Какая загадка подходит для описания свойств признаков
2
0
Загадки описание свойств, признаков предметов, примеры.
1 Серый, усатый, в тельняшке полосатой? Ответ: Тигр
В загадке описываются признаки тигра, у него шкура в полоску
Свойство подушки – она мягкая, теплая, удобная, на ней приятно спать и засыпать.
3 Загадка про груши описывает признаки фруктов: Желтые, душистые
4 Еще одна загадка про полосатую тельняшку, отгадать ее легко
5 Самая трудная загадка с описанием свойств предмета, наверное, ее никто не угадает
В поле сережки на одной ножке. Ответ: Овес.
И загадки с признаками предметов на картинках с ответами. Не путайте с загадками-сравнениями, если в загадке упомянут другой предмет или живое существо, значит загадка относится к сравнениям.
Не советую. Равно как и не советую обращаться этим словом к мужчинам.
Всеобщее заблуждение что “генацвале” – это что-то типа друг, товарищ, брат и т.п. может в случае с “генацвале” не просто сослужить плохую службу, но и “подложить свинью”.
Это вообще не обращение.
Арчи Гудвин (честь ему и хвала независимо от того – сам разобрал или отыскал в сети) детально разобрал грамматику этого слова. Единственный нюанс: тот самый
должен дать перевод я заменяю тебя, а не “мне хотелось бы заменить тебя”.
Впрочем, это всего один вариант из более двух десятков. Самый “бледный” вариант – я заменяю тебя собой. В одном из переводов встретил довольно яркую форму я забираю твою боль себе. Причём переводчик клятвенно заверял, что именно это и говорил герой произведения словом генацвале…
А теперь вернусь к первому абзацу.
Русский “друг любезный” – это, извините, далеко не мегобар грузинский.
И “товарищ” вряд ли когда-нибудь дотянет до танамгзаври.
И дзма – это не “братишка, братюня, брателло”, это таки брат, то есть сын тех же родителей.
Картвелы не любят пустословов.
И обратиться к грузину со словом мегобар – надо иметь для этого серьёзные основания. А чтобы собеседника не мучал вопрос “какой я тебе танамгзаври?” – лучше обратиться с русским словом “товарищ”.
Наиболее приемлемое обращение – батоно. Уважаемый то есть. Уважаемая соответственно калбатоно. Причём неважно, что этой калбатоно ещё мама косы заплетает…
Как ни странно, но фразеологизмы со словом нос чаще всего имеют отрицательный подтекст и произносятся с иронией, пренебрежением и скептицизмом.
В разговорной речи несть числа устойчивых выражений с этим словом, которое является смысловым их центром. Вспомнились вот такие словосочетания в контексте:
Он остался с носом, ни о чем не договорившись.
Из-за жары грибов в лесу было с гулькин нос.
Опытный торговец чует носом, что дело прибыльное.
Заруби себе на носу, что следует явиться вовремя.
Вам следует держать нос по ветру, чтобы не опоздать к раздаче наград.
Так и водили они его за нос, обещая выполнить заказ в срок.
Ну что ты морщишь носом?
Всем утер нос, добившись почета.
Студент сидел уткнувшись носом в книгу.
Ей предлагают поездку на море, а она еще носом крутит!
Если ты не видишь дальше своего носа, то о чем тогда разговор!
Разбирать слова по составу на самом деле очень увлекательное занятие. С одной стороны разбирать слова по составу легче простого. Например, возьмем слово
корова. Видоизменяем его и получаем коровы. Значит корень в этом слове коров-. А окончание будет -а
А с другой стороны иногда приходится задуматься не на шутку. Для примера берем для разбора по составу слово паводок. И утыкаемся приставку па-. Но я в школе, к примеру учила, что приставок па- не бывает и что же тогда получается. Что это за па- в слове паводок. Потом выясняется, что есть четыре слова с приставкой па-, которые надо запомнить. А корнем в этом слове является -вод- , суффикс -ок. окончание нулевое
А теперь принимаемся за данное слово вчера
Меняем форму слова, чтобы выявить корень, ту часть слова, которая во всех формах слова остается неизменной, получаются слова – вчерашний, позавчера, со вчерашнего.
В итоге выходит, корень вчер-, а окончание -а.
Вот так мы разобрали простейшее слово по составу
Слово “сегодня” какая часть речи, можно понять, если определить его грамматические признаки в предложении.
Сегодня у нас состоится праздник.
Исследуемое слово поясняет глагол. Оно обозначает признак действия и отвечает на обстоятельственный вопрос:
состоится когда?
Это грамматические признаки самостоятельной части речи, которая называется наречием. По значению оно относится к наречиям времени, как и следующие слова:
завтра
вчера
вечером
осенью
Слово “сегодня” может выполнять роль существительного, если имеет грамматический признак вещественности, причем часто его определяют пояснительные слова.
Наше сегодня будет лучше чем вчера.
В этом высказывании слово “сегодня” обозначает предмет и отвечает на вопрос: что?
“Сегодня” – это наречие или существительное в зависимости от смысла предложения.
Имя существительное “жар (?) птица”, имея как прямое, так и переносное значения (это либо народно-поэтическое название сказочной волшебной птицы с пылающими жаром перьями; либо соблазнительное, но сложное в исполнении желание), практически не меняет свою орфографию.
Самый распространённый (и мы признаем его правильным) вариант написания – это “жар-птица” – со строчной буквы и через дефис.
Второй по распространённости (ошибочным он во многих контекстах также не может быть признан) – это “Жар-птица” в прямом значении, обозначающем диковинное существо; или в названиях призов, премий, ансамблей, творческих коллективов, студий – уже с заглавной буквы, но также с чёрточкой, а не слитно или раздельно. При использовании прописной буквы редактор той или иной народной сказки привлекает детей к данному слову, придавая ему ещё больше “волшебности” и уникальности.
Добавим, что первая часть этого существительного (а слово является сложным) по падежам не изменяется. Она как бы остаётся в начальной форме, что ещё раз доказывает необходимость дефиса.
Писать “жарптица” или “жар птица” нельзя.
Например:
- “Погоня за жар-птицей”, “держать за хвост жар-птицу”.
- “Получить приз “Жар-птица” (использованы и кавычки).
Источник
С загадками знаком каждый. Эта малая форма народного творчества дает необыкновенно большие возможности для развития ребенка. Она появляется в жизни малыша еще в дошкольный период и становится одним из самых любимых занятий на долгие годы.
Что такое загадка
Среди большого разнообразия жанров, принадлежащих устному народному творчеству, таких как потешки, шутки, прибаутки, песенки, пословицы, поговорки, загадка занимает самое почетное место. И ее ни с чем не спутаешь.
В загадке изложение вопроса предельно сжато, но при этом оно остается емким и образным. Задача автора загадки состоит в том, чтобы не было упущено описание свойств, признаков, характерных определенному предмету или явлению.
Каким целям служит загадка в развитии детей
Педагог или родители, предлагая ребенку игру, где надо отгадать загадки, преследуют определенные цели. Некоторые из них можно сформулировать следующим образом:
- Развитие образности речи. Этому способствуют такие средства, как эпитеты, олицетворения, сравнения, ритм и рифма.
- Употребление многозначных слов в загадках. Оно помогает обогатить словарный запас ребенка. При разгадывании загадки маленькому человечку приходится задумываться о вторичном значении слова, обращать внимание на такое явление языка, как многозначность.
- Развитие фантазии. В загадке всегда есть выдумка. Ребенок невольно должен следовать ей, развивая при этом свое воображение. Свойства и признаки предметов, описываемые в загадке, не соответствуют действительности. И только отгадка все ставит на свои места.
- Понимание связей. Загадка предоставляет возможность задуматься о связях, существующих в мире между предметами и явлениями.
Представленный здесь перечень обозначил лишь основные цели, которые обычно преследуют взрослые, играя с ребенком в загадки. На самом деле этот список гораздо обширнее.
Типы загадок и готовность детей к работе с ними
Отгадывая загадки, ребенок решает определенные логические задачи, выполняет определенные умственные операции. В зависимости от этого все загадки делятся на группы по уровню их сложности.
Успех отгадывания загадок любого уровня сложности будет зависеть от того, насколько дети к этому готовы. Они должны ориентироваться в мире вещей, действий, отношений, которые описаны в текстах загадок. Чтобы ребенок мог это делать, взрослым надо проводить целенаправленную подготовительную работу.
Развитие способности малыша анализировать язык загадки во многом будет влиять на результативность при их отгадывании. Любая загадка, предложенная ребенку взрослым, должна быть рассмотрена с разных позиций: понравилось ли задание, удачно ли описан предмет, что натолкнуло на правильный ответ, какие слова описывают запах, цвет, действие.
Учитывая то, что когда-то малышу будет предложено задание самому придумать загадку, можно включить в работу такие вопросы:
- Какими словами начинается загадка?
- Как заканчивается?
- Каким способом сформулирован вопрос?
- Подбери свои слова для описания предмета.
Постепенно ребенок научится самостоятельно находить отгадку, используя все признаки, свойства предметов, описанные в ней. А поможет ему в этом язык загадки.
Кроме того, на результат могут повлиять манера преподнесения задания взрослым, уровень речевого развития ребенка, его возраст, объем владения знаниями энциклопедического характера и другие факторы.
Загадки первого уровня. Признаки предмета
В заданиях первого уровня сложности представлены такие загадки – описание признаков какого-то явления или предмета. При этом идет простое их перечисление. Называются величина, форма, цвет, назначение, звучание, материал изготовления, способы движения и так далее.
В эту же группу можно включить загадки, где есть описание признаков, но в их перечне зашифровано решение задачи. Чтобы отгадать подобные загадки, достаточно сделать простой анализ, то есть выделить признаки, а затем объединить их в единое целое, выполнив операцию синтеза.
Обычно загадки, относящиеся к первому уровню сложности, предоставляют испытуемому достаточное количество признаков – и логическая задача решается легко и быстро.
Загадки второго уровня. Свойства предметов
В эту группу включены загадки – описания свойств предметов, которые выражены одним–двумя признаками. Несмотря на краткость описания, малышу необходимо восстановить целостный образ.
К этой же группе относятся загадки, которые основаны на сопоставлении, сравнении предметов и явлений. В тексте может использоваться прием отрицания.
Чтобы отгадывать подобные загадки, ребенок должен иметь достаточно полное представление о загадываемом предмете или явлении. Ему нужно не только выделить в загадке описание свойств, но и сопоставить их с другими характерными чертами этого же предмета, которые в тексте задания не представлены.
Загадки третьего уровня. Описание свойств, признаков
Чтобы отгадать загадки, относящиеся к третьему уровню сложности, детям нужно выполнить операции сравнения свойств и признаков, которые на первый взгляд кажутся очень далеки друг от друга. Но это может показаться лишь сначала. Здесь ребенку нужно понять скрытый смысл метафоры.
Тематика загадок
На выбор тем загадок, где представлено описание свойств, признаков предметов, действий, явлений влияют многие факторы. Прежде всего, нужно помнить, что дети имеют ограниченные представления о мире, в котором живут. Это связано с их небогатым жизненным опытом.
Именно по этой причине темой загадок могут быть предметы, которые окружают ребенка в повседневной жизни. Они близки малышу, оказывают на него эмоциональное воздействие. Наиболее часто словами-отгадками являются названия игрушек, домашних животных, продуктов питания, предметов гигиены и обихода.
С возрастом круг тем расширяется, меняется и уровень сложности предлагаемых загадок. Транспорт, явления природы, спорт, профессии, мир растений и животных – перечень тем загадок, которые можно использовать с детьми старшего возраста.
Сочинение собственных загадок
Процесс отгадывания очень увлекает детей. Но придумывание своих загадок не менее интересное занятие, хотя оно намного сложнее.
В самом начале освоения этого вида работы малышам нужно предлагать для сочинения загадки – описания свойств. Они составляются по образцу, который демонстрирует взрослый. Не секрет, что не все дети способны справиться с таким видом задания сразу. Но регулярные занятия способны развить этот навык у любого ребенка.
По прошествии определенного времени ребята сами будут придумывать загадки на описание свойств, признаков предметов, получая от этого вида работы истинное наслаждение.
Итогом творческой работы детей по сочинению загадок может стать оформленная ими книга или альбом. Кроме текстов загадок, в альбом можно поместить иллюстрации к ним.
Для справки
При работе с загадкой постоянно приходится оперировать понятиями «признак» и «свойство». Так чем признак отличается от свойства? Коротко это можно сформулировать так: признак – общая характеристика предмета. Свойство дает развернутое описание качества предмета.
История появления загадки в нашей жизни может быть интересна как детям, так и взрослым.
Особое отношение к этому виду творчества было еще у древнего человека. Известно, что во многих племенах существовал обряд посвящения мальчика в мужчину. Чтобы молодой человек мог выдержать испытания на зрелость, ему нужно было доказать свою ловкость, физическую силу и мужество. Для этого требовалось выдержать сильную боль, убить на охоте свирепого хищника, а также показать свои ум, знания, сообразительность.
У германцев и древних греков одним из видов единоборства было отгадывание загадок. Мужчина, который не справлялся с заданием, лишался жизни.
У славян существует поверье о том, что русалки любят загадывать загадки и губят людей, которые не могут найти ответ.
Загадывание и отгадывание загадок было обязательным условием русского свадебного обряда. Подружки невесты должны были придумать для жениха и его друзей очень трудные задания. Если молодые люди не могли отгадать эти загадки, то и невесту им не отдавали. Подобный обряд можно увидеть и на современных свадьбах, только теперь он носит шуточный характер.
Появившись много тысячелетий назад, загадки всегда были и остаются средством, при помощи которого можно пополнить багаж знаний об окружающем мире, развить свою способность мыслить образно, неординарно, проявить наблюдательность, смекалку, ум.
Источник
Тема урока: Загадки. Какие бывают загадки. Пословицы. Какие бывают пословицы.
Цели урока:
А. Обучающие: Обобщений и расширение знаний о русском фольклоре.
Б. Развивающие: Развитие логического мышления и познавательной активности.
В. Воспитательные: Воспитание любви к устному народному творчеству, к народной мудрости.
Задачи урока:
1. Научить различать и применять в практической деятельности загадки и пословицы.
2. Развивать словесно- логическое мышление, наблюдательность, умение рассуждать, анализировать.
3. Прививать интерес к народным загадкам, пословицам.
Место урока в серии других уроков: Урок из раздела «Устное народное творчество».
Тип урока: Урок изучающего чтения.
Оснащение урока: Реквизит для инсценировки- костюмы Бабы Яги, Емели, Хозяйки, самовар, метла, балалайка, ключ, клубок с пряжей; аудиокассета с музыкой «Вместе весело шагать»; компакт диск с иллюстрациями отгадок, с видами загадок, с темами пословиц.
Формы организации познавательной деятельности: Фронтальная, индивидуальная.
Ход урока
I. Организационный момент
– Прозвенел звонок, начинается урок. Сегодня нас ожидает не обычный урок, а урок- путешествие. Вы часто ходите в лес?
– А зачем? (Ответы детей.)
– Верно! В лес ходят по грибы, да по ягоды. А в сказочный осенний лес за загадками да пословицами не ходили? Да за мудростью народной?
– Тогда в путь! А чтобы достичь нам своей цели, возьмём в помощь наш «Живой цветок»
II. Повторение жанров произведений фольклора
– Посмотрите внимательно на этот «Живой цветок». На предыдущих занятиях мы с вами уже использовали один лепесток. Кто помнит, как он назывался? (Былины.)
– Правильно. Давайте, ребята, вспомним названия всех лепестков нашего цветка. (По мере повторения лепесточки переворачиваются.)
– Итак, мы повторили все жанры произведений фольклора. Ответьте на вопрос: Что такое фольклор? (Произведения устного народного творчества.)
– Молодцы, ребята! Теперь я вижу, что вы готовы к путешествию. Отрываем лепесток с названием «Загадка» и отправляемся в путь.
III. Работа над понятием «Загадка»
1. Остановка «Царство Бабы-Яги»
Звучит музыка. Дети встают возле парт и имитируют ходьбу. Неожиданно появляется Баба-Яга.
Яга. Кто нарушил мой покой? Что вы тут делаете? Ходите, шумите, мне, Яге, спать мешаете!
Учитель. Это ребята в сказочный лес за народной мудростью отправились. Не подскажите ли, куда нам следует идти?
Яга. Не только не подскажу, но и отсюда никуда не отпущу! Здесь при мне и останетесь!
Учитель. Нет уж, Баба-Яга, ты нам не мешай, отпирай ворота, мы и сами дорогу найдём!
Яга. Хорошо! Будь по-вашему! Только вот замок на воротах не простой, а с секретом. Кто мои загадки отгадает, того он и пропустит. Слушайте!
Загадки:
1) Летом шубу надевает, а зимой её снимает. (Лиственный лес)
2) Весной цвету, летом плод даю, осенью увядаю, зимой не умираю. (Ель, сосна)
3) Платье скинула, а пуговки остались. (Рябина)
4) Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег)
5) Не драгоценный камень, а светится. (Лёд.)
6)
Гость гостил,
Золотой мост мостил-
Без ножа, без топора,
Без железного долота. (Мороз)
7)
Лежит брус во всю Русь.
Если бы руки да ноги, то бы встал
Да до неба достал. (Дорога)
По мере отгадывания загадок просматриваются иллюстрации с диска.
Учитель. Ну что, Баба-Яга, отгадали мы твои загадки. Можем теперь идти?
Яга. Э-э-э, нет! Отгадать-то отгадали, да что же такое загадка не сказали.
Учитель. Что ж, ребята, разберёмся, что такое «загадка». Заодно и Бабе-Яге расскажем.
2) Работа с учебником
– Чтение сильным учеником понятия «загадка» на с. 21.
– Чтение загадок «цепочкой» и отгадывание.
Вывод.Загадка – короткое произведение устного народного творчества, в котором вместо предмета или явления называются их признаки или действия.
IV. Наблюдение над разнообразием загадок
– Продолжаем работать по учебнику. А помогать нам будет Баба-Яга.
– Загадки интересно разгадывать. Они проверяют смекалку, наблюдательность, сообразительность. Поэтому все – и дети и взрослые- любят загадки. А теперь вы узнаете, какие бывают загадки, как они строятся, как их нужно читать.
1) Виды загадок
Баба-Яга. Ну ладно, так и быть. Расскажу вам, какие загадки бывают.
– Просмотр по порядку слайдов с видами загадок и чтение их в учебнике.
Загадки- описание свойств, признаков предмета |
Загадки- противопоставления |
Загадки- вопросы |
Загадки- сравнения |
Загадки- описания действий предмета |
Чтение загадок в учебнике (с.22-23) и их отгадывание.
Вывод. При чтении загадок нужно выделять те слова, которые помогают найти отгадку. В загадках- вопросах выделяй вопрос.
Яга. Ну, ничего не поделаешь. Хоть и весело мне с вами, да деваться некуда. Хорошо вы ,детки, работали. Придётся мне вас отпустить. Вот вам ключ. Счастливого пути!
V. Физкультминутка
Звучит музыка. Дети опять «отправляются в путь».Они идут, приседают под «препятствиями», перепрыгивают через «пропасти», пробираются по «одной дощечке».
VI. Работа в тетради
Остановка «Емелина печка»
Звучит русская народная музыка, появляется Емеля.
Учитель. Ребята! Узнаёте этого героя?
– Кто это?
– Из какой сказки?
– Емеля, здравствуй, встречай гостей! Не подскажешь ,правильно ли мы за народной мудростью идём?
Емеля. Здравствуйте, друзья! Как не помочь хорошим людям! Укажу дорогу! Да вот напасть – печка моя сломалась! И пока вы задания в тетради не выполните, она не поедет.
Работа в тетради (с. 11)
1) Соответствие
– Отгадайте загадки, укажите стрелкой тему.
2) «Соберите загадку». Напишите отгадку
3) Точное слово
– Подчеркните слова, которые помогут вам найти отгадку.
Емеля. Молодцы, ребята, быстро и правильно справились с заданием. Ну, а теперь в путь.
VII. Работа с пословицами
– Отрываем, ребята, следующий лепесток и продолжаем путешествие.
Звучит музыка. Дети совершают движение «по кругу».
1) Работа с понятием «пословица»
Остановка «Избушка лесника». Сидит Хозяйка, вяжет.
Хозяйка. Здравствуйте, ребята! Слышала, слышала! Вы по сказочному лесу путешествуете, мудрость народную ищите.
Учитель. Верно, хозяюшка! Не подскажите, правильно ли мы идём?
Хозяюшка. Идёте верно. Только устали наверно. Присаживайтесь, отдохните, да о пословицах поговорите.
На доске надпись:
Пословица – краткое изречение.
Учитель. Каждая пословица содержит свой смысл: учит, поощряет. одобряет, наставляет, порицает, заставляет задуматься.
– Многие пословицы состоят из двух смысловых частей. При чтении между частями пословиц делается пауза, а важные слова выделяются голосом.
– Обратите внимание: они напечатаны жирным шрифтом.
- Красна птица пером,/ а человек – умом.
- Чем дальше в лес,/ тем больше дров.
2) Наблюдение над разнообразием пословиц.
Работа с учебником. (с. 26-27)
– Чтение пословиц самостоятельно.
– Выделение тем пословиц.
О Родине |
О труде |
О человеке |
О природе |
О смелости |
О знании и учении |
О книге |
О дружбе |
Чтение вслух понравившихся пословиц и объяснение смысла.
3) Работа в тетради (с. 12)
Соответствие.
– Прочитай пословицы и соедини каждую с темой.
Собери пословицы.
Проверь себя.
VIII. Домашнее задание
Выучить наизусть 5 понравившихся загадок и пословиц.
IX. Итог урока
Хозяйка. Какие вы, ребята, молодцы. Запаслись народной мудростью. Пора вам возвращаться домой. Вот вам волшебный клубочек. Он вам укажет дорогу.
Музыка.
Учитель. Итак, ребята, мы с вами совершили большое путешествие в страну «Народной мудрости». О каких двух видах фольклора мы сегодня узнали подробнее?
Источник