Какие из указанных свойств характеризуют человека как индивида

Какие из указанных свойств характеризуют человека как индивида thumbnail

Термин “индивид” переводится с латинского языка как “неделимый”. Ему дается следующее определение. Индивид – это конкретная особь, сочетающая в себе комплекс качеств, данных с рождения, и свойств, приобретенных при жизни. В социологии он является отдельным представителем человеческого вида.

Индивид представляет собой человеческое существо, которое несет в себе набор генетически заложенных качеств, а также индивидуальные характеристики, приобретенные в обществе. В нем проявляется принадлежность человека к определенному виду.

Каждый рождается индивидом. Со временем люди приобретают опыт и переходят на новый уровень, становятся личностью.

Понятие “индивид” в психологии

При изучении личности используются различные методы. Для начала рассматривают индивид. При этом человек изучается не просто в качестве представителя человеческого рода, а как член конкретной группы общества.

В психологии индивид это

Понятие “индивид” в психологии используется в широком смысле. В его основе лежит наличие цельности и единства субъекта и особенностей, свойственных ему. В психологии индивид – это результат развития жизни, продукт взаимодействия с окружением. Как носитель биологического в каждом человеке он представляет собой комплекс обусловленных свойств, данных ему от природы, в ходе развития которых люди становятся зрелыми. Это означает, что каждый из нас является носителем заложенных с рождения определенных качеств, меняющихся, усложняющихся при жизни.

Свойства, характеризующие индивида

Каждое понятие обладает определенными чертами. Индивид в психологии характеризуется некоторыми свойствами. Это, во-первых, пол, возраст, особенности телосложения, нервной системы и функционирования мозговой деятельности. Во-вторых, к свойствам индивида относятся темперамент и задатки человека.

Возрастные качества определяют все характеристики человека, идентифицирующие его становление в процессе онтогенеза. Половые – те свойства, в которых отражаются отличительные черты пола.

Индивидуально-типические параметры представлены общесоматическими либо конституциональными качествами, нейродинамическими и билатеральными отличительными чертами. К первым относят эндокринно-биохимические свойства, единый вид метаболизма, морфологические текстуры организма в общем. Нейродинамические характеристики определяют отличительные моменты психики, а билатеральные – высокофункциональную геометрию тела, повторяющийся вид симметрии или же асимметрии структурно-динамических черт организма и отдельных двигательных и сенсорных систем.

Психологическая характеристика индивида

Индивид считается точным носителем всех данных общих черт людей. Свойства индивида в психологии характеризуются целостностью психофизической организации организма, стойкостью к действительности и активностью.

Характеристика индивида

По-другому данное понятие можно объяснить как конкретного человека, живущего как индивид от рождения и до конца жизни. Это начальное состояние жителя нашей планеты в его онтогенетическом развитии и филогенетическом формировании. Он представляет собой конкретный продукт создания жизни, взаимодействия с окружающими критериями, а не условиями, взятыми из ниоткуда.

Невозможно изобразить личность без рассмотрения его индивидных характеристик. Они являются фундаментом содержания человека. От них зависят условия развития конкретного представителя хомо сапиенс, например, от тех задатков, которые были в него вложены генетически.

Стоит отметить, что в наличии у индивида имеются две основные функции. Одну из них можно квалифицировать как сохранение, потому что непосредственно она характеризует спектр динамических и энергетических признаков, ресурсные способности. Другую, функцию перемены, – как пластичность поведения.

Человек как индивид

Каждое поколение людей задается вопросом о генетически заложенной в нем информации. Ведь человек является феноменом, которому присущи разнообразные свойства, данные ему с самого его рождения. Он – дитя природы, существо, имеющее организм и взаимодействующее с окружающим миром, хотя и отличающееся от других живых существ. Человек подчиняется с рождения не только законам вселенной, но и правилам общества.

Функционирование индивида является продолжением эволюции. С каждым новым поколением усложняются человеческие качества и свойства. Характеристика индивида включает в себя все эти изменения. Человек рассматривается со всеми его природными основами и свойственной ему психологией, темпераментом и задатками.

Человек личность индивид индивидуальность

Человек как личность

Называя себя людьми, мы лишь отделяем себя от других живых существ. Не каждый человек может назвать себя личностью. Так как, чтобы ею стать, нужно дойти до определенного этапа развития.

В первую очередь человек как личность должен быть значимым и активным в обществе, то есть должен успешно с ним взаимодействовать. Ведь он является частью социальной среды и не может существовать без нее.

Каждый человек проходит определенные этапы развития. Его учат всему, что могут передать окружающие его люди. Посредством такого взаимодействия и формируется личность. Все его мысли и действия порождены влияниями общества, хотя и носят индивидуальный характер. Это означает, что личность не отделяется от общества, его поведение зависит от условий социальной среды, в которой он развивается.

Определение личности

Человек – член общества. Личность – результат взаимодействия с социальной средой. Но она состоит не только из качеств общества, но и из определенных биологических свойств, данных ему от рождения. В психологии социальное и генетическое всегда взаимосвязаны. Но, тем не менее, понятия “человек” и “личность” не являются синонимами. Последнее всегда связано с развитием в социальной среде. Понятие “человек” более упрощено в психологии. Индивид – это более синонимичное определение для него.

Личность взаимодействует с другими людьми, развивается психологически, имеет свои индивидуальные проявления, которые зависят от того, на кого они ориентированы. Например, на семью, друзей или коллег.

Личность всегда организованна, высокоразвита и ответственна. Именно эти черты отделяют ее от понятия “индивид” и поднимают ее на ступень выше.

Чем отличается индивид от личности?

Индивид индивидуальность личность в психологии

Как говорилось выше, понятие “человек” всего лишь выделяет людей среди остального животного мира. Чтобы лучше разобраться в нем, необходимо знать его характеристики. То, кем он является. Называя человека просто индивидом, мы подразумеваем, что он несет в себе определенные черты людей, которые переданы ему с рождения, то есть он – носитель генетической информации. Личность же – более сложная структура. Она отличается от индивида своей высокоразвитостью и способностью успешно взаимодействовать с другими людьми.

Не каждый индивид может стать личностью. Для становления членом общества нужно улучшать свои психологические черты, самостоятельно обрести новые навыки и использовать их. Это означает, что в психологии индивид – это всего лишь живое существо, принадлежащее роду человеческому. А личность – понятие, связанное с взаимодействием в обществе и выполнением в нем своей роли.

Изучение личности

В психологии существуют различные методы для изучения человека. Личность исследуют, используя следующие подходы.

Первый из них называется биогенетическим. Основой этого направления является изучение биологического созревания личности.

Следующий подход – социогенетический. Он рассматривает появление человека на свет с определенными вложенными в него свойствами и приобретение им других качеств благодаря взаимодействию с социальной средой, в которой он находится.

Третий подход к изучению личности – это психогенетический. Он рассматривает и биологические данные, вложенные с рождения, и социальные условия. Однако на первом месте при изучении находится развитие психических процессов, интеллекта.

При исследовании человека можно увидеть процессы становления индивида личностью и даже наоборот.

Свойства индивида в психологии

Понятие “индивидуальность”

Каждая личность самобытна и отличается от других. Для определения уникальности человека используют термин “индивидуальность”.
Он означает неповторимость, отличие. При этом индивидуальность может выражаться с биологической точки зрения, психологическим развитием, а также во взаимодействии с обществом.

Стоит отметить, что не каждый индивид может быть уникальным. Это связано опять-таки с развитием. В психологии индивид – это, прежде всего, просто человек, наделенный теми качествами и характеристиками, которые даны ему генетически. Индивидуальность же подразумевает собой не только биологические данные, но и приобретенные свойства, отличающие от всех других представителей человечества.

Свойства индивида в психологии не рассматриваются как широкий спектр качеств. Индивидуальность же подразумевает разнообразные уникальные характеристики человека.

Индивидуальность и личность

Человек, как правило, развивается при жизни, приобретает различные качества, которые отличают его от других, то есть он уходит от определения “индивид”. Индивидуальность, личность в психологии – эти понятия и отображают этот переход. Они означают, что человек наделен теми свойствами, которые отличают его от других людей.

Соотношение понятий индивид индивидуальность личность

Индивид не обладает индивидуальностью, а личность характеризуется ею. Как говорилось ранее, все это связано с развитием человека. Тот, кто не развивается, обладает лишь переданной ему генетической информацией, обозначается термином “индивид”. Это в психологии определение роста человека. Таким образом, мы видим, как из индивида выходит личность. Но стоит помнить, что не каждый человек – личность. Индивид, индивидуальность – не тождественные понятия. Чтобы человек стал индивидуальным, он должен стать личностью. Это понятие синонимично определению “индивидуальность”. То есть эти оба термина обозначают высокоразвитого человека, способного успешно взаимодействовать с социальной средой.

Соотношение понятий “индивид”, “индивидуальность”, “личность”

От всех живых существ заметно отличается человек. Личность, индивид, индивидуальность – эти понятия могут делить людей на несколько категорий, что делает их более сложными по отношению к другим представителям животного мира.

Любое существо, которое относится к роду человеческому, можно назвать одним термином – индивид. Но не каждое существо можно назвать личностью. Как говорилось ранее, чтобы стать личностью, необходимо обладать высокоразвитостью. Также вести активную и успешную жизнедеятельность в обществе. То есть понятия “индивид” и “личность” не родственны. Они в некотором смысле противоположны. То же самое можно сказать о соотношении терминов “индивид” и “индивидуальность”. Последнее понятие характеризует личность. Индивидуальность – показатель высокоразвитости человека.

Индивид в психологии

Соотношение понятий “индивид”, “индивидуальность”, “личность” стоит рассматривать как некую эволюцию человека. При рождении он находится на первой ступени развития. Спустя время, он получает новые свойства, которые смешиваются с его генетической информацией. Он становится уникальным, то есть приобретает индивидуальность. Позже он развивается психологически, становится осознанным, деятельным, ответственным, способным на успешное взаимодействие с социальной средой. Его уже можно назвать личностью.

Таким образом, можно разделить людей на две большие категории. Не развивающийся, пользующийся лишь базовыми свойствами, данными от природы, необразованный человек, не играющий особой роли в обществе, относится к первой группе. Это индивид. Индивидуальность, личность – в психологии эти понятия характеризуют социально активных людей, образуют вторую категорию.

Вместо заключения

Каждый человек пытается найти свое место в обществе. Старается стать личностью. Для этого ему необходимо играть определенную роль, выполнять значимые функции. Тот, кто постоянно развивается, выходит на новый уровень. Такой человек – личность. “Индивид”, “индивидуальность” – эти понятия остаются уже позади. Ведь высшая степень развития каждого человека – это становление личностью.

Источник

Целеустремленность, упрямство, высокая эмоциональная возбудимость, приятный голос, критичность ума, хорошая дикция, средний рост, музыкальность, воспитанность, плохая пространственная координация, внимательность, подвижность, благородство, авторитет, честность, знания, идеалы, гуманность, низкая адаптация к темноте, самосознание, уровень личной культуры.

Тема 15. Самосознание

Схема распределения часов самостоятельной работы студентов по данной теме в связи с ее видами и содержанием.

Содержание
самостоятельной работы
Вид СР Форма контроля
Обязат. Дополн.
проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе) в соответствии с планом семинарского занятия  Оценка работы на семинаре, устное собеседование
решение задач  Проверка решения задач
доклады и рефераты  Доклад и реферат
работа с основными понятиями темы, составление глоссария  Проверка записей в словаре, диктант терминологический
Трудоёмкость в часах по видам СРС 
Общая трудоёмкость в часах 

Цель:закрепить представления о структуре личности, овладеть понятием «самосознание» и его структурными компонентами.

Ключевые понятия: структура личности, самосознание, «я-концепция», самооценка, уровень притязаний.

План:

1. Самосознание: понятие и его функции.

2. Структура самосознания, характеристика его компонентов.

3. Образ «Я», «Я-концепция» и их формирование.

4. Самооценка и уровень притязаний.

&Список литературы:

Основнойрекомендуемые учебники:

1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2010. – С. 88-95.

2. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учебн. пособие для студентов вузов. – СПб.: Питер, 2010. – 320 с.

3. Психология: учеб. для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – С. 86-96.

4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учеб. для студентов вузов. – 8-е изд. – М.: Академия, 2008. – С. 359-370.

и другие учебники по общей психологии.

Дополнительный:

1. Кон И.С. Открытие «Я». – М.: Политиздат, 1978. – С. 28-74, 256-270.

2. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989. – С. 84-106.

3. Бернс Р. Развитие «Я»-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 1986. – С. 67-118, 336-400.

4. Рубинштейн С.Л. Самосознание личности и ее жизненный путь // Психология личности: тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: МГУ, 1982. – С. 127-132.

4Темы докладов и рефератов(с указанием библиографического списка):

Я-концепция как результат самосознания.

1. Бернс Р. Развитие «Я»-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 1986. – С. 67-118, 336-400.

2. Психология самосознания: хрестоматия. – Самара: Бахрах-М, 2007. – 672 с.

Факторы развития самосознания.

1. Психология самосознания: хрестоматия. – Самара: Бахрах-М, 2007. – 672 с.

2. Рубинштейн С.Л. Самосознание личности и ее жизненный путь // Психология личности: тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: МГУ, 1982. – С. 127-137.

Перечень контрольных вопросов для самооценки студента

´ Задания для самостоятельной работы.

1. Форма психического отражения, проявляющаяся в осознании человеком себя субъектом деятельности, с присущими ему индивидуальными характеристиками, это

А) сознание

Б) мировоззрение

В) самосознание.

2. Особо сложный процесс опосредованного познания себя, который приводит к понятию собственного Я, отличного от других субъектов, это

А) самосознание

Б) самомнение

В) самоактуализация.

3. В онтогенезе первым появляется

А) сознание своей тождественности

Б) самооценивание

В) самопринятие.

4. Уровень трудности целей, выбираемых человеком, это

А) направленность личности

Б) уровень притязаний

В) уровень самооценки.

5. Уровень самоуважения зависит(согласно формуле Джеймса У.) от

А) окружения

Б) наследственности

В) уровня притязаний.

6. Ниже приведены выделенные И.С. Коном механизмы самооценивания. Объясните, для каких возрастных этапов характерно включение тех или иных механизмов.

А) Усвоение субъектом оценки его другими людьми (как непосредственное отражение чужих оценок, так и ориентация на то, как индивид представляет себе оценки, а также равнение на генерализованного другого).

Б) Социальное сравнение – индивид осознает и оценивает себя путем сравнения с другими людьми.

В) Самоатрибуция – индивид заключает о себе и о своих внутренних состояниях, наблюдая и оценивания свое поведение в различных ситуациях.

´Вопросы для самопроверки

1. Каковы функции самосознания?

2. Какие основные компоненты входят в структуру самосознания?

3. Обозначьте основные этапы формирования самосознания.

Тема 16. Направленность личности

Схема распределения часов самостоятельной работы студентов по данной теме в связи с ее видами и содержанием.

Содержание
самостоятельной работы
Вид СР Форма контроля
Обязат. Дополн.
проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе) в соответствии с планом семинарского занятия  Оценка работы на семинаре, устное собеседование
доклады и рефераты  Доклад и реферат
работа с основными понятиями темы, составление глоссария  Проверка записей в словаре, диктант терминологический
тест  Тестирование
Трудоёмкость в часах по видам СРС 
Общая трудоёмкость в часах 

Цель:закрепить представления о структуре личности, освоить понятия потребности и мотивы, овладеть классификацией мотивов, соотношения целей и мотивов личности.

Ключевые понятия:мотивы, направленность, иерархия мотивов.

План:

1. Мотивационно-потребностная сфера человека. Иерархия потребностей и мотивов.

2. Основные характеристики направленности личности.

3. Формы направленности.

4. Виды направленности.

&Список литературы:

Основнойрекомендуемые учебники:

1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2010. – С. 511-535.

2. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учебн. пособие для студентов вузов. – СПб.: Питер, 2010. – 320 с.

3. Психология: учеб. для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – С. 295-315.

4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учеб. для студентов вузов. – 8-е изд. – М.: Академия, 2008. – С. 353-359.

и другие учебники по общей психологии.

Дополнительный:

1. Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования: учебн. пособие по спецкурсу. – Пермь: ПГПИ, 1988. – С.10-19, 19-40.

2. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. – М.: Просвещение, 1969. – С. 29-70, 174, 193.

3. Маслоу А. Дальние резервы человеческой психики. – М.: Наука, 1999. – С.117-161, 211-313.

4. Платонов К.К. Концепция динамической функциональной структуры личности // Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия. – СПб.: Питер, 2000. – С. 119-130.

4Темы докладов и рефератов,(с указанием библиографического списка):

Мотивационно-потребностная сфера личности.

1. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М.: МГУ, 1990. – С. 11-40, 41-82, 217-245.

2. Ильин Е.Н. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000. – С. 46-62, 65-70, 143-182.

Установки и направленность личности.

1. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – М.: Смысл, 2007. – 511 с.

2. Узнадзе Д.Н. Психология установки. – СПб.: Питер, 2001. – С. 8-146, 373-415.

Перечень контрольных вопросов для самооценки студента

´ Задания для самостоятельной работы.

1. С точки зрения отечественных психологов, основным источником активности человека и животных являются

А) цели;

Б) потребности;

В) социальное окружение.

2. Мотив – это

А) переживание;

Б) источник активности;

В) побуждение к активности.

3. Источником активности личности в теории З.Фрейда является

А) потребности;

Б) инстинкты;

В) социальные условия.

4. В соответствии с концепцией А. Маслоу потребность в самоактуализации является

А) следствием духовного развития человека;

Б) результатом социализации;

В) врожденной.

´Вопросы для самопроверки

1. Объясните суть понятия «потребность» и «мотив».

2. Каковы основные характеристики мотивационной сферы человека?

3. Каким образом мотивационная сфера характеризует личность?

4. Какова сущность мотивационной теории А. Маслоу?

Тема 17. Характер

Схема распределения часов самостоятельной работы студентов по данной теме в связи с ее видами и содержанием.

Содержание
самостоятельной работы
Вид СР Форма контроля
Обязат. Дополн.
проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе) в соответствии с планом семинарского занятия  Оценка работы на семинаре, устное собеседование
решение задач  Проверка решения задач
доклады и рефераты  Доклад и реферат
работа с основными понятиями темы, составление глоссария  Проверка записей в словаре, диктант терминологический
тест  Тестирование
Трудоёмкость в часах по видам СРС 
Общая трудоёмкость в часах 

Цель:закрепить представления о структуре личности, освоить понятие характера как социально-типичных и индивидуально своеобразных свойств личности, структуру характера.

Ключевые понятия:характер, типология характеров, акцентуация.

План:

1. Понятие о характере, его специфические особенности.

2. Механизмы характера, взаимосвязь темперамента и характера.

3. Структура характера, типологии характера.

4. Формирование характера.

&Список литературы:

Основнойрекомендуемые учебники:

1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2010. – С. 12-26, 38-68.

2. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учебн. пособие для студентов вузов. – СПб.: Питер, 2010. – 320 с.

3. Психология: учеб. для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – С. 400-432.

4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учеб. для студентов вузов. – 8-е изд. – М.: Академия, 2008. – С. 457-465.

и другие учебники по общей психологии.

Дополнительный:

1. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – С. 101-116, 136-159.

2. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – СПб.: Речь, 2010. – С. 50-125.

3. Страхов И.В. Психология характера. – Саратов: СГПИ, 1970. – С. 10- 80.

4. Кречмер Э. Строение тела и характер. – М: Педагогика Пресс, 1995. – С. 238-349.

4Темы докладов и рефератов(с указанием библиографического списка):

Манипулятивные характеры.

1. Шостром Э. Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации. – М.: Апрель-Пресс; Психотерапия, 2008. – С. 17-47.

2. Основы конструктивного общения: хрестоматия / сост. Т.Г. Григорьева, Т.П. Усольцева. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та; М.: Совершенство, 1997. – С.129-145.



Источник