Какие дети содержатся в доме ребенка

Какие дети содержатся в доме ребенка thumbnail

Условия пребывания детей в доме ребенка (от рождения и до 4-х лет) характеризуются тем, что главным является удовлетворение физических потребностей детей – за ними присматривают, кормят, умывают, переодевают, помогают делать первые шаги, следят за безопасностью и здоровьем. Но нет близкого контакта с каждым ребенком, дети переходят из рук в руки, они не привыкают к одному взрослому, у них не формируется доверие и привязанность.

Взято из интернет-источников

В дальнейшем дети, у которых отсутствовали отношения и общение со взрослым замыкаются в себе, предпочитают больше времени проводить в одиночестве, не идут на контакт и не реагируют на слова взрослого. Дети начинают сами себя чем-то занимать – чаще всего это бессмысленное хождение по комнате. У них нет интереса к играм и игрушкам, они отстают в развитии.

Для ребенка важно иметь близкого взрослого рядом, с которым он может иметь постоянный контакт (как мама и папа, например). Дети, которые попали в дом ребенка через несколько месяцев после пребывания в семье, активно реагируют на речь взрослого, охотно идут на контакт, с удовольствием взаимодействуют со взрослым и привлекают к себе внимание. Но чем больше на ребенка не реагируют (оно и понятно, ведь на одного взрослого в доме ребенка сразу несколько малюток, всем не уделишь должного времени и внимания), тем больше малыш отстраняется.

Взято из интернет-источников

Это легко можно заметить через 3-4 месяца после пребывания малыша в доме ребенка. Кроха из улыбающегося и активного превращается в пассивного апатичного ребенка, не идущего ни с кем на контакт. Ребенок перестает интересоваться играми и игрушками, не привлекает к себе больше внимания, он просто “существует”.

К сожалению, работники дома ребенка не имеют возможности заменить каждому маму, как бы они не старались. Игры, которые проводят с детьми, не достаточны для них. По большей части малышей интересуют новые звуки или яркие вещи, но не сам взрослый и не сама игра.

Дети растут закрытыми в себе, не умеют доверять. И если вспомнить стереотип многих о детдомовцах, мол, все они проныры и эгоисты, то отчасти это правда. Чем раньше ребенок попадает в такое учреждение (и в зависимости от того, в каких условиях воспитывался раньше), тем сложнее воспитать из него такого же ребенка, как в условиях семьи.

Детям недостаточно того, чтобы они просто были сыты, здоровы и одеты. Им недостаточно праздников, походов в цирк и театр, им мало подарков от спонсоров и общения с волонтерами. Любому ребенку нужен близкий человек, семья.

Взято из интернет-источников

Поэтому, когда многие сетуют, что у детдомовцев и так достаточно всего, чего ж они так себя ведут, вспомните, что дети росли без доверия ко взрослому. Они не умеют взаимодействовать с миром, доверять ему. С раннего возраста они привыкли рассчитывать только на себя (сами находят себе занятие, порой бессмысленное времяпрепровождение). И именно поэтому в более взрослом возрасте эта привычка в них только укореняется. У них нет рядом взрослого, на которого можно положиться. У них есть только они сами, дети это знают и привыкли к этому.

А что вы думаете по этому поводу? Как можно воспитать детей из дома ребенка так, чтобы они не росли недоверчивыми и озлобленными?

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал))

Читайте также:

Простая задача про корову, поставившая в тупик 30 человек

Почему невозможно съесть шоколадку за 100 шагов?

Японские родители принимают ванну с детьми до 12 лет, и другие особенности воспитания

Источник

Екатерина Шалягина

Место, на пороге которого к горлу подступает комок. Дом малютки. Здесь обретают свой кров маленькие ангелочки, ставшие ненужными своим родителям или потерявшие всех близких. Сегодня “Гуранка” предлагает познакомиться с человеком, который отдает этим малышам частичку собственной души, который знает историю каждого и помогает в их взрослении. В гостях у портала специалист по социальной работе краевого специализированного Дома ребенка № 1 Екатерина Шалягина.

“Приносить пользу детям – это и есть смысл моей жизни”

В голове не укладывается суровая несправедливость жизни, но она есть. Я довольно редко приезжаю в Дом Малютки, обычно, когда помогаем вещами. И каждый раз, заходя в это здание, душа выворачивается наизнанку. В такие моменты я особенно остро осознаю, что не понимаю каково же это – работать в таком месте. Теперь довелось узнать это из первых уст.

Дом ребенка – это государственное краевое специализированное учреждение здравоохранения, где содержатся дети, оставшиеся без попечения родителей. Возраст воспитанников – буквально от рождения или несколько дней после рождения и почти до 5 лет. Екатерина Шалягина пришла работать специалистом по социальной работе в Дом ребенка впервые в 2011 году.

– Я сначала работала на месте человека, который был в декретном отпуске. Влилась в эту атмосферу, но потом был перерыв – я сама ушла в декрет, но всегда мечтала вернуться сюда, как только представится такая возможность, потому как приносить пользу людям, а особенно детям – это очень важно для меня в жизни, это и есть смысл моей жизни.

Рабочие обязанности Екатерины – ведение личных дел малышей,  отслеживание алиментов, оформление пенсий ребенку по инвалидности и постановка на статус в банк данных по всей России, чтобы его могли выбрать в семью. Также социальный работник играет непосредственную роль в процессе знакомства детей и будущих родителей при устройстве в приемную семью.

Читайте также:  Какие элементы содержаться в красной икре

– Каждый малыш приходит к нам со своим пакетом. И я изучаю его историю. Я должна знать все о его прошлом, о том, почему попал к нам и какой сейчас. У каждого судьба своеобразная, и ты уже знаешь, что связывает ребенка с нашим учреждением. Мы организовываем встречу будущих опекунов с врачами Дома малютки, чтобы им рассказали о состоянии здоровья, о рождении малыша, непосредственное участие в процессе знакомства принимаю и я. Рассказываю будущим родителям о его истории, о его навыках, поведении и характере. Потом происходит знакомство.

“Больно от того, что хочется всех взять, но это само собой физически невозможно”

Сейчас в Доме Малютки живет 76 детей, это средняя цифра. Есть 10 групп, две грудные – по восемь ребятишек. И о каждом из этих малышей Екатерина знает все. И это, по ее словам, самое трудное в работе:

– Больно за детей, когда узнаешь первично, с чем они сюда попадают, что такое случается в жизни нашей. Больно еще от того, что хочется всех взять и это само собой физически невозможно. Хочется всем и каждому найти семью, чтобы каждый был счастлив, но понятно, что это – как объять необъятное и от этого не по себе.

Екатерина признается, что каждый раз узнавая историю ребенка, она пропускает все через себя. Несмотря на немалый опыт работы за плечами, абстрагироваться – это не про нее. Но есть и то, что помогает оставаться в ресурсе.

– Сколько лет работаю, все через сердце. Особенно, когда за душу берет история. Ребенок – самый незащищенный человек и обидеть его легко. Да, тяжело все пропускать. Держаться “на плаву” помогают мысли о том, что они сейчас здесь, у нас, и это хорошо. Пусть у них это было в прошлом, но на данный момент они накормлены, сыты, чистые и умытые, одеты, в тепле. Спать лягут вовремя, здесь и занимаются с ними. Ребенку хорошо и от осознания этого становится хорошо на душе. 

Днем с ребятишками в Доме малютки работает воспитатель и младший медперсонал. Малыши живут по режиму, по утрам – зарядки и завтраки, есть и развивающие занятия, прогулки, и, конечно, время просто поиграть. Работают в Доме малютки и два врача-дефектолога, которые проводят индивидуальные занятия. Вечером на смену персоналу приходят медсестры. Они купают ребятишек, проводят все вечерние процедуры, и ночуют здесь же, охраняя сон малышей. Но время идет, и однажды наступает момент Дом малютки покидать. У каждого это происходит по разному.

– Когда ребенок уходит под опеку – мы радуемся за него, искренне. Потому что госучреждение не даст то, что может дать семья. В семье только ему будет уделяться внимание и, конечно, мы радуемся, особенно когда забирают в более благодатные регионы, например на море куда-то. Мы радуемся что они будут жить в благоприятных условиях.

Но, к сожалению, далеко не всех малышей ждет такая судьба, не все уходят в семьи. Есть и те, кто попадают в детские дома или дома инвалидов.

– Когда ребенок уходит в детдом – это грустно. Не знаешь, что будет дальше и какая судьба. Там их ожидает сложная взрослая жизнь, здесь они ангелочки маленькие, а там уже попадают в такой мир, который может оказаться жесток. Испытываешь и боль, и обиду из-за неизбежной судьбы, что так сложилось. Есть и те дети, которые пострадали в младенчестве из-за образа жизни родителей. Они попадают сюда ослабленные и некоторые восстанавливаются очень сложно. Есть дети-инвалиды,  а люди не берут под опеку “тяжелых” детей. По достижению определенного возраста мы отправляем их в Петровск-Забайкальский дом инвалидов, некоторые ребятишки ходят в коррекционную школу-интернат, они могут учиться, но имеется задержка нервно-психического развития.

Читать дальше …

Больше на канале Гуранка.ру в Яндекс.Дзен

Источник

Тема “ребенок в детском доме” очень непроста и требует самого серьезного внимания. Проблема часто не до конца осознается обществом. А между тем, обитателей детских домов в нашей стране с каждым годом всё больше. Статистика утверждает, что число беспризорников в России достигает сейчас двух миллионов. А количество обитателей детских домов увеличивается примерно на 170 000 человек в год.

Лишь в последнее десятилетие таких учреждений стало в три раза больше, чем раньше. Обитают в них не только фактические сироты, но и маленькие инвалиды, брошенные родителями, отобранные у алкоголиков, наркоманов и осуждённых. Есть специальные закрытые учреждения для тех, кто родился с врождёнными пороками, или такая форма, как детский дом-интернат для умственно отсталых детей. Условия жизни и содержания там не афишируются, и общество предпочитает закрыть на это глаза.

Как живут дети в детских домах

То, что творится в подобном замкнутом пространстве, по свидетельствам очевидцев, мало напоминает нормальные человеческие условия. Организации, спонсоры и просто неравнодушные люди пытаются сделать всё, что в их силах, чтобы помочь таким детям. Они собирают деньги, финансируют поездки, организуют благотворительные концерты, закупают для сиротских учреждений мебель и бытовую технику. Но все эти, несомненно, благие дела направлены на улучшение внешних условий существования сирот.

Читайте также:  Какой витамин содержатся баклажане

А между тем, проблема детей в детских домах намного серьезнее, глубже, и заключается она в том, что, создав таким воспитанникам человеческие условия, накормив, обогрев и отмыв, мы не решим главные проблемы – отсутствия любви и личного индивидуального общения с матерью и другими родными, близкими людьми.

ребенок в детском доме

Государственное воспитание – гарантии и проблемы

Решить данную проблему только деньгами невозможно. Как известно, оставшиеся без родителей дети в нашей стране попадают под опеку государства. В России форма воспитания сирот главным образом существует в виде государственных крупных детских домов, каждый из которых рассчитан на число проживающих от 100 до 200. Преимущество государственной системы обеспечения заключается, главным образом, в социальных гарантиях – получении собственного жилья по достижении совершеннолетнего возраста, бесплатном втором образовании и так далее. Это – несомненный плюс. Но если говорить о деле воспитания, то, по большому счёту, государству оно не под силу.

Неумолимая статистика свидетельствует – не более десятой части выпускников детских домов, став взрослыми, находят себе достойное место в социуме и ведут нормальную жизнь. Почти половина (около 40%) становятся алкоголиками и наркоманами, столько же совершают преступления, а около 10% выпускников предпринимают попытки суицида. Отчего же такая страшная статистика? Думается, все дело в серьезных изъянах системы государственного воспитания сирот.

Детский дом – возраст детей и переход по цепочке

Построена такая система по принципу конвейера. Если малыш остался без родителей, ему суждено путешествовать по цепочке, переходя последовательно в ряд учреждений. До трех-четырех лет маленькие сироты содержатся в домах ребенка, затем их отправляют в детский дом, а по достижении семилетнего возраста местом постоянного жительства воспитанника становится школа-интернат. Отличается такое учреждение от детского дома наличием собственного учебного заведения.

как живут дети в детских домах

В рамках последнего также зачастую существует разделение на младшую школу и старшие классы. И те и другие имеют своих учителей и воспитателей, располагаются в разных корпусах. В итоге в течение жизни детдомовские дети не менее трех-четырех раз меняют коллективы, воспитателей и среду сверстников. Они привыкают к тому, что окружающие взрослые – временное явление, и скоро будут другие.

По штатным нормативам на 10 детей приходится всего лишь одна воспитательская ставка, в летний период – один человек на 15 детей. Никакого реального присмотра или настоящего внимания ребенок в детском доме, конечно же, не получает.

О повседневной жизни

Другая проблема и характерная особенность – в замкнутости мира сирот. Как живут дети в детских домах? И учатся, и общаются они, круглосуточно варясь в среде таких же обездоленных. Летом обычно коллектив отправляют на отдых, где детям предстоит контактировать с такими же, как они сами, представителями других казенных учреждений. В результате ребёнок не видит сверстников из нормальных благополучных семей и не имеет представления о том, как общаться в реальном мире.

Дети из детского дома не привыкают к труду с малолетства, как бывает в нормальных семьях. Их некому приучить и объяснить необходимость заботиться о себе и о близких, в результате работать они не могут и не хотят. Им известно, что государство обязано позаботиться о том, чтобы подопечные были одеты и накормлены. Необходимости в собственном обслуживании нет. Более того, любая работа (например, помощь на кухне) под запретом, регламентированным нормами гигиены и техники безопасности.

Отсутствие элементарных бытовых навыков (приготовить еду, прибраться в комнате, зашить одежду) порождает самое настоящее иждивенчество. И дело даже не в банальной лени. Данная порочная практика губительно сказывается на формировании личности и способности решать проблемы самостоятельно.

детский дом интернат

О самостоятельности

Ограниченное, до предела зарегламентированное общение со взрослыми в условиях группы никак не стимулирует развитие ребенка в детском доме в плане самостоятельности. Наличие обязательного твёрдого распорядка дня и контроль со стороны взрослых отсекает всякую необходимость самодисциплины и планирования ребёнком собственных действий. Детдомовские дети с младенчества привыкают лишь выполнять чужие указания.

Как результат, выпускники казенных учреждений к жизни никак не приспособлены. Получив жилье, они не знают, как жить в одиночку, самостоятельно заботиться о себе в быту. У таких детей нет навыка покупки продуктов, приготовления пищи, грамотного расходования денег. Нормальная семейная жизнь для них – тайна за семью печатями. В людях такие выпускники совершенно не разбираются, и в результате очень и очень часто попадают в криминальные структуры или просто спиваются.

Печальный результат

Даже во внешне благополучных детских домах, где поддерживается дисциплина, не отмечено вопиющих случаев жестокого обращения, детям некому привить нравственные идеалы и дать хотя бы элементарные понятия о жизни в обществе. Такой расклад, к сожалению, порожден самой системой централизованного государственного воспитания сирот.

дети из детского дома

Педагогические задачи в детских домах чаще всего сводятся к отсутствию ЧП и широкой огласки. Сиротам-старшеклассникам объясняют права ребенка в детском доме и по выходу из него (на жилье, пособие, бесплатное образование). Но данный процесс ведет лишь к тому, что те забывают о всяких обязанностях и помнят лишь, что им все-все должны – начиная с государства и кончая ближайшим окружением.

Многие дети из детского дома, выросшие без духовно-нравственного стержня, склонны к эгоизму и деградации. Стать полноценными членами общества им уже практически невозможно.

Альтернатива есть…

Выводы печальны: большой государственный детский дом-интернат в качестве формы воспитания сирот целиком и полностью доказал свою неэффективность. Но что можно предложить взамен? Среди специалистов считается, что оптимальным для таких детей может стать лишь усыновление. Так как только семья может дать то, чем ребенок в детском доме обделён в казенной среде.

Читайте также:  В какой массе mgcl2 содержится столько же эквивалентов сколько в 34 г agno3

Знающие не понаслышке о жизни в приемных семьях твердо уверены в необходимости государственной помощи людям, решившимся на подвиг воспитания чужого ребенка-сироты. Таким родителям необходима поддержка государства, общества и церкви, так как у приемных родителей с их нелегкими обязанностями всегда масса проблем и сложных вопросов.

детдомовские дети

Имеются патронатные семьи, способные заменить детский дом-интернат. При этом государство платит родителям зарплату, и никакой тайны усыновления не существует – сирота знает, кто он и откуда. В остальном же такой воспитанник – полноправный член семьи.

Еще вариант

Другая форма организации жизни сирот – семейный детский дом. По такому пути часто идут негосударственные заведения подобного типа. Жилые помещения там могут быть поделены на отдельные квартиры, “семьи” состоят из 6-8 детей, мамы, официально назначенной на эту должность, и ее помощницы. Дети все вместе и по очереди заняты покупкой продуктов, готовкой и всеми необходимыми домашними делами. Ребенок в детском доме подобного типа ощущает себя членом большой дружной семьи.

Также интересен опыт детских деревень SOS, в устройстве которых реализована модель воспитания педагога из Австрии. В нашей стране имеются три подобных деревни. Цель их – также максимально приблизить условия жизни воспитанников к семейным.

Кроме того, существуют детские дома малокомплектного типа. Устроены они по образу и подобию обычного казенного учреждения, но число детей там значительно меньше – порой не более 20 или 30 человек. В таких масштабах обстановку гораздо проще сделать домашней, чем в огромном интернате. Ребенок в детском доме такого типа посещает обычную школу и общается с ровесниками из нормальных семей.

детский дом возраст детей

Спасет ли православная церковь?

Многие воспитатели и общественные деятели считают, что к работе в государственных детских учреждениях следует привлекать представителей церкви, ведь каждый человек нуждается в пище для души, наличии нравственных идеалов и формировании моральных устоев. Сиротам, лишенным родительского тепла, это нужно вдвойне.

Именно потому православные детские дома могли бы оказаться островком спасения для таких детей в современном мире бездуховности и отсутствия каких-либо ориентиров. Созданное при храме подобное учреждение воспитания обладает и другим важным преимуществом – церковная община неким образом способна заменить детдомовцу отсутствующую семью. В приходе воспитанники заводят друзей, укрепляют духовные и социальные связи.

Не все так просто

Почему же такая форма, как православный детский дом до сих пор не получила широкого распространения? Проблема – в наличии множества сложностей самого разного характера – юридических, материальных, дефицита воспитательских кадров. Финансовые проблемы – прежде всего, в отсутствии необходимых помещений. Даже самый скромный приют потребует отдельного здания или его части.

Благотворители также не слишком охотно выделяют средства на финансирование подобных проектов. Но даже если спонсоры находятся, бюрократические сложности при регистрации таких приютов практически непреодолимы. Многочисленные комиссии, от решения которых зависит получение разрешения, придираются к малейшим отклонениям от существующих формальных инструкций, притом, что большинство финансируемых государством больших детских домов существует на фоне великого множества серьезных нарушений, в том числе и юридических.

детский дом интернат для умственно отсталых детей

Получается, что церковный детский приют возможен лишь в условиях нелегального существования. Государством не предусмотрено никаких правовых актов, способных регламентировать воспитание церковью детей-сирот, и, соответственно, оно не выделяет на это денег. Без централизованного финансирования (лишь на деньги спонсоров) существовать детскому дому трудно – практически нереально.

О денежном вопросе

Финансируются же в нашей стране лишь государственные учреждения, в которых, согласно Закону об образовании, воспитание должно быть светским. То есть устройство храмов под запретом, обучение детей вере не дозволяется.

Насколько экономически эффективны детские дома? Содержание детей в государственном учреждении влетает в копеечку. Ни одна семья не тратит на детское воспитание сумму, которая выделяется на него в детдоме. Она составляет около 60000 руб. ежегодно. Практика показывает, что эти деньги расходуются не слишком эффективно. В той же патронатной семье, где эта цифра втрое меньше, дети получают всё необходимое и, сверх того, так нужную им заботу и опеку приемных родителей.

О морально-этической стороне дела

Еще одна серьезная проблема детских домов – отсутствие квалифицированных и ответственных воспитателей. Такая работа требует затрат огромного количества душевных и физических сил. Она в прямом смысле слова предполагает самоотверженное служение, ведь зарплаты у педагогов просто смешные.

Часто в детские дома идут работать, по большому счёту, случайные люди. У них нет ни любви к подопечным, ни запаса терпения, столь необходимого в работе с обездоленными сиротами. Безнаказанность воспитателей в закрытой детдомовской системе приводит к искушению бесконтрольно командовать, упиваясь собственной властью. Порой дело доходит до крайних случаев, которые, время от времени, попадают в печать и СМИ.

Очень сложный вопрос о телесных наказаниях, которые находятся под официальным запретом, но существование их и, более того, широкая практика применения на самом деле – ни для кого не секрет. Впрочем, данная проблема характерна отнюдь не только для детских домов – это головная боль всей современной воспитательной системы.

Источник