Какая психология является продуктом социальных отношений

Какая психология является продуктом социальных отношений thumbnail

Социа́льная психоло́гия — раздел психологии, занимающийся изучением закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих групп[1].

Другие определения:

  • наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и проявления психических явлений, которые представляют собой результат взаимодействия людей (и их групп) как представителей различных общностей (определение В. Г. Крысько);
  • наука, которая изучает как люди думают, влияют и относятся друг к другу[2].

История социальной психологии[править | править код]

Основная проблематика, изучаемая европейскими социальными психологами конца XIX — начала XX века — психология масс и толпы[3]:12.

История социальной психологии как науки значительно «моложе» истории того, что можно назвать «социально-психологическим мышлением». Трудность создания научной истории социальной психологии заключается в том, что дисциплина эта формировалась из многих источников, и сложно определить, на каких рубежах внутри той или другой науки обособились элементы социально-психологического знания. При возникновении социальной психологии как самостоятельной отрасли знаний, как и при возникновении любой другой научной дисциплины, сыграли свою роль причины двоякого рода: как социальные, так и чисто теоретические[4]. Самостоятельный статус социальной психологии в мире обозначается с 1908 г. — одновременного выхода книг В. Макдугалла «Введение в социальную психологию» в Европе и Э. Росса «Социальная психология» в Америке[5].

Основателями экспериментальной социальной психологии являются В. М. Бехтерев, В. Меде, Ф. Оллпорт[3]:8. Бехтерев признавал социальную психологию, но вместо неё предлагал исследовать коллективную рефлексологию (изучающую процессы в коллективах людей)[3]:17.

В качестве самостоятельной науки социальная психология возникла во второй половине XIX века, отделяясь от философии. Её появление и признание связывают с двумя учёными лингвистами и философами: Х. Штейнталем (1823—1893) и М. Лацарусом (1824—1903)[3]:11. Данные учёные первые выступили за создание новой науки, назвав её «психологией народов»[3]:11. Психология народов по проблематике была очень близка к некоторым разделам социальной психологии[3]:11. Свой вклад в эту науку также внёс В. Вундт (1832—1920), написав труд в 10 томах «Психология народов» (1900 и далее)[3]:11.

В целом в истории социальной психологии можно выделить три периода[6]:

  1. I период — период накопления знаний в сферах философии и общей психологии (VI век до н. э. — середина XIX века).
  2. II период — период выделения описательной социальной психологии из философии (социологии) в самостоятельную область знания (50 — 60-е годы XIX века — 20-е годы XX века).
  3. III период — период оформления социальной психологии в экспериментальную науку (20-е годы XX века) и её современного развития.

Разделы социальной психологии[править | править код]

Социальная психология по Г. М. Андреевой включает в себя 3 основных раздела:

  • социальная психология групп;
  • социальная психология общения;
  • социальная психология личности.

Предмет социальной психологии[править | править код]

Социальная психология по Б. Д. Парыгину, изучает:

  • социальную психологию личности;
  • социальную психологию общностей и общения;
  • общественные отношения;
  • формы духовной деятельности.

Исследования, которыми занимается социальная психология:[3]:19

  • социальное восприятие (Андреева Г. М. и другие);
  • психологический климат коллектива (Парыгин Б. Д. и другие);
  • стиль руководства (Журавлёв А. Л. и другие);
  • восприятие и понимание людьми друг друга (Бодалёв А. А. и другие);
  • эффективная групповая деятельность (Обозов Н. Н. и другие)

В социальной психологии в настоящее время рассматриваются и изучаются:[3]:31—33

  • понимание и восприятие людьми друг друга;
  • межличностные (интерперсональные) отношения (классификации человеческих отношений, а также специфика и факторы, от которых они зависят);
  • социальные установки (изучаются разновидности этих установок, устойчивость, структура, изменчивость и закономерности возникновения и изменения их под влиянием средств массовой информации, а также их влияние на социальное поведение);
  • явления, которые характеризуют взаимодействие и общение людей;
  • поведение людей в социуме;
  • имеющие отношение к малым социальным группам феномены;
  • имеющие отношение к большим социальным группам явления психики (массовидные явления, например общественное мнение, массовое сознание, слухи, мода, религия и тому подобное);
  • вопросы взаимовлияния и взаимодействия личности и группы;
  • межгрупповые взаимоотношения;
  • лидерство (изучается отличия лидера от руководителя, изучаются различные стили лидерства, создаются научные модели, теории лидерства).

Групповые феномены[править | править код]

В результате многочисленных экспериментов[2][страница не указана 1017 дней] на сегодняшний день выявлен ряд изменений, присущих поведению человека вследствие его нахождения в группе, например: конформность, социальная фасилитация, социальная ингибиция, социальное давление, диффузия ответственности или так называемый эффект свидетеля, групповая поляризация, эмоциональное заражение, социальная леность, ослабленное самосознание и так далее.

В начале XX века психолог Норманн Триплет, прогуливавшийся в парке, заметил, что велосипедисты едут быстрее, если в парке есть люди, и значительно снижают скорость, если никого нет. Это положило начало серии экспериментов, в которых испытуемые занимались разными делами то наедине с собой, то в присутствии «зрителей». Так родился вывод о том, что с механической работой человек справляется лучше, если на него смотрят, а с той, что требует творческих и интеллектуальных затрат, — без свидетелей.

Читайте также:  Какие продукты можно есть на ужин при похудении список

Определения[править | править код]

  • Групповая динамика условное название социально-психологических исследований, посвященных проблемам формирования и развития групп, факторам, влияющим на их сплочённость и эффективность.
  • Внутриличностный конфликт — конфликт социальных ролей одного человека.
  • Взаимодействие двух людей — общение двух людей, выстраивание их отношений.
  • Коммуникация — смысловой аспект социального взаимодействия; действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, иногда называют коммуникативными действиями; основные функции коммуникационного процесса состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого её элемента.
  • Конфликт — столкновение противоположных тенденций, интересов, проявляющееся в настойчивых попытках сторон отстоять свои позиции.
  • Управление персоналом — комплекс или система организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и правовых решений, обеспечивающих эффективную реализацию возможностей работников.
  • Социальное познание — процесс познания одного человека другим, одна из областей, изучаемых социальной психологией, где исследуются механизмы того, как человек перерабатывает, хранит и использует информацию о других людях и социальных ситуациях.
  • Социальная роль — зафиксированное определённое положение того или иного индивида в системе общественных отношений, общепринятый образец поведения, ожидаемый от индивидов, занимаемых определённое положение. Всегда имеет социальную оценку, может быть одобряема или не одобряема в обществе.

Основные результаты[править | править код]

В начале XXI века британский учёный Бенедикт Херманн описал социально-психологическое явление антисоциального наказания (англ. antisocial punishment). Явление заключается в порицании или наказании обществом индивидов, проявляющих излишнюю, по мнению социума, активность, даже если такая активность объективно общественно-полезна. Исследование показало, что данное явление распространено в странах с недостаточно развитыми социальными связями, общественно-политическими институтами и традициями общественно-полезной деятельности[7].

Методы социально-психологического исследования[править | править код]

Все методы исследований в социальной психологии Андреева Г. М. разделила на две основные группы: методы исследования и методы воздействия. Также все методы делятся на теоретическую и эмпирическую группы[3]:44.

Теоретические методы используются при разработке и доказательстве научных теорий. К таким методам относятся: 1) критический метод, 2) конструктивный метод, 3) обзорно-аналитический метод[3]:44.

Методы исследования[править | править код]

Эта группа содержит методы сбора информации и методы её обработки.

К эмпирическим методам исследования относятся:[3]:45

  • наблюдение;
  • изучение документов (в том числе контент-анализ);
  • опросы (анкеты, интервью);
  • математические (методы математической статистики и методы математического моделирования);
  • эксперимент (лабораторный и естественный).

К методам наблюдения относятся:[3]:45

  • скрытое наблюдение;
  • открытое наблюдение;
  • стандартизированное наблюдение;
  • стороннее наблюдение (стороннее или внешнее наблюдение);
  • включённое наблюдение;
  • свободное наблюдение.

Методы обработки данных:

  • статистические методы (корреляционный анализ, факторный анализ и другие);
  • приёмы логической и теоретической обработки (построения объяснений, типологий и так далее).

Методы социально-психологического воздействия[править | править код]

Относятся к «психологии воздействия».

При проведении исследований составляется программа социально-психологического исследования. В которой чётко обозначаются: цель исследования, решаемые задачи, выбранный объект исследования, сформулирована проблематика, которая исследуется, уточняются используемые понятия, а также весь набор используемых методов.

Методы социально-психологического воздействия — прежде всего методы, используемые в средствах массовой коммуникации, индивидуальной и групповой психотерапии, в процессе проведения и организации публичных выступлений, пропаганде, рекламе, промышленности (для организации оптимальной работы и брейнсторминга) и агитации[3]:49. В социальной психологии перечисленные феномены классифицируются и им даётся научное объяснение.

См. также[править | править код]

  • Психология толпы
  • Политическая психология
  • Гендерная психология
  • Этнопсихология
  • Психогеография
  • Ролевая теория
  • Социальная фасилитация
  • Социальная психология (журнал)
  • Шехтер, Стэнли
  • Нисбет, Ричард

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Андреева Г. М. К истории становления социальной психологии в России // Вестник МГУ : журнал. — 1997. — № 4. — С. 6—17. Архивировано 19 января 2018 года.
  • Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для вузов. — Аспект Пресс, 2008. — 363 с. — ISBN 978-5-7567-0274-3.
  • Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. — СПб., 2004.
  • Битянова Н. Р. Социальная психология. — М., 2001.
  • Социальная психология США: «Европейские корни» // Перспективы науки и образования : журнал. — 2014. — № 4 (10). — С. 69—73. Архивировано 19 января 2018 года.
  • Жуков Ю. М., Гржегоржевская И. А. Эксперимент в социальной психологии: проблемы и перспективы // Методология и методы социальной психологии. — М., 1977.
  • Майерс Д. Социальная психология. — 7-е изд. — СПб.: Питер, 2007. — 794 с. — (Мастера психологии). — ISBN 978-5-88782-430-7.
  • Парыгин Б. Д. Социальная психология. Истоки и перспективы. — СПб.: СПбГУП, 2010. — 533 с. — ISBN 978-5-7621-0543-9.
  • Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. — М.: Мысль, 1971. — 352 с.
  • Парыгин Б. Д. Общественное настроение. — М.: Мысль, 1966. — 328 с.
  • Парыгин Б. Д. Социальная психология как наука. — Л.: ЛГУ, 1965. — 208 с.
  • Социальная психология / Стефаненко Т. Г. // Сен-Жерменский мир 1679 — Социальное обеспечение [Электронный ресурс]. — 2015. — С. 756—757. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 30). — ISBN 978-5-85270-367-5.
  • Социальная психология / Под ред. С. Московичи. — 7-е изд. — СПб.: Питер, 2007. — 592 с. — (Мастера психологии). — ISBN 5-94723-126-3.
  • Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьёвой. — М., 1997.
  • Социальная психология / Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. — М., 2002.
  • Социальная психология. Практикум / Под ред. Т. В. Фоломеевой. — М., 2006.
  • Herrmann B. et al. Antisocial Punishment Across Societies (англ.) // Science 7 : Research paper. — 2008. — Vol. 319, no. 5868. — P. 136—1367. — ISSN 0036-8075. — doi:10.1126/science.1153808. Архивировано 19 января 2018 года.
  • Янчук В. А. Введение в современную социальную психологию: Учебное пособие для вузов. — Мн.: АСАР, 2005. — 768 с. — ISBN 5-7367-0146-0, ISBN 985-6038-34-0.
Читайте также:  Какие продукты могут повысить сахар в моче

Источник

Необходимость понимания процессов общения и их специфики стала возникать с момента появления совместной деятельности. Еще в первобытную эпоху люди сталкивались с социально-психологической реальностью. Например, в основе многих ритуалов в различных религиозных системах лежит феномен эмоционального заражения и психологического воздействия толпы. Многие ораторы древности были знакомы с приемами психологического воздействия на аудиторию. В подобных формах «социально-психологическое мышление» (Т. Гибш и М. Форверг)[1] развивалось тысячелетиями, хотя социальная психология как отрасль психологического знания появилась сравнительно недавно.

Знания в области социальной психологии носят междисциплинарный характер. Традиционно считается, что фундамент социальной психологии был заложен в разнообразных философских школах и концепциях. В середине XIX в. в обществе возникает целый спектр вопросов социально-психологического плана, что было связано с бурным развитием капитализма, усилением экономического взаимодействия разных стран и в соответствии с этим усилением миграционных потоков и ярко проявившимися коммуникативными проблемами.

Американский социальный психолог Т. Шибутани отмечал, что социальная психология стала независимой, потому что специалисты различных областей знаний не могли решить часть проблем в рамках своих научных отраслей[2].

Одна из специфических особенностей психологии XIX в. — ее направленность на изучение особенностей личности и поведения индивида. Необходимо отметить, что лишь в некоторых областях психологии (например, в патопсихологии) зарождались идеи концепций межличностного взаимодействия, возникало осознание, что наиболее ярко человек проявляет себя именно в ситуации общения с другими людьми. Также импульсом для развития идей социальной психологии стало открытие возможностей гипноза.

Что касается социологии, то она как самостоятельная отрасль научного знания выделилась только в середине XIX в. Основателем социологии считают французского философа-позитивисга Огюста Конта. Практически с самого начала существования социология использовала для объяснения социальных факторов законы, сформировавшиеся в недрах других наук.

Согласно представлениям французского социолога Г. Тарда элементарный социальный факт заключается не в пределах одного мозга, а в соприкосновении нескольких умов. В основе общей модели социального лежало взаимоотношение двух индивидов, из которых один подражает другому. Постепенно в системе социологического знания сформировалось психологическое направление (Л. Уорд, Ф. Гиддингс).

Со временем взаимный интерес социологии и психологии привел к возникновению собственно социальной психологии. Одна из первых социально-психологических теорий («психология народов») сложилась в Германии в середине XIX в. Идеи психологии народов нашли всестороннее развитие в работах В. Вундта. Свои представления Вундт изложил в «Лекциях о душе человека и животных», а также в 10-томном труде «Психология народов».

В конце XIX в. была популярна теория Г. Лебона[3], в основе которой лежала идея противопоставления масс и элит в социуме («Психология народов и масс», 1895). Так, Лебои считал, что скопление людей представляет собой «массу», основной характеристикой которой является потеря способности к наблюдению. Поведенческие особенности человека в «массе» (толпе) — обезличивание (вследствие чего отмечается преобладание инстинктивных, импульсивных реакций), превалирование чувств над интеллектом, а в некоторых случаях — вообще утрата интеллекта, логики и внутреннего контроля. Также, но мнению Лебона, для придания массе некоторого порядка ей необходим «вождь», в роли которого и может выступить «элита». Рубеж XIX—XX вв. — время сильной социальной напряженности, вынуждавшее официальную идеологию искать разнообразные способы сдерживания многочисленных массовых выступлений. Таким образом, теория Лебона стала своеобразным откликом на социальный заказ.

Также важной вехой на пути становления социальной психологии стала теория инстинктов социального поведения английского психолога В. Мак- Дауголла (1871 — 1938), согласно которой врожденные инстинкты признаются причиной социального поведения. Впервые термин «социальная психология» появился в работах психолога В. Мак-Дауголла и социолога Р. Росса, что символично отражает две области научного знания, давшие начало социальной психологии как самостоятельной отрасли психологии.

В нашей стране сильное влияние на развитие современной социальной психологии оказали идеи Л. С. Выготского, К. Н. Корнилова, М. А. Рейс- нера, Г. И. Челианова.

Современная социальная психология содержит следующие разделы:

  • социальная психология личности — изучает проблемы социализации личности, разнообразные аспекты регуляции поведения человека в социуме, социальные установки личности и пр.;
  • психология межличностного взаимодействия (ее иногда называют психологией общения и отношений) — изучает функции общения и коммуникации, проблемы психологического воздействия, разнообразные аспекты вербального и невербального общения, динамику развития межличностных отношений;
  • психология малых групп — в рамках данного ответвления социальной психологии рассматриваются процессы групповой динамики, социальнопсихологические проблемы лидерства и референтности, групповая сплоченность и внутригрупповые конфликты;
Читайте также:  В каких продуктах много йода для щитовидной

Референтность — качество личности или группы — способность оказывать определяющее влияние на формирование суждений и оценок; референтными являются те лица или группы, на мнение которых ориентируется человек.

  • психология межгруппового взаимодействия направлена на изучение процессов межгрупповой дифференциации и интеграции; выявление причин, оказывающих влияние на различные межгрупповые процессы, в том числе на возникновение межгрупповых конфликтов;
  • психология больших социальных групп и массовых явлений предметом данного направления являются всевозможные факторы психологической общности групп, динамика развития больших социальных групп, специфика общения внутри больших групп и вне их, психология толпы.

Перечислим относительно новые отрасли, вышедшие из социальной психологии (сформировались на стыке социальной психологии и других областей научного знания):

  • социальная психология труда изучает социально-психологические аспекты трудовой деятельности, например, социально-психологический климат в трудовом коллективе; проблемы совместной деятельности; социально-психологические механизмы вхождения в профессиональное сообщество и пр.;
  • социальная психология управления — рассматривает социально-психологические проблемы управленческой деятельности, социальные роли и позиции, эффективность стилей руководства, психологическую совместимость членов трудового коллектива, специфику производственных конфликтов;
  • экономическая психология — сравнительно молодая, но интенсивно развивающаяся отрасль социальной психологии, изучающая социально-психо- логические аспекты экономических отношений. Интересы исследователей направлены на изучение психологических факторов эффективности предпринимательской деятельности, психологического воздействия рекламы на поведение потребителя, динамику социально-психологических явлений и феноменов в условиях происходящих экономических изменений;
  • политическая психология специализируется в области политической жизни социума; изучает политическое сознание и поведение субъектов политических процессов, проблемы политической активности, психологические факторы, оказывающие влияние на поведение избирателей;
  • этническая психология (этнопсихология) — занимается исследованием психологической специфики национальных групп, народов, этносов; в научном пространстве этнопсихологии — проблемы межнациональных отношений, влияние разнообразных этнических стереотипов и установок на общение в группе (коллективе), процессы социально-психологической адаптации мигрантов, социально-психологические аспекты возникновения межнациональных конфликтов и пути их преодоления.

В настоящее время развиваются и такие ответвления социальной психологии, как социальная психология науки, культуры, искусства, религии, нрава, семьи и брака, спорта; некоторые из них в последние годы приобрели статус вполне самостоятельной науки. Также как и другие отрасли психологического знания, социальная психология включает в себя теоретическую, экспериментальную и практическую (прикладную) социальную психологию.

Среди методов, нашедших широкое применение в сфере социальной психологии, выделяются наблюдение и изучение документов (в том числе при помощи контент-анализа, т.е. выделения единиц текста с их последующим осмыслением и интерпретацией), всевозможные опросы (анкеты и интервью), тестирование (один из наиболее востребованных в данной области диагностических инструментов — социометрический тест), а также различные эксперименты.

Специфика социально-психологического знания состоит в его включенности в социально-политическую сферу общества. В основном это касается психологии больших социальных групп и психологии масс, но и психология малых групп и различные социальные аспекты развития личности не могут рассматриваться вне социума и культурных традиций. Таким образом, социальная психология сама неразрывно связана с культурой и развивается параллельно с ней.

Итак, прежде всего, социальная психология занимается проблемами взаимодействия и коммуникации. Способность обмениваться информацией является одной из главных особенностей человека. С помощью речи люди могут передавать друг другу информацию о различных событиях, порой отдаленных во времени и пространстве, а также сообщать о своих чувствах и эмоциональных состояниях. Выделяются два уровня коммуникации: вербальный (т.е. словесный) и невербальный, включающий выражение лица, взгляд, позы, жесты, интонацию голоса, межличностную дистанцию. В общении мы воспринимаем вербальный и невербальный язык как единое целое. По данным исследований, на словесном уровне передается только 7% информации, 38% информации определяется тем, как эти слова произносятся, 55% — выражением лица[4].

В некоторых случаях проблемы во взаимодействии и коммуникации возникают по причине субъективности нашего восприятия. Часто мы воспринимаем других людей, основываясь лишь на впечатлениях, а также на оценке мотивов их поведения в зависимости от того, какие качества мы им приписываем.

Как правило, в основе нашего восприятия другого человека лежит поиск впечатлений, отражающих основные характеристики его личности. Эти характеристики позволяют нам объяснять различные поступки и поведение окружающих нас людей, а также приводить их в соответствие с нашими впечатлениями.

Источник