Какие есть свойства истины

Истина объективна. Ее содержание должно соответствовать действительности, а потому оно не может зависеть от субъекта, от его мнений или желаний. Истинное знание отражает то, что есть на самом деле. Истина может нам нравиться или не нравиться, мы можем признавать или отвергать ее. Бывает, что «тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман»… Но истина остается истиной, как бы мы к ней ни относились.
Объективность истины не означает, что она вообще полностью независима от субъекта. Ведь истина существует не сама по себе и не витает где-то в потустороннем мире — она возникает в человеческом сознании как результат познавательной деятельности людей. Человек ведет поиск истины там, где это ему нужно, и от него зависит направление ее поиска. Он создает истинное знание, осмысливает и оценивает его. То, каких истин он достигнет и как он будет их понимать, зависит от его особенностей как биологического и социального существа, от его базиса познания, от его места во Вселенной. Мы не боги и не можем знать, каков мир в глазах всеведущего Бога. Объективные истины, которые мы постигаем, — это человеческие истины. Они соответствуют реальности в той мере, в какой реальность «видится» человеку из его базиса познания и в какой способы человеческого познания позволяют их постичь.
Владеть истиной — значит иметь не только объективное знание о свойствах предмета, но и субъективное понимание возможностей его использования. Поэтому объективная истина неотделима от субъективных особенностей ее осознания и истолкования людьми.
В русском языке есть понятие «правда», которое в «Толковом словаре» Даля определяется как «истина на деле, истина во благе, правосудие, справедливость». Правда в этом смысле характеризует ценность истины для субъекта.
Мы можем по-разному выражать содержание объективной истины, находить для нее различные формулировки.
Например, закон всемирного тяготения можно выразить как в словах, так и в математической символике, можно записать его в интегральной и дифференциальной форме.
Выбор форм выражения какой-либо истины — во власти субъекта. Однако содержание ее он не выбирает, изменить это содержание он не в силах. Как только субъект попытается это сделать, истина перестает быть истиной.
Истина всегда конкретна. Дело в том, что соотнесение знания с реальностью всегда осуществляется при определенных условиях. Поэтому невозможно говорить об истинности знания, взятого абстрактно, т. е. без учета этих условий.
В повести М. Твена «Том Сойер за границей» Гек Финн во время полета на воздушном шаре над Америкой обнаруживает, что карта ГИТА «врет», потому что на ней «все штаты разного цвета», тогда как на самом деле это не так. Вывод Гека свидетельствует лишь о том, что ему неизвестны условия, с которыми связано картографическое изображение государства. Точно так же он мог бы сказать, что карта «врет» потому, что на ней любой штат можно закрыть ладонью, тогда как в действительности его размеры измеряются десятками километров. Он не говорит об этом, так как знает условия масштабного построения карты. Очевидно, чтобы установить правильность карты, надо исходить из условий, на основе которых она сопоставляется с изображенной на ней местностью. Аналогичным образом и любое наше знание, подобно карте, может рассматриваться как соответствующее или не соответствующее реальности только тогда, когда заданы условия этого соответствия.
Конкретность истины означает, что истинность знания определяется не только соответствием реальности, но и конкретными условиями, при которых оно соотносится с этой реальностью. Обычно эти условия задаются ситуацией, в которой происходит познание, смысловым контекстом, в котором формулируются его результаты, задачами и вопросами, которые субъект в процессе познания решает. Вырвав какое-то истинное высказывание из его смысловых связей, мы можем упустить из виду эти условия. А тогда содержание высказывания становится неопределенным и может толковаться произвольным образом. Так, иногда цитате, выхваченной из текста, придают совсем не тот смысл, который вложил в свои слова автор.
В повседневной жизни люди часто даже не осознают все те условия, из которых они исходят, когда признают какие-то знания истинными или ложными. Но фактически такие условия всегда подразумеваются. А в науке их приходится выявлять и строго фиксировать, чтобы точно и однозначно определить истинность ее утверждений. Принцип конкретности истины как раз и требует того, чтобы судить об истинности наших знаний с учетом конкретных условий, при которых они сопоставляются с действительностью. Если это не делается, то отношение знания к действительности может оказаться настолько неясным, что вопрос о его истинности будет невозможно решить.
Например, утверждение «небо голубое» при одних условиях наблюдения истинно, а при других ложно. Не принимая во внимание условий наблюдения, невозможно определить, является ли оно истинным или ложным. Если условия получения экспериментальных знаний точно не зафиксированы, то об истинности этих данных нельзя сказать ничего определенного. Даже утверждение, что дважды два четыре, может считаться образцом истины только потому, что нет сомнений в условии, что используется обычно употребляемая десятичная система счисления (а, скажем, не двоичная или троичная).
Всякая истина и относительна и абсолютна. Необходимость различать понятия «относительная истина» и «абсолютная истина» связана с тем, что истинное знание может соответствовать своему предмету с разной степенью точности и полноты. Под относительной истиной понимается относительно точное, недостаточно полное знание о предмете, под абсолютной истиной — абсолютно точное и полное знание.
Из принципа конкретности истины следует, что не только установление самого факта истинности какого-либо знания, но и оценка степени его точности и полноты должны производиться с учетом контекста, в котором оно фигурирует. Одно и то же объективно истинное знание может в одном контексте выступать как относительная, а в другом — как абсолютная истина.
Возьмем для примера высказывание: «Наполеон умер 5 мая 1821 г.». Если ставится задача просто констатировать дату смерти императора в принятом в Европе летоисчислении, то оно точным и исчерпывающим образом решает эту задачу. Следовательно, в отношении этой задачи данное суждение является абсолютной истиной. Но если задача состоит в том, чтобы дать подробное описание обстоятельств смерти Наполеона, то приведенное высказывание является не вполне точным и недостаточно полным ответом на него (требуются уточнения и дополнения: в каком часу умер, отчего умер и т. д.). Значит, в контексте этой задачи данное высказывание выступает как относительная истина.
Другой пример: утверждение, что Земля шарообразна, является с точки зрения современной науки весьма приблизительным описанием формы нашей планеты, т. е. относительной истиной (говоря более точно, Земля представляет собою эллипсоид вращения, а еще точнее — геоид). Но если речь идет об изготовлении глобуса, то в его масштабах отличие Земли от шара не имеет абсолютно никакого значения. Более того, отклонение от шарообразности может вести только к тому, что глобус будет менее адекватно изображать Землю. Таким образом, утверждение о шарообразности Земли в отношении критериев, которым оно в этих масштабах должно удовлетворять, есть абсолютная истина.
Всякая истина относительна, ибо она ограничена конкретными условиями ее постижения и за их пределами остается в каких-то отношениях неточной и неполной. Но вместе с тем в каждой истине, несмотря на ее относительность, есть элемент абсолютной истины, поскольку ее достаточно для решения некоторого конкретного вопроса. Эта «крупица» абсолютной истины и есть то, что придает относительным истинам объективный характер. Если бы в человеческих знаниях не было ни крупицы абсолютной истины, они были бы сплошным заблуждением.
Чем больше растет объем относительно истинного научного знания, тем больше элементов абсолютной истины в нем накапливается, т. е. на все более широкий круг вопросов дается ответ, который точно и полно удовлетворяет требованиям, предъявляемым к нему (хотя в каких-то других аспектах, при других требованиях, он должен еще уточняться и дополняться).
С ростом человеческого познания из относительных истин складывается абсолютная истина в предельно широком смысле, т. е. абсолютно точный и полный ответ на все вопросы о мире, исчерпывающие знания обо всем, что существует в нем. Однако абсолютная истина в этом смысле есть лишь предел, к которому человеческое познание способно только бесконечно стремиться, никогда не достигая его.
Движение к абсолютной истине в указанном смысле нельзя представлять в виде простого суммирования бесконечного числа относительных истин. Человеческое знание — не склад, где истины хранятся на полочках рядом друг с другом. Развитие науки не сводится к простому прибавлению одних истин к другим. При разработке новых научных теорий происходит переоценка прежде существовавшего знания. Что-то из него отбрасывается, что-то приобретает новое истолкование. Некоторые относительные истины оказываются слишком грубыми и неточными, а потому непригодными для решения новых задач, которые встают перед наукой, а в какие-то положения, считавшиеся ранее абсолютными истинами, приходится вносить уточнения. Пересматриваются представления о границах области применимости старых теорий.
Так, классическая (ньютоновская) механика в свое время считалась пригодной для описания движения тел любого размера и с любой скоростью; однако создание квантовой механики и теории относительности привело к выяснению условий, ограничивающих ее применимость. Обнаружилось, что в мире элементарных частиц и больших скоростей, близких к скорости света, действуют иные законы, из которых при определенных условиях вытекают законы классической механики.
Для того, кто понимает единство абсолютного и относительного в человеческих знаниях, одинаково неприемлемы как догматизм, возводящий относительные истины в абсолют, превращающий их в незыблемые, не подлежащие никаким изменениям догмы, так и релятивизм, провозглашающий, что все наши знания только относительны и не содержат в себе ничего абсолютного (следовательно, и объективного).
Догматическая тенденция не замечать относительность знаний опасна тем, что ведет к застою познания, фанатическому фундаментализму и неспособности понять иные взгляды, в которых тоже может содержаться истина. Релятивистское же отрицание момента абсолютности в человеческих знаниях означает, что ни по какому вопросу мы не имеем и в принципе не можем иметь точного и однозначного ответа. Поэтому релятивизм — это путь и скептицизму (позиции всеобщего сомнения) и агностицизму (учению о непознаваемости мира).
К размышлению. Бывают времена, когда догматизм или скептицизм входят в моду и становятся чуть ли не само собой разумеющимися установками общественного сознания. Религиозные догмы долгое время казались незыблемыми абсолютными истинами. В Советском Союзе считалось недопустимым какое бы то ни было сомнение в абсолютной правильности марксизма-ленинизма. Сейчас в нашей стране стало модным скептическое отношение к любым истинам, а свободу слова многие понимают как право требовать, чтобы любые мнения и точки зрения считались равноценными: ведь если все знания относительны, то утверждения современной науки ничем не лучше древних мифов и бредовых вымыслов насчет «снежного человека», «сглаза» или «венца безбрачия». Но истина не похожа на гоголевскую «даму, приятную во всех отношениях». Познание ее — нелегкое дело. Для открытия истины нередко нужен особый талант, для понимания ее — специальное образование и упорные размышления, а для ее зашиты и отстаивания перед догматиками, не воспринимающими никаких доводов, брюзжащими скептиками и просто невеждами требуются воля и мужество. Гораздо легче поддаться заблуждению, чем докапываться до истины.
Источник
Истина — это соответствие знаний, полученных субъектом познания, содержанию объекта познания.
Существуют различные трактовки понятия «истина»:
соответствие знаний действительности;
то, что подтверждено опытом;
некое соглашение, конвенция;
свойство самосогласованности знаний;
полезность полученного знания для практики.
Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины.
Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
Абсолютная истина — это исчерпывающие достоверные знания о природе, человеке и обществе, знания, которые никогда не могут быть опровергнуты.
Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определённому уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания, зависящие от определённых условий, места и времени их получения.
Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна: связана с определённым местом, временем, обстоятельствами.
Пример: изменение представлений о положении Солнца и Земли относительно друг друга — от геоцентрической системы Птолемея до гелиоцентрической системы Коперника и т. п.
Субъективная истина — та, которая зависит от сознания субъекта познания.
Возможные критерии истины:
Соответствие законам логики.
Соответствие ранее открытым законам той или иной науки.
Соответствие фундаментальным законам.
Простота, экономичность формы.
Практика.
Практика играет роль главного критерия при определении истинности знаний.
Практика (от греч. praktikos — активный, деятельный) — целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте.
Характерные черты практики:
Источник познания: практическими потребностями были вызваны к жизни существующие ныне науки.
Основа познания: человек не просто наблюдает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его → происходит наиболее глубокое познание тех свойств и связей материального мира, которые были бы просто недоступны человеческому познанию, если бы оно ограничивалось только простым созерцанием, пассивным наблюдением. Практика вооружает познание инструментами, приборами, оборудованием.
Цель познания: человек для того и познаёт окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности.
Критерий истины: пока какое-то положение, высказанное в виде теории, концепции, простого умозаключения, не будет проверено на опыте, не претворится в практике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением).
ВОПРОСЫ:
1. Ниже приведен перечень терминов. Все из них, за исключением двух, относятся к понятию «истина»:
1) отражение действительности; 2) знание; 3) конкретность; 4) субъективность; 5) процесс; 6) абстрактность; 7) логичность.
2. Раскройте на трёх примерах роль практики в процессе познания.
В качестве функций практики, которые она выполняет в процессе познания, и иллюстрирующих их примеров следует назвать:
Практика как основа познания (пример: потребность земледелия и мореплавания стимулировала развитие геометрии и астрономии, производство создает необходимую аппаратуру для научных исследований, существенно раздвигающих границы наших знаний, и др.).
Практика как цель познания (пример: ученые-физики настойчиво изучают синтез ядер тяжелого водорода (дейтерия) в ядро атома гелия, чтобы можно было использовать термоядерную энергию в экономике, и др.).
Практика как критерий истины: пока какое-то положение, высказанное в виде теории, концепции, простого умозаключения, не будет проверено на опыте, не претворится в практике, оно остаётся всего лишь предположением (гипотезой) (пример: открытие закона Архимеда с успехом было подтверждено практикой кораблестроения и др.).
Источник
Данная проблема занимает центральное место в системе философского знания. Сотни ученых работали над тем, чтобы выявить основные свойства истины. Характеры философских теорий различны: одни из них имеют корни в более ранних учениях, другие кардинально противоречат друг другу.
Классическое определение истинности знания
Понятие истины в обыденной жизни может заключать в себе разный смысл, но в науке под ней понимается, прежде всего, соответствие суждения объективной действительности. Говоря об определенных свойствах предметов и явлений реальности, затем необходимо указать на них, связать высказывания с предметами материального мира.
Данный взгляд на истину восходит к учению Аристотеля. Но как может быть соотнесен характер объектов материального мира, которые существуют во времени и пространстве, с идеальной природой логических умозаключений? В силу этого противоречия в философии появились новые взгляды на понятие истины.
Альтернативные взгляды на свойства истины
Одним из таких подходов является следующий: методологически верно обосновывать высказывание только при помощи другого высказывания. В философии существует так называемая когерентная концепция, согласно которой, критерием истины может служить только соответствие высказываний внутри суждения. Однако такой подход не возвращает философа назад к материальному миру.
Иммануил Кант считал, что главные свойства истины – это всеобщность и необходимость, согласованность мышления с самим же собой. Источниками знания у философа выступает не объективная реальность, но априорное знание, имеющееся у человека.
Французский ученый Рене Декарт предложил в качестве критерия истинности знания его очевидность. Другие ученые, например Мах и Авераниус, придерживались принципа бритвы Оккама и предлагали в качестве главной характеристики истинности экономность мышления.
Согласно учению прагматизма, противопоставлявшему себя когерентной теории, высказывание можно считать истинным, если оно приносит практическую пользу. Его представителями являются американские философы Чарльз Пирс и Уильям Джемс. Ярким примером этого взгляда на природу истины являются взгляды древнегреческого ученого Птолемея. В них представлена модель мира, соответствующая тому, каким он кажется, а не каким является на самом деле. Но несмотря на это, она принесла немалую практическую пользу. При помощи карт Птолемея верно предсказывались различные астрономические события.
Были ли истинными тогда взгляды древнего ученого? Ответ на этот вопрос дает теория под названием релятивизм. Независящие и противоречащие друг другу суждения могут быть истинными – так гласит данная концепция.
Еще одно учение – материализм – трактует объективную реальность как существующую независимо от человека, и поэтому в рамках его понятий главные свойства истины – адекватность и соответствие отражения предметов и явлений реального мира.
А как рассматривают эти вопросы сейчас? Каковыми же являются свойства объективной истины в настоящее время?
Логическая непротиворечивость
Данный критерий истинности имеет свои истоки в когерентной концепции. Это условие является необходимым, однако для признания теории верной она должна включать в себя другие свойства истины. Знание может быть непротиворечивым внутри, однако это не дает гарантии, что оно не является ложным.
Прагматизм, или практика
Диалектический материализм выдвигает следующий критерий истинности знания: его применимость на практике. Теории не несут в себе самоценности, они разрабатываются человеком не для того, чтобы заполнять библиотеки. Знания необходимы, чтобы их можно было применить в реальности. В практике обретают единство мысль об объекте и действие.
Конкретность
Следующее свойство истины. Оно означает, что то или иное суждение является верным в рамках определенного контекста, при учете определенных условий. Любой объект материального мира обладает определенным рядом конкретных свойств и включен в систему других объектов. Поэтому нельзя составить верное суждение без учета этих условий.
Верифицируемость
Еще одним критерием истины является возможность проверить ее эмпирически. В науке существуют понятия верификации и фальсификации. Первое обозначает процесс, при помощи которого устанавливается истинность знания при помощи опыта, то есть эмпирической проверки. Фальсификация – процесс логического мышления, при помощи которого можно определить ложность тезиса или теории.
Абсолютность и относительность
Философия выделяет два типа истины: абсолютную и относительную. Первая представляет собой полное знание о предмете, которое не может быть опровергнуто в ходе дальнейших исследований. Обычными примерами абсолютной истины являются физические константы, исторические даты. Однако этот тип не является целью познания.
Второй вид – относительная истина – может содержать в себе компоненты абсолютной, однако она должна быть уточнена. Например, к этому типу относится совокупность знаний человека о природе материи.
Необходимо отметить, что знание может быть также ложным. Однако следует отличать ложь от заблуждений или непреднамеренных ошибочных суждений. Относительная истина может содержать в себе такой тип искажения. Свойства и критерии истины позволяют избежать таких ошибок: для этого нужно соотнести с ними полученное знание.
Научное познание, по сути, является движением к абсолютным истинам от относительных, и этот процесс никогда не может быть завершен до конца.
Объективность
Наконец, еще одним из важнейших свойств истины является ее объективность, или независимость содержания от познающего субъекта. Однако истина включает в себя как объективное, так и субъективное, поскольку сама она не существует в отрыве от человеческого сознания. Она имеет субъективную форму, но содержание ее является объективным. Примером, иллюстрирующим критерий объективности истины, может послужить утверждение «Земля круглая». Данное знание задается самим объектом и является прямым отражением его свойств.
Итак, совершенно различные критерии представляют собой базовые свойства истины. Обществознание, философия, методология науки – это те сферы, где находит применение данная область гносеологии.
Источник