Какие бывают свойства арифметических действий

Какие бывают свойства арифметических действий thumbnail

Сочетай, перемещай, свойства действий

узнавай

Напомним известные уже из арифметики главнейшие свойства действий сложения, вычитания, умножения и деления, так
как этими свойствами придется часто пользоваться и в алгебре.

  •  Свойства сложения

Переместительный закон сложения

Сумма не изменяется от перестановки  слагаемых .

Пример:
3 + 8 = 8 + 3;  5 + 2 + 4 = 2 + 5 + 4 = 4 + 2 + 5.
В общем случае:

a+b=b+a

a+b+c=c+a+b
Стоит иметь ввиду, что число слагаемых может быть и более трёх.

Сочетательный закон сложения

Сумма нескольких слагаемых не изменится, если какие-нибудь из них заменить их суммой .

Пример:
3 + 5 + 7 = 3 + (5 + 7) = 3 + 12 = 15;
4 + 7+11+6 + 5 = 7 +(4+ 5)+ (11+6) = 7 + 9+17 = 33.
В общем случае:
а + b + с = а+(b + с) = b+(а + с) и т. п.
Иногда этот закон выражают так: слагаемые можно соединять в какие угодно группы.

Чтобы прибавить к какому-либо числу сумму нескольких чисел, можно прибавить отдельно каждое слагаемое одно за другим.

Пример:
5 + (7 + 3) = (5 + 7) + 3 = 12 + 3 = 15.
В общем случае:

a+(b+c+d+…+x)=a+b+c+d+…+x

  • Свойства вычитания

Свойство вычитания суммы из числа

Чтобы вычесть из какого-нибудь числа сумму нескольких чисел, можно вычесть отдельно каждое слагаемое одно за другим.

Например:
20 — (5+ 8) = (20 — 5) — 8 = 15 — 8 = 7.
В общем случае:
а — (b + с + d+ …) = а — Ь — с — d — …

Свойство сложения разности чисел

Чтобы прибавить разность двух чисел, можно прибавить уменьшаемое и затем вычесть вычитаемое.

Пример:
8 + (11-5) = 8+ 11 -5= 14.
В общем случае:
а + (b — с) = а + Ь — с.

Свойство вычитания разности из числа

Чтобы вычесть разность, можно сначала прибавить вычитаемое и затем вычесть уменьшаемое.

Например:
18-(9-5) = 18 + 5-9= 14.
Вообще:
а — (Ь — с) = а + с — b.

  •  Свойства умножения

Переместительный закон умножения

Произведение не изменится от перестановки сомножителей .
Так:
4·5 = 5·4; 3·2·5 = 2·3·5 = 5·3·2.
Вообще:
a*b = b*a; abc… =b*а*с*… = c*b*a* …

Сочетательный закон умножения

Произведение нескольких сомножителей не изменится, если какие-нибудь из них заменить их произведением .

Так:
7*3*5 = 5*(3*7) = 5*21 = 105.

Вообще:
abc = а(bс) = b(ас) и т. п.

Умножение числа на произведение чисел

Чтобы умножить какое-либо число на произведение нескольких сомножителей, можно умножить это число на
первый сомножитель, полученный результат умножить на второй сомножитель и т. д.

Так:
3*(5*4) = (3*5)*4= 15*4 = 60.
Вообще:
a•(bcd…) = {[(a·b)•c]•d}…
Чтобы умножить произведение нескольких сомножителей на какое-либо число, можно умножить на это число один
из сомножителей, оставив другие без изменения.

Так:
3 • 2 • 5 • 3 = (3 • 3) • 2 • 5 = 3 • (2 • 3) • 5 = 3 • 2 • (5 • 3).
Вообще:
(abc.. )m = (аm)bс… = а(bm)с… и т. п.

Умножение числа на сумму чисел

Чтобы умножить сумму на какое-либо число, можно каждое слагаемое умножить на это число и полученные ре-
результаты сложить.

Так:
(5 + 3)·7 = 5·7 + 3·7.
Вообще:
(а + b + с + .. .)n = an + bn + cn + …

В силу переместительного закона умножения это же свойство можно выразить так: чтобы умножить какое-либо число на
сумму нескольких чисел, можно умножить это число на каждое слагаемое отдельно и полученные результаты сложить.

Так:
5·(4 + 6) = 5·4 + 5·6.
Вообще:
r·(а + Ь + с +…) = rа + rb + rс + …

Это свойство называется распределительным законом умножения, так как умножение, производимое над суммой, распределяется на каждое слагаемое в отдельности.

Распределительный закон умножения для разности чисел

Распределительный закон можно применять и к разности.

Так:
(8 — 5) • 4 = 8 • 4 — 5 • 4;

7 • (9 — 6) = 7 • 9 — 7 • 6.

Вообще:
(а — b)с = ас — bc,

а(b — с) = ab — ас,
т. е. чтобы умножить разность на какое-либо число, можно умножить на это число отдельно уменьшаемое и вычитаемое
и из первого результата вычесть второй; чтобы умножить какое-либо число на разность, можно это число умножить
отдельно на уменьшаемое и вычитаемое и из первого результата вычесть второй.

  • Свойства деления

Деление суммы на число

Чтобы разделить сумму на какое-либо число, можно разделить на это число каждое слагаемое отдельно и полученные результаты сложить:

Например:

(30+12+5)/3=30/3+12/3+5/3
Вообще:
(a+b+c+…+v)/m= (a/m)+(b/m)+(c/m)+…(v/m)

Деление разности на число

Чтобы разделить разность на какое-либо число, можно разделить на это число отдельно уменьшаемое и вычитаемое
и из первого результата вычесть второй:

(20-8)/5= 20/5 — 8/5

Вообще:

(a-b)/c = (a/c) -(b/c)

Деление произведения на число

Чтобы разделить произведение нескольких сомножителей на какое-либо число, можно разделить на это число один
из сомножителей, оставив другие без изменения:

(40 • 12 • 8) : 4 = (40:4) • 12 • 8 = 10 • 12 • 8 = 40 • 12 • 2.
Вообще:

(a·b·c…) : t = (а : t)bс… = а(b : t)с… и т. д.

Деление числа на произведение

Чтобы разделить какое-либо число на произведение нескольких сомножителей, можно разделить это число на
первый сомножитель, полученный результат разделить на второй сомножитель и т.д.:

120 : (12 • 5 • 3) = [(120 : 2) : 5] : 3 = (60 : 5) : 3 = 12 : 3 = 4.

Вообще:

а : (bcd …) = [(а : b) : с] : d… и т. п.

Укажем еще следующее свойство деления:

Если делимое и делитель умножим (или разделим) на одно и то же число, то частное не изменится.
Поясним это свойство на следующих двух примерах:
1)8:3 = 8/3|,
умножим делимое и делитель, положим, на 5; тогда получим
новое частное: (8*5)/(3*5)
которое по сокращении дроби на 5 даст прежнее частное — 8/3

Вообще, какие бы числа a, b и m ни были, всегда
(am) : (bm) = а : b, что можно написать и так:
am/bm= a/b

Если частное не изменяется от умножения делимого и делителя на одно и то же число, то оно не изменяется и от деления делимого и делителя на одно и то же число, так как деление на какое-нибудь число равносильно умножению на обратное число.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Источник

Цель:

  • закрепить знания учащихся о свойствах сложения
    и умножения; арифметические действия с нулем и
    натуральными числами;
  • формировать вычислительные навыки, умение
    решать задачи, уравнения;
  • развивать познавательную активность,
    математическую смекалку, творческое мышление
    учащихся;
  • воспитывать бережное отношение к природе,
    чувство ответственности за окружающий мир.

Оборудование: интерактивная доска,
картинки с заданиями, слайдовая презентация
урока.

ХОД УРОКА

I. Организация урока. Психологический
настрой

Итак, друзья, внимание!
Вновь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее
Начнем сейчас урок.

– Я рада видеть ваши красивые лица, ваши улыбки
и уверена этот урок вам принесет радость и новые
знания.

II.Сообщение темы урока.

– Сегодня мы закрепляем знания об
арифметических действиях и их свойствах, и вы
расширите свои знания о природе и ее обитателях.

III.Оформление тетрадей.

IV. Игра «Секрет». Устный счет

– Хотите узнать о ком будем говорить на уроке?
Тогда внимание.

Слайд 2.

Пчела 55.
Кузнечик 62.
Муравей 56.

– У этого насекомого темное тело, достигающее в
длину почти 2 см., со светлыми щетинистыми
полосками, крылья прозрачные, слегка бурые. На
задних лапках имеются приспособления для сбора
цветочной пыльцы. Чтобы собрать полстакана меда
пчеле нужно облететь 1 млн. цветов. Пчела может
ужалить лишь один раз в своей жизни. Ее жало
усеяно зазубринами, и пчеле очень трудно его
убрать после укуса назад из-за этого она и
погибает.

– Муравей распространенное насекомое. Живут
они везде: в сыпучих песках пустыни, в степях, на
морских побережьях, на высокогорных склонах и
проникают даже в жилые дома. Но в основном они
живут в своем гнезде под землей или в гнилых пнях
деревьев.

– Кузнечика можно обнаружить в траве уже в
начале лета. Стрекотание кузнечика вызывается
тем, что кузнечик трет друг о друга свои крылышки.
Питаются кузнечики растительной пищей, мелкими
насекомыми и их личинками.

– О ком из этих насекомых будем говорить на
уроке узнаете выполнив задание.

  • Из верхней строчки выберите наименьшее число.
  • Из средней строчки выберите наибольшее число.
  • Из нижней строчки выберите не наименьшее и не
    наибольшее число.
  • Сложите их (56).

– О ком будем говорить? Верно о муравьях. И у нас
есть уникальная возможность сейчас на уроке
понаблюдать за муравьями.

Слайд 3. Видеоролик о муравьях. (Приложение 1)

V. Игра «Добыча муравья»

– Среди муравьев есть разведчики. Нашел
муравей добычу и созывает к ней собратьев. А
найти добычу от дома и обратно помогают метки.
Это капельки пахучей жидкости, которой муравей
отмечает свой путь.

Слайд 4.

– Посчитав правильно мы узнаем, что нашел
муравей.

28 – 14 + 106 : 20 * 100 + 40 : 8 = 80

– Что же он нашел?

– Муравьи очень трудолюбивы. Слайд
5.
За одну минуту муравьи приносят в
муравейник 20 насекомых. А сколько насекомых
принесут за 1 час муравьи?

20 * 60 = 1200 насекомых.

– А какую пользу приносят муравьи? (Уничтожают
вредных насекомых, улучшают почву, рыхля и
удобряя ее).

Слайд 6.

VI. Игра «Найди ошибку»

– Посмотрите внимательно на экран, найдя
ошибку и исправив ее, вы узнаете сколько лет на
земле живут муравьи.

17 : 17 =
1                
150000000 : 1 = 1
4 : 7 = 0 (ост. 4)         13988 + 1 = 13989
0 * 12148 = 0            10000 –
1 = 9999

Слайд 7.

– Повторяем законы сложения и умножения.
Внимание на экран.

34 + 8 = 8 +
34               
        (переместительный)
60 + 18 + 2 = 60 + (18 + 2)     (сочетательный)
12 * 7 = 7 *
12                 
       (переместительный)
(9 * 10) * 6 = 9 * (10 * 6)  
     (сочетательный)
(10 + 4) * 5 = 20 * 5 + 4 * 5    (распределительный)

– На партах есть карточки с заданием. Вычислим,
наиболее удобным способом, применяя законы
сложения и умножения.

VII. Комментированное управление

(200 * 18) * 5 = (200 * 5) * 18 = 18000
(400 + 8) * 3 = 400 * 3 + 8 * 3 = 1224
654 + 2812 + 346 + 88 = (654 + 346) + (2812 + 88) = 3900

Класс ведет…

Слайд 8.

VIII. Решение задачи

Одна муравьиная семья за 6 часов уничтожает 16500
гусениц. Сколько гусениц уничтожит семья за 13
часов?

6 часов – 16500 гусениц.
16 часов – ?

16500 : 6 = 2750 гусениц за 1 час.
2750 * 13 = 35750 гусениц.

– Можем сразу ответить на вопрос задачи? Чего
не знаем?

Не зря муравьев называют санитарами леса.

IX. Физминутка

– Отдыхаем.

Нужно быстро поморгать,
Глаза прикроем, но не спать! (пауза).
Глаза открыли!
Смотрим влево, смотрим  вправо,
Пальцы мы к глазам подносим,
Смотрим в точку секунд восемь (пауза).
Вправо и вниз взглянем дружно,
Это глазкам очень нужно.

Слайд 9.

X. Решение уравнения

– Муравейник – дом муравьиной семьи. Главные в
доме царицы, они приносят потомство. Охраняют их
муравьи – трутни. Остальные – рабочие.
Муравейники устроены сложно, многочисленные
входы, которые охраняют рабочие муравьи.
Открывают их и открывают в зависимости от погоды
и времени суток. А зимует вся муравьиная семья в
подземной части дома – там не так холодно.

– А сколько лет могут стоять муравейники на
одном месте вы узнаете, решив уравнение:

420 + Х = 753 – 233
420 + Х = 520
Х = 100

Муравейники разорять нельзя!

– Лучшее средство сохранить муравейник –
огородить его. Так мы спасем муравьев от зверей,
которые иногда не прочь полакомиться этими
насекомыми.

XI. Работа в группах

– У каждого на парте геометрическая фигура.
Образовали группы, согласно этим фигурам.

Слайд 10.

Ребята огородили муравейник, изгородь имеет
форму прямоугольника , длина изгороди 120 см.,
ширина изгороди 110 см.

S – ?
P – ?
Р = (120 + 110) * 2 = 440 см.
S = (120 * 110 = 13200) см2.

Найдите площадь и периметр получившейся
изгороди.

XII. Самостоятельное решение уравнение

– А это уравнение решите самостоятельно.

Х * 2 = 112 : 8
Х * 2 = 14
Х = 7             
    Чему равен Х?   Х = 7.

– Столько лет не покладая лапок трудится
рабочий муравей.

Слайд 11.

– Вы знаете, что у муравья 6 лапок, есть глаза, но
нет органов слуха. Пара усиков помогает муравьям
различать запахи и ориентироваться в
пространстве.
В муравейнике 1805106 лапок.
Запишите это число, разложим его на сумму
разрядных слагаемых. А теперь узнайте сколько
муравьев?

1805106 : 6 = 300851

– Кто решил, помогаем соседу, знаем: Помогая
другим – учимся сами.
– А как узнать сколько усиков?

300851 * 2 = 601702 усика.

Слайд 12.

– А знаете ли вы, что не будь муравьев, которые
являются единственными опылителями какао, мы
никогда не смогли бы попробовать шоколад.
Спасибо муравьям – все получают шоколад!

XIII. Рефлексия

– А сейчас свои впечатления.

– Доволен ли ты как прошел урок?
– Было ли вам интересно?
– Что вызвало затруднение?
– Какая работа на уроке особенно понравилась? (Быстро,
четко, несколько слов).

XIV. Итог урока

Слайд 13.

– Все старательно работали! Молодцы!

Оценки.

– Вы закрепили свои знания по математике и
расширили свои знания по экологии. Охрана
природы – одна из основных обязанностей
человека. Будем природе друзьями!

– ВСЕМ СПАСИБО!

Источник

Название свойства
(правила)
Математическая
запись
Формулировка свойства (правила)
Переместительное свойство сложения А + В = В + А От перестановки слагаемых значение суммы не меняется
(о перестановке слагаемых)
Прибавление нуля А + 0 = А 
Сочетательное свойство сложения (А + В) + С = А + (В + С) Если при сложении нескольких чисел сумму рядом стоящих слагаемых заменить её значением, значение общей суммы не изменится
(о группировке слагаемых, о перестановке скобок)
Переместительное свойство умножения А * В = В * А От перестановки множителей значение произведения не изменится
(о перестановке множителей)
Умножение единицы и на единицу, деление на единицу 1 * А = А
А * 1 = А
А : 1 = А
 
Умножение нуля и на нуль 0 * А = 0
А * 0 = 0
 
Сочетательное свойство умножения (А * В) * С = А * (В * С) Если при умножении нескольких чисел произведение рядом стоящих множителей заменить его значением, значение общего произведения не изменится
(о группировке множителей, о перестановке скобок)
Невозможность деления на нуль А : 0 
Распределительное свойство умножения относительно сложения А*(В + С) = А* В + А* С
(А + В)*С = А*С + В*С
Значение произведения суммы на число не изменится, если на него умножить каждое слагаемое и полученные результаты сложить
 
Распределительное свойство умножения относительно вычитания А* (В – С) + А*В – А*С
(А – В)*С = А*С – В*С
 
Монотонность сложения А = В
А + С = В + С
 
Монотонность умножения А = В
А*С = В*С
 

Приложение № 3

Программа М.И. Моро и др. УМК «Школа России», 2класс, концентр «Сотня», раздел: «Арифметические действия», тема: «Умножение и деление»

Логико–математический анализ темы урока: «Деление»

1.Определения смысла деления с позиции математики

В курсе математики существуют различные трактовки конкретного смысла действия деления. Это связано с тем, что трактовки определений смысла деления могут основываться на различных математических теориях: аксиоматической, теории множеств, теории скалярных величин. Рассмотрим эти определения:

а) при аксиоматическом построении теории натуральных чисел деление определяется как операция, обратная умножению. Поэтому между делением и умножением устанавливается тесная взаимосвязь. Если a*b=c, то, зная произведение c и один из множителей, можно при помощи деления найти другой множитель.

Определение: Делением натуральных чисел a и b называется операция, удовлетворяющая условию: a: b=c тогда и только тогда, когда b*c=a.

б) с точки зрения теории множеств деление чисел связывается с разбиением конечного множества на равночисленные попарно непересекающиеся подмножества и с его помощью решаются две задачи: отыскание числа элементов в каждом подмножестве разбиения (деление на равные части) и отыскание числа таких подмножеств (деление по содержанию).

Определение: Если a=n(A) и множество A разбито на попарно непересекающиеся равночисленные подмножества и если:

b – число элементов в каждом подмножестве, то частное a: b – это число таких подмножеств;

b – число подмножеств, то частное a: b – это число элементов в каждом подмножестве.

в) с точки зрения теории скалярных величин деление натуральных чисел связано с переходом в процессе измерения к новой единице величины, более крупной.

Определение: если натуральное число a – мера величины X при единице величины E , а натуральное число b – мера новой единицы величины E1 при единице величины E , то частное a: b – это мера величины X при единице величины E1:

a: b=mE(X): mE(E1)=mE1(X)

2. Анализ методического подхода к изучению конкретного смысла деления в начальном курсе математики

В программе М.И.Моро и др. УМК «Школа России» при изучении конкретного смысла деления за основу берется теоретико – множественный подход. С точки зрения этого подхода конкретный смысл деления раскрывается как связь между операцией разбиения конечного множества на равночисленные попарно непересекающиеся подмножества и действием деления. Изучение смысла действия деления осуществляется последовательно через анализ младшими школьниками разного рода ситуаций, связанных с выполнением операции разбиения конечного множества на равночисленные попарно непересекающиеся подмножества. Сначала ученикам предлагаются ситуации, связанные с выполнением операции разбиения конечного множества на равночисленные попарно непересекающиеся подмножества с заданным числом элементов и неизвестным количеством этих подмножеств (на примерах задач на деление по содержанию). Затем, предлагаются ситуации, связанные с выполнением операции разбиения конечного множества на равночисленные попарно непересекающиеся подмножества с неизвестным числом элементов и заданным количеством этих подмножеств (на примере задач на деление на равные части). В учебнике не дается явного определения смысла деления, авторы используют контекстуальный способ неявного определения (через анализ ситуаций). Такой способ определения позволяет учащимся понять, что деление – это арифметическое действие, которое связано с разбиением групп предметов поровну (на равные части). При ознакомлении со смыслом деления используется индуктивный путь познания, поэтому чтобы ученики смогли выделить и понять существенные признаки деления необходимо рассмотреть достаточное количество разнообразных ситуаций.

Психолого – дидактический анализ знания

Предмет усвоения: знание конкретного смысла деления

Существенные признаки:

Термин: деление

Родовое отношение: арифметическое действие

Видовой признак: действие, связанное с разбиением групп предметов поровну (на равные части)

Несущественные признаки:

фабула (сюжет рассматриваемых ситуаций),

числовые характеристики (число элементов множества, число элементов в каждом из равночисленных подмножеств, количество подмножеств)

Средства усвоения:

знания: конкретного смысла вычитания, конкретного смысла умножения;

умения: практически выполнять операцию разбиения множества на равночисленные попарно непересекающиеся подмножества и находить численность разбиения.

Этап усвоения: восприятие, осмысление

Действие, направленное на формирование знания конкретного смысла деления:

умение устанавливать связь между операцией разбиения множества на равночисленные попарно непересекающиеся подмножества и действием деления.

Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 3052 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Источник