Какие нормы содержатся в законах ману
Законы Ману представляют собой сборник правил и норм (дхарм). Их основная задача – определить поведение индийского народа в повседневной жизни.
Актуальность исследования
Для чего изучаются Законы Ману? Характеристика источника позволяет узнать культуру и социально-экономическую историю Индии. Данная цивилизация является одной из самых древних в мире. Сложилась она в долине Инда более четырех тысячелетий назад. Центрами этой цивилизации были Харапп и Махенджо-Ларо. В месте, где существовали эти города, были проведены археологические раскопки. Их результаты позволили установить тот факт, что в центрах древнеиндийской цивилизации были хорошо развиты ремесленное производство, торговля и земледелие. Имелось в них и имущественное расслоение общества. Об этом периоде истории Индии наука располагает весьма скудными сведениями.
Наиболее многочисленные данные о культуре и социально-экономических связях индийского народа имеются за тот временной промежуток, который начинается во второй половине первого тысячелетия до н. э. и заканчивается первым веком новой эры. Это так называемый магадхо-маудийский период, в течение которого существовало самое крупное государственное образование не только в Индии, но и на всей территории Древнего Востока. Им была империя Маурьев.
Литературными памятниками данного периода являются многочисленные религиозно-ритуальные и правовые брахманские компиляции – дхармашастр и дхармасутр. Есть среди них и наиболее известные в настоящее время. К ним можно отнести дхармашастру, или Законы Ману.
Общее описание
Религиозно-моральные наставления, изложенные в стихотворной форме, – вот что представляют собой Законы Ману. Общая характеристика этого сборника дает представление об индивидуальной и общественной жизни народа Древней Индии. Считается, что наставления, изложенные в данном своде, даны от имени полубога Ману, являвшегося легендарным прародителем всего человечества.
Слово «дхарма» происходит от санскритского. Оно обозначает «единое, поддерживающее и охватывающее все вещи». Дхарма – это космический вечный порядок или закон, который включает в себя обычные права и нормы, установленные в государстве. Дхарма всегда считалась также законом общественной и индивидуальной жизни. Следовать ей должны были все в обязательном порядке.
Весьма значимыми в жизни древнеиндийского народа были Законы Ману. Общая характеристика, источники, структура этого сборника в настоящее время уже тщательно исследованы учеными-историками.
Содержание
Двенадцать глав включают в свой состав Законы Ману. Общая характеристика и специфические особенности свода правил таковы, что все его статьи (а их 2685) изложены в форме двустиший (шлок). Такая ритмитизированная подача характерна для многих религиозно-законодательных актов древних государств. Примером тому может служить Библия.
Каковы же Законы Ману (общая характеристика)? Кратко основную направленность данного документа можно понять из описания его глав. В первой излагаются сведения о мироздании, а также о божественном Самосущем (Творце). Говорится в ней и о происхождении варн (основных 4 сословий), а также о роли брахманов, охраняющих сокровища вселенского Закона, предначертанного для всех людей.
Во второй главе дается повествование о воспитании индуса, придерживающегося правовых норм. Согласно ему человек должен быть приобщен к знанию Вед. Только в таком случае его можно считать подготовленным к новому духовному существованию. Повествует вторая глава о той роли, которую играют ритуалы и обычаи в жизни правоверного индуса. Говорится в ней и о священной мудрости, которой является дхармашастр.
Какие еще направления включают в себя Законы Ману? Общая характеристика свода правил описывает требования, а также нормы, предъявляемые к семейной жизни. Их можно прочесть в главе III. В тексте этого раздела говорится о правильных браках (ануломах) и о последствиях неправильных семейных уз (пратилом). Здесь же выдвигаются и требования к проводимым обрядам.
В главах от IV до VI приводятся сведения о повседневных правилах гигиены, способах сакрализации обыденной жизни, а также о правильном распорядке дня. В них же даются перечисления запрещенных поступков, описываются ритуалы очищения и образ жизни.
Какие еще нормы содержат в себе Законы Ману? Общая характеристика седьмой главы может дать представление о дхарме, которой должен придерживаться царь. Излагается в этом повествовании о той роли, которую играет наказание и правосудие, поддержание порядка, а также защита «всех творений». Даются в VII главе советы, касающиеся налоговых, административных, военных и других дел.
Интересны Законы Ману, характеристика статей этого документа, касающаяся поводов, по которым следует обращаться в суд. Всего их насчитывается 18. Изложены они в главе VIII. По Законам Ману поводом для судебного разбирательства может стать преступное деяние или нарушение заключенных договорных отношений, насилие или кража, оскорбление действием или клевета, прелюбодеяние, игра в кости и т. д. Описаны в этой главе правила о принятии решения о наказании. Здесь же говорится о невиновности тех, кто действовал с целью защиты от насилия женщины, ребенка или священника-брахмана.
Поведение в семье также описывают Законы Ману. Общая характеристика девятой главы дает представление об имущественных и личных правах мужа и жены, а также об их обязанностях и правах наследования. Излагается здесь и роль царя, налагающего наказание в случае нарушения описанных норм.
В X главе Законов Ману можно найти правила для варн. Они включают в себя 7 законных способов, по которым возможно приобретение собственности, а также 10 способов, которые дозволены для существования тех, кто находится в бедственном положении.
XI глава регулирует образ жизни неприкасаемой касты, которая появляется при заключении межварновых, смешанных, неправильных браков, осуществленных в нарушение дхармы.
В главе XII дается предписание относительно ритуалов, культа, а также обязанностей их участников. Здесь же повествуется о той ответственности, которую несет человек при недостаточном контроле над своим телом, мыслями и словами.
Таковы Законы Ману. Общая характеристика (кратко) всех его глав позволяет получить представление об этом документе.
Формирование общества
Социальное расслоение древнеиндийского народа началось еще в недрах существующих племенных общин. Характеристика Законов Ману позволяет получить об этом процессе наиболее полное представление.
Родоплеменные отношения постепенно разлагались. Данный процесс был частью исторического развития общества. Более влиятельные и сильные роды сосредотачивали в своих руках военную охрану, функции управления и жреческие обязанности. Итогом этого стало развитие имущественного и социального неравенства, возникновение рабовладения. Племенная верхушка превратилась в родовую аристократию.
Социальное деление в Древней Индии происходило по кастовой системе. Все население было разделено на четыре группы – варны:
– брахманы (жрецы);
– вайшы (земледельцы);
– кшатрии (воины);
– шудры (неприкасаемые).
Характеристика Законов Ману дает четкое представление о том, что являлось основным критерием для деления населения на группы. Так, брахманы обязаны были изучать Веды уже с восьми лет. Их считали совершеннолетними с шестнадцатилетнего возраста. Кшатриям было положено изучать Веды с одиннадцати лет. Их совершеннолетие наступало с двадцатидвухлетнего возраста. С двенадцати лет изучали Веды вайшы. Они согласно Законам Ману становились совершеннолетними только в двадцать четыре года.
Еще одним критерием, позволяющим выявить принадлежность человека к той или иной варне, был факт его рождения. Со временем появлялись смешанные браки. В связи с этим возникло и другое деление социальной принадлежности человека, которое учитывало происхождение его родителей.
Отдельной варной являлись неприкасаемые (шудры). Им нельзя было селиться в местах обитания других сословий, а одеваться по Законам Ману они должны были только в лохмотья. По юридическому статусу этих людей приравнивали к собакам.
Основой социальной структуры древнеиндийского государства являлась община. Она представляла собой коллектив свободных земледельцев, или, проще говоря, деревню. Община в Древней Индии – самостоятельный самоуправляющий орган. Если говорить про Законы Ману, характеристика ст. 219 является конкретным подтверждением того, что коллектив свободных земледельцев имел возможность себя экономически обслуживать, заключая сделки даже с частными лицами.
Формирование каст (джати)
С развитием общества и углублением процесса разделения труда продолжался процесс его расслоения. Четкое представление об этом дают Законы Ману (общая характеристика). Деление на варны и джати (касты) существует в Индии и на сегодняшний день.
В средневековом государстве существовала следующая иерархия:
– высшие касты, представленные классом средних и крупных феодалов;
– низшие касты, в которые входили торговцы и ростовщики, мелкие феодалы и землевладельцы.
Джати в отличие от варн представляли собой своеобразные корпорации. Внутри каст были сформированы органы управления, существовали специфические обряды, обычаи и ритуалы. Такая корпорация всецело поддерживала своих членов и стояла на страже их интересов.
О многих специфических особенностях Индии могут рассказать Законы Ману (общая характеристика). Деление на варны и джати существовало только в этом государстве. При этом касты обладали строго иерархичной системой. Законы Ману позволяли заключать браки только между членами джати, утверждали наследственное членство и т. д.
Право собственности
Изучив Законы Ману, общая характеристика источников институтов общественных отношений этого государства становится очевидной. Все они сгруппированы по отдельным отраслям права. Причем основных направлений несколько. Это и уголовное право, и право собственности, а также наследственное и обязательное право. Все они отражены в Законах Ману.
Особенно хорошо разработано в Древней Индии было право собственности. Его основными компонентами считали владение (бхукти), распоряжение (свамью), а также пользование (бхагу).
Тем, кто исследует Законы Ману, характеристика глав этого документа укажет на множественные предписания, направленные на охрану права собственности различных видов движимого имущества, скота, домашнего инвентаря, зерна, а также рабов. Принадлежать человеку могла и земля. Однако она становилась собственностью по прошествии длительного срока владения ей (30-60 лет) при условии добросовестного с ней обращения. Тот, кто бросал свой участок в период сева или жатвы, по Законам Ману должен был быть оштрафован. Такое же наказание ждало и того, кто нарушал правила купли-продажи.
На различные стороны жизни общества Древней Индии указывают нам Законы Ману. Характеристика основных институтов права дает понимание бесправного положения в государстве рабов. Они могли быть собственностью общины или частного лица. Некоторые рабы трудились непосредственно на государство.
Обязательное право
Согласно Законам Ману любой из договоров рассматривался в качестве добровольного соглашения. Определенные обязательства налагались на ту сторону, которая причинила ущерб или необоснованно обогатилась.
Нормы права Древней Индии описывали возможные виды договоров, а также их основные положения и возникающие при этом отношения. Считалось, что документ имел силу только в случае добровольного согласия сторон. Договор, заключенный пьяным или безумным человеком, а также ребенком или рабом силы не имел. На это тоже указывали Законы Ману. Общая характеристика и основное содержание глав, касающихся института права, свидетельствуют о том, что наиболее хорошо был разработан договор займа. Нормы права в данном вопросе отразили обычаи, формировавшиеся на протяжении многих веков. Так, в Древней Индии было широко распространено ростовщичество. При этом узаконены были высокие процентные ставки по таким договорам. Должник по нормам права находился от кредитора в полной зависимости. Допускалось получение долга принуждением и хитростью, силой и т. д. В Законах Ману защиты от таких действий не предусматривалось. Помимо этого, должник, который посмел подать на кредитора жалобу, сам подвергался штрафу. Не избавляла от обязанностей даже смерть. Долг автоматически переходил на родственников. Высокие кредитные ставки и тяжелое положение населения были причиной широкого распространения института долгового рабства.
В области права Древней Индии особое место отводилось договору личного найма. Статьи Законов Ману возможности рабов и рабочих часто упоминали в совокупности. Права тех, кто трудился по договору личного найма, часто нарушались. На работника по всякому поводу налагались штрафы, в результате чего он практически никогда не получал причитающейся ему платы. Такое тяжелое положение вынуждало людей отказываться от свободы за обычное содержание. В то же время Законы Ману рекомендовали высшим кастам всячески избегать наемного труда.
Семейные и брачные отношения
Данную отрасль права отражает девятая глава Законов Ману. Уже первые ее статьи утверждают подчиненное положение женщины в семье, которая должна беспрекословно подчиняться отцу, а также мужу и сыну. При отсутствии таковых царем должен быть назначен опекун.
В Законах Ману говорится и о том, что отец не имеет права брать за свою дочь вознаграждение. Однако в Древней Индии брак являлся ничем не прикрытой продажей. Зачастую супруги имели большую разницу в возрасте. Такое положение дел было связано с низким брачным возрастом.
По Законам Ману младший брат не имел право жениться раньше, чем старший. Также нормы запрещали браки кровных родственников вплоть до седьмого колена. Отдельные статьи посвящаются охране жены и «чистоте потомства». Эти обязанности Законы Ману возлагают на мужа (глава IX, ст. 6, 7).
Право наследства
В Древней Индии существовали свои традиции. По предписаниям, данным Законами Ману, собственность отца должны были получать только сыновья. На наследство не имели права слабоумные, государственные преступники, люди, изгнанные из касты, и т. д. Жена имела право на собственность только своего сына, если у него не было детей.
В Законах Ману был установлен порядок наследования. В наследство не должно было входить все подаренное. Собственность переходила в руки родных сыновей. Если их не было, то все нажитое отдавалось сыновьям дочери. Далее наследниками считались сыновья, покинувшие дом, а затем принятые обратно. При отсутствии таковых все имущество могло перейти к гуру. Это был домашний жрец. Если не было ни его, ни дочерей, то все нажитое отправляли в царскую казну.
На основании проведенного анализа Законов Ману можно сделать вывод о том, что они являются древним образцом наследственного права. Завещания в те времена не составлялись. Право наследования переходило только по этому своду правил.
Суд и наказание
В Законах Ману отражены такие понятия, касающиеся уголовного права, как «рецидив», «формы вины», «соучастие», а также «тяжесть вины» в зависимости от того, к какой варне принадлежит виновный или потерпевший.
Отражает сборник правил и норм Древней Индии и виды преступлений. Они делятся на:
– государственные;
– против собственности;
– против личности;
– посягающие на отношения в семье.
Утверждали Законы Ману и различные наказания. Среди них:
– смертная казнь;
– членовредительство;
– изгнание;
– штрафы;
– заключение в тюрьму;
– бритье головы (для брахмана).
Процессы как по уголовным, так и по гражданским делам велись одинаково и имели состязательный характер. Верховный суд вершился царем с брахманами. Помимо этого, соответствующие инстанции имелись и во всех административных единицах. На каждые десять деревень назначалась судебная коллегия. Все дела рассматривались, исходя из иерархии варн.
Основным источником доказательств являлись свидетельские показания. Причем для суда они имели различную ценность. Все зависело от принадлежности свидетеля к той или иной варне. В качестве доказательства могли применяться испытания огнем, водой, весами и т. д.
Царь как высший судья по Законам Ману имел право на ежегодное объявление амнистий.
Заключение
По всей видимости, Законы Ману были написаны мудрецами одной из брахманских древнеиндийских школ. Ими же было дано и название этому своду правил и норм по имени мифического прародителя человека.
В средние века Законы Ману неоднократно комментировались и переписывались. Этот факт свидетельствует о том большом значении, которое придавалось в Индии данному сборнику.
В 1794 г. Законы Ману были впервые изданы на английском языке. Автором перевода стал В. Джонсон. Впоследствии сборник норм и правил древнеиндийского народа неоднократно издавался на всех европейских языках.
Источник
«Ма́ну-смри́ти» (санскр. मनुस्मृति, manusmṛti IAST), также известна как «Ману-самхи́та», «Манава-дхармашастра» (санскр. मानवधर्मशास्त्र) и «Законы Ману» — древнеиндийский сборник права: религиозно-нравственных и правовых предписаний, приписываемый традицией легендарному прародителю человечества — Ману. Является одной из девятнадцати дхарма-шастр, которые входят в литературу смрити.[1]
Датирование текста[править | править код]
Датирование текста является важным для науки, так как, по мнению учёных, «Ману-смрити» была написана в период, когда влияние брахманов было под угрозой неведических движений,[2] после распада империй Маурьев и Шунга сложился период социальной нестабильности.[3] Однако, брахманизм не является “ведическим”. Таким образом, по мнению учёных, «Ману-смрити» и другие Дхарма-шастры были реакцией брахманов на эти угрозы.[4]
В науке утвердилась точка зрения Георга Бюлера, что «Ману-смрити» в том виде, в каком она дошла до нас, сложилась во II веке до н. э. — II веке н. э.[5] При этом не весь материал, содержащийся в сборнике, может относиться именно к указываемому периоду. Относительно новыми признаются первая и последняя (XII) главы. Из остальных глав наиболее древними считаются II—VI главы, однако в них также встречаются стихи, которые являются позднейшими добавлениями. Пандуранг Ваман Кане ограничивал датировку периодом с II века до н. э. до I века н. э.[6] К. П. Джаясвала указывает ещё более точную дату: 150—120 годы до н. э.[7]
Изучение и критика[править | править код]
Законы Ману являются важным социологическим, политическим и историческим памятником древнеиндийской литературы. Он также является предметом критики со стороны многих[каких?] современных исследователей. Большая часть критики связана с неизвестностью уровня влияния «Ману-смрити» на индийское общество того времени, также происходят споры по поводу того, насколько изменился оригинальный текст после дальнейших интерпретаций.
Приводится ряд доказательств о том, что «Ману-смрити» не имел сильного влияния на общество своего времени. Так, например, «Бхагавад-гита» противоречит многим положениям «Ману-смрити», включая закрепление варны за человеком при рождении. В Северной и Южной Индии традиционными религиями были вайшнавизм и шиваизм, в то время как Законы Ману не были широко распространены.
В 300 году до н. э. Мегасфен описывал, что люди в регионе Матхуры поклонялись Гераклу (которого принято отождествлять с Кришной). Автор «Артха-шастры» Чанакья не упоминает о каких-либо законах, закрепившихся в обществе.
В средние века Законы Ману были неоднократно переписаны и откомментированы индийскими авторами, что говорит о большом значении, которое им придавалось. До наших дней дошли комментарии Медхатитхи (IX век), Говиндараджи (XII-XIII века), Нараяны (XIV век), Куллюкабхатты (XV век), Рагхавананды (XVII-XVIII века), Нанданы и Рамачандры (XVIII век), а также анонимный кашмирский комментарий, по-видимому, довольно поздний.[8] Естественно, что авторы данных комментариев проживали в отличных от времени составления Законов Ману общественных условиях, что не могло не влиять на их творчество, поэтому мнения различных индийских авторов при толковании отдельных стихов сильно расходятся.
Первый перевод Законов Ману на английский язык был издан в 1794 году основателем индологии сэром Уильямом Джонсом.[9] Британская администрация поддерживала интерес к Дхарма-шастрам, которые она считала кодексами законов.[10] Однако согласно Авари:
После Уильяма Джонса Законы Ману неоднократно переводились полностью или частично на европейские языки и на некоторые языки Индии. Среди наиболее качественных переводов — английский перевод Г. Бюлера, а также А. К. Бернелла и Э. У. Хопкинса.[11] Первое русское издание Законов Ману было напечатано в 1913 году в Петербурге в переводе С. Д. Эльмановича, однако уже в то время русские санскритологи считали его неудовлетворительным в связи с некоторыми серьёзными ошибками.
Сурендра Кумар, который насчитывал 2 685 стихов в «Ману-смрити», считал, что 1 214 из них являются аутентичными, а оставшиеся 1 471 были добавлены позднее.[12] Считается, что стихи, относящиеся к критике шудр и женщин были добавлены позднее, но не позднее Ади Шанкары (VII-VIII века).
В своей книге «Революция и контрреволюция в Индии» («Revolution and Counter-Revolution in India») лидер далитов Бхимрао Рамджи Амбедкар утверждает, что «Ману-смрити» был написан мудрецом Махариши Бхригу во времена Пушьямитры Шунги в связи с социальным давлением набирающего рост буддизма. Однако историк Ромила Тхапар считает, что эти выпады носят вымышленный характер и приводит археологические доказательства в свою поддержку.[13]
Однако не все учёные сходятся на том, что Законы Ману не являлись авторитетным источником права. К примеру, аутентичность и авторитетность «Ману-смрити» признавали Бхактиведанта Свами Прабхупада, Анни Безант, Пётр Успенский, Пандуранг Шастри Атхавале и Сарвепалли Радхакришнан.
Структура текста[править | править код]
«Ману-смрити» написана на санскрите, содержит 2685 стихов (шлок), которые разбиты на 12 глав:
- I глава описывает представления о происхождении Вселенной, сословий (варн), человеческого общества;
- II — правила жизни в период обучения;
- III–IV — правила жизни семьянина-домохозяина;
- V — некоторые религиозные нормы;
- VI — правила жизни отшельника;
- VII — наставления об обязанностях царя и управлении государством;
- VIII — наставления о судопроизводстве и юридической практике;
- IX–X посвящены семейным отношениям, наказаниям за различные преступления, обязанностям членов варн;
- XI — предписания о покаяниях и обетах во искупление совершённых грехов;
- XII — описание посмертных воздаяний за дурные дела в настоящей жизни.
«Ману-смрити» как кодекс правил[править | править код]
Социальное устройство[править | править код]
«Ману-смрити» выделяет четыре варны: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Согласно ему вайшьев следовало побуждать к занятию торговлей, ростовщичеством, скотоводством и земледелием, а шудр — к услужению «дваждырождённым».[14] Также в «Ману-смрити» упоминаются лица, «презренные даже для отверженных».[15]
Также указаны семь случаев, при которых человек становился рабом (даса) — военнопленный (дхваджарта), за содержание (бхактадаса), рождённый в доме (грихаджа), купленный (крита), подаренный (датрирна), доставшийся по наследству (пайтрика) и в силу наказания (дандадаса).[16] Раб был неправоспособен, заключенные им сделки считались недействительными.[17] Дети рабыни считались собственностью хозяина.[18]
Оружие могли носить только кшатрии, другие «дваждырождённые» могли браться за оружие только когда для них «наступает время бедствий».[19] Войны были важным источником процветания государства. Почитался царь — мужественный воин, который добывал силой то, чего он не имел.[20]
«ЗМ, VII, 101. То, что он не имеет, пусть старается [приобрести] силой (danda),
приобретенное-охраняет заботливо, сохраненное — приумножаетприращением, приумноженное — вручает достойным получать [дары]»[21]
«Данда-нити» в переводе с санскрита означает «справедливое правление», это знания, с помощью которых царь управлял государством[22]
Царю переходила бо́льшая часть награбленного имущества, в частности земля, оружие, золото, серебро; остальное подлежало дележу среди солдат.[23] Армия выполняла также функции охраны государственного порядка, для чего воинские отряды помещались среди «двух, трёх, пяти, а также сотен деревень».[24]
Главной задачей царя являлась охрана его подданных,[25] за что он имел право назначить им налог (бали),[26] однако он должен был быть умерен в его сборах.[27] Также ему вверялось осуществление правосудия с помощью опытных брахманов,[28] он являлся опекуном всех малолетних, больных, вдов.[29] Царю предписывалось почитать брахманов, знающих Веды и поступать по их совету.[30] Царь также назначал ряд должностных лиц и контролировал их деятельность.[31]
Для каждой деревни царю следовало назначить старосту, для десяти, двадцати, ста и тысячи деревень — управителя.[32]
В качестве судебной инстанции выступал суд, в который входили царь вместе с брахманами и опытными советниками либо назначенный царём брахман, «окружённый тремя судьями».[33] Толковать нормы права в суде мог только брахман, в крайнем случае кшатрия или вайшья.[34]
Существовало 18 поводов (пада) судебного разбирательства: неуплата долга, заклад, продажа чужого, участие в торговом или ином объединении, неотдача данного, неуплата жалования, нарушение соглашения, отмена купли-продажи, спор хозяина с пастухом, споры о границе (земельных участков), клевета и оскорбление действием, кража, убийство, насилие, прелюбодеяние, брачные отношения, раздел наследства, игра в кости и битье об заклад.[35]
Большое внимание уделяется свидетельским показаниям в суде. Свидетель должен был являться равным по социальному статусу той стороне в процессе, относительно которой он дает показания. Только в случае тяжких преступлений (воровство, насилие и пр.) свидетели не проверялись слишком тщательно на предмет надёжности. При отсутствии надлежащих свидетелей разрешалось принимать свидетельства ребёнка, старика, ученика (в отношении учителя), родственника, раба и женщины.[36]
Имущественные отношения[править | править код]
В «Ману-смрити» говорится о сроках давности пользования, владения вещью, влекущих за собой превращение владения в собственность. Данный срок составлял 10 лет. Правило давности не распространялось на залог и вклад.[37] Существовало семь законных способов приобретения имущества: путём передачи вещи по наследству, получения её в дар, покупки, завоевания, ростовщичества, исполнения работы, а также получения милостыни.[38] Первые три способа были доступны для всех варн, четвёртый — только для кшатриев, пятый и шестой — для вайшьев, седьмой был привилегией брахманов.
Недействительными считались те сделки, которые были совершены путём обмана или насилия, пьяным или безумным человеком, находившимся в состоянии гнева, горя, а также рабом, стариком, ребёнком.[39]
Наёмный труд был неприемлем для высших варн, так как услужение являлось «собачьим образом жизни», а брахману следовало его избегать.[40] Наёмный работник, не выполнивший работу, подвергался штрафу.[41] Даже в случае его болезни наёмная плата не выплачивалась, если работа была не полностью закончена.[42]
Семейные отношения[править | править код]
Брачно-семейным отношениям («дхарма жён и мужей») в Законах Ману посвящены в основном главы III и IX.
В них выделяется восемь форм брака (виваха), которые были распространены в Индии.[43] Первые четыре, поощряемые брахманами, включали брахму (вручение отцом «наделённой драгоценностями» дочери жениху),[44]дайву (вручение дочери жрецу, когда он исполняет обряд),[45]аршу (отец выдаёт дочь жениху после получения от него быка и коровы или двух пар)[46] и праджапатью (вручение отцом дочери жениху после слов «Исполняйте вместе дхарму»).[47] Другие («дурные») виды включают асуру (покупка невесты),[48]гандхарву (добровольный союз жениха и невесты, мог совершаться без согласия родителей; разновидность — сваямвара («собственный выбор»)),[49][43]ракшасу (похищение невесты)[50] и самый худший вид — пайшачу (насилие над девушкой в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или безумной).[51] Брать в жёны несовершеннолетних не запрещалось.[52]Многожёнство не поощрялось, но муж мог взять вторую жену, если первая была склонна к пьянству, злобна или расточительна.[53]
Браки между различными варнами не поощрялись, но были возможными, если муж принадлежал к более высокой варне, чем жена. Однако их дети были неравны в своих правах на наследство, к примеру, сын шудрянки и дваждырождённого не имел права на наследство, кроме того, что давал ему отец.[54]
Женщина согласно «Ману-смрити» должна была всю жизнь находиться под защитой мужчины (отца — в детстве, мужа — в молодости, сына — в старости).[55] Главным её назначением считалось рождение и воспитание детей, особенно сыновей. Законным отцом ребёнка считался муж матери независимо от того, кто им был фактически.[18] Продажа жены и детей считалась возможной, но являлась грехом,[56] однако даже проданная жена не освобождалась от мужа.[57] В случае, если жена не рожала детей, муж мог взять новую жену через 8 лет, если рожала детей мертворожденными — через 10 лет, если рожала только девочек — через 11 лет. В случае грубости жены муж мог взять новую «немедленно».[58]
Жёны, потерявшие мужей, не могли повторно выходить замуж, но в случае смерти бездетного мужа жена по требованию родственников должна была родить от его брата или другого близкого человека.[59]
Преступления и наказания[править | править код]
Великими грехами (махапатака) согласно «Ману-смрити» являлись убийство брахмана, пьянство, кража, прелюбодеяние с женой гуру (учителя), а также сообщество с таким грешником.[60] Следствием этих преступлений было наказание вплоть до лишения всей собственности и изгнания из страны. Однако такой великий грех, как сообщество с великим грешником не был отнесен к числу преступлений.[61]
От наказания освобождался убийца, если он защищал себя при охране жертвенных даров и при защите женщин и брахманов. При этом не имело значения, был ли убит гуру, ребёнок, престарелый или даже брахман, весьма учёный в Ведах. Также грехом не являлось «убийство убийцы».[62][нет в источнике]
Наказание зависело от варны наказуемого. Например, за оскорбление словом или действием равного себе по положению или представителя низшей варны накладывался штраф, но за такое же преступление шудры в отношении «дваждырождённых» влекло за собой телесное наказание — отрезание языка, губ, рук, ноги, кастрацию.[63]
Прелюбодеяние относилось к тяжким преступлениям. Согласно Законам Ману людей, которые домогались чужих жён, царь должен был изгнать, «подвергать наказанию, внушающему трепет»,[64] к прелюбодеянию относились «услужливость, заигрывание, прикосновение к украшениям и одеждам, а также совместное сидение на ложе».[65] Все небрахманы, виновные в прелюбодеянии, подвергались смертной казни.[66] Однако проституция жены с согласия мужа не наказывалась.[67] Лишение чести девушки против её воли влекло за собой телесное наказание, отрезание пальцев в случае, если преступник был не равен по положению с потерпевшей. Равный по положению был обязан выплатить крупный штраф.[68] Неверная жена должна была подвергнуться затравливанию собаками, а её сожитель — сожжению на раскалённом железном ложе.[69] За преступное сожительство со свободной женщиной также накладывалось наказание в зависимости от варны мужчины.[70]
«Собирание кореньев, плодов от деревьев, дров для огня и травы для корма скота» не являлись преступлением.[71] Похищение «родовитых людей, особенно женщин, так же как и лучших драгоценных камней» наказывалось смертной казнью, воровство коров — отсечением половины ноги.[72]
Царю предписывается использование следующих видов наказаний: заточение (ниродхана), заковывание в цепи (бандха) и различные виды телесных наказаний (вадха). К брахманам смертная казнь не применялась, вместо неё использовались другие виды наказания, связанные с публичным позором.
Примечания[править | править код]
- ↑ 1 2 См.: Avari, p. 142.
- ↑ См.: Hopkins, p. 74; Thapar, p. 261.
- ↑ См.: Kulke and Rothermund, p. 85.
- ↑ См.: Hopkins, pp. 74, 84.
- ↑ The laws of Manu, transl. by G. Buhler, Oxford, 1866, p. XVIIIXLV («Sacred books of the East», vol. XXV).
- ↑ P. V. Kane, History of dharmasastra, vol. I—V, Poona, 1930—1956; vol. 1, 1930, p. 79-85.
- ↑ К. P. Jayasvala, Manu and Yajnavalkya, Calcutta, 1930, p. 46-49.
- ↑ Все эти комментарии (кроме кашмирского) были собраны в издании: Manavadharmasustram (Institutes of Manu). With the commentaries of Medhatithi, Sarvajuanarayana, Kulluka, Raghavananda, Nandana and Ramachandra and Appendix. Ed. by V. N. Mandlik, vol. 1-3, Bombay, 1886.
- ↑ См.: Flood (1996), p. 56.
- ↑ См.: Thapar (2002), pp. 2-3.
- ↑ The Ordinances of Manu, transi. A. C. Burnell and Е. W. Hopkins, London, 1884.
- ↑ Surendra Kumar, Vishuddha Manusmriti, (Arsh Sahitya Prachar Trust, Delhi, Fourth Edition), p. 5.
- ↑ Romila Thapar, Asoka and the Decline of the Mauryas, Oxford University Press (1960) p. 200.
- ↑ ЗМ, VIII, 410. Законы Ману согласно редакции Законы Ману – Перевод С. Д. Эльмановича, проверенный и исправленный Г.Ф.Ильиным. — Москва: Наука, 1992. Римскими цифрами указаны главы, арабскими — шлоки
- ↑ ЗМ, X, 39
- ↑ ЗМ, VIII, 415
- ↑ ЗМ, VIII, 163
- ↑ 1 2 ЗМ, IX, 48-55
- ↑ ЗМ, VIII, 348
- ↑ ЗМ, VII, 101
- ↑ ЗМ, VII, 101 Законы Ману согласно редакции Законы Ману — Перевод С. Д. Эльмановича, проверенный и исправленный Г. Ф. Ильиным. — Москва: Наука, 1992 Архивная копия от 5 сентября 2012 на Wayback Machine
- ↑ Милова Татьяна Калари-паятту — искусство воина, журнал «Адеш» № 1, 2009
- ↑ ЗМ, VII, 97
- ↑ ЗМ, VII, 114
- ↑ ЗМ, VII, 2-3
- ↑ ЗМ, VII, 80
- ↑ ЗМ, VII, 128—129
- ↑ ЗМ, VIII, 1, 10
- ↑ ЗМ, VIII, 27-28
- ↑ ЗМ, VII, 37
- ↑ ЗМ, VII, 54-63, 81 и др.
- ↑ ЗМ, VII, 115
- ↑ ЗМ, VIII, 1-10
- ↑ ЗМ, VIII, 1-2, 9-10
- ↑ ЗМ, VIII, 4-7
- ↑ ЗМ, VIII, 63-72
- ↑ ЗМ, VIII, 149—149
- ↑ ЗМ, Х, 115
- ↑ ЗМ, VIII, 163—165
- ↑ ЗМ, IV, 4
- ↑ ЗМ, VIII, 215
- ↑ ЗМ, VIII, 217
- ↑ 1 2 С. Пахомов. Индия. Общественные ценности в индийской культуре. Брак и семья // Энциклопедия для детей. Том 21. Общество. Ч.2. Культуры мира / Глав. ред. Е. Ананьева; вед. ред. М. Боярский. — Москва: Аванта+, 2004. — С. 141—145. — 640 с. — ISBN 5-94623-079-4. — ISBN 5-94623-001-8.
- ↑ ЗМ, III, 27
- ↑ ЗМ, III, 28
- ↑ ЗМ, III, 29
- ↑ ЗМ, III, 30
- ↑ ЗМ, III, 31
- ↑ ЗМ, III, 32
- ↑ ЗМ, III, 33
- ↑ ЗМ, III, 34
- ↑ ЗМ, IX, 88
- ↑ ЗМ, IX, 80
- ↑ ЗМ, IX, 155
- ↑ ЗМ, IX, 2-3
- ↑ ЗМ, XI, 69
- ↑ ЗМ, IX, 46