Какие общие свойства у предметов из стекла и камня

Какие общие свойства у предметов из стекла и камня thumbnail

Хуторная Наталья Александровна
НОД по познавательному развитию «Ознакомление со свойствами стекла, керамики и металла»

Конспект НОД на тему: 1. Сюрпризный момент.

2. Ознакомление со свойствами стекла, керамики и металла.

3. Дидактическая игра «Опасно – неопасно».

Источник:

Тугушева Г. П. ,Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»./Санкт – Петербург «Детство – Пресс», 2011г.

Белая К. Ю., Зимонина В. Н., Кодрыкинская Л. В «Как обеспечить безопасность дошкольника».

Москва 2000г.

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Цель.

Способствовать формированию познавательных действий, становлению сознания.

Задачи:

Познакомить детей со свойствами стекла, керамики и металла, уточнить их представление о том, какие предметы могут быть изготовлены из этих материалов.

Закрепить представление о предметах, которые могут угрожать жизни и здоровью людей. Предостеречь от несчастных случаев в быту.

Развивать аналитическое восприятие, умение использовать разные способы

познания: обследование объектов, установление связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета, сравнение по разным основаниям (внешне видимым и скрытым существенным признакам, измерение, упорядочивание, классификация.

Развивать умение отражать результаты познания в речи, рассуждать, пояснять,

приводить примеры и аналогии; любознательность, тактильную память, внимание.

Воспитывать наблюдательность, умение слушать своих товарищей, действовать в соответствии с правилами игры.

Воспитывать интерес к произведениям художественной литературы.

Материалы и оборудование:

игрушка домовенка, посуда из стекла, керамики, металла, три подноса, иллюстрационный материал к игре «Опасно – неопасно», сигнальные карты, раздаточный материал (таблицы) на каждого ребенка, цветные карандаши.

Словарная работа:

стеклянные, керамические, металлические, прозрачный, непрозрачный, водонепроницаемый, шероховатый, гладкий, хрупкий, опасная ситуация.

Виды деятельности детей:

познавательно – исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная.

Предшествующая работа:

Беседа на тему: «Посуда».

Д/и «Какой, какая, какие?».

Д/и «Чего не хватает?»

Ход НОД

Организационный момент.

В гости к детям приходит домовенок Кузя. На столе стоят три подноса. На первом разложены предметы из стекла, на втором – из металла, на третьем – из керамики.

Воспитатель:

– Ребята, посмотрите, что Кузьма приготовил на столе. Чего тут только нет! Назовите, что вы видите?

– Ребята, как вы думаете, почему Кузьма положил одни предметы на первый поднос, вторые – на второй, третьи – на третий?

– Правильно, на первом подносе все предметы из стекла, на втором – из металла, на третьем – из керамики (т. е. стеклянные, керамические, металлические).

-Как можно назвать эти предметы одним словом?

Дети перечисляют предметы посуды.

Рассуждения детей.

Основная часть

.

Воспитатель:

– Ребята, вы любите играть в прятки? И Кузя очень любит играть. Хотите с ним поиграть? Кузя сейчас будет прятать шарик, а вы должны будите догадаться, где он.

– Раз, два, три – шарик скорее найди!

Кузя прячет шарик в стакан. Дети открывают глаза и сразу находят предмет.

– Ребята, как вы так сразу смогли найти шарик?

-Каким свойством обладает стекло, что вы сразу увидели через него шарик? Стекло какое?

-Правильно, стекло прозрачное. Давайте повторим все вместе: «Прозрачное».

-А где еще люди применяют стекло, чтобы использовать это замечательное свойство – прозрачность?

– Ребята, Кузя очень хочет с вами поиграть. На этот раз, Кузя, постарайся спрятать шарик хорошенько.

Кузя прячет шарик в металлическую посуду.

-Раз, два, три – шарик найди!

Игра «Горячо – холодно».

Дети играют с Кузей в игру «Горячо – холодно».

– А теперь сложнее было искать? Почему?

-В металлической посуде шарик не видно, но вы догадались по звуку: когда взяли посуду в руки, шарик загремел. Металлическая посуда – непрозрачная. Повторите вместе: «непрозрачная».

Кузя в третий раз прячет шарик (в керамическую посуду).

Игра «Дети играют с Кузей в игру «Горячо – холодно».Горячо – холодно».

Кузя хочет пить, берет стакан и чуть – чуть не роняет его.

– Ой, Кузя, осторожно. Ребята, что бы было, если бы Кузя уронил стакан на пол? Что было бы со стаканом из стекла, если бы он ударился о твердый пол?

– Значит, стекло обладает еще одним свойством. Какое это свойство? (Стекло хрупкое).

– Какие еще предметы обладают этим свойством? (Керамические).

-Металлические предметы тоже хрупкие?

-Проверим?

(После удара о пол предмет из металла остается цел).

-Значит, стекло и керамика – хрупкие, а металл – прочный.

– Ребята, Кузя не знает, куда ему налить воды: в стеклянный стакан, керамическую чашку или металлическую кружку? Он думает, что если стекло прозрачное, то вдруг вода из него вытечет. Давайте попробуем налить воду во всю эту посуду и посмотрим, что будет.

– Смотри, Кузя, вода не выливается и не просачивается, а прочно удерживается во всей посуде. Значит стекло, металл и керамика обладают еще одним свойством – водонепроницаемость.

– Проведем еще один эксперимент. Смотрите, ребята, если мы возьмем стеклянный, керамический и металлический предмет и опустим их в воду, что с ними произойдет?

– Правильно, они погрузятся в воду. Значит, стекло, керамика и металл какие? Легкие или тяжелые?

– А теперь проведите рукой по всем стеклянным, керамическим и металлическим предметам. Они какие? Мягкие или твердые?

-Гладкие или шероховатые?

(Могут быть и гладкими и шероховатыми, в этом они похожи).

-Из стекла изготавливают стекла автомашин, термометры, очки, лампочки, стекла вставляют в рамы окон.

Физ. минутка.

Раз, два, три, четыре,

Мы посуду перемыли:

(Ходьба на месте)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

(Руки поднять через стороны вверх и опустить)

Мы посуду перемыли,

Только чашку мы разбили,

(Повороты туловища вправо, влево)

Ковшик тоже развалился,

(Наклониться, коснуться руками пола)

Нос у чайника отбился.

(Приседания)

Ложку мы чуть – чуть сломали,

(Встать на носки, руки поднять вверх)

Так мы маме помогали.

(Поднять плечи, развести руки в стороны).

Дыхательное упражнение «Каша кипит».

Дети выполняют физ. минутку и дых. упражнение.

Дидактическая игра «Опасно – неопасно».

– Ребята, не всегда посуда и столовые приборы бывают полезны для человека, иногда они представляют опасность. Я буду показывать вам иллюстрации, вы должны внимательно рассмотреть каждую из них. Если, вы считаете, что данная ситуация опасна для жизни человека, вы должны поднять красную сигнальную карту; если же вы думаете, что данная ситуация безопасна – поднимите белую сигнальную карту.

-Ребята, у каждого из вас на столе есть таблицы, на них изображены предметы, которые есть в каждом доме. Какие – то из них детям нельзя брать совсем и возле них мы напишем знак (Х, а какими – то можно пользоваться, но очень аккуратно и рядом с ними мы напишем знак). Дети садятся за столы.

Дети работают с сигнальными картами, объясняют свой выбор.

Рефлексия.

– Ребята, посмотрите, кто к нам пришел?

Воспитатель показывает наряженную металлическую ложку, керамическую тарелку и стеклянный стакан.

– Это давние друзья, но и великие спорщики. Каждый из них утверждает, что он главнее всех остальных. Ложка спорит, что из металла делают очень много полезных человеку предметов, а тарелка утверждает, что керамика нужнее человеку, стакан говорит, что из стекла сделано больше полезных вещей, чем из металла и керамики. Как разрешить их спор? Кто из них прав?

– Ребята, давайте разделимся на три команды. Первая команда – за ложку, вторая – за тарелку, третья – за стакан. Кто больше назовет предметов, сделанных из стекла, керамики и металла.

Ответы детей.

Источник

Министерство образования и науки дополнительного образования и воспитания Ульяновской Области

Областное государственное казенное образовательное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №91»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по развитию познавательного интереса и навыков мыслительной деятельности

«Удивительный мир Стекла и Металла»

Белозерская Елена Алексеевна

Воспитатель

г. Ульяновск

2019 год

Интеграция видов деятельности: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, социально-эстетическое развитие, физическое развитие.

Лексическая тема: Волшебная коробочка с письмом.

Вид занятия: Занятие-путешествие с элементами практических ситуаций.

Формы образовательной деятельности: Социально-коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская деятельность, речевая деятельность.

Цель: Развитие любознательности, тактильной памяти ,внимания, уточнение представлений детей старшего дошкольного возраста о том, какие предметы могут быть сделаны из стекла и металла.

Задачи

Образовательные: закрепить и обобщить знания детей об предметах из стекла и металла, умение воспроизводить целостный образ предмета.

Воспитательные: воспитывать самостоятельность, активность и чувство коллективизма

Развивающие: развивать любознательность, тактильную память и внимание, добиваться полных ответов на вопросы.

Коррекционные: развитие умения высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова в познавательно – исследовательской деятельности через элементарное экспериментирование

  1. Планируемый результат: У детей старшего дошкольного возраста развито целостное восприятие, мыслительная деятельность и познавательный интерес в ходе познавательно-исследовательской деятельности умение воспроизводить целостный образ предмета, коммуникативные навыки и создан положительный эмоциональный фон на занятии.

Подготовительная работа: Беседа о свойствах стекла и металла, рассматривание иллюстраций о предметах из стекла и металла, чтение познавательной литературы о профессиях людей, работающих со стеклом и металлом д/и «Что звучит?»

Оборудование: волшебная коробочка с письмом, фишки, два подноса на одном из них стеклянные предметы, на другом металлические, стеклянный стакан, ковш металлический,3 пластины (деревянная, металлическая и стеклянная),палочка из под ксилофон, наряженная металлическая ложка и бокал,маркеры,2 макета, карточки с предметными картинками из стекла и металла, маленький шарик, презентация, ноутбук.

Технологическая карта НОД

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

Ход занятия

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность детей

Методы, формы, приемы

Результат

1

Психологический настрой-1 мин

Приветствие, установление зрительного и слухового контакта

Ребята, посмотрите сколько к нам пришло гостей! Поздоровайтесь с ними. А теперь давайте с вами поиграем. Хотите? Здравствуй небо (руки вверх),

Здравствуй Земля (приседают)

Здравствуйте мои друзья (руки вперёд),

Один, два, три, четыре

Соберемся в круг пошире (Берутся за руки),

Будем дружно мы играть

В путешествие мы хотим опять (идут по кругу).

Участие в приветствии.

Дети все дружно встают в круг и, взявшись за руки словесно повторяют за воспитателем

Вводно-организационное слово воспитателя

Психологическая готовность

2

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Организационный момент

1 мин

Организация направленного внимания

У меня для вас есть сюрприз, сегодня нас пригласили в удивительную страну стекла и металла и прислали письмо. Мне и вам прислали необычное письмо ребята, да такое, что и я никак не могу разобраться.

Вот послушайте:

Здравствуйте, дорогие ребята!

Пишет вам Королева Стекла и Металла. Жители моей страны все сделаны из стекла и металла. И я хочу познакомить вас с ними. Если вы будете внимательными и активными, то узнаете много интересного и нового.

Предполагаемые ответы детей на поставленные вопросы воспитателя.

Привлечение направленного внимания.

Готовность к предстоящей деятельности. Внутренняя мотивация на деятельность.

3

Проблемная ситуация (мотивация),постановка и принятие детьми цели занятия

3 мин

Формирование умения вести диалог, развивать воображение

Мотивация: (процесс вовлечения детей в деятельность). А для этого, чтобы начать наше знакомство, вы должны выполнить первое мое задание: Назвать вежливые слова.

Воспитатель. Дети вы хотите познакомиться с жителями стеклянной страны? Ну, тогда давайте выполним задание Королевы. Дети называют вежливые слова, за каждое слово получают по фишке.

Проблемная ситуация: Ребята, поможем Королеве? А мы справимся??

Дети отвечают на вопросы, называют вежливые слова Королеве, в конце обсуждения совместно с воспитателем делается вывод о принятии решения, как вместе Королеве Стекла и Металла.

Привлечение направленного внимания.

Стремление участвовать в диалоге, эмоциональный отклик на беседу.

4.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний или начало выполнения действий по задачам НОД

14 мин

Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений и умений.

1 задание- Свойства Стекла и Металла. – Ребята, посмотрите, что Королева приготовила нам на столике. Чего тут только нет! Назовите, что вы видите, (ответы детей)

– Ребята, как вы думаете, почему Королева положил одни предметы на первый поднос, а другие — на второй?

– Правильно, на первом подносе все предметы из стекла, стеклянные, а на втором подносе все предметы из металла, металлические.

– Вы любите играть в прятки? И Королева тоже очень любит играть. Хотите немного поиграть? Сейчас Королева будет прятать шарик (любой предмет), а вы должны будете догадаться, где он.

Дети закрывают глаза.

– Раз, два, три – шарик скорее найди!

Королева прячет шарик в стакан. Дети открывают глаза и сразу находят предмет.

– Ребята, как вы так сразу смогли найти шарик?

Дети отвечают, что они увидели шарик.

– А каким свойством обладает стекло, что вы сразу увидели через него шарик? Стекло какое? (Прозрачное.) Давайте скажем все вместе: «Прозрачное». А где еще люди применяют стекло, чтобы использовать это замечательное свойство – прозрачность? (Из стекла изготавливают стекла автомашин, стенки аквариума, термометры, очки, стекла вставляют в рамы окон, лампочки и т. д.)

– Хорошо, что люди придумали стекло. Что бы было, если бы у нас в группе не было стеклянных окон? (Было бы темно, не было бы солнца и света в группе, не видели бы через окно природу.)

– Ребята, Королева опять хочет с вами поиграть. На этот раз, она спрячет шарик хорошенько.

Королева прячет шарик в металлический ковш.

– Раз, два, три – шарик найди!

Дети открывают глаза и ищут шарик. Игра «Горячо – холодно». Находят в коробочке.

– А теперь сложнее было искать? В металлической коробочке шарик не видно, но вы догадались по звуку. Когда взяли ковш в руки, шарик загремел. Металлический ковш непрозрачная. Повторим все вместе: «Непрозрачный».

Дети выполняют данное задание сидя на стульях,

последовательно отвечая на игровые задания воспитателя. По окончанию пройденных заданий дети получают фишки за правильно названные ответы

Поисковая деятельность.

Демонстрация результата при помощи слова и действия.

Выполнение представленного задания с энтузиазмом.

5.

Физкультминутка 1 мин

Предупреждение утомляемости детей.

Совместная деятельность с детьми. Воспитатель проговаривает Будь зеркальным отраженьем, Повторяй мои движенья -Раз, два, три – Руки вверх ты подними Три, четыре, пять – Ноги врозь скорей поставь Три, четыре, три, четыре Похлопай поактивней! Пять, шесть И присесть, и присесть Семь, восемь – А теперь ты отдохни! И снова повтори!

Совместная деятельность с воспитателем.

Дети повторяют движения за воспитателем.

Словесная игра «Будь зеркальным отраженьем…»

Снятие физического напряжения

6.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний или начало выполнения действий по задачам НОД

14 мин

Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений и умений.

2 задание- А теперь, ребята, давайте попросим Королеву выбрать и взять в руки тот предмет, который ей понравился

Королева берет стеклянный стакан и чуть было не роняет его.

– Ой, осторожно!

– Ребята, что было бы, если бы Королева уронил стакан на пол? Что было бы со стаканом из стекла, если бы он ударился о твердый пол? (Он бы разбился.) Значит, стекло обладает еще одним свойством. Какое это свойство? (Стекло хрупкое.)

– А металлический ковш тоже хрупкий? (Нет.)

– Проверим? (После удара о пол коробка осталась целой.)

– Стекло – хрупкое, а металл – прочный, твердый.

– Ребята, Королева хочет попить воды и волнуется, куда же ей лучше налить воду: в стеклянный или металлический стакан. Она думает, что если стекло прозрачное, то вдруг вода из него вытечет. Давайте попробуем налить Королеве воду в металлический и стеклянный стакан. Пусть посмотрит, что будет.

Воспитатель наливает воду.

– Смотри, Королева, вода не выливается, не просачивается, а прочно удерживается во всех стаканчиках. Значит, стекло и металл обладают еще одним общим свойством – водонепроницаемостью.

Отвечают на поставленные вопросы воспитателя, ориентируясь на наглядно практические ситуации, показанные воспитателем

Поисковая деятельность.

Демонстрация результата при помощи слова и действия.

Выполнение представленного задания с энтузиазмом.

7.

Зрительная гимнастика 2 мин

Предупреждение утомляемости глаз детей

Совместная деятельность с детьми. Воспитатель обращает внимание на себя и самостоятельно демонстрирует зрительную гимнастику.

Совместная деятельность с воспитателем. Дети наблюдают глазами за движущимися глазами воспитателя и повторяют движения за ним самостоятельно.

Зрительная гимнастика «Раз налево-два направо»

Снятие зрительного напряжения

8.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний или начало выполнения действий по задачам НОД

Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений и умений.

3 задание- А теперь давайте вернемся к нашим предметам.

– Ребята проведите рукой по всем стеклянным и металлическим предметам. Какие они? Мягкие или твердые? (Твердые.) Гладкие или шероховатые? (Могут быть и гладкими, и шероховатыми, в этом они похожи.)

– А по запаху можно различить их? (Нет.)

– А по звуку? (Можно.)

– Вот сейчас Королева поиграет с вами в интересную игру «Что звучит?»

Королева стучит палочкой по различным предметам, дети узнают по звуку, какой предмет.

– И по звуку можно определить металл и стекло.

Участие детей в ситуативном диалоге, рассуждения.

Демонстрация результата при помощи слова и действия.

Ответы детей на поставленные воспитателем вопросы.

9.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний или начало выполнения действий по задачам НОД

Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений и умений.

4 задание- Ребята, смотрите, а это еще кто к нам пришел?

Воспитатель показывает наряженную металлическую ложку и наряженный стеклянный бокал.

– Это давние друзья, но и великие спорщики. Каждый из них утверждает и уверен, что он главнее всех остальных. Ложка спорит, что из металла делают много очень полезных человеку предметов, а бокал утверждает, что из стекла – гораздо больше. Как разрешить их спор? Кто из них прав?

– Ребята, давайте разделимся на две команды. Первая команда – за ложку, вторая – за бокал. Кто больше назовет предметов, сделанных из стекла или металла.

Дети называют по очереди предметы из стекла и металла.

– Молодцы, ребята, много предметов назвали. Выходит, и ложка, и бокал были правы. И стекло, и металл – очень полезны и необходимы в жизни человека.

Ребята, помогите пожалуйста Королеве нам осталось выполнить последнее задание:

Сейчас задание девочкам нужно найти и обвести красным маркером предметы из стекла, а Андрею синим маркером карточки с изображенными металлических предметов .

Участие детей в ситуативном диалоге, рассуждения.

Продуктивная деятельность.

Привлечение направленного внимания.

Ответы детей на поставленные воспитателем вопросы.

9.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Итог занятия. Систематизация знаний.

Рефлексия

 Решение

проблемной ситуации.

«У нас получилось сегодня с вами разгадать все тайны удивительного мира стекла и металла» «Вам понравилось путешествие? Что нового вы узнали? Что вам было легко? А что трудно?» Какие вы сегодня у нас молодцы. Королева Стекла и Металла благодарит вас за помощь и увлекательное путешествие! И в подарок дарит вам вот такие замечательные леденцы.

Отвечают на поставленные вопросы воспитателем

Эмоциональный отклик на выполненную деятельность

Поощрение правильного решения.

Источник