Какая ошибка содержится в следующем стиле
Стилистическая ошибка – это употребление слов, словосочетаний, конструкций, неуместных в данном стиле, нарушение требований точности, ясности, краткости, выразительности высказывания. В данной статье мы на примерах разберем распространенные виды стилистических ошибок и рассмотрим, как их исправить.
Или: в саду росли розы, пионы, липы
Мы рассмотрели примеры стилистических ошибок. Как видите, видов ошибок много – запомнить их все довольно сложно. Но есть работающий способ избегать ошибок. Секрет банален – пишите проще:
Рекомендуем
Мы попросили копирайтеров из Клуба фрилансеров прислать тексты на рецензию, и один из полученных текстов сегодня разберем в мастер-классе. Отметим …
Все мы писали в школе изложения. Рерайтинг – это практически то же самое. То есть требуется переписать новость, статью, любой текст по-новому. …
Источник
Всё многообразие значений стилевых свойств может быть сведено к определённому типу: строка, число, проценты, размер, цвет, адрес или ключевое слово.
Строки
Любые строки необходимо брать в двойные или одинарные кавычки. Если внутри строки требуется оставить одну или несколько кавычек, то можно комбинировать типы кавычек или добавить перед кавычкой слэш (пример 6.1).
Пример 6.1. Допустимые строки
‘Гостиница “Турист”‘
“Гостиница ‘Турист'”
“Гостиница “Турист””
В данном примере в первой строке применяются одинарные кавычки, а слово «Турист» взято в двойные кавычки. Во второй строке всё с точностью до наоборот, в третьей же строке используются только двойные кавычки, но внутренние экранированы с помощью слэша.
Числа
Значением может выступать целое число, содержащее цифры от 0 до 9 и десятичная дробь, в которой целая и десятичная часть разделяются точкой (пример 6.2).
Пример 6.2. Числа в качестве значений
HTML5CSS 2.1IECrOpSaFx
<!DOCTYPE HTML>
<html>
<head>
<meta charset=”utf-8″>
<title>Числа</title>
<style>
p {
font-weight: 600; /* Жирное начертание */
line-height: 1.2; /* Межстрочный интервал */
}
</style>
</head>
<body>
<p>Пример текста</p>
</body>
</html>
Если в десятичной дроби целая часть равна нулю, то её разрешается не писать. Запись .7 и 0.7 равнозначна.
Проценты
Процентная запись обычно применяется в тех случаях, когда надо изменить значение относительно родительского элемента или когда размеры зависят от внешних условий. Так, ширина таблицы 100% означает, что она будет подстраиваться под размеры окна браузера и меняться вместе с шириной окна (пример 6.3).
Пример 6.3. Процентная запись
HTML5CSS 2.1IECrOpSaFx
<!DOCTYPE HTML>
<html>
<head>
<meta charset=”utf-8″>
<title>Ширина в процентах</title>
<style>
TABLE {
width: 100%; /* Ширина таблицы в процентах */
background: #f0f0f0; /* Цвет фона */
}
</style>
</head>
<body>
<table>
<tr><td>Содержимое таблицы</td></tr>
</table>
</body>
</html>
Проценты не обязательно должны быть целым числом, допускается использовать десятичные дроби, вроде значения 56.8%.
Размеры
Для задания размеров различных элементов, в CSS используются абсолютные и относительные единицы измерения. Абсолютные единицы не зависят от устройства вывода, а относительные единицы определяют размер элемента относительно значения другого размера.
Относительные единицы
Относительные единицы обычно используют для работы с текстом, либо когда надо вычислить процентное соотношение между элементами. В табл. 6.1 перечислены основные относительные единицы.
Единица | Описание |
---|---|
em | Размер шрифта текущего элемента |
ex | Высота символа x |
px | Пиксел |
% | Процент |
Единица em это изменяемое значение, которое зависит от размера шрифта текущего элемента (размер устанавливается через стилевое свойство font-size). В каждом браузере заложен размер текста, применяемый в том случае, когда этот размер явно не задан. Поэтому изначально 1em равен размеру шрифта, заданного в браузере по умолчанию или размеру шрифта родительского элемента. Процентная запись идентична em, в том смысле, что значения 1em и 100% равны.
Единица ex определяется как высота символа «x» в нижнем регистре. На ex распространяются те же правила, что и для em, а именно, он привязан к размеру шрифта, заданного в браузере по умолчанию, или к размеру шрифта родительского элемента.
Пиксел это элементарная точка, отображаемая монитором или другим подобным устройством, например, смартфоном. Размер пиксела зависит от разрешения устройства и его технических характеристик. В примере 6.4 показано применение пикселов и em для задания размера шрифта.
Пример 6.4. Использование относительных единиц
HTML5CSS 2.1IECrOpSaFx
<!DOCTYPE HTML>
<html>
<head>
<meta charset=”utf-8″>
<title>Относительные единицы</title>
<style>
H1 { font-size: 30px; }
P { font-size: 1.5em; }
</style>
</head>
<body>
<h1>Заголовок размером 30 пикселов</h1>
<p>Размер текста 1.5 em</p>
</body>
</html>
Результат данного примера показан ниже (рис. 6.1).
Рис. 6.1. Размер текста при различных единицах
Абсолютные единицы
Абсолютные единицы применяются реже, чем относительные и обычно при
работе с текстом. В табл. 6.2 перечислены основные абсолютные единицы.
Единица | Описание |
---|---|
in | Дюйм (1 дюйм равен 2,54 см) |
cm | Сантиметр |
mm | Миллиметр |
pt | Пункт (1 пункт равен 1/72 дюйма) |
pc | Пика (1 пика равна 12 пунктам) |
Самой, пожалуй, распространенной единицей является пункт, который используется
для указания размера шрифта. Хотя мы привыкли измерять все
в миллиметрах и подобных единицах, пункт, пожалуй, единственная величина
из не метрической системы измерения, которая используется у нас повсеместно.
И все благодаря текстовым редакторам и издательским системам. В примере 6.5
показано использование пунктов и миллиметров.
Пример 6.5. Использование абсолютных единиц
HTML5CSS 2.1IECrOpSaFx
<!DOCTYPE HTML>
<html>
<head>
<meta charset=”utf-8″>
<title>Абсолютные единицы</title>
<style>
H1 { font-size: 24pt; }
P { margin-left: 30mm; }
</style>
</head>
<body>
<h1>Заголовок размером 24 пункта</h1>
<p>Сдвиг текста вправо на 30 миллиметров</p>
</body>
</html>
Результат использования абсолютных единиц измерения показан ниже (рис. 6.2).
Рис. 6.2. Размер текста при различных единицах
При установке размеров обязательно указывайте единицы измерения, например width: 30px. В противном случае браузер не сможет показать желаемый результат, поскольку не понимает, какой размер вам требуется. Единицы не добавляются только при нулевом значении (margin: 0).
Цвет
Цвет в стилях можно задавать тремя способами: по шестнадцатеричному значению, по названию и в формате RGB.
По шестнадцатеричному значению
Для задания цветов используются числа в шестнадцатеричном коде. Шестнадцатеричная система, в отличие от десятичной системы, базируется, как следует из ее названия, на числе 16. Цифры будут следующие: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B, C, D, E, F. Цифры от 10 до 15 заменены латинскими буквами. Числа больше 15 в шестнадцатеричной системе образуются объединением двух чисел в одно. Например, числу 255 в десятичной системе соответствует число FF в шестнадцатеричной системе. Чтобы не возникало путаницы в определении системы счисления, перед шестнадцатеричным числом ставят символ решетки #, например #666999. Каждый из трех цветов — красный, зеленый и синий — может принимать значения от 00 до FF. Таким образом, обозначение цвета разбивается на три составляющие #rrggbb, где первые два символа отмечают красную компоненту цвета, два средних — зелёную, а два последних — синюю. Допускается использовать сокращенную форму вида #rgb, где каждый символ следует удваивать (#rrggbb). К примеру, запись #fe0 расценивается как #ffee00.
По названию
Браузеры поддерживают некоторые цвета по их названию. В табл. 6.3 приведены названия, шестнадцатеричный код и описание.
Имя | Цвет | Код | Описание |
---|---|---|---|
white | #ffffff или #fff | Белый | |
silver | #c0c0c0 | Серый | |
gray | #808080 | Тёмно-серый | |
black | #000000 или #000 | Чёрный | |
maroon | #800000 | Тёмно-красный | |
red | #ff0000 или #f00 | Красный | |
orange | #ffa500 | Оранжевый | |
yellow | #ffff00 или #ff0 | Жёлтый | |
olive | #808000 | Оливковый | |
lime | #00ff00 или #0f0 | Светло-зелёный | |
green | #008000 | Зелёный | |
aqua | #00ffff или #0ff | Голубой | |
blue | #0000ff или #00f | Синий | |
navy | #000080 | Тёмно-синий | |
teal | #008080 | Сине-зелёный | |
fuchsia | #ff00ff или #f0f | Розовый | |
purple | #800080 | Фиолетовый |
С помощью RGB
Можно определить цвет, используя значения красной, зелёной и синей составляющей в десятичном исчислении. Значение каждого из трех цветов может принимать значения от 0 до 255. Также можно задавать цвет в процентном отношении.
Вначале указывается ключевое слово rgb, а затем в скобках, через запятую указываются компоненты цвета, например rgb(255, 0, 0) или rgb(100%, 20%, 20%).
В примере 6.6 представлены различные способы задания цветов элементов веб-страниц.
Пример 6.6. Представление цвета
HTML5CSS 2.1IECrOpSaFx
<!DOCTYPE HTML>
<html>
<head>
<meta charset=”utf-8″>
<title>Цвета</title>
<style>
BODY {
background-color: #3366CC; /* Цвет фона веб-страницы */
}
H1 {
background-color: RGB(249, 201, 16); /* Цвет фона под заголовком */
}
P {
background-color: maroon; /* Цвет фона под текстом абзаца */
color: white; /* Цвет текста */
}
</style>
</head>
<body>
<h1>Lorem ipsum dolor sit amet</h1>
<p>Lorem ipsum dolor sit amet, consectetuer adipiscing elit, sed diem
nonummy nibh euismod tincidunt ut lacreet dolore magna aliguam erat volutpat.</p>
</body>
</html>
Результат данного примера показан на рис. 6.3.
Рис. 6.3. Цвета на веб-странице
Адреса
Адреса (URI, Uniform Resource Identifiers, унифицированный идентификатор ресурсов) применяются для указания пути к файлу, например, для установки фоновой картинки на странице. Для этого применяется ключевое слово url(), внутри скобок пишется относительный или абсолютный адрес файла. При этом адрес можно задавать в необязательных одинарных или двойных кавычках (пример 6.7).
Пример 6.7. Адрес графического файла
HTML5CSS 2.1IECrOpSaFx
<!DOCTYPE HTML>
<html>
<head>
<meta charset=”utf-8″>
<title>Добавление фона</title>
<style>
body {
background: url(‘https://webimg.ru/images/156_1.png’) no-repeat;
}
div {
background: url(images/warning.png) no-repeat;
padding-left: 20px;
margin-left: 200px;
}
</style>
</head>
<body>
<div>Внимание, запрашиваемая страница не найдена!</div>
</body>
</html>
В данном примере в селекторе body используется абсолютный адрес к графическому файлу, а в селекторе div — относительный.
Ключевые слова
В качестве значений активно применяются ключевые слова, которые определяют желаемый результат действия стилевых свойств. Ключевые слова пишутся без кавычек.
Правильно: P { text-align: right; }
Неверно: P { text-align: “right”; }
Вопросы для проверки
1. В какой строке содержится ошибка?
- font-size: 20px
- font-size: 0
- font-size: 1,5em
- font-size: 5mm
- font-size: 300ex
2. Какое выражение написано корректно?
- color: #fco
- width: “auto”
- font-size: blue
- bakground: red
- border: none
3. Какой размер в пунктах будет у текста <p><span>Пример текста</span></p>, если на странице задан следующий стиль?
BODY { font-size: 24pt; }
P { font-size: 50%; }
SPAN { font-size: 1.5em; }
- 48pt
- 36pt
- 24pt
- 18pt
- 12pt
4. Ане хочется установить сиреневый цвет фона веб-страницы. Какое значение свойства background подойдёт лучше всего?
- #cbd1e8
- rgb(121, 232, 47)
- #33f
- #b6b7be
- rgb(205%, 85%, 53%)
5. Какая ошибка содержится в следующем стиле?
img { float: left;
border-width: 3;
display: block }
- Не хватает точки с запятой в конце записи.
- Не указаны единицы измерения свойства border-width.
- Значения left и block написаны без кавычек.
- Свойства border-width не существует.
- Значение block свойства display не допускается применять к изображениям.
Ответы
1. font-size: 1,5em
2. border: none
3. 18pt
4. #cbd1e8
5. Не указаны единицы измерения свойства border-width.
Источник
Стили русского литературного языка
Если человек стремится в полной мере овладеть всеми возможностями языка, принадлежать к элитарному типу речевой культуры, то он должен освоить все стили речи, причём не допускать не только орфографических, пунктуационных, орфоэпических и т.д., но и стилистических ошибок.
Стилистические ошибки – это, с одной стороны, употребление неуместных в данном стиле языковых средств, а с другой – нарушение требований ясности, точности, краткости, богатства и выразительности.
Среди ошибок, связанных со слабым овладением ресурсами русского языка, наиболее распространены следующие:
Тип ошибки | Примеры |
---|---|
Немотивированное повторение в узком контексте одного и того же слова или однокоренных слов. | Строители работали на стройке в течение месяца. Онегин получил поверхностное домашнее образование. Онегин умел только говорить по-французски и танцевать мазурку. |
Плеоназмы, то есть словосочетания, содержащие излишний в смысловом отношении компонент. | Дорога каждая минута времени (минута связана с понятием времени). Соревнования намечены на апрель месяц (в слове апрель уже заключено понятие месяца). |
Тавтология, то есть тождесловие: | |
а) повторение сказанного иными словами; | Авторские слова – это слова автора. Удар был внезапным и неожиданным. |
б) повторение однокоренных слов. | Соединить воедино; приближаться всё ближе; удаляться всё дальше. |
Многословие, вызванное использованием универсальных слов, то есть слов, которые употребляются в самых общих и неопределённых значениях (дело, факт, вопрос, задача и др.). | Дело повышения дисциплины обсуждено на заседании правления завода. |
Многословие, вызванное расщеплением сказуемого, то есть заменой глагола сочетанием глагола с самым широким и неопределённым значением (поднять, обеспечить, получить и т.д.) и отглагольного существительного (если это не диктуется спецификой стиля). | Ср.: Рабочие приняли решение произвести ремонт трактора в кратчайшие сроки. – Рабочие решили отремонтировать трактор в кратчайшие сроки. |
Употребление штампов, то есть избитых выражений с потускневшим лексическим значением и стёртой экспрессивностью. | Через весь роман красной нитью проходит тема одиночества человека в этом мире. Они отдали свою жизнь за светлое будущее человечества. |
Употребление (особенно в устной речи) слов-паразитов. | Он, понимаешь, опять не пришёл. Это, значит, так было. |
Немотивированное употребление нелитературной лексики. | Онегин, короче, очень скоро разочаровался в светской жизни. |
Однообразие в построении предложений, в выборе конструкций. | В правом углу комнаты стоит телевизор. В левом углу стоят два кресла. В середине комнаты стоит стол. |
Отсутствие образных средств там, где они естественны и необходимы. | Осенью всегда красиво. Мне нравятся жёлтые листья на деревьях. Красные листья тоже выглядят красиво. |
Среди ошибок, связанных с недостаточно развитым языковым стилистическим чутьём, наиболее распространены следующие:
Тип ошибки | Примеры |
---|---|
Стилистически немотивированное использование экспрессивных средств (эпитетов, сравнений и др.). | Баллада Жуковского звенит как колокольчик. Титанические усилия учителей принесли свои плоды: успеваемость учеников явно возросла в прошлом году. |
Смешение разностильной лексики, в частности, немотивированное использование разговорной или книжной лексики. | Андрей Болконский – человек с передовыми взглядами. Светское общество ему не родня (слово не мотивировано не только по смыслу, но и стилистически – оно относится к разговорной лексике). |
Неблагозвучие, которое создается скоплением гласных, шипящих и т.д. | А у Андрея Болконского… Это величайшее произведение, изображающее лучших людей того времени, посвятивших свою жизнь борьбе за светлое будущее человечества. |
Нарушение общей функционально-стилевой целостности произведения. | Например, тема сочинения требует эмоционального выражения своих впечатлений, а воплощена она сухим научным или канцелярским стилем. |
Различные типы стилистических ошибок могут обыгрываться в речи, в частности, в художественных текстах. Так, в «Сказке о тройке» А. и Б. Стругацких высмеивается страсть чиновников к составлению ненужных памяток, инструкций. На двери лифта висело объявление, в котором сообщалось, что там «нельзя заниматься сном и совершать подпрыгивание». В данном случае обыгрывается не только абсурдность содержания инструкции, но и канцелярский приём расщепления сказуемого:
спать – заниматься сном, подпрыгивать – заниматься подпрыгиванием.
Стилистические ошибки довольно частотны как в официальной, так и в неофициальной речи. Многие из них становятся настолько типичными, что мы почти не замечаем их. Вот почему необходимо тщательно следить за своей речью и с этой точки зрения.
Упражнения к теме «5.6. Стилистические ошибки и их типы»
►Читайте также другие темы раздела 5 «Стили русского литературного языка»:
- 5.1. Общая характеристика стилей. Стилевое расслоение лексики. Эмоционально-экспрессивная окраска слова
- 5.2. Научный стиль
- 5.3. Официально-деловой стиль
- 5.4. Газетно-публицистический стиль. Экспрессивные средства языка
- 5.5. Разговорный стиль
- 5.6. Стилистические ошибки и их типы
Источник