Какие есть свойства текста
Узнаем, какие признаки текста позволяют назвать информативный отрезок письменной речи термином «текст».
Чтобы понять, какие признаки текста связывают несколько предложений в единое целое, прежде вспомним, что такое текст.
Определение
Текст — это несколько предложений, которые объединены темой и основной мыслью.
Все предложения и части текста (абзацы, параграфы, главы) должны раскрывать его тему и основную мысль.
Определение
Тема — это то, что о чем говорится в тексте (предмет речи). Тема может быть определена в заголовке текста.
Пример:
«Осенью в лесу», «Удачная рыбалка», «Поход за грибами», «Счастливый случай» и пр.
Определение
Основная мысль — это та идея, которую автор хочет объяснить читателю или в чем-то убедить его. Это то главное, ради чего создается текст.
В каждом тексте можно указать ряд основных признаков, в соответствии с которыми его можно назвать этим термином.
В раскрытии авторского замысла используются такие основные признаки текста, как тематическое единство, развернутость, последовательность, связность, законченность и цельность.
Рассмотрим более детально признаки текста, которые обеспечивают единство внешней и внутренней формы — его цельность.
Основные признаки текста
1. Тематическое единство. Все предложения в тексте или его части (абзацы) раскрывают его тему и основную мысль.
2. Развёрнутость. Тема текста раскрывается через подтемы или микротемы. Целостный подбор подтем обеспечивает более полное раскрытие темы. В большом по объему тексте подтемы могут уточняться микротемами. Подтемы и микротемы обеспечивают глубину текста и определяют способ развития основной мысли текста.
3. Членимость — это признак, который обозначает, что текст делится на структурные смысловые отрезки:
- предложения
- абзацы
- сложные синтаксические целые;
- параграфы
- главы.
Учтем, что одно предложение, даже очень распространенное и занимающее несколько строк в письменной речи, не является текстом.
4. Последовательность — это признак, который реализуется тогда, когда каждое последующее предложение содержит новую информацию для развертывания содержания текста. В каждом тексте прослеживается логическая последовательность развития мысли.
5. Связность — признак текста, который обеспечивает единство текста как смыслового целого. Набор разрозненных предложений не является текстом. Предложения в тексте последовательно связаны по смыслу и грамматически. Для связи предложений в тексте используются как лексические, так и грамматические средства (повторы, синонимы, местоимения, союзы, параллелизм синтаксических конструкций и пр.).
6. Цельность — это признак, который не допускает вставку языковых средств (лексических, грамматических или стилистических), противоречащих авторскому замыслу.
7. Законченность — это признак текста, который выражает завершенность текста. Небольшие тексты состоят в основном из трех частей: зачина (начала), средней части и концовки. Законченным, или завершенным, считается тот текст, в котором имеются три указанные части, а тема раскрыта полностью с точки зрения замысла автора.
8. Стилистическое единство текста предполагает использование лексических, грамматических средств в соответствии со стилем, к которому принадлежит текст (научный, официально-деловой, художественный, публицистический, разговорный стиль).
Итак, тематическое единство, последовательность, связность, развернутость, завершенность и пр. признаки текста позволят определить, что рассматриваемый фрагмент письменной речи является текстом.
Источник
Òåîðåòè÷åñêèå àñïåêòû òåêñòà è åãî ñâîéñòâ. Ïðåäìåò è îáúåêò òåîðèè òåêñòà. Îñîáåííîñòè âîñïðèÿòèÿ òåêñòà. Ñðàâíèòåëüíî-èñòîðè÷åñêèé ìåòîä ïðè èññëåäîâàíèè ÿçûêîâ èíäîåâðîïåéñêîé ÿçûêîâîé ñåìüè. Öåëîñòíîñòü, ñâÿçíîñòü êàê îñíîâíûå òåêñòîîáðàçóþùèå òåêñòà.
Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
35
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ìèíèñòåðñòâî îáðàçîâàíèÿ è íàóêè Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè
Íàáåðåæíî÷åëíèíñêèé èíñòèòóò (ôèëèàë)
Ôåäåðàëüíîãî ãîñóäàðñòâåííîãî àâòîíîìíîãî îáðàçîâàòåëüíîãî ó÷ðåæäåíèÿ âûñøåãî îáðàçîâàíèÿ
Êàçàíñêèé (ïðèâîëæñêèé) ôåäåðàëüíûé óíèâåðñèòåò
Ñîöèàëüíî-ãóìàíèòàðíîå îòäåëåíèå
Êàôåäðà ôèëîëîãèè
Ñïåöèàëüíîñòü: 45.05.01. – “ÏÅÐÅÂÎÄ È ÏÅÐÅÂÎÄÎÂÅÄÅÍÈÅ”
Ñïåöèàëèçàöèÿ: “Ïåðåâîä è ïåðåâîäîâåäåíèå”
ÊÓÐÑÎÂÀß ÐÀÁÎÒÀ
Òåêñò è åãî îñíîâíûå ñâîéñòâà
Ðàáîòà çàâåðøåíà: Àðòåìüåâà Ò.Þ.
Íàó÷íûé ðóêîâîäèòåëü
ä. ô. í, ïðîôåññîð (Áèëÿëîâà À.À.)
2016 ã.
Îãëàâëåíèå
- Ââåäåíèå
- Ãëàâà 1. Òåîðåòè÷åñêèå àñïåêòû òåêñòà è åãî îñíîâíûõ ñâîéñòâ
- 1.1 Òåîðèÿ òåêñòà. Åå ïðåäìåò è îáúåêò
- 1.2 Òåêñò è åãî âîñïðèÿòèå
- Âûâîäû ïî ïåðâîé ãëàâå
- Ãëàâà 2. Ñðàâíèòåëüíî-èñòîðè÷åñêèé ìåòîä ïðè èññëåäîâàíèè ÿçûêîâ èíäîåâðîïåéñêîé ÿçûêîâîé ñåìüè
- 2.1 Öåëîñòíîñòü è ñâÿçíîñòü êàê îñíîâíûå òåêñòîîáðàçóþùèå òåêñòà
- 2.2 Îñíîâíûå ñâîéñòâà òåêñòà
- Âûâîäû ïî âòîðîé ãëàâå
- Çàêëþ÷åíèå
- Áèáëèîãðàôèÿ
òåêñò ñâîéñòâî ÿçûêîâàÿ ñåìüÿ
Óñëîæíÿåòñÿ çàäà÷à ðàçðàáîòêè òèïîëîãèè òåêñòîâ è òåì, ÷òî íå ñóùåñòâóåò îáùåïðèíÿòîé òåðìèíîëîãèè â òåîðèè òåêñòà. Áåç ÷åòêîé äèôôåðåíöèàöèè èñïîëüçóþòñÿ òåðìèíû “òèï òåêñòà”, “êëàññ òåêñòîâ”, “âèä òåêñòà”, “òèï äèñêóðñà”, “òèï ðå÷è”, “ôîðìà òåêñòà” è äàæå “ñîðò òåêñòà”.
Ðàçíîãëàñèÿ íàáëþäàþòñÿ è â âûáîðå êðèòåðèåâ òèïîëîãèçàöèè. Ïîñëåäíåå îáúÿñíÿåòñÿ ïðèðîäîé ñàìîãî òåêñòà, åãî ìíîãîàñïåêòíîñòüþ: îäèí è òîò æå òåêñò ìîæåò áûòü îòíåñåí ê ðàçíûì òèïîëîãè÷åñêèì ãðóïïàì ïðè ó÷åòå ðàçíûõ åãî àñïåêòîâ, êîãäà â îñíîâàíèå êëàññèôèêàöèè êëàäóòñÿ ðàçíûå ïðèçíàêè, îáúåêòèâíî ñóùåñòâóþùèå â òåêñòå. Âûáîð èñõîäíîé òî÷êè îòñ÷åòà, â äàííîì ñëó÷àå êëàññèôèêàöèîííîãî êðèòåðèÿ, ìîæåò ìåíÿòüñÿ, è ïîòîìó ìîãóò ñìåùàòüñÿ è ãðóïïû òåêñòîâ â ðàçíûõ êëàññèôèêàöèÿõ. Èäåàëüíàÿ òèïîëîãèÿ òåêñòîâ äîëæíà îòðàçèòü ðàçíûå àñïåêòû äàííîãî îáúåêòà – êàê êîììóíèêàòèâíî-ôóíêöèîíàëüíûé, òàê è ñòðóêòóðíî-ñåìèîòè÷åñêèé.
Äëÿ ýòîãî ñêîðåå âñåãî ïîäîéäåò ñìåøàííûé êðèòåðèé, êîãäà ó÷èòûâàåòñÿ ñîâîêóïíîñòü ýêñòðà- è èíòðàòåêñòóàëüíûõ äèôôåðåíöèàëüíûõ ïðèçíàêîâ. Ðàçíûå ó÷åíûå âûäåëÿþò ðàçíîå êîëè÷åñòâî òàêèõ ïðèçíàêîâ, è ïîòîìó êëàññèôèêàöèè ïîëó÷àþòñÿ áîëåå îáîáùåííûìè èëè áîëåå äåòàëèçèðîâàííûìè.  ëþáîì ñëó÷àå âàæíî ñîáëþäåíèå ñàìîãî èçáðàííîãî ïðèíöèïà, ÷òîáû â îäíîì ðÿäó íå îêàçàëèñü ïîíÿòèÿ ðîäîâîãî è âèäîâîãî ïëàíà èëè íå îáíàðóæèëèñü äðóãèå íåêîððåêòíûå ñî÷åòàíèÿ.
 íàñòîÿùåå âðåìÿ íàèáîëåå ïîñëåäîâàòåëüíîé è ãèáêîé ïðåäñòàâëÿåòñÿ ñèñòåìà òåêñòîâ (èõ òèïîëîãèÿ), îñíîâàíèåì êîòîðîé ÿâëÿåòñÿ òåîðèÿ ôóíêöèîíàëüíûõ ñòèëåé ïðè ó÷åòå êîììóíèêàòèâíî-ïðàãìàòè÷åñêèõ óñëîâèé òåêñòîîáðàçîâàíèÿ.
Âàæíûì â äàííîì ñëó÷àå îêàçûâàåòñÿ òîò ôàêò, ÷òî ôóíêöèîíàëüíàÿ ñòèëèñòèêà ó÷èòûâàåò ñîîòíåñåíèå ýêñòðà – è èíòðàëèíãâèñòè÷åñêèõ ôàêòîðîâ â ðàçëè÷íûõ ñîöèî-êîììóíèêàòèâíûõ ðàçíîâèäíîñòÿõ òåêñòà.
…
Ïîäîáíûå äîêóìåíòû
Ñòðóêòóðà òåêñòà, ìîðôîëîãè÷åñêèé óðîâåíü. Èññëåäîâàíèå òåêñòà ñ ëèíãâèñòè÷åñêîé òî÷êè çðåíèÿ. Ïðÿìîíàïðàâëåííàÿ è íåïðÿìîíàïðàâëåííàÿ ñâÿçíîñòü òåêñòà. Âàæíîñòü ìîðôîëîãè÷åñêîãî óðîâíÿ òåêñòà â ïîíèìàíèè ñòðóêòóðû òåêñòà è äëÿ ïîíèìàíèÿ èíòåíöèè àâòîðà.
ðåôåðàò [30,4 K], äîáàâëåí 05.01.2013
Ïîíÿòèå òåêñòà â êîíöåïöèÿõ ëèíãâèñòîâ è ïñèõîëèíãâèñòîâ, åãî îñíîâíûå õàðàêòåðèñòèêè, ñâîéñòâà è ôóíêöèè. Ïîäõîäû ê åãî îïèñàíèþ. Ïðèðîäà è ïðîöåññ ïîðîæäåíèÿ òåêñòà. Ìåõàíèçìû è îñîáåííîñòè åãî âîñïðèÿòèÿ íà ïðèìåðå àíàëèçà õóäîæåñòâåííîãî ïðîèçâåäåíèÿ.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [47,8 K], äîáàâëåí 15.01.2014
Ïîíÿòèå ïåðåâîäà êàê òåêñòà. Ñîäåðæàòåëüíàÿ ñòðóêòóðà òåêñòà èõ ïåðåâîä÷åñêàÿ òèïîëîãèÿ. Öåííîñòü èíôîðìàöèè è ñîîáùåíèÿ. Ôîðìàëüíûå è ñìûñëîâûå ñâÿçè ìåæäó âûñêàçûâàíèÿìè. Ïîñëåäîâàòåëüíîñòü è ñâÿçíîñòü èçëîæåíèÿ. Ôîðìàëüíàÿ ñâÿçíîñòü òåêñòà.
ïðåçåíòàöèÿ [44,7 K], äîáàâëåí 29.07.2013
Òåîðåòè÷åñêèå îñíîâû èçó÷åíèÿ òåêñòà. Ðàçãðàíè÷åíèå òåêñòà è äèñêóðñà. Ïîíÿòèå òåêñòà è ïîäõîäû ê åãî àíàëèçó. Óïîòðåáëåíèå òåðìèíîâ texte è discours âî ôðàíöóçñêîì ÿçûêå. Ñðàâíèòåëüíî-ñîïîñòàâèòåëüíîå èññëåäîâàíèå òåêñòà àñòðîëîãè÷åñêîãî ïðîãíîçà.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [204,5 K], äîáàâëåí 03.07.2009
Ðàçíîâèäíîñòè ñòðóêòóðû òåêñòà. Îñíîâíûå ïðàâèëà íàïèñàíèÿ ââåäåíèÿ, îñíîâíîé ÷àñòè è çàêëþ÷åíèÿ. Âûáîð íàçâàíèÿ è çàãîëîâêîâ. Ëîãè÷íîñòü òåêñòà, ïðàâèëüíàÿ îðãàíèçàöèÿ åãî ÷àñòåé, ñâÿçíîñòü ïðåäëîæåíèé ìåæäó ñîáîé. Ïðîñòûå è ñëîæíûå ïðåäëîæåíèÿ.
ïðåçåíòàöèÿ [55,2 K], äîáàâëåí 23.11.2015
- ãëàâíàÿ
- ðóáðèêè
- ïî àëôàâèòó
- âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
- âåðíóòüñÿ ê íà÷àëó òåêñòà
- âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì
Источник
У этого термина существуют и другие значения, см. Текст (значения).
Текст (от лат. textus — ткань; сплетение, сочетание) — зафиксированная на каком-либо материальном носителе человеческая мысль; в общем плане связная и полная последовательность символов.
Существуют две основные трактовки понятия «текст»: имманентная (расширенная, философски нагруженная) и репрезентативная (более частная). Имманентный подход подразумевает отношение к тексту как к автономной реальности, нацеленность на выявление его внутренней структуры. Репрезентативный — рассмотрение текста как особой формы представления информации о внешней тексту действительности.
В лингвистике термин «текст» используется в широком значении, включая и образцы устной речи. Восприятие текста изучается в рамках лингвистики текста и психолингвистики.
Так, например, И. Р. Гальперин определяет текст следующим образом: «Это письменное сообщение, объективированное в виде письменного документа, состоящее из ряда высказываний, объединённых разными типами лексической, грамматической и логической связи, имеющее определённый моральный характер, прагматическую установку и соответственно литературно обработанное»[1].
Признаки текста[править | править код]
Членимость[править | править код]
Текст, в своем роде, состоит из некоторого количества предложений. Одно предложение, даже очень распространённое, сложное, текстом назвать нельзя, поскольку текст можно разделить на самостоятельные предложения, а части предложения сочетаются по законам синтаксиса сложного предложения, но не текста.
Главный тезис — текст состоит из двух или более предложений.
Смысловая цельность текста[править | править код]
В смысловой цельности текста отражаются те связи и зависимости, которые имеются в самой действительности (общественные события, явления природы, человек, его внешний облик и внутренний мир, предметы неживой природы и т. д.).
Единство предмета речи — это тема высказывания. Тема — это смысловое ядро текста, конденсированное и обобщённое содержание текста.
Понятие «содержание высказывания» связано с категорией информативности речи и присуще только тексту. Оно сообщает читателю индивидуально-авторское понимание отношений между явлениями, их значимости во всех сферах придают ему смысловую цельность.
В большом тексте ведущая тема распадается на ряд составляющих подтем; подтемы членятся на более дробные, на абзацы (микротемы).
Завершённость высказывания связана со смысловой цельностью текста. Показателем законченности текста является возможность подобрать к нему заголовок, отражающий его содержание.
Таким образом, из смысловой цельности текста вытекают следующие признаки текста:
- Текст — это высказывание на определённую тему;
- В тексте реализуется замысел говорящего, основная мысль;
- Текст любого размера — это относительно автономное (законченное) высказывание;
- Предложения логически связаны между собой;
- К тексту можно подобрать заголовок;
- Правильно оформленный текст обычно имеет начало и конец.
Стили и типы текста[править | править код]
Минимальный текст, имеющий смысл, называется записью. Также такой текст может называться заметкой.
Функциональные стили[править | править код]
- Научный стиль
- Разговорный стиль
- Художественный стиль
- Публицистический стиль
- Официально-деловой стиль
По типу[править | править код]
- Повествование
- Описание
- Рассуждение
См. также[править | править код]
- Текстовый файл
- Фрирайтинг – техника и методика быстрого формирования текста, помогающая найти неординарные решения и идеи.
Примечания[править | править код]
- ↑ Гальперин И. Р. О понятии «текст» // Материалы научной конференции «Лингвистика текста».— Т. 1.— М., 1974.— С. 67.
Литература[править | править код]
- Текст // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 1063—1064 — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-X.
- Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М.: Наука, 1981.
- Каменская О. Л. Текст и коммуникация. — М.: Высшая школа, 1990.
- Топоров В. Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. — М., 1983. — С. 227—284.
- Сорокин Ю. А. Психолингвистические аспекты изучения текста. — М.: Наука, 1985.
- Лукин В. А. Художественный текст: Основы теории и элементы анализа. — М.: Ось-89, 1999.
- Чернявская В.Е. Лингвистика текста: поликодовость, интертекстуальность, интердискурсивность. М.: УРСС. 2009. – ISBN: 978-5-397-00289-9.
- Чернявская В.Е. Лингвистика текста. Лингвистика дискурса. – М.: ЛЕНАНД. 2018. – ISBN: 978-5-9710-4892-3.
Источник
18 января 2021
- Что такое текст
- Ключевые признаки
- Какие бывают тексты (их классификация)
- Анализ текста
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Текст – это одно из довольно зыбких понятий в нашем сознании. Объясню почему.
С одной стороны, каждый для себя понимает, что такое текст. С другой – дать определение этому, казалось бы, очевидному понятию довольно трудно.
Сегодня вплотную поговорим об этом феномене, дадим определение и приведем ряд лингвистических характеристик. Также в этой статье рассмотрим классификацию, строение, анализ текстов.
Что такое текст? Узкое и широкое понимание
Слово «текст» пришло в русский язык с латинского, где первоначальное «textus» переводилось как «ткань, сплетение, соединение». Лингвистическое понимание термина, согласно статье доктора филологических наук Т.М.Николаевой, таково:
Текст – это объединенная смысловой связью последовательность единиц: высказываний, абзацев, разделов и т.д.
Языковедческая трактовка – довольно узкая. Лингвистический взгляд отражает имманентное прочтение феномена (это как?), которое также называют философски нагруженным.
В данном случае текст воспринимается как автономная действительность, в нем ищут собственную внутреннюю структуру (что это такое?).
Существует другой подход – репрезентативный, ещё более узкий.
Его приверженцы склонны рассматривать текст как особый вариант отражения внешней реальности.
То есть в первом случае ему присуща внутренняя структура (некая самость), во втором – её нет.
Мы привыкли воспринимать текст как нечто написанное или сказанное. Как то, что состоит из более мелких языковых единиц. Однако его можно понимать значительно шире.
Согласно некоторым философским воззрениям, все, что нас окружает, можно воспринимать как определенный текст, даже если в нем не вычленить абзацев или высказываний.
Яркий пример этого – текст какого-то города: канва информации, истории, традиций, географических и прочих особенностей, описывающая особенности конкретной топографической точки.
Если же вас интересует ответ на этот вопрос, достаточный для ученика 3 класса, то данное видео придется кстати:
Ключевые признаки текста
Здесь и далее рассмотрим наш феномен уже только в рамках лингвистики.
Итак, языковеды выделяют такие признаки текста:
- Членимость. Текст делится как минимум на две единицы, будь то главы, абзацы, параграфы… Даже в самом скромном представлении он должен разбиваться хотя бы на 2 предложения – это и будут вычленяемые части текста.
- Информативность. Текст всегда несет некую информацию читателю/ слушателю. Каждое новое предложение должно иметь рему (что-то новое для реципиента).
- Смысловая цельность. Текст должен восприниматься как единая лингвистическая единица. Чтобы достичь этой цели, необходимо наличие одной общей темы и общего замысла.
Что такое тема текста? Это его смысловое ядро, в котором обобщается и конденсируется все содержание.
- Завершенность. Заключается в полном воплощении основного замысла, в удачной передаче мысли автора, которая в идеале должна быть закончена.
- Ситуативность. Содержание текста соотносится с описываемой ситуацией – настоящей или придуманной. Восприятие реципиентом заключается в понимании этой ситуации. Зачастую автор может опустить часть деталей, полагаясь на то, что недостающие факты читатель / слушатель получит из окружающей реальности. Уровень понимания и восприятия при этом не должен страдать.
- Связность. Предложения, из которых строится текст, расположены в строгом порядке. При этом одни должны сочетаться друг с другом как смысловой, так и грамматической связью. Часто для проявления формальной связности употребляют повтор слов, указательные местоимения и союзы.
Какие бывают тексты (их классификация)
Чтобы ответить на вопрос, какие бывают тексты, нужно определиться с интересующей классификаций. Две самые распространенные в языкознании (в том числе и на школьном уровне) – по типу и по функциональному стилю.
По типу
Согласно общепринятому тричленному делению выделяют такие типы текста:
- Повествование. Действие передается в развитии, обычно оно соотнесено с некоторой временной и пространственной канвой, то есть имеет довольно четко очерченный хронотоп.
- Описание. Заключается в характеристике человека, природы, любой другой статичной картины. Автор описывает виденное (или выдуманное) со всех сторон, обычно прибегая ко множеству деталей.
- Рассуждение. Являет собой изложение мыслей автора касательно ситуации, предмета, часто с философским оттенком.
Жесткое разделение текстов по этим типам чаще всего встречается только на школьных уроках, когда эту классификацию изучают. На деле большинство произведений строится на сочетании и перемежении всех трех типов.
К примеру, автор описывает действия персонажа, при случае добавляя тонкие детали его портрета, а уже в следующем предложении погружается в раздумья о правильности поступка его героя…
Какие бывают тексты по стилю
Данная классификация представлена в рамках функциональной лингвистики. Стиль текста – это отражение одного из функциональных стилей речи, к которому он относится.
Существуют лингвистические споры о том, стоит ли вводить в их список некоторые категории (вроде эпистолярного, религиозного стилей).
Ограничимся пятью общепринятыми, в связи с чем выделим такие тексты по стилю:
- Художественные. Основная единица в художественной литературе, что и отражено в названии. В зависимости от задач писателя, сочетают признаки прочих стилей для описания реалистичной картины мира.
- Официально-деловые. Применяются в профессиональной сфере, для официального общения. Типичный формат реализации – письменный, часто это документы.
Предложения обычно сложные, с преобладанием имен существительных, часто встречается специальная профессиональная лексика.
- Публицистические. Как правило, это тексты СМИ. Созданы для того, чтобы привлечь читателя / слушателя и поддержать его интерес к выбранной теме, чтобы сообщить новости или другую актуальную информацию.
Это живые, оригинальные, динамичные тексты.
- Научные. Как видно в названии – обслуживают науку на всех её уровнях. Чаще бывают в письменной форме из-за сложности, однако существуют и в устной интерпретации благодаря существованию специфических жанров – докладов, лекций.
Пестрят терминологией, с точки зрения синтаксиса часто организованы сложно для восприятия.
- Разговорные. Обычная форма – устная, так как это тексты обыденного общения, простого разговора. Однако ввиду роста популярности мессенджеров (что это такое?) растет количество письменных разговорных текстов.
Обычно строится из простых предложений, характеризуются упрощенной (иногда просторечной или даже матерной) лексикой.
Некоторые тексты (не только художественные) могут обладать чертами нескольких стилей или располагаться на их границе.
Анализ текста
Под анализом понимают изучение текста со всех сторон – как целиком, так и по составляющим.
Существует три типа научного анализа текста:
- историко-литературный,
- лингвистический,
- идейный (лингвопоэтический).
В начальной и средней школе больше ориентируются на идейный, который проводят по такому плану:
- Определение темы.
- Вычленение проблемы.
- Формулирование идеи.
- Соотнесение с литературным родом и жанром.
- Указание на пространственные и временные характеристики.
- Построение основных точек сюжета (составление плана текста). Выделение конфликта.
- Описание композиции (что это?).
- Структурирование системы образов (герои, их портреты, психология, действия, монологи (это что?), диалоги (что это?)…).
Лингвистический анализ подразумевает также:
- трактовку неочевидных по смыслу лексем, высказываний;
- определение стиля текста, отражение его строфики;
- стилистическое описание – на всех уровнях языка (лексика, специфическое словообразование, синтаксис);
- указание на примененные тропы и фигуры.
С историко-литературной точки зрения, принято изучать и включать в результат также сведения об авторе, эпохе, литературном течении, даже месте и условиях создания произведения.
Только при совмещении всех трех подходов анализ называют комплексным.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Источник