Какие элементы обладают сходными свойстве почему
Каждый элемент имеет свое строго уникальное строение, в соответствии с которым он и занимает свое постоянное, четко определенное место в периодической системе.
При рассмотрении периодической таблицы элементов, зная химические и физические свойства каждого элемента, можно сделать выводы о закономерностях изменения этих свойств.
Повторение свойств элементов
С увеличением атомной массы происходит периодическое повторение свойств элементов.
Так, одиннадцатый элемент ряда – натрий – имеет общие свойства с третьим химическим элементом – литием. В рамках ряда от лития до фтора металлические свойства соединений постепенно уменьшаются и при этом возрастают неметаллические свойства. И действительно, после активного щелочного металлического элемента лития четвертым размещен тоже металлический элемент бериллий, но уже с амфотерными свойствами соединений. Пятый, шестой, седьмой, восьмой, девятый и десятый элементы – неметаллические. Активность простых веществ и соединений этих элементов с увеличением порядкового номера возрастает и достигает максимума у фтора.
Причиной периодической повторяемости свойств химических элементов и образованных ими соединений является образование у элементов одинакового строения внешнего энергетического уровня (для элементов главных подгрупп) и предпоследнего энергетического уровня (для элементов побочных подгрупп).
Закономерности изменений свойств
Таким образом, рассмотрев свойства каждого из соединений и их изменения в группах и периодах можно составить определенные закономерности.
В рамках одного периода с увеличением порядковых номеров элементов (при движении вниз по периоду) прослеживаются закономерные изменения, характерные для всей таблицы.
При движении вниз по периоду металлические и основные свойства у простых веществ ослабляются, а неметаллические и кислотные – усиливаются.
Кроме размещения в горизонтальных рядах — периодах, элементы входят в состав вертикальных столбиков — групп. Рассмотренные свойства природных семей щелочных элементов, галогенов и инертных элементов дают возможность сделать вывод, что наиболее активные металлы размещены в группе под номером 1, то есть в начале периодов, а самые активные неметаллы — в группе под номером 7, то есть в конце периодов.
Инертным элементом 18 группы заканчивается каждый период.
Если провести воображаемую линию через элементы алюминий, германий, олово, стибий, свинец, полоний, которая разделит периодическую систему на две не равных части, то верхняя правая часть будет содержать неметаллы, нижняя левая — металлы, а элементы, образующие линию разделения, — это металлы с амфотерными свойствами оксидов и гидроксидов.
Зависимость от строения электронных оболочек атомов
На основе современной теории строения атома ученые объясняют, что характер химических свойств и его изменение в периодах находятся в зависимости от изменения строения электронных оболочек атомов. Чтобы понять, какие различия в строении электронных оболочек вызывают ослабление металлических и усиление неметаллических свойств, сравним электронные формулы атомов пары элементов — алюминия и фосфора.
Как видим, количество энергетических уровней у атомов алюминия и фосфора одинаково — их 3. Однако у каждого из них разное число электронов на внешнем (крайнем) энергетическом уровне, которое с увеличением порядкового номера элемента (13 у алюминия и 15 у фосфора) растет. Делаем вывод, что причиной ослабления металлических и усиления неметаллических свойств элементов одного периода является рост числа электронов на внешнем энергетическом уровне.
Итак, в зависимости от собственно строения атома элемента и, соответственно, в какой части периодической системы размещен этот элемент, его соединения проявляют или основные, или кислотные, или амфотерные химические свойства.
Рассмотренные зависимости еще раз подтверждают универсальный характер периодического закона и доказывают, что он является фундаментальным законом природы.
Источник
Задача 777.
Чем объяснить сходство химических свойств лантаноидов?
Решение:
Семейство лантаноидов (или лантанидов) состоит из четырнадцати f – элементов с порядковыми номерами от 58 до 71, сходны по своим химическим и физическим свойствам друг к другу.
Задача 777.
Чем объяснить сходство химических свойств лантаноидов?
Решение:
Семейство лантаноидов (или лантанидов) состоит из четырнадцати f – элементов с порядковыми номерами от 58 до 71, сходны по своим химическим и физическим свойствам друг к другу. Сходство их химических свойств можно объяснить отсутствием у атомов существенных различий в структуре внешнего и предвнешнего электронных слоёв. Характерной особенностью построения электронных оболочек атомов лантаноидов является то, что при переходе к последующему f – элементу (от Ce до Lu) новый электрон занимает место не во внешнем (n = 5), а в ещё более глубоко расположенном третьем снаружи электронном слое (n = 4). Заполнение 5d – подуровня, начатое у лантана, возобновляется у гафния (Z = 72) и заканчивается у ртути (Z = 80).
Электронная структура атома церия может быть представлена формулой:
+58Сe1s22p63s23p63d104s24p64d104f25s25p65s2
Далее у каждого последующего лантаноида до иттербия (Z = 70) происходит заполнение f–подуровня очередным электроном, а у атома лютеция (Z = 71) появляется электрон на 5d-подуровне.
Задача 778.
С каким элементом более сходен молибден по свойствам с селеном или с хромом? Чем это объясняется?
Решение:
Наружный электронный слой атома молибдена содержит один s – электрон, атом хрома тоже содержит один s – электрон на наружном электронном слое, а у атома селена содержится шесть электронов (два s – и четыре р – электрона). Содержание по одному электро-ну на внешнем электронном уровне у атомов молибдена и хрома, естественно, сходство их свойств (металлические свойства) и отличие этих элементов от элементов главной подгруппы VI-й группы, в том числе от селена. Электронная конфигурация атомов молибдена и хрома имеет вид: …nd5ns1, а атома селена: …ns2np4.
Максимальная степень окисления молибдена равна +6, так как, помимо наружных электронов, в образовании связей может участвовать ещё пять неспаренных электронов с 4d – подуровня, точно также проявляет себя и атом хрома. Молибден и хром образует связи, только отдавая электроны, в то время как атом селена образует связи за счёт s- и р – электронов. К тому же атом селена может проявлять степень окисления -2, т.е. проявляет себя как типичный неметалл.
Задача 779.
Исходя из положения элементов в периодической системе, определить: а) у какого из гидроксидов — Sn(OH)2 или РЬ(ОН)2 более выражены основные свойства; б) какая из солей гидролизуется в большей степени: станнат натрия или плюмбат натрия; в) какой из оксидов является более сильным окислителем: SnO2 или РЬО2?
Решение:
а) Исходя из положения элементов в периодической системе, более выражены основные свойства у Pb(OH)2, чем у Sn(OH)2, так как в группах с ростом зарядов ядра атомов кислотные свойства гидроксидов уменьшается, а основные – усиливаются. Pb(OH)2, и Sn(OH)2 – амфотерные гидроксиды, но основные свойства более выражены у Pb(OH)2, чем у Sn(OH)2.
б) Так как в группах с ростом заряда атомных ядер кислотные свойства гидроксидов уменьшаются, то кислота H2PbO3 будет слабее кислоты H2SnO3, поэтому плюмбат натрия гидролизуется в большей степени, чем станат натрия. Гидролиз Na2PbO3, как соли сильного основания и слабой кислоты протекает по аниону:
PbO32- + H2O ↔ HPbO3- + HO-
или в молекулярной форме:
Na2PbO3 + H2O ↔ NaHPO3 + NaOH
в) В группах с ростом зарядов атомов элементов окислительные свойства оксидов и гидроксидов уменьшаются, поэтому SnO2 более сильный окислитель, чем PbO2.
Задача 780. Какими химическими свойствами обладает искусственно полученный элемент с порядковым номером 87? С каким из элементов периодической системы он наиболее сходен?
Решение:
Искусственно полученный элемент с порядковым номером 87 (франций) на внешнем электронном слое имеет один электрон (7s1). Имея на внешнем электронном слое только один электрон, находящийся на сравнительно большом удалении от ядра. Атом этого элемента довольно легко отдаёт свой единственный валентный электрон, т.е. характеризуется низкой энергией ионизации (I = 0,280 эВ). Образующийся при этом однозарядный ион имеет устойчивую электронную структуру благородного газа (атома радона). Лёгкость отдачи внешнего электрона характеризует этот элемент как наиболее типичный представитель металлов. Подобное строение имеют щелочные металлы, из которых наиболее сходен с францием цезий.
Источник
Раздел долгосрочного плана:
7.3В Периодическая таблица химических элементов
Школа: СШ №23
Дата:
ФИО учителя: Абдималикова А.А.
Класс:
Количество присутствующих:
отсутствующих:
Тема урока
Естественные семейства химических элементов и их свойства
Цели обучения
7.2.1.3 знать понятия естественного семейства, приводить примеры элементов семейства щелочных металлов, галогенов, инертных газов
Цели урока
познакомить обучающихся с естественными семействами химических элементов(щелочные, щелочно-земельные металлы, галогены, инертные газы)
Критерии оценивания
Учащийся достиг цели обучения, если:
– верно определяет принадлежность элементов к определенной группе
– понимает, что элементы одной группы обладают сходными химическими свойствами
Языковые цели
Примеры лексики и фраз:
Учащиеся могут:
– задавать вопросы, устно и письменно объяснять принципы классификации элементов
Лексика и терминология, специфичная для предмета:
блок, тенденция, свойства, группа, Периодическая таблица, описание ядра, протон, атомный номер, элемент, радиоактивный, твердые вещества, жидкости, газы неметаллы, металлы.
Полезные выражения для диалогов и письма:
Периодическая Таблица разбита на группы элементов
Элементы в одной группе обладают схожими свойствами
x относится к одной группе также, как и y, потому что они оба имеют z
Почему (элемент) относится к данной группе?
Вид урока
Урок изучения нового материала
Привитие ценностей
Сотрудничество, уважение, открытость, толерантность.
Межпредметные связи
Математика (понятие периодичность рассматривается также при изучении математики)
Навыки использования ИКТ
Использование презентации Power Point.
Предварительные знания
7.2А Атомы. Молекулы. Вещества
Ход урока
Запланированные этапы урока
Запланированная деятельность на уроке
Ресурсы
5 мин
Приветствие. Отметка отсутствующих. Активизация класса на усвоение новой темы.
Задание: определите, атомы каких элементов представлены на рисунке:
Учащимся предлагается вспомнить, какие классификации химических элементов существовали до периодической таблицы Д.И. Менделеева.
Задание: определите третий элемент в данных триадах. Каким принципом Вы руководствовались?
Презентация, раздаточный материал
Середина урока
5- 15 мин
15- 25 мин
25- 33 мин
Объявление учащимся темы и целей урока.
Учитель предлагает учащимся самостоятельно сформулировать определение естественного семейства из предложенного перечня слов.
Естественные семейства – это группа элементов, объединенных по сходству химических и физических свойств.
Объяснение учителя:
Выделяют следующие естественные семейства:
Щелочные металлы – Na, K, Cs, Rb, Li.
Галогены – F, CI, Br, I
Щелочноземельные металлы – Mg, Ca, Sr, Ba
Инертные газы- He, Ne, Kr
Работа учащихся в группах по инструкционным карточкам.
Учитель делит учащихся на 4 группы, по выбранному ими химическому элементу, относящемуся к одной из 4 рассматриваемых групп. Им необходимо прочитать текст и заполнить таблицу.
1
2
3
Почему данная группа элементов имеет такое название?
Какие элементы относятся?
Какими свойствами они обладают?
После заполнения таблицы, учащиеся обмениваются информацией (каждая группа зачитывает заполненную таблицу). Таким образом, все учащиеся получают необходимую информацию.
Далее учащиеся выполняют групповое задание. Игра «Кто лишний».
Исключить из данного перечня или группы элементов один «лишний», т. е. элемент, который не подходит по основным признакам к другим. Выигрывает тот, кто первым правильно справится с заданием.
В а р и а н т 1
Карточки с символами химических элементов:
Назовите «лишний» элемент в каждой карточке, если главный признак – металл или неметалл.
Ответ: а) гелий; б) натрий; в) хлор.
В а р и а н т 2
Карточки с фрагментами периодической системы:
Назовите «лишний» элемент в каждой карточке, если главный признак – принадлежность к данной подгруппе элементов.
Ответ: а) кальций; б) углерод; в) йод.
В а р и а н т 3
Назовите «лишние» элементы в каждой карточке, если главный признак – принадлежность к данному периоду.
Ответ: а) фосфор, гелий; б) калий, азот.
Групповая работа. Задание. Взяв за образец современную периодическую систему, выполните следующие задания.
1.На таблице запиши номера групп.
2.На таблице запиши номера периодов.
3. Зарисуй кривую разделяющую металлы и неметаллы.
4. Назови группы элементов. А.1группа_________________ Б.2группа_________________
В. 3-12 группы_____________
Г.16 группа________________ Д.17группа_________________
Е.18группа_________________
5.Как называются нижние две части_____________________________
6. Закрась красным цветом элементы, встречающиеся в газообразном состоянии. 7. Закрась черным цветом элементы, встречающиеся в твердом состоянии.
8. Закрась голубым цветом элементы, встречающиеся в жидком состоянии.
https://www.wordclouds.com/
Раздаточный материал
Карточки с фрагментами периодической системы
“пустые” периодические таблицы, напечатанные на белой бумаге, фломастеры, цветные карандаши
Конец урока
33-40 мин
Игра с учащимися «Горячий стул».
Учащийся садится на стул спиной к доске. Остальные ученики объясняют ему слово, записанное на доске. Данный прием относится к приему CLIL, развивает у учащихся навык говорение.
«Metals», «Group» , «Alkali Metals», «Alkaline Earth Metals», «Transition Elements”, «Nonmetals» « Metalloids»
Рефлексия.
«Метод пяти пальцев»
М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня преобладающее настроение?
У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?
Б! (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?
Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?
Здоровье и соблюдение техники безопасности
Все учащиеся должны: научиться описывать различные части таблицы
Большинство учащихся должно: понимать, что элементы со схожими химическими свойствами относятся к одной группе
Некоторые учащиеся должны: понимать характер изменений свойств в периодах и вниз по группе
Учитель наблюдает за учащимися во время выполнения индивидуальных заданий и групповой работы
Весь урок состоит из обсуждения между учащимися и учителем, между самими учениками, предоставляя расширенные возможности для развития навыков общения и деликатности мнению других.
Рефлексия по уроку
Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?
Все ли учащиеся достигли ЦО?
Если нет, то почему?
Правильно ли проведена дифференциация на уроке?
Выдержаны ли были временные этапы урока?
Какие отступления были от плана урока и почему?
Общая оценка
Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?
1:
2:
Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?
1:
2:
Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?
Источник
- Вопросы и Ответы
- Химия
- Наиболее сходными химическими свойствами обладают простые вещества,образованные…
0 голосов
55 просмотров
Наиболее сходными химическими свойствами обладают простые вещества,образованные элементами а)ca и si;б)pb и ag;в)cl и ar ;г) p и as
- обладают
- вещества
- 10 – 11 классы
- химия
спросил
13 Март, 18
от
nastuschckakuk_zn
(78 баллов)
в категории Химия
|
55 просмотров
1 Ответ
0 голосов
Фосфора и мышьяка. Элементы одной группы и одной подгруппы с одинаковым строением внешней электронной оболочки. Отличаются количеством электронных уровней: у фосфора – три, у мышьяка – четыре.
ответил
13 Март, 18
от
svalkov_zn
Одаренный
(1.4k баллов)
Спасибо тебе,я могу тебе ещё несколько вопросов задать?просто срочно нужно
оставил комментарий
13 Март, 18
от
nastuschckakuk_zn
(78 баллов)
давай
оставил комментарий
13 Март, 18
от
svalkov_zn
Одаренный
(1.4k баллов)
Похожие задачи
- Химические элементы главных подгрупп обладают сходными химическими свойствами так как:а)…
- Какими сходными и отличительными свойствами обладают следующие вещества а) поваренная…
- Какими сходными и отличительными свойствами обладают следующие вещества сахар и пищевая…
- Какими сходными и различными свойствами обладают следующие вещества: сахар и пищевая…
- Какими сходными и отличительными свойствами обладают железо и медь
- Какими сходными и отличительными свойствами обладают следующие вещества поваренная соль и…
- Какими сходными и отличительными свойствами обладают следующие вещества: а) поваренная…
- Какими сходными и отличительными свойствами обладают уксус и вода
- Какими сходными и отличительными свойствами обладают следующие вещества. поваренная соль…
- Какими сходными и отличительными свойствами обладают следующие веществаповаренная соль и…
- Какими сходными и отличительными свойствами обладают следующие вещества:а)паваренная…
- 1. Почему металлы обладают сходными физическими свойствами?2. Назовите самый пластичный…
- Почему все металлы обладают сходными свойствами?
- Какими сходными и отличительными свойствами обладают следующие вещества. поваренная соль…
- какими сходными и отличительными свойствами обладают железо и медь
- какими сходными и отличительными свойствами обладают уксусная кислота и вода?
- какие сходными и отличительными свойствами обладают следующие вещества:а)поваренная соль…
- Какими сходными и отличительными свойствами обладают следующие вещества: а) поваренная…
- Какими сходными и отличительными свойствами обладают следующие веществаповаренная соль и…
- Какими сходными и отличительными свойствами обладают уксусная кислота и вода
- почему химические элементы хлор и фтор обладают сходными свойствами?
- какими сходными и отличительными свойствами обладают поваренная соль и сахар
- Какими сходными и отличительными свойствами обладают поваренная соль и сахар.
- Какими химическими свойствами обладают оксид SO3 и соответствующая ему кислота. Напишите…
- С какими химическими свойствами обладают соли
Здравствуйте! На сайте Otvet-Master.ru собраны ответы и решения на все виды школьных задач и университетских заданий. Воспользуйтесь поиском решений на сайте или задайте свой вопрос онлайн и абсолютно бесплатно.
Источник