Какие информационные продукты есть в школе

Какие информационные продукты есть в школе thumbnail

Повсеместное распространение информационных технологий в повседневной жизни обуславливает актуальность их внедрения в школах. Но остаются и те, кто против внедрения цифровых технологий в повседневную школьную жизнь и полагает, что это будет иметь больше вреда, чем преимуществ. Разберемся в плюсах и минусах.

???? Что такое информационные технологии и их средства

Информационные технологии – различные технологии, которые связаны с управлением и разработкой большого потока информации с использованием вычислительной техники. Они предполагают компьютерную обработку информации, хранение больших объемов данных на съемных носителях и возможность передачи информации в кратчайшие сроки.

Если совсем недавно в распоряжении школьников были только бумажные учебники, мел и доска, то теперь в процессе обучения в школах могут применяться разные средства современных технологий: интернет-уроки, интерактивные доски, приложения для телефонов и планшетов, мультимедийные проекторы, электронные издания и пр. Ученики могут лучше усваивать материал, благодаря презентациям, видеофильмам, использованию материалов электронных архивов и библиотек и пр.

Информационные технологии тесно вплетены в жизнь учащихся, поэтому отсутствие их в школах снижает качество образовательного процесса. Технологии облегчают взаимодействие учителей и учеников (учителя начинают говорить на доступном детям языке), что позитивно сказывается на качестве учебного процесса.

Цифровое образование может создать новые возможности для обучения, внедряет персонализированные образовательные программы, появляются привлекательные стратегии обучения школьников.

Информационные технологии могут применяться на разных этапах образовательного процесса: для подачи материала, проверки полученных знаний, закрепления материала, самообучения и пр.

???? Основные примеры

Внедрение информационных технологий в школах может вестись по следующим направлениям:

  1. Замена учебников электронными книгами и планшетами.
  2. Обучение школьников программированию.
  3. Проведение психолого-педагогического тестирования.
  4. Внедрение интерактивного тестирования.
  5. Использование дополнительных программ образования для получения углубленных знаний или расширения кругозора.
  6. Дистанционное обучение.
  7. Создание цифровых естественно-научных лабораторий.
  8. Внедрение новых систем управления и надзора: в области кадрового, классного учета, бухгалтерии.

Использовать информационные технологии школьники могут не только на уроках, но и в рамках внеурочной работы. Например, школы могут создавать кружки робототехники, позволяющие приучить детей к практическому применению технологий.

В рамках проведения исследования «Цифровые технологии для учителя» (в котором опросили 2700 учителей) выяснилось, что подавляющее большинство учителей пользуются разным цифровым оборудованием на уроках: это, например, проектор, ноутбук, интерактивная доска, планшет и компьютер. Таких было 98% из опрошенных учителей 1-11 классов (но стоит учесть, что опрос проводился онлайн, что могло повлиять на его результаты). 34% учителей пользуются цифровыми достижениями на каждом уроке.

В регионах процесс внедрения информационных технологий идет разными темпами. Так, в Москве в 2017 году были введены электронные дневник и журнал, а в 2018 годах практически все школы оснащены интерактивными панелями, ноутбуками для учителей.

Нужно ли школам внедрять информационные технологии?

Да, от этого уже никуда не детьсяНет, это снижает качество образования, дети не могут самостоятельно думатьЗатрудняюсь сказатьНапишу свое мнение в комментариях

????‍???? Плюсы и минусы для учеников

Преимуществами применения информационных технологий в школьной практике являются:

  1. Освоение школьниками компьютерных технологий, без которых невозможно представить их сознательную жизнь.
  2. Более простое усвоение школьной программы, благодаря мультимедийности.
  3. Повышение успеваемости.
  4. Возможность получения доступа к образовательным программам, когда школьник болеет.
  5. Возможность регулирования темпов обучения с учетом индивидуальных и познавательных особенностей школьника.
  6. Развитие гибкости мышления, навыков целеполагания, самообразования и самодисциплины.

Минусы внедрения информационных технологий для школьников могут состоять в следующем:

  1. Они могут выступать отвлекающим фактором для учеников. Исследования показывают, что смартфоны и гаджеты отвлекают детей от учебного процесса. Хотя монотонные уроки без какого-либо цифрового оборудования так же не способствуют концентрации внимания.
  2. Технологии отрицательно влияют на коммуникативные навыки учащихся и их социальное взаимодействие. У детей, которые постоянно «сидят» в гаджетах, снижается способность к живому общению. Отсутствие речевой активности и практики в формулировании и высказывании личного мнения, влияние клипового мышления может отрицательно повлиять на навыки самостоятельного мышления.
  3. Технологии могут провоцировать учеников уклоняться от самостоятельного выполнения заданий (например, они могут просто скопировать реферат из сети).
  4. Не все ученики имеют равный доступ к технологическим ресурсам. Не всем школьникам родители могут купить планшет, смартфон, ноутбук.
  5. Информация в сети не всегда качественная и проверенная. Неотфильтрованная информация может нанести психологический урон ребенку.
  6. Увеличение нагрузки на глаза учеников.

Цифровая образовательная среда

Читать

Навигатор дополнительного образования

Подробнее

Читайте также:  Какие продукты нужно кушать для роста ребенка

????‍???? Плюсы и минусы для учителей

Преимуществами внедрения информационных технологий в школы являются:

  1. Возможность сделать урок интересным и динамичным, обеспечение разнообразия в образовательной деятельности: внедрение новых обучающих программ, демонстрация слайдов, презентаций, мультимедийных альбомов.
  2. Повышение мотивации и вовлеченности школьников в учебный процесс, а также улучшение показателей успеваемости.
  3. Возможность выстраивания материалов, основываясь на доказательной базе.
  4. Экономия времени учителя на объяснение и закрепление нового материала.
  5. Упрощение рабочего процесса учителя, автоматизация отдельных процессов (использование готовых заданий и сценариев уроков, дистанционное отслеживание успеваемости). Педагоги отмечают, что внедрение цифровых технологий позволило им экономить до часа времени ежедневно.

Глобальным недостатком внедрения информационных технологий в школы является дороговизна и необходимость переобучения учителей. В числе других значимых недостатков выступают:

  1. Возрастание требований к педагогам и дополнительное время, требующееся на переобучение.
  2. Необходимость разработки новых программ образования.
  3. Низкая информационная культура учителей.

❗ Мнение автора. Почему в школе нельзя обойтись без современных технологий

Внедрение информационных технологий в школьную практику является жизненно необходимым, так как для школьников цифровая среда выступает естественной сферой. Цифровая грамотность сегодня выступает непременным навыком для достижения успеха. Информационные технологии способны существенно повысить качество образования и усвоение материала и указанные преимущества от их распространения перевешивают минусы.

Но они не способны и не должны полностью заменить учителя. Эффективность внедрения цифровых средств и снижение их потенциальных негативных явлений во многом будет зависеть от учителя, его способности грамотно организовать урок, активизировать исследовательские и аналитические навыки учащихся.

Какие права имеет родитель в школе. Памятка

Читать

Что положено школьникам по новому закону в 2020 году

Подробнее

Родительский чат. Как себя вести, чтобы это не отнимало время

Смотреть

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Эксперт в сфере права и финансов

Источник

Изучив эту тему, вы узнаете:

– что определяет информационные ресурсы;

– что такое информационный продукт;

– что такое информационная услуга и какие существуют основные виды услуг.

Информационные ресурсы являются основой для создания информационных продуктов. Любой информационный продукт отражает информационную модель его производителя и воплощает его собственное представление о некотором объекте конкретной предметной области. Информационный продукт, являясь результатом интеллектуальной деятельности человека, должен быть зафиксирован на материальном носителе в виде документов, статей, обзоров, программ, книг и т. д.

imageИнформационный продукт — это совокупность данных, сформированная производителем для ее распространения в материальной или в нематериальной форме.

Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный или нематериальный продукт, с помощью услуг.

imageУслуга — это результат непроизводственной деятельности предприятия или лица, направленный на удовлетворение потребностей человека или организации.

imageИнформационная услуга — это получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.

До недавнего времени основным местом сосредоточения значительной части информационных ресурсов нашей страны являлись библиотеки. Перечислим основные виды информационных услуг, предоставляемые библиотечной сферой:

♦ предоставление полных текстов документов, а также справок по их описанию и местонахождению;

♦ результаты библиографического поиска и аналитической переработки информации (справки, указатели, дайджесты, обзоры и т. п.);

♦ результаты фактографического поиска и аналитической переработки информации (справки, таблицы, фирменное досье);

♦ научно-техническая пропаганда и рекламная деятельность (выставки новых поступлений, научно-технические семинары, конференции и т. п.);

♦ результаты информационного исследования (аналитические справки и обзоры, отчеты, рубрикаторы перспективных направлений, конъюктурные справки и т. д.). 

image

Информационные услуги возникают только при наличии баз данных в компьютерном или некомпьютерном варианте. Базы данных являются источником и своего рода полуфабрикатом при подготовке информационных услуг соответствующими службами. В них содержатся всевозможные сведения о событиях, явлениях, объектах, процессах, публикациях и т. п. Базы данных фактически существовали и до компьютерного периода в библиотеках, архивах, фондах, справочных бюро и других подобных организациях, хотя они и не назывались базами данных.

С появлением компьютеров существенно увеличились объемы хранимых баз данных и, соответственно, расширился круг информационных услуг.

В настоящее время, когда идет интенсивная информатизация всех сторон жизнедеятельности общества, большое значение имеет дистанционный доступ к удаленным централизованным базам данных. И здесь огромную роль играет всемирная сеть Интернет и информационно-поисковые системы. Популярность услуг дистанционного доступа к базам данных нарастает быстрыми темпами и опережает все виды других услуг благодаря все большему числу пользователей, овладевших информационной технологией работы в коммуникационной среде компьютерных сетей; высокой оперативности предоставления услуг; возможности отказа от собственных информационных систем.

Читайте также:  Какие продукты полезны девушке

Основным источником информации для информационного обслуживания в современном обществе являются базы данных. Они интегрируют в себе поставщиков и потребителей информационных услуг, связи и отношения между ними, порядок и условия продажи и покупки информационных услуг.

С середины 60-х до середины 70-х годов XX века в результате широкого внедрения компьютерной техники важнейшим видом информационных услуг стали базы данных, содержащие различные виды информации по всевозможным отраслям знаний. 

Начиная с середины 70-х годов, с созданием национальных и глобальных сетей передачи данных, ведущим видом информационных услуг стал диалоговый поиск информации в удаленных от пользователя базах данных.

С 80-х годов информационная индустрия приобретает все больший удельный вес и влияние на экономическую и социальную жизнь общества.

Совокупность средств, методов и условий, позволяющих использовать информационные ресурсы, составляет информационный потенциал общества. Это не только весь индустриально- технологический комплекс производства современных средств и методов обработки и передачи информации, но также сеть научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организаций, обеспечивающих информационное обслуживание на базе современной информационной технологии.

Контрольные вопросы и задания

Задания

1. Составьте классификацию информационных продуктов, используемых в школе.

2. Составьте классификацию информационных услуг, предоставляемых школой.

3. Составьте классификацию информационных продуктов и услуг, предоставляемых крупной компанией, занимающейся производством и распространением видеопродукции.

4. Используя возможности Интернета, создайте базу информационных ресурсов по теме, которая наиболее вам интересна. Какие информационные услуги вы сможете оказывать после создания такой базы?

Контрольные вопросы

1. Что такое материальные ресурсы? Приведите примеры.

2. Что такое природные ресурсы? Приведите примеры.

3. Что такое трудовые ресурсы? Приведите примеры.

4. Что такое финансовые ресурсы? Приведите примеры.

5. Что такое энергетические ресурсы? Приведите примеры.

6. Что такое информационные ресурсы? Приведите примеры.

7. Почему информационные ресурсы играют важнейшую роль в развитии страны?

8. Почему информационные ресурсы причисляют к рангу стратегических ресурсов страны?

9. Как вы понимаете термин «отчужденность информации»?

10. Что такое «информационный продукт»? Приведите примеры.

11. Что входит в понятие «услуга»? Приведите примеры.

12. В чем отличие информационной услуги от обычной услуги?

13. Какие информационные услуги вы знаете?

14. Какова роль компьютерных баз данных в развитии информационных ресурсов?

15. Что определяет информационный потенциал страны?

Источник

Ребёнок переступил порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования.

В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, и у меня, как у молодого специалиста, часто возникают проблемы в этой области. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер.

За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Применение новых и новейших информационных средств приводит к появлению в педагогике новых понятий.

Когда компьютер стали использоваться в образовании появился термин «новые информационные технологии» (НИТ). Если при этом используются телекоммуникации, то появляется термин «информационно-коммуникационные технологии» – ИКТ.

Формирование информационной культуры в школе происходит, прежде всего с помощью и при посредстве средств ИКТ.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу.

Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационном потоке, овладевать практическими способами работы с информацией.

Использование ИКТ в начальной школе повышает эффективность учебно-воспитательного процесса благодаря следующим показателям:

активизации восприятия учащимися за счёт использования звуковых и зрительных демонстраций, выделение главных мыслей;

во время выступления учитель не поворачивается к доске, таким образом, не теряет контакта с классом, не тратит время на выписывание текста на доске;

большой объём информации может быть получен из Интернета и с компакт – дисков и воспроизведён на экране, в формате, видимом всеми учащимися;

Применение ИКТ:

– расширяет возможность самостоятельной деятельности;

– формирует навык исследовательской деятельности;

– обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам; а в общем, способствует повышению качества образования.

Читайте также:  В каких продуктах содержатся белки кальций и магний

Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Самыми часто применяемыми являются: понятийный аппарат и фотографии (репродукции) электронной энциклопедии, видеоролики, клипы песен, мелодии, презентации по определенной теме, различные тесты, задания развивающего характера.

Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать как учителю, так и учащимся.

При разработке урока с использованием ИКТ уделяется особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий.

Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика.

Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.

Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации ( принцип привлекательности). Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

Достаточно широкое распространение мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличить наглядность за счет использование учителем в ходе урока мультимедиа презентации.

Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.

Высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс.

Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения.

Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. В начальной школе мы используем информационные технологии на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении внеклассных занятий и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

РЕКОМЕНДАЦИИ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИЙ:

1) Не загромождайте отдельный слайд большим количеством информации!

2) На каждом слайде должно быть не более двух картинок.

3) Размер шрифта на слайде должен быть не менее 24-28 пунктов.

4) Анимация возможна один раз в течение 5 минут (в нач. школе).

5) Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон, название, размер, шрифт, начертание шрифта, цвет и толщина различных линий и т.п.).

Для подготовки и проведения урока я пользуюсь программой Power Point, которая позволяет представить материал не только в текстовой форме, но и в форматах видео, аудио. Презентация содержит подобранный мною материал о исследуемом на уроке, анимацию, музыку. В ходе урока использую разные виды и формы работы: тестирование, самостоятельная работа, практическая работа, работа в парах, группах, словарная работа, работа с учебником, дифференцированное домашнее задание. Чувствуется положительная атмосфера в классе. Дети активно работают на уроке.

Многие из учеников моего класса имеют определённый навык работы на ПК, и я стремлюсь к тому, чтобы эти навыки дети использовали в качестве инструмента для решения учебных задач.

Ребята готовят доклады к уроку окружающего мира, литературного чтения, пользуясь ресурсами Интернета, готовят презентации по выбранной теме.

Также, я стараюсь широко использовать информационно-коммуникативные средства для непосредственного общения с учащимися своего класса. Я зарегистрирована в социальных сетях и популярных месседжерах, и это позволяет нам общаться посредством Интернета, а ребенок готов открыться через Интернет-общение. Это общение позволяет ребенку поделиться некоторыми проблемами, о которых они не могут по каким-либо причинам рассказать мне при личной беседе, а мне в свою очередь, использовать в своей воспитательной работе приемы разрешения психологических и других проблем ребят, снять эмоциональное напряжение.

Таким образом, использование информационно-коммуникативных технологий раскрывает широкие возможности для обучения, развития и воспитания детей различного возраста.

И, конечно, будьте счастливы при любой возможности!

Другие статьи о школе, родителях, учениках читайте на канале “Обучение PRO“.

Источник