Какие 4 свойства конституции

Какие 4 свойства конституции thumbnail

Юридические
свойства конституции
– это те
качественные характеристики, которые
отличают конституцию от актов текущего
законодательства. К ним относятся:

1.
Конституция – Основной закон
государства.
Любая конституция
является законом и обладает всеми
признаками закона. Но в отличие от других
законов, конституция – это такой закон,
который принимается или непосредственно
народом на референдуме, или высшим
представительным органом государственной
власти и закрепляет важнейшие начала
жизни общества и государства. Вот почему
по своему значению конституция является
основным законом государства, или, иначе
говоря, главным законом государства.

2.
Юридическое верховенство
конституции.
Юридическое верховенство
конституции означает ее высшую юридическую
силу по отношению ко всем иным нормативным
актам, включая и федеральные законы, и
упомянутые выше федеральные конституционные
законы. Все они должны соответствовать
конституции и не могут ей противоречить.

Ни
один закон или иной нормативный акт,
противоречащий нормам конституции, не
имеет юридической силы. Этот принцип
нашел свое закрепление в в ч. 1 ст. 15
Конституции РФ 1993 г., которая гласит:
“Конституция РФ имеет высшую юридическую
силу, прямое действие и применяется на
всей территории РФ. Законы и иные правовые
акты, принимаемые в РФ, не должны
противоречить Конституции РФ”.

3.
Конституция – база текущего законодательства
.
Закрепляя главные, базовые общественные
отношения, Конституция РФ является
правовой основой для всего текущего
законодательства. Абсолютное большинство
норм конституции являются отправными,
исходными для текущего отраслевого
законодательства – гражданского,
административного, уголовного и т. д. И
в этом состоит одно из важнейших свойств
конституции. А в тексте конкретных
статей конституции содержатся предписания
законодателю, каким требованиям должно
отвечать отраслевое текущее
законодательство, развивающее положения
конституции.

4.
Прямое действие конституции
. В
Конституции РФ 1993 г. есть прямой ответ:
нормы этой конституции имеют прямое
действие. В ст. 18 Конституции РФ говорится:
“Права и свободы человека и гражданина
являются непосредственно действующими”,
а ч. 1 ст. 15 Конституции РФ закрепляет
прямое действие всех норм конституции.

Конституция
РФ имеет прямое действие(ч.2
ст.15 Конституции РФ). Это означает, что
нормы Конституции РФ являются
непосредственно действующими, то есть
для их осуществления не требуется в
качестве обязательного условия принятия
дополнительных, конкретизирующих
отраслевых правовых норм. Вместе с тем
многие нормы Конституции РФ, в силу
высокого уровня обобщенности правового
регулирования, нуждаются в дополнительной
регламентации путем принятия актов
текущего законодательства.

Прямое
действием конституции означает, что
каждый гражданин, считающий нарушенными
свои права, может обратиться в суд за
их защитой, ссылаясь при этом на
соответствующую статью Конституции
РФ, и суд в этом случае не может отказать
в рассмотрении дела, ссылаясь на
отсутствие нормы
права, закрепленной в законе или
другом нормативном акте, конкретизирующем
конституционную норму.

Легитимность Конституции
состоит в том, что она принимается
народом (путем референдума) или от имени
народа (представительным органом
государства – парламентом или же органом,
специально созданным для принятия
конституции, – учредительным собранием),
которому принадлежит вся полнота
государственной власти.

Конституцию
РФ, принятую всенародным голосование
12 декабря 1993 г. можно назвать легитимной
“с определенной долей условности”.
Ее одобрили 58,4% избирателей, принявших
участие в голосовании, что составляет
31% всех зарегистрированных избирателей.

Стабильность Конституции– важнейшее условие режима законности,
устойчивости всей правовой системы и
организации государственной власти,
определенности отношений между личностью
и государством. Гарантией стабильности
Конституции РФ служит жесткий порядок
ее пересмотра и внесения конституционных
поправок.

Реальность Конституцииозначает соответствие конституционных
предписаний (юридической конституции)
складывающимся в действительности
общественным отношениям (конституции
фактической). Другими словами, конституция
должна отражать достигнутую ступень
развития общественных отношений в
политической, экономической, социальной
сферах, в противном случае она будет
фиктивной.

5.
Правовая охрана конституции.
В
последнее время в юридической литературе
сделана попытка обосновать появление
относительно новых понятий для российского
конституционного права – охрана и защита
Конституции РФ. Оба эти понятия – охрана
и защита Конституции РФ – объединены
общим объектом и целью, которая состоит
в обеспечении реальности и выполнимости
Основного закона.Методыдостижения
поставленных задач и, соответственно,
содержание охраны Конституции РФ и
защиты Конституции РФ различны.

Охрана
Конституции РФ понимается как комплекс
мер по устранению препятствий в реализации
Конституции РФ и предотвращению
конституционных правонарушений.

Защита
Конституции РФ – это устранение конкретных
нарушений конституционных норм. Если
охрана Конституции РФ направлена в
будущее, на предупреждение конституционных
правонарушений, то защита Конституции
РФ начинается лишь при совершении
конституционного правонарушения.

6.
Особый порядок изменения конституции
.
Самое стабильное общество не может
развиваться без борьбы идей, которая
при определенных условияхприводитк
качественно новой конституционной
доктрине. Борьба за власть закономерна,
но она не может происходить как в рамках
конституционного поля, так и вне его. В
последнем случае правомерно ставить
вопрос о захвате власти, государственном
перевороте, в результате чего на свет
может появиться незаконная конституция.

Что
касается действующей российской
Конституции, то она может быть отнесена
к числу безусловно “жестких”, в
результате чего неоднократные попытки
некоторых депутатов Государственной
Думы внести в Конституцию поправки
оказались безуспешными.

Учредительный характерКонституции проявляется в том, что ее
нормы закрепляют основы государственного
и общественного устройства, учреждают
важнейшие государственные институты,
через которые реализуется государственная
власть, принципы их создания и деятельности.
Кроме того, конституционные нормы
устанавливают порядок создания всех
действующих в государстве правовых
норм их иерархию в правовой системе.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Конституция как главный закон государства и общества, основной источник права конкретной страны имеет особые черты, или свойства, которые можно подразделить на социально-политические, правовые и политико-правовые.

Основные социально-политические свойства конституции выражаются прежде всего в следующих признаках:

О особый субъект, который принимает (учреждает) конституцию или от имени которого она принимается;

О учредительный характер конституционных положений;

О широта и всеохватывающий характер предмета конституционного регулирования.

Особый субъект, который принимает (учреждает) конституцию или от имени которого она принимается, — принципиальное социально-политическое свойство конституции. Конституция в современном значении этого понятия является актом, который, как правило, принимается народом или от имени народа.

Возникновение в XVII в. самой идеи о необходимости такого акта, как конституция, было связано именно с идеей воли народа как источника данного акта. Выдвигаемое нарождающейся буржуазией требование ограничить права короля и феодалов для защиты своих свобод могло быть обеспечено только путем принятия акта высшей власти, воплощающей волю всей нации или всего народа. Так, в неосуществленном на практике проекте «народного соглашения» Кромвеля в 1653 г. было предусмотрено условие подписания его всем народом. Такое же требование затем выдвигалось Жан Жаком Руссо. Он полагал, что для установления конституции требуется согласие всех граждан: она должна стать результатом единогласного решения всех граждан, а противников конституции следует считать иностранцами среди граждан. Эта важная социальная черта конституции признается доминирующей в современной конституционной теории и практике. Не случайно конституции большинства демократических государств мира начинаются словами: «Мы, народ (нация)… принимаем (провозглашаем, учреждаем и т.п.) настоящую конституцию».

Принятие «народом и от имени народа» — главная формула демократической конституции. В современном мире многие демократические конституции приняты или учреждены гражданами страны на референдуме. В частности, так были приняты конституции Италии 1947 г., Франции 1958 г., Португалии 1976 г., Испании 1978 г., Египта 1971 г., Филиппин 1986 г., Йемена 1991 г., Алжира 1996 г., Беларуси 1996 г., Румынии 1999 г., Швейцарии 2000 г. и др. Вместе с тем всенародный референдум не является единственным путем демократического учреждения основного закона страны. Конституция может приниматься и другими субъектами права, представляющими народ и его интересы, например: учредительным собранием (во Франции Конституция 1948 г., в Бразилии — 1988 г., Болгарии — 1991 г. и др.); парламентом (в Китае — в 1982 г., во Вьетнаме — в 1992 г., в Грузии — в 1995 г., на Украине — в 1996 г.); на общенациональной конференции представителями различных политических сил и групп населения (Конституция Боснии и Герцеговины, 1995 г.).

Выбор субъекта учреждения конституции — очень тонкий и ответственный политический момент. Наиболее демократичный путь принятия конституции референдумом не всегда используется по разным причинам. Так, от него отказываются тогда, когда существует опасность использования народа в качестве заложника определенных групповых интересов. Некоторые ученые считают, что в условиях недемократичного режима при проведении референдума избиратели подвергаются серьезному давлению и часто одобряют реакционные проекты. В качестве примера приводят Конституцию Франции 1958 г., которая одобрялась избирателями в условиях острого политического кризиса; Конституцию Чили 1980 г., утверждаемую гражданами в условиях диктатуры Аугусто Пиночета; социалистические конституции ГДР 1968 г., Болгарии

1971 г. и Кубы 1976 г., принимаемые под давлением партийной верхушки[1].

Критическая оценка государствоведами демократичности проведения референдума в указанных случаях должна быть весьма осторожной. Нужно учитывать, что любая демократичная процедура в условиях политического кризиса или недемократического режима приобретает искаженные формы и может быть использована не в интересах народа силами, доминирующими в политическом процессе. Это касается не только референдума, но и голосования в парламенте, учредительном органе и т.д.

Существует практика принятия конституций сверху: военными властями, провозглашающими переход к гражданскому правлению (конституции Турции 1982 г., Нигерии 1989 г.), высшими партийными органами (съездом партии в Конго в 1973 г., комитетами партии в Анголе и Мозамбике в 1975 г.). В некоторых монархических странах конституция даруется монархом своему «верному народу». Такой способ принятия конституции — октроирова- ние — был использован, в частности, в Иордании в 1952 г., Непале — в 1962 г., Свазиленде — в 1978 г., Саудовской Аравии — в 1992 г.

Другой важной социально-политической чертой конституции является ее учредительный характер. Принятием конституции, внесением в нее изменений и дополнений, отменой конституции и учреждением новой устанавливаются основы общественного и государственного строя, система публичной (государственной) власти; определяются правовой режим человека и гражданина, принципы отношений личности и государства. Именно через конституционные нормы меняются или модифицируются государственный и общественный строй, форма государственности, режим государственной власти и другие публичные отношения учредительного характера.

Учредительная природа конституции проявляется в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, являются первичными. При этом допускается, что в текст конституции может быть включена любая правовая норма, которую народ или в его лице государственные органы учреждают.

Из такой характеристики, разумеется, не следует, что нормы конституции формируются произвольно. На их содержание влияют международно-правовые нормы, практика других государств, а также разнообразные экономические, политические, социальные, внешнеполитические и иные факторы.

Широта и всеохватывающий характер предмета конституционного регулирования — еще одна важная социально-политическая черта современной конституции. Нет другого такого нормативного правового акта, который бы так же комплексно и всесторонне охватывал все виды общественных отношений в качестве предмета регулирования. Упорядочивая политические, экономические, социальные, культурные и духовные отношения, конституция собирает правовыми нормами на системном уровне модель государственного и общественного строя. Особенно в этом смысле преуспели конституции последнего поколения. В частности, Конституция Швейцарии 2000 г. (195 статей и переходные положения) по степени детализации представляет по сути кодекс государственной и общественной жизни страны. Весьма обширны и многообразны по содержанию Конституция Индии 1950 г. (368 статей и 12 приложений), Малайзии 1957 г., Бразилии 1988 г. (246 статей и переходные положения).

Главные правовые свойства конституции — это:

  • 0 ее верховенство и высшая юридическая сила;
  • 0 прямое действие и применение на всей территории государства;
  • 0 Конституция — ядро правовой системы или основной источник права;
  • 0 усложненный порядок принятия, внесения изменений и поправок;
  • 0 особая правовая охрана.

В формально-юридическом смысле конституция — это закон, обладающий верховенством и высшей юридической силой. Наличие данных свойств означает, что все остальные законы и иные правовые акты принимаются во исполнение конституции страны и не должны ей противоречить. Любой правовой акт, противоречащий конституции по существу или по форме, должен быть признан недействительным.

В конституциях немногих современных государств содержатся нормы, непосредственно определяющие верховенство и высшую юридическую силу конституции. Среди стран старой Европы это Ирландия, Португалия, в Азиатско-Тихоокеанском регионе — Япония. В частности, в ст. 277 Конституции Португалии записано, что являются неконституционными нормы, нарушающие положения Конституции или принципы, в ней закрепленные. В ст. 98 Конституции Японии закрепляется положение о том, что настоящая Конституция является «верховным законом страны и никакие законы, указы, рескрипты или другие государственные акты, противоречащие в целом или в части ее положениям, не имеют законной силы». Статья 5 Конституции Республики Болгария от 13.07.1991 устанавливает, что Конституция данного государства является верховным законом, а другие законы не могут ей противоречить.

Наиболее высокая доля государств, непосредственно в своих конституциях регулирующих верховенство и высшую юридическую силу основного закона, приходится на страны постсоветского пространства. Так, согласно ст. 137 Конституции Беларуси 1994 г. (ред. 1996 г.), Основной закон данного государства обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. В случае расхождения закона, декрета или указа с Конституцией действует Конституция Беларуси. Конституция Таджикистана также определяется как акт, обладающий высшей юридической силой. Законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции и законам Республики, признаются недействующими (ст. 10 Конституции Таджикистана).

Если рассматривать в целом мировую практику конституционного регулирования, то нельзя не констатировать, что в большинстве государств наличие свойств верховенства и высшей юридической силы конституции определяется опосредованно, т.е. через косвенное закрепление данных свойств в конституционных положениях, где основная смысловая нагрузка приходится на иной аспект регулирования, а также путем установления особого порядка внесения конституционных поправок, правовой охраны конституции и т.п.

Так, в преамбуле Конституции Эстонской Республики от 28.06.1992 указывается, что государственная власть в данной стране осуществляется только на основе Конституции и согласующихся с ней законов. В ст. 1 Конституции Бразилии говорится, что «вся власть исходит от народа, который ее осуществляет… в соответствии с предписаниями настоящей Конституции». Аналогично в ст. 1 Конституции Италии записано, что народ данной страны осуществляет власть в формах и в границах, установленных Конституцией. Несколько иным образом, но также опосредованно говорится о высшей юридической силе основного закона в ст. 192 Конституции Швейцарии: если Конституция и законодательство, которое принято на ее основе, не предписывают иного, то ее пересмотр производится согласно законодательной процедуре.

Конституция считается нормативным правовым актом прямого действия и применяется на всей территории страны. Данным документом напрямую руководствуются все органы государственной власти и местного самоуправления при издании собственных актов, а также органы правосудия и правоохранительные органы, осуществляющие конституционный надзор и контроль. Хотя непосредственное упоминание об этом свойстве также нечасто можно встретить в конституциях (например, это записано в конституциях Болгарии, России и Таджикистана), механизм прямого действия и применения основного закона реализуется практически в каждом демократическом правовом государстве.

Прямое действие всех норм конституции не означает, что ее положения не нуждаются в конкретизации. Зачастую в конституции встречаются отсылочные нормы о необходимости регулирования определенных сфер общественной и государственной жизни.

Конституция является ядром правовой системы и основным источником права. Принципы и положения конституции играют базовую роль для всей системы права и системы законодательства, т.е. предопределяют их содержание. Поэтому принятие новой конституции или внесение в нее поправок влечет за собой соответствующее обновление законодательства.

Еще одним значимым правовым свойством, вытекающим из верховенства и высшей юридической силы основного закона, является усложненный порядок принятия, внесения изменений и поправок в конституцию. Лишь малое число стран придерживается способа изменения конституций в том же порядке, что и других, обычных законов (Великобритания, Израиль, Новая Зеландия). Для подавляющего числа зарубежных стран с демократическим режимом характерен усложненный порядок принятия конституции, внесения в нее изменений и поправок, а также пересмотра. Внесение изменений сопряжено с особыми условиями (квалифицированное большинство голосов (2/3, 3/5,3/4), двойной вотум, утверждение на референдуме, конституционном собрании и др.). Так, согласно ст. 89 Конституции Франции, проект или предложение о пересмотре Конституции должны быть приняты обеими палатами в идентичной редакции. Пересмотр является окончательным после одобрения его референдумом. Если Президент Франции решит передать проект на рассмотрение Парламента, созванного в качестве Конгресса, проект пересмотра считается одобренным, если он получает 3/5 поданных голосов. В то же время никакая процедура пересмотра Конституции не может быть начата или продолжена при наличии посягательств на целостность территории.

В соответствии со ст. 167 Конституции Испании проекты изменения Конституции данной страны должны быть приняты большинством не менее чем 3/5 членов каждой из палат Генеральных кортесов. При отсутствии согласия между палатами для его достижения образуется совместная комиссия депутатов и сенаторов, которая вырабатывает текст и представляет его на голосование Конгресса и Сената. Если не будет достигнуто согласия и после работы комиссии, то при условии, что Сенат примет указанный текст абсолютным большинством своих членов, Конгресс может принять его двумя третями голосов своих членов. Одобренный Генеральными кортесами проект выносится на референдум, если в течение 15 дней после его принятия такого голосования потребует у10 членов любой из палат.

Весьма подробно усложненная процедура изменения основного закона страны прописана в Конституции Беларуси. Согласно ст. 138 Конституции, вопрос о ее изменении и дополнении рассматривается палатами Парламента по инициативе Президента или не менее 150 тыс. граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом. Закон об изменении и дополнении Конституции может быть принят после двух обсуждений и одобрений Парламентом с промежутком не менее 3 месяцев (ст. 139). Изменения и дополнения Конституции не производятся в период чрезвычайного положения, а также в течение последних 6 месяцев полномочий Палаты представителей.

Конституция, законы о внесении в нее изменений и дополнений, о введении в действие указанных законов, акты о толковании Конституции считаются принятыми в Беларуси, если за них проголосовало не менее 2/з полного состава каждой из палат Парламента (ст. 140). Изменения и дополнения Конституции могут быть проведены через референдум. Решение об изменении и дополнении Конституции путем референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования. При этом разделы I, II, IV, VIII Конституции Беларуси могут быть изменены только путем референдума.

Правовую охрану конституции можно рассматривать в широком и узком смыслах. В широком смысле охрана конституции осуществляется государственно-правовым механизмом, предусмотренным практически всеми отраслями права. В узком смысле подразумеваются специально-конституционные средства охраны: конституционный контроль и надзор, а также конституционная ответственность[2].

Режим правовой охраны основного закона государства предусмотрен непосредственно во многих конституциях демократических государств. К охране конституции привлекаются практически все ветви и все виды органов государственной власти. Кроме того, создаются специализированные органы конституционного контроля (надзора). Например, согласно ст. 5 Конституции Франции, Президент Республики следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей. Согласно Конституции Швейцарии, Федеральное собрание (парламент) и Федеральный совет (правительство) следят за соблюдением федеральной Конституции кантонами и обеспечивают соответствие кантональных конституций федеральному основному закону. По Конституции Швеции, Законодательный совет осуществляет консультативный конституционный контроль, а правительство и Риксдаг — постановляющий политический конституционный контроль.

Особую роль в правовой охране конституции играют специализированные судебные или квазисудебные органы конституционного контроля или надзора. В одних странах такой контроль осуществляют суды общей юрисдикции, в системе которых окончательное решение выносит верховный суд страны (США, Аргентина, Япония, Швейцария и ряд других стран). Для других государств характерно создание специальных судебных органов — конституционных судов. Такая практика присуща, в частности, многим европейским странам. Конституционные суды осуществляют контроль через конституционное правосудие в Германии, Австрии, Италии, Болгарии, Словении, Литве, Армении, Азербайджане, Молдове, на Украине и в ряде других государств. Имеются страны, где существуют особенные квазисудебные органы конституционного контроля: Конституционный совет и частично Государственный совет во Франции, Конституционный трибунал в Польше, специальные палаты конституционных гарантий в составе верховных судов в ряде стран Латинской Америки, конституционные советы — религиозно-государственные органы конституционного контроля в некоторых мусульманских странах и др.

Судебные и квазисудебные органы конституционного контроля следят за конституционностью законотворчества в государстве, предотвращают нарушения конституции, признавая недействительными акты, ей противоречащие, а также осуществляют иные функции конституционной юстиции.

Источник