котором мы опираемся на чувства и готовые шаблоны, и второй — умопознаваемый, достичь которого можно при помощи веры и самостоятельного восприятия окружающего мира.
И на этом втором пути действует уже не теоретический, а практический разум, поскольку, как считал Кант, нравственные законы нельзя вывести теоретически на основе опыта. Никто не может сказать, почему человек поступает так или иначе в каких-либо условиях. Это только дело его совести и других нравственных качеств, которые нельзя искусственно воспитать, их каждый человек выводит для себя самостоятельно.
Именно в это время Кант выводит высший нравственный документ – категорическое предписание, которое определяет существование человечества на всех этапах развития и при всех политических строях: поступай по отношению к другим так, как ты хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе.
Конечно, это несколько упрощенная формулировка предписания, но суть его именно такова. Кант считал, что каждый своим поведением формирует образец поступков для других: поступок в ответ на подобный поступок.
Особенности социальной философии Иммануила Канта
Философы эпохи Просвещения рассматривали прогресс в развитии человеческих общественных отношений. Кант в своих трудах пытался найти закономерности развития прогресса и пути воздействия на него. При этом он считал, что на прогресс влияет абсолютно каждый отдельный индивидуум. Поэтому для него была первична разумная деятельность всего человечества в целом.
При этом Кант рассматривал причины несовершенства человеческих отношений и находил их во внутренних конфликтах каждого человека в отдельности. То есть, пока мы страдаем из-за собственного эгоизма, честолюбия, жадности или зависти, мы не сможем создать совершенное общество.
Идеалом государственного устройства философ считал республику, которой управляет мудрый и справедливый человек, наделенный всеми полномочиями абсолютной власти. Как Локк и Гоббс, Кант считал, что необходимо отделить законодательную власть от исполнительной, при этом необходимо упразднить феодальные права на землю и крестьян.
Особое внимание Кант уделял вопросам войны и мира. Он считал, что возможно провести мировые переговоры, направленные на установление вечного мира на планете. Иначе войны разрушат все достижения с таким трудом достигнутые человечеством.
Чрезвычайно интересны условия, при которых, по мнению философа, все войны прекратились бы:
- Все территориальные притязания должны быть уничтожены,
- Должен существовать запрет на продажу, покупку и передачу по наследству государств,
- Постоянные армии должны быть уничтожены,
- Никакое государство не должно предоставлять денежные или любые другие займы для подготовки войны,
- Никакое государство не имеет право вмешиваться во внутренние дела другого государства,
- Недопустимо вести шпионаж или организовывать террористические акты, чтобы подорвать доверие между государствами.
Конечно, эти идеи можно назвать утопическими, но ученый считал, что человечество со временем достигнет такого прогресса в социальных отношениях, что сможет решать все вопросы урегулирования международных отношений путем мирных переговоров.
Иммануил Кант во всех своих трудах отдавал преимущество морали перед политикой, он считал, что права человека первичны и не могут быть нарушены никаким политическим строем.
(3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта. Загрузка…
Источник
У истоков немецкой классической философии стоял И.Кант(1724-1804). Главный предмет философии для Канта – человек, духовные интересы которого выражаются следующими философскими вопросами: 1) что я могу знать? 2) что я должен делать? 3) на что я смею надеяться? и которые можно подвести под более широкий вопрос: что такое человек? Это тот философский каркас, на котором Кант строит свою философскую систему, делая акцент на теории познания и этике(философское учение о нравственности).
В творчестве Канта выделяют два периода: 1) «докритический» (до 1770г), когда он признавал познание вещей как они существуют сами по себе, т.е. был сосредоточен на объекте познания, вопросах естествознания; 2) «критический», когда он отрицал такое познание, переходя, как считается, на позиции агностицизма и обращаясь к субъекту познания.
Разрабатывая теорию познания в работе «Критика чистого разума»(1781), Кант исследует природу познания, его возможности и границы. Он делит знание на два вида : апостериорное(послеопытное, т.е.основанное на опыте, чувственном восприятии) и априорное – доопытное, т.е. то, которое не может быть выведено из опыта, а заключается в самом познающем субъекте(человеке), в его особых познавательных способностях.
Кант утверждал: всё начинается с опыта, но не исходит только из опыта. При этом он различает вещи, как они существуют сами по себе, независимо от нашего познания («вещь в себе») и вещи, как они являются нам в процессе познания («вещь для нас»). «Вещи в себе», воздействуя на наши органы чувств, вызывают хаос ощущений, которые мы упорядочиваем, благодаря:
1) априорным формам чувственности – пространству и времени (это первая познавательная способность субъекта – чувственность, на которую опирается математика);
2) априорным формам рассудка (вторая познавательная способность) – категориям (качество, количество, отношение, причинность, необходимость и др.), благодаря которым мы обобщаем и понимаем опыт, подводя его под единство понятия. Т.е. категории – это схемы мышления, априорное содержание понятий. На них основывается теоретическое («чистое») естествознание.
Способностью к самому высокому обобщению обладает разум человека (его третья познавательная способность), который стремится к абсолютному, всеобщему знанию в форме метафизики. Такое абсолютное знание находит выражение в трёх идеях: 1) идее Космоса (мира в целом); 2)идее души, 3) идее Бога. Стремясь к постижению таких вещей, рассудок, побуждаемый разумом, выходит за пределы опыта, что недопустимо. В этом случае мы впадаем в заблуждение, полагая, что с помощью категорий мы способны познавать непознаваемое – внеопытные, сверхприродные «вещи в себе». Ведь идеям нашего разума не может соответствовать реальный предмет.
Об этом свидетельствуют неразрешимые антиномии (противоположные, но одинаково доказуемые) суждения нашего разума:
I. 1) мир конечен в пространстве и времени 2) мир бесконечен в пространстве и времени.
II. 1) в мире всё просто и неделимо 2) в мире всё сложно и делимо.
III. 1) в мире существует свобода 2) в мире нет свободы, им управляет необходимость.
IV. 1) Бог(первопричина мира) существует 2) Бог не существует.
Эти антиномии свидетельствуют о диалектическом (развивающемся через противоречия) характере нашего познания и в то же время говорят о несостоятельности отвлечённой метафизики, тогда как точные и естественные науки возможны и необходимы как синтез рационального (априорные формы рассудка) и чувственного (априорные формы чувственности): «чувства без понятий слепы, а понятия без чувств пусты».
Бог, по Канту, не может быть найден в опыте. Он закрыт и для чувственного опыта, и для рассудка, а потому он является предметом веры, а не науки или философии. Но вера в Бога необходима для нравственного ограничения человеческого произвола. Собственно Бог у Канта – это и есть абсолютный нравственный закон: «..мне пришлось ограничить знание, чтобы освободить место вере».
Таким образом, утверждая, что мы познаём то, что сами конструируем ( априорные формы познания), Кант приходит к агностицизму и в то же время показывает активный, творческий характер познания.
Этика Канта изложена им в работе «Критика практического разума»(1788). Человек, согласно Канту, принадлежит одновременно и к миру необходимости ( природы), и к миру свободы. В мире свободы действует практический разум – самостоятельная и свободная воля человека, которая способна руководить его поступками и предписывать ему нравственный закон.
В качестве такого добровольного и всеобщего закона должен выступать категорический императив – безусловное нравственное повеление, которое носит характер нравственного долга и никак не связано с личным интересом или выгодой.
Основные положения категорического императива :
▪ относись к любому человеку как к цели самой по себе и никогда – как к средству;
▪ поступай так, чтобы твоё поведение могло стать всеобщим законом : не хочешь, чтобы тебя обманывали, не обманывай сам; не хочешь, чтобы у тебя крали, не кради сам и т.д.
Но как существо не только рассудочное, а и природное, человек зачастую предпочитает удовлетворение своих естественных потребностей в противовес нравственному долгу – категорическому императиву. Это противоречие, по Канту – источник зла, то, что наносит ущерб человеку и обществу.
Источник