Какая философская категория обозначает материальные образования свойства

Понятие материи является основной категорией в философии, оно означает сущность мира, признание объективной реальности, существование независимо от сознания человека.
Греческие философы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр и др.) пришли к выводу, что существует материал, из которого состоят все вещи (это позднее было названо субстанцией).
Фалес считал, что все состоит из воды; Анаксимен — из воздуха; Гераклит — из огня; Эмпедокл — признавал 4 стихии: огонь, воду, воздух, землю; Анаксимандр считает, что основу мира составляет ненаблюдаемое вещественное начало — апейрон; Демокрит — все состоит из атомов и пустоты; Пифагор — из чисел (материалисты).
Взгляды философов Древней Греции носили наивный, но диалектический характер.
Платон — в основе мира лежат идеи, которые он признавал кирпичиками материального мира, но наделял их не физическими, а геометрическими свойствами. Свойства атомов зависят от того, какую геометрическую форму они имеют и какими математическими идеями они порождаются (идеалисты).
Философы считали, что субстанцию мира или основу чувственно воспринимаемого мира составляют конкретные элементы, и в этом заключается физический подход к пониманию материи.
В связи с революцией в естествознании в конце 19 — начале 20 вв. появляется философский подход к пониманию материи: материя — это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.
В философском понятии материи можно выделить 3 аспекта:
·логический — материя как философская категория;
·онтологический — (онтология — учение о бытии; бытие — единство объективной и субъективной реальности) — материя как объективная реальность;
·гносеологический — (гносеология — теория познания) — материю можно познать через копирование, фотографирование, отображение;
·заключительная формулировка: материя может существовать независимо от наших ощущений.
В философской категории материи можно выделить еще несколько аспектов:
·материя — это то, что прямо или косвенно вызывает ощущения;
·материя — это то, что существует вне и независимо от сознания человека;
·материя — это то, отражением чего является сознание, мышление.
Основные этапы развития представлений о материи КРАТКО:1. Отождествление материи с какой либо стихией, характерное для стихийного материализма (Фалес, Анаксимен, Гераклит) 2. Атомистическое представление о материи, состоящей из мельчайших неделимых частиц – атомов (Демокрит, Эпикур, Лукреций) 3. Вещественно-субстратное представление о материи; материя отождествлялась с веществом, телесностью. Оно было наиболее распространённым в 17 – 19 вв. (Т. Гоббс, Д. Дидро, П. Гольбах и др.) 4. Диалектический и исторический материализм распространил понятие «материя» на историю и жизнь общества (К. Маркс, Ф. Энгельс) 5. Философско-гносеологическое, характерное для естествознания и философского материализма 20 в. Сейчас материей признаётся не только вещество, но также поле и энергия.
Материя и её атрибуты.
Есть коренные свойства материи, которые присущи всем предметам и явлениям, без которых материя не существует и которые без материи тоже не могут существовать. Это так называемые атрибуты материи — движение, пространство и время.
В данной работе рассмотрим понятия пространства и времени, движения, выявим сущности этих понятий, их свойства, сделаем вывод по проделанной работе.
Пространство и время
Пространство – есть форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, сосуществование и взаимодействие материальных тел во всех системах.
Время – форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний всех материальных систем.
Время и пространство обладают общими свойствами. К ним относятся:
– объективность и независимость от сознания человека;
– их абсолютность как атрибутов материи;
– неразрывная связь друг с другом и движением;
– единство прерывного и непрерывного в их структуре;
– зависимость от процессов развития и структурных изменений в материальных системах;
– количественная и качественная бесконечность.
Различают монологические (направление, непрерывность, необратимость) и метрические (связанные с измерениями) свойства пространства и времени.
Так, к всеобщим свойствам пространства относятся:
протяженность, т.е. взаимное расположение и существование различных тел, возможность прибавления или уменьшения какого-либо элемента;
связность и непрерывность, которая проявляется физическим воздействием через поля различного характера перемещения тел;
относительная прерывность, т.е. раздельное существование материальных тел, каждому из которых присущи свои границы и размеры.
Общее свойство пространства – это трехмерность, т.е. все материальные процессы происходят в пространстве 3-х измерений. Кроме всеобщих свойств пространство обладает и локальными свойствами. Пространство одной материальной системы непрерывно переходит в пространство другой системы, поэтому оно практически незаметно, отсюда его неисчерпаемость как в количественном так и в качественном отношении.
К всеобщим свойствам времени относятся:
– объективность;
– неразрывная связь с атрибутами материи (пространством, движением и др.);
– длительность (выражающая последовательность существования и смены состояний тел) образовывается из возникающих друг за другом моментов времени, которые составляют весь период существования тела от его возникновения и до перехода в другие формы.
Существование каждого тела имеет начало и конец, поэтому время существования этого тела конечно и прерывно. Но при этом материя не возникает из ничего и не уничтожается, а только меняет формы своего бытия. Отсутствие разрывов между моментами и интервалами времени характеризует непрерывность времени. Время одномерно, ассиметрично, необратимо и направлено всегда от прошлого к будущему.
Специфические свойства времени:
– конкретные периоды существования тел (они возникновенны до перехода в иные формы);
– одновременность событий (они всегда относительны);
– ритм процессов, скорость изменения состояний, темп развития процессов, и др.
Но не смотря на индивидуальные свойства, отличающие друг от друга пространство и время, в мире нет материи, которая бы не обладала пространственно-временными свойствами, так же, как время и пространство не существуют сами по себе, вне материи или независимо от нее.
Принципиально важным является ответ на вопрос о том, в каком отношении пространство и время находятся к материи. По этому вопросу в философии существуют 2 точки зрения.
Первую из них обычно называют субстанциональной концепцией пространства и времени. В соответствии с этой концепцией пространство и время – самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее .Такое понимание пространства и времени вело к выводу о независимости их свойств от характера протекающих в них материальных процессов.
Бесконечность времени состоит в том, что материя вечна в прошлом и в будущем, что время — всеобщая форма существования беспечной материи. В мире происходят необратимые изменения, а не кругообороты.
Конечность пространства находит выражение в прерывности движения, в дискретности и дифференцированности материи. Конечность же времени в том, что оно складывается из бесконечного множества длительностей существования отдельных материальных процессов, претерпевающих необратимые качественные изменения.
Материя вечна, несотворима и неучтожима. Она существовала всегда и везде, всегда и везде будет существовать.
Движение
Изменение в форме обозначены понятием движения.
Термин «движение» обыденное сознанием понимает как пространственное перемещение тел. В философии такое движение называется механическим. Существуют и более сложные формы движения: физическая, химическая, биологическая, социальная и другие.
Все формы движения материи взаимосвязаны. Так, например, механическое движение (самое простое), обусловлено процессами взаимопревращения элементарных частиц, взаимовлиянием гравитационных и электромагнитных полей, сильных и слабых взаимодействий в микромире..
Движение – это изменение вообще.
Оно характеризуется тем, что
– неотделимо от материи, поскольку является атрибутом (неотъемлемым существенным свойством объекта, без которого объект не может существовать ) материи. Нельзя мыслить материю без движения, как и движение без материи;
– движение объективно, изменения в материю может внести лишь практика;
– движение – есть противоречивое единство устойчивости и изменчивости, прерывности и непрерывности,
– движение никогда не сменяется абсолютным покоем. Покой – это тоже движение, но такое при котором не нарушатся качественная специфика предмета (особое состояние движения);
Типы движения, наблюдаемые в объективном мире, условно можно разделить на количественные и качественные изменения.
Количественные изменения связаны с переносом материи и энергии в пространстве.
Качественные изменения всегда связаны с качественной перестройкой внутренней структурой объектов и превращением их в новые объекты, обладающие новыми свой свойствами. По сути речь идет о развитии. Развитие – это движение, связанное с преобразованием качества предметов, процессов или уровней и форм материи. Развитие разделяется на динамическое и популяционное. Динамическое – осуществляется как усложнение объектов, через раскрытие потенциальных возможностей скрытых в предшествующих качественных состояниях, причем превращения не выходят за рамки существующего вида материи (развитие звезд ). При популяционном развитии осуществляется переход от качественных состояний, характерных для одного уровня материи, к качественному состоянию следующего (переход от неживой природы к живой). Истоком популяционного движения служит самодвижение материи, по принципу ее самоорганизации.
Энгельс выделил 5 форм движения материи и предложил следующую классификацию: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное движение материи. Современная наука открыла новые уровни организации материи и обнаружила новые формы движения.
Современная классификация форм движения материи включает:
пространственное перемещение;
– электромагнитное движение, определяемое как взаимодействие заряженных частиц;
– гравитационную форму движения;
– сильное (ядерное) взаимодействие;
– слабое взаимодействие (поглощение и излучение нейтрона);
– химическую форму движения (процесс и результат взаимодействия молекул и атомов);
– геологическую форму движения материи (связанную с изменением в геосистемах – материках, слоях земной коры и т. д.):
– биологическую форму движения (обмен веществ, процессы, происходящие на клеточном уровне, наследственность и т. д.;
– социальную форму движения (процессы, происходящие в обществе).
Очевидно, что развитие науки и дальше будет постоянно вносить свои коррективы и в эту классификацию форм движения материи. Однако, представляется, что в обозримом будущем она будет осуществляться исходя из принципов, сформулированных Ф. Энгельсом.
Утверждение, будто движение существует без материи с точки зрения философов-материалистов столь же абсурдно, как и умозаключение о существовании материи без движения. В неразрывном единстве материи и движения материя исходна, а движение -производно. Оно как бы подчинено материи.
Движение обладает целым рядом важнейших свойств. Во-первых, движению свойственна объективность, т. е. независимость его существования от сознания человека. Иными словами, материя сама по себе имеет причину своих изменений. Отсюда следует положение и о бесконечности взаимопревращений материи. Во-вторых, движению свойственна всеобщность. Это означает, что любые явления в мире подвержены движению как способу существования материи (нет объектов лишенных движения). Это означает также и то, что само содержание материальных объектов во всех своих моментах в отношениях определяется движением, выражает его конкретные формы (и проявления).
В-третьих, движению свойственны несотворимость и неуничтожимость. Последовательный философский материализм отвергает какое-либо рассуждение о начале или конце движения.
В-четвертых, движению свойственна абсолютность. Признавая всеобщий характер движения, философский материализм не отвергает существования в мире устойчивости, покоя. Однако последовательный философский материализм подчеркивает относительный характер таких состояний материальных объектов. Это означает, что абсолютная природа движения реализуется всегда только в определенных, локально и исторически ограниченных, зависимых от конкретных условий, переходящих и, в этом смысле, относительных его видах. Именно поэтому можно сказать, что всякий покой (или устойчивость) – это момент движения, поскольку он преходящ, временен, относителен. Покой – это как бы движение в равновесии, поскольку покой включен в совокупное движение, и он снимается этим абсолютным движением.
Источник
Материя является одним из важнейших философских понятий. Данная концепция является основополагающей в учении материализма, а также в его частных концепциях – гносеологии и онтологии. Это понятие достаточно распространено в различных областях знания – таких как культурология, социология, когнитивные науки.
Первоистоки учения
Понятие материи как философской категории впервые зародилось еще во времена Древней Греции. Происходит данное понятие от латинского materia – “вещество”. Считается, что первыми философами, стоявшими у истоков материализма, были Демокрит, Лукреций Кар, а также Эпикур. Одним из основных свойств материализма всегда было уважение к возможностям человеческого разума, а также к естественным наукам, техническим достижениям.
Исторически субстанции всегда противопоставлялась душа. Понятие материи использовалось древнегреческим философом Платоном. Субстанция противопоставлялась им идее духовного. Признавал существование материи и Аристотель. Позже возникли такие понятия, как материальное и идеальное. На первой стадии развития данной концепции материя отождествлялась с той или иной силой природы. Фалес считал, что ее первоистоком является вода, Гераклит приписывал эту функцию огню. Демокрит придерживался мнения о том, что материя образуется атомами. Данный этап в философской науке получил особое название – стихийный материализм древних.
Стадия механистического материализма
Данный этап носит название механистического, или же метафизического. Следующий этап был характерен для мыслителей Нового времени. В XII-XIII веках начинает интенсивно развиваться математика, что способствовало изучению природных явлений, а также укреплению позиция материализма. В европейской философии нового времени субстанция наделялась целым рядом свойств, хорошо изученных исследователями той эпохи – массой, протяженностью, неделимостью. Считалось, что непосредственными носителями данных свойств являлись атомы, корпускулы, первоэлементы. В эту эпоху завершается построение механистической картины мира. Основное понятие этого времени – движение. Весь мир понимался в качестве совокупности огромнейшего множества атомов, которые перемещались в пространственно-временном континууме. В качестве источника данного движения мыслители предполагали некий первичный толчок, который, по их мнению, находился за пределами видимого мира. Отсюда произошло и название – метафизический материализм.
Третий этап
Данная стадия получила название диалектической. В ней окончательно разделились научный и философский подходы к субстанции. Из огромного многообразия всех ее атрибутов выделили такое свойство, как объективность – иными словами, независимость от человеческого восприятия. Необходимо заметить, что данное свойство в диалектическом материализме не только относится к явлениям природы, но и является применимым по отношению к процессам, протекающим в социуме.
Три основные концепции
Итак, понимание материи как философской категории кратко описывается в следующих трех основных подходах, существовавших в разное время:
- Субстанциональная. Материя может быть определена только через вещи. Данная идея была широко реализована у древнегреческих философов.
- Атрибутивная. Материя определяется посредством ее свойств: через ее первичные качества (размер, вес), а также через вторичные особенности (вкус, запах).
- Диалектико-материалистическая. Концепция субстанции определяется через ее взаимоотношения с сознанием человека. Данный подход, возникший в конце XIX века вместе с научным прорывом, смог снять противоречия между научным и философским познанием.
Особенности понимания идеи субстанции
Материя как фундаментальная философская категория представляет собой высшую абстракцию, ведь данная концепция порождена чистой мыслью. Однако данное понятие совершенно нельзя назвать вздорным – оно, прежде всего, является научным. Однако исследователи предостерегают, что попытки отыскать некое вещество или материю бесплодны. Если человек хочет сделать это, то подобная ситуация может быть сравнима с желанием отыскать вместо груш, вишен или яблок плод как таковой; вместо кошек и собак – найти млекопитающее и т. д.
Современное понимание материи
В той концепции материи, которая принята сегодня, отражаются наиболее общие свойства бесконечного множества различных вещей и явлений, которые воспринимаются человеком чувственным образом. Субстанция не может существовать вне предметов реального мира и тех процессов, которые происходят с ними. Именно поэтому важной задачей является фиксация свойств, которые отличали бы эту категорию от других.
Есть одно из наиболее популярных определений данного понятия, однако не все знают, кто в действительности его автор. «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности. Она дается человеку посредством ощущений и может быть скопирована и отображена им, при этом существуя независимо от восприятия человека», – данная фраза принадлежит В. И. Ленину и впервые была упомянута в его труде под названием «Материализм и эмпириокритицизм». В этих словах получили продолжение идеи, которые были намечены еще Гольбахом, а также были развиты и другими философами – например, Н. Г. Чернышевским, а также Г. В. Плехановым.
Иными словами, материя как философская категория является концепцией, введенной для обозначения объективной реальности – того мира, который существует вне зависимости от особенностей восприятия человека. Определений данного понятия существует немало. Но можно выделить наиболее общепринятое: материя представляет собой объективную реальность, которая существует независимо от восприятия, однако может отображаться восприятием человека.
Компоненты субстанции
Что же означает материя как философская категория? Прежде всего, под этим понятием имеется в виду живая и неживая природа – в том числе и человек в совокупности с его сознанием. Практически с самого начала тех времен, когда возникла классическая механика, и вплоть до формирования теперешней картины мира данная концепция является основополагающей. Понятие материи является одним из важнейших элементов и в таких научных направлениях, как биология, социология, физиология процессов высшей нервной деятельности человека.
Таким образом, материя как основная философская категория состоит из следующих составных компонентов:
- Неживая природа.
- Живая природа.
- Человеческое общество.
Отношение к сознанию
Материя как философская категория является первичной по отношению к сознанию, поскольку представляет собой объективную реальность. Не нужно никакой причины, чтобы она существовала; и напротив, она требовалась для того, чтобы возникло сознание. Спиноза называл ее причиной самой себя. Материя при этом не определялась философом в качестве сверхчувственной реальности – она непосредственно дается людям в ощущениях (которые могут восприниматься также и с помощью специальных приборов, например микроскопа).
Это делает доступными для познания материю и атрибуты материи. Как философская категория субстанция чаще всего обозначается с помощью одного термина. Но что касается понятия «сознание», то здесь иногда применяются и такие термины, как «дух», или же «мышление», и данный вопрос тоже получает другую формулировку – соотношение «духа и материи», или же «мышления и материи». Однако нужно отметить, что идея мышления совершенно не тождественная концепции сознания. Ведь кроме рациональной обработки информации сознание каждого индивида включает в себя и чувственную – сюда входят также эмоции и переживания.
Материя как философская категория: свойства материи
В науке описаны следующие основные атрибуты субстанции:
- Движение. Это одна из основополагающих характеристик данного понятия. При этом выделяется несколько типов движения – механическое, физическое, химическое, биологическое, а также социальное.
- Самоорганизация. Философы давно заметили, что материя обладает отличительным свойством – способностью к самоорганизации. Иными словами, она может воспроизводить и совершенствовать себя без какого-либо участия внешних сил. Наука об особенностях самоорганизации материальных систем получила название синергетики.
- Расположенность во времени и пространстве. Под временем при этом понимается одна из возможных форм существования материи, которая выражает длительность бытия объектов, а также последовательность тех изменений, которые происходят с ними в непрерывном процессе развития. Под пространством в философии понимается одна из форм существования материи, с помощью которой характеризуются ее протяженность, строение, связь отдельных элементов внутри отдельного объекта и между разными объектами.
- Отражение – одно из наиболее всеобщих свойств материи, которое заключается в том, что предметы материального мира способны воспроизводить те признаки, которые свойственны взаимодействующим с ними предметам и материальным системам. Отражение бывает трех типов – физическое, химическое и механическое.
Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, которая с точки зрения диалектического подхода имеет следующие свойства:
- Объективность.
- Познаваемость.
- Структурность.
- Субстанциональность.
Особенности противопоставления материи и духа
Противоречивые отношения объективной реальности и человеческого сознания проявляются по-разному:
- В гносеологических образах (тех теоретических конструктах, которые имеются в сознании и отражают ту или иную проблему материального мира) нет ни грамма вещественности. Человеческое знание полностью отвлечено и от самой реальности, и от нейродинамических кодов в его нервной системе.
- Также сознание благодаря своей творческой функции способно создавать новые идеи и концепции, которых не существует в материальном мире, но которые такой статус могут получить в будущем.
Субстанциальный и гносеологический аспекты понимания материи
С точки зрения онтологии материя является субстанцией. Бенедикт Спиноза подчеркивал, что под данным термином понимается то, что существует само по себе и не требует представления какой-либо другой вещи, из которой оно могло бы быть образовано. В аспекте субстанциальности материя является первопричиной собственных изменений. Философы подчеркивают, что нельзя отрывать друг от друга ни познавательный (гносеологический), ни субстанциальный (вещественный) аспекты понимания концепции материального. Эти компоненты неразрывны и дополняют друг друга.
Идея материи в методологии
Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая имеет также и высокое значение в методологии, ведь материализм существенен в конкретно-научных исследованиях. Важность данного понятия в методологии обусловлена, во-первых, актуальностью старых вопросов о том, каким образом понимать явления объективного мира, соотносить имеющиеся теории с практикой. Также исследование частных форм бытия материи выдвигает и большое количество проблем философского характера – например, прерывности и непрерывности бытия, а также исчерпаемости (или неисчерпаемости) познания.
Источник