Какие карточки на продукты
Многие из вас уже наверняка слышала о новой идее Минпромторга вернуть в Россию продуктовые карточки. Эта инициатива должна стать одним из пунктов адресной помощи малоимущим. Попытались разобраться, как это будет работать.
Как будут выглядеть продовольственные карточки
Создать в России систему дополнительного питания для малоимущих Минпромторг предложил еще несколько лет назад. Тогда авторы инициативы подсчитали, что она позволит увеличить ВВП страны на 0,8 процента. Программа подразумевает, что на банковские карты граждан, которые нуждаются в улучшении питания, будут поступать средства, которые можно тратить на продукты.
Таким образом, фактических карточек, как в СССР, не будет. Будет одна карточка, деньги с которой человек сможет тратить на нужные ему продукты.
Когда запустят?
Сейчас проект находится на стадии обсуждения. В прошлом году Мантуров говорил, что программа продовольственной помощи малоимущему населению будет запущена не раньше второй половины 2018 года. Скорее всего, запустят программу только в 2019 году.
Сколько денег?
Выплаты составят около 10 тысяч на одного малоимущего человека в год, то есть в день на человека полагается 27 рублей.
Что можно будет приобрести по карточкам?
Предполагается, что по электронным сертификатам малоимущие граждане смогут приобрести определенные категории произведенных в России продуктов питания.
Очень важно отметить, что продукты можно будет купить только отечественного производства. При этом основной фокус, по мнению Минпромторга, должен быть на скоропортящейся продукции: молоко и молочная продукция, овощи, зелень, ягоды и фрукты, курица, мясо и мясные продукты российского производства.
В список не вошла рыба (так как она продается в России в основном замороженная, поэтому относится к продуктам длительного хранения), а также «вредные» продукты (алкоголь, сладости и пр).
Продукты длительного хранения (крупы, масло, мука) в карточки не входят. Почему? Цель программы — не накормить голодающих, а дать возможность малоимущим приобрести свежие, качественные продукты по доступной цене. Улучшить свой рацион.
— В результате реализации программы должна появиться возможность приобрести вместо импортного глубокозамороженного мяса свежее охлажденное мясо, вместо восстановленного стерилизованного молока — пастеризованное, вместо консервов — свежий салат и овощи. Ключевым базисным принципом программы наряду с конкуренцией розничных операторов и торговых форматов является принцип свободного выбора потребителем, — заявил «Известиям» замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов.
Кто будет контролировать, что покупать на деньги с карточки?
Интересно, что перечень продуктов существенно расходится с продуктовой частью потребительской корзины, по которой, собственно, и рассчитывается уровень прожиточного минимума населения в каждом регионе. В большей части страны продуктовая часть потребительской корзины включает в себя хлебопродукты (хлеб, мука, крупы, макароны, бобовые), картофель, бахчевые и овощи, свежие фрукты, сахар и кондитерские изделия, масло растительное маргарин и жиры, прочие продукты (соль, чай, специи), мясопродукты, рыбопродукты, молоко и молокопродукты, яйца — то есть далеко не те продукты, которые предполагается продавать «по карточкам».
Другой вопрос — кто будет контролировать покупки граждан по этой карточке. Продавец? Сам сознательный гражданин? Пока что это находится под покровом тайны.
Как стать участником этой программы?
Пока что сложно говорить, кто именно сможет получить такую адресную помощь. Скорее всего, гражданину нужно будет обратиться в соцслужбу и подать документы, подтверждающие его доход (как это, например, делается в случае получения социальной стипендии или других выплат).
Где можно будет приобрести продукты?
По словам авторов инициативы, принимать карты будут не только торговые сети, но и рынки, ярмарки, объекты нестационарной уличной торговли, частные магазины — при условии, что у них есть система эквайринга (прием карточных платежей).
— Соответственно, любой торговый оператор, имеющий техническую возможность обеспечить подключение и работу по правилам процессинга системы, должен иметь право присоединяться к программе на общих основаниях. Никаких специальных ограничений, отборов, аккредитаций операторов розничной торговли не предусматривается и категорически не должно допускаться. Потребитель сможет купить по карте всё, что лежит на полке и соответствует продуктовому перечню программы, — пояснил замминистра.
Источник
«Экспресс газета» отвечает на актуальные, неудобные и неожиданные вопросы. Сегодня мы попросили экспертов прокомментировать идею введения продуктовых карточек в 2020 году в связи с пандемией коронавируса. Поможет ли эта мера бизнесу и малоимущим гражданам и как отразится на экономике России?
Экономический кризис, вызванный пандемией коронавируса и тотальной самоизоляцией в России, требует все новых социальных мер для поддержания граждан, оставшихся без работы, и среднего и малого бизнеса, страдающего из-за низкого спроса.
Недавно производители, поставщики продовольствия и торговые сети выступили с инициативой ввести для малоимущих граждан продуктовые карточки, которыми можно будет расплачиваться за продукты и другие товары первой необходимости.
По предварительным прогнозам, на финансирование проекта потребуется около 800 млрд рублей — для того, чтобы обеспечить 10 млн россиян ежемесячными карточками на сумму 10 000 рублей с мая по декабрь 2020 года. Как продуктовые карточки отразятся на экономике России и способны ли они реально помочь населению, мы спросили у экспертов.
Продуктовые карточки выгодны и государству, и жителям, и производителям
— В нынешних обстоятельствах введение продуктовых карточек — здравая идея. Причем для всех: государства, жителей, производителей и торговых сетей.
Государство будет уверено, что деньги тратятся по назначению — ведь нигде, кроме продуктового магазина, карточку не примут. Производителям продуктов питания такая мера выгоднее, чем другие решения — например, просто раздать денег на ту же сумму. В первом случае 100% выделенных денег потратят на продукты, а во втором часть денег уйдет на оплату сотовой связи, кредитов и так далее.
Ну а у людей никто не отнимет эти деньги либо через старые обязательства (кредиты), либо обманом.
Технических проблем я тоже не вижу. Реализовать проект сможет Национальная система платежных карт, создав отдельные кошельки на базе карты «Мир» или выдав новые карты. Карты будут работать как банковские, только по ним в торговую сеть придут деньги с каким-то дисконтом. А ограничить категории товаров, которые будут оплачиваться таким образом, можно на уровне кассы.
Введение продуктовых карточек усилит налоговую нагрузку на население и бизнес
— На мой взгляд, введение продуктовых карточек — спорная и противоречивая мера, особенно в том виде, в котором ее предлагают авторы инициативы.
С одной стороны, для пищевого бизнеса — как производств, так и розничных магазинов — введение продуктовых карточек поможет поддержать сокращающийся потребительский спрос и стабилизировать его в период резкого падения доходов населения.
О реализации проекта пока что ничего не известно. На карточках будут реальные деньги или государство компенсирует ретейлерам стоимость отпущенных по карточкам товаров? Если это будут специальные карточки, то кто выступит банком-оператором? И как отследить, что граждане тратят эти деньги именно на продукты питания, а не на алкоголь, например?
Но уже сейчас можно назвать две веские причины, чтобы не вводить продуктовые карточки в России: политическую и экономическую.
Политическая причина связана с тем, что в сознании граждан продуктовые талоны ассоциируются с худшими периодами СССР и дефицитом продуктов питания. И люди могут воспринять их как неспособность государства исполнить свои обязательства по обеспечению стабильности и сохранению уровня жизни.
С экономической же точки зрения, эта мера потребует взять из уже распределенного на 2020 год бюджета существенные ресурсы или же ввести дополнительные налоги и сборы, что вызовет недовольство.
При этом введение продовольственных карточек не позволит решить ни государству, ни бизнесу текущие тактические и стратегические задачи по стабилизации экономической и социальной ситуации и не улучшит жизнь граждан.
Инициаторы предлагают выдать продуктовые карточки 10 миллионам граждан, которые потеряли работу или лишились части дохода, однако помимо них в нашей стране есть еще пенсионеры, численность которых около 50 миллионов человек, студенты, многодетные семьи, инвалиды и так далее. Все они тоже страдают из-за кризиса.
Введение продуктовых карточек приведет либо к заморозке других государственных проектов, в том числе и социальных, либо к введению новых налогов.
Введение продуктовых карточек вызовет перегрузку системы и негативную реакцию общества
— Продовольственные карточки решают сразу две задачи: поддерживают людей, оказавшихся в сложной финансовой ситуации, и помогают удержаться на плаву производствам и магазинам.
И то и другое сейчас очень актуально. Количество малоимущих граждан стремительно растет, а бизнес переживает тяжелые времена.
Несмотря на то, что на реализацию проекта уйдет от трех месяцев до полугода, разговоры том, что «лучше бы просто раздали деньги, а люди бы сами распорядились ими по своему усмотрению», звучат уже сейчас.
Но тогда бы потерялась вторая значимая составляющая проекта — поддержка малого и среднего предпринимательства. Если закроются предприятия и торговые точки, то это приведет к сокращению рабочих мест и массовой безработице. То есть количество малоимущих граждан, которым требуется поддержка государства, будет только расти. А налогов в казну, с которых, в том числе, выплачивают социальные пособия, поступать все меньше.
Опыт продовольственной помощи у нас уже есть. Он достаточно свежий и связан с закрытием школ на карантин. Тем детям, которым были положены бесплатные завтраки и обеды, начали выдавать продуктовые наборы. В них входят крупы, масло, сахар, печенье и прочее — каждый регион формирует сухие пайки самостоятельно. Да, было несколько инцидентов, когда родителям давали «три гнилые картошки», но это были единичные случаи, большинство же родителей остались довольны.
Такая замена поддержала не только семьи, но и комбинаты школьного питания, многие из которых сейчас в тяжелом положении, потому что им некого кормить.
Продуктовые карточки, о которых сейчас идет речь, даже не предполагают какого-то жесткого набора продуктов, в отличие от приведенного выше примера. На них будет поступать пособие — сейчас обсуждается сумма в 10 000 рублей, — и покупатель сможет сам выбрать, что он хочет взять на эти деньги из ограниченного списка товаров.
Единственная проблема введения продуктовых карточек — это поспешность и сжатые сроки.
Наша организация предлагала внедрить такую программу еще пять лет назад, когда экономический кризис только начинал набирать обороты. Но тогда идею отвергли, а сейчас приходится возвращаться к ней в авральном порядке, который повлечет за собой сбои, перегрузку системы, несогласованность в действиях государственных служащих и последующую за этим негативную реакцию общества.
Источник
Еженедельник “Аргументы и Факты” № 7. Игры со смертью 15/02/2017
Зачем они нужны?
Продуктовые карточки нужны вовсе не потому, что в стране нехватка продуктов. Эти карты – один из инструментов поддержки потребительского спроса в рамках программы, которую разработал Минпромторг. Она поможет российскому производству развиваться, а малоимущим – наладить здоровое питание.
Кому дадут карточки?
В Минпромторге «АиФ» пояснили, что в программе примут участие домохозяйства с низким среднедушевым доходом и имущественным положением. Точные критерии определят региональные власти на основании федеральных рекомендаций.
Сколько денег на карте?
О конкретных суммах пока говорить рано. Эти и другие детали дорабатываются. По словам Д. Мантурова, главы Минпромторга, перечисленные на карту деньги нельзя будет обналичить или копить – если их не используют на покупку продуктов в течение месяца, они «сгорят».
Как это будет работать?
Для начисления помощи планируется использовать карты «Мир». (Это карта одноимённой российской многонациональной платёжной системы. А та в свою очередь создана, чтобы обеспечить финансовую безопасность нашей страны в случае угрозы отключения от международных платёжных систем, таких как «Visa» и «Mastercard».) Получивший право на госпомощь сможет использовать уже имеющуюся карту или написать заявку в банк о выпуске новой. На ту же карту можно направлять зарплату, пособия, стипендию.
Что можно купить?
Только разрешённые товары. Иначе система автоматического контроля не пропустит покупку. В Минпромторге рассказали, что перечень допущенных продуктов питания разработан с учётом рекомендаций Минздрава. На госпомощь можно будет купить хлебные продукты, в том числе муку, крупы, макаронные изделия и т. д., картофель, овощи и бахчевые, фрукты свежие и сухофрукты, сахар, соль, питьевую воду, яйца, масло растительное, мясо и мясопродукты, рыбу и рыбопродукты, молоко и молокопродукты. Плюс, что особенно актуально для сельского населения, саженцы, семена и корма для сельскохозяйственных животных. Всё вышеперечисленное должно быть отечественного производства. В чёрном списке – алкоголь, сигареты и вредные продукты (например, чипсы и газировка).
Где купить?
Карты можно будет использовать во всех магазинах, готовых работать в данной системе. Создания отдельной торговой сети не требуется. Возможность расчёта в столовых и кафе в дальнейшем будет рассмотрена.
Сколько стоит программа?
По словам Владимира Волика, директора департамента регулирования рынков агропрома Минсельхоза, программа может обойтись в 100 млрд руб.
Что она принесёт?
Экономический эффект программы огромен, объяснили в Минпромторге. На каждый вложенный рубль можно получить два рубля прироста ВВП. Так, если бы в 2015 г. программа работала на полную проектную мощность и на неё было бы направлено около 300 млрд рублей, то это увеличило бы ВВП на 0,8%.
Есть ли такие карты за рубежом?
Подобная программа есть в США. Она действует там на постоянной основе с 1961 г. Первоначально бедные американцы получали продовольственные талоны. Теперь финансовая помощь от государства на покупку продуктов поступает на специальные пластиковые карты. В 2016 г. её получали 44 млн человек, средний размер – 126 долларов. Величина помощи зависит от доходов и размеров домохозяйства. Например, на участие в программе может претендовать одинокий американец с чистым доходом ниже 990 долл. Если в семье 4 человека, то их суммарный доход должен быть ниже 2025 долл. Делать покупки по «продуктовой карте» можно не только в магазинах, но и на фермерских рынках.
Так выглядели первые продовольственные талоны, которые бедным американцам на постоянной основе раздавали с 1961 г. Сейчас их сменили пластиковые карточки. Фото: Flickr.com/ chrstphre ㋛ campbell
Оставить
комментарий (37)
Также вам может быть интересно
Источник
Последнее время всё громче начинают говорить о необходимости прямой помощи населению России. Льготы, кредитные каникулы и повышение пособия для безработным – это хорошо, но, по мнению экспертов и простых граждан, пока этого не достаточно.
В середине апреля этого года российские производители продуктов питания обратились к федеральным властям и призвали вернуть в России продуктовые карточки для отдельных категорий граждан: кто потерял работу или доход в связи с эпид.ситуацией.
Ранее в статье «5 причин, почему в России нельзя просто всем раздать деньги» (самая популярная статья на канале) я приводил тезисы, почему прямая раздача денег «на руки» не поможет экономике и в целом опасна. Но идея с введением продовольственных карточек мне кажется достойной для обсуждения. Ниже приведу аргументы «ЗА» и «ПРОТИВ» такой меры.
Краткая история вопроса с карточками
Идея введения в современной России продуктовых (продовольственных) карточек впервые была озвучена на федеральном уровне ещё в 2015г. Инициатором такой программы был Минпромторг.
По задумке авторов, такая программа должна была стать формой адресной помощи для малоимущих людей. Запустить программу собирались ещё во второй половине 2018 года.
Впервые о введении продуктовых карточках заговорил Минпромторг в 2015году.
Справочно: согласно опросу ВЦИОМ, проведенному в 2017 году: за введение карточек – 78% опрошенных, против — 19%.
Суть программы заключалась в том, что на специально выпущенную банковскую карту людям, признанным в установленном порядке малоимущими, ежемесячно должная была поступать определённая сумма бонусных рублей или баллов.
Изначально Минпромторг исходил из расчёта 10-12 тысяч рублей в год на человека, то есть ежемесячно на карту должно было зачисляться примерно по 1 тысячи бонусов/баллов.
Данные бонусные рубли можно было бы потратить на определённые категории продовольственных товаров первой необходимости и обязательно – российского производства. Снимать или обналичивать иным образом данные баллы было бы невозможно.
По расчетам Минпромторга, ежегодные расходы на программу оценивались в 335 млрд. рублей: 319 млрд на сами выплаты и 16 млрд — на администрирование. Помощь в результате могла быть оказана 19,1 млн человек.
Однако, согласование со всеми заинтересованными ведомствами и министерствами шли туго. И запуск программы неоднократно откладывали. А в конце 2018г. Минпромторг и вовсе приостановил разработку программы продуктовых карточек по причине отсутствия в бюджете необходимых ресурсов.
И вот в 2020г. многие эксперты и участники рынка призывают вернуться к программе продуктовых карточек как к одному из возможных драйверов экономики.
Аргументы «За» введения продуктовых карточек
Конечно, аргументы «За» введение продуктовых карточек в сегодняшней ситуации кажутся более обоснованными, чем ранее. Перечислим основные из них:
Источник фото: iz.ru
- Реальная помощь людям. Конечно, в первую очередь, продуктовые карточки – это серьёзная помощь людям, оказавшимся сегодня без работы или в неоплачиваемом отпуске. Даже если они могут рассчитывать на максимальное пособие по безработице в размере (12 130руб.), то на покрытие всех даже самых необходимых расходов этой суммы может быть недостаточно. Компенсация же расходов на питание помогла бы более уверенно пережить это время.
- Поддержка российских производителей. Если исходить из того, что на продовольственные карточки можно будет приобрести продукты только российского производства, то это существенно поможет производителям. Ведь сегодня спрос падает на многие категории товаров. По данным лаборатории «СберДанные», за первую неделю самоизоляции расходы россиян упали в целом на 22,9% по сравнению с предшествующей неделей. А по свежим данным на конец апреля 2020г., траты россиян именно в продовольственных магазинах снизились на 1% год к году.
- Поддержка ритейла. Как бы мы не относились к ритейлу, но и он тоже страдает от текущей ситуации: меньше покупателей, меньше выручки, а поставщикам платить надо. Поэтому продуктовые карточки также немного скрасили бы их ситуацию, ведь они значимое звено всей продуктовой цепочки.
- Меньшие бюджетные расходы по сравнению с раздачей денег. Любому популисту желательно помнить, что бюджет и средства ФНБ не бесконечные, а идей и планов по их трате, итак, хватает. Поэтому если прямая раздача денег всем гражданам – быстрый путь к опустошению всех резервов, то введение продовольственных карточек выглядит наименее затратным мероприятием: во-первых, рассчитываться номинал карточек должен из предполагаемых расходов на продукты, что существенно меньше МРОТ, во-вторых, учитываться будут только потраченные бонусные рубли, т.е. компенсация ритейлу/поставщикам будет уже по факту использования баллов покупателем. И не факт, что человек всеми баллами воспользуется.
Аргументы «Против» введения продуктовых карточек
На первый взгляд программа продовольственных карточек в России выглядит уместной и обоснованной. Но есть несколько моментов, которые требуют проработки и их условно можно внести в качестве тезисов «Против» этой идеи:
Источник фото: finobzor.ru
- Злоупотребление со стороны ритейла/производителей. По логике программы, как я понимаю, расходы ритейла и производителей, понесенные в связи с реализацией по карточкам товара, будут компенсироваться государством. Но при такой модели несложно догадаться, что производители могут просто поднять цены на свою продукцию, а ритейл – увеличить свою наценку. В этой ситуации в проигрыше опять окажутся простые люди. Как решение – это временное гос.регулирование цен. Но это практически невозможно сделать из-за обилия товаров и текущей экономической модели.
- Сложность определения номинала продуктовых карточек. Логично предположить, что номинал продуктовых карточек должен быть рассчитан исходя из величины прожиточного минимума, а точнее – из потребительской корзины, а ещё точнее – из продуктовой части потребительской корзины. Размер продуктовой корзины рассчитывается в каждом регионе отдельно Росстатом. И не секрет, что цены, которые берутся для расчёта, часто далеки от реальных цен в магазине. Поэтому из каких данных исходить для расчёта номинала продуктовой карточки – большой вопрос. И, конечно, это должно быть не 1 тыс.рублей.
- Кто будет иметь право на помощь. Главный вопрос – кто сможет получить продуктовые карточки. С одной стороны, сегодня они нужны большей части людей, в другой стороны – всем они тоже не нужны. И опасность может быть в том, что будут определены очень жёсткие критерии для получателей, к примеру: потерял работу до определённой даты, доход уменьшился на определённый %, официальный статус безработного и т.д. В таком случае большое количество людей будут отрезаны от программы (те же официально не трудоустроенные). Или наоборот – сделать простой заявительный порядок для получения, но тогда есть риск перегрузки как бюджета, так и администрирования.
- Сложность администрирования. На словах всё легко, а на деле всё не просто. Для администрирования этих карточек нужна новая цифровая инфраструктура для связи «ритейл-постащик-покупатель-государство». Также не обойтись без дополнительного гос.орган со штатом. Кто и как будет выпускать карты? Как их получать? А если все ломанутся разом за картами? Нужно ли доп.оборудование для списания бонусов на кассе? Вопросов много.
Вывод и моё личное мнение
В отличии меры по прямой раздачи денег населению, введение продовольственных карточек я поддерживаю. И если раньше такой вид поддержки звучал дико и несовременно, то сегодня эта мера может помочь многим. В Гос.думе о продуктовых карточках мнения разделились – одни поддерживают, другие – нет.
В Гос.думе о продуктовых карточках мнения разделились.
Было бы логично их ввести хотя бы на срок – до конца этого года. Во-первых, это актуальный срок для такой меры, а во-вторых, расходы на такие карточки был бы не столь большим для бюджета и того же ФНБ. Позже уже можно было бы сделать продовольственные карточки более целевыми, для малоимущих.
Полагаю, что даже заявительный порядок на получения продовольственных карточек через Госуслуги, может быть возможен. При этом не стоит выдвигать жёсткие критерии для их получения. Сейчас помощь нужна почти всем.
Ну и чтобы не ходить и не перегружать банки, данные карточки могли бы быть виртуальными, с привязкой в личном кабинете Госуслуг. А расплачиваться ими можно было бы по QR-коду со списанием суммы с баланса. Не думаю, что это было бы сложно в реализации. Для пенсионеров можно было бы организовать это через службы соц.защиты.
★★★
Друзья, если вам понравилась статья: Ставьте палец вверх
Если согласны или не согласны с автором: Комментируйте
Чтобы не пропустить новую статью: Подписывайтесь на канал «Краб на галерах»
Спасибо за поддержку!
★★★
Источник