Какие нормы по вопросам развития наций и национальных отношений содержатся
Авторы: Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф.
Год: 2014
Описание: Гдз к учебнику Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. по обществознанию для 8 класса. На страницах решебника Вы найдёте, сделанные опытными специалистами — готовые домашние задания, большие и краткие конспекты, подробные и грамотные ответы на вопросы, правильные решения к тестам, отличные сочинения к проблемам и практикумам.
Боголюбов 8 класс / Параграф 15
§15. Нации и межнациональные отношения.
Проверим себя.
1. Что такое нация? Каково соотношение понятий «нация» и «этнос»?
Нация — общность, исторически сложившаяся на определенной территории на основе культуры, языка, экономических связей, государственности и развитого национального самосознания.
Этнос — социальная общность людей, представленная племенем, народностью и нацией.
2. Каковы различные понятия национальной гордости?
Национальная гордость развивает патриотические чувства по отношению к своему народу и стране. Принадлежность к нации выражается в языке народа, религии, культуре и общих целях в интересах страны.
Человек испытывает национальную гордость при мысли, что он принадлежит к определенной нации. Это проявляется в любви и ответственности за то, что происходит в стране.
Она служит толчком к распространению и развитию родного языка и культуры в мире.
Она также проявляется в том, что дает отпор всем, кто посягает на нерушимость нации и ее интересов.
3. Какое значение имеют национальные традиции?
Национальные традиции очень важны для процесса социализации, так как они передают опыт поколений, воспитывают национальное самосознание, сохраняют целостность общества.
4. Почему все народы заинтересованы в сотрудничестве?
Все народы заинтересованы в обществе из-за ограниченности ресурсов. Причина этого лежит в географии. Географическое расположение одного государство, например, очень богато полезными ископаемыми, водой, песком, плодородными землями, полноводными реками и лесами. А некоторые народы проживают в пустынной местности, но рядом с морем.
В соответствии с географическим положением развивается особенный промысел у разных народов. Но для удовлетворения потребностей народы и отдельный человек нуждается во всех видах промысла. Поэтому народы сотрудничают, торгуют между собой.
5. В чём опасность межнациональных конфликтов?
Опасность межнациональных конфликтов состоит том, что они могут приводить к серьезным столкновениям между представителями разных национальностей. В многонациональном государстве это будет вызывать постоянные военные конфликты, приведет к убийствам, дракам, расколет общество. Могут возникнуть ситации невозможного проживания лиц одной национальности на ограниченной территории. Необходимо предотвращать межнациональные конфликты, ведь они могут привести к серьезным последствиям, растянувшимся во времени.
6. Каким образом можно предотвратить межнациональные конфликты?
Важнейшим элементом системы предотвращения межнациональных конфликтов является их профилактика, то есть своевременное пресечение любых попыток разжигания межнациональной розни (экстремистских высказываний, призывов к насилию и т.п.). Время от времени необходимо разрешать накопившиеся противоречия в ходе мирных переговоров, где соглашение достигается путем достижения компромисса методом взаимных уступок.
7. Какие нормы по вопросам развития наций и национальных отношений содержатся в законах России?
Если мы говорим о РФ, то конституция нашей страны говорит вот такие вещи:
— Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности;
— Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
Также, существуют такие указы и законы:
1) Указ Президента РФ от 15 июня 1996 г. № 909) гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, конфессиональной принадлежности, включенности в различные социальные сообщества и группы. Каждый гражданин имеет право на добровольное национальное самоопределение и оказание содействия развитию своей национальной культуре и языка.
2) Федеральный закон «О национально-культурной автономии» регулирует культурную сферу, затрагивает вопросы языка и сохранения самобытности народов.
и другие документы.
В классе и дома.
1. Найди в учебнике истории характеристику процесса складывания народностей. Какие народности, существовавшие в Древнем мире, в Средние века, тебе известны? Назови нации и народности, живущие в разных странах в наше время.
Ассирийцы (Месопотамия), Вавилоняне, Езиды, Армяне, Арамеи, Персы, Греки, Македонцы, Кельты, Роксаланы, Скифы и так далее.
А в Средние века – славяне, авары, франки, египтяне, испанцы, персы, римляне и прочие.
2. Приведи примеры конфликтов между народами, угнетения одних народов другими в различные периоды истории.
Ирано-византийская война в 602 году, Столетняя война с 1337 по 1453 годы, множество русско-польских и русско-турецких войн в 18 и 19 веках, а также, самая памятная — Вторая мировая война, когда нацисты загоняли в концлагеря целые народы, жившие в СССР.
3. В притче давних времён рассказывается о двух враждовавших между собой племенах, живших на противоположных берегах реки. Случилось, что волшебник повстречал человека из одного племени и сказал ему: «Я дам тебе всё, что пожелаешь, при условии, что представитель племени, живущего на другом берегу, получит вдвое больше». И человек ответил: «Выколи мне один глаз». Ему хотелось, чтобы тот, из враждебного племени, потерял оба глаза.
Подумай, о чём говорит эта притча. Объясни, как ты оцениваешь ответ человека волшебнику.
Эта притча повествует о том, что человеку всегда всего мало. Более того, он еще смотрит, что там творится у соседа, не получает ли он от судьбы больше, чем полагается.
Вместо того, чтобы думать о своих благах (саморазвитии, обогащении, уважении), человек просит сделать себе же хуже. Но только так, чтобы врагу было еще больнее и труднее.
Оценка ответа человека из притчи может быть только негативной. Так мыслят не созидатели, а завистники. Нужно тратить свою энергию не на врагов, а на себя.
5. Французский писатель В. Гюго сказал: «На свете нет малых народов. Величие народа вовсе не измеряется его численностью, подобно тому как величие человека не измеряется его ростом». Согласен ли ты с писателем? Покажи на примерах, что величие народа не зависит от его численности.
Да, я согласна с Виктором Гюго, ибо величие народа заключается в уникальности его культуры и богатой истории, а не численностью. Больше всех в мире китайцев (ханьцев), но они великий народ, потому что они сохранили свои традиции и обычаи цивилизации с трехтысячной историей. А малые народы Сибири, эти народы тоже великие, но они очень малочисленны, а величие их заключается в их истории и той же приверженности к традициям.
6. В нашей стране немало семей, где отец одной национальности, а мать — другой. Объясни, о чём свидетельствует этот факт. Предположи, как бы определили национальную принадлежность дети в этих семьях.
Этот факт свидетельствует о том, что в России живут толерантные, умные люди, которые не делят человечество на национальному признаку. Это также свидетельствует о том, что в России проживает множество народов. Дети в таких семьях делали бы выбор в пользу той нации, частью которой они себя чувствуют, той, что им ближе.
Источник
Определение понятия суверенитета не найти в официальных международных актов. Однако, исходя из статьи 2 устава ООН, мы видим, что суверенитет государства стоит на одном из первых мест для Организации Объединенных Наций. 3 пункта 2 статьи подтверждают это. Пункт 1 статьи 2 гласит: «Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее членов». Уже из этого пункта вытекает то, что реализация целей организации возможно только при условии юридического равенства сторон. Правда и тут можно найти спорные моменты. Как известно, у некоторых стран в составе ООН, есть право «ВЕТО», которое позволяет им одним лишь голосом не принимать тот резолюцию или иной акт ООН. Такое право есть лишь у стран-победительниц стран-оси, то есть военного блока Германии, Италии и Японии. Эти же страны являются постоянными членами Совета Безопасности ООН: Россия, США, Великобритания, Франция и Китай. Право непостоянное членство закреплено в 23 статье устава ООН. Известны несколько случаев, когда лишь право «Вето» мешала принятию резолюции. Ниже будет рассмотрен Международный Трибунал по бывшей Югославии. Следует акцентировать внимание на нем в этой главе, ведь международное сообщество и ООН не поддержало решение США о начале военных действий против Сербии, однако, Сербия все равно подверглась бомбардировке. Сильно пострадала столица – Белград.
Суверенитет фигурирует во многих международных документах. К примеру, в декларации о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств. Данная декларация была принята 9 декабря 1981 года. Прежде всего суверенитет раскрывайся в двух пунктах 2 статьи: принцип отказа от интервенции и невмешательства во внутренние и внешние дела государств включает следующие права и обязанности:
a)суверенитет, политическую независимость, территориальную неприкосновенность, национальное единство и безопасность всех государств, а также национальную самобытность и культурное наследие их народов;
b)суверенное и неотъемлемое право государства свободно определять свою собственную политическую, экономическую, культурную и социальную систему, развивать свои международные отношения и осуществлять неотъемлемый суверенитет над своими природными ресурсами в соответствии с волей его народа без внешней интервенции, вмешательства, подрывной деятельности, принуждения или угрозы в какой бы то ни было форме;
В отношении права народов и нация на суверенитет, интересует прежде всего здесь термины: территориальная неприкосновенность и национальное единство.
В более раннем документе, который еще ни раз будет затронут: Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам, также есть упоминание суверенитета. В 6 статье сказано: всякая попытка, направленная на то, чтобы частично или полностью разрушить национальное единство и территориальную целостность страны, несовместима с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций; Данная декларация была принята в 1960 году, 14 декабря.
Именно поэтому следовало заострить внимание на документе более позднего периода, где повторяются слова. В документе от 1960 года, в преамбуле также содержатся нужные определения: все народы имеют неотъемлемое право на полную свободу, осуществление своего суверенитета и целостность их национальной территории.
Если с определением суверенитета все просто, то с определением национальной территории, вопрос обстоит сложнее. В официальных документах и словарях также не дается определения, хотя оно очень важно. Выше было рассмотрено множество примеров борьбы народов или стран за суверенитет, на примере конкретной ситуации, происходит диссонанс. Абхазия считает свою территорию национальной, также считает и Грузия. По закону, Грузия имеет право на эти территории, исходя из конституции Советского Союза. С другой стороны, исходя из перечисленных выше международных актов, Абхазия имеет право на суверенитет.
Рассмотрение данных вопросов приводит к неоднозначному выводу, что анализируемые правовые документы наполнены юридическими фикциями. Многие понятие, такие как: суверенитет, национальная территория и так далее, остались без определения. С одной стороны, это объясняется юридической техникой, законодатели посчитали, что четкого определения дать таким понятиям нельзя, а следовательно, в будущем, определение может обернуться против международного сообщества.
Такое уже произошло, только с определением «геноцид». 9 декабря 1948 года была принята Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него.
На дебатах этой юридической оплошностью воспользовался Андрей Рудой
Во второй статье данной конвенции дано определение геноцида: в настоящей Конвенции под геноцидом понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:
а) убийство членов такой группы;
b) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;
с) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее;
d) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;
e) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.
Законодатели не включили в определение слово «социальную». Ведь исходя из этого определение, раскулачивание – не является геноцидом. Раскулачивание – это политика большевиков, которая проводилась с 1920 – x годов, по 1950-е года, смысл политики заключался в истреблении кулаков(зажиточных крестьян) любимы методами, начиная от социальных, заканчивая физическими. Из-за политики раскулачивания пострадали миллионы людей, но под определение «геноцид, это не подойдет, хотя все признаки геноцида на лицо, но уничтожали социальную группу.
На этом примере видно, что не всегда четкое определение может иметь положительное последствие.
С другой же стороны, юридическая фикция могла быть задумана законодателем для другого. Изначально, принцип: право наций и народов на самоопределение вытекал из деколонизаторской политики, но в будущем, стало появляться все больше национальных государств, поэтому вопрос охватил не только бывшие колонии.
Касаемо понятия «национальная территория». Не стоит забывать, что народы могут иметь национальную территорию внутри государств. К примеру, Башкортостан в составе России. Правда, появляется новый вопрос. Русские – это народ, который составляет большинство в России, по переписи 2010 года, русские большинство в Башкортостане. Тогда появляется логичный вопрос, чья национальная территория Башкортостан? Исходя из национально деления Российской Федерации, можно предположить, что эта национальная территория башкир. Исходя из этого получается, что у русских в России нет национальной территории. Кстати, этот вопрос неоднократно поднимал депутат Государственной Думы, лидер фракции ЛДПР – Владимир Жириновский. Жириновский сравнивал Российскую Федерация с Советским Союзом и предрекал возможный национальный распад для России. С его точки зрения, губернское деление Российской Империи требуется для надежного фундамента современного российского государства. То есть, следует перейти от федеративного устройства государства к унитарному.
От международных актов, к России переход был сделан специально. Ведь не только международное законодательство регулирует понятия: суверенитет, национальная территория и так далее.
Уже в преамбуле российской Конституции можно найти рассматриваемые определения. К примеру: «исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов» и «возрождая суверенную государственность России». Интересен тот факт, что в международных и национальных документах понятия самоопределения народов и суверенитета идут рядом, они дополняют друг друга. Важно заметить, что не всегда они противоречат друг другу. Все народы Российской Федерации, на данный момент, живут в мире и согласии, многие из народов обладают своими национальными республиками в составе России.
Вторая статья Конституции говорит нам о том, что многонациональный народ России является носителем суверенитета. Именно отсюда можно заключить, что Конституция рассматривает прежде всего не национальные различия народов проживающих на территории Российской Федерации, а объединяет их в один народ – в россиян, то есть жителей России.
Четвертая статья Конституции подтверждает нам, что суверенитет действует на всей территории Российской Федерации. Следовательно, утверждается верховенство закона на данной территории. Исходя из этой статьи, распространяется власть на территории России. Существует пример, который хорошо иллюстрирует данную статью. В 1999 году, Борис Николаевич Ельцин ввел на территории Чеченской Республики режим контртеррористической операции или кратко: режим «КТО». Вводился этот режим на основании уже прекратившего действия закона «о борьбе с терроризмом», который был принят в 1998 году. Его заменил закон от 2006 года « о противодействию терроризму». К сожалению, в этих законах не давалось определение этому режиму. Чтобы дать определение, нужно взять за основу 1994 год, когда начался военный конфликт в Чечне. Тогда, операцию по вводу федеральных войск на территорию республики назвали: операция по восстановлению конституционного порядка в Чечне. Сама ситуация будет рассмотрена ниже, но исходя из названия операции, мы понимаем, что режим «КТО» – это особый правовой статус на некоторой части территории Российской Федерации, где были утрачены признаки суверенитета над территорией. Исходя из 4 статьи конституции, Россия восстанавливала утраченный суверенитет на части территории страны.
Следует заключить некоторые выводы:
1)В международных и национальных актах не даны определения рассматриваемым понятиям. Предположительно, законодатель сделал это специально, для дальнейший трактовки закона. Также, чаще всего понятие суверенитет и принцип права народов на самоопределение идут вместе, так как не противоречат друг другу, а дополняют.
2)Исходные понятие и принципы формировались для стран колониальной эпохи, по получилось так, что страны, народы, и естественно, юристы, начали использовать данные определения в более широком смысле, так как они определяют другие ситуации. Это хорошо, но законодательство теперь требует доработки.
3)Правовые принципы и нормы Российской Федерации сопоставимы с принципами и нормами международного сообщества. Исходя из малого возраста России, многие законодательные акты актуализированы на сегодняшний момент.
Источник
Глава III. Социальная сфера
Равенство наций и народов неразрывно связано с равенством людей независимо от их национальности. Это высший принцип гуманизма.
Опыт человеческой цивилизации показывает, что национальные конфликты можно исключить или смягчить, соединяя принципы национально-территориальной и национально-культурной автономии. Большое значение имеют гарантии прав человека: права на национальное самоопределение, культурную автономию, свободу перемещения, экономическую и политическую защиту независимо от места проживания. Эти права нашли отражение в законодательстве Российской Федерации.
В Конституции РФ записано: «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принуждён к определению и указанию своей национальной принадлежности» (ст. 26). Национальное самоопределение означает, что сам человек может определить свою национальную принадлежность не по национальности родителей, а по самосознанию, по языку, на котором он всегда говорит и думает и который поэтому является для него родным; по традициям и обычаям, которые он соблюдает; по культуре, которая ему наиболее близка.
МНЕНИЯ
Социологи провели исследование как учащиеся 7, 9, 11 классов относятся к людям иной национальности. Среди заданных вопросов был и такой: «Считаете ли вы для себя возможным вступление в брак с представителем другой национальности?» Мнения разделились. 16,3% учащихся ответили: «Нет, так как хочу, чтобы мои дети были той жена- циональности, что и я». 7,4% опрошенных дали ответ: «Нет, это неизбежно вызовет конфликты в семье». Между тем 61,4% опрошенных заняли противоположную позицию: «Для меня национальность супруга/су- пруги не будет иметь значения». Причём обнаружилось, что среди старшеклассников число тех, кто не придаёт особого значения национальности будущего/будущей супруга/супруги, больше, чем среди учащихся 7 классов.
А каково твоё отношение к этому вопросу?
Законы России провозглашают, что каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. С этой целью для детей из числа национальных меньшинств создаются школы с преподаванием на родном языке.
Люди, причисляющие себя к одной национальности и проживающие среди людей других национальностей, могут объединиться для сохранения и развития своей культуры, общения на родном языке, создания школ, клубов, театров, издания книг и журналов. Международное право содержит такую норму: в тех странах, где существуют этнические, языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к этим меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять обряды, а также пользоваться родным языком.
СИТУАЦИЯ
За последние годы в ряде стран Западной Европы и в России появились большие группы иммигрантов — приезжих из других стран, имеющих иной язык, иную культуру, иные обычаи. Представители общественности стран, принявших иммигрантов, считают, что они должны уважать культуру и традиции страны, в которую они приехали, строго соблюдать её законы.
И ещё одна важная норма международного права: всякое выступление, направленное на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, т. е. ущемлению прав, вражде или насилию, должно быть запрещено законом. Законы нашей страны предусматривают уголовную ответственность за действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства. Уголовное наказание влечёт за собой и всякая пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности.
ПРОВЕРИМ СЕБЯ
1. Что такое нация? Каково соотношение понятий «нация» и «этнос»? 2. Каковы различные понятия национальной гордости? 3. Какое значение имеют национальные традиции? 4. Почему все народы заинтересованы в сотрудничестве? 5. В чём опасность межнациональных конфликтов? 6. Каким образом можно предотвратить межнациональные конфликты? 7. Какие нормы по вопросам развития наций и национальных отношений содержатся в законах России?
В КЛАССЕ И ДОМА
1. Найди в учебнике истории характеристику процесса складывания народностей. Какие народности, существовавшие в Древнем мире, в Средние века, тебе известны? Назови нации и народности, живущие в разных странах в наше время.
2. Приведи примеры конфликтов между народами, угнетения одних народов другими в различные периоды истории.
3. В притче давних времён рассказывается о двух враждовавших между собой племенах, живших на противоположных берегах реки. Случилось, что волшебник повстречал человека из одного племени и сказал ему: «Я дам тебе всё, что пожелаешь, при условии, что представитель племени, живущего на другом берегу, получит вдвое больше». И человек ответил: «Выколи мне один глаз». Ему хотелось, чтобы тот, из враждебного племени, потерял оба глаза.
Подумай, о чём говорит эта притча. Объясни, как ты оцениваешь ответ человека волшебнику.
4. Проиллюстрируй на материале из газет и Интернета тему межнациональных противоречий в разных странах мира в настоящее время.
5. Французский писатель В. Гюго сказал: «На свете нет малых народов. Величие народа вовсе не измеряется его численностью, подобно тому как величие человека не измеряется его ростом». Согласен ли ты с писателем? Покажи на примерах, что величие народа не зависит от его численности.
6. В нашей стране немало семей, где отец одной национальности, а мать — другой. Объясни, о чём свидетельствует этот факт. Предположи, как бы определили национальную принадлежность дети в этих семьях.
7*. Создайте в классе группу для выполнения проекта, нацеленного на определение правил, которых следует придерживаться в отношениях между людьми разных национальностей.
ГОВОРЯТ МУДРЫЕ
«Нации — это богатство человечества, это обобщение личности его; самая малая из них несёт свои особые краски, таит в себе особую грань Божьего промысла».
А. И. Солженицын (1918—2008), русский писатель
Источник