Какие из свойств характеризуют время

Какие из свойств характеризуют время thumbnail

Голосование за лучший ответ

RENATA

Гуру

(2615)

5 лет назад

Свойства времени делятся на метрические (длительность – продолжительность существования объекта, мгновение – наименьший неделимый квант времени) и топологические (однонаправленость, одномерность, необратимость).

Светлана Светлана

Просветленный

(39555)

5 лет назад

Время так же непостижимо, как и пространство. Никто не может сказать, откуда поток времени берет свое начало и куда он стремится. Однако время обладает определенными свойствами, которые вполне поддаются пониманию. Ощущаемый нами ход времени можно измерить. Кроме того, время течет только в одном направлении. Какой бы ни была скорость направленного вперед движения времени, его невозможно повернуть вспять. Мы живем в короткий миг, называемый настоящим. Но и настоящее не стоит на месте, оно непрерывно уходит в прошлое. Остановить его невозможно.

V SH

Оракул

(71529)

5 лет назад

Задолго до сотворения человека Иегова Бог создал светила, позволяющие измерять время. В четвертый день творения Бог сказал: “Пусть в небесном пространстве появятся светила, чтобы отделять день от ночи, и пусть они служат знаками и указывают времена года, дни и годы”.
Тем не менее ученые до сих пор спорят о природе времени. “Время — одна из величайших загадок мироздания,— говорится в одной энциклопедии.— Никто не может точно сказать, что это такое”. Однако Иегова знает о времени все. Ведь он “Творец небес… Создатель земли и ее Творец”. Иегова также рассказывает “с самого начала о том, что будет в конце, и с древних времен — о том, что еще не сделано”.
В материальной Вселенной важность фактора времени видна как в макро-, так и в микромире. Например, атомы колеблются с постоянной частотой. У атомных часов, ход которых обусловлен процессом атомных колебаний, погрешность составляет 1 секунду за 80 миллионов лет. Неудивительно, что эти часы служат международным эталоном времени. Планеты и звезды движутся также с большой точностью. Можно заранее предсказать их положение на небе, и это издавна использовалось для определения времен года и в навигации. Иегова — Создатель всех этих надежных “хронометров”.”Поднимите глаза вверх и посмотрите. Кто сотворил всё это? Тот, кто выводит воинство звёзд по счёту и называет все их по имени. Благодаря изобилию его мощи и огромной силе, все они на своих местах. “
Фактор времени имеет большое значение также в мире живой природы. Жизненные циклы многих растений и животных регулируются их внутренними часами. Так, инстинкт подсказывает птицам время миграции. У людей тоже есть внутренние часы, обычно связанные с 24-часовым циклом смены дня и ночи. Поэтому путешественнику, который пересек несколько часовых поясов на самолете, может понадобиться несколько дней, чтобы его внутренние часы перестроились. Множество примеров, показывающих важность фактора времени в жизни творений, подтверждает, что Бог “времен и сроков” обладает силой и мудростью.
Великий Властелин времени безгранично мудр и всемогущ!

Источник

Время обладает набором свойств, обладающих различной степенью общности – от универсальных до специфичных. Это следующие свойства:

* Вечность;
* Длительность;
* Направленность;
* Непрерывность;
* Специфичность проявления;

Проблема начала является самой сложной в науке и в философии. Как правило, начало принимается “на веру”, в качестве гипотезы и служит фундаментом различных теоретических построений. До тех пор, пока эти построения удаются, не противоречат друг другу и являются практически реализуемыми, проблему начала оставляют в покое. Конечно, интересно знать, когда появились Вселенная, наша Земля, человек. Но не более того. Знать окончательно этого мы все равно не можем. На сегодняшний день начало Вселенной связывают с “Большим взрывом”, в результате которого появились физические объекты, законы, которым подчиняется их бытие, а также время. Что было до “Большого взрыва” – об этом можно только строить гипотезы. Очевидно, что “что-то” было. Поэтому принято говорить о вечности бытия: в той или иной форме мир существовал всегда, и будет существовать всегда. То же самое можно сказать о времени: нет объектов, которые были бы вне времени, по отношению к которым невозможно было бы применить координату времени. Любой объект существует “когда-то”. Говорить о начале времени уместно и допустимо лишь применительно к определенному бытию, то есть к бытию конкретных объектов. Они когда-то возникают и когда-то исчезают, переходя в новое качественное состояние.

Длительность – продолжительность существования чего-либо, например, интервал жизни. Иными словами – это срок бытия объекта, то, что находится между его началом и концом. Длительность является универсальным свойством времени. Уже на уровне обыденного отношения к миру человек воспринимает его не как нечто застывшее, а как процесс, как дление, как разные связанные и не связанные друг с другом события. Длительность выступает в качестве основной характеристики любого определенного бытия, его собственного времени. Противоположность длительности является мгновение, момент времени. Любая длительность может быть стянута, сжата в некую точку, не обладающую существованием и длительностью. К примеру, на основе открытого факта расширяющейся Вселенной был сделан поразительный вывод: в прошлом существовал момент, когда вся Вселенная была сосредоточена в одной точке, сжата до минимального размера. Ньютон считал мгновение реальным, физически наименьшим длением. Декарт и Спиноза считали длительность одним из атрибутов бытия, равно относящимся как к материальным, так и к духовным явлениям. Сказать о каком-либо явлении, что оно “есть” – значит зафиксировать момент его существования. Этого недостаточно, чтобы составить себе представление об этом явлении. Необходимо установить, что это нечто изменяется, разворачивается, длится.
Длительность как свойство времени дает возможность измерять его с помощью часов, на основе эталонов, мер и стандартов времени. По своей суть и цели измерение времени – это сопоставление и сравнение различных длительностей. В искусстве свойство длительности породило представление о времени как потоке, реке жизни.
С длительностью времени связана его направленность. Оно бывает необратимым и обратимым. Необратимость времени означает, что все наши состояния и состояния других существ следуют одно за другим, никогда не возвращаясь к пережитому. Для человека это напоминает о бренности его бытия: жизнь проходит и то, что прожито, уже никогда не повторится. Жизнь никогда не повторяется, а находится в состоянии непрерывного обновления и становления. Представление о необратимости времени возникло из повседневных эмпирических наблюдений необратимости всех процессов, связанных с жизнедеятельностью человека и развитием общества. В физике подтверждением существования “стрелы времени” служит второе начало термодинамики. Оно утверждает о возрастании энтропии и, в перспективе, наступлении “тепловой смерти Вселенной”. Если в кофе налить сливки, то их уже не отделить от кофе – вот бытовая аналогия второго начала термодинамики. Правда, основатель статистической термодинамики Людвиг Больцман допускал ничтожную вероятность того, что сливки и кофе вновь разделятся. Эта вероятность, по его мнению, равна вероятности того, что все жители одного большого города в один и тот же день покончат жизнь самоубийством. Но второй закон термодинамики действует только в закрытых системах, а наша Вселенная не является таковой. Поэтому необратимость относят не к Вселенной в целом, а к происходящим в ней термодинамическим процессам.
Необратимость времени подтверждают палеонтология и геология. Доказано, что возникновение новых свойств структуры материи происходит не без потери некоторых её наличных свойств при понижении уровня преемственности. Всякое новое появляется на основе и за счет забвения старого.
Необратимость не является универсальным свойством времени. В мифах практически всех народов Земли присутствует образ “Колеса Фортуны”, которое символизирует цикличность времени. Древние люди верили, что удача неизбежно сменится ударом судьбы, который смягчится чем-либо и вновь перейдет в удачу. Судьба призывает быть спокойными и терпеливыми, особенно не радоваться приобретениям и не печалиться по поводу утрат. Все равно все будет так, как было. Подобное отношение к времени называется традиционным. Постоянство, стабильность, неприятие изменений – главные характеристики традиционного мышления. В литературе и философии конца XIX- начала XX века популярным был архаический миф о “вечном возвращении”. Он является центральным в произведениях Ф.Ницше, О.Шпенглера, Л.Н.Гумилева, Т.Манна, Г.Г.Маркеса. Русский религиозный философ Н.Ф.Федоров в книге “Философия общего дела” обосновывал необходимость и возможность воскрешения всех умерших предков. Интересна концепция времени, предложенная английским физиком и писателем Уильямом Данном. Он проанализировал известный всем феномен пророческих сновидений, когда в одном месте планеты человеку снится событие, которое через год наяву происходит на другом конце планеты. Объясняя это загадочное явление, Данн пришел к выводу, что время имеет как минимум два измерения для одного человека. В одном измерении он живет, а в другом выступает в качестве наблюдателя. И это второе измерение является пространственноподобным, по нему можно передвигаться в прошлое и будущее. Оно проявляется в измененных состояниях сознания, когда интеллект не давит на человека.

Читайте также:  Каким свойством обладают ферменты биология 8 класс

Упорядоченность времени по направлению называется полярностью. Полярность вектора времени означает, что прямое и обратное направление не совпадают. Особенно это проявляется в истории общества, где стрела времени имеет четкую направленность в будущее.

О таком свойстве времени как непрерывность активно заговорили после того, как греческий философ Зенон Элейский сформулировал свои знаменитые апории. В придуманных Зеноном логических задачах утверждалась немыслимость движения. Так, апория “Стрела” доказывала, что можно представить сколь угодно малый момент времени, когда стрела покоится. О том же самом говорит апория “Ахилл и черепаха”: быстроногий Ахилл не догонит медленно ползущую черепаху, потому что для этого ему нужно пройти половину расстояния, отделяющего его от черепахи, а чтобы пройти половину, нужно пройти четверть и т.д. В итоге, если делить расстояние до бесконечности, он не сдвинется с места. Однако уже Аристотель заметил, что этот парадокс основывается на понятии “момент времени”. Если же время непрерывно, то и парадокса не возникнет.

Различают качественное и количественное время. Первое связано с изменчивостью мира, с последовательностью между качественными стадиями в развитии объектов. Почему мир изменяется? Откуда берется последовательность событий? Почему все меняется и невозможно постоянство мира? – это те вопросы, которые проясняют смысл качественного времени. Качественное время отражает главную онтологическую функцию времени – вынашивать перемены, быть индикатором изменений. Время делит бытие объекта на части: отрезки, периоды, этапы, которые качественно различаются друг от друга. День – ночь, осень – зима – весна – лето; рождение – детство – отрочество- юность – взрослость – старость – смерть; начало революции – её динамика – спад – исчерпанность потенциала, – вот примеры качественных состояний объектов, выделяемых посредством времени.
Качественное время служит выражением состояния одного и того же объекта, с его помощью нельзя сравнивать изменения, происходящие в разнородных объектах. Время в традиционной исламской культуре отличается от времени эпохи модерна; время бытия природного объекта отличается от социального времени; время в живой природе отличается от времени в неживой природе. Время, таким образом, не представляет собой некие универсальные космические часы; правильней было бы понимать его как последовательную вертикальную связь между качественными ступенями в жизни объекта, как нечто, связывающее между собой начало и конец определенного бытия. В этом смысле время не может быть единым, универсальным, – оно относительно и конкретно. Универсальным является лишь понятие времени, выступающее одной из координат бытия: вне времени не может быть ни один объект.
Количественное время – это внешнее по отношение к определенному событию время, которое служит для измерения его длительности посредством соотнесения с внешней шкалой или с другими событиями. Такое время играет важную роль в координации и синхронизации разных событий и процессов: расписание движения поездов, момент “Ч” при планировании и ведении боевых действий и т.д. Время связывает различные события в некое смысловое единство. Война, к примеру, сама по себе является бессмыслицей, если ей не предшествуют вызвавшие её противоречия, а затем, по её окончании не следует мирный договор, закрепляющий её итоги. То есть, время “встраивает” событие в более широкую панораму, связывает его с другими событиями.

Читайте также:  Какие свойства имеет жидкое стекло

Источник

Время – совокупность отношений, выряжающих координацию сменяющих друг друга состояний (явлений), их последовательность и длительность.

– одномерно;

– однородно (равноправие всех моментов времени);

– необратимо, неповторяемо.

Развитие представлений о времени
Вьясадева (5 тыс. до н.э.) «Атомное время связано с пространством, которое занимает конкретный атом. Время, охватывающее всю непроявленную совокупность атомов, называют великим временем»[22]
Гераклит (6-5 вв. до н.э.) «В одну реку нельзя войти дважды», «Все течет, все изменяется», «Мир является совокупностью событий, а не вещей»
Платон (5-4 вв. до н.э.) «…время есть нестановящееся и вечно неподвижное, не выходящее из своей идеи…»[23]
Аристотель (384-322 до н. э.) «…время есть мера движения и покоя…»[24]
Архимед (287-212 до н. э.) «…спираль соединяет цикличность с поступательным движением…»[25]
Секст (200-250) «Время есть являющийся в виде дня и ночи продукт воображения»[26].
Прокл (410-485) «Время не по­добно прямой линии безгранично продолжающейся в обоих направ­лениях Оно ограничено и описывает окружность. Движение времени соединяет конец с началом, и это происходит бесчисленное число раз. Благодаря этому время бесконечно»[27].
   
И. Кант (1724-1804) «…время есть не что иное, как форма внутреннего чувства, т.е. созерцания нас самих и нашего внутреннего состояния. …Время есть лишь субъективное условие нашего (человеческого) созерцания… и само по себе, вне субъекта есть ничто»[28].
В.И. Даль (1801-1872) «Время – 1) длительность бытия; пространство в бытии; последовательность существования; продолжение случаев, событий»[29].
Ф.М. Достоевский (1821-1881) Рассматривает время как производное от вечности: «Время не существует; время есть цифры, время есть: отношение бытия к небытию»[30].
Время как феномен физики
Г. Галилей
(1564-1642)
Построил впервые геометрическую модель времени. Время есть отношение скорости движения к пространству. Движение и время есть само собой разумеющееся. Причина движения, направленность из прошлого в будущее находятся за пределами механики и не требуют специального анализа. Для механики смысл имеет возможность точного измерения времени[31].
Н. Стенсен (1638–1686) Рассматривал временную последовательность применительно к геологическим породам «раньше – позже»
И. Ньютон
(1643-1727)
Время идет сразу везде во всей Вселенной единообразно и синхронно. Причина времени – божественна и абсолютна. В видимом материальном мире этой причины нет, нам дается здесь лишь его бледное отражение в виде относительного земного времени. Безусловное, истинное математи­ческое время протекает равномерно и иначе называется длительностью[32].
А. Эйнштейн
(1879-1955)
Понятие времени теряет свой смысл вне движения материи и ее массы. Тяготеющая масса влияет на метрические свойства времени, создавая разные гравитационные потенциалы. Время есть момент события, четвертое измерение. Время аморфно, различие между прошлым, на­стоящим и будущим условны.

Воздействие на время

Эйнштейн указал в начале XX века на то, что на время «можно влиять». Очень быстрое движение, например, замедляет бег времени. Можно провести мысленный эксперимент: отправить космический корабль летящий со скоростью света к далекой галактике. Когда он вернется на Землю, здесь будет еще вчера. А что если скорость будет выше, а расстояние – большим?

Путешествие во времени теоретически осмысляется сегодня как перемещение в вихревых субатомных потоках. Однако их эфемерность не позволяет пока всерьез говорить о возможности использования их для перемещения во времени. Ограничение для такого перемещения может возникнуть и со стороны квантовой гравитации (пока еще не разработана ее теория).

Можно ли послать информацию в будущее? Для этого нужна скорость, превосходящая скорость света. Такая скорость сейчас зафиксирована в квантовых каналах (1,7 от скорости света).

Воздействие на личное время возможно путем его учета: чем тщательнее мы учитываем затраты времени, тем больше его становится.

Время и причинность

Эксперимент с замедлением времени ставит вопрос о возможности влиять на будущее, оказавшись в прошлом: если я прерву свой род, то перестану ли я существовать? Математические расчеты показали, что при перелете в прошлое возможны только самосогласованные действия, т.е. то, что должно произойти, произойдет, повлиять на ход событий все равно не удаться. Направленность времени тесно связана с по­ниманием причинности: причина должна предшествовать следствию. Это свойство времени относится к классу нерешенных проблем в фи­зике и во всем естествознании и по этой причине в науке существует множество парадоксальных ситуа­ций.

Другими словами случайность не играет самостоятельной физической роли. Если бы мы могли создать машину времени и влиять на события в прошлом, это бы отрицало свободу воли. Эйнштейн был сторонником строгой причинности («Господь Бог не играет в кости») и, как говорят, научился этому у Достоевского[33]. В «Преступлении и наказании» нет последовательного и прямолинейного движения времени, причина перетекает в следствие, наказание предшествует преступлению[34]: «Да, это так, это все так. Он, впрочем, это и прежде знал, и совсем это не новый вопрос для него; и когда ночью решено было в воду кинуть, то решено было безо всякого колебания и возражения, а так, как будто иначе и быть невозможно… Вдруг он вздрогнул: одна, тоже вчерашняя, мысль пронеслась в его голове. Но он вздрогнул не от того, что пронеслась эта мысль. Он ведь знал, что предчувствовал, что она непременно пронесется, и уже ждал ее; да и мысль эта была совсем не вчерашняя».

Читайте также:  Какие у ромашки лечебные свойства и противопоказания

Н.А. Козырев предположил, что течение, или ход времени, – физическая величина, служащая источником механического движения всех тел мира и в том числе скрытой причиной неубывающей светимости звезд. Свое предположение он пытался доказать даже и экспериментально, а свою механику в отличие от любой другой Козырев называет причинной. Виртуальные частицы «физического вакуума» по Козыреву становятся реальными при воздействии поля энергии времени[35]. В.П. Казначеев также полагает, что именно энергия времени опосредует воздействие геомагнитных и биополей на ноосферу.

Время: длительность, всеобщность

Общепринятая точка зрения связывает время с движением. По кон­цепции Ньютона длительность инициируется всемирным или всеобщим движением (обычно распространяемым на микро-, макро- и мегаобъекты), а по другой – она инициируется характером локального движения (Галилей, Эйнштейн). А.М. Бич в книге «Физическая сущность времени» высказывает гипотезу локально-когерентного времени: собственное время каждой материальной системы Вселенной различно, вне зависимости от факторов, порождающих относительность времени, и в этом смысл термина «локальное», и в то же время в пределах автономной гравитационно связанной системы время «когерентно», т.е. как бы единое – усредненное.

Следует уточнить, что под временем в механике понимается длительность. Точность точных наук абсолютна и дает основание утверждать, что в материально-энергетических процессах, изучаемых физикой, то есть в мире тяготения, электричества, магнетизма, внутриатомных сил не содержится свойствапричинности времени. Содержится только причина длительности. Можно признать, что время не является признаком физической реальности, а является признаком какой-то более общей реальности, куда длительность входит только на правах части.

«Течение» времени. Необратимость времени

Необратимость времени является свойством, характеризующим последовательность смены событий в процессе существования (порядок «позже» – «раньше»). Если направление времени есть характеристика порядка существования событий, то необратимость времени есть характеристика однозначности этого порядка. Г. Маргенау проводит различие между необратимостью времени и его однонаправленностью, называя последней тот факт, что частица не может быть в двух различных местах одновременно (тогда как она может быть в различные моменты времени в одном и том же месте).

Бриджмен сомневается в объективности временного направленного порядка: «Если это утверждение подвергнуть операциональному анализу, то, я верю, будет обнаружено, что оно вовсе не является суждением о природе, но просто утверждением об операциях. Говорить о движении времени назад не имеет смысла, ибо по определению «вперёд» есть то направление, в котором время течёт»[36]. Поскольку порядок «позже» – «раньше» связан с самим характером течения времени, при котором прошлые моменты всегда оказываются раньше последующих, то необратимость времени могла бы показаться собственным свойством времени, уже априорно содержащимся в самом представлении о временном течении. Однако подобное заключение является поспешным и несостоятельным. Необратимость времени может быть лишь выражением необратимости развития процессов во времени. Необратимость есть свойство течения времени, отражающее, как и все черты времени, определённые стороны движения материи.

В качестве критерия необратимости времени можно рассматривать причинно-следственные связи. Время органически связано с причинностью. Именно причинность как генетическое отношение, реализуемое в процессе воздействия одного явления на другие, занимающем определённый интервал времени, необходимо включает в себя однонаправленную временную ориентированность от причины к следствию, от предшествующего к последующему. В этом контексте, время выступает глобальным конвейером, который переводит нас с одного уровня существования на другой. Теория относительности показала, что для пар событий которые находятся в причинно-следственном отношении, порядок их следования друг за другом во времени остаётся неизменным во всех системах отсчёта. Вопрос о необратимости времени решают также через поиски иного коррелята необратимости в природе. Многие авторы, таким законом является закон возрастания энтропии. Согласно этому закону, величина, именуемая энтропией, может только возрастать, но не уменьшаться. Л. Больцман связал изменение энтропии и направление времени.

Время и пространство в ПО

∙ Правовое пространство-время, в отличие от идеального, не абсолютно. Оно ограничено территорией государства с его сухопутными, воздушными и водными границами, а также временем существования общества. Континентальное свойство правового пространства означает, что у каждого государства есть своя территория, пределы которой закреплены в государственных правовых документах. Правовое время означает изменение правовых норм со временем.

∙ Время и пространство относятся к объективным сторонам преступления.

∙ При нарушении закона субъект рискует стать заключенным в иное пространство-время. При этом ожидается, что отбывание срока в ограниченном пространстве будет имеет терапевтический эффект на сознание заключенного.

∙ Рыночные отношения в последнее время усиливают тенденции к учету и денежной компенсации следственного и судебного времени.

План семинарского занятия по теме № 4.

1. Субстанциальный и реляционных подходы к времени и пространству.

2. Пространство: общие и специфические свойства. Эволюция представлений о пространстве.

3. Теория относительности А. Эйнштейна.

4. Время: общие и специфические свойства. Развитие представлений о времени.

Задания

1. Пустота и пространство – это одно и то же или нет?

2. Как возможны параллельные миры?

3. Обсудите в парах предложенные темы. Выделите наиболее сильные и слабые аргументы противника: 1) истинной является реляционная (субстанциальная) концепция времени и пространства; 2) время – это иллюзия (реальность); 3) попасть в прошлое и изменить настоящие невозможно (возможно).

4. Проверьте правильность текста. Найдите ошибки: «Теорию относительности можно рассмотреть на примере двух стоящих напротив друг друга людей: для одного предмет будет находиться справа, а для другого – слева».

5. Напишите сочинение на тему «Правовое время и пространство».

Источник