Какие характеристики живого вы связали бы со свойствами белков

Цель: актуализировать и углубить знания
учащихся об уникальных особенностях строения
молекул белка и ее свойствах.
Методы, используемые на уроке:
репродуктивные, частично-поисковые.
Задачи.
- Раскрыть особенности строения белков.
- Углубить знания учащихся об уникальных
особенностях строения молекулы белка. - Изучить химические свойства белков.
Структура урока:
I этап: организационный момент;
II этап: подготовка учащихся к активному
усвоению знаний;
III этап: изучение нового материала;
IV этап: закрепление;
V этап: итоги, д/з.
Оборудование: раствор куриного белка,
куриные перья, раствор фенола, спиртовка, спички,
зажим, пробирки, растворы: гидроксида натрия,
сульфата меди, нитрата свинца, концентрированная
азотная кислота.
Ход урока
I этап. Приветствие
II этап
Учитель приводит высказывание Ф.Энгельса о том,
что такое жизнь: “Жизнь есть способ
существования белковых тел, существенным
моментом которого является постоянный обмен
веществ с окружающей их внешней природой….
Причем при прекращении обмена веществ
прекращается и сама жизнь, что приводит к
разложению белка…”.
Ни одно из веществ не выполняет стль
специфических и разнообразных функций в
организме, как белок. В организме человека
имеется более 10 000 видов белков.
Тема нашего урока: Белки с различных точек
зрения.
III этап
. Изучение нового материала
Вопросы.
– Какие соединения называют белками? (Природные
полимеры, мономерами которых являются
аминокислоты)
– Изучение какого процесса помогло установить
строение белков? (Изучение гидролиза белков)
1. Самостоятельная работа учащихся с текстом и
рисунками учебника биологии.
Задание: найти в тексте информацию о том:
– Сколько типов белковых молекул, отличающихся
друг от друга, содержится в организме человека? (5
млн. типов белковых молекул)
– Сколько аминокислот входит в состав белка?
(Двадцать)
– Рассмотрите формулу аминокислоты и ответьте
на вопрос: “Почему аминокислоты являются
амфотерными соединениями? (Потому что содержит
одновременно аминогруппу и карбоксильную
группу, обладающие противоположными свойствами)
– Рассмолтрите схему образования дипептида.
Какие атомы образовали молекулу воды в
результате соединения двух аминокислот? (Водород
от аминогруппы и гидроксогруппа от
карбоксильной группы)
– Сколько уровней организации может иметь
белковая молекула? Назовите эти структуры.
Обсуждение материала учебника.
2. Работа с текстом учебника и рис. 1 по
заполнению таблицы “Структуры белковых
молекул”.
Структура белковой молекулы | Характеристика структуры | Тип связи, определяющий структуры |
Первичная | Последовательность аминокислот в полипептидной цепи | Пептидная связь между углеродом кислотной и азотом основной групп |
Вторичная | Белковая молекула принимает вид спирали или складчатого слоя гармошки | Водородная связь между остатками карбоксильных и аминогрупп разных аминокислот |
Третичная | Белковая спираль сворачивается и приобретает форму шарика или глобулы | Атомы серы двух аминокислот, находящихся на некотором расстоянии друг от друга в полипептидной цепи соединяются образуя так называемые дисульфидные связи |
Четвертичная | Функциональное объединение нескольких молекул белка обладающих третичной структурной организацией. |
3. Составление схемы “Классификация белков”.
По составу
- Простые – протеины (состоят
только из аминокислот): альбумины, глобулины,
гистоны. - Сложные – протеиды (состоят из
аминокислот и небелковой составляющей):
фосфопротеиды, нуклеопротеиды, липопротеиды.
По функциям
- Структурные.
- Каталитические.
- Регуляторные.
- Транспортные.
- Защитные.
- Двигательные.
- Запасательные.
- Токсичные.
- Сигнальные.
По структуре
- Фибриллярные (коллаген).
- Глобулярные (ферменты и гормоны).
- Промежуточные (фибриноген).
4. Практическая работа по изучению химических
свойств белков (работа в парах по инструкциям с
предварительным повторением правил техники
безопасности)
Обсуждение амфотерности белков можно начать с
вопроса: аминокислоты – соединения амфотерные,
будет ли присуще это свойство белкам?
- Растворимость белков. Различная растворимость
белков в воде связана, прежде всего, с их
молекулярной массой. Растворимость в большей
степени зависит также от природы радикалов
аминокислотных звеньев. - Гидролиз белков – разрушение первичной
структуры. В лаборатории этот процесс проводится
в присутствии кислот и щелочей при нагревании. В
организме он проходит под действием ферментов. - Денатурация белков. Необратимая – полное
разрушение пространственной структуры белка.
Денатурация происходит под действием солей
тяжелых металлов, высокой температуры, излучения
– демонстрация видеофрагмента.
Обратимая денатурация – частичное разрушение
пространственной структуры белка. Обратный
процесс называется ренатурация.
- Цветные реакции белков.
Цветные реакции применяются для установления
белковой природы веществ, идентификации белков и
определение их аминокислотного состава в
различных биологических жидкостях. В
клинической лабораторной практике эти методы
используются для определения количества белка в
плазме крови, аминокислот в моче и крови, для
выявления наследственных и приобретенных
патологий обмена у новорожденных.
– Биуретовая реакция на пептидную связь;
– Ксантопротеиновая реакция.
- Горение белков. Учащиеся поджигают шерстяную
нитку и делают вывод.
Вывод. Денатурация приводит к нарушению
антигенной чувствительности белка, а иногда и к
полному блокированию ряда иммунологических
реакций, к инактивации ферментов и нарушению
обмена веществ. Ученые предполагают, что
процессы старения связаны с медленно
протекающей денатурацией. Реакция гидролиза
белков приводит к образованию аминокислот, из
которых в клетках организма образуются белки,
характерные для данного организма.
1. Знакомство с основными функциями белков.
Белки – основная структурная часть любого
живого организма, а также неотъемлемая часть
пищи животных и человека. При исключении из
рациона белкового компонента, несмотря на
достаточную калорийность пищи, у живых
организмов наблюдаются патологические явления:
остановка роста, изменение состава крови и т.д. С
чем же связано огромное значение белков для
живых организмов?
С сообщением “Функции белков в организме”
выступают учащиеся:
– каталитическая функция,
– защитная функция,
– строительная функция,
– сигнальная функция,
– транспортная,
– двигательная.
Вывод. приоритетная роль белков в клетке
объясняется многообразием их функций. Поэтому
они являются основой жизни.
Учащиеся составляют краткий конспект по
выступлениям.
Каталитическая функция белков. Опыт
проводит учитель.
Прилейте по 2 мл Н2О2 в пробирке с
кусочками мяса, картофелем (сырой, вареный).
Запишите наблюдаемые вами явления в таблицу.
Предлагает записать уравнение, выполненной
реакции.
Дайте объяснения вашим наблюдениям.
Что брали? Что делали? Что наблюдали?
Объяснения.
Вывод. При варке картофеля, мяса
произошла денатурация белка фермента каталазы,
разрушилась 3-ая структура белка и это привело в
разрушению активного центра фермента. Выделение
кислорода при действии Н2О2 на сырой
картофель и мясо свидетельствует о проявлении
каталитической функции белка – фермента
каталазы.
2Н2О2 = 2Н2О + О2
2. Выступление учащегося – превращение белков в
организме. В качестве дополнения слово
предоставляется специалистам врачебной
практики (учащиеся заранее готовят сообщения,
опираясь не только на учебную литературу, но и
через беседы с врачами – практиками районной
поликлиники).
Врач-генетик. Сообщение о том, что
генетическими болезнями страдают не только
жертвы этих болезней, но и их семьи. Родителей
часто мучает чувство вины.
Генетические консультации врачей генетиков
могут помочь супругам определить, на сколько
велик риск рождения у них больного ребенка.
В ряде случаев медико-генетические
консультации выявляют у новорожденных или у
грудных детей наследственное предрасположение к
наследственным болезням, возникновение которых
в очень сильной степени зависит от определенных
внешних условий.
Врач-эндокринолог. Сообщение о биохимии
опухолей желудочно–кишечного тракта и их
влиянии на процесс белкового обмена.
Врач-косметолог. Беды нашего организма
отражаются на коже, а особенно на коже лица –
самой уязвимой части тела.
Сообщение о влияние кремов на кожу.
Врач-невропатолог. Сообщение о том, что
эндокринная и нервная системы действуют
координировано, поддерживая постоянство
внутренней среды организма. Взаимодействие
между нервной и эндокринной системами
осуществляется в основном посредством
гипоталамуса. Оказывают стрессы, поэтому
здоровый образ жизни, снижение стрессов является
залогом здоровья.
Врач-терапевт. Белки в иммунной
системе.
Иммунная система – это самостоятельная
система организма, представленная своими
функциями и органами.
Основные функции иммунной системы:
1) распознать “чужое”, разрушить,
нейтрализовать, вывести из организма;
2) обеспечить препятствие внедрению и
размножению чужеродных антигенов;
3) Запомнить строение, свойства “чужого”,
быстрее встречать его как “чужое” и сохранять в
иммунологической памяти;
Начальные события в клеточном взаимодействии
включают два этапа:
Прямое физическое взаимодействие между
клетками, либо действие лиманда (антигена) –
этого белка на клетку. В результате следует
второй этап.
Синтез и секреция биологически активных
веществ на клетку-мишень. Это обеспечивает
формирование иммунных реакций. Белки в крови
обеспечивают защитные реакции организма.
Например, антитела участвуют в формировании
иммунных реакций. Тромбин обеспечивает
свертываемость крови. Иммунная система состоит
из В-системы и Т-системы, иначе происходят сбои в
реализации иммунных реакций. Пагубное влияние на
состояние иммунной системы оказывают внешние
условия (природно-климатические, промышленное
воздействие, изменение места жительства) и
факторы риска (алкоголь, наркотики, курение).
3. Новости из области синтезирования нового
вида белка – сообщение учителя.
США: учёные создали самоорганизующиеся белки.
Исследователи из университета Джона Хопкинса
(Johns Hopkins University) создали новый класс белков,
которые способны самостоятельно собираться в
гель.
Этот гель представляет собой
макромолекулярные белковые сети, погружённые в
воду. При добавлении белков в ёмкость их
подключение к растущей сети происходит
автоматически, за счёт специальных концевых
молекул-модулей, обеспечивающих стыковку.
Эти концевые модули могут быть трёх разных
видов, и “сконструированы” так, чтобы
притягивать друг друга. Так что каждая молекула в
сети соединена с тремя соседями.
В середине нового искусственного белка учёные
научились размещать произвольный набор
аминокислот, способных выдавать определённые
биохимические сигналы живым клеткам. В
частности, это сигналы для поощрения
дифференциации и роста клеток нужного типа.
Эта работа, как рассчитывают американцы,
поможет найти новые методы восстановления
повреждённых (или больных) тканей человека.
IV этап урока:
закрепление
пройденного материала
Для закрепления новых понятий проводится
логический брифинг. Учащимся в течение 3-х мин.
необходимо заполнить таблицу.
Другие названия белка.
Мономеры белка.
Группы атомов, обуславливающие амфотерные
свойства белков.
Связь, поддерживающая I структуру белков.
Структура белка, представляющая спираль.
Полное разрушение пространственных структур
белков.
Реакция, лежащая в основе получения белков.
Гормон поджелудочной железы.
Биологические катализаторы.
Болезнь, вызываемая недостатком инсулина в
организме.
Связи, поддерживающие вторичную структуру
белка?
Структура белка, определяющая биологическую
активность белка.
Процесс взаимодействия белков с водой.
Структура белка, которая разрушается при
нагревании белка с водой.
Структура белка, которая поддерживается
эфирными и дисульфидными мостиками.
Учитель предлагает учащимся самостоятельно
сделать вывод.
Итак, понятие “жизнь” и “белок” неразрывно
связаны. Чтобы ответить на вопрос “что такое
жизнь?”, надо знать, что такое белок. Чем больше о
белках мы узнаем, тем глубже проникаем в понятие
“жизнь”. Насколько многообразны белки,
настолько сложна, загадочна и многолика жизнь.
Подтверждением служат слова Гете: “Я всегда
говорил и не устаю повторять, что мир бы не мог
существовать, если бы был так просто устроен”.
V этап. Итоги, д/з.
Оценивание работы учащихся.
Домашнее задание: § 3.2.1 (учебник биологии) и §
27 (учебник химии).
Задания для проектов (рисунки, рассказы, схемы,
сказки и т.д.):
- Какие характеристики живого (рост, развитие,
раздражимость, размножение, обмен веществ) вы
связали бы со свойствами белков? - Какова взаимосвязь между функциями белков и
необходимостью белковой пищи для человека? - Как белки попадают в организм и что с ними
происходит?
Положительные аспекты урока:
– интерес к предмету;
– взаимосвязь с другими предметами;
– умение делать обобщения, сравнение
(логическое мышление);
– практические навыки для учащихся;
– применение в жизни.
Литература
- В.Б. Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин, “Общая
биология” – учебник для 10-11 класса
общеобразовательных учреждений – Дрофа: Москва.
2010 года. - О.С Габриэлян, И.Г.Остроумова “Химия. 10 класс” –
ООО “Дрофа”: Москва. 2009 года.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Источник
по теме: «Свойства белков».
Выполнила преподаватель: Пивкина Н.В.
г. Пенза. 2018 г.
Тема: «Свойства белков».
Цель урока: ознакомить студентов со свойствами и функциями белков, их значением в природе.
Задачи урока.
Познавательные. Сформировать знания о свойствах и функциях белков, их ведущей роли в процессах жизнедеятельности; рассказать о физических методах познания природы, в частности биологических микросистем; обобщить знания, получаемые студентами на уроках химии и биологии по теме «Белки», с использованием физических теорий.
Развивающие. Развивать умения анализировать результаты лабораторных опытов, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями живой и неживой природы, развивать познавательный интерес студентов на основе межпредметных связей, научить применять знания, получаемые на одном предмете, при анализе явлений или процессов, изучаемых другими предметами.
Воспитательные. Формировать научное мировоззрение, представление о роли естественных наук в современном обществе, целостную картину мира.
Методы: словесные, наглядные, практическая работа.
Оборудование: таблицы, штатив для пробирок, пробирки, лоток, спиртовка, спички, лакмусовая бумажка, картофель (сырой и вареный), мясной бульон, шерстяная нить.
Реактивы: раствор куриного белка, азотная кислота, раствор аммиака, раствор щелочи, раствор сульфата меди, ацетат свинца, этиловый спирт, перекись водорода,
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
– Классификация белков.
– Состав белков.
– Свойства белков.
– Белок и окружающая среда
3. Закрепление материала.
4. Итоги урока. Домашнее задание.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
Учитель. Чем глубже химики познают природу и строение белковых тел, тем более они убеждаются в исключительном значении неисчерпаемых данных для раскрытия одной из важнейших тайн природы – тайны жизни. Раскрытие связи между структурой и функцией в белковых веществах – краеугольный камень, та основа, которая послужит в будущем исходным рубежом для нового качественного скачка в развитии биологии и медицины. Как мы видим, белки имеют сложное строение, молекулы их большие по размерам, молярные массы огромны.
1) К простым белкам (протеинам) относят альбумины, глобулины, гистоны, склеропротеины.
2) К сложным белкам (протеидам) относят: фосфопротеиды (казеин), глюкопротеиды (муцин), нуклеопротеиды, хромопротеиды, липопротеиды, флавопротеиды, металлопротеиды.
Классификация белков по их структуре
1) Фибриллярные белки – в них наиболее важна вторичная структура – нерастворимы в воде, отличаются механической прочностью. К ним относят коллаген и миозин.
2) Глобулярные белки – в них наиболее важна третичная структура. Полипептидные цепи таких белков свернуты в компактные глобулы, они растворимы в воде или солевых растворах, легко образуют коллоидные суспензии. К глобулярным белкам относят ферменты и гормоны.
3) Промежуточные белки – фибриллярной природы, но растворимы в воде, к ним относится фибриноген.
Классификация белков по их функциям
1) Структурные белки – коллаген, склеротин, эластин.
2) Каталитические белки – полимеразы, рибонуклеазы.
3) Регуляторные белки – инсулин, глюкагон.
4) Транспортные белки – гемоглобин, гемоцианин.
5) Защитные белки – антитела, фибриноген.
6) Двигательные, или мышечные, белки – миозин, актин.
7) Запасательные белки – казеин, альбумин.
8) Токсичные белки – змеиный яд, токсины.
9) Сигнальные белки – рецепторы.
Остановимся на двух очень важных функциях белков – каталитической, защитной и структурной.
Сообщения делают заранее подготовленные ученики.
Каталитическая функция белков.
Белки-ферменты катализируют протекание в организме химических реакций. Многие реакции в силу энергетических причин без катализа либо вообще не протекают, либо протекают слишком медленно. Подавляющее большинство биологических катализаторов по своей химической природе является белками.
В молекуле фермента имеется так называемый активный центр. Он состоит из двух участков – сорбционного и каталитического. Первый отвечает за связывание фермента с молекулой субстрата, а второй – за протекание собственно процесса катализа . По своей организации ферменты обладают либо третичной, либо четвертичной белковой структурой.
У живых организмов сформировались две системы иммунитета – клеточная и гуморальная. Такое разделение функций иммунной системы связано с существованием двух типов лимфоузлов – Т-клеток и В-клеток.
Клеточный иммунитет – при взаимодействии с антигеном Т-лимфоциты, несущие на мембране рецепторы, способные распознать этот антиген, начинают размножаться и образуют клон таких же Т-клеток. Клетки этого клона вступают в борьбу с несущими антиген микроорганизмами или вызывают отторжение чужеродной ткани.
В-лимфоциты распознают антиген таким же образом, как и Т-клетки, но реагируют иначе. Они синтезируют антитела, которые нейтрализуют антигены.
Строительная и структурная функция белков.
Студент (сообщение). По определению физика – наука о формах движения и взаимодействия материи. Но сюда же можно включить и различные формы движения и взаимодействия живой материи, поскольку в определении не уточняется, о каких формах материи идет речь. Например, в последнее время ученых интересуют следующие процессы в живых организмах:
– механизм восприятия световой информации;
– распространение нервного импульса;
– прочность костей и сухожилий;
– работа внутренних органов, ее механическая модель;
– явление акустики в живой природе и т.д.
В частности, большой интерес вызывают сократительная и структурная функции белков. Ведь именно в результате взаимодействия белков и процессов, происходящих внутри них, человек двигается в пространстве, сокращается и расслабляется сердце и т.п.
Структурная функция белков заключается в том, что они составляют основу строения организма (коллаген соединительной ткани, кератин волос, ногтей и кожи, эластин соединительной ткани стенок и др.). Именно от этих двух функций белков зависит устройство, масса, надежность и другие параметры живого организма.
.Плотность белков сравнима со средней плотностью водной оболочки нашей планеты. Это позволяет человеку удерживаться на поверхности воды при минимальныx затратах энергии (уравновешивание силы тяжести и Архимедовой силы – условие плавания тел).
Большое значение величины удельной теплоемкости и теплопроводности необходимо живому организму для эффективного отвода избытка энергии из организма за счет теплообмена с окружающей средой. Меньшее значение этих величин привело бы к повышению температуры тела. Проблема переохлаждения решается еще проще.
У животных, обитающих в холодном климате, существует дополнительный жировой слой с низким значением теплопроводности. При смене температуры животное избавляется от жирового запаса, т.е. происходит саморегулирование теплового обмена с окружающей средой.
Итак, белки являются основой всего живого на Земле и выполняют в организмах многообразные функции.
– расщепления сложных молекул (катаболизм) и их синтеза (анаболизм);
– репликации и репарации ДНК и синтезе РНК;
– фермент пепсин, расщепляют белки в процессе пищеварения.
6. Сократительная
Выполняет все виды движений, к которым способны клетки и организмы.
Сокращение и расслабление сердца, движение других внутренних органов.
Сокращение мышц (сгибание,разгибание конечностей).
Движение ресничек и жгутиков.
7. Регуляторная
Регулируют обменные процессы.
Гормоны, например, инсулин (обмен глюкозы),который регулирует концентрацию глюкозы в крови и фактор некроза опухолей, и передаёт сигналы воспаления между клетками организма.
Учитель. Вещества белковой природы известны с давних времен. Начало их изучению положено в середине XVIII в. итальянцем Я.Б.Беккари, который предложил углеродную теорию. Через 100 лет ученые пришли к выводу, что белки – главный компонент живых организмов. Затем из белковых гидролизатов были получены продукты расщепления, и возникла гипотеза о том, что белки состоят из остатков аминокислот (А.Я.Данилевский). Над проблемой строения белков долгое время работал Э.Г.Фишер. На основе его работ была создана полипептидная теория строения белков. Было доказано, что в состав белков входят атомы углерода, водорода, кислорода, азота, серы, фосфора и другие.
Элементный состав белков
Второй тип повреждений – косвенный. В этом случае ущерб биологической структуре наносят реактивные частицы, которые образовались вдали от этой структуры, но приблизились к ней в результате блужданий. При таком типе поражения действие тяжелых частиц менее опасно, т. к. они создают область ионизации небольших размеров.
А вот легкие частицы, создавая небольшую концентрацию свободных ион-радикалов, более опасны. Оказывается, чем меньше концентрация ион-радикалов, тем меньше вероятность их рекомбинации, а это означает увеличение расстояния их прохождения. Возрастает время возможного проявления последствий облучения.
3. Закрепление материала.
Учитель. А теперь ответьте на вопросы.
Вопросы по разделу «Белок и окружающая среда».
1. Какое действие на организм оказывают на молекулярном уровне все виды радиации?
2. Установлено, что при достаточной калорийности пищи, но при отсутствии в ней белка у животных наблюдаются патологические явления: останавливается рост, изменяется состав крови и т.д. С чем это связано?
3. Какие характеристики живого вы связали бы со свойствами белков?
4. Итоги урока.
Учитель. Вот и подошел к концу наш урок. На нем мы попытались объединить разрозненные знания химии, физики и биологии о белках, рассмотрели строение и свойства белков, научились отличать их от других веществ, узнали о воздействии на белок внешних факторов. Вам были предложены вопросы, на которые вы ответили в ходе урока.
5. ДЗ: Учебник О.С. Габриелян
И.Г. Остроумов Химия для профессий и специальностей технического
профиля. Параграф 20.2 стр. 304-309. Ответить на вопросы параграфа.
Всем спасибо за урок!
Источник