Какие общие свойства хлора и марганца
Страница 6
Отсюда видно, что в возбужденном состоянии максимальное число электронов, участвующих в образовании химической связи, доходит до семи.
Какие общие свойства имеют элементы Mn и Cl, находящиеся в одной группе периодической системы Д.И. Менделеева?
Решение: Марганец и хлор находятся в VII группе периодической таблицы, но хлор – в главной, а марганец – в побочной подгруппе. Формально они могут проявлять максимальную валентность (7) и давать соединения с меньшими валентностями, причем марганец как элемент побочной подгруппы должен иметь мало сходства с хлором – элементом главной подгруппы. 1) Электронная конфигурация хлора следующая:
Стрелками показаны возможные способы распаривания электронов в различных возбужденных состояниях хлора. Такое распаривание возможно потому, что атом хлора имеет свободные 3d-квантовые ячейки. При частичном или полном распаривании электронов хлор может проявлять переменную валентность 1, 3, 5, 7.
Как видно из электронной конфигурации атома марганца, у него недостроена 3d-орбиталь. Наличие двух 4s-электронов еа внешнем уровне указывает прежде всего на металлические свойства марганца и обусловливает существование характерных свойств у соединений марганца. В возбужденном состоянии максимальное число электронов, участвующих в образовании химической связи, доходит до семи.
14) Какие из перечисленных ниже веществ имеют ионное, а какие – ковалентное строение? Укажите на графических или структурных формулах этих веществ характер каждой из связей: H₂O, NH₃, Al(OH)₃, BaSO₄, KMnO₄, MnO₂, Fe₂(SO₄)₃, FeS₂.
Решение: Для описания характера связей в указанных соединениях будем обозначать ковалентную связь символом «к», полярную связь – символом «п» и ионную – символом «и».
Вода H₂O. Графическую формулу воды можно представить, например, таким образом: H – O – Н.
Связи O – H в молекуле H₂O полярные (п).
Далее приводятся графические формулы указанных веществ.
Аммиак NH₃
Азотная кислота HNO₃
В нижней формуле отражены донорно-акцепторные связи.
Гидроксид алюминия
Сульфат бария BaSO₄
Перманганат калия KMnO₄
7) Оксид марганца (IV) MnO₂
Сульфат железа (ІІІ) Fe₂(SO₄)₃
Пирит FeS₂
Результаты и их обсуждение
Во время прохождения преддипломной практики в МОУ СОШ №5 в 11 А классе в рамках исследования для подтверждения выдвинутой гипотезы был проведён ряд экспериментов.
В исследовании выделяются следующие этапы:
Констатирующий этап.
Цель – выявить у школьников отношение к контролю знаний.
Для достижения данной цели были использованы следующие методики:
наблюдение за состоянием учащихся перед тематическим контролем знаний;
анализ контрольных работ.
Формирующий этап.
Цель – сформировать безбоязненное отношение к контролю знаний.
В рамках этого этапа были проведены следующие формы работы: урок-соревнование, контроль знаний в виде тестирования, контроль знаний в форме нестандартных уроков.
Контрольный этап.
Цель – получить вторичные результаты по выявлению у учащихся старших классов отношения к контролю знаний учащихся.
В рамках данного этапа было проведено сравнение первичных и контрольных результатов, проведён их анализ.
Констатирующий этап
Цель – выявить у школьников отношение к контролю знаний.
Основной вопрос: «Страшно ли тебе перед контрольной работой?»
№ | Фамилия и Имя | очень | иногда | никогда |
1 | Апиков Рустам | & | ||
2 | Апшева Альбина | # | ||
3 | Бадраков Марат | * | ||
4 | Бисчеков Аслан | & | ||
5 | Гелисханова Милана | & | ||
6 | Гунжафов Азамат | * | ||
7 | Жигунов Азрет | & | ||
8 | Загаштоков Анзор | & | ||
9 | Зашакуева Марьяна | * | ||
10 | Карданова Марьяна | & | ||
11 | Кербиева Марина | & | ||
12 | Кижаева Алина | & | ||
13 | Пак Алексей | & | ||
14 | Петрова Оксана | & | ||
15 | Сантикова Фарида | & | ||
16 | Сатибалов Кантемир | * | ||
17 | Сижажев Амирхан | # | ||
18 | Текушев Амин | & | ||
19 | Тенгизова Марита | & | ||
20 | Цой Елена | * | ||
21 | Шадышева Мадина | * | ||
22 | Шхашелишева Адиса | & | ||
23 | Эльбанова Амина | & | ||
24 | Янаков Артур | & |
Еще по теме:
Лесгафт о семейном воспитании. «Теория прибавочных
раздражителей»
В своей книге “Семейное воспитание ребенка и его значение П.Ф. Лесгафт изложил научные основы семейного воспитания детей, он выдвинул перед родителями требование: “щадить личность своего ребенка”, показал, как важно сочетание известной свободы деятельности детей (наблюдение деятельности взрослых, я …
Школьное самоуправление как фактор воспитания гражданственности
Первой и одной из самых важных ступеней на этом пути может и должно стать школьное самоуправление. Вовлечение ребят в процесс организации их жизни и учебы способно сыграть решающую роль в становлении их гражданского сознания, именно в школьном возрасте в основном происходит становление личности, вы …
Классификация типов темперамента
Все люди различны по своему телесному строению, по росту, очертаниям лица и затем по их характерным особенностям, темпераменту, способу реагировать, чувствовать и действовать. В высшей степени характерно, что именно эти два больших комплекса явлений, строение тела и темперамент, находятся друг с др …
Источник
Продолжение. Cм. в № 22/2005;
1, 2, 3, 5, 6, 8, 9, 11, 13, 15, 16, 18, 22/2006;
3, 4, 7, 10, 11, 21/2007;
2, 7, 11, 18, 19, 21/2008;
1, 3/2009
ЗАНЯТИЕ 29
10-й класс (первый год обучения)
Галогены и их важнейшие соединения
П л а н
1.
Положение в таблице Д.И.Менделеева, строение
атома.
2. Происхождение названий.
3. Физические свойства.
4. Химические свойства (на примере хлора).
5. Нахождение в природе.
6. Основные методы получения (на примере хлора).
7. Хлороводород и хлориды.
8. Kислородсодержащие кислоты хлора и их соли.
Галогены («солероды») расположены в VIIа
подгруппе периодической системы. K ним относятся
фтор, хлор, бром, йод и астат. Все галогены
относятся к р-элементам, имеют конфигурацию
внешнего энергетического уровня ns2p5.
Поскольку на внешнем уровне атомов галогенов
находится 1 неспаренный р-электрон,
характерная валентность равна I. Kроме фтора, у
атомов всех галогенов в возбужденном состоянии
может увеличиваться число неспаренных
электронов, поэтому возможны валентности III, V и
VII.
Cl: 1s22s22p63s23p53d
(валентность I),
Cl*: 1s22s22p63s23p43d1
(валентность III),
Cl**: 1s22s22p63s23p33d2
(валентность V),
Cl***: 1s22s22p63s13p33d3
(валентность VII).
Галогены являются типичными неметаллами,
проявляют окислительные свойства. Степень
окисления галогенов в соединениях с металлами и
водородом –1; во всех кислородсодержащих
соединениях галогены (кроме фтора) проявляют
степени окисления +1, +3, +5, +7, например:
Вниз по подгруппе изменяется агрегатное
состояние галогенов, уменьшается растворимость
в воде, увеличивается радиус атома, уменьшаются
электроотрицательность, неметаллические
свойства и окислительная способность (фтор –
самый сильный окислитель). Для соединений
галогенов: от Cl– к I– увеличивается
восстановительная способность галогенид-ионов.
В ряду бескислородных и кислородсодержащих
кислот происходит усиление кислотных свойств:
Название фтора произошло от греческого слова – разрушающий,
поскольку плавиковая кислота, из которой
пытались получить фтор, разъедает стекло. Хлор
получил свое название благодаря окраске от
греческого слова –
желто-зеленый – цвет увядающей листвы. Бром
назван по запаху жидкого брома от греческого
слова –
зловонный. Название йода произошло от греческого
слова –
фиолетовый – по цвету парообразного йода.
Радиоактивный астат назван от греческого слова – неустойчивый.
По ф и з и ч е с к и м с в о й с т в а м
фтор – трудносжижаемый газ светло-зеленого
цвета, хлор – легко сжижающийся газ
желто-зеленого цвета, бром – тяжелая жидкость
красно-бурого цвета, йод – твердое
кристаллическое вещество темно-фиолетового
цвета с металлическим блеском, легко
подвергается возгонке (сублимации). Все галогены,
кроме йода, обладают резким удушливым запахом,
токсичны.
Х и м и ч е с к и е с в о й с т в а
Все галогены проявляют высокую химическую
активность, которая уменьшается при переходе от
фтора к йоду. Химические свойства галогенов
рассмотрим на примере хлора:
Н2 (+):
(F2 – со взрывом; Br2, I2 –
на свету и при повышенной температуре.)
О2 (–).
Металлы (+):
2Na + Cl2 = 2NaCl;
2Fe + 3Cl2 2FeCl3.
Неметаллы (+/–):*
N2 + Cl2 реакция не идет.
Н2О (+):
Основные оксиды (–).
Kислотные оксиды (–).
Основания (+/–):
Kислоты (+/–):
2HBr + Cl2 = 2HCl + Br2,
HCl + Br2
реакция не идет.
Соли (+/–):
2KBr + Cl2 = 2KCl + Br2,
KCl + Br2
реакция не идет.
В п р и р о д е в свободном виде галогены не
встречаются из-за высокой химической активности.
Среди наиболее распространенных соединений
хлора можно выделить каменную или поваренную
соль (NaCl), сильвинит (KCl•NaCl), карналлит (KCl•MgCl2).
Большое количество хлоридов содержится в
морской воде. Хлор входит в состав хлорофилла.
Природный хлор состоит из двух изотопов 35Cl
и 37Cl. Подчеркнем, что в случае хлора число
нейтронов в атоме возможно рассчитать только для
каждого изотопа в отдельности:
35Cl, p = 17, e = 17, n = 35 – 17 = 18;
37Cl, p = 17, e = 17, n = 37 – 17 = 20.
В п р о м ы ш л е н н о с т и хлор получают
электролизом водного раствора или расплава
хлорида:
Л а б о р а т о р н ы е м е т о д ы получения
(действие концентрированной соляной кислоты на
различные окислители):
MnO2 + 4HCl (конц.) = MnCl2 + Cl2 + 2H2O,
2KMnO4 + 16HCl (конц.) = 2MnCl2 + 5Cl2 + 2KCl + 8H2O,
KClO3 + 6HCl (конц.) = KCl + 3Cl2 + 3H2O,
K2Cr2O7 + 14HCl (конц.) = 2CrCl3
+ 3Cl2 + 2KCl + 7H2O,
Ca(ClO)2 + 4HCl (конц.) = CaCl2 + 2Cl2 + 2H2O.
Х л о р о в о д о р о д и х л о р и д ы
Хлороводород (HCl) – бесцветный газ с
резким запахом, тяжелее воздуха, хорошо
растворим в воде (в 1 объеме воды растворяется 450
объемов хлороводорода). Молекула образована по
типу ковалентной полярной связи. Водный раствор
хлороводорода называется соляной кислотой.
Kонцентрированная соляная кислота «дымит» на
воздухе, максимальная концентрация
хлороводорода в растворе составляет 35–36 %. Это
сильная кислота, проявляющая все характерные
свойства кислот:
HCl H+ + Cl–,
2HCl + Zn = ZnCl2 + H2,
HCl + Cu реакция
не идет,
2HCl + CaO = CaCl2 + H2O,
HCl + NaOH = NaCl + H2O,
2HCl + Na2CO3 = 2NaCl + H2O + CO2.
Kачественной реакцией на соляную кислоту и ее
соли (хлориды) является реакция с раствором
нитрата серебра:
Ag+ + Cl– —> AgCl,
AgNO3 + NaCl —> AgCl + NaNO3.
Хлороводород можно получить:
• прямым синтезом из водорода и хлора
(синтетический способ):
• действием концентрированной серной кислоты
на твердые хлориды – сульфатный способ
(аналогично можно получить HF, но нельзя получить
HBr и HI):
NaCl (тв.) + H2SO4 (конц.) = HCl + NaHSO4.
С ростом степени окисления хлора сила кислот
резко возрастает. Так, хлорноватистая кислота
очень слабая (слабее угольной), а хлорная
кислота – самая сильная из всех известных
кислот.
K и с л о р о д с о д е р ж а щ и е к и с л
о т ы х л о р а и и х с о л и
Хлорноватистая кислота (HClO) –
слабая, очень неустойчивая.
Соли этой кислоты (гипохлориты) являются очень
сильными окислителями. Наибольшее применение
находит смешанная соль соляной и хлорноватистой
кислот – хлорид-гипохлорит кальция (хлорная
известь):
Хлорноватая кислота (HClO3) –
существует только в разбавленных растворах. Сама
кислота и ее соли (хлораты) являются сильными
окислителями. Наиболее известной солью этой
кислоты является хлорат калия (бертолетова соль).
5KClO3 + 6P = 3P2O5 + 5KCl,
KClO3 + 3MnO2 + 6KOH = KCl + 3K2MnO4
+ 3H2O,
4KClO3 + 3K2S = 4KCl + 3K2SO4.
Многие соли кислородсодержащих кислот хлора
термически неустойчивы, например:
2KClO3 2KCl + 3O2,
4KClO3 3KClO4
+ KCl (без катализатора),
3KClO KClO3 +
2KCl,
KClO4 KCl + 2O2.
Тест по теме «Галогены и их
важнейшие соединения»
1.
Газ имеет плотность 3,485 г/л при давлении 1,2 атм и
температуре 25 °С. Установите формулу газа.
а) Фтор; б) хлор;
в) бромоводород;
г) хлороводород.
2. Явление перехода вещества из твердого
состояния в газообразное, минуя жидкое,
называется:
а) конденсация; б) сублимация;
в) возгонка; г) перегонка.
3. Природный хлор представляет собой смесь
изотопов с массовыми числами 35 и 37. Рассчитайте
изотопный состав хлора, приняв его относительную
атомную массу за 35,5.
а) 75 % и 25 %;
б) 24,4 % и 75,8 %;
в) 50 % и 50 %;
г) недостаточно данных для решения задачи.
4. Хлор можно получить, проводя электролиз:
а) расплава хлорида калия;
б) раствора хлорида калия;
в) расплава хлорида меди;
г) раствора хлорида меди.
5. Раствор фтороводорода в воде называют:
а) жавелевой водой;
б) плавиковой кислотой;
в) белильной известью;
г) фтороводородной кислотой.
6. Оксид хлора(V) является ангидридом
следующей кислоты:
а) хлорноватистой; б) хлорноватой;
в) хлористой; г) хлорной.
7. При прокаливании бертолетовой соли в
присутствии диоксида марганца в качестве
катализатора образуются:
а) хлорид калия и кислород;
б) перхлорат калия и хлорид калия;
в) перхлорат калия и озон;
г) гипохлорит калия и хлор.
8. K подкисленному раствору, содержащему 0,543
г некоторой соли, в состав которой входят литий,
хлор и кислород, добавили раствор йодида натрия
до прекращения выделения йода. Масса
выделившегося йода составила 4,57 г. Название
исходной соли:
а) гипохлорит лития; б) хлорит лития;
в) хлорат лития; г) перхлорат лития.
9. В молекулах галогенов химическая связь:
а) ковалентная полярная;
б) ковалентная неполярная;
в) ионная;
г) донорно-акцепторная.
10. Хлор, в отличие от фтора, при
определенных условиях может реагировать с:
а) водой; б) водородом;
в) медью; г) гидроксидом натрия.
Kлюч к тесту
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
б | б, в | а | а, б, в, г | б, г | б | а | в | б | г |
Задачи и упражнения на галогены и их
соединения
Ц е п о ч к и п р е в р а щ е н и й
1.
Хлорид калия —> хлор —> хлороводород —>
хлорид кальция —> хлороводород —> хлор —>
хлорат калия.
2. Хлор —> бертолетова соль —> хлорид
калия —> соляная кислота + диоксид марганца +
вода —> хлор —> хлорид меди(II) —> хлор.
3. Хлорид калия —> хлор —> хлорат калия
—> хлорид калия —> калий.
4. Хлорид калия —> хлор —> хлороводород
—> хлор —> гипохлорит калия.
5. Хлорид натрия —> хлороводород —> хлор
—> бертолетова соль —> хлорид калия —>
гидроксид калия —> гипохлорит калия.
6. Хлорат калия —> А —> В—> С —> А —>
нитрат калия (вещества А, В, С содержат хлор,
первые три превращения –
окислительно-восстановительные реакции).
7. Оксид кальция —> гидроксид кальция —>
белильная известь —> хлорид кальция —>
кальций.
8. Бромид натрия —> хлорид натрия —> хлор
—> хлорная известь —> карбонат кальция —>
гидрокарбонат кальция —> углекислый газ.
9. Йодид натрия —> йод —> йодид калия —>
йодид серебра.
10. Гипохлорит калия —> хлорат калия —>
перхлорат калия —> хлорид калия.
1. Сосуд с 200 г хлорной воды
выдержали на прямом солнечном свету и собрали
выделившийся газ, объем которого при н.у.
составил 0,18 л. Определите состав хлорной воды
(массовую долю хлора).
Ответ. 0,57 %.
2. Газ, полученный прокаливанием 9,8 г
бертолетовой соли, смешан с газом, полученным на
аноде в результате полного электролиза расплава
22,2 г хлорида кальция. Полученную смесь газов
пропустили через 400 г 2%-го горячего раствора
гидроксида натрия. Определите состав
полученного раствора.
Ответ. 2,38 % NaCl; 0,84 % NaClO3.
3. Рассчитать массу соли и объем газа (н.у.),
образовавшихся при разложении 17 г соли,
окрашивающей пламя горелки в желтый цвет и
содержащей 27,06 % металла, 16,47 % азота и 56,47 %
кислорода. Kакая масса бертолетовой соли
потребуется для получения такого же количества
газа?
Ответ. 13,8 г NaNO2; 2,24 л O2; 8,13
г KClO3.
4. Kакой объем хлора (н.у.) можно получить из 1
м3 раствора (плотность 1,23 г/см3),
содержащего 20,7 % хлорида натрия и 4,3 %
хлорида магния?
Ответ. 61,2 м3.
5. Газ, выделившийся на аноде при
электролизе 200 г 20%-го раствора хлорида натрия,
пропустили через 400 г 30%-го раствора бромида
калия. K полученному раствору добавили избыток
раствора нитрата серебра. Определите
количественный состав выпавшего осадка.
Ответ. 59,4 г AgBr; 98,154 г AgCl.
1. Через трубку с порошкообразной
смесью хлорида и йодида натрия массой 3 г
пропустили 1,3 л хлора при температуре 42 °С и
давлении 101,3 кПа. Полученное в трубке вещество
прокалили при 300 °С, при этом осталось 2 г
вещества. Определите массовые доли солей в
исходной смеси.
Ответ. 45,3 % NaCl; 54,6 % NaI.
2. Смесь йодида магния и йодида цинка
обработали избытком бромной воды, полученный
раствор выпарили. Масса сухого остатка оказалась
в 1,445 раза меньше массы исходной смеси. Во сколько
раз масса осадка, полученного после обработки
такой же смеси избытком карбоната натрия, будет
меньше массы исходной смеси?
Ответ. В 2,74 раза.
3. Для окисления 2,17 г сульфита
щелочно-земельного металла добавили хлорную
воду, содержащую 1,42 г хлора. K полученной смеси
добавили избыток бромида калия, при этом
выделилось 1,6 г брома. Определите состав осадка,
содержащегося в смеси, и рассчитайте его массу.
Решение
Уравнение реакции:
Далее с избытком KBr из полученной смеси (HCl, MSO4,
избыток Cl2 или избыток MSO3) с
выделением Br2 может реагировать только Cl2:
2KBr + Cl2 = 2KCl + Br2, (2)
(Br2)
= m(Br2)/M(Br2) = 1,6/160 = 0,01 моль.
По уравнению реакции (2):
(Cl2)
= (Br2) = 0,01
моль.
Суммарно в двух реакциях израсходовано хлора:
(Cl2)
= m(Cl2)/M(Cl2) = 1,42/71 = 0,02 моль.
Следовательно, в реакции (1) прореагировало:
0,02 – 0,01 = 0,01 моль Cl2.
По уравнению реакции (1):
(MSO3)
= n(Cl2) = 0,01 моль;
M(MSO3) = m(MSO3)/(MSO3) = 2,17/0,01 = 217 г/моль.
Таким образом, соль, участвующая в реакции, –
сульфит бария BaSO3.
Уравнение реакции (1):
BaSO3 + Cl2 + H2O = 2HCl + BaSO4.
(BaSO4)
= (BaSO3) = 0,01
моль,
m(BaSO4) = (BaSO4)•M(BaSO4) = 0,01•233 = 2,33 г.
Ответ. 2,33 г BaSO4.
4. Через 800 г 10%-го водного раствора хлорида
натрия пропустили ток. После окончания процесса
электролиза соли весь выделившийся на аноде газ
поглотили горячим раствором, получившимся в
результате электролиза. Определите состав
раствора, полученного после поглощения газа.
Ответ. В растворе 8,35 % NaCl и
3,03 % NaClO3.
5. Плотность смеси хлора с водородом при
давлении 0,2 атм и температуре 27 °С равна
0,0894 г/л. Хлороводород, полученный при взрыве 100
л (н.у.) такой смеси, растворили в 500 г 10%-й соляной
кислоты. Найдите массовую долю хлороводорода в
полученном растворе.
Ответ. 17 %.
K а ч е с т в е н н ы е з а д а ч и
1. Назовите вещества А, В и С, если известно,
что они вступают в реакции, описываемые
приведенными ниже схемами; напишите полные
уравнения реакций этих схем:
А + Н2 —> В,
А + Н2О В +
С,
А + Н2О + SО2 —> В + … ,
С —> В + … .
Ответ. Вещества: А – Сl2,
B – HCl; С – HClO.
2. Газ А под действием концентрированной
серной кислоты превращается в простое вещество
В, которое реагирует с сероводородной кислотой с
образованием простого вещества С и раствора
исходного вещества А. Идентифицируйте вещества,
напишите уравнения реакций.
Ответ. Вещества: А – HBr; B – Br2;
С – S.
3. При пропускании хлора через раствор
сильной кислоты А выделяется простое вещество В
и раствор приобретает темную окраску. При
дальнейшем пропускании хлора вещество В
превращается в кислоту С и раствор
обесцвечивается. Назовите вещества А, В и С,
напишите уравнения реакций.
Ответ. Вещества: А – HI; B – I2,
C – HIO3.
4. Приведите примеры реакций, в ходе которых
происходит полное восстановление свободного
брома: а) в кислом водном растворе; б) в щелочном
водном растворе; в) в газовой фазе.
Ответ. Уравнения реакций:
5. Kакие вещества вступили в реакцию и при
каких условиях, если в результате образовались
следующие вещества (указаны все продукты без
коэффициентов): а) хлорид бария и гидроксид калия;
б) бромид кальция и бромоводород; в) хлорид калия
и пентаоксид фосфора. Напишите полные уравнения
реакций.
Ответ. Уравнения реакций:
а) Ba(ClO)2 + 2KH = BaCl2 + 2KOH;
б) CaH2 + 2Br2 = CaBr2 + 2HBr;
в) 5KClO3 + 6P
5KCl + 3P2O5 .
6. Для дегазации необходимо 254 г хлорной
извести. В лаборатории имеются: кальций, диоксид
марганца, натрий, цинк, хлорид натрия, серная
кислота, вода, фосфор, сера, сульфат бария. Kакие
реагенты и в каком количестве потребуются?
Напишите полные уравнения реакций.
Ответ. 142 г Ca; 830,7 г NaCl; 308,85 г MnO2;
1391,6 г H2SO4.
Уравнения реакций:
Ca + 2H2O = Ca(OH)2 + H2,
NaCl (тв.) + H2SO4 (конц.) = HCl + NaHSO4 ,
MnO2 + 4HCl = Cl2 + MnCl2 + 2H2O,
2Cl2 + 2Ca(OH)2 Ca(ClO)2 + CaCl2 + 2H2O.
7. K водному раствору йодида калия по каплям
приливают свежеприготовленную хлорную воду.
Объясните, почему вначале появляющаяся окраска
раствора затем исчезает. Подтвердите свой ответ
уравнениями реакций.
Ответ. Уравнения реакций:
2KI + Cl2 = 2KCl + I2,
I2 + 5Cl2 + 6H2O = 2HIO3 +
10HCl.
* Знак +/– означает,
что данная реакция протекает не со всеми
реагентами или в специфических условиях.
Продолжение следует
Источник