Какая информация о слове содержится в словарях синонимов антонимов
Синонимы и антонимы. Их роль
Синомнимы — слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение.
Служат для повышения выразительности речи, позволяют избегать её однообразия. Как поэтический прием, синонимы имеют существенное значение. Поскольку вообще творчество всякого поэта представляет раскрытие свойственного лишь данному поэту образа мира, постольку синонимичность лежит в основе поэтического творчества. Поскольку глубоко индивидуален целостный образ подлинного поэта, постольку, конечно, индивидуальны и синонимы, коими
он пользуется для наименования оттенков этого образа. Здесь-то и вскрывается с особою яркостью роль синонимов, как поэтического приема. Так, напр., синонимами слова «день» для Тютчева являются порой слова: «покров» (см. стих. «День и ночь») или «ковер» (см. стих. «Святая ночь на небосклон взошла»). Если вспомнить про то, что «ночное» Тютчев считал более сущностным, чем «дневное», то значение названных синонимов, как поэтических приемов, становится очевидным: «день» есть нечто внешнее по отношению к «ночи», т.-е. ее «покров», ее «ковер».
Пользование теми или иными синонимами наравне с указанным основным моментом — общим характером творчества поэта — определяется порой некоторым частным поэтическим замыслом. Так общеизвестным примером пользования синонимами для достижения торжественности — необходимой по самой теме произведения, — является Пушкинский «Пророк», где «рот» заменен «устами», «рука» — «десницей» и т. п. С другой стороны, синонимы могут создавать комический эффект. Так, напр., в «Повести о том, как поссорились Ив. Ив. с Ив. Ник.» Гоголь назвал собрание гостей у городничего — ассамблеей.
Антомнимы — это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения,
Они обычно противопоставляются по какому-либо признаку: день и ночь – по времени, легкий и тяжелый – по весу, вверху и внизу – по положению в пространстве, горький и сладкий – по вкусу и т.д.
Отношения антонимии могут быть между словами (север – юг), между словами и фразеологизмами (победить – потерпеть поражение), между фразеологизмами (одержать победу – потерпеть поражение).
Различаются также разнокоренные и однокоренные антонимы: бедный – богатый, прилететь – улететь.
Основная стилистическая функция антонимов – быть лексическим средством противопоставления, контрастного изображения природных и социальных явлений, черт характера и т.п. Противопоставление как стилистический прием широко используется в разговорно-бытовых фразеологизмах, пословицах и поговорках. Смысловая емкость, образность народных речений часто создается антонимами. Например: ни жив ни мертв, ни взад ни вперед, ни жарко ни холодно; ученье – свет, а неученье – тьма; с чем пришел, с тем и ушел.
Крылатые выражения классиков мировой и русской литературы также часто построены на антонимии: Кто не знает чужих языков, не имеет понятия и о своем (И.-В. Гете); Нет ничего глупее желания всегда быть умнее всех (Ф. Ларошфуко); Для хороших актеров нет плохих ролей (Ф.Шиллер); У сильного всегда бессильный виноват (И.Крылов); Дома новы, но предрассудки стары
(А.Грибоедов); И ненавидим мы, и любим мы случайно (М.Лермонтов).
Антонимы нередко используются писателями в названиях произведений: «Война и мир» Л.Толстого, «Толстый и тонкий» А.Чехова, «Дни и ночи», «Живые и мертвые» К.Симонова, «Что такое хорошо и что такое плохо» В.Маяковского и т.д.
Стилистические функции антонимов разнообразны. В одном случае они конструктивно организуют текст, в другом – контрастно оттеняют характеры героев произведений, в третьем – выступают в уточняющей функции. Например, антонимы снаружи – внутри, направо – налево, сперва – потом служат для выражения пространственных или временных отношений в тексте.
Раскрывая характеры своих героев, автор использует антонимы, выражающие качественную противоположность понятий (оценочные существительные, качественные прилагательные и т.д.: враг – друг, бедный – богатый, тонкий – толстый, глупый – умный и т.п.).
Источник статьи: https://studwood.ru/1219418/literatura/sinonimy_antonimy_rol
Конспект урока русского языка: “Р/р Текстообразующая роль синонимов и антонимов”
Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”
для дошкольников и учеников 1–11 классов
Оргвзнос: от 15 руб.
Тема: Текстообразующая роль синонимов и антонимов
Цель урока: расширят представление о роли синонимов и антонимов в тексте.
1. Актуализация знаний и целеполагание
Запиши прилагательные, противоположные по смыслу (антонимы)
Далёкий-…, горький-…, горячий-…, шершавый-…, хороший-…, злой-…, скупой-…, высокий-…, худой-…, маленький-…, жёсткий-…, тяжёлый-…, красивый-…, сильный-…, младший-…, тихий-…, чистый-… .
Запиши прилагательные, близкие по смыслу (синонимы):
Капризный-…, стремительный-…, навязчивый-…, ветхий-…, парадный-…, болтливый-…, бережливый-…, коварный-…, шикарный-…, прекрасный-…, безлюдный-…, грязный-…, густой-… .
– Какую роль, по вашему мнению, играют синонимы и антонимы в тексте?
2. Работа по теме урока
Запишите текст, прокомментируйте встретившиеся орфограммы. Укажите синонимы. Аргументируйте свое мнение.
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане.
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде – вечная слава воде! (К. Чуковский «Мойдодыр»)
Запишите пословицы и найдите в них антонимы.
1. Дело веди, а безделье гони. 2. Больше знай, да меньше болтай. 3. Кто много начинает, мало оканчивает. 4. Умел начать – умей и окончить. 5. Вещь хороша, когда новая, а друг – когда старый. 6. Лучше горькая правда, чем красивая ложь. 7. Легко взять, да трудно отдать.
Приведите возможно большее количество синонимов к данным словам, составьте с ними предложения .
Говорить – _________, смеяться – __________, жить – _______, умереть – ________.
Подберите антонимы к данным словам. Учитывайте, что многозначные слова могут иметь несколько антонимов. Составьте предложения (или словосочетания) с полученными антонимическими парами.
Замените в предложениях и текстах выделенные слова антонимами. Изменился ли смысл всего текста?
Вечером я с товарищем пошел к поезду. До станции было далеко . Дул встречный холодный ветер, и идти было трудно . Пришли мы к станции, а поезд отходит . Как плохо , что мы опоздали .
Найдите слова, близкие по смыслу.
Кто хоть раз был в пионерск. лагере Артек, тот долго будет помнить и крут. склоны высоких гор, покрытых кудряв. лесами, и отвесн. скалы, куда свободно залетают только птицы и обрывист. берега тепл. лазурн. моря.
4. Домашнее задание. Принести учебник «Русская речь», тетради по развитию речи. Запишите пословицу, в которой есть антонимы, письменно объясните, как вы понимаете её смысл. Антонимы подчеркните.
Источник статьи: https://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazika-rr-tekstoobrazuyuschaya-rol-sinonimov-i-antonimov-2977042.html
Стилистические функции синонимов, антонимов и омонимов
Синонимы – слова, разные по написанию, но близкие или тождественные по значению, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся оттенками значений или стилистической окраской. Синонимы делятся на три группы:
1)семантические, которые различаются оттенками значения (красный, алый, багровый);
2)стилистические, которые различаются стилистической окраской
– различаются с точки зрения принадлежности к различным стилям (молодые – разговорный стиль, новобрачные – официально-деловой стиль);
– различаются сферой употребления, отношением к литературному языку (беседовать – литературное, гутарить – диалектное);
– разные с точки зрения отношения к активному и пассивному словарю; обычно один из синонимов устаревший (актер – лицедей, глаза – очи);
– отличаются эмоционально-экспрессивной окраской (перехитрить – нейтр., кинуть – эмоц.);
– эвфемизмы служат для обозначения тех слов, которые представляются автору нежелательными (высморкаться – очистить нос посредством платка);
3)семантико-стилистические, которые различаются и оттенками значений, и стилистической окраской (работать – литер., трудиться – книж., вкалывать – разг.).
Помимо разнокорневых существуют однокоренные (однокорневые) синонимы, отличающиеся друг от друга или стилистической окраской, или сочетаемостью ( борьба – борение, рыбак – рыбарь). Не относятся к синонимам варианты слов, отличающиеся произношением, написанием или морфологическими особенностями ( орфоэпические варианты: творог – творог; орфографические варианты: кинетические – кинесические; морфологические: рельс – рельса). Особняком стоят тождественные синонимы, одинаковые по смыслу и по стилистической окраске. Это, как правило, слова разные по происхождению, но обозначающие одно и то же понятие (лингвистика – языкознание). Существуют не только лексические синонимы, но и синтаксические (шел берегом – шел по берегу; льняное полотенце – полотенце из льна; когда она проходила по улице – проходя по улице, она…).
В речи синонимы выполняют разнообразные функции, основными из которых являются следующие:
1)функция наиболее точного выражения мысли (Сияло солнце, блестела трава в бриллиантах дождя, и золотом сверкала река);
2)функция уточнения – в одном контексте употребляются синонимы, дополняющие друг друга (Он словно потерялся, словно сробел );
3)функция разъяснения – синонимы разъясняют слова, которые могут быть непонятны читателю: заимствования, диалектизмы, профессионализмы (Началась анархия, или беспредел );
4)функция сопоставления – синонимы указывают на различия в семантике (Врача пригласить, а фельдшера позвать; Начальство не опаздывает, оно задерживается);
5)функция противопоставления (Он не шел, а влачился, не поднимая ног от земли);
6)функция замещения – синонимы помогают избежать повторения слов (Строительство закончено, завершены и строительные работы);
7)функция усиления – нанизывание синонимов служит усилению признака, действия (То потухнет, то погаснет, то совсем не загорит). Если каждый следующий синоним усиливает предыдущий, создается градация (Сгорели в танках мои товарищи: до пепла, до золы, до тла).
8)функция средства связи предложений в тексте.
Антонимы– слова, противоположные по значению. Они бывают однокорневые (вошел – вышел) и разнокорневые (добрый – злой). Особой разновидностью антонимов является энантиосемия. Это антонимия внутри многозначного слова, когда разные значения данного слова вступают в антонимичные связи (бесценный – нет цены (очень дорогой) и ничего не стоит (дешевый)).
Функции антонимов
1)лексическое средство выражения антитезы (У сильного всегда бессильный виноват);
2)могут использоваться в предложении с отрицанием (В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок). Этот прием подчеркивает заурядность описываемого, отсутствие в нем ярких черт, признаков.
3)употребление одного из членов антонимической пары с отрицанием (Мир не постарел – помолодел). Подобное соединение антонимов усиливает, подчеркивает значение того антонима, который дается без отрицания.
4) на основе антонимов строятся каламбуры (Было так поздно, что стало уже рано; Молодая была немолода);
5)антонимы лежат в основе оксюморона (живой труп, горячий снег);
6) антонимы лежат в основе антифразиса. Антифразис – это употребление слова в противоположном значении, т.е. автор с целью создания комического эффекта использует один из членов антонимической пары, хотя по смыслу надо использовать другой (Тогда процесс пошел с необыкновенной быстротой, которою так славятся наши судилища).
7)помогают писателям показать полноту охвата явления (Все минуло, и счастье, и горе);
8)могут отражать чередование действий (Помиримся и поссоримся);
9)могут указывать на быструю смену действия (Вот вдали блеснула зарница, вспыхнула и погасла)
10)выступают в качестве средства связи предложений (У каждого времени своя жестокость. Доброта одна на все времена).
Омонимы – слова, которые совпадают в звучании, написании или в какой-то грамматической форме, но имеют совершенно разное значение. Выделяют лексические омонимы, омофоны, омографы, омоформы. Лексические омонимы– слова, которые совпадают по звучанию и написанию, но не имеют ничего общего в семантике (коса, банка). Омофоны – слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному (луг – лук). Омографы– слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному (замок – замок). Омоформы– слова, которые совпадают только в определенной грамматической форме (в банке – стеклянная банка и сберегательный банк).
Функции омонимов:
1. Употребление омонимов в одной фразе подчеркивает значение созвучных слов и тем самым придает речи экспрессию (Миру нужен мир).
2. На омонимах строятся каламбуры (Трамвай представлял собой поле брани).
Весьма существенными выразительными возможностями обладают архаизмы. Архаизмы наряду с историзмами относятся к устаревшим словам и делятся на несколько видов (см. табл.):
Вид архаизма | Причина архаизации | Пример |
Лексический | Устаревает все слово, его заменяет современный синоним | Ветрило (парус), очи (глаза), выя (шея) |
семантический | Устаревает одно из значений слова | Полк (поход), живот (жизнь), позор (зрелище) |
фонетический | Устаревает произношение слова | Гистория (история), пиит (поэт), глад (голод) |
акцентологический | Устаревает ударение | Музыка (музыка) |
графический | Устаревает написание | Реторика (риторика), зерцало (зеркало) |
словообразовательный | Устаревает аффикс | Рыбарь (рыбак), пастырь (пастух), ладья (лодка) |
В тексте архаизмы выполняют следующие стилистические функции: воссоздают колорит эпохи; придают речи торжественное, возвышенное звучание; создают комический эффект; способствуют достоверности речевой характеристике персонажей.
Градация. Антитеза.
Градация – размеренная последовательность при переходе от одного к другому. Градация – (от лат. gradatio — “ступень, степень”) — стилистическая фигура, заключающая в себе ряд слов, каждое из которых усиливает значение предшествующего слова с целью создания определённого впечатления. Ряд может быть построен с нарастанием или убыванием какого-либо значения.
Он волновался, тревожился, сходил с ума. Ручьи, реки, озера, океаны слез. (Ф. М. Достоевский. )
То, что называется образностью (красочность описаний, живость изображения, его наглядность) по большому счету представляет собой неотъемлемый признак любого искусства. А поскольку литература является одним из его видов, то активное применение выразительных средств проявляется в ней наиболее полно. Этой цели служит и использование различных крылатых выражений, а также целого арсенала стилистических приемов. Стилистические приемы В русском языке существует целый ряд подобных выразительных средств, помогающих автору повысить образность повествования. Прежде чем рассказать, что такое антитеза, рассмотрим самые распространенные из них. Аллегория. Этот прием позволяет с помощью иносказания раскрыть какой-то сложный образ. Наиболее часто употребляется в баснях, где благодаря ему через конкретных персонажей рисуется определенная черта характера (заяц = трусость, лиса = хитрость). Гипербола – чрезмерное преувеличение. Употребляется не только в литературной, но и очень активно в разговорной речи (сто лет тебя не видел; наготовила тонну еды). Метафора предполагает переносное значение слова на базе сходства (васильковые глаза – глаза синие, как васильки). Олицетворение – прием, при помощи которого свойства живого существа переносятся на неживые предметы (вспомним горьковское «море смеялось»). Существуют также анафора и эпифора, метонимия и синекдоха, сравнение и эпитет. Антитеза как стилистический прием. Ее определение В языке художественной литературы или ораторской речи нередко используется резкое противопоставление, построенное на контрасте. Оно используется и в отношении понятий и образов, положений и состояний, которые связаны друг с другом общим построением или внутренним смыслом. Надежда Бабкина рассказала о разрыве своих отношений Знаменитости, умершие молодыми Как стоит завтракать, чтобы сбросить вес? 13 советов Определим, что такое антитеза. Это стилистическая фигура, соединяющая контрастные понятия. Само слово восходит к греческому antithesis – противопоставление. Это понятие настолько распространено, что нередко даже не замечается. Антитезу широко используют поэты и прозаики. Множество литературных произведений содержат этот прием даже в своих названиях: «Война и мир», «Принц и нищий», «Красавица и чудовище», «Преступление и наказание». На антитезе построено много пословиц. Например, «мал золотник, да дорог». Антитеза в литературе Данный стилистический прием нередко служит для построения не только фраз, но и отдельных частей и даже целого художественного произведения – стихов или пьесы. К примеру, у Петрарки есть сонет, который представляет собой замечательный образец того, что такое антитеза, т.е. построен сугубо на этом приеме. Вот только одна строфа из этого произведения: Что произошло с Татьяной Догилевой Актер Олег Табаков вышел из комы, но потерял память? Почему бывшего солиста “Иванушек” до сих пор не похоронили? «Я зряч – без глаз, нем – вопли испускаю; И жажду гибели – спасти молю; Себе постыл – и всех других люблю; Страданьем – жив; со смехом я – рыдаю…» Очень часто этот прием применял А.С. Пушкин. Всем известная характеристика дружбы Онегина и Ленского: «волна и камень», «стихи и проза», «лед и пламень», – не что иное, как антитеза. Это в литературе один из ярких примеров рассматриваемого стилистического приема. Антитеза в СМИ Обращаясь к языку газет и журналов, нельзя не увидеть, насколько и в них популярна данная стилистическая фигура. Журналисты особенно часто применяют ее в заголовках, может быть, даже не подозревая, что такое антитеза как риторический прием. Так, например, весьма красноречиво и ярко звучат такие титулы статей: «Хвост всему голова», «Блеск и нищета нашего футбола», «Богатый дворник и нищий педагог». Что Лолита сказала о стройной фигуре Аллы Пугачевой Ради кого решила похудеть 68-летняя Ирина Муравьева? 10 лучших продуктов для долголетия В языке прессы антитеза тоже довольно часто используется не только в границах фразы, а в рамках всей смысловой части текста. Здесь она выступает как композиционный прием его построения. Антитеза – это в литературе и СМИ настолько освоенный прием, что нередко даже не вспоминается его, так сказать, ораторское происхождение. А ведь в древние времена он применялся именно для усиления выразительности речи. Заключение Благодаря своей резкости, броскости антитеза в произведениях обладает способностью создавать заметный контраст. Из-за этого к данному приему по-разному относятся разные литераторы. Одни выказывают категорически отрицательную точку зрения, другие, наоборот, нещадно его эксплуатируют. Именно из-за предельной ясности прием антитезы весьма популярен не только в художественном и художественно-публицистическом литературном стиле, но и в декларативно-политическом с агитационной тенденцией. Широко используется эта стилистическая форма в жанрах с социальным уклоном, когда надо особенно четко разграничить или сопоставить, скажем, жизнь разных слоев общества, различных классов.
Источник статьи: https://studopedia.ru/20_22275_stilisticheskie-funktsii-sinonimov-antonimov-i-omonimov.html
Источник