Какие есть свойства личности

Какие есть свойства личности thumbnail

Свойства личности — устойчивые психические явления, которые оказывают существенное влияние на деятельность человека и характеризуют его с социально-психологической стороны.

Базовые свойства личности

В структуру базовых свойств включают:

  1. Направленность. Объединяет цели, мотивацию и потребности человека в единую движущую силу. 
  2. Темперамент. Характеризуется совокупностью индивидуальных психических особенностей личности, связанных с динамическими характеристиками ее деятельности.
  3. Характер. Является набором сформировавшихся психических черт, которые наиболее ярко проявляются в контакте с другими людьми и выражают индивидуальность личности.
  4. Способности. Отражают склонность человека к определенному виду деятельности в соответствии с психическими особенностями личности.

 Направленность — важнейшее свойство личности

Каждому человеку присущи собственные внутренние побуждения, определяющие его жизненные цели и устремления, объясняющие причины его действий и поступков. Совокупность этих побуждений формирует направленность как важнейшее психическое свойство личности. 

Деятельность человека всегда тем или иным образом связана с удовлетворением определенных потребностей и характеризуется проявлением его отношения к обществу в целом и поведением в конкретной социальной группе в частности. Направленность является выражением личностного смысла человеческой деятельности, объясняет, зачем или почему субъект совершает определенный поступок.

Являясь высшим психическим свойством, направленность имеет внутреннюю структуру состоящую из:

  • целей;
  • мотивов;
  • потребностей. 

Потребности характеризуются надобностью для человека какого-либо предмета или события, могут быть как материальными, так и духовными. Для удовлетворения своих потребностей личность проявляет активную деятельность. Потребности человека, не являющиеся базовыми, необходимыми для выживания, во многом зависят от уровня развития общества и меняются на протяжении всей жизни.

Особенности, присущие потребностям:

  • направлены на конкретный объект или деятельность;
  • связаны с определенным эмоциональным состоянием (удовлетворенность или ее отсутствие);
  • характеризуются наличием воли, необходимой для поиска путей удовлетворения. 

На основе сложившейся потребности формируются цель — идеальный образ желаемого результата действий, совершаемых для ее удовлетворения. Являясь предвосхищаемым результатом деятельности, образ стимулирует человека действовать в нужном направлении и предлагает ему выбор различных путей достижения желаемого.

Мотив служит непосредственной побудительной причиной и движущей силой для продвижения к цели. Он является динамическим процессом, напрямую управляющим поведением индивида. Содержание мотивов определяется социальными условиями, в которых находится субъект. Сначала возникают отдельные побуждения, которые затем складываются вместе и образуют личностную мотивационную систему, управляющую поведением человека с помощью его сознания и воли. Мотивы могут выражаться в простых формах в виде хотений, желаний и влечений, а могут и в более сложных, в виде интересов, идеалов, установок.

Направленность можно характеризовать следующими признаками:

  • значимость для общества;
  • проявление системы жизненных взглядов, установок, убеждений человека;
  • степень социальной зрелости личности.

Отсюда следует важность понимания направленности как свойства личности человека. Обладая знанием о направленности конкретного индивида, можно прогнозировать его поведение в разных ситуациях и при различных условиях.

Темперамент

Темперамент — совокупность душевных и психофизиологических особенностей конкретного человека, которые определяют степень его нервной возбудимости и выражаются во взаимодействии с окружающим миром, проявляясь в его поведении.

Темперамент дает характеристику личности человека в динамике его психической деятельности. Отличительными признаками каждого типа темперамента являются особенности психических состояний и процессов: их темпа, ритма, скорости и интенсивности протекания. Темперамент характеризуется степенью активности, эмоциональности и энергетического потенциала психики индивида. 

Активность проявляется либо в энергичности (стремительности, быстроте) индивида, либо в заторможенности (медлительности, инертности) его реакций.

Эмоциональность характеризует особенности проявления эмоциональных реакций, чувств, настроения. Различают два аспекта проявления эмоциональности — в положительном или отрицательном ключе.

В зависимости от этих признаков различают четыре типа темперамента:

  1. Сангвиник — очень деятельный, живой, активный человек с плавно меняющимся настроением. Он быстро реагирует на все события, происходящие в окружающей действительности, не склонен зацикливаться на неприятностях и неудачах, воспринимает все в позитивном ракурсе, быстро забывает обиды. Сангвиники обладают выразительной мимикой, про них говорят «все на лице написано». Если работа им интересна, делают ее быстро и продуктивно, полностью погрузившись в процесс. При отсутствии интереса выполняют работу поверхностно, так как скука вызывает безразличие к делу. 
  2. Холерик — такой же быстрый, порывистый, страстный человек, но в отличие от сангвиника крайне неуравновешен. Этому типу присуща резкая смена настроения, которая сопровождается эмоциональными вспышками, часто имеющими негативный характер (раздражение, гнев). Холерикам свойственно увлекаться и растрачивать свои силы на эмоции. Поэтому их неустойчивая нервная система быстро истощается.
  3. Флегматик — медлительный, крайне невозмутимый человек со стабильным настроением и устойчивыми стремлениями. Эмоции и чувства внешне почти никак не проявляются. Такое же спокойствие и уравновешенность характерно для него в любом виде деятельности. В работе проявляет завидную настойчивость и упорство — пусть медленно, но доведет ее до конца. Флегматики компенсируют медлительность основательным подходом к решению проблемы, тщательным и скрупулезным выполнением своих обязанностей.
  4. Меланхолик — тип личности, склонный к постоянному болезненному переживанию происшедших или предстоящих событий. Является очень впечатлительным и легко ранимым человеком. Может в своем воображении долго проигрывать различные варианты продолжения событий или их будущие сценарии. Зацикливаясь на своих переживаниях, мало реагирует на внешние обстоятельства, замыкаясь во внутреннем мире, что является причиной рассеянности, забывчивости и ненадлежащего выполнения поставленных задач.

Характер

Характер — совокупность стойких психических свойств индивида, которыми определяются особенности его поведения и взаимоотношений с окружающей действительностью, в том числе способ эмоционального реагирования на происходящие события.

При изучении характера отдельной личности наблюдается определенная закономерность в проявлении психологических черт, благодаря чему можно предвидеть поведение индивида в различных ситуациях и его эмоциональную реакцию на события. Характер и темперамент имеют общую физиологическую основу и определяются типом возбудимости нервной системы, поэтому в характере могут проявляться черты темперамента.

Формирование характера происходит на протяжении всей жизни индивида и связано с усвоением опыта в социальной среде. Воспитание, обучение и социализация субъекта являются основными факторами, формирующими характер посредством создания различных ситуаций, в которых он способен проявиться.

Характер проявляется совокупностью отношений:

  • К делу — определяется уровнем ответственности и трудолюбия.
  • К собственности — показывает, насколько человек бережлив, аккуратен и щедр.
  • К другим людям — характеризует его как человека тактичного или грубого, правдивого или лживого, показывает степень доверия к окружающим.
  • К себе — складывается из самооценки индивида, дает понятие о его скромности, уровне самокритичности, о наличии или отсутствии гордости.

Характер человека оценивается также по уровню развития следующих важных черт:

  • целеустремленность;
  • активность;
  • инициативность;
  • дисциплинированность;
  • упорство;
  • решительность;
  • мужество;
  • выдержка. 

В отличие от темперамента, обусловленного врожденными психическими свойствами, характер поддается самовоспитанию. Эффективность работы над собой проявляется в установлении правильных взаимоотношений с социальным окружением, в проявлении выдержки и самообладания в критических ситуациях, в несении ответственности за свои действия и поведение в обществе. 

Читайте также:  Какими свойствами обладает капуста

Индивидуальные психические черты складываются в повседневных жизненных ситуациях. Они оказывают непосредственное влияние на формирование психологического облика человека, на образ его мыслей и побуждения. Характер является компонентом системы ценностей личности, в комплексе с мировоззрением, убеждениями и морально-нравственными принципами.

Способности

Способности — индивидуальные свойства личности, которые обуславливают предрасположенность к определенному роду деятельности, являются условиями ее успешного осуществления.

Способности формируются на основе наследственных задатков и развиваются в процессе деятельности индивида. Окружающая среда и сложившиеся обстоятельства определяют, какие именно способности формируются из уже имеющихся задатков.

В качестве примера рассмотрим такой задаток как подвижная нервная система. Если человек с таким типом нервной системы изберет вид деятельности, связанный с быстротой реакций или постоянным переключением внимания с одного объекта на другой, то он разовьет свои способности и в том, и в другом виде деятельности.

Способности делятся на несколько категорий: 

  1. Общие и специальные. Общие имеют значение сразу для многих видов деятельности (например, быстрое запоминание, нетривиальность мышления, находчивость, концентрация внимания, хорошая координация движений). Специальные являются предпосылками для определенных видов деятельности (музыкальные, художественные, математические, лингвистические).
  2. Элементарные и сложные. Элементарные связаны с органами чувств. Сложные связаны с человеческой культурой и являются социально обусловленными.
  3. Теоретические и практические. Теоретические связаны с абстрактным и логическим типами мышления. Практические связаны с выполнением конкретных действий при решении практических задач в разных жизненных ситуациях.
  4. Учебные и творческие. Учебные характеризуют склонность к обучаемости. Творческие связаны с созидательной деятельностью в духовной и материальной областях.
  5. Коммуникативные и предметно-ориентированные. Коммуникативные отвечают за взаимодействие человека с другими людьми (установление контакта, умение расположить к себе, воздействие на людей). Предметно-ориентированные нацелены на взаимодействие с неодушевленными предметами (научные исследования, управление техникой и т.д.)

Большинство способностей можно тренировать и развивать. Они складываются из определенных знаний, умений, быстроты овладения навыками, прочностью усвоения.

Разработано много рекомендаций по развитию определенных способностей — музыкального слуха, способности к изучению иностранных языков, внимательности, быстрочтения, долговременной памяти, логического мышления и многих других. 

В зависимости от степени развития способностей можно выделить несколько уровней:

  1. Неспособность. Выражается в явном несоответствии психических качеств личности определенному набору требований, предъявляемых конкретным видом деятельности. Ее еще называют бездарностью.
  2. Простая способность. Проявляется в ярко выраженном соответствии психических особенностей индивида психологическим требованиям, выдвинутыми определенным видом деятельности.
  3. Одаренность. Выражается в сочетании нескольких способностей общего и специального рода. Позволяет добиться более значимых успехов в конкретной области по сравнению с другими индивидами.
  4. Талант. Является более высокой степенью одаренности, проявляется в конкретных областях деятельности. Характеризуется проявлением индивидуальных особенностей личности. Так, два талантливых музыканта имеют каждый свой собственный стиль игры.
  5. Гениальность. Проявляется сразу во многих областях и является наивысшей степенью одаренности. Творчество гения, плоды его деятельности имеют огромное общественно-историческое значение, знаменуя целую эпоху в области его деятельности.

Как происходит развитие свойств личности

На развитие психических свойств личности влияют как наследственные факторы, так и приобретенные во взаимодействии с социальным окружением.

В раннем детстве развитие личности представляет собой динамичный процесс усвоения социальных, этических, поведенческих норм. Ребенок должен овладеть умением подчинять свое «хочу» требованиям социальной среды. Социальная среда, в которой развивается ребенок, играет огромную роль в формировании личностной индивидуальности человека. На этом этапе определяющее значение имеет семья (а в дальнейшем еще дошкольные учреждения и школа), ее воспитательные методики, морально-нравственные принципы, которые она прививает.

Следующим важным моментом является активность ребенка в освоении социальных и поведенческих норм. При этом необходимо учитывать, что эффективность усвоения зависит от практических навыков, тренируемых в специально смоделированных ситуациях.

Исследования показали, что в каждом ребенке изначально заложена способность к развитию. А ее движущей силой является необходимость в удовлетворении потребностей. В процессе удовлетворения потребностей развиваются такие свойства личности как способности и характер, а они в свою очередь формируют новые потребности. Происходит своеобразное движение по спирали, поднимая ребенка на более высокий уровень развития личностных свойств.

Вообще, развитие личности в целом является скачкообразным процессом. Длительные периоды равномерного постепенного развития сменяются кратковременными периодами резких значимых изменений свойств личности. Эти периоды называются критическими моментами (или возрастными кризисами). Каждый возрастной период имеет свое значение, является необходимым и обязательным для становления личности. Это связано с тем, что в определенном возрасте появляются свои благоприятные условия для формирования конкретных свойств личности и психических функций. Сформированные на каждом этапе свойства и качества личности практически невозможно изменить, как и пройти этот опыт заново или компенсировать то, что вовремя не сформировалось. Поэтому образовательный и воспитательный процессы налагают большую ответственность на родителей и педагогов.

Источник

В психологии основной задачей является изучение индивидуальных особенностей человека. Для этого существует множество классификаций свойств личности и способов их определения.

Интерес к различиям между людьми проявлялся с древних времен. Первое известное деление на типы совершил Гиппократ в середине III века до н. э. Он заметил, что уровень эмоциональности, устойчивости, чувствительности и силы у всех отличается. В то время ученые полагали, что в человеке циркулируют 4 вида жидкости, которые и управляют состоянием здоровья и темпераментом.

По мнению Гиппократа, именно они по преобладанию и определяют 4 типа темперамента (в переводе «устойчивое слияние»). После Гиппократа интерес к классификации проявляли множество ученых — Гален, И.П. Павлов, Э. Кречмер, К. Юнг и др.

Определение

Сам термин «личность» возник в античные времена. Тогда повсеместно были распространены театры, в которых каждый актер для своей роли имел собственную маску, отражающую его суть. Она называлась латинским словом persono, «говорить через отверстие». Тем самым, персона — определенный тип человека, персонаж, обладающий собственными характеристиками и действиями.

Позднее в Древнем Риме термин персона использовался уже более широко и означал лицо, отвечающее перед законом. Кстати, рабы не были «персонами» и не считались личностью.

С точки зрения различных подходов и исследований даются совершенно разные определения личности и её свойств. Например, биологический или медицинский подход подразумевает, что личность это генетические предпосылки, филогенетические и онтогенетические особенности в сочетании с приобретенным в течение жизни опытом и поведенческими особенностями.

Социальный подход рассматривает личность, как продукт влияния культуры, социальной среды, определенной социальной роли и их влияния на развитие. И психометрические и экспериментальные исследования говорят о личности только после изучения различных её свойств, отражающих её структуру, измерения различных показателей и наблюдений.

Читайте также:  Какое физ свойство не является общим для всех металлов

Виды

Свойства личности в психологии имеют множество классификаций. Все они отражают личность с разных сторон и важны для её единого понимания.

Эмоциональные свойства

Если какие-либо особенности эмоционального реагирования и ответа наблюдаются у человека постоянно, они являются его эмоциональными свойствами.

Эти свойства имеют несколько разновидностей (по Е.П. Ильину):

  1. Эмоциональная возбудимость, простым языком называемая вспыльчивостью. Это эмоциональный ответ человека на действие значимых именно для него раздражителей и факторов. Каждый человек склонен к возникновению определенного набора эмоциональных реакций, наиболее характерных для него. Для кого-то это будет гнев, для другого обида и слезы, для третьего восторг и удивление. Реже бывают случаи, когда человек способен выдавать полный спектр эмоционального ответа даже при легком воздействии. Наибольшая эмоциональная возбудимость наблюдается у подростков 11-13 лет, и более сильна она у девочек. Также во взрослой жизни повышенная эмоциональная возбудимость часто бывает у артистических и творческих натур.
  2. Глубина переживания эмоций. Чем длительнее время действия очага возбуждения в головном мозге, тем переживание глубже, как и его воздействие на психику человека. Это может проявляться в физиологических функциях человека, работе его органов и систем, а также в поведении и отношениях с окружающими. Если очаги возбуждения быстро затухают, то эмоции скоротечны и неглубоки.
  3. Эмоциональная отзывчивость, она же впечатлительность. Это способность остро, быстро и сильно реагировать на самые различные воздействия внешнего мира. Например, на слова людей, красоту природы, творчество, бытовые происшествия, чужие эмоции. Впечатлительность наиболее сильно развита у людей со слабой или лабильной нервной системой. Нередко у них эмоциональная составляющая превалирует над познанием, что может его ограничивать.
  4. Эмоциональные лабильность и ригидность. Ригидность — застревание на какой-либо эмоции, несмотря даже на то, что факторы, её вызвавшие, уже не действуют. Подобная эмоциональная «вязкость» часто возникает в отношение наиболее травмирующих и значимых событий, неудач. Лабильность — это переключаемость с одной эмоции на другую, в том числе полярно противоположную.

    Эмоциональная лабильность в психологии

  5. Эмоциональная устойчивость. Это свойство психики даже в ответ на сильные воздействия не выдавать сильных эмоций, таких людей называют эмоционально стабильными. Их сложно «вывести из себя» и добиться сильного эффекта практически нереально. Это нередко случается у людей со сниженной чувствительностью.
  6. Экспрессивность. Это умение проявлять внешне свои эмоции, с помощью мимики, жестов, движений, голоса, смысла слов и поведения в целом. Повышенную экспрессию называют гипермимия и ценят в области актерского мастерства. Также она бывает признаком аутизма. Обеднение мимики и жестов — гипомимия, часто сопровождает такие патологии, как шизофрения, депрессия и др.
  7. Оптимизм и пессимизм. Это устойчивая склонность, мировоззрение, направление мыслей либо в позитивное русло, либо в негативное. При этом любые события человек может рассматривать в удобном ему направлении.

Волевые свойства

Свойства личности в психологии нельзя рассматривать без влияния такой важной психической характеристики как воля. Воля направляет мысли и действия человека в направлении, необходимым для достижения целей. Она может как активизировать человека, так и тормозить его, если это необходимо. Поэтому волевые свойства обусловлены либо побуждением к действию, либо торможением.

  1. Самостоятельность. Это способность ставить перед собой цели, выбирать средства для этого и преодолевать препятствия на своем пути независимо от чужого мнения. Самостоятельный человек уверен в своих силах, но может и прислушиваться к мнениям окружающих, если они служат на благо его целям. Противоположными качествами являются внушаемость (подверженность идейным влияниям извне, недостаточно ясное видение собственных целей, безволие) и негативизм (свойство отвергать все разумные мысли, советы и доводы только с целью непослушания и самостоятельного выбора).
  2. Решительность/нерешительность — волевое свойство, проявляющееся при выборе человеком цели и средств. Решительный человек изучает вопрос всесторонне, обдуманно выбирает цель и обдуманно идет к её достижению, отвергая сомнения и страхи. Нерешительный может столкнуться с тревогами и страхом и отступить от большой цели, сменив её чем-то более простым и доступным.
  3. Настойчивость — важнейшее проявление воли. Именно она позволяет преодолевать преграды на пути к цели, переживать падения и разочарования, но при этом не отступать от цели, а планомерно её добиваться. Иногда на достижение цели уходит много времени, но настойчивый человек не отступает. Также, своей решимостью он может влиять и на окружающих, которых тоже мотивирует к цели.
  4. Упорство — способность преодолевать любые препятствия на своем пути, решать проблемы или обходить их. При этом, если достижение цели перестает быть целесообразным, упорный человек может отказаться от него, в отличие от упрямого человека.
  5. Выдержка — тормозящая функция психики. Она позволяет выдерживать серьезные нагрузки без перегруза, при этом вызывая напряжение воли. Особенно важна бывает в экстремальных ситуациях, катаклизмах, спорте. Сдержанный человек способен трезво оценить обстановку и принять взвешенное решение о дальнейших действиях.
  6. Самообладание — помогает держать контроль над собственными физическими и психическими проявлениями в любых условиях. Оно помогает сдержать страх, панику и другие опасные эмоции и при этом мобилизовать все свои ресурсы для выхода из рискованной ситуации.

Индивидуальные свойства

Индивидуальными свойствами психики называют темперамент, характер и способности.

В психологии темперамент — динамическая характеристика психических процессов человека и часть его личностных свойств. Она проявляется при формировании целей и средств для их достижения, а также непосредственно при деятельности.

Видимым проявлением темперамента можно считать поведение и внешний облик человека. Темперамент чаще всего закладывается в раннем детском возрасте, а окончательно формируется и шлифуется в подростковом, при установке ценностей, целей и задач.

При определении темперамента пользуются такими характеристиками:

  • сензитивность — повышенная чувствительность, определяется невысоким пороговым уровнем воздействия внешних факторов до получения психической реакции,
  • реактивность — это степень эмоционального ответа человека на раздражители извне либо внутри себя,
  • пластичность — гибкость при взаимодействии с окружающим миром, либо её противоположность — ригидность,
  • резистентность — способность поддерживать устойчивость своего внутреннего мира в ответ на негативные влияния,
  • экстра- или интраверсия — отражают приоритетность влияния на человека внешних или внутренних факторов.

В настоящее время описанная Гиппократом типология 4 темпераментов не потеряла своей актуальности. Но при этом И.П. Павлов провел параллели типологии Гиппократа с различными типами высшей нервной деятельности. Он доказал, что в разных зонах коры головного мозга постоянно возникают очаги возбуждения, после чего оно затухает под влиянием обратного процесса — торможения.

Читайте также:  Какие основные характеристики приняты для оценки мех свойств металлов

Степень соотношения возбуждения и торможения, их сила, а также способность личности переносить длительное возбуждение без глубокого торможения, быстрота переключения очагов — именно эти характеристики и формируют типы темперамента. Сильный тип, по И.П. Павлову, соответствует сангвиникам, безудержный — холерикам, инертный — флегматикам, а слабый — меланхоликам.

Характером называют совокупность таких индивидуальных черт, как привычки, мировоззрение, поведение, интересы, интеллектуальные, эмоциональные и волевые характеристики и восприятие окружающего мира.

Характер зависит от темперамента и типа нервной деятельности, воспитания, социально-бытовой и семейной среды. Он может иметь множество описаний — сильный/слабый, легкий/тяжелый, приятный или не очень.

Если отдельные черты характера проявляются намного ярче и сильнее, можно говорить о наличии акцентуации (К. Леонгард, А. Личко, П. Ганушкин и др.).

Способности — это генетически заложенные особенности человека, позволяющие ему быстро приобретать и усваивать новые практические или теоретические знания и умения.

Способности могут быть общими — хорошие речь, память, координация, гибкость, коммуникабельность в общении; либо специальными — в узконаправленных областях. Например, в математике, музыке, изобразительном искусстве, лингвистике и др.

Функции и роль

Свойства личности в психологии определяют основную функциональную составляющую, а именно направленность психики. Она играет важнейшую роль в жизни человека.

Направленность — это динамическая характеристика, проявляющаяся в действиях, поступках и поведении человека.

Направленность личности- это жизненные цели человека, мировоззрение, смысл его деятельности, мотивы, потребности и способы их достижения/удовлетворения.

  • Потребности обычно формируются средой существования, уровнем развития и жизненной ситуацией. Они могут быть биологическими (обычно более приоритетны) и социальными. Потребности физиологического характера часто появляются и быстро исчезают после их удовлетворения. Например, это жилье, еда, одежда, сон и др. Социальные потребности более разнообразны. Сюда включается не только потребность во внимании, признании, самореализации, но и различные материальные блага. При переходе потребности в мотивацию в организме активизируются необходимые для неё зоны коры головного мозга и подкорковые структуры.
  • Мотивация — побуждение к действию различными стимулами, это первый шаг к цели. Это побуждение проявляется широким спектром позитивных и негативных эмоций, напряжением, переживаниями. Мотивы также бывают биологическими и социальными. Они видоизменяются в течение всей жизни человека, в каждом возрасте имеются свои особенности и свойства. При существовании различных потребностей, согласно А.А. Ухтомскому, запускается принцип доминанты. То есть запускается обычно та мотивация, потребность в которой наиболее актуальная и создавшая наибольшее количество возбужденных нейронных сетей. Мотивации и потребности человека зависят от его интересов.

    Структура направленности (свойства личности) в психологии

  • Интерес — устойчивая склонность к какому-либо виду деятельности, стремление к познанию определенных областей знаний или умений. При длительной деятельности в области своих интересов, особенно переживая что-то новое, человек испытывает моральное удовлетворение и положительные эмоции. Очень часто направленность интересов человека совпадает с его склонностями и способностями. Интересы можно подразделять по их области, слабости/силе, активном/неактивном интересе, глубине и актуальности. При широких интересах, а также способности постоянно изучать новые области очень меняется мировоззрение человека.
  • Мировоззрение — это устойчивая система взглядов человека на внешний мир, социальные связи, науку и религию, собственные отношение. На мировоззрение очень влияет время и место жительства человека, его место в обществе, окружение и взаимоотношения с людьми.
  • Жизненные цели — это направленная во внешний мир психическая и физическая энергии человека, смысл его существования. Они напрямую зависят от мировоззрения и интересов. При отсутствии в жизни человека жизненной цели, его вектор развития постоянно меняет направление, возникают и быстро сменяются приоритеты. Это может приводить к перегоранию и истощению личности, а также депрессии.

Психологические теории и школы

Свойства личности в психологии изучали практически все психологические школы и направления. Одних больше интересовала биологическая природа различий, другие изучали сами различия с помощью наблюдения, общения, тестирования и пытались создать классификацию свойств.

Школа, подходЧто именно изучали
Экспериментальная психология, рефлексологический подход. Изучал И.П. Павлов и В.М. БехтеревСоздали учение о высшей нервной деятельности и условных рефлексах. При наличии в организме какой-либо потребности в головном мозге формируется очаг возбуждения. Если формируется условно-рефлекторная реакция, которая соответствует потребности человека, то происходит закрепление. Так организм приспосабливается к внешним условиям.
Психодинамический подход З. ФрейдаСчитал, что мотивы поступков человека находятся в бессознательном, которое в обычном состоянии неподвластно ему. Структура личности представлена 3 частями — бессознательным, сознанием и предсознанием, каждая из которых имеет свои свойства.
Когнитивная психология, кибернетика в психологии. У. Найсер, Ж, Пиаже, Дж. КеллиСвойства личности рассматриваются с позиции кибернетики — управления и передачи информации. Предполагается, что при развитии человека у него формируются познавательные схемы — «когнитивные карты». Именно они определяют поведение человека и отношения с окружающими. Психические процессы соответствуют компьютерным — память, мышление, аффект.
Бихевиоризм. Дж. УотсонПредполагали, что психика устроена очень просто. В ответ на внешние стимулы происходит условная или безусловная реакция на них, что и определяет поведение. Сознательная деятельность отрицается. Стимул, снижающий потребность человека, подкрепляет его.
ГештальтпсихологияГештальты — вспышки возбуждения в головном мозге, возникающие в ответ на стимулы. Цель человека — устанавливать связи между гештальтами, так как психика уже изначально — целостное образование, вместе со своими свойствами.

Диагностика

Методами исследования свойств психики и личности занимается психодиагностика.

Основных направления два — тестовое и проективное.

Тестовое заключается в формировании шкалы, образующейся при ответе на вопросы. Эта шкала отражает определенные черты характера, направленность личности, ее волевые, эмоциональные или поведенческие особенности.

Сюда относятся тест на уровень интеллекта Бине-Стэнфорда, цветовой тест Люшера (эмоции), шкала экстра — и интраверсии, тест типов темперамента и множество других. Часть из них для получения результатов обрабатывается на компьютере.

Проективные методики — рисунки, ролевые игры или рассказы. Их смысл в проекции своих психических черт и отношений на задание. Родоначальником их был К. Юнг, предложивший психодиагностические беседы, затем свой тест «чернильных пятен» создал Роршах и фрустрационный тест — Розенцвейг.

Позднее возникло множество вариаций с заданием описать расплывчатые картинки, нарисовать человека, дерево, семью и т.п.

В психологии классифицировано множество различных свойств личности. Благодаря разным подходам и методикам, само понятие личности тоже значительно обогатилось. Практическое применение этого знания актуально для самопознания, в работе психологов, а также в психотерапии и психиатрии с целью уточнения диагноза и лечения.

Автор: Наталья Калегова

Видео о типах личности

Классификация личностей по Юнгу:

Источник