Какие минеральные вещества содержатся в почве 3 класс

Какие минеральные вещества содержатся в почве 3 класс thumbnail

В целом, почва представляет собой поверхностный слой твёрдой оболочки нашей планеты, отличающийся плодородием.

Одной из основ для образования почвы служат горные породы.
На протяжении многих лет горные породы, из которых состоят равнины, днища водоемов, равно как и сами горы, разрушались под влиянием воздушных масс, воды, тепла, источаемого солнцем, и живых организмов.

                             Как образуется почва

В принципе, процесс образования почвы следует рассматривать с точки зрения непосредственной взаимосвязи живой и неживой природы – как результат жизнедеятельности организмов и выветривания горных пород.

состав почвы 3 класс окружающий мир

Хвоинки, веточки деревьев, сухие опавшие листья и трава, накапливаются в земле и уже за полгода становятся удобрением; под ними, в свою очередь, находятся камешки, глина и песок, перегной, останки животных и насекомых – божьи коровки, муравьи.

В почве также находятся грибы и бактерии…
Дождевые черви и кроты вообще большую часть своей жизни проводят в почве, лишь изредка показываясь наружу.
Майские жуки в почве откладывают яйца.
Для улиток и лягушек почва является спасением от жаркой погоды.

Состав почвы: 3 класс
Земляной шмель в почве зимует.

  • Жуки могут проникать в почву на двухметровую глубину;
  • муравьи и того больше – до трёх метров;
  • а кроты – до пяти метров;
  • ну а дождевые черви в этом плане «рекордсмены» – до восьми метров.

Воздух и вода поступают в почву благодаря ходам, которые прокладывают в процессе своей жизнедеятельности животные, тем самым обогащая её.

Состав почвы: 3 класс

А ещё животные размельчают остатки растений в почве, а бактерии превращают их в перегной.
Основным свойством почвы является плодородие.

Под плодородием подразумевают наличие в почве веществ, которые обуславливают рост и развитие растений.

“Продолжительность жизни деревьев” …

                      Как определить состав почвы?

Опыт №1. Воздух

Опустите в стакан с водой маленький комочек почвы (сухой). И, вы увидите, как на поверхность воды будут подниматься пузырьки, что и свидетельствует о наличии в почве воздуха.

Опыт №2. Минеральные соли, глина , песок

Опустите почву в стакан с водой, размешайте и оставьте на некоторое время. После чего капните пару капель помутневшей воды на стёклышко и нагрейте его. Когда вода испарится, то на стекле вы увидите белый налёт, указывающий на присутствие в почве минеральных солей.

В самом же стакане можно будет со временем наблюдать следующее: на дне осядет песок, на нём отложится глина, а уже на самой глине – перегной.

Опыт №3. Вода

Разместите размельчённые комки почвы на какой-либо жестяной поверхности и подогрейте её; одновременно держа стёклышко над почвой: стекло сначала запотеет, а потом на неё появятся капли воды. а значит, что в почве содержится вода.

Опыт №4. Перегной

В продолжение предыдущего: не прекращайте нагрев почвы, и вы почувствуете противный запах. Дело в том, что подобный запах дают горящие гниющие останки животных и растений (перегной).
А если продолжить нагрев, то перегной весь сгорит и почва станет серого цвета. Получается, что именно перегной и обуславливает тёмный цвет почвы.

                                И так, составляющие почвы:

1. Неживая природа – это:

состав почвы 3 класс

  •   глина,
  •   песок,
  •   перегной,
  •   минеральные соли,
  •   вода,
  •   воздух.

2. Кроме того, в состав почвы входят элементы живой природы:

  •   корни растений,
  •   мелкие животные,
  •    бактерии.

Так что всё более чем взаимосвязано.

Советуем почитать: Размножение растений разными способами

Источник

Цели:

  • Образовательные:

    • формировать представления о почве, ее составе и
      свойствах.
  • Развивающие:

    • выявлять причинно-следственные связи между
      живой и неживой природой, делать выводы на основе
      проведенных опытов, развивать познавательный
      интерес;
    • развивать мышление, наблюдательность,
      любознательность, исследовательские навыки.
  • Воспитательные:

    • прививать интерес к учебному предмету;
    • воспитывать организованность;
    • прививать навыки природоохранной деятельности
      и бережного обращения с почвой как объектом
      живой/неживой природы;
    • воспитывать интерес к самостоятельной
      экспериментальной работе, любовь к природе.

Оборудование: компьютер,
мультимедийный проектор, экран, принтер,
ручки, цветные карандаши, образцы почвы,
прозрачные стаканы с водой, палочки, стекло
лабораторное, спиртовка, штатив, фильтр, воронка,
сетка, спички, кроссворд, лист наблюдений,
карточки с планом описания полезного
ископаемого, презентация «Почва».

Литература:

1. Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов “Окружающий
мир” Учебник для 3 класса, Часть 1, изд-во
«Астрель»
2. Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов Рабочая тетрадь
№ 1 к учебнику “Окружающий мир”, 3 класс,
изд-во «Астрель»
3. О.И.Дмитриева, Т.В. Максимова Поурочные
разработки по курсу окружающий мир 3 класс, изд-во
«ВАКО»

ХОД УРОКА

Приложение 1, слайд 2

1. Организационный момент

– Мы сегодня снова будем наблюдать, выводы
делать и рассуждать.

2. Проверка домашнего задания

Приложение 1, слайд 3

– Проверим, как хорошо вы усвоили предыдущую
тему «Полезные ископаемые».

К доске вызываются учащиеся, получают
образец полезного ископаемого и карточку с
планом описания. Три ученика рассказывают о
полезном ископаемом (песок, глина, известняк) по
плану (Приложение 3)

План:

1. Название.
2. Свойства.
3. Способ добычи.
4. Значение, применение.
5. Добывается ли в нашем крае.

3. Объявление темы урока. Введение в тему

Приложение 1, слайд 4

1) – Посмотрите внимательно и скажите:
– Что видит космонавт в иллюминаторе? (Земля –
название нашей планеты, на которой мы живем)

– Почему с заглавной буквы? (Имя собственное)
Приложение 1, слайд 5
2) – “Матрос крикнул: Земля! Земля!”
– О чем сообщил матрос? Как вы понимаете значение
слова – земля? (Земля –  суша, как
противоположность водному и воздушному
пространству)

Приложение 1, слайд 6
3) Это моя родная земля! (Родина, земля в
понимании страна, государство, какая-нибудь
большая территория.)

Приложение 1, слайд 7
4) – Вспомните  сказку “Репка”
– Где выросла репка? (В земле)
– Слово «земля» имеет много значений – оно
многозначное.
– Земля, на которой растут растения, называется
– почва.
– Сегодня на уроке нам предстоит узнать, что
такое почва, из чего она состоит, можно ли её
отнести к живой или неживой природе. Какое
значение имеет почва для всего живого на нашей
планете: растений, животных, человека.
– Людям, какой профессии нужны знания о почве? (Почвоведы,
агрономы, ландшафтные дизайнеры, строители,
цветоводы)

– А вам знания о почве могут пригодиться? Когда? (Ответы
детей)
Приложение 1
, слайд  8
Тема урока: Почва. Её состав и свойства.
– Давайте отправимся в далёкое прошлое нашей
планеты. Представьте, что раньше Земля была
покрыта голыми, безжизненными скалами.
Приложение 1, слайд 9
– В течение многих миллионов лет, солнце, вода и
ветер разрушали скалы.
– Это объекты какой природы? (неживой природы)
Приложение 1, слайд 10
– Их обломки были непригодны для жизни растений
и животных, но благодаря лишайникам и бактериям,
которые смогли выжить в таких условиях, стала
появляться почва.
– Лишайники и бактерии – это объекты, какой
природы?
– Сделайте вывод:
– Значит, мы узнали, что в образовании почвы
участвуют объекты живой и неживой природы.
– Но что такое почва? Из чего состоит?

4. Изучение нового материала

Приложение 1, слайд 11

– Давайте найдём ответы на эти вопросы в
учебнике и прочитаем с.68.

Фронтальный опрос:

– Что такое почва?
– Найдите определение в тексте. (Верхний
плодородный слой земли, на котором растут
растения.)

– Сможете ли вы назвать признак того, что на
данном участке местности  есть слой почвы? (Там
растут растения)

– Что такое перегной? (Отмершие растения и
животные, самый плодородный слой земли.)

– Чем отличается почва от горной породы? (Только
почва обладает плодородием.)

Приложение 1, слайд 12
– Из каких слов оно состоит?
– Плодородие – это способность почвы «рождать
плоды», производить богатую растительность,
давать обильный урожай. Это главное свойство
почвы.

– Почему же почва плодородна? 
(Наверное, в ней содержится как раз то, что
необходимо растениям для жизни.)
Приложение 1
, слайд 13

5. Практическая работа

– Давайте теперь выясним, что же это? Что входит
в состав почвы? 
– Сегодня на уроке мы будем
учёными-исследователями.
– Что значит исследовать? (Изучать, смотреть из
чего состоит, выявлять свойства)

– Что же мы будем исследовать?
– Задача сегодняшнего урока:“Исследование
почвы”

Приложение 1, слайд 14

– Представьте, что вы работаете в учебной
лаборатории.
– Поэтому будьте внимательны, наблюдательны,
аккуратны. (Инструктаж по Т.Б.)
– Для чёткости нашей работы каждая парта
получила лист, куда будет записывать результаты
наблюдений.

Лист наблюдений (Приложение 2)

1. Названия предмета исследования …
2. Цвет …
3. Слой земли …
4. Состав …

                                                
 почва 
  

5. Свойство …

– Заполните 1 строку листа наблюдений
Приложение 1, слайд 15
– Перед вами кусочки почвы. Рассмотрите их. Можем
ли мы определить состав почвы, просто
внимательно рассмотрев почву? (Нет.)
– Для того чтобы узнать, что входит в состав
почвы, необходимо проделать опыты.
– Рассмотрите образец почвы у вас на столах.
Какого цвета у вас почва?
– Заполните 2 строку в листах наблюдений. (Коричневый,
чёрный)

Приложение 1, слайд 16
– Что вы в ней видите? (Остатки сухих листьев,
палочки, траву)

– Как вы думаете, из какого слоя взяли образец
почвы?
– Запишите свои соображения в 3 строку листа
наблюдений.(верхний)
Приложение 1, слайд 17

Опыт 1.

– Выполняем по очереди!
– Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек
почвы. (1 ложку)
– Что вы видите? (из почвы идут пузырьки).
– Какой вывод можно сделать? (В почве есть
воздух)

Приложение 1, слайд 18
– Запишите в таблице (воздух)
Приложение 1, слайд 19
– Воздух помогает корням растений дышать.
– Помешайте воду в стакане палочкой и пока
оставьте его.

Опыт 2.

– Возьмем бумажную салфетку, положим в нее
немного почвы (1 ложку) и сильно сожмем.(на столе)
– Что осталось на салфетке? (Влажное пятно)
– Положите на лоток почву. Откуда взялась вода? (Была
в почве)

– Сделайте вывод. (В почве есть вода)
Приложение 1, слайд 20
– Зачем в почве вода? (Вода – вещество,
необходимое для жизни растений)

Приложение 1, слайд 21

Опыт 3.

– А сейчас давайте посмотрим, что произошло в
стакане, куда мы бросили комочек почвы.
– Какая стала вода? (Мутная).
– Это о чем говорит? (Некоторые вещества
растворились, а некоторые нет. На поверхности
воды видим мусор, остатки листьев, насекомых)

– Что вы видите на дне стакана? (На самом дне
видны песчинки, глина)

– Какой вывод можно сделать? (В состав
почвы входит песок и глина)

Приложение 1, слайд 22
– Песок – хороший разрыхлитель, он обеспечивает
доступ воздуха к корням.
– Глина хорошо удерживает воду.
Приложение 1, слайд 23

Опыт 4.

– Следующий опыт вам продемонстрирую я.
– Нагреем немного почвы над огнем.
– Что вы видите и чувствуете? (Над почвой дым и
чувствуется неприятный запах).

– Это сгорает перегной – органическая масса,
получаемая из остатков растений и животных. Его
еще называют гумус. Именно он придает почве
темный цвет и от его количества зависит
плодородие почвы.
– Чем больше перегноя, тем плодородней почва.
– Что доказал этот опыт?
– Итак, что еще содержится в почве? (Перегной).
Вывод: в почве содержится перегной.
Приложение 1, слайд 24
– Запишите в таблицу.
Приложение 1, слайд 25
Круговорот веществ
Приложение 1, слайд 26
– Илья получил задание, узнать, что такое
круговорот веществ в природе.

Рассказ ученика: Главная часть почвы
– перегной. Из него под действием микробов
образуются соли. Их используют растения.
Растениями питаются животные. Когда растения и
животные умирают, их останки попадают в почву и
под действием микробов, то есть очень маленьких
живых существ, разрушаются растительные и
животные останки превращая их в перегной. 
Учёные установили, что на одном квадратном метре
почвы находится 50 кг микробов. А потом из
перегноя снова образуются соли. Их используют
новые  растения. Но поглотить соли растения
могут только с водой. Какое свойство воды здесь
мы вспомним? (Вода – растворитель).  А
растениями питаются новые животные. Вот так
вещества «путешествуют» как бы по кругу. Из почвы
– в растения, из растений – в тела животных, и с
останками растений и животных – снова в почву.
Учёные говорят: происходит круговорот веществ в
природе.

– Какой вывод сделаем?
– Что входит в состав почвы? (В состав почвы
входят микробы).

Приложение 1, слайд 27
– Запишите в таблицу. слайд 28

Физминутка (под музыку – Приложение
5
)

(Дети представляют и изображают, что
происходило с растением)

Приложение 1, слайд 29

  1. Представьте себе, что вы маленькие семена
    растений.
  2. Маленькому семени зимой в почве было холодно,
    оно сжималось, чтобы согреться.
  3. Весной солнышко согрело землю.
  4. Семя отогрелось (распрямиться)
  5. Ему стало интересно, что там, на верху (потянуться)
  6. И оно начало расти (подняли руки)
  7. Появились корешки у семени (потопали ножками)
  8. Стал пробиваться росток из-под земли (покачали
    руками)
  9. Солнышко так согрело росток, что он решил стать
    высоким-высоким, чтоб помахать солнышку своими
    листочками (машем руками)
  10. Появлялись всё новые и новые листочки.
  11. И вот однажды на побеге появился бутон (сложили
    ладошки)
  12. И расцвёл цветок, улыбнулся он солнышку и другим
    цветам (повернулись, улыбнулись)
  13. Стал радоваться жизни, трепетать на ветру,
    радовать людей.
  14. Прилетали к нему пчёлки и бабочки.
  15.  Но вот наступила осень.
  16.  На месте цветка образовались семена
  17. Растение сбросило их в почву.
  18. Теперь они будут ждать новой весны.

Вариант 2

Игра на внимание

– Сейчас я проверю, насколько вы внимательны.
– Я буду называть растения, если они
произрастают в нашей местности – вы хлопаете в
ладоши над головой, если нет – качаете головой.

(Осина, апельсин, ель, берёза, банан, дуб,
эвкалипт, клевер, баобаб, секвойя, ясень, клён,
персик, яблоня, груша, лиана.)

– Докажем, что в почве есть минеральные соли.

Опыт 5.

– Возьмем воду из стакана, в котором находилась
почва и профильтруем её.
– Поместим несколько капель воды на стекло.
– Подержим над огнем стекло. Вода исчезла.
– Как называется этот процесс? (испарение)
– Что останется на стекле после испарения воды? (Белый
налет)

– Подумайте, что растворилось в воде и осталось
на стекле после ее выпаривания?
– Правильно, это соли – питательные вещества,
необходимые растениям.
– Минеральные соли часто видны в цветочных
горшках. Посмотрите.
Вывод: соли – это питательные вещества, которые
необходимы растениям для развития и роста.
Образуются они благодаря перегною под действием,
микробов, которые живут в почве. Соли
растворяются в воде.
Приложение 1, слайд 
30
Вывод: в состав почвы входят глина,
песок, воздух, вода, остатки растений, перегной,
соли, живые организмы (микробы).
Приложение 1, слайд 
31

6. Сообщение о Докучаеве

Приложение 1,
слайд  32

– Науку о почвах  почвоведение  создал
русский ученый  почвовед Василий Васильевич
Докучаев. Более 100 лет назад Докучаев доказал, что
каждой природной зоне соответствует свой вид
почв. Он составил первые почвенные карты России,
создал научную классификацию почв.
– Докучаев говорил, что почва дороже золота.
– Почему? (Без золота люди прожить могли бы, а
без почвы – нет)

– Представьте-ка себе, что почвы вдруг не стало.
Что произойдёт? (Круговорот веществ прервётся.
Исчезнут растения и животные. А значит, не смогут
жить на Земле и люди.)

7.  Закрепление. Кроссворд (Приложение 4)

1. Сгнившие остатки растений и животных,
повышающие плодородие. (Перегной)
2. Полезное ископаемое, хорошо удерживающее воду. (Глина)

3. Одна из составляющих частей почвы, являющаяся
хорошим разрыхлителем. (Песок)
4. Жидкое вещество, необходимое для жизни и
развития растений. (Вода)
5. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух)

6. Это живые организмы, под действием которых из
остатков растений образуется перегной. (Микробы)
7. Питательные вещества, которые образуются из
перегноя под действием микроорганизмов. (Соли)

– Какое слово у нас образовалось?
– Да, плодородие. Запишите.
Это главное свойство почвы.

8. Итог урока

– Что такое почва? (Верхний плодородный слой
земли)

– Из чего состоит почва?
– Какое главное свойство почвы? (Ответы
учащихся с опорой на составленные листы
наблюдений и схему на доске).

Вывод: почва возникает и развивается
под воздействием живых организмов, в основном
растений. Почва играет особую роль в жизни нашей
планеты – и является переходным звеном от
неживого к живому. Почва и растения – единство,
созданное природой.
Приложение 1, слайд 33
– Ещё в старину наши предки называли землю
кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие
странствия, потому что считали, что она придаёт
силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда
бережно относились к земле. Складывали о ней
стихи и песни.
– Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, 
заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас
богатым урожаем, густыми лесами, цветущими
полями.

Оценки за урок.

9. Домашнее задание

Приложение 1,
слайд  34

Уч. с 68-69, Т. с.27 № 64-69

Приложение 1,
слайд  35. Список электронных ресурсов.

Источник

Почва – это важнейший элемент биосферы Земли, связующее звено живой и неживой природы. Не будь плодородной почвы на планете, растительный и животный мир был бы невероятно бедным, а рельеф земного шара – однообразным. Рассмотрим, как образуется почва, и какие факторы влияют на ее формирование.

Как образуется почва (3 класс), гумус и минеральные соли по окружающему миру

Образование почвы

Почвообразование – процесс очень длительный и непрерывный. В его основе лежит взаимодействие живой и неживой природы.

Абсолютно все почвы на нашей планете, независимо от их вида, образованы из горных пород. Благодаря им в грунте концентрируются минеральные соли. В течение многих сотен и тысяч лет происходит разрушение горных пород. На этот процесс оказывают влияние следующие факторы:

  • вода;
  • воздух;
  • солнечное тепло;
  • живые организмы.

Мельчайшие частицы горных пород скапливаются в расщелинах скал, скатываются в низины. Постепенно на них начинает прорастать трава, мелкие кустарники. Корни растений продолжают расширять пространство, улучшают воздухообмен в почве.

Как образуется почва (3 класс), гумус и минеральные соли по окружающему миру

Рис. 1. Растения на скалах

Активное участие в образовании почвы принимают и живые существа: микроорганизмы, насекомые, поземные животные. В результате их жизнедеятельности происходит рыхление почвы, смешивание ее с растительными остатками.

Образование гумуса

Растительные и животные остатки разлагаются и формируют плодородный почвенный слой – гумус. Его толщина совсем небольшая – до 2 см.

Гумус – это самая важная часть любой почвы, только благодаря ему создаются условия для роста растений. Чем его больше в почве, тем богаче растительность.

Как образуется почва (3 класс), гумус и минеральные соли по окружающему миру

Рис. 2. Гумус

Над созданием гумуса трудятся все организмы, живущие в земле: различные бактерии, водоросли, микрогрибы, насекомые. Они тщательно измельчают сгнившие растения и подготавливают их для дальнейшей переработки. Большую роль в создании гумуса играют дождевые черви. Они пропускают через себя почву, благодаря чему она существенно обогащается органическими и минеральными веществами.

Гумус – это природное богатство, которое невозможно создать вручную. Даже сейчас, в самых современных лабораториях, ученым не удается в точности повторить уникальный состав гумуса. Только многолетняя работа матушки-природы способна сотворить такое чудо.

Содержание гумуса в почвах разное. Так, больше всего гумуса в черноземе – самом плодородном виде почвы на планете. Немного меньше – в подзолистой и дерново-подзолистой почве, которая встречается в лесах. Самыми бедными являются песчаные и супесчаные почвы.

Как образуется почва (3 класс), гумус и минеральные соли по окружающему миру

Рис. 3. Песчаные почвы – самые бедные

Свойства почвы

Самым важным свойством любого почвенного покрова является его плодородие – способность обеспечить полноценный рост и развитие растений.

К физическим свойствам почвы относят:

  • кислотность;
  • микробный состав;
  • влагоемкость – способность впитывать и удерживать влагу;
  • механический состав – размер и плотность частичек почвы.

Что мы узнали?

Из статьи по программе за 3 класс по окружающему миру мы узнали, как происходит почвообразование, как формируется плодородный слой, как в почве образуются минеральные соли. Почвенный покров очень важен для жизни на планете, а на его создание влияет множество факторов.

Предыдущая

Окружающий мирЗима и ее признаки (окружающий мир, 3 класс)

Следующая

Окружающий мирКруговорот воды в природе – схема превращения, кратко как происходит

Источник