Какие идеи содержались в учениях лютера и кальвина

Какие идеи содержались в учениях лютера и кальвина thumbnail
Какие идеи содержались в учениях лютера и кальвина

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реформация(от лат перестройка) – это сложное религиозное и социальное движение, борьба против всеобъемлющего господства католической церкви в духовной, политической и экономической областях. В более узком смысле Реформация – это религиозные преобразования, направленные на освобождение верующих от повседневной опеки церкви. Идеологи Реформации, при всех их различиях сходились в одном: человек для спасения души не нуждается в посредничестве церкви, что залог спасения – не во внешнем проявлении религиозности, а в вере. Единственным источником веры реформаторы провозгласили Священное писание. В ходе Реформации возникли новые христианские конфессии, которые существуют и сегодня. Реформация и ее течения – лютеранство, кальвинизм (по именам идейных вождей) подготовили моральную и правовую почву для буржуазных революций, существенно повлияли на политико-правовые учения. Начало реформации связывают с выступлением в Виттенберге (Германия) М. Лютера: 31 октября 1517 г. он прибил к дверям церкви свои «95 тезисов», в которых выступил против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности, против продажи индульгенций. На базе его учения сформировалось мощное реформационное общественное движение, которое не ограничилось Германией, а распространилось в других странах Западной и Центральной Европы. Концом Реформации можно считать подписание Вестфальского мира 1648 г.,[3]ознаменовавшего окончание Тридцатилетней войны, и по итогам которого религиозный фактор перестал играть важную роль в европейской политике.

Лютеранство. Идеи Мартина Лютера

Мартин Лютер (1483-1546 гг.) родился в Саксонии, окончил университет, в 1512 г. получил степень магистра богословия. В 1517г. Лютер обнародовал упомянутые ранее 95 тезисов об индульгенциях. К 1519 г. кардинально разошелся во взглядах с католической церковью и сформулировал свою позицию в программных произведениях, которые благодаря развитию книгопечатания получили широкую известность. В 1521 г. он отверг требования отречься от своего учения, за что императором был осужден как еретик, а годом раньше папа отлучил его от церкви. Во время Крестьянской войны (1524-1526 гг.) Лютер не только не поддержал восстание, но и выступил с резким его осуждением, призвав власти к его подавлению. Последние годы жизни тяжело болел и скончался в 1546 г.

Основные произведения: «К христианскому дворянству немецкой нации», «О светской власти», «О рабской воле», «О вавилонском пленении церкви», «О свободе христианина».

Соотношение духовной и светской власти.В своем основном религиозно-политическом произведении «О светской власти. В какой мере ей следует повиноваться» (1523) Лютер разработал учение о «двух порядках» – духовном и светском и, соответственно, о двух системах права – божественном и естественном. Сама эта концепция не была новой, она была сформулирована еще в труде А. Аврелия «О граде Божьем». Разграничивая религиозную и светскую сферы, Лютер считал, что религиозная сфера находится вне юрисдикции государства, а светская властьзанимается экономикой, политикой, просвещением народа, и не имеет права навязывать человеку какое-либо мировоззрение.

Государство.М. Лютер считал, что государство есть создание разума, и деятельность христианского государства не может расходиться с интересами христианской церкви. Необходимость государства обусловлена греховной природой человека. Если бы человеческое общество состояло исключительно из истинных христиан, то это означало бы отсутствие необходимости в государстве, законах, наказаниях. Но так как христианский мир далек от этого, то и возникает потребность в государстве. При этом институты государственной власти освящены божественным авторитетом, поэтому подданные не имеют права на сопротивление власти.

Право.Разделяет право на божественное и естественное. Мирской порядок достигается благодаря опоре учреждений светской власти на естественное, а не на божественное право (хотя естественное в конечном счете производно от воли божьей). Должностные лица обязаны руководствоваться в своей деятельности нормами естественного права. Этим высказыванием М. Лютер не только освободил светскую власть от церкви, но и мирское (гражданское) право от опеки канонического права. Однако он предупреждал, что мирское право не может учесть всего многообразия общественных коллизий, и поэтому не должно возводиться в абсолют. Светской власти естественное право дозволяет управлять лишь внешним поведением людей, имуществом и вещами.

Кальвинизм. Жан Кальвин

В 40-е годы XVI в. Женеве зарождается новое протестантское радикальное течение – кальвинизм. Кальвинизм – одно из основных течений протестантизма, названное по имени его основателя Ж.Кальвина. Важнейший догматическое положение кальвинизма – доктрина абсолютного предопределения, согласно которой Бог изначально еще до грехопадения человека и даже до сотворения мира предопределил одних людей к спасению, других – к вечным мукам в аду. При этом вера и благочестивая жизнь не являются основанием для спасения, а лишь являются признаком избранности человека. Избранность человека проявляется в успешной мирской, профессиональной деятельности. Отчетливо выражена протестантская этика: культ трудолюбия, предприимчивости, деловая честность, личный аскетизм. Кальвинизм получил распространение во Франции, Швейцарии, Нидерландах, ряде областей Германии, Шотландии, Англии, Венгрии и др.

Жан Кальвин (Жан Ковен)(1509-1564 гг.) родился во Франции в семье секретаря епископа. Учился в колледже в Париже, первоначально готовясь к карьере священнослужителя, позднее, по настоянию отца, получил юридическое образование в университете. В 1531, завершив обучение, получил степень лиценциата права. Под влиянием идей М. Лютера в 1533 отрекся от католичества и создал общину своих последователей. Преследуемый церковью в 1534 г. покинул Францию и переехал в Базель, а затем Женеву. Именно Женева стала местом, где реформаторские взгляды Кальвина нашли практическое применение. С 1541 г. – фактически диктатор Женевы. Хотя Кальвин никогда не обладал светской властью, в городе постепенно установился суровый режим господства реформированной церкви, начинающий теократическую диктатуру. Кальвин также занимал профессорскую кафедру теологии (с 1559) в основанной по его инициативе Академии (ныне Женевский университете). В конце 1562 его здоровье резко ухудшилось, и в 1564 он умер.

Основные произведения: «Наставления в христианской вере», «Церковные установления» и др.

Соотношение государства и церкви.Кальвин развивает идеи Лютера о «двух порядках». Две власти соединены в единое целое при господстве церкви. Кальвин считал необходимым сотрудничество церковных и светских властей. Государство установлено Богом, поэтому протест против власти, даже самой жесткой – «дерзость против божьей воли». Но все же он признавал за поданными право на пассивное сопротивление власти, нарушающей установления Бога.

Читайте также:  Какие данные содержатся в росреестре

Форма государства. По мнению Кальвина, государство может иметь любую форму, если она установлена Богом. Из политических режимов наихудшим он считал демократический, а наилучшим – аристократический или олигархический. Оптимальной формой организации политической власти реформатор считал аристократическую республику, которая во многом аналогична модели самоуправляющейся религиозной общины, которая была положена в основу устройства протестантской общины в Женеве.

Реализация идей Ж. Кальвина. Кальвин начал реализацию своих идей после прихода к власти в Женеве, придав религиозным установлениям силу государственного закона. Город был разделен на кварталы. Верующие были объединены в общины, возглавляемые пресвитерами (старейшинами) из мирян и проповедников, получивших соответствующую подготовку, но не имевшие сана. Они составляли консисторию, управлявшую религиозной жизнью общины. Старейшинам вменялось в обязанность следить за соблюдением норм нравственности и строго карать нарушителей. В качестве наказания применялось изгнание из города, казнь. Были упразднены церковные таинства, кроме крещения и причащения, церковные праздники, из храмов удалены украшения и утварь.



Источник

Лекции.Орг

Основополагающие принципы учения Лютера: спасение только верой, благодатью и Библией.

Одним из центральных и востребованных положений философии Лютера считается концепция «призвания». В противоположность католическому учению о противопоставлении мирского и духовного, Лютер полагал, что и в мирской жизни на профессиональном поприще осущ-ся благодать Бога. Бог предназначает человека к определённому виду деятельности посредством вложенного таланта или способности и долг человека прилежно трудиться, исполняя свое призвание. Причем в глазах Бога нет труда благородного или презренного.

Труды монахов и священников, какими бы тяжкими и святыми они ни были, ни на йоту не отличаются в глазах Бога от трудов крестьянина в поле или женщины, работающей по хозяйству

Сама концепция «призвания» появляется у Лютера в процессе перевода фрагмента Библии на немецкий язык: «пребывай в труде (призвании)своем».

Основной мыслью тезисов было показать, что священники не являются посредниками между Богом и человеком, они лишь должны направлять паству и являть собой пример истинных христиан. «Человек спасает душу не через Церковь, а через веру» — писал Лютер. Он опровергал догмат божественности личности папы. Опровергая божественность папы, Лютер ссылался на греческую, т.е. православную церковь, которая также считается христианской и обходится без папы и его безграничных полномочий. Лютер утверждал непогрешимость Священного Писания, а авторитет Священного предания и соборов ставил под сомнение.

Лютер учил, что «мёртвые ничего не знают». Кальвин возражает против него в своем первом теологическом труде «Сон душ».

Если Мартин Лютер начал протестантскую Реформацию церкви по принципу «убрать из церкви всё, что явно противоречит Библии», то Кальвин пошёл дальше – он убрал из церкви всё, что в Библии не требуется. Протестантская Реформация церкви по Кальвину характеризуется склонностью к рационализму и часто недоверием к мистицизму. Центральная доктрина кальвинизма, из которой рационально следуют все остальные доктрины — суверенитет Бога, то есть верховная власть Бога во всём.

С точки зрения Кальвина, от человека не зависит, принять дар благодати или противиться ему, так как это совершается помимо его воли. Вероятно, из Лютеровских посылок он сделал вывод о том, что раз одни принимают веру и обретают ее в своей душе, а другие оказываются не имеющими веры, то из этого следует, что одни от века Богом предопределены к погибели, а другие от века Богом же предопределены ко спасению. Это учение о безусловном предопределении одних к погибели, а других ко спасению.

Предопределение, по этому учению, совершается в Совете Божием, на путях Промысла Божия вне зависимости от духовного состояния человека, его образа жизни.

20. Политическое учение Н. Макиавелли Одним из первых теоретиков новой эпохи стал итальянец Никколо Макиавелли (1469—1527).

Его политическое учение основано на изучении деятельности современных ему правительств, опыта государств Античного мира, на представлениях об интересах и стремлениях участников политической жизни. Макиавелли утверждал, что изучение прошлого дает возможность предвидеть будущее или по примеру древних определить средства и способы действий, полезных в настоящем.

Для того, чтобы управлять людьми, надо знать причины их поступков, их стремления и интересы. Устройство государства и его деятельность должны основываться на изучении природы человека, его психологии и влечений.

Гос-во (независимо от его формы) Макиавелли рассматривал как некое отношение между правительством и подданными, опирающееся на страх или любовь последних. Гос-во незыблемо, если правительство не дает повода к заговорам и возмущениям, если страх подданных не перерастает в ненависть, а любовь — в презрение. В творчестве Макиавелли мотивы социальной психологии впервые осмыслены как важный факт политики. Целью гос-ва и основой его прочности Макиавелли считал безопасность личности и незыблемость собственности. Самое опасное для правителя, неустанно повторял Макиавелли, — посягать на имущество подданных, это неизбежно порождает ненависть. Незыблемость частной собственности, как и безопасность личности, Макиавелли называл благами свободы, считал целью и основой прочности гос-ва. По его учению, блага свободы наилучшим образом обеспечены в республике.

Макиавелли воспроизводит идеи Полибия о возникновении гос-ва и круговороте форм правления; вслед за античными авторами он отдает предпочтение смешанной (из монархии, аристократии и демократии) форме. Особенность учения Макиавелли в том, что смешанную республику он считал рез-том и средством согласования стремлений и интересов борющихся социальных групп. “В каждой республике всегда бывают два противоположных направления: одно — народное, другое — высших классов; из этого разделения вытекают все законы, издававшиеся в интересах свободы”.

Предпосланные всему учению о гос-ве рассуждения о природе человека (индивида) Макиавелли существенно дополняет исследованием общественной психологии соц. групп, борющихся за влияние в гос-ве. Макиавелли стремился опровергнуть общее мнение историков о порочности народа. Народные массы постояннее, честнее, мудрее и рассудительнее государя.

Читайте также:  В каких мужских духах содержатся феромоны

От народа отличается знать. Макиавелли считал знать неизбежной и нужной частью го-ва. Из среды аристократов выдвигаются гос деятели, должностные лица, военачальники;

Свободное го-во должно быть основано на компромиссах народа и знати; суть “смешанной республики” в том и состоит, что система гос органов включает аристократические и демократические учреждения, каждое из которых, выражая и защищая интересы соответствующей части населения, сдерживает посягательства на эти интересы другой его части. Вместе с тем Макиавелли с ненавистью отзывался о феодальных дворянах и призывал к их уничтожению.

Законодательству и праву Макиавелли придавал большое значение. Но для Макиавелли право — орудие власти, выражение силы. Во всех гос-вах основой власти “служат хорошие законы и хорошее войско. Хороших законов не бывает там, где нет хорошего войска, и наоборот, где есть хорошее войско, там хороши и законы”. Макиавелли — против наемных войск; создание армии, состоящей только из итальянцев, он рассматривал как одно из первоочередных условий создания общенационального гос-ва.

Важным средством политики Макиавелли считал религию. Религия, рассуждал Макиавелли, — могучее средство воздействия на умы и нравы людей. Именно поэтому все основатели государств и мудрые законодатели ссылались на волю богов. Там, где есть хорошая религия, легко создать армию. Государство должно использовать религию для руководства подданными.

Макиавелли считается одним из основоположников науки политологии. В его произведениях политика (учреждение, организация и деятельность гос-ва) рассматривалась как особая сфера человеческой деятельности, имеющая свои закономерности, которые должны быть изучены и осмыслены, а не выведены из Священного писания или сконструированы умозрительно. Такой подход к изучению гос-ва был большим шагом вперед в развитии политико-правовой теории.

Прогрессивное по методологической основе политическое учение Макиавелли несло на себе отпечаток эпохи. Это особенно ярко выразилось во взглядах Макиавелли на методы осуществления гос. власти, способы и приемы политической деятельности. В произведениях Макиавелли политика противопоставлялась общераспространенным представлениям о должном и недолжном, позорном и почетном. Деятельность гос-ва он исследовал как такую сферу проявления интересов, чувств, настроений людей, социальных общностей и правительств, в которой действуют особые правила, не тождественные нормам морали, регулирующей отношения между частными лицами.

Поступки основателей государств, завоевателей, узурпаторов престола, создателей законов, политических деятелей вообще, рассуждал Макиавелли, должны оцениваться не с точки зрения морали, а по их результатам, по их отношению к благу гос-ва.

В политике единственным критерием оценки действий правителя гос-ва являются укрепление власти, расширение границ гос-ва. Для достижения этой цели правитель должен использовать все средства, в том числе аморальные.

При всем этом, учил Макиавелли, вероломство и жестокость должны совершаться так, чтобы не подрывался авторитет верховной власти. Если для укрепления своей власти правителю пришлось казнить много людей, то для блага гос-ва после этого полезно казнить того из подчиненных, кто непосредственно руководил казнями: этим правитель отведет от себя обвинение в жестокости.

Дата добавления: 2016-11-23; просмотров: 600 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Источник

Лютеранство относится к протестантскому течению в христианстве. Это одно из древнейших направлений, которое возникло в 16 веке. В настоящее время лютеранство распространено там, откуда оно произошло – в основном это скандинавские страны, Германия, Эстония и Латвия.

История происхождения лютеранства

История лютеранства началась в 1517 году в Германии с протестантского движения. Католический богослов по имени Мартин Лютер решил очистить религию от догматических ошибок, в связи с чем был объявлен еретиком. Позже он стал реформатором, но прежде был вынужден скрываться в замке Вартбург в Айзенахе под именем Георг Юнкер, где переводил Новый Завет на немецкий язык. Позже в лютеранстве он стал называться Библией Лютера. В 1529 году протестантизм официально стал течением католицизма после того, как двадцать подписей были поставлены под Шпайерским протестом. Это был протест четырнадцати городов Римской империи и шести князей. Но уже через полгода на диспуте в городе Марбург между Лютером и Ульрихом Цвингли произошли разногласия, приведшие к расколу протестантского лагеря на лютеранство и кальвинизм.

что такое лютеранство

За этим последует смерть Мартина Лютера и Шмалькальденская война, в которой лютеране потерпят поражение. Легализацию они получат только в 1555 году благодаря Аугсбургскому религиозному миру. Это соглашение позволяло представителям имперских сословий самостоятельно выбирать вероисповедание и признавало лютеранство религией на территории Священной Римской империи.

Особенности вероучения

Отвечая на вопрос о том, что такое лютеранство, нельзя не описать основы вероучения, которое, к слову, очень близко к католичеству. В основе лютеранства лежит вера в Святую Троицу – Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Святая Троица – это единая сила одного Бога.

В основе философского учения лежит равенство всех перед богом. Священнослужители в лютеранстве не имеют никаких привилегий, в том числе и при принятии причастия.

Таинства лютеранского течения:

  • Крещение.
  • Причастие.
  • Исповедь.

Крещение – это таинство, приводящее человека в христианство, причастие связывает человека и бога, а исповедь помогает в отпущении грехов.

Нет строгости в соблюдении отпевания, венчания и миропомазания в лютеранских церквях. Священнослужитель в лютеранстве – это всего лишь профессия, и не более того. Она не выходит за рамки и не повышает священника в ранге перед прихожанами. Наивысшая церковная служба – литургия – сопровождается песнопениями.

Особенности лютеранства

Принципы лютеранства основываются на Книге Согласия, написанной в 1580 году. Общая численность лютеран во всем мире сегодня примерно равна 85 миллионам человек. Эта относительно небольшая цифра разделена внутренне на несколько различных направлений и церквей. Главной особенностью лютеранства является отсутствие единой церкви и целостности.

лютеранство и кальвинизм

Сложности на пути становления единой церкви ознаменовались географическими причинами, догматическими и историческими.

Читайте также:  Какие микроэлементы содержатся в пиве

По Книге Согласия лютеранством признаются три символа веры:

  • Никейский.
  • Афанасьевский.
  • Апостольский.

Однако не все лютеране признают Книгу Согласия как единую теорию. Сегодня довольно распространены либеральные течения в лютеранстве, которые позволяют не посещать богослужения.

сходства лютеранства и кальвинизма

Церковь Швеции

Крупнейшей церковью лютеранского толка считается Церковь Швеции, прихожанами которой являются более 60 % населения страны. По численности это почти 6,5 миллионов человек. Мало кто из них посещает богослужения регулярно, но относят себя к преемникам именно этой религии.

Лютеранская церковь Швеции считается либеральной, поскольку объединена во Всемирную лютеранскую федерацию. Здесь разрешено женское священство, в том числе и из числа сексуальных меньшинств, а также с 2005 года церковь регистрирует гомосексуальные пары, в связи с чем был даже придуман абсолютно новый обряд.

Раскол протестантства и его последствия

Обсуждая вопрос, что такое лютеранство, нельзя не коснуться истории кальвинизма. По сути оба направления вытекают из реформаторского течения Мартина Лютера, но кальвинизм обозначил себя впервые на диспуте в городе Марбург, о котором сказано выше. Этот диспут расколол протестантов-реформаторов на два лагеря – немецкие протестанты и швейцарские протестанты.

история лютеранства

Несмотря на то что кальвинизм получил свое название по имени Жана Кальвина, раскол был допущен благодаря усилиям Ульриха Цвингли, который имел спор с самим Мартином Лютером. Спор заключался в формальности обряда причастия, на котором настаивал Цвингли, что было одной из главных идей реформ католицизма. Лютер же настаивал на сохранении причастия в качестве основного таинства.

После гибели Цвингли дело его продолжил французский богослов Жан Кальвин. Кальвин считается истинным реформатором, от которого и пошло истинное течение – кальвинизм. Различия лютеранства и кальвинизма достаточно весомые, если смотреть на эти направления сегодня, по прошествии веков. Ранее же, когда основоположниками двигали идеи реформаторства, различия казались еще более серьезными.

Сравнение двух направлений

Изначально кальвинизм зарождался как очищение церкви от всего, что не нужно ей по Библии. Он предполагал более серьезные реформы церкви. Сравним лютеранство и кальвинизм. Таблица, описанная ниже, позволит более детально рассмотреть данный вопрос.

Отличительная чертаЛютеранствоКальвинизм
Принцип реформы церквиУбрать из церкви все, что противоречит Библии.Убрать из церкви все, в чем нет необходимости по Библии.
Священная книгаБиблия и Книга СогласияТолько Библия
СвященствоОфициально является лишь одной из мирских профессий.Отвержено как таинство так же, как и в лютеранстве. Священник является лишь человеком, исполняющим обязанности по профессии.
ОбрядностьДопускается некоторая обрядность, в том числе и иконы, но поклонение им не допускается. Здание церкви скромное, но допустимы некоторые изображения святых.Не допускается, отсутствуют песнопения, любые изображения на стенах, запрещались даже развлечения на государственном уровне. Из изображений в церкви допустим лишь крест.
МонашествоРанее присутствовало, сегодня официально – нет.Отвергнуто.
Общая численность прихожан85 миллионов человек50 миллионов человек
ТаинстваОсновными таинствами являются крещение и причастие.Таинства отвергнуты и не имеют значения в вероучении, причем даже символичного.
Понятие спасенияНе было раскрыто до конца, но подразумевало спасение в вере.Спасение отвергалось, считалось, что грехопадение делает человека внутренне злым помимо его воли.
Распространение религииСкандинавские страны, Германия, Латвия, Эстония.Швейцария, Нидерланды, Англия, США.
Церковь и государство изначальноЛютер настаивал на отделении церкви от государства и свободе вероисповедания.Кальвин был сторонником слияния государства и церкви, что было осуществлено при его жизни. Церковь занималась даже наблюдением за жителями в их домах и семьях.

Сходства лютеранства и кальвинизма заключаются в том, что данные течения изначально являлись реформаторскими и брали свое начало от протестантства.

лютеранство и кальвинизм таблица

Основные сходства течений

Лютеранство и кальвинизм, по сути, преследовали единую цель – реформу церкви. В отличие от Мартина Лютера, Жан Кальвин пошел в своих реформах значительно дальше. Среди сходств можно отметить знаковый отказ от таинства священства, а также значительные шаги в отказе от обрядности, хотя кальвинизм в этом плане имеет более жесткое направление.

Исторические противоречия, географические предпосылки и иные причины оказали на оба направления довольно большое давление, в связи с чем сама религия, будь то кальвинизм или лютеранство, не дошла до наших дней единым течением и церковью. Кальвинисты расколоты на три лагеря:

  • Пресвитерианство.
  • Конгрегационализм.
  • Реформаторство, изначально возникшее и сохранившееся в Европе сегодня как истинное течение.

Этим сходства лютеранства и кальвинизма ограничены.

Различия двух течений

Основываясь на том, что такое лютеранство, сам Мартин Лютер не смог до конца определить важность и суть священных таинств и учения о спасении.

принципы лютеранства

По мере развития кальвинизм стал итогом более строгих реформ, чем лютеранство. Церковь в Швейцарии была полностью очищена от произведений искусства, было строго отвергнуто монашество, тогда как в лютеранстве оно долгое время сохранялось. В кальвинизме изначально отношение к мистике и чему-то неизведанному было отрицательным. Практиковалось сожжение на кострах. Сравнение лютеранства и кальвинизма сегодня имеет иной характер.

О лютеранстве и кальвинизме сегодня

Лютеранство на сегодняшний день – одно из наиболее либеральных религиозных течений, где нет монашества, зато есть ординация лиц женского пола. Конфессиональное направление лютеранства и по сей день ведет споры относительно отношения к этому вопросу, а также к вопросу однополых браков, но все споры с либеральным течением ограничиваются лишь разговорами.

Кальвинизм сегодня остался достаточно строгой религией. Истинные верующие не почитают никакие праздники, кроме воскресенья, совершают молитвы в простых церквях и даже на улице. Многие осуждают кальвинизм за излишнюю простоту.

сравнение лютеранства и кальвинизма

Вместо заключения

Рассуждая над вопросом, что такое лютеранство и в чем его отличие от кальвинизма, понимаешь вдруг, как по прошествии веков незначительные разногласия между Мартином Лютером и Ульрихом Цвингли дало миру две совершенно разные по своей направленности ветки христианства.

С течением времени они были несколько видоизменены, но в целом сохранили свою первобытность.

Источник