Какие из данных свойств человека обусловлены главным образом

Какие из данных свойств человека обусловлены главным образом thumbnail

3. Основными признаками личности являются:

а) активность, индивидуальность, субъективность, речь;

б) включенность в общественные отношения, активность, участие в совместной деятельности, развитое самосознание;

в) наличие психики, сознание, самосознание, общение.

4. Согласно теории З.Фрейда, структура личности человека состоит из трех компонентов: «Оно», «Я», «сверх-Я»

5. В каком из следующих отношений находятся понятия:

“человек” (А) – “личность” (Б)

6. В каком из следующих отношений находятся понятия: “индивидуальность” (А) – “личность” (Б)

    
  
 
 

7. В каком из следующих отношений находятся понятия:

“индивид” (А) и “индивидуальность” (Б)

 
 

8. Биогенетическое направление проблему соотношения биологического и социального в личности решает так: в основе развития личности лежат биологические процессы созревания организма

9. Социогенетическое направление проблему соотношения биологического и социального в личности решает так:объясняет особенности личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми

10. В каком из следующих отношений находятся понятия:

“личность” (А) – “индивид” (Б)

 
 

11. Какие из перечисленных свойств человека обусловлены главным образом биологическими, а какие социальными факторами?

Авторитет, речь, темперамент, мировоззрение, инстинкты, воля, убеждения, знания, задатки, идеалы, возрастные особенности чувств, тип нервной системы, способности, характер, зрительные свойства, механическая память, логическая память, эмоции, мышление, внимание, ум, язык, музыкальный слух, творческое отношение к делу, равнодушие, меланхолия, агрессивность, гуманность.

ВЫВОД: Биологическими: темперамент, инстинкты, задатки, возрастные особенности чувств, тип нервной системы, зрительные свойства, механическая память, ум, эмоции, музыкальный слух, меланхолия, агрессивность.

Социальными: авторитет, речь, мировоззрение, воля, убеждения, знания, идеалы, способности, характер, логическая память, мышление, внимание, язык, творческое отношение к делу, равнодушие, гуманность.

12. По мнению А.Н.Леонтьева, структуру личности определяют следующие компоненты: внитрииндивидная, межиндивидная, надиндивидная (метаиндивидная)

13. Среди основных положений развития личности можно выделить следующие:

1) личностью не рождаются, а становятся;

2) …; 3) …; 4) …; 5) ….

ОТВЕТ: Развитие личности возможно только в социальной среде.

· Активность личности – условие ее развития.

· Развивающаяся личность проходит одни и те же стадии, но с индивидуальными особенностями

· В развитии личности существуют периоды, чувствительные к усвоению определенных знаний, норм, отношений (сенситивные периоды).

14. Сущность системного подхода (А.Н.Леонтьев) по вопросу развития и формирования личности такова:________________________________

15. Основными факторами развития личности являются:

а) окружающая среда (общество), физиологические и психогенетические особенности личности;

б) потребности и мотивы;

в) установки, интересы, жизненные цели.

16. Условиями формирования личности выступают:

а) среда и деятельность;

б) деятельность и общение;

в) речь и среда.

17. Сущность внутриличностного конфликта состоит в…Противоречие между разными мотивами, установками, ценностями, желаниями

18. Установите соответствие между механизмами психологической защиты и их содержанием:

1) вытеснение а) человек приписывает собственные неприемлемые мысли, установки, желания другим людям;
2) проекция б) трансформация сексуальной энергии «либидо» в различные виды творческой деятельности, социально приемлемые решения внутренних конфликтов между примитивными стремлениями и запрещающими силами;
3) рационализация в) вытеснение из сознания мыслей и чувств, причиняющих страдание;
4) отрицание г) ложная аргументация, благодаря которой иррациональное поведение выглядит вполне разумным и оправданным в глазах окружающих;
5) сублимация д) бессознательный отказ допустить существование определенных событий, переживаний и ощущений, которые причинили бы человеку боль при их признании.

ОТВЕТ 1-в; 2- а; 3-г; 4-д; 5-б.



Источник

1. Объясните, чем отличается психика человека от психики животного?

2. Соотнесите основные подходы к пониманию психики и основные мысли данных подходов:

3. Заполнить пробелы:

а) Предысторию человеческого ………………. составляет длительный и сложный процесс развития психики ……………….. .

б) У животных, находящихся у основания эволюционной лестницы, наблюдаются очень примитивные формы проведения, известные под названием …………….. .

в) Присущие данному виду сложные ……………….. формы поведения, организация и цели которых генетически детерминированы, называют ………………. поведением.

г) Врожденный ………………. механизм – это механизм, благодаря которому индивидуум проявляет надлежащее поведение в определенный момент в зависимости от определенных внутренних условий и с учетом информации, поступающей из внешней среды.

д) Только представители видов, обладающие способностью к ………………… и приобретению ……………….., могут справляться с новыми ситуациями и выбирать новые формы поведения, позволяющие им адаптироваться.

е) Способность к ………………… – это способность понимать связь между различными элементами данной ситуации, с тем, чтобы найти решение одной проблемы.

ж) Развитие ………………… создало возможности для обмена информацией и явилось основой быстрого прогресса человека.

з) Развитие психики животного подчиняется законам ………………… …………………, а развитие психики человека – законам …………………….. ………………….. развития.

и) Сознание как …………………. форма психического отражения, характеризуется ……………………, ……………………, имеет …………………. ………………….. характер.

к) Практически …………………… выступает как непрерывно меняющаяся картина ………………….. и ………………. образов.

л) Индивидуальный акт сознания характеризуется ………………. ………………… – целосным, ……………………, …………………. и ………………… образованием.

IV. Личность

1. По каким основаниям различают в психологии понятия организма, социального индивида, личности?

2. Какие сходства и различия в структуре личности, предложенной Платоновым и Парыгином и в структуре Рубинштейна?

3. Какие из данных особенностей характеризуют человека как личность, а какие как индивида? Почему?

Целеустремленность, упрямство, вдумчивость, высокая эмоциональность, стабильность, старательность, цельность, приятный голос, познавательная активность, критичность ума, хорошая дикция, средний рост, музыкальность, вспыльчивость, моральная воспитанность, низкая адаптация к темноте, ригидность, трудолюбие, плохая пространственная координация, черные глаза, хороший слух, внимательность, подвижность, артистичность.

4. Какие из данных свойств человека обусловлены главным образом социальными факторами, а какие биологическими? Приведите обоснование своих ответов.

Авторитет, речь, темперамент, мировоззрение, инстинкты, воля, убеждения, знания, задатки, идеалы, возрастные особенности, тип нервной системы, способности, характер, творческое отношение к делу, равнодушие, меланхолия, агрессивность, гуманность, красноречивость, зрительные свойства, механическая память, эмоции, мышление, внимание, ум, язык, музыкальный слух.

5. Соотнесите понятия и их определения:

6. Заполните пробелы:

а) Понятие ………………….. выражает неделимость, целостность и генотипические особенности человека как представителя рода.

Читайте также:  Какое свойство полупроводников используется в электрическом термометре

б) ……………… рождаются, а ………………… становятся в процессе взаимодействия со средой.

в) Особенности индивида образуют ………………. обусловленную подструктуру …………………. .

г) Личность есть продукт интеграции ……………….. …………………., в которые вступает человек в своей ………………. ………………. .

д) ………………… активно и целеустремленно действующий индивид.

е) Вступая в ………………. систему отношений, субъект обретает системные качества, которые образуют ………………….. характеристику ……………….. .

ж) ………………… ……………………. личности – система обеспечения деятельности, общения и самоуправления.

з) важным критерием выделения ………………… …………………… является то, что каждая из них имеет свой особый вид формирования:

– формирование путем …………………

– ……………………

-…………………….

– …………………… .

V. Деятельность

1. Заполните схему структуры и сущности деятельности:

2. Заполните пробелы:

а) Всякая предметная деятельность отвечает ………………….., опредмеченной в …………………, ее главными образующими являются ………………….. и соответственно отвечающие им действия.

б) Естественной предпосылкой деятельности являются ………………… ………….……… .

в) ……………………. есть процесс, в котором порождается психическое отражение мира, т.е. происходит переход отражаемого в психическое отражение.

г) Опредмечивание деятельности – воплощение способностей человека в продукте …………………., отвечающем …………………… .

д) ……………………. – превращение свойств предметов в ……………………. и ……………………. человека.

е) Деятельность соотносится с …………………., действия соотносительны ………………, способы осуществления действий – ………………. -………………….. .

ж) Трудовая деятельность переходит в форму постоянных свойств, регулирующих деятельность ………………….. воплощается в ………………… деятельности благодаря процессу ………………….. .

з) Во внешней …………………. форме исходный психический образ становится предметом …………………. …………………. в процессе языкового общения людей.

и) В процессе индивидуального развития происходит включение индивида в исторически сложившиеся формы деятельности ………………….., …………………., ………………… .

к) Со структурной стороны, деятельность имеет ………………….., ……………………, …………………… компоненты.

3. Соотнесите вид действия и определение:

4. Опишите виды деятельности:

Общение:

Игра:

Учебная деятельность:

Труд:

5. Опишите виды навыков:

Двигательные:

Мыслительные:

Сенсорные:

Навыки поведения:

Источник

    Авторитет, речь,
    темперамент, мировоззрение, инстинкты,
    воля, убеждения, знания, задатки, идеалы,
    возрастные особенности, тип нервной
    системы, способности, характер, творческое
    отношение к делу, равнодушие, меланхолия,
    агрессивность, гуманность, красноречивость,
    зрительные свойства, механическая
    память, эмоции, мышление, внимание, ум,
    язык, музыкальный слух.

    1. Соотнесите понятия и их определения:

    Какие из данных свойств человека обусловлены главным образом

    1. Заполните пробелы:

    а) Понятие …………………..
    выражает неделимость, целостность и
    генотипические особенности человека
    как представителя рода.

    б) ………………
    рождаются, а ………………… становятся в
    процессе взаимодействия со средой.

    в) Особенности
    индивида образуют ………………. обусловленную
    подструктуру …………………. .

    г) Личность есть
    продукт интеграции ……………….. ………………….,
    в которые вступает человек в своей
    ………………. ………………. .

    д) …………………
    активно и целеустремленно действующий
    индивид.

    е) Вступая в ……………….
    систему отношений, субъект обретает
    системные качества, которые образуют
    ………………….. характеристику ………………..
    .

    ж) …………………
    ……………………. личности – система
    обеспечения деятельности, общения и
    самоуправления.

    з) важным критерием
    выделения ………………… ……………………
    является то, что каждая из них имеет
    свой особый вид формирования:

    – формирование
    путем …………………

    – ……………………

    -…………………….

    – …………………… .

    1. Деятельность

    1. Заполните схему структуры и сущности деятельности:

    Какие из данных свойств человека обусловлены главным образом

    1. Заполните пробелы:

    а) Всякая предметная
    деятельность отвечает …………………..,
    опредмеченной в …………………, ее главными
    образующими являются ………………….. и
    соответственно отвечающие им действия.

    б) Естественной
    предпосылкой деятельности являются
    ………………… ………….……… .

    в) …………………….
    есть процесс, в котором порождается
    психическое отражение мира, т.е. происходит
    переход отражаемого в психическое
    отражение.

    г) Опредмечивание
    деятельности – воплощение способностей
    человека в продукте ………………….,
    отвечающем …………………… .

    д) …………………….
    – превращение свойств предметов в
    ……………………. и ……………………. человека.

    е) Деятельность
    соотносится с …………………., действия
    соотносительны ………………, способы
    осуществления действий – ……………….
    -………………….. .

    ж) Трудовая
    деятельность переходит в форму постоянных
    свойств, регулирующих деятельность
    ………………….. воплощается в …………………
    деятельности благодаря процессу
    ………………….. .

    з) Во внешней
    …………………. форме исходный психический
    образ становится предметом ………………….
    …………………. в процессе языкового общения
    людей.

    и) В процессе
    индивидуального развития происходит
    включение индивида в исторически
    сложившиеся формы деятельности …………………..,
    …………………., ………………… .

    к) Со структурной
    стороны, деятельность имеет …………………..,
    ……………………, …………………… компоненты.

    Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Источник

    1. Личность в психологической литературе определяется как человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности.

    2. Из данных понятий построить ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим: сознание, нравственный идеал, личность, направленность, человек, мировоззрение.

    ОТВЕТ: Человек, личность, сознание, направленность, мировоззрение, нравственный идеал

    3. Основными признаками личности являются:

    а) активность, индивидуальность, субъективность, речь;

    б) включенность в общественные отношения, активность, участие в совместной деятельности, развитое самосознание;

    в) наличие психики, сознание, самосознание, общение.

    4. Согласно теории З.Фрейда, структура личности человека состоит из трех компонентов: «Оно», «Я», «сверх-Я»

    5. В каком из следующих отношений находятся понятия:

    “человек” (А) – “личность” (Б)

           
     
     
      
     
      

    6. В каком из следующих отношений находятся понятия:

    “индивидуальность” (А) – “личность” (Б)

        
      
     
     

    7. В каком из следующих отношений находятся понятия:

    “индивид” (А) и “индивидуальность” (Б)

     
     

    . Биогенетическое направление проблему соотношения биологического и социального в личности решает так: в основе развития личности лежат биологические процессы созревания организма

    9. Социогенетическое направление проблему соотношения биологического и социального в личности решает так: объясняет особенности личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми

    10. В каком из следующих отношений находятся понятия:

    “личность” (А) – “индивид” (Б)

        
     
      
     

    11. Какие из перечисленных свойств человека обусловлены главным образом биологическими, а какие социальными факторами?

    Авторитет, речь, темперамент, мировоззрение, инстинкты, воля, убеждения, знания, задатки, идеалы, возрастные особенности чувств, тип нервной системы, способности, характер, зрительные свойства, механическая память, логическая память, эмоции, мышление, внимание, ум, язык, музыкальный слух, творческое отношение к делу, равнодушие, меланхолия, агрессивность, гуманность.

    Читайте также:  Какие свойства имеет чеснок

    ВЫВОД: Биологическими: темперамент, инстинкты, задатки, возрастные особенности чувств, тип нервной системы, зрительные свойства, механическая память, ум, эмоции, музыкальный слух, меланхолия, агрессивность.

    Социальными: авторитет, речь, мировоззрение, воля, убеждения, знания, идеалы, способности, характер, логическая память, мышление, внимание, язык, творческое отношение к делу, равнодушие, гуманность.

    12. По мнению А.Н.Леонтьева, структуру личности определяют следующие компоненты: внитрииндивидная, межиндивидная, надиндивидная (метаиндивидная)

    13. Среди основных положений развития личности можно выделить следующие:

    1) личностью не рождаются, а становятся;

    2) …; 3) …; 4) …; 5) ….

    ОТВЕТ: Развитие личности возможно только в социальной среде.

    · Активность личности – условие ее развития.

    · Развивающаяся личность проходит одни и те же стадии, но с индивидуальными особенностями

    · В развитии личности существуют периоды, чувствительные к усвоению определенных знаний, норм, отношений (сенситивные периоды).

    14. Сущность системного подхода (А.Н.Леонтьев) по вопросу развития и формирования личности такова:________________________________

    15. Основными факторами развития личности являются:

    а) окружающая среда (общество), физиологические и психогенетические особенности личности;

    б) потребности и мотивы;

    в) установки, интересы, жизненные цели.

    16. Условиями формирования личности выступают:

    а) среда и деятельность;

    б) деятельность и общение;

    в) речь и среда.

    17. Сущность внутриличностного конфликта состоит в… Противоречие между разными мотивами, установками, ценностями, желаниями

    18. Установите соответствие между механизмами психологической защиты и их содержанием:

    1) вытеснение а) человек приписывает собственные неприемлемые мысли, установки, желания другим людям;
    2) проекция б) трансформация сексуальной энергии «либидо» в различные виды творческой деятельности, социально приемлемые решения внутренних конфликтов между примитивными стремлениями и запрещающими силами;
    3) рационализация в) вытеснение из сознания мыслей и чувств, причиняющих страдание;
    4) отрицание г) ложная аргументация, благодаря которой иррациональное поведение выглядит вполне разумным и оправданным в глазах окружающих;
    5) сублимация д) бессознательный отказ допустить существование определенных событий, переживаний и ощущений, которые причинили бы человеку боль при их признании.

    ОТВЕТ1-в; 2- а; 3-г; 4-д; 5-б.

    Источник

    Индивид (от лат. individuum — неделимый, неразделённый) — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д.

    Понятие «индивид» употребляется для обозначения человека как отдельной особи среди других людей. Индивид не просто один, а всегда «один из».

    Индивидуальность — это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающее исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности.

    Понятие «индивидуальность», употребляется для обозначения человека, как одного из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер, темперамент, интеллект, способности и т. п.

    Личность (от лат. persona — актёрская маска) — это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

    Понятие «личность» употребляется для обозначения человека с социально значимыми качествами. Не всякий человек является личностью. Индивидом рождаются, индивидуальность приобретают, а личностью становятся в процессе социализации.

    Социализация  —  это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом знаний, культурных норм, традиций и социального опыта, необходимых для жизнедеятельности в обществе.

    Различают следующие этапы социализации:

    • начальный — семья, детские дошкольные учреждения;

    • средний — школа;

    • завершающий — освоение новых ролей: супруга, родителя, бабушки и т. д..

    Более распространённой является разделение на первичную (до формирования зрелой личности) и вторичную социализацию.

    На процесс социализации оказывают влияние агенты социализации — разнообразные факторы и конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей.

    • Агенты первичной социализации — родители, близкие и дальние родственники, друзья, учителя и т. д.

    • Агенты вторичной социализации — средства массовой информации (СМИ), образовательные учреждения, производственные предприятия и т. д.

    Институты социализации — это социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Институты социализации также подразделяются на первичные и вторичные.

    Первичными институтами социализации могут быть семья, школа, вуз, вторичными — СМИ, армия, церковь.

    Первичная социализация личности осуществляется в сфере межличностных отношений, вторичная — в сфере социальных отношений

    Информация к размышлению:

    «Человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств; человек есть личность, поскольку у него есть свое лицо, и поскольку даже в самых сложных жизненных испытаниях он не теряет лица».

    (С. Рубинштейн)

    «Личность — субъект поступания».

    (М. Бахтин) 

    Понятие «личность» — подчёркивает сознательно-волевое начало. Слово «личность» («persona») первоначально обозначало маску, которую надевал античный актёр. Затем оно стало означать персонаж (сам актёр и его роль). У римлян слово «persona» употреблялось как с указанием определённой социальной функции, так и роли, амплуа (личность отца, личность царя, судьи, обвинителя).

    Понятие личности имеет смысл лишь в системе общественных отношений. Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют лишь в той или иной степени. В личности интересны сами поступки.

    Достоинство личности определяется не столько тем, много ли человеку удалось, состоялся ли он или не состоялся, сколько тем, что он взял под свою ответственность, что он сам себе вменяет. Нравственные основы личности могут быть различными. Например, в эпоху Возрождения, реформации церкви Мартин Лютер заявлял: «На том стою и не могу иначе» — это начало становления исторического типа личности. Первое философски обобщённое изображение структуры такого поведения дал Кант: «Самодисциплина, самообладание, способность быть господином самому себе… автономия».

    1938 год — венский психиатр Бруно Беттельгейм был заключен в концлагерь. В течение двух лет он писал книгу в уме, где анализировал поведение людей в условиях концлагеря. В 1960 году его книга вышла в свет под названием «Просвещённое сердце», где автор определял, что цель концлагеря — ампутация личности в человеке, формирование идеального заключённого. Этой цели фашисты добивались фанатично. В массе случаев они добивались того, к чему стремились. Но… «идеальный заключённый», как правило, оказывался совершенно нежизнеспособным существом. После ампутации личности в нём разрушались такие качества, как индивидуальность и индивид, атрофировались способности, затухала память, притуплялся инстинкт самосохранения. «Идеальный заключённый» был голоден, но не испытывал голода, двигался машинально, безропотно, слабел и… умирал. Один из заключённых «старожилов» рассказал правила: заставляя себя, ешь каждый раз, спи или читай, если выпала свободная минута, непременно чисть зубы по утрам. Смысл правил — делать не предписанное, к чему начальство тебя не принуждает. В данном случае чистка зубов — поступок… Чтобы не вымереть, надо перестать бояться неминуемой насильственной смерти, самому выбрать то, за что тебя однажды казнят. Беттельгейм выявил: нравственность — не просто средство общественного регулирования индивидуального поведения, это средство персонального выживания самого индивида. Там, где нет свободно выбранных нравственных обязанностей, начинается общая деградация человека.

    Читайте также:  Какие юридические свойства включает в себя правосубъектность

    Человек — биосоциальное существо (иногда встречается определение человека как биопсихосоциального существа).

    Основные отличия человека от животных

    Животное

    Человек

    1. Существование направля­ется только инстинктами.

    1. Наряду с инстинктами человек обладает мышлением и членораздельной речью, которые направляют деятельность человека.

    2. Подчинено инстинкту, все действия изначально запрограммированы.

    2. Может осуществлять со­знательную целенаправленную творческую деятельность. Человек способен обуздывать свои инстинкты.

    3. Приспосабливается к окружающей среде, которая определяет его образ жизни. Не может осуществлять коренные изменения своего существова­ния.

    3. Преобразует окружаю­щий мир, создает материаль­ные и духовные блага.

    4. Некоторые животные мо­гут использовать подручные средства, такие как камни, палки, но ни одно животное не может изготавливать ору­дия труда.

    4. Может изготавливать орудия труда и использовать их как средства производства материальных благ.

    5. Воспроизводит только свою биологическую сущ­ность.

    5. Воспроизводит свою не только биологическую, но и социальную сущность; удо­влетворяет материальные и духовные потребности.

    Биологическая сущность

    человека

    Социальная сущность

    человека

    Условие, предпосылка существова­ния человека. Биологическая природа че­ловека проявляется в его анато­мии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами.

    Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отно­шения, в общение с другими. Соци­альная сущность человека прояв­ляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и от­ветственность и др.

    Информация к размышлению:

    В 1920 г. в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове двух девочек — 2 лет и 7−8 лет. В одной из деревень штата Западный Бенгал он услышал рассказ о лесных духах, которые появляются временами вблизи крестьянских хижин. Очевидцы самым серьёзным образом утверждали, что эти духи похожи на людей, но бегают на четырёх ногах. Выслушав несколько десятков человек, Синг как человек любознательный и несуеверный пришёл к выводу, что за рассказами о «духах» кроется вполне реальное явление. Один из крестьян указал ему место, где «лесные духи» появляются чаще всего. Синг организовал там засаду и увидел невероятное: сначала появились три волка и два волчонка, а за ними неторопливо прошествовали два человекоподобных существа. Как и волки, они шли на четырех лапах.

    Чтобы всё выяснить до конца, Синг решил проникнуть в волчье логово, где обитала эта необычная семья. Перепугавшись, крестьяне, сопровождавшие пастора, отказались ему помогать. И лишь через неделю, уговорив охотников, Синг подошёл к логову. Два взрослых волка сразу же убежали, а волчица осталась, чтобы защищать своих детей до конца. Пришлось её застрелить. В логове нашли двух волчат и двух одичавших девочек. Старшей на вид можно было дать лет семь−восемь, а младшей — около двух. Младшая, Амала, вскоре умерла, а Камала дожила до 17 лет. Пастор Синг подробно, день за днём, в течение девяти лет описывал её жизнь. Вот лишь некоторые факты.

    Камала очень боялась солнечного света и огня. В качестве пищи признавала только сырое мясо. Ходила на четвереньках. Днём девочка обычно спала, а ночью бродила по дому. В первые дни своего пребывания среди людей «сёстры-волчицы» каждую ночь постоянно выли, причем их вой повторялся через правильные промежутки времени — около десяти часов вечера, в час ночи и в четыре часа утра.

    «Очеловечивание» Камалы проходило с большим трудом. Очень долго она не признавала никакой одежды, срывая с себя всё, что пробовали на неё надеть. С особым упорством и страхом сопротивлялась мытью. Лишь через два года жизни среди людей Камалу приучили стоять и ходить на двух ногах, однако когда ей хотелось передвигаться побыстрее, она всё равно становилась на четвереньки.

    Постепенно Камала привыкла спать по ночам, есть руками, а не рвать еду зубами, пить из стакана. Труднее всего было обучить одичавшую девочку человеческой речи. Даже через семь лет после того, как Камалу забрали из волчьего логова, она понимала всего около 45 слов. К 15 годам умственное развитие «волчьей воспитанницы» соответствовало развитию двухлетнего ребёнка, а к 17 — четырёхлетнего.

    Всего же науке известно 15 случаев вскармливания человеческих детёнышей волками, 5 — медведями, 1 — павианами, другими породами обезьян — не менее 10 случаев, 1 ребёнок был вскормлен леопардом, 1 — овцой.

    (материал из «Википедии»)

    ВОПРоСЫ: 

    1. Какие из перечисленных качеств человека являются социальными? Укажите все правильные ответы:

    1. Умение общаться при помощи членораздельной речи.

    2. Способность к продолжению рода.

    3. Умение находить пропитание и обустраивать жилье.

    4. Умение защищаться от врагов.

    5. Способность преобразовывать природную среду.

    6. Способность создавать новые предметы, не имеющие природных аналогов.

    ВОПРОСЫ:

    1. В приведённом списке указаны черты сходства человека и животного и черты отличия человека от жи­вотного. Выберите и запишите  сначала порядковые номера черт сходства (2), а затем — черт отличия (2).

    1)удовлетворение потребностей  
    2)целесообразная творческая деятельность
    3)конечность существования
    4) обладание мышлением и речью

    Источник