Какие есть коммуникативные свойства языка
План
1. Природа и сущность
языка. Язык и речь.
2. Язык как знаковая
система.
3. Функции языка.
4. Формы существования
языка.
1. Природа и сущность языка. Язык и речь.
Относительно
природы и сущности языка имеется
несколько точек зрения. Одни считают
его биологическим явлением (наподобие
растения), наследуемым человеком от
своих родителей; другие рассматривают
язык как психическое явление; третьи
признают язык явлением социальным,
возникшим и развивающимся в силу
потребности человека в общении.
Сам термин «язык»
обычно употребляется в двух значениях:
язык вообще как
абстрактное представление о едином
человеческом языке – определенном
классе знаковых систем;какой-либо
конкретный язык как реальная знаковая
система, используемая для общения в
определенном социуме, в определенном
пространстве и в определенное время.
Среди множества
определений языка выделим то, которое
позволяет рассуждать о языке как знаковой
системе, функциях и формах существования
языка.
Язык
– это социально обработанная, исторически
изменчивая знаковая система, служащая
основным средством общения и представленная
разными формами существования, каждая
из которых имеет, по крайней мере, одну
из двух форм реализации – устную или
письменную. («Краткий словарь
лингвистических терминов» под ред.
Н.В.Васильевой и др., М., 1995)
Важно различать
понятия «язык» и «речь». Если язык –
это система знаков и символов, то речь
– это процесс пользования языком. Речь
является реализацией языка.
В лингвистике
под речью понимают конкретное говорение,
протекающее во времени и облеченное в
звуковую или письменную форму (в том
числе и внутреннее проговаривание или
внутренняя речь). К речи относят также
продукты говорения в виде речевого
произведения (текста), фиксируемого
памятью или письмом.
2. Язык как знаковая система.
Язык является
знаковой системой, то есть объединением
элементов, находящихся в отношениях и
связях, образующих целостность и
единство.
Элементами или
единицами языка являются:
– звук;
– морфема (приставка,
корень, суффикс, окончание);
– слово;
– фразеологическая
единица (устойчивое словосочетание);
– свободное
словосочетание;
– предложение
(простое и сложное);
– текст.
Однородные единицы
объединяются и образуют уровни языка:
– звуки, фонемы
образуют фонетический уровень;
– морфемы –
морфемный;
– слова – лексический
уровень;
– формы и классы
слов – морфологический уровень;
– предложения –
уровень синтаксический.
Языковой знак,
как и любой другой, имеет форму (означающее)
и содержание (означаемое). Самостоятельным
языковым знаком является слово.
3. Функции языка.
Язык представляет
собой полифункциональную систему,
имеющую дело с информацией – с ее
созданием, хранением и передачей.
Функции языка
связаны с его сущностью, природой,
назначением в обществе и в то же время
взаимосвязаны между собой.
Важнейшей функцией
языка является коммуникативная,
так как язык служит прежде всего средством
человеческого общения.
К базовым функциям
языка относят также познавательную
или когнитивную функцию (имея в виду,
что с помощью языка в значительной
степени происходит познание, изучение
окружающего мира) и эмоциональную,
проявляющуюся в способности выражать
чувства и эмоции говорящих.
Помимо вышеуказанных
выделяют также аккумулятивную
функцию, так как язык помогает сохранять
и передавать важную для человека и
общества информацию, фиксируя в письменных
памятниках и в устном народном творчестве
жизнь народа, историю носителей языка.
Язык выполняет
также волюнтативную
функцию или
функцию воздействия.
Источник
Язык – знаковая система
Русский язык, как и любой другой язык, представляет собой систему. Система – ( от греческого systema – целое, составленное из частей; соединение) объединение элементов, находящихся в отношениях и связях, образующих целостность, единство. Следовательно, каждая система:
– состоит из множества элементов;
– элементы находятся в связи друг с другом;
– элементы образуют единство, одно целое.
Язык состоит из единиц:
– звук;
– морфема ( приставка, корень, суффикс, окончание);
– слово;
– фразеологическая единица ( устойчивое словосочетание );
– свободное словосочетание;
– предложение ( простое, сложное );
– текст.
Единицы языка связаны с друг другом. Однородные единицы ( например, звуки, морфемы, слова ) объединяются и образуют уровни языка. Язык – знаковая система. Существует два типа знаков: естественные ( знаки признаки ) и искусственные ( знаки – информанты ). Естественные знаки неотделимы от предметов, явлений, они их часть. Искусственные знаки, в отличие от естественных условны. Условные знаки служат средством общения и передачи информации, поэтому их называют ещё коммуникативными или информативными. Информативные знаки – это соединение определённого смысла и определённого способа его выражения. Смысл – означаемое, а способ выражения – означающее.
Языковые знаки – самые сложные. Они могут состоять из одной единицы или их комбинации. Язык по своей природе полифункционален. Язык выполняет коммуникативную, познавательную, аккумулятивную, эмоциональную функции и функцию воздействия ( волюнтативную ).
Формы существования языка
Язык – сложное явление. Национальный язык как достояние народа существует в нескольких формах. К ним относятся: диалекты, просторечие, жаргоны и литературный язык. Всякий современный развитой язык предполагает наличие территориальных диалектов, которые представляют собой наиболее архаичные и естественные формы языкового существования. Изучение диалектов представляет интерес: с исторической точки зрения и с точки зрения формирования литературного языка.
Просторечие – одна из форм национального русского языка, которая не имеет собственных признаков системной организации и характеризуется набором языковых форм, нарушающих нормы литературного языка.
Жаргон – речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения и т.п.
Высшей формой национального русского языка является литературный язык. Литературный язык имеет две формы – устную и письменную. Устная – звучащая речь, а письменная – графически оформленная.
Условия функционирования книжной и разговорной речи, их особенности
В зависимости от того, из какого материала строится речь, она приобретает книжный или разговорный характер. Книжная речь строится по нормам литературного языка, их нарушение недопустимо; предложения должны быть закончены, логически связаны друг с другом. Книжная речь обслуживает политическую, законодательную, научную сферы общения.
Разговорная речь не столь строга в соблюдении норм литературного языка. В ней разрешается использовать формы, которые квалифицируются в словарях как разговорные. Разговорная речь используется на полуофициальных заседаниях, совещаниях и т.д.
Книжная и разговорная речь имеют письменную и устную формы.
Функциональные стили литературного языка
В зависимости от целей и задач, которые ставятся и решаются в процессе общения, происходит отбор различных языковых средств. В результате создаются разновидности единого литературного языка, называемые функциональными стилями.
Термин функциональный стиль подчеркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции ( роли ), которую выполняет язык в каждом конкретном случае. Обычно различают следующие функциональные стили: научный, официально – деловой, публицистический, разговорно – обиходный.
1. Научный стиль – слова употребляются в прямом, номинативном значении, образные средства языка, эмоциональность отсутствует. Предложения носят повествовательный характер, преимущественно имеют прямой порядок слов.
2. Официально – деловой стиль – это сжатое, компактное изложение, экономное использование языковых средств. Характеризуется «сухостью» изложения, отсутствием выразительных средств, употреблением слов в прямом значении.
3. Газетно – публицистический стиль – это острота и яркость изложения, авторская страстность. Цель – оказать воздействие на разум и чувства читателя, слушателя. Используется разнообразная лексика: термины литературы и искусства, общелитературные слова. Активно применяются средства речевой выразительности, художественное определение, инверсия. Преобладают развернутые стилистические конструкции, употребляются вопросительные и восклицательные предложения.
4. Разговорно – обиходный стиль. Используется нейтральная лексика, хотя есть и разговорные слова. Слова разговорного стиля отличаются большой смысловой емкостью и красочностью, придают речи живость и экспрессивность.
Источник
Лекция 2
2.1. Язык — знаковая система
Русский язык, как и любой другой язык, представляет собой систему. Система — (от греческого systema — целое, составленное из частей; соединение) объединение элементов, находящихся в отношениях и связях, образующих целостность, единство. Следовательно, каждая система:
—состоит из множества элементов;
—элементы находятся в связи друг с другом;
—элементы образуют единство, одно целое. Характеризуя язык как систему, необходимо определить, из каких элементов он состоит, как они связаны друг с другом, какие отношения устанавливаются между ними, в чем проявляется их единство. Язык состоит из единиц:
—звук;
—морфема (приставка, корень, суффикс, окончание);
—слово;
—фразеологическая единица (устойчивое словосочетание);
—свободное словосочетание;
—предложение (простое, сложное);
—текст
Единицы языка связаны друг с другом. Однородные единицы (например, звуки, морфемы, слова) объединяются и образуют уровни языка.
Единицы языка | Уровни | Разделы |
Звуки, фонемы | Фонетический | Фонетика |
Морфемы | Морфемный | Морфемика |
Слова | Лексический | Лексикология |
Формы и классы слов | Морфологический | Морфология |
Предложение | Синтаксический | Синтаксис |
Язык — знаковая система. Уже в давние времена исследователи рассматривали единицы той или иной системы как знаки, несущие информацию. Знаковостью обладает всё, что нас окружает: природа, человек, животное, машина.
Существует два типа знаков: естественные (знаки – признаки) и искусственные (знаки – информанты).
Например, на дереве появились желтые листья. Это естественный знак. Он — часть предмета, составляет одно целое с ним, является его признаком. О чем информирует этот знак? Желтые листья на деревьях означают наступление осени. Но если это происходит в июле? Значит, на данной территории засуха, давно не было дождя. Бывает и так: на одной улице города каштаны радуют глаз зеленью листвы, а на другой все листья у них пожухли, а некоторые даже лежат на земле. Это знак того, что на одной из улиц интенсивное движение транспорта и воздух отравлен выхлопными газами. Возможен еще вариант: все деревья в саду зеленые, а у одного листья пожелтели. Что это за знак? Дерево заболело, его надо лечить.
Каждый может объяснить, какую информацию несут естественные знаки: листы в книге приобрели желтоватый оттенок и стали ломкими; ласточки летают низко над землей; у телевизора исчез звук; фрукты оказались слишком мягкими; компьютер не выполняет команду, «завис».
Естественные знаки неотделимы от предметов, явлений, они их часть. Искусственные знаки, в отличие от естественных, условны. Они создаются для формирования, хранения и передачи информации, для представления и замещения предметов и явлений, понятий и суждений. Условные знаки служат средством общения и передачи информации, поэтому их называют еще коммуникативными или информативными.
Информативные знаки — это соединение определенного смысла и определенного способа его выражения. Смысл — означаемое, а способ выражения — означающее. Например, раздается вой сирены (означающее — звуковой сигнал, означаемое — опасность); на флаге черная лента (означающее — цвет, означаемое — траур).
Языковые знаки — самые сложные. Они могут состоять из одной единицы (слово, фразеологизм) или их комбинации (предложение). Языковой знак указывает на какой-то предмет, качество, действие, событие, положение дел, когда об этом начинают говорить или писать. Языковой знак, как и любой другой знак, имеет форму (означающее) и содержание (означаемое). Самостоятельный языковой знак — слово. Морфема самостоятельно не функционирует в языке. Она проявляет себя только в слове, поэтому считается минимальным, несамостоятельным языковым знаком. Предложение, высказывание, текст — составные знаки разной степени сложности.
Язык по своей природе полифункционален.
Он служит средством общения, позволяет говорящему (индивиду) выражать свои мысли, а другому индивиду их воспринимать и, в свою очередь, как-то реагировать (принимать к сведению, соглашаться, возражать). В данном случае язык выполняет коммуникативную функцию.
Язык служит и средством сознания, способствует деятельности сознания и отражает ее результаты. Таким образом, язык участвует в формировании мышления индивида (индивидуальное сознание) и мышления общества (общественное сознание). Это познавательная функция.
Язык, кроме того, помогает сохранять и передавать информацию, что важно как для отдельного человека, так и для всего общества. В письменных памятниках (летописи, документы, мемуары, газеты, художественная литература), в устном народном творчестве фиксируется жизнь народа, нации, история носителей данного языка. Функция — аккумулятивная.
Помимо этих трех основных функций
—коммуникативной;
—познавательной (когнитивной);
—аккумулятивной язык выполняет
—эмоциональную функцию (выражает чувства и эмоции);
—функцию воздействия (волюнтативную).
Вот, например, как, образно характеризуя язык, Эзоп, герой драмы бразильского театрального критика, писателя Гильермо Фигейреду «Лиса и виноград», подчеркивает его полифункциональность:
Язык — это то, что объединяет нас, когда мы говорим. Без языка мы не могли бы передавать наши мысли. Язык — ключ науки, орудие правды и разума. Язык помогает созидать города. Языком выражается любовь. Языком учат, убеждают, наставляют. Языком молятся, разъясняют, поют. Языком описывают, восхваляют, доказывают, утверждают. Языком мы произносим «любимая» и священное слово «мать». Это языком мы говорим «да». Это языком приказывают войскам победить.
Первое предложение указывает на коммуникативную функцию языка, второе и третье — на когнитивную; пятое — на эмотивную (эмоциональную), шестое — на волюнтативную.
Все сказанное о языке можно представить в таком виде:
коммуникативная
когнитивная
состоит из единиц, уровней
Не случайно язык во всех развитых странах был и остается объектом постоянного внимания со стороны общественности и государства. О том, какое социальное и политическое значение ему придавали, свидетельствуют факты:
—первые академии (во Франции, Испании) были созданы с целью изучения и совершенствования языка;
—первые звания академиков были присвоены лингвистам (XVI в.);
— первые школы были созданы для обучения литературному языку, и в этом смысле историю литературного языка можно рассматривать как историю просвещения, образования и культуры;
— Российская Академия (С.-Петербург, 1783 г.) была также основана для изучения русского языка и словесности. Ее крупным вкладом в лексикографию было создание 6-томного «Словаря Академии Российской» (1789-1794), содержащего 43 тысячи слов.
Источник
В жизни каждого человека слово имеет особое значение, так как это – один из самых простых и удобных способов выражения мыслей. Чтобы общение было продуктивным, важно знать коммуникативные качества речи, а также ее основные характеристики.
Речь, ее свойства
В лингвистической терминологии речь – проговаривание необходимой информации вслух, про себя (такая форма изложения мыслей называется внутренней речью) или ее представление в письменном виде.
Речь обладает сразу несколькими свойствами, которые отличают ее от языка (многие качества присущи и языку, но устное или письменное изложение информации – более динамичная и быстро развивающаяся структура):
- актуальность;
- реализация во времени/пространстве;
- линейность;
- вариативность;
- присутствие слов, нехарактерных для языка;
- ситуативность;
- наличие длительности, темпа, артикуляции, тембра, громкости и акцентов.
Речь сильно зависит от языка, при помощи которого она осуществляется, так как постоянно использует его средства и правила.
Для говорящих имеет значение культура речи – нормы, используемые при изложении собственных мыслей, подобранные таким образом, чтобы наиболее полно, четко и правильно выразить необходимую информацию.
Это понятие связано с этикой – речь должна соответствовать установленным этическим требованиям. Языковой этикет выстраивается в соответствии с конкретной ситуацией – важно, кто участвует в общении, есть ли между собеседниками разница в возрасте, официальная ли встреча. Этический компонент меньше всего связан с лингвистической составляющей речи.
Ведущие качества хорошей речи – коммуникативные. Они включают сразу все сферы общения, то есть отвечают на вопрос, как построить изложение, чтобы оно было лаконичным, уместным, точным, но понятным для собеседника.
Не всегда соблюдение всех предписанных лексических и этических норм при общении приводит к должному результату, поэтому человеку необходимо адаптировать эти правила под конкретную ситуацию. В этом заключается коммуникативная задача речи.
Коммуникативные свойства речи
В лингвистике выделяют несколько свойств, присущих речевой коммуникации:
- точность;
- правильность;
- чистоту;
- понятность;
- выразительность;
- эффективность;
- логичность;
- уместность;
- образность;
- емкость (информативность);
- доступность;
- богатство.
Важно уметь правильно применять эти коммуникативные качества речи на практике, а потому необходимо знать, что под ними подразумевается.
Доступность
Эта характеристика во многом зависит от человека или аудитории, которая слушает воспроизводимую информацию. Все высказываемые аргументы, речевые обороты, а также факты должны соответствовать уровню подготовки собеседника – в противном случае они не будут для него понятными, значимыми.
Говорящий должен учитывать пол слушателя, круг его интересов, профессиональную область, степень образованности и кругозор. В соответствии с этими данными подбираются и коммуникативные качества речи – какой она должен быть, чтобы быть доступной, логичной и интересной для собеседника. Объем информации при этом также имеет значение.
Логичность
Речь во многом зависит от типа мышления говорящего, так как именно это определяет, насколько письменные или устные высказывания будут логичными и последовательными.
Здесь учитывается не только смысловая цельность речи, но и ее синтаксические характеристики.
Логичность бывает 2 типов:
- понятийная;
- предметная.
В первом случае подразумевается речевая структура как мысль развивается в рамках правил конкретного языка, насколько это развитие последовательно.
Предметная логичность соотносит слова говорящего с реальной действительностью – насколько устное или письменное отображение идеи соответствует ее реальному отражению, взаимоотношениям между существующим предметом и явлением.
Существует также несколько условий речевой логики:
- последовательность рассуждения (экстралингвистическое условие);
- использование языковых средств, делающих речь связанной, непротиворечивой (лингвистическое условие).
Можно рассмотреть эти условия по уровням логичности отдельного высказывания и связного текста.
Высказывание считается последовательным, если:
- соблюдается порядок слов;
- слова между собой сочетаются;
- используются служебные части речи, вводные слова, а также иные выражения, обеспечивающие связь слов (частицы, союзы, предлоги, слова «итак», «другими словами», «во-первых»).
Для текста, помимо вышеприведенных правил, предусмотрены другие:
- в письменной речи текст должен быть поделен на смысловые абзацы;
- переходы между темами и мыслями должны быть обозначены;
- синтаксическая составляющая текста должна соотноситься с мыслью, которую человек выражает.
Последовательность речи также зависит от композиции текста и изначального плана изложения информации.
Чтобы логичность не нарушалась, не следует дробить мысль на неоправданно мелкие составляющие или, напротив, слишком усложнять идею, изложив ее в длинном, сложном предложении.
Действенность
Правильно построенная речь может повлиять на поведение слушателей, изменив как их реальные действия, так и внутренние мысли. В этом и заключается речевая действенность. Ее можно варьировать – использование различных языковых средств может усиливать или ослаблять влияние информации на аудиторию.
Многое при этом зависит от опыта говорящего человека, его способности прочувствовать слушателей, а также от характера воспроизводимой им информации. Аудитория может по-разному воспринимать мысль с эмоциональной (или эстетической) точки зрения.
Понятность
Чтобы речь была понятной собеседнику, нужно исключить специфические слова или выражения, которые используются в языке очень редко.
Все диалектизмы, термины, этнографизмы, жаргонизмы осложняют взаимопонимание собеседников – их использование не входит в качества хорошей речи.
В повседневном общении их применение зачастую не оправданно.
Чистота
С понятностью речи связана ее чистота. В чистом повествовании отсутствуют избыточные или неуместные слова, нет нелитературных высказываний. Языковую чистоту нарушает использование жаргонизмов, диалектизмов, канцеляризмов, слов-паразитов, варваризмов, вульгаризмов.
Богатство
Напрямую с языком связана такая характеристика речи, как богатство. Чем больше при выражении мысли используется речевых оборотов, информации по теме, авторских оценок, разнообразных средств языка (либо художественной выразительности), тем богаче и ярче речь человека.
При этом важно, чтобы все эти средства использовались уместно, именно в том объеме, в котором необходимо для выражения мысли. Слова, не несущие лексической ценности, в такой речи отсутствуют (но для этого говорящий должен иметь обширный словарный запас, чтобы заменять подобные выражения синонимичными, более подходящими).
Существует также смысловое богатство речи. Заключается оно в том, что автор использует различные средства синтаксической выразительности, подбирает нестандартные фразы, связывает слова в словосочетаниях и предложениях неожиданным образом.
Точность
Речевая точность связывает окружающую действительность с тем, что говорит о ней человек.
Точность бывает двух видов:
- фактическая;
- терминологическая.
О фактической (или предметной) точности можно говорить, когда реальные события (или предметы) словесно описаны правильно, адекватно, достоверно, без ошибок в фактологии.
Терминологическая (понятийная) точность характеризует, насколько уместно и правильно говорящий использует в речи специальный термин. Понятие должно соответствовать его реальному значению.
Существуют критерии словесной точности:
- лингвистический – отображение предмета и языковая система, в которой это отображение производится, должны быть едины;
- экстралингвистический – точное знание качеств предмета, о котором идет речь.
- Третий критерий включает одновременно первые два – говорящий должен уметь соотнести свои навыки в языковых средствах со знаниями о предмете, о котором он говорит.
Информативность
Емкость – качество, характеризующее, сколько полезной информации человек проговаривает, выражая свою мысль. Повествование должно быть лаконичным, сжатым, чтобы быть информативным.
Нарушает речевую емкость многословие, тавтология и используемые плеоназмы.
Выразительность
Выразительностью называют те качества хорошей речи, которые зависят от следующих факторов – интонации, речевого богатства, акцентов, используемых средств художественной выразительности.
Речь будет выразительной и красочной, если говорящий:
- заинтересован в теме, о которой он говорит;
- имеет обширный словарный запас;
- обдумывает тему сообщения, анализирует ее, дает личные оценки;
- хорошо знает языковые нормы, культуру и историю.
Чем ярче и художественнее речь, тем она интересней для слушателей. Выразительность может быть связана как с информацией (отражает логичность повествования о каком-то предмете), так и с эмоциональной составляющей (воздействует на чувства аудитории).
Образность
Образной называют такую речь, которая оперирует не только абстрактными понятиями и терминами, но и воздействует на эмоции слушателей. При этом аудитории становится проще воспринимать информацию, так как фактологическое восприятие информации при этом смешивается с художественным.
Правильность
Правильность характеризует, насколько речь человека соотносятся с установленными языковыми нормами. При этом рассматриваются все аспекты – словообразование, постановка ударения, произношение, лексические, синтактические, морфологические, стилистические характеристики.
Понятность
Речевая ясность зависит от стиля повествования. Если человек придерживается научного стиля, понятность его мысли определяется такими критериями:
- экспрессивность;
- точность;
- лаконичность;
- нормированность;
- последовательность.
Для художественного стиля ясность характеризуется другими качествами:
- эмоциональность;
- образность;
- широта повествования;
- яркость.
Языковые средства подбираются и сочетаются в зависимости от стилистической окраски сообщения – уместными и понятными они будут для собеседника в рамках используемого стиля.
Уместность
Такое качество, как уместность, зависит от условий общения. Говорящий подбирает языковые средства в зависимости от конкретной ситуации так, чтобы в полной мере выразить свою мысль.
Уместность охватывает употребление слов, словосочетаний, выражений, морфологических и грамматических форм – они должны быть подобраны таким образом, чтобы соответствовать уровню подготовки слушателя и теме разговора.
Уместность бывает нескольких видов:
- контекстуальная (включает стилистическую однородность, единство содержания и выражения мысли);
- стилевая (языковой стиль определяет используемое выражение);
- личностно-психологическая (подбираются необходимые слова в разных условиях для различных слушателей);
- ситуативная (исключаются выражения, которые могут кого-то обидеть или задеть).
Что может осложнить речевую коммуникацию
Некоторые речевые конструкции могут осложнить коммуникацию. Среди них:
- диалектизмы (слова, используемые в определенной географической местности);
- слова-паразиты (ну, вот);
- жаргонизмы (слова, возникшие в узких языковых группах);
- иностранные слова (эквиваленты русских слов, заменяющие их; если русского аналога нет, выражение не мешает коммуникации);
- канцеляризмы (излишне официальные, «документальные» штампы);
- вульгаризмы (грубые названия предметов и явлений);
- профессионализмы (слова, использующиеся в узком профессиональном круге).
Чтобы общение было максимально эффективным и понятным, важно знать те аспекты речи, которые влияют на качество коммуникации. Если учитывать их влияние, обмен информацией значительно упростится, станет более емким, выразительным.
Источник