Какие гениальные прозрения содержатся в идеях античных философов

В дальнейшем идеи античной философии легли в основу средневековой философии и считаются главным источников развития европейской общественной мысли.
В античной философии выделяют 4 основных периода: Натурфилософский (доклассический) этап (7-5 вв. до н.э., Классический этап (5-4 вв. до н.э.), Эллинистическо-римский этап (4 в. до н.э. – 3 в. н.э.), Завершающий этап (3-6 вв. н.э.).
Натурфилософский (доклассический) этап (7-5 вв. до н.э.)
Доклассическая античная философия возникла в древнегреческих городах-государствах (полисах): Милете, Эфесе, Элее и т.д. Она представляет собой совокупность философских школ, названных по имени соответствующих полисов. Натурфилософы (в переводе –философы природы) рассматривали проблемы мироздания в единстве природы, богов и человека; причем природа космоса определяла природу человека. Главным вопросом доклассической философии был вопрос о первооснове мира.
Ранние натурфилософы выдвигали на первый план проблему космической гармонии, которой должна соответствовать и гармония человеческой жизни (космологический подход).
У поздних натурфилософов созерцательный подход сочетается с использованием логической аргументации, и появляется система категорий.
К натурфилософам относят:
Школа | Главные представители | Основные идеи | Что является первоосновой мира |
---|---|---|---|
Ранние натурфилософы | |||
Милетская школа | Фалес (ок. 625-ок. 547 гг. до н.э.) – основатель школы | Природа отождествляется с Богом | Вода |
Анаксимандр (ок. 610-546 гг. до н.э.) | Существует бесчисленное множество миров, которые появляются и исчезают | Апейрон –абстрактная материя, находящаяся в вечном движении | |
Анаксимен (ок. 588-ок. 525 гг. до н.э.) | Основал учение о небе и звездах (античную астрономию) | Воздух | |
Эфесская школа | Гераклит Эфесский (ок. 554-483 гг. до н.э.) | Все в мире изменчиво – «в одну реку нельзя войти дважды» | Первоогонь – символ всеобщей, разумной и одушевленной стихии |
Элейская школа (элеаты) | Ксенофан из Колофона (ок. 570-после 478 гг. до н.э.) | Человеческие чувства не дают истинного знания, а приводят лишь к мнениям | «Единое» – вечное, совершенное бытие, которое и есть Бог. |
Парменид (ок. 515 г. до н.э. – ?) | Подлинную истину –«алетейю»-можно познать лишь разумом | Вечное бытие без начала и конца | |
Зенон Элейский (ок. 490-ок 430 гг. до н.э.) | Движения не существует, т.к. движущийся предмет состоит из множества покоящихся точек (Ахиллес и черепаха) | ||
Поздние натурфилософы | |||
Учение Пифагора и его последователей – пифагорейцев | Пифагор (2-я пол. 6-начало 5 вв. до н.э.) | Гармония, порядок и мера – главное в жизни и человека, и общества | Число-символ мировой гармонии |
Эмпедокл из Агригента (484-424 гг. до н.э.) | Движущие силы мира – противостояние Любви и Вражды | Четыре стихии: вода, воздух, земля и огонь. | |
Стихийное материалистическое направление | Анаксагор (500-428 гг. до н.э.) | Нус,Ум (интеллект) –упорядочивает хаотичную смесь семян, вследствие чего возникают вещи | «Семена» – бесконечное множество мельчайших частичек |
Атомистический материализм | Левкипп, Демокрит из Абдер (?-ок. 460 в. до н.э.) | Все тела образуются в результате многообразных соединений атомов | Атомы – бесчисленные, постоянно движущиеся элементы |
Классический этап (5-4 вв. до н.э.)
Период расцвета античной философии. На этом этапе центром философской мысли были Афины, поэтому его также называют афинским. Главные особенности классического этапа:
- появляются систематизированные учения (оригинальные философские системы);
- переключение внимания философов с «природы вещей» на вопросы этики, морали, проблемы общества и человеческое мышление;
Наиболее известными философами классического периода являются древнегреческие мыслители Сократ, Платон и Аристотель, а также философы-софисты.
Софисты (в пер. с греческого – «мудрецы, знатоки») – группа древнегреческих просветителей середины 5-первой пол. 4 вв. до н.э. Их можно назвать философами-профессионалами, поскольку софисты за плату обучали желающих логике, ораторскому искусству и другим дисциплинам. Придавали особо значение умению убеждать и доказывать любые положения (даже неверные).
Особенности философии софистов:
- поворот от натурфилософской проблематики к человеку, обществу и проблемам повседневности;
- отрицание старых норм и опыта прошлого, критическое отношение к религии;
- признание человека «мерой всех вещей»: свободным и независимым от природы;
Софисты не создали единого философского учения, но они пробудили интерес к критическому мышлению и человеческой личности.
К старшим софистам причисляют (2-я пол. 5 века до н.э.): Горгия, Протагора, Гиппия, Продика, Антифонта, Крития.
К младшим софистам относят: Ликофрона, Алкидамонта, Трасимаха.
Сократ (469-399 гг. до н.э) – считается основоположником классической философии. Как и софисты, он сделал центром своего учения человека и его внутренний мир, однако их учение считал бесплодным и поверхностным. Существование богов он ставил под сомнение, во главу угла ставил разум, истину и знание.
Главные идеи Сократа:
- Познание самого себя есть одновременно поиск знания и добродетели.
- Признание своего невежества побуждает к расширению знаний.
- Существует высший Разум, разлитый по Вселенной, а человеческий разум – лишь ничтожная его доля.
Сутью жизни Сократа были его беседы с учениками и дискуссии с оппонентами. Путем постижения истины он считал майевтику (метод, им же изобретенный, по-гречески означает повивальное искусство) – поиск истины путем диалога, иронии и коллективного размышления. Сократу также приписывают изобретение индуктивного метода, ведущего от частного к общему.
Поскольку свое учение философ предпочитал излагать в устной форме, основные его положение дошли до нас в пересказах Аристофана, Ксенофонта и Платона.
Платон (Афинский) настоящее имя – Аристокл (427-347 гг. до н.э.). Ученик и последователь Сократа, всю жизнь проповедовал нравственный смысл его идей. Основал в пригороде Афин собственную школа, названную Академией, и положил начало идеалистическому направлению в философии.
Основу учения Платона составляют три понятия: «единое» (основа всякого бытия и действительности), ум и душа. Главный вопрос его философии – соотношение бытия и мышления, материального и идеального.
Согласно идеалистической теории Платона мир делится на 2 категории:
- мир становления – реальный, материальный мир, в котором все изменчиво и несовершенно. Материальные предметы вторичны и являются лишь подобием своих идеальных образов;
- мир идей, или «эйдосов» – чувственных образов, которые первичны и постигаются разумом. Каждый предмет, вещь или явление несет в себе собственную идею. Наивысшая идея – это идея Бога, творца мирового порядка (демиурга).
В рамках своей философии Платон также разработал учение о добродетели и создал теорию идеального государства.
Свои идеи Платон излагал в основном в жанре писем и диалогов (главным действующим лицом которых является Сократ). Всего его сочинения включают 34 диалога. Наиболее известные из них: «Государство», «Софист», «Парменид», «Теэтет».
Идеи Платона оказали огромное влияние как на последующие философские школы античности, так и на мыслителей Средних Веков и Нового времени.
Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). Аристотель был учеником Платона и двадцать лет провел в его Академии. После смерти Платона он восемь лет служил воспитателем Александра Македонского, а в 335-334 гг. до н.э. основал в окрестностях Афин собственное учебное заведение – Ликей, где преподавал вместе с последователями. Создал свою собственную философскую систему, опирающуюся на логику и метафизику.
Аристотель развил основные положения философии Платона, но при этом подверг критике многие ее аспекты. Допустим, он считал, что к высшей истине ведет не созерцание абстрактных «идей», а наблюдение и исследование реального мира.
Основные положения философии Аристотеля:
- в основе любой вещи лежат: материя и форма (материальная сущность и идея вещи);
- философия – универсальная наука о бытие, она дает обоснование всем наукам;
- основой науки является чувственное восприятие (мнение), однако истинного знания можно достичь лишь с помощью разума;
- решающее значение имеет поиск первой или конечной причины;
- главная причина жизни есть душа – сущность бытия любой вещи. Существуют: низшая (растительная), средняя (животная) и высшая (разумная, человеческая) душа, придающая смысл и цель человеческой жизни.
Аристотель переосмыслил и обобщил философские знания всех предыдущих античных мыслителей. Он впервые систематизировал имеющиеся науки, разделив их на три группы: теоретические (физика, математика, философия), практические (среди которых одной из главных была политика) и поэтические, регулирующие производство различных предметов). Также он разработал теоретические основы этики, эстетики, социальной философии и основную структуру философского знания. Аристотель является автором геоцентрической системы в космологии, которая существовала вплоть до гелиоцентрической системы Коперника.
Учение Аристотеля явилось наивысшим достижением античной философии и завершило ее классический этап.
Эллинистическо-римский этап (4 в. до н.э. – 3 век н.э.)
Важно!
Если вы не уверены, что справитесь с работой, обратитесь за помощью к профессионалам. Работу могут написать преподаватели, доцены вузов
Стоимость и сроки
Этот период получил свое название от греческого государства – Эллады, но включает также и философию римского общества. В это время в античной философии произошел отказ от создания фундаментальных философских систем и переход к проблемам этики, смысла и ценностей человеческой жизни.
Школа | Главные представители | Основные идеи |
---|---|---|
Киники (циники) | Антисфен из Афин (ок. 444–368 гг. до н.э.) – основатель школы, ученик Сократа; Диоген Синопский (ок. 400–325 гг. до н.э.). | Отказ от богатства, славы, удовольствий – это путь к счастью и достижению внутренней свободы. Идеалом жизни является аскетизм, пренебрежение к общественным нормам и условностям. |
Эпикурейцы | Эпикур (341–270 гг. до н.э.) – основатель школы; Лукреций Кар (ок. 99 – 55 вв. до н.э.); Гораций. | Основа человеческого счастья есть стремление к наслаждению, безмятежности и душевному спокойствию (атараксии). Стремление к наслаждению – не субъективная воля человека, а свойство человеческой природы. Знание освобождает человека от страха перед природой, богами и смертью. |
Стоики | Ранние стоики: Зенон из Кития (336-264 гг. до н.э.) – основатель школы. Поздние стоики: Эпиктет (50-138 гг. до н.э.); Сенека; Марк Аврелий. | Счастье есть главная цель человеческой жизни. Благо есть то, что направлено на сохранение человеческого существа, зло – все, что направлено на его уничтожение. Жить нужно в согласии с естественной природой и своей совестью. Стремление к собственному сохранению есть не-нанесение вреда другому. |
Скептики | Пиррон из Элиды (ок. 360-270 гг. до н.э.); Секст Эмпирик (ок. 200-250 гг. до н.э.). | Вследствие своего несовершенства человек не в силах познать истину. Не нужно стремиться познать истину, нужно просто жить, опираясь на внутреннее спокойствие. |
Эклектизм | Филон (150-79 гг. до н.э.); Панетий (ок. 185-110 гг. до н.э.); Марк Тулий Цицерон (106-43 гг. до н.э.). | Соединение прогрессивных философских мыслей и идей греческих мыслителей классического периода. Ценность разума, морали, разумное отношения к жизни. |
Завершающий этап (3-6 вв. н.э.)
Период с 3 по 6 века н.э. включает философию не только греческого, но и римского мира. На этом этапе происходил кризис в римском обществе, что нашло отражение и в общественной мысли. Интерес к рациональному мышлению угасал, росла популярность различных мистических учений и влияние христианства.
Самым влиятельным учение этого периода стал неоплатонизм, наиболее известным представителем которого был Плотин (205-270 гг. н.э.).
Представители неоплатонизма занимались толкованиями учения Платона и критиковали все последующие течения. Главными идеями неоплатонизма были:
- Все низшее вытекает из Высшего. Высшее – это Бог, или некое философское первоначало. Высшее невозможно постичь разумом, лишь путем мистического экстаза.
- Суть познания – познание божественного принципа, воплощающего подлинность бытия.
- Благо – есть духовность, освобождение от телесного, аскетизм.
Полезные источники
- «Философия. Курс лекций» / Б.Н. Бессонов. – М.-ООО «Издательство АСТ», 2002 г.
- «Философия. Краткий курс» / Моисеева Н.А., Сороковикова В.И – СПб-Питер, 2004 г.
- «Философия: учебник для вузов» / В.Ф Титов, И.Н. Смирнов – М. Высшая школа, 2003 г.
- «Философия: учебник для студентов высших учебных заведений» / Ю.М. Хрусталев – М.: Издательский центр «Академия», 2008 г.
- «Философия: учебник для высших учебных заведений» / ответственный редактор д.ф.н. В.П. Кохановский – Ростов н/Д: «Феникс», 1998 г.
Источник
Тема 1.3 Выдающиеся философы античности
Основные понятия и термины по теме: синкретичность, космоцентричность, натурфилософия, гуманизм, эллинизм, неоплатонизм, идеализм, Эйдос, гедонизм, атараксия, киники, стоики, апейрон.
План изучения темы:
- Особенности античной философии.
- Пять этапов античной философии.
- Воззрения античных философов.
Краткое изложение теоретических вопросов
Ментальная схема
Инфографика
Вопросы по инфографике
1. Назови и дай характеристику двум особенностям античной философии.
2. Как называлась школа Аристотеля и кто был его учеником?
3. Кого из античных мыслителей приговорили к смертной казни? Как именно проходила сама казнь?
4. Соотнесите между собой;
Применял метод спора | |
Диоген | Был из греческого полиса Кития |
Ввели понятие «атома» — неделимая частичка | |
Зенон | Его учителем был Платон |
Сократ | Его школа называлась «академия» |
Аристотель | Считается первым в мире нарурфилософом |
Левкипп, Демокрит | Называл себя «собакой» |
Считается первым в мире нарурфилософом | |
Эпикур | Софист, оппонент Сократа |
Считал первоисточником жизни апейрон | |
Платон | Называл себя «собакой» |
Протагор | Его настоящее имя – Аристокл; он был учителем Аристотеля |
Фалес | Его школа называлась «лицей» |
Анаксимандр | Его школа называлась «Сады», ввел понятие атараксии |
В споре рождается истина
(Сократ)
- Особенности античной философии.
Античная (Древнегреческая) философия возникает в VII – VI веках до н.э.
К тому времени в Древней Греции существовало достаточно развитое рабовладельческое общество, со сложной социально классовой структурой и формами разделения труда, носившими уже специализированный характер. Возрастает и роль интеллектуально-духовной деятельности, приобретая
черты профессионализма. Развитая духовная культура, искусство создавали благоприятную почву для формирования философии и философского мышления. Так, Гомер и его творчество, достаточно отметить его“Иллиаду” и “Одиссею”, оказали огромное воздействие на многие стороны духовной жизни греческого общества того периода. Можно образно сказать, что все “античные философы и мыслители “вышли из Гомера”. А позднее многие из них обращались к Гомеру и его произведениям как аргументу и доказательству.
Вначале философия выступает в форме мудрствования.
Так, “семь мудрецов”:
1) Фалес Милетский,
2) Питтон Митиленский,
3)Биант из Присны;
4) Солон из Азии;
5) Клеобул Лионтийский;
6) Мисон Хенейский;
7) Хилон из Лакедемонии пытались в афористической форме осмыслить существенные стороны бытия мира и человека, которые имеют устойчивый, всеобщий и общезначимый характер и определяют действия людей.
В форме афоризмов они вырабатывали правила и рекомендации для действия людей, которым люди должны следовать, чтобы избегать ошибок:
“Чти отца своего” (Клеобул),
“Знай свое время” (Питтон);
“Плохое в своем доме скрывай” (Фалес).
Они носили скорее характер полезных советов, чем философских высказываний. В полезности и выражается их ограниченный, но рациональный смысл. В силу чего они являются общеприменимыми. Но уже у Фалеса высказывания приобретают и собственно философские характер, поскольку в них фиксируются всеобщие свойства природы, которые вечно существуют. Например, “больше всего пространство, ибо оно все содержит в себе”, “Сильнее всего необходимость, ибо она имеет власть”. В них лишь намек на философские проблемы, но не сознательная их постановка.
Именно Фалес считается первым философом!
Но уже в рамках “Милетской школы философов” формируется собственно философский подход к пониманию мира, ибо они сознательно ставят и пытаются ответить на такие фундаментальные вопросы: Един ли мир и в чем выражается его единство? Имеет ли мир (в данном случае природа) свою первооснову и первопричину своего существования? Ответ на такие вопросы нельзя получить на основе своего жизненного опыта, а лишь посредством мышления в абстрактных, обобщенных понятиях.
“Милетские философы” обозначают объективно существующую природу особым понятием “космос”, (в греческом языке – вселенная, мир). Отсюда появляется один из первых теоретических способов познания мира – космологизм (космос + логос, знание).
Согласно Диогену Лаэрцию, Пифагор был первым , кто назвал Вселенную«Космосом».
Особенности античной философии:
— синкретичность (человек — часть природы);
— космоцентричность (человек есть часть космоса – вселенной).
Для античной философии характерен поиск смысла жизни через понятия любви, свободы, счастья, гармонии.
- Пять этапов античной философии.
1. Натурфилософы (досократики): Фалес (вода), Гераклит (огонь), Демокрит, Левкипп (атом), Пифагор (число), Анаксимандр (апейрон). Все натурфилософы пытались найти «первоисточник» жизни.
2. Гуманистический период: Сократ, софисты (Протагор). Сократ первым обратил внимание на то, что человек отличается от всего живого на Земле своей Душой, поэтому философия становится гуманистической, т.е. изучающей человека.
3. Классический период: Платон (идеализм), Аристотель (логика). Платон и Аристотель считаются теоретиками философии.
4. Эллинизм: киренаики (Аристипп), гедонизм (Гегесий), эпикурейцы (Эпикур), киники (Диоген из Синопа), стоики (Зенон из Кития). Эпоха эллинизма дает начало практической философии (философы не только теоретически обосновывают свои идеи и живут согласно им, например, Диоген жил в бочке).
5. Неоплатонизм: Плотин.
Как уже было сказано, первым философов принято считать Фалеса – натурфилософа.
Уроки философии в тот период как правило проводились на улице, в форме разговора между учителем и его учениками
- Воззрения античных философов.
Гераклит Эфесский «О природе» «Все течет, все меняется.- В одну и ту же реку нельзя войти дважды» Огонь — наиболее динамичная, изменчивая из всех стихий. Поэтому для Гераклита огонь стал первоначалом мира, в то время как вода — лишь одно из его состояний. Огонь сгущается в воздух, воздух превращается в воду, вода — в землю («путь вниз», который сменяется «путём вверх»). Сама Земля, на которой мы живём, была некогда раскалённой частью всеобщего огня, но затем — остыла. | |
Фалес Милетский Первый философ (ионическая школа) « Что трудно? — Познать самого себя. Что легко? — Давать советы другим.» Фалес полагал, что все [рождается] из воды; все возникает из воды и в неё превращается. Начало элементов, сущих вещей — вода; начало и конец Вселенной — вода. Все образуется из воды путем её затвердевания/замерзания, а также испарения; при сгущении вода становится землей, при испарении становится воздухом. Причина образования/движения — дух, «гнездящийся» в воде. | |
Пифагор Самосский «Начало — половина целого». «По торной дороге не ходи» «Не разламывай хлеб надвое» «Не ешь сердца своего» В основе вещей лежит число, учил Пифагор, познать мир — значит познать управляющие им числа. Изучая числа, они разработали числовые отношения и нашли их во всех областях человеческой деятельности. Числа и пропорции изучались с тем, чтобы познать и описать душу человека, а познав, управлять процессом переселения душ с конечной целью отправить душу в некое высшее божественное состояние. | |
Анаксимандр Милетский представитель милетской школы натурфилософии, ученик Фалеса.Автор первого греческого научного сочинения, написанного прозой («О природе», 547 до н. э.). Ввел термин «закон», применив понятие общественной практики к природе и науке. Анаксимандру приписывают одну из первых формулировок закона сохранения материи («из тех же вещей, из которых рождаются все сущие вещи, в эти же самые вещи они разрушаются согласно предназначению»). Источником происхождения всего сущего Анаксимандр полагает некое бесконечное, «нестареющее» [божественное] начало — апейрон — которому присуще непрерывное движение. | |
Демокрит Абдерский, ученик Левкиппа, один из основателей атомистики. «Лучше изобличить собственные ошибки, чем чужие». «атом» — неделимая частице вещества, обладающая истинным бытием, не разрушающейся и не возникающей | |
……………………………………………………… | Парменидиз Элеи «О природе» «Бытие есть, а небытия — нет». Доказывал, что существует только вечное и неизменное Бытие, тождественное мысли. Основные его тезисы таковы: «Помимо Бытия нет ничего. Также и мышление есть Бытие, ибо нельзя мыслить ни о чём. Бытие никем и ничем не порождено, иначе пришлось бы признать, что оно произошло из Небытия, но Небытия нет». |
СОКРАТ 469 г. до н. э., — 399 г. до н. э., древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира, к рассмотрению человека. Приговорён к смерти за «развращение молодежи» и «непочитание богов». Его деятельность — поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика Сократа – искусство спора) и отождествлением добродетели и знания он направил внимание философов на безусловное значение человеческой личности. Майевтика — метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов. «В споре рождается истина» «Я знаю только то, что ничего не знаю». «Как много есть на свете вещей, которые мне не нужны!» Познай себя и ты познаешь самое главное…. | |
ПЛАТОН 428 или 427 до н. э., — 348 или 347 до н. э., — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Настоящее имя — Аристокл, Платон — прозвище, означающее «широкий, широкоплечий». Сочинения Платона написаны в форме высокохудожественныхдиалогов. Основатель философского направления – идеализма. Мир подчиняется Идее (Эйдос) — живёт, существует и развивается в соответствии с общими закономерностями, теми правилами, что устанавливают идеи. Идеи — основа всего мира. Они не видны людям и их нельзя почувствовать, так как чувства не позволяют познать истинную природу вещей (вода, деревья и весь остальной материальный мир — существует, но людям остаются неизвестны причина их существования, предназначение, смысл их бытия). Высшая идея (главная) — идея абсолютного блага (агатон); мировой Разум; Божество. «Человек существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях». | |
АРИСТОТЕЛЬ 384 до н. э., — 322 до н. э., — древнегреческий философ и учёный. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 335 до н. э. основал Ликей (Лицей, или перипатетическую школу). Перипате́тики (от греч, «прогуливаться, прохаживаться») Название школы возникло из-за привычки Аристотеля прогуливаться с учениками во время чтения лекций. Основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления. «Первая философия» Аристотеля (позднее названа метафизикой) содержит учение об основных принципах бытия: о материи и форме, действующей причине и цели, возможности и осуществлении. Материя — многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Форма — это стимул и цель, причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы. Энтеле́хия — внутренняя сила, потенциально заключающая в себе цель и окончательный результат; «Платон мне друг, но истина дороже» «В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро» |
СОКРАТ – ПЛАТОН- АРИСТОТЕЛЬ
(три кита философии)
Философы эпохи эллинизма.
ЖИЗНЬ – удовольствие
ГЕДОНИЗМ
Основоположником считается Аристипп (435—355 гг. до н.э.), современник Сократа. Аристипп различает два состояния души человека: удовольствие как мягкое, нежное и боль как грубое, порывистое движение души. При этом не делается различия между видами удовольствия, каждое из которых в своей сущности качественно похоже на другое. Путь к счастью, по мнению Аристиппа, лежит в достижении максимального удовольствия, избегая при этом боли. Смысл жизни по Аристиппу находится именно в физическом удовлетворении.
КИРЕНАИКИ или киренцы,последователи школы, основанной в IV в. учеником Сократа, Аристиппом из Кирены. Представитель – Гегесий. По учению этой школы, единственная цель в жизни — наслаждение (гедонистическая или эвдемонистическая точка зрения), которое и является высшим благом добродетель — уменье господствовать над своим наслаждением и управлять своими желаниями. Также представители данной школы выступали против изучения природы. Впоследствии Киренская школа перешла в эпикурейскую. Гегесий же приходил к отрицательным результатам. Удовольствие или недостижимо, или обманчиво, и решительно перевешивается страданием.
ЭПИКУРЕЙСТВО Эпикур описывает удовлетворение как принцип удавшейся жизни. Удовлетворённость желаний Эпикур считает свободой от неохоты и отвращений. Целью в данном случае является не само удовлетворение, а избавление от страдания и несчастья: в философии счастья Эпикура идёт речь о его достижении с помощью атараксии — освобождения от боли и беспокойства, не повышенным потреблением земных благ, а благодаря заострённому вниманию к истинно необходимым потребностям, к числу которых Эпикур причисляет дружбу.
ЖИЗНЬ — умеренность
КИНИКИ.
(в переводе- «собака»)
Основатель школы Антисфен Афинский, развивая принципы учителя, стал утверждать, что наилучшая жизнь заключается не просто в естественности, в избавлении от условностей и искусственностей, в свободе от обладания лишним и бесполезным, — Антисфен стал утверждать, что для достижения блага жить следует «подобно собаке», то есть сочетая в себе:- простоту жизни, следование собственной природе, презрение к условностям;- умение с твердостью отстаивать свой образ жизни, стоять за себя;- верность, храбрость, благодарность
Диоген из Синопа. Он, проповедуя аскетический образ жизни, презирал роскошь, довольствуясь одеждой бродяги, используя для жилья винную бочку, а в средствах выражения зачастую был настолько прямолинеен и груб, что снискал себе имена «Собака» и «сумасшедший Сократ».
СТОИКИ
Основатель школы – Зенон из Кития. Цель человека заключается в том, чтобы жить «в согласии с природой». Это единственный способ достижения гармонии. Счастье достижимо, лишь если покой души не нарушает никакой аффект, который не рассматривается как чрезмерно усиленное влечение. Он по своей природе зиждется на представлении, которому придается ложная значимость. Действуя, он становится пафосом, страстью. Поскольку ее объектом человек редко овладевает полностью, он испытывает неудовлетворенность. Стоический идеал — апатия, свобода от подобных аффектов.
Кто согласен, того судьба ведёт, кто не согласен, того она тащит. (Сенека)
Гераклит
его еще называли «Темным» философов, потому что свои идеи он выражал витиевато, то есть сложно для понимания.
В философии Гераклита мы находим азы диалектики(движения). «Жизнь» философ ассоциирует с «борьбой», а смерть — с постоянством (неизменчивостью). источником «Жизни» выступает «борьба» (война, конфликт).
Вспомним историю! Именно благодаря тому, что Петр Первый выбрал в качестве соперников России сильнейшую армию Шведов, наша страна смогла создать одну из лучших армий и сильнейший флот.
А вот еще история: подчиненная настолько не любила своего босса, что всегда педантично вчитывалась в его бумаги. что бы прокритиковать его. Когда она решила уволится, босс расстроился. почему? Ненавидя его одна реально находила ошибки в тексте! Так кто оставался в выигрыше?
Лабораторные работы/Практические занятия – не предусмотрено
Задания для самостоятельного выполнения
На основе философских концепций гедонистов, эпикурейцев, киников, стоиков напишите доклад (выступление) на одну из тем:
— «Сократ и Платон – учителя европейской цивилизации»
— «Сократовская ирония»
— «Проект утопического государства Платона»
— «Древнегреческие циники (Диоген из Синопа). Цинизм в современном мире»
— «Смысл жизни: удовольствия или умеренность?»
Список рекомендуемой литературы:
- Википедия – свободная энциклопедия https://ru.wikipedia.org/wik
- Хрестоматия по истории философии. В 3 т. Т.1. – М., 2000г.
Форма контроля самостоятельной работы
Работа выполняется в электронной форме и высылается на проверку с указанием № группы, Ф.И.О. студента преподавателю на почту.
Вопросы для самоконтроля по теме:
- Дайте характеристику особенностям античной философии.
- Перечислите этапы античной философии и дайте краткую характеристику каждому из них.
- Почему Гераклит считал «первоисточником» жизни огонь, а Пифагор число?
- Кто считается первым философом? Каковы его философские воззрения?
- Покажите взаимосвязь между идеями Сократа и софистами.
- Как вы понимаете фразу Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже»? Сделайте сравнительный анализ идей Платона и Аристотеля.
- Гедонизм, атараксия Эпикура, умеренность киников, апатия стоиков — чью идею поддерживаете Вы, а чья идея Вами не приемлема и почему?
- Как вы понимаете фразу Гераклита: «Все течет, все изменяется»?
- Кому принадлежат выражения: «В споре рождается истина», «Я знаю, что ничего не знаю», «Человек есть мера всех вещей», «Надо жить незаметно», «Познай себя, и ты познаешь главное», «Нельзя дважды войти в одну реку», «Не ешь сердца своего», «В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро»?
Источник