Какие цвета обладают только одним свойством светлотой

Цвет – важнейшее изобразительное средство. Изучение цвета велось уже в глубокой древности, и особенно интенсивно после открытия, сделанного Ньютоном. Он доказал, что солнечный свет состоит из разноцветных лучей. Разложив его с помощью призмы на составные части, ученый получил цветную полоску – спектр, ставший основным средством классификации цветов. Если полоску спектра изобразить красками в виде цветового круга, то каждый цвет в нем займет строго определенное место. Все цвета этого круга назвали хроматическими. Они обладают тремя основными свойствами: цветовым тоном, насыщенностью и светлотой.
Цветовой тон – это оттенок, характеризующий цвет как красный, оранжевый, желтый и т.д. Это главный признак; отличающий хроматические цвета. Насыщенность – это степень выраженности цветового тона. Насыщенными называют цвета цветового круга, малонасыщенными – осветленные или затемненные цвета. Насыщенные цвета получают растворением в воде такого количества акварельной краски, которое не дает ни осветленных, ни затемненных цветов я наилучшим образом выявляет цветовой тон Данного цвета. Малонасыщенный осветленный цвет получают растворением небольшого количества акварельной краски в большом количестве воды; добавлением белил в гуашевую краску; ослаблением нажима на цветной карандаш. Малонасыщенный затемненный цвет получают соединением данного цвета с другими темными цветами, и в первую очередь с черным. Светлота – это признак, определяющий цвет как светлый или темный. В цветовом круге наибольшей светлотой обладает желтый цвет, а наименьшей – фиолетовый. Светлота остальных цветов определяется их близостью к желтому или к фиолетовому.
Кроме хроматических, входящих в цветовой круг, есть цвета ахроматические – черный, белый, серый. Они обладают только одним свойством – светлотой. Серый цвет содержит три основных оттенка: темно-серый, средне – серый и светло-серый. Эти оттенки серого получают из черной краски, которую разбавляют водой (в акварели) или белой краской, или ослаблением нажима на простой и черный карандаш. Для получения других цветов и различных оттенков пользуются смешением красок.
Три краски – красную, синюю и желтую – называют основными: смешивая их, получают многие другие цвета. Например, при смешении красной и желтой красок получается оранжевый цвет, красно-оранжевые и желто-оранжевые оттенки; при смешении красной и синей получают фиолетовый цвет, красно-фиолетовые и фиолетово-красные оттенки; при смешении синей и желтой получается зеленый цвет, зелено-желтые и желто-зеленые оттенки. Цвета, полученные от смешения нескольких разноцветных красок, называют производными или сложными.
При смешении некоторых красок хроматических цветов образуется не новый хроматический цвет, а серый, ахроматический. Это означает, что данные краски, смешиваясь, взаимно уничтожили свои цветовые оттенки. Однако положенные рядом, эти же краски зрительно усиливают свое цветовое звучание. Такие парные цвета называют дополнительными. Они находятся в противоположных зонах цветового круга. При смешении красок дополнительного цвета, взятых в не равной, пропорции, получают оттенок того цвета, краски которого взято больше. При смешении красок не дополнительных получают новый, производный хроматический цвет, который будет находиться в цветовом круге между смежными цветовыми зонами. Смешение одной краски с разным количеством воды, смешение двух и более красок, взятых в разных пропорциях и разбавленных разным количеством воды, дает новые цвета и оттенки и тем самым обогащает живописную палитру.
Бесконечное цветовое разнообразие природы заставляло художника, подражая ей, искать новые более тонкие оттенки в изображениях природных форм через усложнение красочных смесей, создавать новые цветосочетания и находить такие технические приемы письма, которые позволяли приблизиться к цветовому богатству предметного мира. Это не только расширяло изобразительные и выразительные возможности живописи, но и способствовало воспитанию чувства цвета, необходимого для того, чтобы видеть красоту окружающего мира.
Источник
Неделю назад мы начали разбирать основные параметры цвета и рассмотрели 12 цветовых тонов, которые используются в колористике при работе с волосами. Сегодня мы поговорим о других, не менее важных характеристиках.
2. Насыщенность цвета.
Под насыщенностью принято понимать степень выраженности цветового тона. В колориметрии её стоит определять следующим образом: чем больше в цветовом тоне серого, тем он менее насыщенный.
В парикмахерском деле есть одно небольшое отличие от традиционной колориметрии. Здесь степень насыщенности определяется не содержанием серого цвета, а количеством натурального оттенка волос – его можно условно описать как серовато-коричневый.
Самыми насыщенными являются чистые спектральные цвета – то есть те видимые цвета, которые получаются при преломлении света с помощью призмы. Это всем известные 7 цветов радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
В колористике используется 9 ступеней насыщенности. Такой шкалой пользуется абсолютное большинство производителей красителей, хотя некоторые из них пользуются еще более упрощенной схемой с 5-6 ступенями.
Максимально чистые цвета с 7 по 9 уровень насыщенности используются только в креативном окрашивании при создании ярких образов. Для получения естественных цветов, как правило, используется насыщенность с 1 по 5 уровень.
3. Температура цвета.
Принято считать, что все цвета можно разделить на две группы: холодные и тёплые. К теплым относят красный, оранжевый и желтый, к холодным – зеленый, синий и фиолетовый. Но на самом деле это не совсем так.
Температура цвета – это относительная характеристика, а не постоянная. Иными словами, цвет может быть холодным или теплым только по отношению к другому цвету, а не сам по себе.
Для примера сравните два «холодных» цвета: синий и фиолетовый. В этой паре фиолетовый покажется вам более теплым, чем синий. Аналогично в паре из двух «тёплых» цветов – жёлтого и оранжевого – жёлтый покажется вам более холодным.
На то, как мы оцениваем температуру одного цвета в сравнении с другим, влияет его состав:
- если в одном цвете больше красного, чем в другом, он воспринимается как более тёплый;
- если в одном цвете больше синего, белого, черного или серого, чем в другом, он воспринимается как более холодный.
Следовательно, чтобы сделать цветовой тон более теплым, к нему нужно добавить красного. При добавлении в цветовой тон серого, черного или белого цвета, он будет становиться более холодным.
4. Светлота.
Светлота цвета – это параметр, определяющий, как данный цвет меняется под влиянием цветов ахроматической гаммы. Как мы уже упоминали, добавление белого сделает цвет более ярким, а добавление черного – более густым и плотным.
В колористике принято использовать 14 степеней светлоты, которые получили название уровней глубины тона или УГТ. Они определяются следующим образом:
- 14 – белый
- 13 – экстра супер светлый блондин
- 12 – супер светлый блондин
- 11 – экстра светлый блондин
- 10 – очень сильно светлый блондин
- 9 – очень светлый блондин
- 8 – светло-русый
- 7 – средне-русый
- 6 – темно-русый
- 5 – светло-коричневый
- 4 – средне-коричневый
- 3 – темно-коричневый
- 2 – натуральный черный (темно-коричневый насыщенный)
- 1 – черный
Понравилась статья? Ставь “палец вверх”!
Не забудьте подписаться на Блог Хорошего Мастера, чтобы получать ещё больше полезных материалов!
Источник
Все цвета подразделяются на ахроматические и хроматические:
ахроматические – белый, черный и все серые;
хроматические – все остальные.
Ахроматические цвета обладают только одним свойством – светлотой. Это значит, что если у двух нейтральных цветов светлота одинакова, то они вообще друг от друга ничем не отличаются.
Под серыми, или нейтральными, цветами понимают только такие, в которых совершенно отсутствует какой-либо цветной оттенок; так что всякий желтоватый, синеватый или зеленовато-серый цвет уже не будет ахроматическим. Таким образом, нейтрально-серый цвет – это затененный белый или белый малой яркости.
Хроматические цвета – это спектральные цвета и еще пурпурные, которых в спектре нет. Хроматические цвета в их спектральной последовательности, включая и пурпурные, располагают по окружности, в результате чего получается цветовой круг.
В колористике принято выделять ряд характеристик цвета:
Цветовой тон— основная характеристика хроматических цветов, которая определяет сходство цвета с одним из цветов спектра. Другими словами – это название цвета, он же спектральный цвет, и он же спектральный состав.
Насыщенность — характеристика цвета, которая характеризует содержание чистого хроматического цвета в смешанном цвете. Насыщенность зависит от чистоты цвета, чем более он чист, тем более он насыщен. Серый цвет придает холод цвету, но делает его менее насыщенным. Наиболее насыщенные цвета — спектральные (чистые).
По другому – это сила цвета. Два цвета могут быть одинаковыми по названию (например, оба синие) и по светлоте (ни один из них не темнее и не светлее другого) и в то же время различаться по силе цвета: один может быть ярко-синим, а другой серовато-синим.
При равной насыщенности цветов активнее воздействуют на глаз более светлые цвета, а при равной светлоте – более насыщенные.
Ахроматические цвета не имеют насыщенности.
Светлота — означает степень добавления к данному монохромному цвету белой или черной краски. Темные цвета получают путем примешивания черной краски в чистый цвет.
Другими словами – это наличие в цвете того или иного количества белого или черного.
Цвет, переходя из светлого в тёмный, изменяет свою светлоту.
Яркость — характеристика цвета, которую часто путают со светлотой, но это объективное понятие, которое зависит от количества света, попадающего в глаз наблюдателю от объекта испускающего, пропускающего или отражающего его. Объективность данной характеристики обеспечивается тем, что яркость измеряются специальными приборами, а не на глаз. Наиболее яркий ахроматический цвет — это белый, а наиболее темный — черный. При снижении яркости любой цвет становится черным.
Чистота цвета – доля чистого спектрального в общей яркости данного цвета.
Контрастность — отношение разности яркостей объекта и фона к их сумме. Чем ближе цвета в композиции по яркости, тем более спокойной композиция получается. Чем более контрастные цвета, тем более – яркой и экспрессивной.
Часто дополнительно разделяют цвета на холодные и теплые. В упрощенной трактовке холодными цветами считаются: синий, фиолетовый, зеленый, а теплыми: красный, оранжевый, желтый. Однако в действительности все цвета можно разложить на теплые и холодные оттенки, что позволяет подбирать, например, холодные красные цвета или теплые синие.
Источник
Итак, коротко для справки: изначально свет, как электромагнитное излучение с определённой длиной волны – белый. Но при пропускании его через призму он раскладывается на следующие составляющие его видимые цвета (видимый спектр): красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый (каждый охотник желает знать где сидит фазан).
Почему я выделил “видимые“? Особенности строения человеческого глаза позволяют нам различать только эти цвета, оставляя вне поля нашего зрения ультрафиолетовое и инфракрасное излучение. Способность человеческого глаза воспринимать цвет напрямую зависит от способности материи окружающего нас мира поглощать одни световые волны и отражать другие. Почему красное яблоко красное? Потому что поверхность яблока, имея определённый био-химический состав, поглощает все волны видимого спектра, за исключением красного, который от поверхности отражается и, попадая в наш глаз в виде электромагнитного излучения определённой частоты, воспринимается рецепторами и распознаётся мозгом как красный цвет. С зелёным яблоком или оранжевым апельсином ситуация аналогичная, как и со всей материей, которая нас окружает.
Рецепторы человеческого глаза наиболее чувствительны к синему, зелёному и красному цвету видимого спектра. На сегодня существует около 150000 цветовых тонов и оттенков. При этом человек может различать порядка 100 оттенков по цветовому тону, около 500 оттенков серого. Естественно, художники, дизайнеры и т.д. обладают более широким диапазоном цветовосприятия. Все цвета, расположенные в видимом спектре, называются хроматическими.
Видимый цвет хроматических цветов
Наряду с этим очевидным является и тот факт, что помимо “цветных” цветов мы также распознаём и “не цветные”, “чёрно-белые” цвета. Так вот, оттенки серого цвета в диапазоне “белый – чёрный” называются ахроматическими (бесцветными) из-за отсутствия в них конкретного цветового тона (оттенка видимого спектра). Наиболее ярким ахроматическим цветом является белый, наиболее тёмным – чёрный.
Ахроматические цвета
Далее, для правильного понимания терминологии и грамотного использования теоретических знаний на практике необходимо найти различия в понятиях “тон” и “оттенок”. Так вот, цветовой тон – характеристика цвета, определяющая его положение в спектре. Синий цвет – это тон, красный цвет – это тоже тон. А оттенок – это разновидность одного цвета, отличающаяся от него как яркостью, светлотой и насыщенностью, так и наличием добавочного цвета, проявляющегося на фоне основного. Светло-голубой и тёмно-голубой – оттенки голубого по насыщенности, а голубовато-зелёный (бирюзовый) – по наличию в голубом добавочного зелёного цвета.
то такое яркость цвета? Это характеристика цвета, напрямую зависящая от степени освещённости объекта и характеризующая плотность светового потока, направленного в сторону наблюдателя.
Говоря проще, если при всех остальных равных условиях, один и тот же объект последовательно осветить источниками света разной мощности, пропорционально поступающему свету отражённый от объекта свет будет также разной мощности. В итоге одно и то же красное яблоко при ярком свете будет выглядеть ярко красным, а при отсутствии света мы его не увидим вообще. Особенность яркости цвета заключается в том, что при её снижении любой цвет стремится к чёрному.
И ещё: при одинаковых условиях освещённости один и тот же цвет может отличаться яркостью благодаря способности отражать (или поглощать) поступающий свет. Глянцевый чёрный будет ярче, чем матовый чёрный именно потому, что глянец больше отражает поступающий свет, а матовый – больше поглощает.
Светлота, светлота… Как характеристика цвета – существует. Как точное определение – скорее нет. Следуя одним источникам, светлота – степень близости цвета к белому. Согласно другим источникам – субъективная яркость участка изображения, отнесённая к субъективной яркости поверхности, воспринимаемой человеком как белая. Третьи источники относят понятия яркость и светлость цвета к синонимам, что не лишено логики: если при уменьшении яркости цвет стремится к чёрному (становится темнее), то при увеличении яркости цвет будет стремиться к белому (становится светлее).
На практике так и происходит. Во время фото или видео съёмки недоэкспонированные(недостаточно света) объекты в кадре становятся чёрным пятном, а переэкспонированные(переизбыток света) – белым.
Аналогичная ситуация касается и терминов “насыщенность” и “интенсивность” цвета, когда в некоторых источниках говорится, что “насыщенность цвета – это интенсивность …. и т.д. и т.п”. На самом деле это абсолютно разные характеристики. Насыщенность – “глубина” цвета, выраженная в степени отличия хроматического цвета от одинакового с ним по светлоте серого цвета. При уменьшении насыщенности каждый хроматический цвет приближается к серому.
Интенсивность – преобладание какого-либо тона по сравнению с другими (в пейзаже осеннего леса оранжевый тон будет преобладающим).
Такая “подмена” понятий происходит, скорее всего, по одной причине: грань между яркостью и светлостью, насыщенностью и интенсивностью цвета настолько тонкая, насколько субъективно само понятие цвет.
Из определений основных характеристик цвета можно выделить следующую закономерность: на цветопередачу (и соответственно на цветовосприятие) хроматических цветов большое влияние оказывают ахроматические цвета. Они не только помогают формировать оттенки, но и делают цвет светлым или темным, насыщенным или блеклым.
Как эти знания могут помочь фотографу или видеографу? Ну во-первых, никакой фотоаппарат или видеокамера не способны передать цвет так, как его воспринимает человек. И чтобы в дальнейшем при пост-обработке фото или видео материала достичь гармонии в изображении или приблизить изображение к реальности, необходимо умело манипулировать яркостью, светлостью и насыщенностью цвета, чтобы результат удовлетворил или Вас, как художника, или окружающих, как зрителей. Не зря в кинопроизводстве существует профессия колорист (в фотографии эту функцию обычно выполняет сам фотограф). Человек, обладающий знаниями о цвете, путём цветокоррекции доводит снятый и смонтированный материал до такого состояния, когда цветовое решение фильма просто заставляет зрителя изумляться и восхищаться одновременно. Во-вторых, в колористике все эти особенности цвета переплетаются довольно тонко и в различной последовательности, позволяя не только расширить возможности цветопередачи, но и добиться каких-то индивидуальных результатов. Если же этими инструментами пользоваться безграмотно, сложно будет найти поклонников своего творчества.
И на этой позитивной ноте мы наконец-то подошли к колористике.
Колористика, как наука о цвете, в своих законах опирается именно на спектр видимого излучения, который трудами исследователей 17-20 вв. из линейного представления (иллюстрация выше) был трансформирован в форму хроматического круга.
Что нам позволяет понять хроматический круг?
1. Основных (базовых, первичных, чистых) цветов всего 3:
Красный
Жёлтый
Синий
2. Составных цветов второго порядка (вторичных) тоже 3:
Зелёный
Оранжевый
Фиолетовый
Мало того, что в хроматическом круге они расположены напротив основных цветов, но и получаются они путём смешивания основных цветов друг с другом (зелёный = синий + жёлтый, оранжевый = жёлтый + красный, фиолетовый = красный + синий).
3. Составных цветов третьего порядка (третичных) 6:
Жёлто-оранжевый
Красно-оранжевый
Красно-фиолетовый
Сине-фиолетовый
Сине-зелёный
Жёлто-зелёный
Составные цвета третьего порядка получаются путём смешивания основных с составными цветами второго порядка.
Именно месторасположение цвета в двенадцатичастном цветовом круге позволяет понять, какие цвета и как могут сочетаться друг с другом.
Источник