Какая философская категория обозначает материальные образования свойства

Какая философская категория обозначает материальные образования свойства thumbnail

Понятие материи является основной категорией в философии, оно означает сущность мира, признание объективной реальности, существование независимо от сознания человека.

Греческие философы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр и др.) пришли к выводу, что существует материал, из которого состоят все вещи (это позднее было названо субстанцией).

Фалес считал, что все состоит из воды; Анаксимен — из воздуха; Гераклит — из огня; Эмпедокл — признавал 4 стихии: огонь, воду, воздух, землю; Анаксимандр считает, что основу мира составляет ненаблюдаемое вещественное начало — апейрон; Демокрит — все состоит из атомов и пустоты; Пифагор — из чисел (материалисты).

Взгляды философов Древней Греции носили наивный, но диалектический характер.

Платон — в основе мира лежат идеи, которые он признавал кирпичиками материального мира, но наделял их не физическими, а геометрическими свойствами. Свойства атомов зависят от того, какую геометрическую форму они имеют и какими математическими идеями они порождаются (идеалисты).

Философы считали, что субстанцию мира или основу чувственно воспринимаемого мира составляют конкретные элементы, и в этом заключается физический подход к пониманию материи.

В связи с революцией в естествознании в конце 19 — начале 20 вв. появляется философский подход к пониманию материи: материя — это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.

В философском понятии материи можно выделить 3 аспекта:

·логический — материя как философская категория;

·онтологический — (онтология — учение о бытии; бытие — единство объективной и субъективной реальности) — материя как объективная реальность;

·гносеологический — (гносеология — теория познания) — материю можно познать через копирование, фотографирование, отображение;

·заключительная формулировка: материя может существовать независимо от наших ощущений.

В философской категории материи можно выделить еще несколько аспектов:

·материя — это то, что прямо или косвенно вызывает ощущения;

·материя — это то, что существует вне и независимо от сознания человека;

·материя — это то, отражением чего является сознание, мышление.

Основные этапы развития представлений о материи КРАТКО:1. Отождествление материи с какой либо стихией, характерное для стихийного материализма (Фалес, Анаксимен, Гераклит) 2. Атомистическое представление о материи, состоящей из мельчайших неделимых частиц – атомов (Демокрит, Эпикур, Лукреций) 3. Вещественно-субстратное представление о материи; материя отождествлялась с веществом, телесностью. Оно было наиболее распространённым в 17 – 19 вв. (Т. Гоббс, Д. Дидро, П. Гольбах и др.) 4. Диалектический и исторический материализм распространил понятие «материя» на историю и жизнь общества (К. Маркс, Ф. Энгельс) 5. Философско-гносеологическое, характерное для естествознания и философского материализма 20 в. Сейчас материей признаётся не только вещество, но также поле и энергия.

Материя и её атрибуты.

Есть коренные свойства материи, которые присущи всем предметам и явлениям, без которых материя не существует и которые без материи тоже не могут существовать. Это так называемые атрибуты материи — движение, пространство и время.

В данной работе рассмотрим понятия пространства и времени, движения, выявим сущности этих понятий, их свойства, сделаем вывод по проделанной работе.

Пространство и время

Пространство – есть форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, сосуществование и взаимодействие материальных тел во всех системах.

Время – форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний всех материальных систем.

Время и пространство обладают общими свойствами. К ним относятся:

– объективность и независимость от сознания человека;

– их абсолютность как атрибутов материи;

– неразрывная связь друг с другом и движением;

– единство прерывного и непрерывного в их структуре;

– зависимость от процессов развития и структурных изменений в материальных системах;

– количественная и качественная бесконечность.

Различают монологические (направление, непрерывность, необратимость) и метрические (связанные с измерениями) свойства пространства и времени.

Так, к всеобщим свойствам пространства относятся:

протяженность, т.е. взаимное расположение и существование различных тел, возможность прибавления или уменьшения какого-либо элемента;

связность и непрерывность, которая проявляется физическим воздействием через поля различного характера перемещения тел;

относительная прерывность, т.е. раздельное существование материальных тел, каждому из которых присущи свои границы и размеры.

Общее свойство пространства – это трехмерность, т.е. все материальные процессы происходят в пространстве 3-х измерений. Кроме всеобщих свойств пространство обладает и локальными свойствами. Пространство одной материальной системы непрерывно переходит в пространство другой системы, поэтому оно практически незаметно, отсюда его неисчерпаемость как в количественном так и в качественном отношении.

К всеобщим свойствам времени относятся:

– объективность;

– неразрывная связь с атрибутами материи (пространством, движением и др.);

– длительность (выражающая последовательность существования и смены состояний тел) образовывается из возникающих друг за другом моментов времени, которые составляют весь период существования тела от его возникновения и до перехода в другие формы.

Существование каждого тела имеет начало и конец, поэтому время существования этого тела конечно и прерывно. Но при этом материя не возникает из ничего и не уничтожается, а только меняет формы своего бытия. Отсутствие разрывов между моментами и интервалами времени характеризует непрерывность времени. Время одномерно, ассиметрично, необратимо и направлено всегда от прошлого к будущему.

Читайте также:  Какие свойства задают атрибуты файлов

Специфические свойства времени:

– конкретные периоды существования тел (они возникновенны до перехода в иные формы);

– одновременность событий (они всегда относительны);

– ритм процессов, скорость изменения состояний, темп развития процессов, и др.

Но не смотря на индивидуальные свойства, отличающие друг от друга пространство и время, в мире нет материи, которая бы не обладала пространственно-временными свойствами, так же, как время и пространство не существуют сами по себе, вне материи или независимо от нее.

Принципиально важным является ответ на вопрос о том, в каком отношении пространство и время находятся к материи. По этому вопросу в философии существуют 2 точки зрения.

Первую из них обычно называют субстанциональной концепцией пространства и времени. В соответствии с этой концепцией пространство и время – самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее .Такое понимание пространства и времени вело к выводу о независимости их свойств от характера протекающих в них материальных процессов.

Бесконечность времени состоит в том, что материя вечна в прошлом и в будущем, что время — всеобщая форма существования беспечной материи. В мире происходят необратимые изменения, а не кругообороты.

Конечность пространства находит выражение в прерывности движения, в дискретности и дифференцированности материи. Конечность же времени в том, что оно складывается из бесконечного множества длительностей существования отдельных материальных процессов, претерпевающих необратимые качественные изменения.

Материя вечна, несотворима и неучтожима. Она существовала всегда и везде, всегда и везде будет существовать.

Движение

Изменение в форме обозначены понятием движения.

Термин «движение» обыденное сознанием понимает как пространственное перемещение тел. В философии такое движение называется механическим. Существуют и более сложные формы движения: физическая, химическая, биологическая, социальная и другие.

Все формы движения материи взаимосвязаны. Так, например, механическое движение (самое простое), обусловлено процессами взаимопревращения элементарных частиц, взаимовлиянием гравитационных и электромагнитных полей, сильных и слабых взаимодействий в микромире..

Движение – это изменение вообще.

Оно характеризуется тем, что

– неотделимо от материи, поскольку является атрибутом (неотъемлемым существенным свойством объекта, без которого объект не может существовать ) материи. Нельзя мыслить материю без движения, как и движение без материи;

– движение объективно, изменения в материю может внести лишь практика;

– движение – есть противоречивое единство устойчивости и изменчивости, прерывности и непрерывности,

– движение никогда не сменяется абсолютным покоем. Покой – это тоже движение, но такое при котором не нарушатся качественная специфика предмета (особое состояние движения);

Типы движения, наблюдаемые в объективном мире, условно можно разделить на количественные и качественные изменения.

Количественные изменения связаны с переносом материи и энергии в пространстве.

Качественные изменения всегда связаны с качественной перестройкой внутренней структурой объектов и превращением их в новые объекты, обладающие новыми свой свойствами. По сути речь идет о развитии. Развитие – это движение, связанное с преобразованием качества предметов, процессов или уровней и форм материи. Развитие разделяется на динамическое и популяционное. Динамическое – осуществляется как усложнение объектов, через раскрытие потенциальных возможностей скрытых в предшествующих качественных состояниях, причем превращения не выходят за рамки существующего вида материи (развитие звезд ). При популяционном развитии осуществляется переход от качественных состояний, характерных для одного уровня материи, к качественному состоянию следующего (переход от неживой природы к живой). Истоком популяционного движения служит самодвижение материи, по принципу ее самоорганизации.

Энгельс выделил 5 форм движения материи и предложил следующую классификацию: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное движение материи. Современная наука открыла новые уровни организации материи и обнаружила новые формы движения.

Современная классификация форм движения материи включает:

пространственное перемещение;

– электромагнитное движение, определяемое как взаимодействие заряженных частиц;

– гравитационную форму движения;

– сильное (ядерное) взаимодействие;

– слабое взаимодействие (поглощение и излучение нейтрона);

– химическую форму движения (процесс и результат взаимодействия молекул и атомов);

– геологическую форму движения материи (связанную с изменением в геосистемах – материках, слоях земной коры и т. д.):

– биологическую форму движения (обмен веществ, процессы, происходящие на клеточном уровне, наследственность и т. д.;

– социальную форму движения (процессы, происходящие в обществе).

Очевидно, что развитие науки и дальше будет постоянно вносить свои коррективы и в эту классификацию форм движения материи. Однако, представляется, что в обозримом будущем она будет осуществляться исходя из принципов, сформулированных Ф. Энгельсом.

Утверждение, будто движение существует без материи с точки зрения философов-материалистов столь же абсурдно, как и умозаключение о существовании материи без движения. В неразрывном единстве материи и движения материя исходна, а движение -производно. Оно как бы подчинено материи.

Движение обладает целым рядом важнейших свойств. Во-первых, движению свойственна объективность, т. е. независимость его существования от сознания человека. Иными словами, материя сама по себе имеет причину своих изменений. Отсюда следует положение и о бесконечности взаимопревращений материи. Во-вторых, движению свойственна всеобщность. Это означает, что любые явления в мире подвержены движению как способу существования материи (нет объектов лишенных движения). Это означает также и то, что само содержание материальных объектов во всех своих моментах в отношениях определяется движением, выражает его конкретные формы (и проявления).

Читайте также:  Какие виды систем обладают неизменностью свойств во времени

В-третьих, движению свойственны несотворимость и неуничтожимость. Последовательный философский материализм отвергает какое-либо рассуждение о начале или конце движения.

В-четвертых, движению свойственна абсолютность. Признавая всеобщий характер движения, философский материализм не отвергает существования в мире устойчивости, покоя. Однако последовательный философский материализм подчеркивает относительный характер таких состояний материальных объектов. Это означает, что абсолютная природа движения реализуется всегда только в определенных, локально и исторически ограниченных, зависимых от конкретных условий, переходящих и, в этом смысле, относительных его видах. Именно поэтому можно сказать, что всякий покой (или устойчивость) – это момент движения, поскольку он преходящ, временен, относителен. Покой – это как бы движение в равновесии, поскольку покой включен в совокупное движение, и он снимается этим абсолютным движением.



Источник

Материя является одним из важнейших философских понятий. Данная концепция является основополагающей в учении материализма, а также в его частных концепциях – гносеологии и онтологии. Это понятие достаточно распространено в различных областях знания – таких как культурология, социология, когнитивные науки.

Различные концепции материи в философии

Первоистоки учения

Понятие материи как философской категории впервые зародилось еще во времена Древней Греции. Происходит данное понятие от латинского materia – “вещество”. Считается, что первыми философами, стоявшими у истоков материализма, были Демокрит, Лукреций Кар, а также Эпикур. Одним из основных свойств материализма всегда было уважение к возможностям человеческого разума, а также к естественным наукам, техническим достижениям.

Исторически субстанции всегда противопоставлялась душа. Понятие материи использовалось древнегреческим философом Платоном. Субстанция противопоставлялась им идее духовного. Признавал существование материи и Аристотель. Позже возникли такие понятия, как материальное и идеальное. На первой стадии развития данной концепции материя отождествлялась с той или иной силой природы. Фалес считал, что ее первоистоком является вода, Гераклит приписывал эту функцию огню. Демокрит придерживался мнения о том, что материя образуется атомами. Данный этап в философской науке получил особое название – стихийный материализм древних.

Механистический материализм в философии

Стадия механистического материализма

Данный этап носит название механистического, или же метафизического. Следующий этап был характерен для мыслителей Нового времени. В XII-XIII веках начинает интенсивно развиваться математика, что способствовало изучению природных явлений, а также укреплению позиция материализма. В европейской философии нового времени субстанция наделялась целым рядом свойств, хорошо изученных исследователями той эпохи – массой, протяженностью, неделимостью. Считалось, что непосредственными носителями данных свойств являлись атомы, корпускулы, первоэлементы. В эту эпоху завершается построение механистической картины мира. Основное понятие этого времени – движение. Весь мир понимался в качестве совокупности огромнейшего множества атомов, которые перемещались в пространственно-временном континууме. В качестве источника данного движения мыслители предполагали некий первичный толчок, который, по их мнению, находился за пределами видимого мира. Отсюда произошло и название – метафизический материализм.

Третий этап

Данная стадия получила название диалектической. В ней окончательно разделились научный и философский подходы к субстанции. Из огромного многообразия всех ее атрибутов выделили такое свойство, как объективность – иными словами, независимость от человеческого восприятия. Необходимо заметить, что данное свойство в диалектическом материализме не только относится к явлениям природы, но и является применимым по отношению к процессам, протекающим в социуме.

Свойства материи в философии

Три основные концепции

Итак, понимание материи как философской категории кратко описывается в следующих трех основных подходах, существовавших в разное время:

  • Субстанциональная. Материя может быть определена только через вещи. Данная идея была широко реализована у древнегреческих философов.
  • Атрибутивная. Материя определяется посредством ее свойств: через ее первичные качества (размер, вес), а также через вторичные особенности (вкус, запах).
  • Диалектико-материалистическая. Концепция субстанции определяется через ее взаимоотношения с сознанием человека. Данный подход, возникший в конце XIX века вместе с научным прорывом, смог снять противоречия между научным и философским познанием.

Мыслители о материи

Особенности понимания идеи субстанции

Материя как фундаментальная философская категория представляет собой высшую абстракцию, ведь данная концепция порождена чистой мыслью. Однако данное понятие совершенно нельзя назвать вздорным – оно, прежде всего, является научным. Однако исследователи предостерегают, что попытки отыскать некое вещество или материю бесплодны. Если человек хочет сделать это, то подобная ситуация может быть сравнима с желанием отыскать вместо груш, вишен или яблок плод как таковой; вместо кошек и собак – найти млекопитающее и т. д.

Современное понимание материи

В той концепции материи, которая принята сегодня, отражаются наиболее общие свойства бесконечного множества различных вещей и явлений, которые воспринимаются человеком чувственным образом. Субстанция не может существовать вне предметов реального мира и тех процессов, которые происходят с ними. Именно поэтому важной задачей является фиксация свойств, которые отличали бы эту категорию от других.

Есть одно из наиболее популярных определений данного понятия, однако не все знают, кто в действительности его автор. «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности. Она дается человеку посредством ощущений и может быть скопирована и отображена им, при этом существуя независимо от восприятия человека», – данная фраза принадлежит В. И. Ленину и впервые была упомянута в его труде под названием «Материализм и эмпириокритицизм». В этих словах получили продолжение идеи, которые были намечены еще Гольбахом, а также были развиты и другими философами – например, Н. Г. Чернышевским, а также Г. В. Плехановым.

Читайте также:  Какая функциональная группа придает аминокислоте кислые щелочные свойства

Иными словами, материя как философская категория является концепцией, введенной для обозначения объективной реальности – того мира, который существует вне зависимости от особенностей восприятия человека. Определений данного понятия существует немало. Но можно выделить наиболее общепринятое: материя представляет собой объективную реальность, которая существует независимо от восприятия, однако может отображаться восприятием человека.

Концепции материи

Компоненты субстанции

Что же означает материя как философская категория? Прежде всего, под этим понятием имеется в виду живая и неживая природа – в том числе и человек в совокупности с его сознанием. Практически с самого начала тех времен, когда возникла классическая механика, и вплоть до формирования теперешней картины мира данная концепция является основополагающей. Понятие материи является одним из важнейших элементов и в таких научных направлениях, как биология, социология, физиология процессов высшей нервной деятельности человека.

Таким образом, материя как основная философская категория состоит из следующих составных компонентов:

  • Неживая природа.
  • Живая природа.
  • Человеческое общество.

соотношение сознания и материи

Отношение к сознанию

Материя как философская категория является первичной по отношению к сознанию, поскольку представляет собой объективную реальность. Не нужно никакой причины, чтобы она существовала; и напротив, она требовалась для того, чтобы возникло сознание. Спиноза называл ее причиной самой себя. Материя при этом не определялась философом в качестве сверхчувственной реальности – она непосредственно дается людям в ощущениях (которые могут восприниматься также и с помощью специальных приборов, например микроскопа).

Это делает доступными для познания материю и атрибуты материи. Как философская категория субстанция чаще всего обозначается с помощью одного термина. Но что касается понятия «сознание», то здесь иногда применяются и такие термины, как «дух», или же «мышление», и данный вопрос тоже получает другую формулировку – соотношение «духа и материи», или же «мышления и материи». Однако нужно отметить, что идея мышления совершенно не тождественная концепции сознания. Ведь кроме рациональной обработки информации сознание каждого индивида включает в себя и чувственную – сюда входят также эмоции и переживания.

атрибуты материи

Материя как философская категория: свойства материи

В науке описаны следующие основные атрибуты субстанции:

  • Движение. Это одна из основополагающих характеристик данного понятия. При этом выделяется несколько типов движения – механическое, физическое, химическое, биологическое, а также социальное.
  • Самоорганизация. Философы давно заметили, что материя обладает отличительным свойством – способностью к самоорганизации. Иными словами, она может воспроизводить и совершенствовать себя без какого-либо участия внешних сил. Наука об особенностях самоорганизации материальных систем получила название синергетики.
  • Расположенность во времени и пространстве. Под временем при этом понимается одна из возможных форм существования материи, которая выражает длительность бытия объектов, а также последовательность тех изменений, которые происходят с ними в непрерывном процессе развития. Под пространством в философии понимается одна из форм существования материи, с помощью которой характеризуются ее протяженность, строение, связь отдельных элементов внутри отдельного объекта и между разными объектами.
  • Отражение – одно из наиболее всеобщих свойств материи, которое заключается в том, что предметы материального мира способны воспроизводить те признаки, которые свойственны взаимодействующим с ними предметам и материальным системам. Отражение бывает трех типов – физическое, химическое и механическое.

Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, которая с точки зрения диалектического подхода имеет следующие свойства:

  • Объективность.
  • Познаваемость.
  • Структурность.
  • Субстанциональность.

Особенности противопоставления материи и духа

Противоречивые отношения объективной реальности и человеческого сознания проявляются по-разному:

  • В гносеологических образах (тех теоретических конструктах, которые имеются в сознании и отражают ту или иную проблему материального мира) нет ни грамма вещественности. Человеческое знание полностью отвлечено и от самой реальности, и от нейродинамических кодов в его нервной системе.
  • Также сознание благодаря своей творческой функции способно создавать новые идеи и концепции, которых не существует в материальном мире, но которые такой статус могут получить в будущем.

Субстанциальный и гносеологический аспекты понимания материи

С точки зрения онтологии материя является субстанцией. Бенедикт Спиноза подчеркивал, что под данным термином понимается то, что существует само по себе и не требует представления какой-либо другой вещи, из которой оно могло бы быть образовано. В аспекте субстанциальности материя является первопричиной собственных изменений. Философы подчеркивают, что нельзя отрывать друг от друга ни познавательный (гносеологический), ни субстанциальный (вещественный) аспекты понимания концепции материального. Эти компоненты неразрывны и дополняют друг друга.

Идея материи в методологии

Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая имеет также и высокое значение в методологии, ведь материализм существенен в конкретно-научных исследованиях. Важность данного понятия в методологии обусловлена, во-первых, актуальностью старых вопросов о том, каким образом понимать явления объективного мира, соотносить имеющиеся теории с практикой. Также исследование частных форм бытия материи выдвигает и большое количество проблем философского характера – например, прерывности и непрерывности бытия, а также исчерпаемости (или неисчерпаемости) познания.

Источник