Какая информация о слове содержится в словарях синонимов в словарях антонимов

Какая информация о слове содержится в словарях синонимов в словарях антонимов thumbnail

Лексикография (от греч. lexikos — относящийся к слову и grapho — пишу) — раздел языкознания, посвящённый теории и практике составления словарей.  

Лексические и фразеологические богатства языка фиксируются в словарях. По содержанию и предназначению выделяют два типа словарей: энциклопедические и лингвистические. Энциклопедический словарь (энциклопедия) — это научное справочное издание, где в алфавитном порядке излагаются основные сведения по всем отраслям знания. Здесь помещены имена выдающихся людей, названия стран и городов, терминология науки и искусства и т. д. Лингвистический словарь — это научное справочное издание, где в алфавитном порядке помещены слова и сведения о них: их значение, ударение, сочетаемость и т. д. Лингвистические словари бывают одноязычные и двуязычные (реже многоязычные), которыми пользуются при изучении иностранных языков.

Толковые словари

Основным видом лингвистического словаря является толковый словарь, который служит для толкования значений слов. Толковые словари предоставляют информацию о том, многозначно слово или нет, есть ли у него омонимы, каковы его орфоэпические, морфологические, синтаксические, стилистические характеристики, приводят примеры словоупотребления. 

Первые попытки давать толкование слов были предприняты очень давно. В рукописных словариках давалось толкование, как правило, греческих и церковнославянских слов. В древнейшем сохранившемся словаре 1272 г. содержалось объяснение 174 слов.

Первым собственно толковым словарем был шеститомный «Словарь Академии Российской». Президент Российской Академии наук Е. Р. Дашкова привлекла к работе над словарём выдающихся учёных того времени, в том числе 35 академиков, а также писателей, государственных и религиозных деятелей. Сама она взяла на себя слова на буквы Ц, Ш, Щ и собрала их более 700 (ШУИ, шуяя, шуее. прил. Сл. Левый. Шуяя нога. Шуйца, -цы. с. ж. Сл. Левая рука, левица. ШУЧУ 1) балагурю, глумлюсь; говорю или делаю что-нибудь для забавы, для смеха других. Шутить без разума есть свойство низкой души. 2) Издеваюсь, насмехаюсь, поднимаю на смех.). Всего же в словаре было описано 43 257 слов из современных светских и духовных книг и древнерусских текстов. Для выработки определённых правил правописания Е. Р. Дашкова предложила следовать «Российской грамматике» М. В. Ломоносова, а также новейшим научным достижениям в этой области. Ей же принадлежит идея использовать букву ё вместо io. Словарь был издан в шести частях с  1789 по 1794 гг. Это был первый толковый и нормативный словарь, выдающийся научный труд конца ХVIII века. Императрица Екатерина II учредила для создателей словаря специальные золотые медали, на которых было написано «Российскому слову отличную пользу принесшему». 

В 1806−1822 годах Российская Академия переработала и дополнила словарь, иначе расположив материал и поместив 51 288 слов. Словарная статья содержала грамматические и стилистические характеристики слова, толкование. В качестве материала для иллюстраций были использованы церковные книги, летописные повести, произведения писателей ХVIII века. «Словарь Академии Российской 1789−1794»  был переиздан в 2001−2003 гг. с серьёзным научным сопровождением.

Важнейшим событием в истории русской лексикографии явилось издание в 1863−1866 гг. четырёхтомного «Толкового словаря живого великорусского языка», который периодически переиздаётся до настоящего времени. В. И. Даль, автор словаря, учёный, писатель и лексикограф, положил в его основу народную речь, включив лексику общеупотребительную, диалектную и книжную. Словарь включает примерно 200 000 слов и 30 000 пословиц, поговорок, загадок и является настоящей сокровищницей меткого народного слова.

Среди толковых словарей, изданных в ХХ в., следует отметить четырёхтомный «Толковый словарь русского языка» (1935−1940 гг.) под редакцией Д. Н. Ушакова (85 289 слов), построенный на лексике художественных произведений, публицистики, научных работ. Словарь ставил перед собой прежде всего нормативные задачи: являться неким справочником по правильному словоупотреблению, образованию форм слов и произношению. Четырёхтомный академический «Словарь русского языка» (1957−1961 гг., 82 159 слов) также является нормативным и охватывает общеупотребительную лексику и фразеологию русского литературного языка от Пушкина до современности. Значительно богаче (около 120 000 слов) академический «Словарь современного русского литературного языка»
в 17 томах (1950−1965 гг.) с иллюстрациями из художественной, научной и общественно-политической литературы ХIХ−ХХ веков. Даётся грамматическая характеристика слов, отмечаются особенности их словообразования, произношения и написания, другая важная информация, что делает словарь весьма ценным справочным пособием. 

Самым популярным остаётся с 1949 г. однотомный “Словарь русского языка” С.И. Ожегова, выдержавший более 20 изданий. С 1992 г. значительно расширенный словарь выходит под двумя фамилиями — С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова. Издание 1998 г. содержит 80000 слов и выражений с их точными значениями, в словаре соблюдён принцип нормативности.

Помимо толковых словарей, издаются так называемые аспектные словари, рассматривающие слова в определённом аспекте. Это фразеологические словари;  словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов и словари новых слов; словари сочетаемости, грамматические словари и словари трудностей; исторические и этимологические словари; словообразовательные; диалектные, частотные и обратные словари; орфографические о орфоэпические словари; ономастические словари (словари собственных имён); словари иностранных слов; словари языка писателей и словари эпитетов; словари сокращений и словари лингвистических терминов. Остановимся на некоторых из них. 

Аспектные словари отражают какой-то аспект языка, например, сведения о правильном написании слов можно получить в орфографическом словаре; о том, как надо произносить слово — в орфоэпическом (т.е. словаре правильного литературного произношения). Происхождение слова, все изменения, произошедшие со словом за время его существования в языке, описывают словари этимологические и исторические. Грамматические словари содержат информацию о морфологических и синтаксических свойствах слова. Для некоторых лингвистических исследований бывают необходимы обратные словари, в которых слова расположены по алфавиту их конечных букв. 

Фразеологические словари

Наиболее полным является вышедший в 1967 г. под редакцией А.И. Молоткова “Фразеологический словарь русского языка“, позднее неоднократно переиздававшийся. Свыше 4000 фразеологизмов приведены с возможными вариантами компонентов (как (будто, словно, точно) вкопанный; переливать (пересыпать) из пустого в порожнее), дано толкование значения, которое иллюстрируется цитатами из художественной литературы и публицистики, указаны формы употребления в речи, а в некоторых случаях имеется этимологическая справка.

Хорошим справочником может служить сборник “Крылатые слова” Н.С. Ашукина и М.Г. Ашукиной, в который включено большое количество литературных цитат и образных выражений, расположенных в алфавитном порядке.

Читайте также:  Какие вещества содержатся в чае оказывающие действие на нервную систему

Школьный фразеологический словарь русского языка” В.П. Жукова содержит около 2000 наиболее употребительных фразеологизмов, которые встречаются как в литературе, так и в устной речи. Большое внимание при этом уделено историко-этимологическим справкам, объясняющим происхождение того или иного выражения. (Проглотить язык. Разг., шутл.-ирон., употр. при подлежащем со значением лица. Перестать говорить, замолкнуть. Ср.: прикусить язык. Он решил проглотить язык и молчал до самой больницы. К Паустовский. Колхида.)

Словарь может описывать не всю лексику языка, а какие-либо группы слов; такими являются словари, о которых идёт речь ниже.

Словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов и словари новых слов

Первым русским словарем синонимов можно считать “Опыт российского словника” Д.И. Фонвизина (автора комедии “Недоросль”), изданный в 1783 г. и содержавший 32 синонимических ряда.  

Одним из наиболее авторитетных современных справочников является двухтомный “Словарь синонимов русского языка” под главной редакцией А.П. Евгеньевой (везде — всюду, повсюду, повсеместно).

В 1971 г. появился первый в стране “Словарь антонимов русского языка” Л.А. Введенской, содержащий более тысячи пар слов. В изданном позднее “Словаре антонимов русского языка” М.Р. Львова около 2 тысяч антонимических пар (гуманный — жестокий, бесчеловечный, деспотический, зверский, угнетающий, человеконенавистный).

В “Словаре омонимов русского языка” О.С. Ахмановой приводятся в алфавитном порядке омонимические пары (реже группы из трёх или четырёх слов), при необходимости даются грамматические сведения и стилистические пометы, справки о происхождении. В “Словаре омонимов русского языка” Н.П. Колесникова более 3500 гнёзд (ворот — воротник, воротничок; ворот — грузоподъёмная машина).

“Словари паронимов русского языка” Н.П. Колесникова. О.В. Вишняковой отражают трудные случаи употребления однокоренных и сходно звучащих разнокоренных слов (экономическая зависимость, экономичное средство, экономный хозяин).

“Словари новых слов” включают в себя новые слова, выражения и значения слов, не вошедшие в ранее изданные словари.

Словари сочетаемости (лексической) и словари правильностей (трудностей)

“Учебный словарь сочетаемости слов русского языка” под редакцией П.Н. Денисова и В.В. Морковкина содержит около 2500 словарных статей. В них описываются свойства наиболее употребительных слов русского языка сочетаться с другими словами.

Ценным справочным пособием является “Словарь трудностей русского языка” Д.Э. Розенталя и М.А. Теленковой. В нём собрано около 20 000 слов, представляющих трудности различного характера и даются справки о написании, произношении и формообразовании слова, приводятся грамматические и стилистические характеристики слова, информация о сочетаемости, управлении и правильности употребления слова.

Словообразовательный словарь решает следующую задачу — выявить словообразовательную структуру слов, показать членение слов на морфемы. “Школьный словообразовательный словарь” З.А. Потихи содержит около 25 000 слов и полезные приложения: алфавитный список приставок и суффиксов имён существительных, прилагательных и глаголов; перечень наиболее употребительных греко-латинских словообразовательных элементов; краткие исторические справки о фонетических процессах, изменивших структуру слова.  

Есть словари иностранных слов, терминологические, диалектные, частотные,  словари языка писателей, словари сокращений и др. В каждом словаре есть предисловие, в котором объясняется, как пользоваться словарём.

Министерство образования утвердило следующий список грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации:

1. Орфографический словарь русского языка. Букчина Б.З., Сазонова И.К., Чельцова Л.К. — М.: “АСТ-ПРЕСС”, 2008. — 1288 с.

2. Грамматический словарь русского языка: Словоизменение. Зализняк А.А. — М.: “АСТ-ПРЕСС”, 2008. — 794 с.

3. Словарь ударений русского языка. Резниченко И.Л. — М.: “АСТ-ПРЕСС”, 2008. — 943 с.

4. Большой фразеологический словарь русского языка. Значение. Употребление. Культурологический комментарий. Телия В.Н. — М.: “АСТ-ПРЕСС”, 2008. — 782 с.

Источник

СОСТАВ СЛОВАРЯ

§ 1. Словарь антонимов русского языка включает как разнокоренные антонимы (большой –маленький, громкий – тихий, день – ночь), так и однокоренные (перелет – недолет, приходить – уходить, революционный – контрреволюционный).

§ 2. В качестве антонимов в словаре представлены не только знаменательные части речи (имена существительные и прилагательные, наречия, глаголы, местоимения), но и служебные (предлоги, частицы): любовь – ненависть, высокий – низкий, весело – грустно, зажигать – гасить, все – никто, к – от, над – под, дай – на, да – нет и т. д.

§ 3. Словарь содержит антонимы, выражающие: а) качественную противоположность (легкий – трудный, красивый – безобразный, талантливый – бездарный); б) дополнительность (женатый – холостой, живой – мертвый, зрячий – слепой, правда – ложь); в) противоположную направленность действий, признаков, свойств (влетать – вылетать, зажигать – гасить, зацветать – отцветать, потепление – похолодание, ум – безумие).
 

СТРУКТУРА СЛОВАРЯ

§ 4. Словарь состоит из основной части, приложения и указателя антонимических пар, включенных в словарь.

§ 5. Основная часть содержит словарные статьи, расположенные в порядке алфавита заглавных пар антонимов (доминанты), которым присвоен порядковый номер. Подчиненные антонимические пары своего номера не имеют и отмечены тем же номером, что и доминанта.
 

СТРУКТУРА СЛОВАРНОЙ СТАТЬИ

§ 6. В словарной статье может быть представлена одиночная пара антонимов или группа антонимических пар, объединенных по синонимическому признаку и подчиненных заглавной паре — доминанте.
 

Заголовок словарной статьи

§ 7. В качестве основного заголовка (доминанты), набираемого прописным полужирным шрифтом, приводится наиболее употребительная, семантически однородная и стилистически нейтральная симметричная пара антонимов, например:

ХОРОШИЙ — ПЛОХОЙ

При отсутствии в современном языке стилистически нейтрального варианта в качестве доминанты может быть выбрана употребительная, симметричная, но стилистически окрашенная пара антонимов, например:

ГОВОРУН (разг.) – МОЛЧУН (разг.)

ПОГОДА (разг.) – НЕПОГОДА

§ 8. В заголовке: а) имена существительные приводятся в именительном падеже единственного числа, кроме случаев, когда в составе антонимической пары они употребляются преимущественно во множественном числе, например:

ПРАЗДНИКИ  БУДНИ

ПРЕДКИ  ПОТОМКИ

б) имена прилагательные даются в именительном падеже единственного числа мужского рода; в) глаголы приводятся в форме инфинитива.

§ 9. Существительные мужского рода со значением лица и образованные от них соотносительные существительные женского рода приводятся в одной статье, например:

БЛОНДИН  БРЮНЕТ

ж. блондинка  брюнетка

Глаголы, рассматриваемые как соотносительные по виду, приводятся в одной статье с соответствующей видовой пометой, например:

Читайте также:  Мандарин какие витамины содержатся

ПОЯВЛЯТЬСЯ  ИСЧЕЗАТЬ

сов. появиться  исчезнуть

ЗАСНУТЬ  ПРОСНУТЬСЯ

несов. засыпать  просыпаться

Глаголы, не имеющие соотносительной видовой пары, приводятся в заголовке без указания вида.

§ 10. В заголовке: порядок слов внутри антонимической пары обусловлен традиционной закрепленностью (война – мир), логической или временной последовательностью (заболевать – выздоравливать, вчера – завтра), наличием положительного качества, свойства (добро – зло, законный – незаконный, революционный – контрреволюционный), при отсутствии такой обусловленности – порядок алфавитный.
 

Стилистические пометы

§ 11. Если слово – член антонимической пары, являющейся заголовком, стилистически или экспрессивно окрашено, то оно снабжается пометой разг., прост., нар.-поэт., книжн., устар. или высок., например:

ВЁДРО (прост.) – НЕНАСТЬЕ

КОПИТЬ  МОТАТЬ (разг.)

В парных видовых глаголах и при существительных со значением лица стилистическая помета ставится только при слове в основном заголовке, например:

НАЖИВАТЬ  МОТАТЬ (разг.) и ПРОМАТЫВАТЬ (разг.)

сов. нажить  промотать

ГОВОРУН (разг.) – МОЛЧУН (разг.)

ж. говорунья  молчунья

Словообразовательные связи

§ 12. При антонимах, которые рассматриваются как исходные, приводятся однокоренные, соотносительно с заглавной, антонимические пары. Так в статье белый  черный приводятся следующие антонимические пары:

бело  черно

белизна  чернота

белеть(ся)  чернеть(ся)

белить чернить

белиться  черниться

набело  начерно

обелять  очернять

обеление  очернение

Иллюстрации

§ 13. В качестве иллюстраций в случае употребительности приводятся словосочетания, отмечающие сходство в синтаксических связях антонимов, например:

ЗАКОННЫЙ — НЕЗАКОННЫЙ

Законные требования – незаконные требования. Законный поступок – незаконный поступок. Законным образом – незаконным образом.

§ 14. Далее приводятся цитаты, взятые из произведений художественной, публицистической, научной литературы, из периодики. Цитаты обычно содержат оба противопоставленных слова и помогают раскрыть значение антонимов, продемонстрировать употребление их в прямом и переносном значении, подчеркнуть многозначность, отметить субстантивацию и т. д. Пропуски в тексте обозначаются отточием.
 

Семантические связи

§ 15. Многозначные антонимы могут входить в разные синонимические ряды и включаться в разные статьи. Так, например, антонимы минус  плюс являются и основным заголовком статьи (доминантой), и подчиненным в статье достоинство  недостаток.

§ 16. Если слово вступает в различные антонимические связи и входит в состав нескольких словарных статей, то такие статьи соотносятся между собой ссылками (Ср.). Такими ссылками связаны, например, статьи: горячий  холодный и теплый  холодный, воля  безволие и воля  неволя.

§ 17. Статьи, заглавия которых составляют антонимы – члены сложного (тройного) противопоставления (например: прошедший – настоящий – будущий), также соотносятся ссылками (см.). Таковы, например, статьи: прошедший настоящий, прошедший  будущий, настоящий  будущий.
 

ПРИЛОЖЕНИЕ

§ 18. Приложение к словарю содержит перечень словообразовательных элементов антонимического характера (Приложение 1), таблицу, отображающую основные способы образования однокоренных антонимов (Приложение 2) и группу антонимов, обычно не включаемых в словари, — словообразовательные, грамматические, контекстуальные антонимы (Приложение 3).
 

УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ И ЗНАКИ, ПРИНЯТЫЕ В СЛОВАРЕ

в знач. сущ. – в значении существительного

высок. – высокое, высокого стиля

ед. – единственное число

ж. – женский род

книжн. – книжное

кратк. ф. – краткая форма

м. – мужской род

мн. – множественное число

нар.-поэт. – народно-поэтическое

несов. – несовершенный вид

однокр. – однократный вид

прост. – просторечное

разг. – разговорное

см. – смотри

сов. – совершенный вид

ср. – сравни

ср. р. – средний род

устар. – устарелое
 

ЗНАКИ

^ – знак, отделяющий цитаты от словосочетаний

Источник

Проектирование урока по русскому языку

по теме «Работа со словарями синонимов и антонимов»
студентки группы Н-415/2 Чернигова Александра Олеговна

Класс: 2 «д»

УМК: «Школа России», МБОУ СОШ №77.
Раздел: «Слова, слова, слова» 18 часов.

Тема: «Синонимы и антонимы» 4 часа. Данный урок является первым.
Учебник: русский язык, 2 класс, с. 52 – 53

Основная цель темы – познакомить учащихся с синонимами и антонимами.

Учиться рассуждать, анализировать лексическое значение слов, делать выводы.

Воспитательные

Способствовать обогащению словарного запаса как основы культуры речи уч-ся.

Способствовать обогащению словарного запаса как основы культуры речи.

Опорные знания

Опорные умения

Знают номинативную функцию слова; знают, что слово это общее название однородных предметов; знают, что такое лексическое значение слова; знают однозначные и многозначные слова.

Умеют определять значение слова по толковому словарю; умеют объяснять лексическое значение слова, умеют классифицировать по тематическим группам; умеют отличать однозначные и многозначные слова.

Тип урока: комбинированный урок
Предмет усвоения:
Средства усвоения:

Ресурсы урока (средства обучения): учебник, презентация

Соответствие этапов усвоения и этапов данного урока

Этапы урока:

Организация начала урока, мотивация к учебной деятельности.

Цель: Создать благоприятные эмоциональные условия для проведения урока.

– Давайте проверим готовность вашего рабочего места.

– Долгожданный дан звонок – Начинается урок.

– Встаньте ровно, улыбнитесь, я рада приветствовать вас, садитесь.

Меня зовут Александра Олеговна, сегодня урок русского языка проведу у вас я.

1. Подготовка к восприятию

Актуализация опорных знаний, умений.

Цель: Повторение учащимися части речи, вопросы и роли в предложении.

1. Учебное задание №1. Каллиграфическая минутка

2. Учебная задача для учителя: Совершенствовать навыки каллиграфического письма заглавной и прописной буквы «Я», «я».

3. Учебная задача для учащихся: Совершенствовать навык каллиграфического письма заглавной и прописной буквы «Я», «я».

4. Содержание:

Запишите число и классная работа

С новой строки, с красной строки, с большой буквы запишите букву заглавную и маленькую букву «Я». Чередуйте написания до конца строки.

– Возьмите карандаш и подчеркните самые красивые и правильно написанные буквы «Я, я»

5. Форма организации: фронтальная работа, индивидуальная работа

6. Форма контроля: запись слова в тетрадь

7. Подведение итога:

– Подчеркнули? Поднимите руку те, у кого подчёркнуты 1, 2, 3 .. буквы

– Молодцы, идем дальше.

1. Учебное задание №2. Объяснение нового материала.

2. Учебная задача для учителя: подвести уч-ся к теме урока

3. Учебная задача для учащихся: узнать какая тема урока

4. Содержание:

Слайд 1

Посмотрите на слайд. Что вы видите? (изображены предметы: дом, бегемот)

– Что изображено? (Дом, бегемот)

– Как по др. можно назвать? Гиппопотам, жилище, хижина.

Читайте также:  Какие витамины содержаться в травах

– Ребята, такие слова называются синонимами.

-Давайте, выполним упражнения №66 на с. 52

hello_html_m55a48d73.jpg

hello_html_44ee4814.png

-Выполняем устно, запишите слова

1. Учебное задание №3. Работа с правилом

2. Учебная задача для учителя: познакомить учащихся с синонимами .

3. Учебная задача для учащихся: познакомиться с синонимами

4. Содержание:

Прочитаем определение в учебнике на с. 52 (сначала читает учитель, а затем 2-3 ученика читают вслух)

5. Форма организации: беседа

6. Форма контроля: учитель контролирует ответы детей, учащиеся контролируют ответы друг друга

7. Подведение итога:

-Ребята, что такое синонимы?

-Приведите примеры.

1. Учебное задание №3. Работа со словарем синонимов

2. Учебная задача для учителя: показать, как работать со словарем синонимов.

3. Учебная задача для учащихся: познакомиться со словарем синонимов

4. Содержание:

В русском языке очень много словарей.

С каким вы уже знакомы? Что мы узнаем из этого словаря? Примеры.

-Еще один интересный словарь – словарь синонимов. А вы знаете, что у некоторых слов больше ста синонимов, у глаголов «движение» – бежать, идти…..

– А теперь давайте поиграем, я вам говорю лексическое значение слово

  1. Лексическое значение слова: картинка – к ней подобрать синонимы( для каждого ряда)

hello_html_5faaba2d.jpghello_html_5cc49f64.jpg

hello_html_m40520329.jpg

-Ребята, для вас есть еще одно задание. Я вам говорю слово, а вы должны назвать к нему синоним.

Странник— пилигрим, путешественник, путник, паломник;

Весёлый— радостный, праздничный, ликующий, радужный;

Бежать— мчаться, нестись, торопиться;

Быстро— шибко, живо, проворно, бойко, лихо, борзо;

Рисуя — изображая, малюя, вырисовывая, воображая, очерчивая;

Ах— ахти, ох, ух.,

Очи-глаза;

Кидать-бросать.

5.Форма организации: беседа

6. Форма контроля: учитель контролирует ответы детей, учащиеся контролируют ответы друг друга

7. Подведение итога:

– Ребята, повторим хором: синонимы это слова, близкие по значению .

-Как работать со словарем синонимов?

– Какой становится наша речь благодаря синонимам? ( выразительной)

ФИЗМИНУТКА

2. Восприятие

3. Осмысление

Открытие нового знания.

Цель: расширить понятийную базу за счет введения нового материала. Знакомство с антонимами.

1. Учебное задание №4. Материал для наблюдения

2. Учебная задача для учителя: с помощью материала для наблюдения познакомить учащихся с антонимами.

3. Учебная задача для учащихся: познакомиться с помощью материала для наблюдения с антонимами.

4. Содержание:

-Есть синонимы, а есть слова, которые противополножные по значению. Пример: какок время года изображено? (весна/осень);

-Весна какая? (Яркая/, трава зеленая)

-Осень какая?: (листья опадают …)

-Можно сказать, что это противоположные времена года? (да)

-Это антонимы – слова с против. Значением. Давайте попробуем привезти примеры слов с противоположны значением. Я вам говорю красивый, а вы мне противоположное – страшный.

Белый-черный

Минус-плюс

Огонь-вода

Зло-добро

Большой-маленький

День-ночь

Богатый-бедный

Правда-ложь

Длинный-короткий

Легкий-тяжелый.

5. Форма организации: фронтальная, индивидуальная работа

6. Форма контроля: запись предложения в тетрадь.

7. Подведение итога:

1. Учебное задание №3. Работа со словарем синонимов

2. Учебная задача для учителя: заинтересовать уч-ся словарем синонимов.

3. Учебная задача для учащихся: познакомиться со словарем синонимов

4. Содержание:

-Сколько пар антонимов в русском языке?

– Для чего нужно знать слова с противоположным значением? (Для точного выражения своих мыслей.)

– Антонимы делают нашу речь более образной и яркой. Противопоставление помогает образно рассказать о совершенно противоположных явлениях, нарисовать непохожие друг на друга картины окружающего мира, оттенить одно качество предмета на фоне другого, сопоставимого с ним, передать более полно и точно чувства и переживания людей. Эти слова обогащают любое высказывание, так как уточняют значение слов. Благодаря антонимам, речь становится выразительной, красивой и точной. Чтобы убедиться в этом, понаблюдаем за высказываниями мыслителей и известных писателей.

1. Учебное задание№ 4. Закрепление.

2. Учебная задача для учителя: формировать умения находить антонимы в словаре

3. Учебная задача для учащихся: подобрать антонимы к предложенным словам из словаря

4. Содержание:

– Карточки:

Выпишите антонимы к данным словам

конец — начало;

днем — ночью;

ранний — поздний;

злость — доброта;

веселый — грустный;

молодой — старый;

много — мало;

избыток — недостаток;

дорого — дешево.

С помощью словаря антонимов найдите 2-3 примера

слов, отвечающий на вопрос: что делать? Что сделать?

5. Форма организации: Фронтальная беседа

6. Форма контроля: Ответы на вопросы

7. Подведение итога:

Что такое антонимы? Как пользоваться словарем антонимов?

Итог урока

Итог урока

Цель: Сделать выводы по уроку, оценить работу учащихся.

1. Учебное задание №6. Подведение итого урока.

2. Учебная задача для учителя: подвести итог урока

3. Учебная задача для учащихся: ответить на обобщающие вопросы учителя

4. Содержание:

– Что мы сегодня изучали? (синонимы и антонимы)

-Как нам отличить синонимы от антонимов (синонимы близкие по значению, антонимы противоположные)

-Какие виды словарей узнали? (синонимов и антонимов)

-Для чего в речи нужны синонимы и антонимы? (чтобы речь была выразительной)

-Что для себя интересное вынесли на уроке?

5. Форма организации: опрос, беседа

6. Форма контроля: Учитель контролирует ответы учащихся, учащиеся контролируют ответы друг друга

7. Подведение итога: Похвала.

Рефлексия

Рефлексия

Рефлексия учебной деятельности.

Цель: оценить учащимися собственную деятельность на уроке.

1. Учебное задание №7. Рефлексия.

2. Учебная задача для учителя: Сформировать умение у учащихся правильно оценивать свою деятельность

3. Учебная задача для учащихся: Научиться оценивать свою деятельность на уроке

4. Содержание:

Ребята, сейчас я предлагаю вам оценить свои знания.

  • Если вам ясна тема урока, и вы отлично, разобрались в ней – поднимите левую руку

  • Если вы не совсем поняли тему – то поднимите правую руку

  • Если вы совсем не поняли тему, то поднимите обе руки

5. Форма организации: Индивидуальная работа

Организация домашнего задания

Домашние задание.

Цель: объяснить учащимся процесс выполнения домашнего задания

Учебная задача для учителя: Разъяснить выполнение домашнего задания

Учебная задача для учащихся: Понять, как нужно выполнить домашнее задание

Содержание:

Форма организации и контроля: Фронтальная беседа

Оценка: _________________

Методист: /Альбрехт Т.В./ __________________

Учитель Шарова Н.А.: / ____________________

Источник