К каким свойствам внимания предъявляются повышенные требования

К каким свойствам внимания предъявляются повышенные требования thumbnail
  1. Дайте определение
    внимания как чувственной формы освоения
    действительности, подчеркнув его
    специфику и взаимосвязь с другими
    познавательными процессами

Внимание – это
направленность и сосредоточенность
сознания на каком-либо реальном или
идеальном объекте, предполагающие
повышение уровня сенсорной, интеллектуальной
или двигательной активности индивида.

  1. Расскажите
    об основных видах внимания.

Виды
внимания

Характеристика,
пример

Непроизвольное

Возникает
и поддерживается независимо от стоящих
перед человеком целей. Деятельность
захватывает человека в этих случаях
сама по себе, в силу своей увлекательности,
занимательности или неожиданности.
Человек невольно отдается воздействующим
на него предметам, явлениям выполняемой
деятельности. Стоит нам услышать по
радио интересную новость, как мы
невольно отвлекаемся от работы и
прислушиваемся.

Произвольное

Управляется
сознательной целью. Они тесно связано
с волей человека и выработалось в
результате трудовых усилий, поэтому
его называют еще волевым, активным,
преднамеренным. Приняв решение заняться
какой-нибудь деятельностью, мы выполняем
это решение, сознательно направляя
наше внимание даже на то, что нам
неинтересно в данную минуту, но, чем
мы считаем нужным заняться.

Послепроизвольное

Носит
целенаправленный характер и первоначально
требует волевых усилий, но затем
человек «входит» в работу: интересными
и значимыми становятся содержание и
процесс деятельности, а не только ее
результат. Например, школьник, решая
трудную арифметическую задачу,
первоначально прилагает к этому
определенные усилия. Он берется за
эту задачу только потому, что ее нужно
сделать. Задача трудная и сначала
никак не решается, школьник все время
отвлекается. Ему приходится возвращать
себя к решению задачи постоянными
усилиями воли. Но вот решение начато,
правильный ход намечается все более
и более отчетливо. Задача становится
все более и более понятной. Она
оказывается хотя и трудной, но возможной
для решения. Школьник все больше и
больше увлекается ею, она все больше
и больше захватывает его. Он перестает
отвлекаться: задача стала для него
интересной. Внимание из произвольного
стало как бы непроизвольным.

  1. Назовите основные
    свойства внимания и дайте им характеристику

Свойство
внимания

Характеристика
свойства внимания

Устойчивость

Заключается
в способности определенное время
сосредоточиваться на одном и том же
объекте.

Концентрация

Подразумевается
степень или интенсивность сосредоточенности
внимания.

Распределение

Понимают
способность человека выполнять
несколько видов деятельности
одновременно

Переключение

Сознательное
и осмысленное перемещение внимания
с одного объекта на другой.

Отвлекаемость

Непроизвольное
перемещение внимания с одного объекта
на другой.

Объем
внимания

Количество
объектов, которые мы можем охватить
с достаточной ясностью одновременно.

  1. Перечислите
    способы развития внимания.

Чередование
умственных и физических занятий,
медитация.

Организация
деятельности:

– установить
приоритеты (определить, что главное, а
что второстепенное, отдав предпочтение
главному);

– поставить
конкретные задачи;

– определить
конечную цель и разбить на этапы пути
ее достижения. Воспитание критического
отношения к себе и работе: после завершения
деятельности необходимо проанализировать,
достигнута ли поставленная цель, что
способствовало ее достижению, а что
мешало.

  1. К каким свойствам
    внимания предъявляются повышенные
    требования в учебной деятельности?

Концентрация,
объем, устойчивость

в вашей деятельности,
поясните?

Устойчивость
потому что, определенное время необходимо
сосредоточиваться на одном и том же
объекте.

Распределение
потому что, необходимо выполнять
несколько видов деятельности одновременно,

Переключение
потому что, приходится перемещать
внимания с одного объекта на другой.

Объём внимания
потому что, необходимо охватить, с
достаточной ясностью, одновременно
некоторое количество объектов.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Вопросы для подготовки к занятию

1. Определите сущность понятия «психика».

2. Перечислите и охарактеризуйте основные этапы развития психики.

3.Определите содержание понятий «раздражимость», «чувствительность», «ощущение».

4. Поведение как форма приспособления к условиям внешней среды.

5. Перечислите познавательные процессы и кратко охарактеризуйте каждый из них.

6.Раскройте содержание понятия «бессознательное» и его роль в регуляции поведения человека.

7. Определите сущность понятия «сознание».

8. Раскройте содержание понятия «Я-концепция» и ее роль в регуляции поведения человека.

9. Перечислите и кратко охарактеризуйте основные функции психики.

10. Расскажите о происхождении сознания.

11. Раскройте сущность инстинктивного поведения.

12. Назовите основные стадии развития психики и поведения животных.

13. Назовите основные типы нервной системы и охарактеризуйте каждый из них.

14. Дайте понятие условных рефлексов как физиологической основы поведения животных.

15. Назовите отличительные характеристики интеллектуального поведения животных.

16. Раскройте содержание концепции Леонтьева-Фабри.

Задание 2.1.

Заполните таблицу «Развитие психики и поведения животных (по А.Н.Леонтьеву и К.Э. Фабри)»:

Стадии и уровни психики Особенности поведения Виды живых существ, находящихся на данном уровне развития
1. Стадия сенсорной психики
А. Низший уровень
 
 
Б. Высший уровень
 
 
Наличие раздражимости, отсутствие чувствительности. Слабая, нецеленаправленная двигательная активность.

Развитая чувствительность, развитая двигательная активность, способность избегать вредных воздействий среды. Главное значение имеют врожденные программы поведения, а не индивидуальный опыт.

Простейшие одноклеточные организмы, низшие многоклеточные организмы водной среды.

Кольчатые черви, брюхоногие моллюски, некоторые другие беспозвоночные.

2. Стадия перцептивной психики
А. Низший уровень
 
 
Б. Высший уровень
 
Образование сложных двигательных навыков. В поведении преобладают генетически-запрограммированные компоненты. Активный поиск благоприятного влияния среды. Развитое защитное поведение.

Высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Способность к научению.

Рыбы и др. низшие позвоночные, членистоногие, головоногие моллюски, насекомые.

Высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие).

3. Стадия интеллекта

А. Низший уровень
 
 
Б. Высший уровень
 
Развитие исследовательских форм поведения, использование ранее приобретенного опыта, хорошо развитая способность к научению. Выделение органов манипулирования (лап, рук).

Многовариантность решения задач, создание примитивных орудий труда, усмотрение причинно-следственных связей. Наличие развитого языка как средства внутривидового общения

Высшие млекопитающие, хищники, низшие обезьяны

Высшие человекообразные обезьяны, дельфины.

Задание 2.2.

Какие понятия обозначают психические явления?

Слезы, нервный процесс, мышление, память, сон, смех, бег, информация, дыхание, воля, страх, любовь, вера, знания, ощущения, сердцебиение, инстинкт, биотоки мозга, анализатор, слух, ум, восприятие, настроение, интерес, боль, сочувствие, зависть, раздражение, чувствительность[1].
Тема 3. Чувственные формы освоения действительности

Вопросы для подготовки к занятию

1. Дайте определение ощущения как чувственной формы освоения действительности.

2. Перечислите основные характеристики ощущений.

3. Расскажите о строении анализатора.

5. Назовите основные классификации ощущений.

7. Расскажите о порогах ощущений и охарактеризуйте их виды.

8. Расскажите об основных закономерностях ощущений (сенсорная адаптация, сенсибилизация, синестезия, взаимодействие ощущений).

10. Перечислите основные пути и средства развития ощущений.

12. Дайте определение восприятия как чувственной формы освоения действительности, подчеркнув его специфику и взаимосвязь с другими познавательными процессами.

16. Назовите и охарактеризуйте основные свойства восприятия.

17. Расскажите об иллюзиях восприятия.

18. Назовите основные классификации форм восприятия.

19. Расскажите об индивидуальных различиях в восприятии.

20. Расскажите о роли представлений в регуляции поведения человека.

21. Дайте определение внимания как чувственной формы освоения действительности, подчеркнув его специфику и взаимосвязь с другими познавательными процессами.

23. Назовите и охарактеризуйте основные свойства внимания.

24. Расскажите об основных видах внимания.

27. Перечислите основные методы изучения внимания.

28.Перечислите основные пути и средства развития внимания.

Ощущение – это процесс отражения в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.

Задание 3.1.

Составьте схему «Виды ощущений»:

Средние значения абсолютных порогов ощущений разных органов чувств.

Орган чувств Величина абсолютного порога (возникает едва заметное ощущение)
Зрение Способность воспринимать ясной темной ночью пламя свечи на расстоянии до 48 км от глаза
Слух Способность различить тиканье ручных часов в полной тишине на расстоянии до 6 м
Вкус Ощущение одной чайной ложки сахара в растворе, содержащем 8 л воды
Запах Ощущение запаха одной капли духов в помещении из 6 комнат
Осязание Ощущение движения воздуха при падении крыла мухи на поверхность кожи с высоты 1 см

Приведем еще несколько примеров, насколько велика чувствительность анализаторов человека.

Адаптированный к темноте глаз отвечает примерно на 7 квантов света… Если бы глаз был еще более чувствителен, …постоянный свет казался бы прерывистым, и мы, без сомнения, могли бы видеть химические процессы в самом глазу.

Абсолютный порог для слуха настолько мал, что, если бы ухо было лишь немного чувствительнее, мы могли бы слышать случайные удары молекул по барабанной перепонке

Абсолютный порог обонятельной клетки для сильно пахучих веществ равен примерно 8 молекулам этого вещества. Вкусовые ощущения порождаются числом молекул в тысячи раз большим.

Задание 3.2.

Для описания общих закономерностей ощущений используются следующие понятия: синестезия, сенсибилизация, адаптация, порог чувствительности, последовательный образ и т.д. О каких закономерностях идет речь в приведенных примерах[2]?

1) Встречаются случаи, когда при воздействии звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы. Способностью цветного слуха обладали, например, Н.А.Римский – Корсаков, А.Н. Скрябин и др. Синестезия

2) Попадая из полутемной комнаты в ярко освещенное пространство, мы бываем сначала ослеплены и не способны различать вокруг какие-либо детали. Только через некоторое время становится возможным нормально видеть.

Адаптация

3)Глаз художника различает значительно меньшие изменения величины предмета, чем доступно нехудожникам.

Сенсибилизация

4) Зрительные, температурные, вкусовые, болевые ощущения не сразу исчезают после того, как перестает действовать раздражитель, а продолжаются некоторое время.

Последовательный образ

5) По отношению к каждому органу чувств существует минимальная величина раздражителя, которая в данных условиях способна вызвать едва заметное ощущение.

Порог чувствительности

Восприятие – это процесс отражения в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом.

Все, что воспринимает человек, он воспринимает как фигуру на фоне. Посмотрите внимательно на рисунки и прокомментируйте, что является фигурой, а что фоном.

Изначально для меня черный фон, а на нем белая ваза.

Сначала я вижу молодую женщину, а если приглядеться – старую.


На данных картинках я также сначала вижу лицо, т.е. фигуру, а уже потом фон – лошадей и отдельных птиц, листья.

Задания 3.3.

Заполните таблицу «Свойства восприятия».

Свойство восприятия Определение, пример проявления свойства
Предметность Объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а составляют образы конкретных предметов. Например значки на мужских и женских туалетах – не набор геометрических фигур, а фигура человека определенного пола.
Структурность Предмет воспринимается сознанием уже в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры. Например при прослушивании музыки мы воспринимаем не отдельные ноты, а их созвучия; ноты должны звучать в определенном порядке.
Апперцептивность На восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.
 
Например дети видят на картинке лишь дельфинов.
Константность На восприятие оказывают влияние обстоятельства, в которых оно происходит. Но несмотря на это восприятие остается относительно неизменным.
Например восприятие цвета и размера предметов.
Избирательность Преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.
Осмысленность Предмет сознательно воспринимается, мысленно называется (связывается с определённой категорией), относится к определённому классу

Внимание – это направленность и избирательность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

Задание 3.4.

Охарактеризуйте виды внимания:

Виды внимания Характеристика, пример
непроизвольное
 
Вид внимания, при котором отсутствует сознательный выбор направления и регуляции, устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. Кратковременно, быстро переходит в произвольное.
произвольное
 
Возникновение произвольного внимания у человека связано с процессом труда, т.к. без управления вниманием невозможно осуществлять сознательную деятельность. Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием, напряжением, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление.
послепроизвольное
 
Вид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания.

Задание 3.5.

Напишите свойства внимания: Концентрация, объем, устойчивость, переключаемость, распределение.

К каким свойствам внимания предъявляются повышенные требования в учебной деятельности? В вашей будущей профессии? Все свойства внимания в равной степени необходимы как в учебе, так и в профессиональной деятельности.



Источник

Основные свойства внимания

Сложная и разносторонние учебная деятельность предъявляет особые требования к вниманию школьника. Так она требует наблюдательности, длительного сосредоточения на определенном предмете, одновременного восприятия нескольких объектов и т.д. В зависимости от этих требований, а также в связи с индивидуальными особенностями человека можно выделить такие свойства внимания, как устойчивость, сосредоточенность, объем, распределение, переключение.

От вышеуказанных положительных свойств внимания следует отличать черты, которые часто объединяются под общим названием невнимательности. К ним можно отнести неустойчивость внимания, рассеянность и т.д.

Устойчивость внимания.

Важным условием эффективности любой деятельности является устойчивость внимания, которое проявляется в длительном сосредоточении ее на определенных объектах, на конкретной деятельности. Это свойство является одним из условий завершения любого дела, и наоборот, частое отвлечение внимания мешает доведению начатой работы до конца. Поэтому важно выделять и осознать те факторы, которые обуславливают устойчивость внимания. Это, прежде всего, понимание человеком важности его работы, также умение находить в своей деятельности все новые и новые стороны, проблемы, пути решения задач. Это такие качества личности, как трудолюбие, любознательность, сообразительность, настойчивость. Устойчивость внимания способствует изменению вида деятельности. Однообразие всегда быстро вызывает усталость. Мы не можем концентрировать свое внимание на неподвижном объекте, разве что рассматриваем его с разных сторон, однако мы можем долгое время концентрировать внимание на выполнении определенной деятельности.

Устойчивость внимания, будучи условием продуктивной умственной деятельности, является определенной мере и ее следствием. Осмысленное овладение учебным материалом, опирается на активную деятельность, значительно способствует активизации внимания

Устойчивость внимания обусловливается еще рядом условий, к которым можно отнести степень сложности учебного материала, отношение к нему учеников, наличие интереса к данному предмету, наконец, возрастные и индивидуальные особенности. Физиологической основой устойчивости внимания является сила и постоянство ячейки оптимального возбуждения в коре головного мозга.

Концентрация внимания

С устойчивостью внимания тесно связана его концентрация, которая заключается в глубокой сосредоточенности психологической деятельности на определенном объекте или деятельности. Такая сосредоточенность обычно способствует эффективному выполнению задания. Условия усиления концентрации такие же, как и условия повышения устойчивости внимания.

От степени концентрации внимание зависит и четкость восприятия объекта, правильность дифференциации материала. Концентрация условия помогает учащимся старших классов различать сходные предметы, явления, объекты.

Переключение внимания.

Устойчивость и концентрация внимания не означает ее недвижимости, не исключает возможности ее переключения, которое заключается в сознательном переносе внимания с одного объекта на другой. Переключение внимания обеспечивает эффективность работы при переходах от предыдущего его состояния к следующему, при изменениях форм активности человека.

Физиологической основой является скорость и легкость переноса очага оптимального возбуждения при изменении объектов внимания и изменению вида деятельности. Скорость переключения внимания находится в прямой зависимости от подвижности нервных процессов. Вот почему уставшие люди, нервные процессы которых инертны, допускают много ошибок в работе.

Быстрота и легкость переключения зависит от наличия связи между содержанием предшествующей и последующей деятельности. Если последующая деятельность более интересная, содержательная, чем предыдущая, то внимание легко и быстро переключается. Быстро происходит переключение после выполненного задания, законченного акта деятельности. Осознание необходимости и значимости работы тоже облегчает переключение

Несмотря на то, что переключение внимания является объективной необходимостью, которая диктуется разнообразием человеческой деятельности, злоупотреблять ими не следует, так как частое перемещение внимания с объекта на объект вызывает особенно переутомление, это касается тех случаев, когда внимание очень сконцентрирована на определенном объекте.

Оно может сосредоточиться одновременно не на одном, а на нескольких объектах, если этого требуют условия деятельности. Количество компонентов определенной деятельности, одновременно охваченных вниманием, определяют его объем.

Одновременно с концентрацией внимания на определенных объектах возможно его распределение между несколькими видами деятельности. Под распределением следует понимать такую организацию психической деятельности, при которой человек одновременно выполняет несколько действий. И это свойство внимания является необходимым в учебной работе: преподаватель должен одновременно быть внимательным и к своему рассказу – его содержанию, форме, эмоциональной окраске и к ученикам младших классов – к их ответам, поведению.

Распределение внимания возможно лишь при определенных условиях, а именно, когда все виды деятельности, кроме основной, автоматизированы. Можно, например, одновременно слушать музыку и выполнять какую домашнюю работу, убирать в комнате, варить обед и т.д. Совершенно невозможно одновременно слушать лекцию и читать газету, потому что оба вида деятельности в одной степени требуют напряжения внимания

Механизм распределения внимания заключается в том, что основная деятельность осуществляется участками мозга, которые находятся в состоянии оптимального возбуждения, а другие виды деятельности управляются мозговым центром, находится в полузаторможенном состоянии.

Отвлечение внимания – это непроизвольное ее перемещения с одного объекта на другой. Оно вызывается действием посторонних раздражителей. Особенно активно отвлекают внимание те раздражители, действующие внезапно и характеризуется значительной силой, а также те, которые связаны с эмоциями.

Рассеянность – это негативная сторона внимания, что проявляется в неспособности человека концентрироваться на определенном объекте в течение длительного времени. Можно назвать два вида рассеянности. Первый вид ее бывает при слишком большой сосредоточенности на определенной деятельности, благодаря чему человек замечает ничего вокруг себя. Она не слышит обращенных к ней вопросов, не узнает знакомых, отвечает так. Совершенно иной вид рассеянности, когда ученик не в состоянии ни на чем долго сосредоточиться; внимание его все время перескакивает с одного объекта на другой.

К свойствам внимания относят его объем, который определяется количеством одновременно четко воспринятых объектов. Установлено, что при восприятии множества простым объектов в интервале времени 0,07-0,1 секунды объем внимания у взрослого человека равен в среднем элементам. Объем внимания зависит от особенностей восприятия объектов. Объем внимания младших школьников очень ограничен. С возрастом он расширяется. Основным условием увеличения объема внимания является формирование умений группировать, систематизировать, объединять по содержанию материал, который воспринимается [24, с. 286 – 289].

Рассмотренные свойства внимания не являются постоянными для той или иной личности. Они развиваются в процессе жизни, их можно приобрести, развить и укрепить путем специальных тренировок.

Источник

Читайте также:  Каким свойством обладают структурные группы механизма