Какие есть свойства сознания
С.
Л. Рубинштейн выделяет следующие свойства
сознания:
*
переживание.
Сознание
является продуктом и результатом
деятельности систем, к которым относится
и индивид, и общество, а не только мозг.
Важнейшим свойством таких систем
является возможность создания недостающих
им функциональных органов, своего рода
новообразований, которые в принципе
невозможно редуцировать к тем или иным
компонентам исходной системы. Сознание
должно выступать в качестве “суперпозиции
функциональных органов”.
Сознание не просто высшее личностное
образование, оно осуществляет три
взаимосвязанные функции: регуляцию
психических процессов, регуляцию
отношений и регуляцию деятельности
субъекта (С.Л. Рубинштейн).
А. Н. Леонтьев выделял три составляющих
в структуре сознания: чувственную ткань
образа; значение; смысл.
В. П. Зинченко добавляет еще один компонент
в эту структуру: биодинамическую ткань
движения и действия. Тогда можно
представить себе структуру сознания
схематично следующим образом:
Био. ткань – материал из которого
строятся целесообразные, произвольные
движения и действия.
Чув. ткань – выражается в безотчетном
переживании чувства реальности
(пространство, движение, цвет, модальность,
интенсивность переживания чувственного
образа).
Знач. – это единица сознания в которой
зафиксирован общественный опыт.
Общественно выработанный инвариант.
Л. С. – это значение для меня.
В.П. Зинченко попытался условно выделить,
презентированные в сознании миры и
соотнести с ними выделенные в структуре
сознания компоненты.
Однако Зинченко подчеркивает, что
рефлексивный слой сознания одновременно
является событийным, бытийственнным.
В свою очередь бытийный слой не только
испытывает на себе влияние рефлексивного,
но и сам обладает зачатками или исходными
формами рефлексии.
Сверхсознание
– это процессы длительной и напряженной
работы сознания, в результате которой
появляется некий интегральный итог в
виде новых отношений, чувств, поступков
ранее не осознававшихся (творчество,
интуиция, катарсис).
Самосознание
Самосознание возникает в ходе
развития сознания личности, по мере
того как она становится самостоятельно
действующим субъектом. Самосознание
есть не столько рефлексия своего Я,
сколько осознание своего способа жизни,
своих отношений с миром и людьми.
Личность в ее реальном бытии, в е
самосознании есть то, что человек,
осознавая себя как субъекта, называет
своим «Я». Я – это личность в целом, в
единстве всех сторон бытия, отраженная
в самосознании. Реальная личность,
которая, отражаясь в своем самосознании,
осознает себя как «я», как субъекта
своей деятельности, является общественным
существом, включенным общественные
отношения, выполняющим те или иные
общественные функции.
Самосознание – это динамическая
система представлений человека о самом
себе, осознания им своих физических,
интеллектуальных и других качеств,
самооценка качеств, а так же субъективное
восприятие влияющих на данную личность
внешних факторов (Л.М. Митина).
Самосознание есть всегда сознание
самого себя как сознательного субъекта,
человека, реального индивида, а вовсе
не сознание своего сознания (И.И.
Чеснокова).
Большинство психологов рассматривают
самосознание как единство трех сторон
– самопознания, эмоционально-ценностного
отношения к себе и саморегулирования.
Сторонами внутреннего строения
самосознания является знание и отношение.
Знание о себе представлено в виде
представлений и понятий о себе. Знания
человека о самом себе, как реальном
субъекте различных видов деятельности,
является многообразным по своему составу
и по форме отражения. Оно может отражаться
как на непосредственно-чувственном
уровне, так и на абстрактно-логическом
уровне.
Отношение к себе выражается в
характеристиках эмоциональной сферы:
эмоциях, чувствах, в адрес собственного
«Я». В результате рефлексии формируется
понятие о самом себе или обобщенно-устойчивый
«Я-образ» (Я-концепция).
Структура самосознания
Действительно, различение “Я” как
субъекта активности и как объекта
самопознания традиционно для философского
мышления и усвоено психологией. В
психологический обиход это различение
было введено У.Джемсом в виде различения
“чистого Я” (познающего) и
эмпирического. “Я” (познаваемого).
Однако в самом этом различении кроются
по крайней мере две проблемы. Одна из
них – это относительность самого
различения, о чем писал уже Джемс. С его
точки зрения, эмпирическое и чистое “Я”
– две стороны самосознания, а не две
особые сущности, и следует с самого
начала признать их тождество.
И.И. Чеснокова в структуре самосознания
выделяет: самопознание, эмоционально-ценностное
отношение к себе и саморегулирование
поведения личности.
В.С. Мухина разработала структуру
самосознания, состоящую из пяти звеньев:
1 – эмоционально-ценностное отношение
к себе телесному, к своему имени и к
своему индивидуально-типическому
психическому Я; 2 – притязания на
признание; 3 – половая идентификация;
4 – психологическое время личности
(индивидуальное прошлое, настоящее и
будущее); 5 – социальное пространство
личности: права и обязанности
В общем виде самосознание выступает
как процесс, с помощью которого человек
познает себя и относится к самому себе,
и как продукт – представление о себе
(«Я-образ», «Я-концепция»). Рефлексия
выступает в качестве психологического
механизма самосознания. В
общем виде рефлексия – это способность
постигать свой внутренний мир и строить
субъективную картину своих состояний.
«Рефлексия … проявляется как
представленность в сознании человека
механизмов и форм произвольного контроля
над процессами генерации информации,
ее развития и функционирования. …
Способность к рефлексии можно понимать
как умение реконструировать и анализировать
понимаемый в широком смысле план
построения собственной или чужой мысли;
как умение выделять в этом плане его
состав и структуру, а затем объективировать
их, прорабатывать соответственно
ставящимся целям» А.В. Карпов. По этому
поводу А.В. Карпов отмечает: «Рефлексия
— это одновременно и свойство, уникально
присущее лишь человеку, и состояние
осознания чего-либо, и процесс репрезентации
психике своего собственного содержания».
В работах А.В. Карпова, И.Н. Семенова и
С.Ю. Степанова описывается достаточно
много видов рефлексии.Среди нихавторы содержательно выделяют два
вида рефлексии (по тому, на что конкретно
она направлена):
интеллектуальная
(интеллектуальные акты, познавательные
стратегии, предметные действия);личностная
(эмоциональные состояния, ценности,
моральные нормы, убеждения, мотивы,
намерения, образ «Я» и т.д.).
Я – концепция и ее структура.
«Я-концепция» – это система самовосприятий,
представлений о самом себе, включающих
убеждения, оценки, тенденции поведения,
выступающая как механизм, контролирующий
и интегрирующий поведение индивида,
обеспечивающий внутреннюю согласованность,
интерпретацию опыта, совокупность
ожидания относительно поведения (Роберт.
Бернс).
1) <образ
Я> – представление индивида о самом
себе;
2)
самооценку – эмоционально окрашенную
оценку этого представления;
3)
потенциальную поведенческую реакцию,
те конкретные действия, которые могут
быть вызваны <образом Я> и самооценкой.
Структура Я-концепции Р. Бернс.
Деятельность
Общее
понятие и характеристики Д. Соотношение
деятельности и активности.Суть
деятельностного подхода в психологии.Процессы
интериоризации и экстериоризации.Психологическое
строение индивидуальной деятельности.
Человек
есть существо не только сознательное,
но и деятельное.
В
психологии категория деятельность
рассматривается в двух аспектах: в
качестве объяснительного принципа и в
качестве предмета исследования.
А.Н. Леонтьев понимал деятельность как
содержательный процесс, в котором
субъект осуществляет преобразующие
действия с предметным миром. Посредством
деятельности индивид включается в
систему общественных связей и отношений.
(Расширение каталога деятельностей).
Как объяснительный принцип категория
деятельность была впервые применена в
отечественной психологии С.Л. Рубинштейном
в 1922 году: «Субъект в своих деяниях, в
актах своей творческой самодеятельности
не только обнаруживается и проявляется,
но в них созидается и определяется.
Поэтому тем, что он делает, можно
определить, что он есть». Категория
деятельности становится основой для
формирования предмета психологии, за
счет чего перестраивается вся система
общепсихологических понятий.
Л.П.
Буева: «Деятельность – это способ
существования и развития общества и
человека, всесторонний процесс
преобразования им окружающей природы
и социальной реальности (включая самого
себя)» в соответствии с его потребностями,
целями и задачами».
В качестве основных содержательных
характеристик деятельности
отечественными психологами рассматриваются:
предметность, субъектность,
осознанность, целенаправленность,
социальность.
Отдельную
проблему представляет вопрос соотношения
понятий активность и деятельность
(сравнительная таблица).
Суть
деятельностного подхода в психологии:
Деятельностный подход
(А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин,
П.Я. Гальперин, Л.И. Божович, В.В. Давыдов
и др.).
Суть – рассмотрение любого психического
явления и процесса в его становлении и
функционировании сквозь призму категории
деятельности. Акцент на изучении
психологической структуры внешней и
внутренней деятельности, выделении ее
основных единиц и раскрытии закономерных
связей между ними. Доминирование идеи
опосредования психики, сознания и
личности индивидуальной и совместной
предметной деятельностью.
Психика, сознание “живет”
в деятельности, которая составляет их
“субстанцию”; сознание как образ
является “накопленным движением”,
т е свернутыми действиями, бывшими
вначале вполне развернутыми и “внешними”,
т е сознание не просто “проявляется
и формируется” в деятельности как
отдельная реальность – оно “встроено”
в деятельность и неразрывно с ней.
Субъектно-деятельностный подход
(С.Л. Рубинштейн, К.А.Абульханова-Славская,
А.В.Брушлинский, Е.В.Шорохова, И.И.Чеснокова,
Е.А. Сергиенко и др.).
Акцент на опосредовании деятельности
сознанием (любые внешние воздействия
преломляются через внутренние условия)
и ее принадлежности субъекту. Субъектность
рассматривается в таких характеристиках
как активность, способность к развитию
и интеграции, самодетерминации,
саморегуляции. Исследовательские усилия
направлены на поиск оптимальных условий
развития субъектной позиции личности
в ее жизнедеятельности, профессиональном
и личностном становлении.
А.Н.
Леонтьев рассматривал предметную
деятельность как процесс, внутри которого
в качестве необходимого ее момента
возникает психическое. Он исходил из
различения внутренней и внешней
деятельности.
Внутренняя
– это деятельность по оперированию
образами, представлениями о предметах
или идеальная деятельность сознания.
Она вторична: формируется на основе
внешней предметной деятельности. Процесс
перехода внешней предметной деятельности
во внутреннюю форму (психическую
деятельность) обозначается в психологии
термином «интериоризация».
Л.С.
Выготский: «Каждая
психическая
функция появляется
на
сцене
дважды
– сперва как коллективная, социальная
деятельность, а затем как внутренний
способ мышления ребенка».
Существует
и обратный переход – от внутренней
деятельности к внешней. Такой переход
обозначается термином «экстериоризация».
Как
процесс опредмечивания наших представлений.
Процесс,
в результате которого внутренняя
психическая жизнь человека получает
внешне выраженную (знаковую, предметную
социальную) форму.
Виды
деятельности:
Труд;
Учение;
Игра;
Общение
?
(некоторыми авторами общение
рассматривается как самостоятельная
форма активности)
Ведущая
деятельность
—деятельность,
в которой происходит возникновение и
формирование основных психологических
новообразований человека на той или
иной ступени его развития и закладываются
сновы для перехода к новой ведущей
деятельности.
Выделяют
следующие ведущие
деятельности:
1. Непосредственное
общение младенца со
взрослыми;
2. Предметно–манипулятивная
деятельность в раннем
детстве;
3. Сюжетно–ролевая
игра дошкольного возраста;
4. Учебная
деятельность
школьников; Это деятельность в рамках
которой происходит контролируемое
присвоение основ социального опыта,
прежде всего в виде основных интеллектуальных
операций
и теоретических понятий.
5. Профессионально-учебная
деятельность юности.
Психологическое
строение индивидуальной деятельности
(Рис.):
Потребность
– состояние человека, выражающее его
зависимость от материальных и духовных
предметов и условий существования,
находящихся вне индивида.
Мотив
– форма проявления потребности,
побуждение его к определенной деятельности,
тот предмет, ради которого осуществляется
данная деятельность. Это опредмеченная
потребность. Сложные виды деятельности,
как правило, побуждаются не одним, а
несколькими мотивами, они полимотивированы.
Цель
–
представляемый или мыслимый результат
деятельности.
Действие
выступает
как составная часть деятельности. Итак,
действие есть целевой акт поведения в
поле значений субъекта.
Операциями
называются способы осуществления
действия. Это преобразованные действия,
ставшие способами осуществления других,
более сложных действий.
Первый пласт деятельности (потребности,
мотивы, цели, условия) составляет ее
предметное содержание.
Второй пласт деятельности (отдельная
деятельность, действия, операции)
составляют ее структурные элементы.
В деятельности есть и третий пласт:
взаимные переходы и превращения ее
отдельных структурных элементов (мотива
в цель, деятельности – в действие, цели
– в условие ее реализации).
Механизм сдвига мотива на цель:
Действия, обогащаясь, «перерастают»
тот круг деятельностей, которые они
реализуют, и вступают в противоречие с
породившими их мотивами. В результате
происходит изменение иерархии мотивов
и рождение новых мотивов (Пр: школьник
– уроки ради прогулки, затем появление
интереса к самому учебному предмету).
Виды действий:
По произвольности: непроизвольные и
произвольные.
Непроизвольные
действия
совершаются в результате возникновения
неосознаваемых или недостаточно
отчетливо осознаваемых побуждений
(влечений, установок и т.д.). Они имеют
импульсивный характер, лишены четкого
плана.
Произвольные
действия
предполагают осознание цели, предварительное
представление тех операций, которые
могут обеспечить ее достижение, их
очередность.
Внутренний–внешний план.
Умственные действия. Разнообразные
действия человека, выполняемые во
внутреннем плане сознания без опоры на
какие то ни было внешние средства,
включая внешнюю, слышимую речь, что
отличает У.д. от других видов человеческих
действий.
Предметные действия. Направлены на
преобразование материальных объектов.
Перцептивные – действия
по построению и оперированию образами
восприятия.
Мнемические – действия по запоминанию,
хранению, воспроизведению информации.
16
Источник
Свойства сознания
Сознание – это отражение предметной реальности в голове человека. Каждый из нас мыслит образами, которые рождаются в уме.
Чем выше уровень сознания, тем больше личность способна анализировать собственные поступки и действия.
Сознание позволяет человеку прибегать к глубокой рефлексии, мыслить аналитически и синтетически. Человек с развитым сознанием – это всегда личность с высоким интеллектом. Способность анализировать ситуацию, принимать ответственные решения характеризует сильную личность, которая умеет признавать даже собственные поражения.
Свойства сознания – это его значимые характеристики, которые проявляются в процессе отражения предметов материального мира. Рассмотрим, в чем эти свойства выражаются.
Основные свойства сознания личности
Активность
Одним из главных свойств сознания можно считать активность. У всякого действия, которое совершает человек, имеется мотив и цель. Никто не действует бездумно, подчиняясь лишь хаотичному стечению обстоятельств. Если цель желаемая, то личность часто готова прикладывать даже неимоверные усилия для ее осуществления. Сознание управляет поведением человека и старается таким образом все рассчитать, чтобы это было максимально выгодно самому человеку. Наша способность прогнозировать ситуацию, видеть собственные перспективы являются заслугой сознания. Такое свойство как активность позволяет сознанию оставаться в рабочем состоянии постоянно. При каких обстоятельствах человек готов совершать активные шаги? В том случае, когда он понимает необходимость в предпринимаемых действиях.
Динамичность
Под динамичностью понимают такую направленность на объект или явление окружающей действительности, при котором сознание обнаруживает способность к непрерывному развитию. Свойство динамичности заключается в том, что внимание человека всегда меняется. Мы способны концентрироваться по большей части только на том, что для нас является по-настоящему значимым и интересным. Обращенность к какому – то предмету вызывает различные эмоции, мы подключаем чувства к тому, что слышим и видим вокруг себя, за чем наблюдаем. Такое свойство сознания как динамичность направлено всегда на погружение в сущность явления или объекта, о котором идет речь.
Постоянная рефлексия
Надо сказать, что умение анализировать собственные поступки и действия является неотъемлемой и значимой характеристикой сознания. Свойство под названием «рефлексия» помогает в нужный момент обратиться к истоку своего «я», своей внутренней сущности и поговорить с ней максимально откровенно. В таких внутренних диалогах человек часто обнаруживает, что жил и поступал неправильно, был невнимателен к близким и родным. Постоянная рефлексия – это свойство сознания, которое позволяет осуществлять эффективное самонаблюдение за самим собой в разные промежутки жизни. Человек почти всегда сравнивает себя настоящего с тем, каким был раньше. Такое свойство сознания как рефлексия легко позволяет это сделать. Сознание само по себе способно расширяться и расширять представления человека о мире.
Ценности и мотивы
Другим свойством сознания является ориентированность на внутренние источники значимости. Речь идет о ценностях, ради которых и предпринимаются конкретные действия. Сознание человека носит мотивационно-ценностный характер. Человеку иногда приходится совершать над собой невероятные усилия для того, чтобы суметь договариваться со своей внутренней совестью. Ценности и мотивы приводят в движение его мыслительную деятельность.
Таким образом, свойства сознания всегда отражают сущность конкретной личности, ее внутреннюю природу и возможности. Каждый человек сугубо индивидуален и у каждого имеются свои предпочтения.
Сознание, его свойства, характеристики
Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями.
Высший уровень психики, свойственный человеку образует сознание.
Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.
Первая его характеристика. Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы: ощущения и восприятия, память, воображение и мышление.
С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент. Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого, воображение — строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний.
Вторая характеристика сознания — закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит “ я ” человека и его ” не — я ”. Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании это противопоставление и различие. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и самого себя в целом.
Третья характеристика сознания — обеспечение целеполагающей деятельности человека .
В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы и т.д.
четвертая характеристика сознания — включение в его состав определенного отношения. В сознание человека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение сложные объективные и прежде всего общественные отношения, в которые включен человек. В сознании человека представлены эмоциональные оценки межличностных отношений.
Основные функции сознания человека
Отражательная. Сознание организует познавательные процессы (восприятие, представление, мышление), а также организует память.
Оценочная. Сознание принимает участие в формировании части эмоций и большинства чувств.
Человек на уровне сознания оценивает большинство событий и самого себя.
Креативная. Творчество невозможно без сознания. Многие произвольные виды воображения организуются на сознательном уровне: изобретательство, художественное творчество.
Рефлексивная. Разновидностью сознания является самосознание — процесс, при помощи которого человек анализирует свои мысли и поступки, наблюдает за собой, оценивает себя и т.д.
Преобразующая. Человек сознательно определяет большинство своих целей и намечает путь к их достижению.
Времяобразующая. Сознание отвечает за формирование целостной временной картины мира, в которой есть память о прошлом, осознание настоящего и представление о будущем. Этим сознание человека отличается от психики животных.
Свойства сознания:
Активность — Сознание связано с деятельностью, с активным воздействием на окружающий мир.
Избирательный характер — Сознание направлено не на весь мир в целом, а только на определенные его объекты (чаще всего связанные с какими-то нереализованными потребностями)
Обобщенность и отвлеченность — Сознание оперирует не реальными предметами и явлениями окружающего мира, а обобщенными и абстрактными понятиями, лишенными части атрибутов конкретных объектов действительности.
Целостность — Сознание психически здорового человека, как правило, обладает целостностью.
Основные свойства сознания
В рамках данного свойства возможны внутренние конфликты ценностей или интересов.
Константность — Относительная устойчивость, неизменчивость и преемственность сознания, определяемые памятью.
Константность сознания обусловливается свойствами личности.
Динамичность — Его изменяемость и способность к непрерывному развитию, обусловливаемая кратковременными и быстро сменяющимися психическими процессами, которые могут закрепляться в состоянии и в новых свойствах личности.
Искаженность — Сознание всегда отражает действительность в искаженном виде (часть информации теряется, а другая часть искажена индивидуальными особенностями восприятия и установками личности)
Индивидуальный характер — Сознание каждого человека отличается от сознания других людей.
Это связано с рядом факторов: генетическими отличиями, условиями воспитания, жизненным опытом, социальным окружением и пр.
Способность к рефлексии — Сознание обладает способностью к самонаблюдению и самооценке, а также может представлять себе, как его оценивают другие люди.
Свойства сознания
Термин «сознание» (со-знание) к настоящему моменту обобщений, напрашивающихся исходя из развития философии, антропологии, психологии и других областей знания гуманитарного и естественного направления, можно понимать как высший уровень психического отражения и совместного действия.
Некоторые наивные антропоцентристы считают такой уровень развития возможным только у представителей человеческого социума. Между тем, ученые, ближе знакомые с естественными науками, не стали бы так утверждать.
В наиболее общей форме с системно-прагматической точки зрения сознание представляет собой совокупность перманентно меняющихся ощущений, чувственных и умственных образов, появляющихся пред внутренним взором осознающего субъекта и предопределяющих его практическую и мыслительную деятельность.
Свойства сознания изучаются в некоторых разделах психологии, а также в других областях знания.
Свойства сознания в психологии
Можно выделить несколько основных психологических свойств человеческого сознания:
- Сознание личности (как осознающего субъекта) обязательно отличает активность, более всего обусловленная конкретной спецификой внутреннего состояния субъекта на момент действия. В большинстве случаев можно говорить о наличии у субъекта определенной цели и последовательных векторах деятельностью для достижения цели.
- Сознанию субъекта присуща интенциональность, то есть направленность на какой-либо (не обязательно предмет материального мира, не обязательно конкретный).Сознание – это всегда осознание (или осознавание, а в момент коммуникации с другим субъектом или группой даже со-осознавание) какого-либо факта или мысли.
- Сознание характеризуется постоянной рефлексией, то есть у субъекта идет процесс непрерывного самонаблюдения. Субъект может осознавать само наличие у себя сознания и опознавания.
- Сознание в основном имеет мотивационно-ценностный характер (по крайней мере, у европейцев). Конечно же, к настоящему моменту развития знаний о человеке наивно, грубо и плоско, напрасно было бы думать, что сознание всегда мотивированно. Эта замшелая мысль из середины прошлого века.Однако определенно можно утверждать, что реальный субъект в нашем мире всегда стремится к цели (даже если цель – это отсутствие цели), его понуждает к этому привязанность к вполне материальному живому организму.
Среди других важных свойств сознания можно выделить такие как: целостность, отвлеченность, обобщенность, избирательность, динамичность, искаженность, уникальность и индивидуальность.
Вообще, следует понимать, что хотя сознание возникает в нашем мире только у реальных живых мыслящих субъектов, его относят к сфере идеального, поскольку образы, ощущения и смыслы нельзя рассматривать как материальные объекты.
39. СОЗНАНИЕ И ПСИХИКА. ПРИЗНАКИ И СВОЙСТВА СОЗНАНИЯ.
Понимание сознания, возникшее в древности и просуществовавшее столетиями, отождествляет его со всеми психологическими особенностями человека.
Все, что связано с душой человека, все, в чем она проявляется, древние ученые относили к содержанию сознания, поскольку психика – это и есть, в сущности, сознание и другой психики (несознаваемой) не существует.
Благодаря трудам Рене Декарта и Джон Локка, основанным на данном утверждении, психология надолго превратилась в науку сознания (хотя бессознательное в психике также признается, но все же эта тема мало затрагивается).
Существует точка зрения, связывающая сознание человека с переживаниями, образами, мыслями, которые он в состоянии описать каким-либо способом и о которых так или иначе способен сообщить другим людям.
Сознание в этом определении – совместное, всеобщее знание людей, знание, разделяемое людьми, которое в состоянии передавать от человека к человеку и в результате стать всеобщим или коллективным знанием. Многие ученые соотносят сознание исключительно с языком и речью, т. е. в сознание входит и может существовать в нем лишь то, что передается с помощью слов.
Понятие о сознании. Функции и свойства сознания.
Иначе говоря, в сознание входит только общее знание, представленное на уровне понятий о предметах и явлениях, которые отражены в языке.
Существует трактовка сознания как особого состояния психики человека, в котором он находится, когда правильно воспринимает происходящее с ним и вокруг него в отдельно взятый момент и не спит. Эта точка зрения предполагает появление и исчезновение сознания у человека, а также переход его к бессознательному состоянию, т. е. возможность нахождения человека и психики вне сознания.
О наличии у человека сознания можно судить по тому, есть или нет в данный момент признаки, свидетельствующие о нахождении человека в данном состоянии.
Таких признаков несколько: возможность описать его словами и представить с помощью определенных образов; возможность сообщить о собственных ощущениях и мыслях другим людям, возможность отграничения себя от происходящего вокруг и определения того, что происходит внутри.
В связи с тем что это состояние психики человека, мы воспринимаем его как динамическое, так как оно время от времени может изменяться.
Отсюда следует, что возможно изменение и самого состояния сознания. Оно может усиливаться и ослабляться, оно имеет свою меру, т. е. бывает сильным и слабым.
Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями.
Высший уровень психики, свойственный человеку образует сознание. Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле сознание, как это подчеркивали классики марксизма, есть “ общественный продукт ” , сознание есть не что иное, как осознанное бытие.
Какова же структура сознания, его важнейшие психологические характеристики?
Первая его характеристика дана уже в самом его наименовании : сознание .
Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. К. Маркс писал : “ Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это — знание ”. В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания.
К числу этих процессов могут быть отнесены ощущения и восприятия, память, воображение и мышление . С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент.
Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого, воображение — строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний.
Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных психических познавательных процессов, неизбежно становятся расстройством сознания.
Вторая характеристика сознания — закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит “ я ” человека и его ” не — я ”. Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании это противопоставление и различие.
Он единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание , т. е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и самого себя в целом.
Отделение “ я ” от ” не — я ” — путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека.
Третья характеристика сознания — обеспечение целеполагающей деятельности человека . В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы и т.д.
Сознание, его свойства, характеристики
К. Маркс подчеркивал, что “ человек не только изменяет форму того, что дано природой ; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю ”.
Всякое нарушение в результате болезни или по каким-то иным причинам возможности осуществлять целеполагающую деятельность, ее координацию и направленность рассматривается как нарушение сознания.
Наконец, четвертая характеристика сознания — включение в его состав определенного отношения. “ Мое отношение к моей среде есть мое сознание ” , — писал К. Маркс. В сознание человека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение сложные объективные и прежде всего общественные отношения, в которые включен человек.
В сознании человека представлены эмоциональные оценки межличностных отношений. И здесь, как и во многих других случаях, патология помогает лучше понять сущность нормального сознания. При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания характеризуется именно расстройством в сфере чувств и отношений : больной ненавидит мать, которую до этого горячо любил, со злобой говорит о близких людях и т.д.
Низший уровень психики образует бессознательное. Бессознательное — это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отсчета. Оставаясь психическим (отсюда ясно, что понятие психики шире, чем понятие “сознание”, “социальное”) , бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения.
В бессознательном, в отличии от сознания, невозможен целенаправленный контроль человеком тех действий, которые он совершает, невозможна и оценка их результата.
В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне (сновидения) ; ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями (“субсенсорные” или “субцептивные” реакции) ; движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые ; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и др.
К бессознательным явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека : бред, галлюцинации и т. д. Было бы не верно на том основании, что бессознательное — это противоположное сознанию, приравнивать его к животной психике. Бессознательное — это столь же специфически человеческое психическое проявление, как и сознание, оно детерминировано общественными условиями существования человека, выступая как частичное, недостаточно адекватное отражение мира в мозгу человека.
Источник