Какие модели учитывают изменение свойств моделируемого объекта от времени

Какие модели учитывают изменение свойств моделируемого объекта от времени thumbnail

Тест по теме: «Модели и моделирование»

Вариант 1

  1. Модель есть замещение изучаемого объекта другом объектом, который отражает:

A) все стороны данного объекта;

Б) некоторые стороны данного объекта;

B) существенные стороны данного объекта;

Г) несущественные стороны данного объекта.

  1. Информационной моделью организации занятий в школе является:

А) свод правил поведения учащихся В) расписание уроков;

Б) список класса; Г) перечень учебников.

  1. Физической моделью является:

А) макет самолета; В) чертеж;

Б) карта; Г) диаграмма.

  1. Информационной моделью является:

А) анатомический муляж; В) модель корабля;

Б) макет здания; Г) чертёж.

  1. Из скольких объектов, как правило, состоит система?

А) из нескольких; В) из бесконечного числа;

Б) из одного; Г) она не делима.

  1. Устное представление информационной модели называется:

А) графической моделью; В) табличной моделью;

Б) словесной моделью; Г) логической моделью.

7. Результатом процесса формализации является:

А) описательная модель; В) графическая модель;

Б) математическая модель; Г) предметная модель.

8. Информационной моделью организации занятий в школе является:

А) свод правил поведения учащихся В) расписание уроков;

Б) список класса; Г) перечень учебников.

9. Правильный порядок указанных этапов математического моделирования процесса:

  1. анализ результата; 3) определение целей моделирования;

  2. проведение исследования; 4) поиск математического описания.

Соответствует последовательности:

А) 3-4-2-1; В) 2-1-3-4;

Б) 1-2-3-4; Г)3-1-4-2.

10. Процесс построения моделей называется:

А) моделирование; В) экспериментирование;

Б) конструирование; Г) проектирование.

11. Информационная модель, состоящая из строк и столбцов, называется:

А) таблица; В) схема;

Б) график; Г) чертеж.

12.Какие из следующих моделей не являются натуральными?

А)Модель автомобиля Б)плюшевый заяц Д)глобус

В) расписание занятий Г) чертеж корабля

13. Какое действие не является этапом моделирования?

А)коллекционирование марок В)проверка совпадения свойств объекта модели

Б)получение решения задачи Г)проверка макета здания на сейсмостойкость

14. Какая форма отображения графической модели применима для отображения процессов происходящих во времени

А)карта В)чертеж

Б) график Г) схема

15. Дополните предложение

Результат перехода от реальных свойств объекта моделирования к их формальному обозначению в определенной знаковой системе, называется_______________________

16. Между четырьмя местными аэропортами: ВОСТОРГ, ЗАРЯ, ОЗЕРНЫЙ и ГОРКА, ежедневно выполняются авиарейсы. Приведён фрагмент расписания перелётов между ними:

Аэропорт вылета Аэропорт прилета Время вылета Время прилета

ВОСТОРГ ГОРКА 16:15 18:30

ОЗЕРНЫЙ ЗАРЯ 13:40 15:50

ОЗЕРНЫЙ ВОСТОРГ 14:10 16:20

ГОРКА ОЗЕРНЫЙ 17:05 19:20

ВОСТОРГ ОЗЕРНЫЙ 11:15 13:20

ЗАРЯ ОЗЕРНЫЙ 16:20 18:25

ВОСТОРГ ЗАРЯ 14:00 16:15

ЗАРЯ ГОРКА 16:05 18:15

ГОРКА ЗАРЯ 14:10 16:25

ОЗЕРНЫЙ ГОРКА 18:35 19:50

Путешественник оказался в аэропорту ВОСТОРГ в полночь (0:00). Определите самое раннее время, когда он может попасть в аэропорт ГОРКА.

1) 16:15 2) 18:15 3)18:30 4) 19:50

1

4

1

B

1

2

C

4

2

3

D

3

E

1

17. В таблице приведена стоимость перевозок между соседними

железнодорожными станциями. Укажите схему, соответствующую

18. В таблицах приведена стоимость перевозки грузов между соседними станциями. Если пересечение строки и столбца пусто, то соответствующие станции не являются соседними. Укажите номер таблицы, для которой выполняется условие «Стоимость перевозки грузов от пункта В до пункта D равнялась 7».

2)

3)

4)

A

B

C

D

A

2

2

B

2

4

C

4

4

D

2

4

A

B

C

D

A

2

1

1

B

2

4

C

1

4

1

D

1

1

A

B

C

D

A

1

3

6

B

1

2

C

3

2

D

6

A

B

C

D

A

3

2

1

B

3

2

C

2

2

4

D

1

4

Тест по теме: «Модели и моделирование»

Вариант 2

  1. Как называется упрощенное представление реального объекта?

А) оригинал; В) модель;

Б) прототип; Г) система.

  1. Процесс построения моделей называется:

А) моделирование; В) экспериментирование;

Б) конструирование; Г) проектирование.

  1. Информационная модель, состоящая из строк и столбцов, называется:

А) таблица; В) схема;

Б) график; Г) чертеж.

  1. Каково общее название моделей, которые представляют собой совокупность полезной и нужной информации об объекте?

А) материальные; В) предметные;

Б) информационные; Г) словесные.

  1. Схема электрической цепи является:

A) табличной информационной моделью;

Б) иерархической информационной моделью;

B) графической информационной моделью;

Г) словесной информационной моделью.

6. Материальной моделью является:

А) макет самолета; В) чертеж;

Б) карта; Г) диаграмма.

7. Генеалогическое дерево семьи является:

A) табличной информационной моделью; B) сетевой информационной моделью;

Б) иерархической информационной моделью; Г) словесной информационной моделью.

8. Знаковой моделью является:

А) анатомический муляж; В) модель корабля;

Б) макет здания; Г) диаграмма.

9. Из скольких объектов, как правило, состоит система?

А) из нескольких; В) из бесконечного числа;

Б) из одного; Г) она не делима.

10. Инструментом для компьютерного моделирования является:

А) сканер; В) принтер;

Б) компьютер; Г) монитор.

11. Решение задачи автоматизации продажи билетов требует использования:

А) графического редактора; В) операционной системы;

Б) текстового редактора; Г) языка программирования.

12. Какими свойствами должен обладать производственный робот для успешного использования его в качестве модели человека

А) способность мыслить и разговаривать Б) способность ходить

В)умение брать и перемещать детали, закручивать болты, гайки и т.д. Г)обеспечивать внешнее сходство с человеком

13. Неадекватной моделью для объекта Земной шар является:

А)карта в) глобус

Б) воздушный шар

14) Какие из следующих моделей являются вербальными

А)характеристика главного героя в литературном произведении В) родословное дерево

Б)правила дорожного движения Г)план квартиры

Д)инструкция по настройке телевизора

15. Дополните предложение

В таблицах, представляющих собой ____________________________, отражается качественный характер связи между объектами.

16. Путешественник пришел в 08:00 на автостанцию поселка ЛЕСНОЕ и увидел следующее расписание автобусов:

Отправление из Прибытие в Время отправления Время прибытия

ЛЕСНОЕ ОЗЕРНОЕ 07:45 08:55

ЛУГОВОЕ ЛЕСНОЕ 08:00 09:10

ПОЛЕВОЕ ЛЕСНОЕ 08:55 11:25

ПОЛЕВОЕ ЛУГОВОЕ 09:10 10:10

ЛЕСНОЕ ПОЛЕВОЕ 09:15 11:45

ОЗЕРНОЕ ПОЛЕВОЕ 09:15 10:30

ЛЕСНОЕ ЛУГОВОЕ 09:20 10:30

ОЗЕРНОЕ ЛЕСНОЕ 09:25 10:35

ЛУГОВОЕ ПОЛЕВОЕ 10:40 11:40

ПОЛЕВОЕ ОЗЕРНОЕ 10:45 12:00

Определите самое раннее время, когда путешественник сможет оказаться в пункте ПОЛЕВОЕ согласно этому расписанию.

1) 10:30 2) 11:25 3)11:40 4) 11:45

17. В таблице приведена стоимость перевозки пассажиров между соседними населенными пунктами. Укажите схему, соответствующую.

2

4

1

B

2

C

4

5

D

1

4

E

5

4

18. В таблицах приведена протяженность автомагистралей между соседними населенными пунктами. Если пересечение строки и столбца пусто, то соответствующие населенные пункты не являются соседними. Укажите номер таблицы, для которой выполняется условие «Максимальная протяженность маршрута от пункта C до пункта B не больше 6». Протяженность маршрута складывается из протяженности автомагистралей между соответствующими соседними населенными пунктами. При этом через любой насеченный пункт маршрут должен проходить не более одного раза.

1)

2)

3)

4)

A

B

C

D

E

A

4

3

7

B

4

2

C

3

6

D

2

6

1

E

7

1

A

B

C

D

E

A

2

5

6

B

2

3

C

5

D

3

1

E

6

1

A

B

C

D

E

A

2

2

6

B

2

C

2

2

D

2

2

2

E

6

A

B

C

D

E

A

5

2

6

B

5

5

C

2

2

D

5

2

3

E

6

3

Тест по теме: «Модели и моделирование»

Вариант 3

  1. Инструментом для компьютерного моделирования является…

А) сканер В) монитор

Б) компьютер Г) принтер

2. В отношении «объект – информационная модель» не находятся..

Читайте также:  Лук какие целебные свойства

А) одежда – выкройка В) лампа – свет

Б) движение – законы Ньютона Г) класс – список учеников

3. К числу математических моделей относятся

А) милицейский протокол В)формула нахождения квадратного корня

Б) правила дорожного движения Г) кулинарный рецепт

4. Модель – это…

А) уменьшенная копия предмета В)профессия в шоу-бизнесе

Б) объект, который рассматривается вместо другого для каких-то целей

5. Какие из моделей можно рассматривать в качестве информационной модели человека:

А) характеристика с места учебы В) компьютер

Б) медицинская карта Г)личная карточка работника предприятия

Д) кукла

6. Какие модели учитывают изменение свойств моделируемого объекта от времени:

А) Мягкие игрушки В) учебники

Б) подопытные животные Г)заводные игрушки

Д) глобус

7. Какие из следующих моделей не являются натуральными:

А) модель машины В)глобус

Б) плюшевый заяц Г)расписание занятий

Д) чертеж корабля

8. Информационной моделью, описывающей организацию учебного процесса школы, является

А)классный журнал В) список учащихся школы

Б)расписание уроков Г)перечень учебников

9. Предметной моделью является

А) чертеж В)карта

Б)диаграмма Г) макет здания

10.К какому типу относится таблица – информационная модель «Баскетбольная секция»

Дата рождения

рост

вес

Дата медосмотра

Иванов И. П.

14.11.1995

182

75

14.03.2007

Петров Г. А.

12.02.1996

191

71

15.04.2007

А) Объект-свойство В)объект-объект

Б) матрица Г) двоичная матрица

11.Двоичная матрица отражает

А) количественные характеристики (свойства объекта)

Б) сведения, которые позволяют отличить один объект от другого

В) взаимосвязи между разными объектами

Г) качественный характер связей между объектами

12.Имитационные модели воспроизводят поведение (работу)

А) предприятий торговли В)погода на завтрашний день

Б) учреждения «Скорой помощи» Г)транспортных систем

Д) доменной печи

13. Материальной моделью является:

А) макет самолета; В) чертеж;

Б) карта; Г) диаграмма.

14. Устное представление информационной модели называется:

А) графической моделью; В) табличной моделью;

Б) словесной моделью; Г) логической моделью.

15. Дополните предложение

Вычислительный эксперимент в некоторых случаях может заменить __________________ физический эксперимент.

16. Путешественник пришел в 08:00 на автостанцию поселка ЧЕРНОЕ и увидел следующее расписание автобусов:

Отправление из Прибытие в Время отправления Время прибытия

СВЕТЛОЕ ЧЕРНОЕ 06:15 08:55

КРАСНОЕ ЛАЗАРЕВО 07:15 09:45

ЧЕРНОЕ КРАСНОЕ 07:30 11:40

ЧЕРНОЕ ЛАЗАРЕВО 08:25 10:45

КРАСНОЕ СВЕТЛОЕ 09:05 10:25

ЧЕРНОЕ СВЕТЛОЕ 09:10 11:50

ЛАЗАРЕВО КРАСНОЕ 10:30 13:00

ЛАЗАРЕВО ЧЕРНОЕ 11:05 13:45

СВЕТЛОЕ КРАСНОЕ 12:10 13:25

КРАСНОЕ ЧЕРНОЕ 13:10 17:25

Определите самое раннее время, когда путешественник сможет оказаться в пункте КРАСНОЕ согласно этому расписанию.

1) 11:40 2) 13:00 3)13:10 4) 13:25

3

1

B

3

2

1

C

2

4

D

1

1

4

17. В таблице приведена стоимость перевозки пассажиров между соседними

населенными пунктами. Укажите схему, соответствующую таблице.

18. В таблицах приведена протяженность автомагистралей между соседними населенными пунктами. Если пересечение строки и столбца пусто, то соответствующие населенные пун­кты не соединены автомагистралями. Укажите номер таблицы, для которой выполняется условие «Общая протяженность маршрута от пункта А до пункта С равнялась 8». Протяженность маршрута складывается из протяженности автомагистралей между соответствующими соседними населенными пунктами. При этом любой населенный пункт должен встречаться на маршруте не более одного раза. 1)

2)

3)

4)

A

B

C

D

A

2

2

B

2

2

2

C

2

D

2

2

A

B

C

D

A

2

B

2

1

1

C

1

3

D

1

3

A

B

C

D

A

2

2

B

2

1

3

C

1

3

D

2

3

3

A

B

C

D

A

3

1

B

3

2

C

2

1

D

1

1

Тест по теме: «Модели и моделирование»

Вариант 4

1. Каково общее название моделей, которые представляют собой совокупность полезной и нужной информации об объекте?

А) материальные; В) предметные;

Б) информационные; Г) словесные.

2. На уроке биологии учащиеся берут пробы из воды в близлежайшей речке, чтобы в школьной лаборатории проверить её чистоту. Что является объектом исследования?

А) объект «река» В) процесс загрязнения водоема

Б) система «водоем» Г) объект вода и его параметры: прозрачность, чистота и т.д.

3. Примерами информационной модели исторических событий является:

А) Бородинская панорама В)экспонаты «Бородинское сражение»

Б) стихотворение А. С. Пушкина «Бородино» Г)карта местности, отражающая расстановку сил к началу боя и направления удара войск

4.Выберете параметры объекта «ученик», которые необходимы для создания информационной модели ученика, представленной в школьном журнале

А) Фамилия В) Имя Д) Оценки

Б) Вес Г) Рост

5. Учитель на уроке рассказывает о гибели динозавров. К какому виду моделей (по способу представлению)можно отнести его рассказ?

А)Информационная В) вербальная

Б) Материальная Г)Образная

6. Предметной моделью является

А) граф В)диаграмма

Б)схема Г) макет машины

7. Таблица типа «объект-объект» отражает

А) количественные характеристики (свойства объекта)

Б) сведения, которые позволяют отличить один объект от другого

В) взаимосвязи между разными объектами

Г) качественный характер связей между объектами

8. Какими свойствами должен обладать производственный робот для успешного использования его в качестве модели человека

А) способность мыслить и разговаривать

Б) способность ходить

В)умение брать и перемещать детали, закручивать болты, гайки и т.д.

Г)обеспечивать внешнее сходство с человеком

9. К какому типу относится таблица – информационная модель «Посещение факультативов»

Танцы

Рисование

Радио кружок

Иванов И. П.

1

1

Петров Г. А.

1

А) Объект-свойство В)объект-объект

Б) матрица Г) двоичная матрица

10. Таблица типа «объект-свойство» содержит

А) информацию, где одна строка содержит информацию об одном объекте

Б) сведения, которые позволяют отличить один объект от другого

В) взаимосвязи между разными объектами

Г) качественный характер связей между объектами

11. В отношении «объект – информационная модель» не находятся..

А) одежда – выкройка В) лампа – свет

Б) движение – законы Ньютона Г) класс – список учеников

12. Какие модели учитывают изменение свойств моделируемого объекта от времени:

А) Мягкие игрушки В) учебники

Б) подопытные животные Г)заводные игрушки

Д) глобус

13. Какие из следующих моделей не являются натуральными:

А) макет здания В)глобус

Б) игрушечный кот Г)расписание проезда автобусов

Д) чертеж болта

14. Генеалогическое дерево семьи является:

A) табличной информационной моделью; B) сетевой информационной моделью;

Б) иерархической информационной моделью; Г) словесной информационной моделью.

15. Дополните предложение

______________________ модель воспроизводит поведение сложной системы, элементы которой могут вести себя случайным образом

16. Путешественник пришел в 08:00 на автостанцию поселка КАЛИНИНО и увидел следующее расписание автобусов:

Отправление из Прибытие в Время отправления Время прибытия

КАМЫШИ КАЛИНИНО 08:15 09:10

КАЛИНИНО БУКОВОЕ 09:10 10:15

РАКИТИНО КАМЫШИ 10:00 11:10

РАКИТИНО КАЛИНИНО 10:05 12:25

РАКИТИНО БУКОВОЕ 10:10 11:15

КАЛИНИНО РАКИТИНО 10:15 12:35

КАЛИНИНО КАМЫШИ 10:20 11:15

БУКОВОЕ КАЛИНИНО 10:35 11:40

КАМЫШИ РАКИТИНО 11:25 12:30

БУКОВОЕ РАКИТИНО 11:40 12:40

Определите самое раннее время, когда путешественник сможет оказаться в пункте РАКИТИНО согласно этому расписанию.

Читайте также:  До какого месяца грудное молоко имеет полезные свойства

1) 12:25 2) 12:30 3)12:35 4) 12:40

17. В таблице приведена стоимость перевозок между соседними

1

4

1

B

1

2

C

4

2

3

D

3

E

1

железнодорожными станциями. Укажите схему, соответствующую

18. В таблицах приведена стоимость перевозки грузов между соседними станциями. Если пересечение строки и столбца пусто, то соответствующие станции не являются соседними. Укажите номер таблицы, для которой выполняется условие «Стоимость перевозки грузов от пункта В до пункта D равнялась 7».

2)

3)

4)

A

B

C

D

A

2

2

B

2

4

C

4

4

D

2

4

A

B

C

D

A

2

1

1

B

2

4

C

1

4

1

D

1

1

A

B

C

D

A

1

3

6

B

1

2

C

3

2

D

6

A

B

C

D

A

3

2

1

B

3

2

C

2

2

4

D

1

4

Источник

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Типология моделей в логистике производна от понятия “логистическая система” , которое, как известно, в силу своей громадной концептуальной емкости и многообразия промежуточных форм существования в реальной практике окончательно не установлено. Аморфное представление о сущности и нюансах логистической деятельности не способствует созданию эффективного методологического инструментария в виде модельного ряда, учитывающего специфику и фазы существования объекта логистизации. С другой стороны, неразвитость аппарата моделирования в логистике тормозит развитие ее как науки.

Приходится заимствовать из других областей знаний (системология, исследование операций, теория управления запасами и др.) различные методы и способы моделирования, но этот путь требует глубокого критического анализа имеющегося спектра моделей, переосмысления их потенциальных возможностей и органических недостатков с точки зрения логистики. В противном случае возникают серьезные трудности, а порой и недоразумения как при выборе способа моделирования, так и при объяснении существа моделируемых логистических процессов.

Любой специалист в области моделирования без особого труда найдет во множестве представленных в литературе по логистике моделей немало фактов, когда результаты моделирования родственных объектов невозможно сопоставить между собой даже по шкале порядка: структурные модели выдаются за функциональные, статические за динамические, концептуальные за информационные и даже за аналитические и т.п.

Чтобы установить ассортиментный ряд моделей, который удовлетворял хотя бы скромным запросам исследователей и практиков в области логистики и помогал сократить время на поиск “нужных” моделей, целесообразно обратить более пристальное внимание на известные классификации в теории моделирования сложных физических, экономических и информационных систем [1-3, 5-8].

При таком подходе, согласно [2], по характеру фиксации состояния системы следует различать:

– ситуационное моделирование, при котором для получения прогноза вектора состояний системы Z(T) оценивается изменение состояний z(t) є Z за время Т. По этому признаку к ситуационным можно отнести модели, применяемые для оценки динамики работы службы закупок, интенсивности и мощности каналов товародвижения в распределительной сети, состояния дел по управлению производственными и товарными запасами и т.д.;

– бехивиоральное моделирование, определяющее выходные статистические характеристики y(t) єY на интервале времени [0, Т]. Отсюда бехивиоральными моделями следует считать те, которые дают статистическую оценку степени устойчивости, надежности и адаптивности системы на определенном временном отрезке. К моделям подобного рода можно отнести модели, построенные на основе теории массового обслуживания, поскольку в них используются статистические распределения интервалов между различными логистическими операциями. С их помощью можно оценить уровень функциональности логистической системы по отношению к ранее достигнутому уровню или к соответствующему стандарту в виде среднего времени выполнения и задержки заказа в системе, вероятности его потери и т.п.

В зависимости от формы модельного представления объекта логистизации модельный ряд далее можно разбить на два основных вида: физическое (материальное) и абстрактное моделирование.

Физические модели в общем случае разделяются на натурные и макетные. Понятно, что натурные модели способны лучше других обеспечить адекватное отражение действительности. Вместе с тем проведение натурных исследований сопряжено с громадными трудностями как организационно-экономического, так и научного плана. Обычно “на натуре” удается лишь зафиксировать существующее состояние системы без возможности вариаций внешних и внутренних факторов окружающей среды.

При использовании разных вариантов макетного моделирования, например, в форме полупроизводственных испытаний, возможности экспериментатора увеличиваются, но появляется большая вероятность искажения результатов моделирования, особенно в тех случаях, когда не удается установить критерии подобия процессов в модели (макете) и натуре.

Абстрактное моделирование остается пока наиболее приемлемым средством познания в логистике, а чаще всего и единственно возможным. По способам выражения абстрактное моделирование декомпозируется по четырем направлениям: концептуальное, математическое, имитационное и символическое моделирование.

В свою очередь концептуальные модели можно условно разграничить на вербальные модели и модели общесистемных структурных форм. В настоящее время – это наиболее распространенный тип моделей в логистике, особенно в части, именуемой теоретической. Диалектика их широкого применения в наблюдательных и описательных областях науки имеет глубокие гносеологические корни, которые, видимо, не следует нарушать, особенно там, где модели имеют трудноопределимые входы и выходы. Тем не менее, концептуальное моделирование является только средством получения начальных знаний о предмете исследования. Как отмечено в работе [3, с. 33], уровень познания наук, использующих только приемы концептуального моделирования, таков, “что они располагают большей частью морфологическими данными об изучаемых системах, иногда эти данные сводятся только к классификации. Установление устойчивых закономерностей – сравнительно редкая и большая удача”.

Математические модели в высшем своем проявлении способны на многое, но дать какую-то конкретную характеристику, по которой можно было бы отнести ту или иную модель к математическому типу затруднительно. Слишком громаден диапазон математического действия: от весьма абстрактных моделей в символьных переменных до серьезной проработки вычислительных аспектов.

В зависимости от степени достижения результата при описании механизма протекания исследуемых процессов за счет применения математических методов, их можно условно декомпозировать на четыре группы: аналитические (цифровые), аналоговые, кибернетические и игровые. Можно лишний раз подчеркнуть относительность такой градации.

Например, если аналитические, аналоговые и кибернетические модели вполне определенно можно отнести к математическим моделям, то игровые модели способны принимать почти нулевой математический уровень в так называемых “деловых играх” и становиться почти на сто процентов аналитическими при формализации конфликтных ситуаций с применением элементов теории игр [4].

Но еще более сложный характер имеют имитационные модели (ИМ). И неудивительно, поскольку по названному признаку практически все классы, подклассы, виды, группы и разновидности абстрактных моделей можно считать имитацией реальной действительности. Для подтверждения правильности данного заключения можно сослаться на классическое определение сущности имитационного моделирования, которое представляется в виде “процесса формирования модели реальной системы и проведения на этой модели экспериментов в целях выявления свойств системы и определения возможных путей ее создания, совершенствования и (или) эффективного использования” [5, с. 30].

Читайте также:  Какие свойства характерны крахмалу

Весь вопрос заключается лишь в установлении таких правил имитации, при соблюдении которых модель не станет ложной.Среди ученых “старого” поколения бытует соответствующее мнение, согласно которому “в процессе выбора системной модели следует учитывать различную степень их изученности и по возможности избегать использования моделей, не имеющих развитого математического аппарата” [5, с. 54]. Если придерживаться их мнения, то можно считать, что риск “заболеть” неадекватностью отражения реальных процессов при имитационном моделировании будет тем меньше, чем больше будет использоваться соответствующий конкретной специфике математический аппарат. На данном основании имитационные модели можно условно разделить еще на три группы: аналитические, кибернетические и информационные.

В попытке провести тонкую грань между указанными группами будем считать, что признаком аналитического имитационного моделировании являются те случаи, когда имитация структурного и функционального пространства моделируемой системы осуществляется на основе решения системы балансовых уравнений с помощью методов линейного, нелинейного, динамического, статистического и другого вида программирования.

Однако отдавать пальму первенства аналитическим, аналоговым или кибернетическим моделям при имитации реальных процессов в логистике, видимо, не стоит, поскольку многочисленные исключения подтверждают другое правило.
По нему “в сложных ситуациях только отдельные слагаемые общей проблемы поддаются аналитическим оценкам как из-за отсутствия пока необходимых зависимостей, так, и это, пожалуй, главное, из-за невозможности в ряде случаев ввести шкалу измерений, “имеющую смысл” [5, с. 29]. Это свойство познания действительности образует множество видов информационных моделей, которые, неся в себе все основные признаки и правила построения имитационных моделей с опорой на формальный и неформальный аппарат анализа, становятся моделями синтетического порядка, способными в конечном итоге приобрести более высокую практическую ценность по сравнению с концептуальными и аналитическими моделями.

Правда, на означенном пути возникает еще одно существенное препятствие. Даже если информационная модель удовлетворяет всем описанным выше требованиям, объем получаемых от нее сведений становится настолько обширным, что их обработка может оказаться мало эффективной. Требуется дальнейшее совершенствование программных средств путем разработки рациональных процедур формирования и использования обобщенной информации. Такие системы поиска и обработки необходимых данных уже появились и стали широко использоваться в Интернете. Одна из них, получив название “ASK JEEVES” (сервис умного поиска), быстро завоевывает мир, а ее зачинатель (Стив Берковец) стал одним из наиболее процветающих бизнесменов США.

Настало время разделить информационные модели на две разновидности: обеспечивающие и не обеспечивающие поиск необходимых сведений для выполнения целевых функций.

Трудно себе представить, чтобы “сервис умного поиска” был вне рамок диалогового управления с оперативным определением функциональных и информационных связей между элементами логистической инфраструктуры. В противном случае, каким образом можно оперативно выработать и привязать оптимальные управляющие параметры к соответствующим горизонтам и фазам процесса управления? Возможность проведения итеративной диалоговой процедуры подразделяет информационные системы еще на две разновидности: диалоговые и простые, т.е. с выдачей для традиционного (без обратной связи) анализа таблиц и отношений. Здесь следует признать, что информационные модели бизнес-процесса А. Шеера [6], которые в последние годы все шире начинают применяться для решения логистических задач, как раз и можно отнести к диалоговым системам, имеющим элементы “ASK JEEVES”.

При более близком знакомстве с подобными информационными моделями можно обнаружить, что их устройство во многом основано на использовании символических моделей, разделяющихся в свою очередь на языковые и знаковые (телеологические). В основе языковых моделей лежит строго зафиксированный определенным машинным языком (FORSIM, GPSS, SIMULA, SIMSCRIPT, BOSS, SOL, DYNAMO, MIMIC, и др.) набор однозначных понятий [2], а в знаковых с помощью различных знаков (кванторов, предикатов, обозначений элементов из теории множеств и т.п.) отображается набор необходимых понятий, благодаря чему в отдельных символах дается описание какого-либо реального объекта [7, с. 64-86; 333-358]. Можно сказать, что всевозможные реляционные языки и семантические сети, основанные на алгебре отношений в совокупности с быстро развивающимся аппаратом фреймов и слотов [8], расширяют возможности создания и идентификации средств представления элементов, связей и предметов логистической деятельности, что в конечном итоге способствует появлению и развитию “ASK JEEVES” в логистике.

Практически все обозначенные выше типы, группы и виды моделей можно структурировать по так называемым признакам функционального и иерархического порядков. В частности, по признаку целевого назначения модели разделяются на функциональные, структурные, организационные, управляющие, обеспечивающие, а также модели данных и модели выхода [6]. По способам управления системой иногда в логистике используются так называемые модели “толкающего” и “тянущего” типов. Модель также может получить название от преобладающего вида моделируемого потока: товарная, финансовая, управления, ресурсов, продуктов и т.д.

Градация по степени обобщения объектов моделирования образует локальные, корпоративные, региональные, отраслевые, республиканские и другие виды моделей. Каждую из них можно декомпозировать в зависимости от специфики решаемых задач. Например, локальная операционная модель (ЛОМ) может быть предназначена для исследования проблем управления транспортом, финансами, ресурсами.

Практически все области логистической деятельности пронизывает подсистема управления запасами (УЗ). Считаясь относительно молодой отраслью исследования операций, теория управления запасами уже располагает несколькими сотнями моделей, которые детально классифицируются по нескольким десяткам признаков. Приводить их в полном объеме имеет смысл лишь при создании компьютерной базы знаний по УЗ. Здесь достаточно ограничиться укрупненной классификацией, которая различает модели по: числу номенклатур; числу складов; характеру восполнения; характеру спроса; способу рассмотрения динамики; целевой функции; стратегии восполнения; способу контроля уровня запаса; учету недостач; задержке поставок [8, с. 31].

Кроме того, в зависимости от характера изучаемых процессов все модели могут быть разделены на детерминированные и стохастические, статические и динамические, непрерывные и дискретные. Однако в указанном “чистом” виде логистические процессы, и, следовательно, модели, встречаются крайне редко, особенно в детерминированной, статической и непрерывной формах, что сопряжено, главным образом, с нестационарным и независимым характером спроса.

Виктор Осовцев, к.т.н., доцент кафедры маркетинга и рекламы Ростовского государственного университета “РИНХ”

https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/55129/

Источник