Какие общие свойства живого

Какие общие свойства живого thumbnail

Живые системы имеют общие признаки:
1. единство химического состава свидетельствует о единстве и связи живой и неживой материи.

Пример:

в состав живых организмов входят те же химические элементы, что и в объекты неживой природы, но в других количественных соотношениях (т. е. живые организмы обладают способностью избирательного накопления и поглощения элементов). Более (90) % химического состава приходится на четыре элемента: С, O, N, H, которые участвуют в образовании сложных органических молекул (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов).

2. Клеточное строение (Единство структурной организации). Все существующие на Земле организмы состоят из клеток. Вне клетки жизни нет.
3. Обмен веществ (Открытость живых систем). Все живые организмы представляют собой «открытые системы».

Открытость системы — свойство всех живых систем, связанное с постоянным поступлением энергии извне и удалением продуктов жизнедеятельности (организм жив, пока в нём происходит обмен веществами и энергией с окружающей средой).

Обмен веществ — совокупность биохимических превращений, происходящих в организме и других биосистемах.

Обмен веществ состоит из двух взаимосвязанных процессов: синтеза органических веществ (ассимиляции) в организме (за счёт внешних источников энергии — света и пищи) и процесса распада сложных органических веществ (диссимиляции) с выделением энергии, которая затем расходуется организмом. Обмен веществ обеспечивает постоянство химического состава в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды.
4. Самовоспроизведение (Репродукция) — способность живых систем воспроизводить себе подобных.  Способность к самовоспроизведению является важнейшим свойством всех живых организмов. В её основе лежит процесс удвоения молекул ДНК с последующим делением клеток.
5. Саморегуляция (Гомеостаз) — поддержание постоянства внутренней среды организма в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды. Любой живой организм обеспечивает поддержание гомеостаза (постоянства внутренней среды организма). Стойкое нарушение гомеостаза ведёт к гибели организма.
6. Развитие и рост. Развитие живого представлено индивидуальным развитием организма (онтогенезом) и историческим развитием живой природы (филогенезом).

  • В процессе индивидуального развития постепенно и последовательно проявляются индивидуальные свойства организма и осуществляется его рост (все живые организмы растут в течение своей жизни).
  • Результатом исторического развития является общее прогрессивное усложнение жизни и всё многообразие живых организмов на Земле. Под развитием понимают как индивидуальное развитие, так и историческое развитие.

7. Раздражимость — способность организма избирательно реагировать на внешние и внутренние раздражители (рефлексы у животных; тропизмы, таксисы и настии у растений).
8. Наследственность и изменчивость представляют собой факторы эволюции, так как благодаря им возникает материал для отбора.

  • Изменчивость — способность организмов приобретать новые признаки и свойства в результате влияния внешней среды и/или изменений наследственного аппарата (молекул ДНК).
  • Наследственность — способность организма передавать свои признаки последующим поколениям.

9. Способность к адаптациям — в процессе исторического развития и под действием естественного отбора организмы приобретают приспособления к условиям окружающей среды (адаптации). Организмы, не обладающие необходимыми приспособлениями, вымирают.
10. Целостность (непрерывность) и дискретность (прерывность). Жизнь целостна и в то же время дискретна. Эта закономерность присуща как структуре, так и функции.

Любой организм представляет собой целостную систему, которая в то же время состоит из дискретных единиц — клеточных структур, клеток, тканей, органов, систем органов. Органический мир целостен, поскольку все организмы и происходящие в нём процессы взаимосвязаны. В то же время он дискретен, так как складывается из отдельных организмов.

Отдельные свойства, перечисленные выше, могут быть присущи и неживой природе.

Пример:

для живых организмов характерен рост, но ведь и кристаллы растут! Хотя этот рост не имеет тех качественных и количественных параметров, которые присущи росту живого.

Пример:

для горящей свечи характерны процессы обмена и превращения энергии, но она не способна к саморегуляции и самовоспроизведению.

Следовательно, все перечисленные выше свойства характерны для живых организмов только в своей совокупности.

Источники:

Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. 9 класс // ДРОФА.
Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. Общая биология (базовый уровень) 10–11 класс // ДРОФА.

Лернер Г. И. Биология: Полный справочник для подготовки к ЕГЭ: АСТ, Астрель.

https://900igr.net/kartinki/geografija/Krugovoroty-v-biosfere/005-Priznaki-zhivogo.html

Источник

Даня Волков

24 декабря 2018  · 1,5 K

Живое от неживого можно отличить по нескольким свойствам:

  1. Наследственность. Организм может передать свой генетический материал следующему поколению. Какой то неживой объект, например,камень, так не умеет 🙂
  2. Изменчивость. Способность приобретать какие то новые признаки и свойства, например,в случае человека набрать вес или загореть
  3. Рост и развитие. Мы увеличиваем массу тела, взрослеем и стареем.
  4. Раздражимость. Способность реагировать на внешние и внутренние воздейтсвия среды. Например,мы чихнули в помещении где много пыли или отдернули руку от горячего предмета и доказали, что относимся к живым организмам 🙂 так как проявили свойство раздражимости.

Если все 4 пункта подходят, значит перед вами что то живое 🙂

Какова роль растений в природе и жизни человека?

Имею психологическое образование. Интересуюсь устройством мира.

Растения в природе играют очень важную роль. К основным их функциям можно отнести:

1. Предотвращают накопление в атмосфере избытка углекислого газа.

2. Принимают активное участие в формирование почв.

3. Обуславливают накопление воды на поверхности Земли.

4. Участвуют в создании и поддержании климата (ослабление скорости ветра, зимней стужи, снижение жары).

Роль растений в жизни человека, так же, можно разделить на несколько основных пунктов.

1. Используются в пищу.

2. Используются в лекарственной и технической промышленности.

3. Имеют эстетическое значение.

Прочитать ещё 9 ответов

Где заканчивается неживое и начинается живое в природе?

Студент ОНАС им. А.С. Попова.
Изображаю деятельность.

Если очень грубо и чисто по логике и остаточным, не пригодившимся знаниям из курса школы, то “живое” – это:
1) То, в молекулярный состав чего входят белки и нуклеиновые кислоты.
2) То, в чем можно проследить систему обмена веществ для вырабатывания внутренней энергии из какой-либо пищи и газов из окружающей среды.
3) То, в чем прослеживается способность к размножению каким-либо из путей.
4) Можно ещё добавить, что все живые организмы имеют какие-никакие органы раздражения и способны реагировать на изменения внешней среды (освещённость, изменение температуры, изменение химического состава окр. среды, механическое воздействие). 
Соответсвенно, всё остальное, а точнее то, в чем этих признаков не наблюдается – неживое.
Подождите ответа биологов и химиков, которые расскажут об этом поинтересней и поточней.

Прочитать ещё 3 ответа

Какой теории возникновения жизни на Земле вы придерживаетесь?

студент факультета психологии МГУ

Теория Опарина, конечно, довольно хорошо объясняет возможность появления жизни на Земле. Проводились опыты, создавались “коацерваты Опарина” (такие огромные камеры, в которых воссоздавалась обстановка нашей планеты сразу после ее появления), экспериментальным путем было доказано, что из неорганических веществ при определенных условиях могут образовываться органические (например, аммиак и метан могут соединиться в молекулу-предшественницу аминокислот). Но жизнь – это не только белки, но еще и нуклеиновые кислоты. Давайте предположим, что молекулы нуклеиновых кислот смогли образоваться случайно. Началось все с РНК (рибонуклеиновая кислота). Она состоит из нуклеотидов – это “буквы” генетического кода, А, У, Г, Ц. Допустим, нуклеотиды образовались так же случайно и сформировались в определенные последовательности. Совершенно случайно. Не менее случайно появились разновидности РНК и ферменты для того, чтобы синтезировать белок. Непонятным образом белки соединились в рибосомы – клеточные “станции” для создания белков. И все эти ферменты и комплексы, появившиеся спонтанно, каким-то образом научились кодировать белки. Причем безошибочно и точно. Впоследствии случайно появляется ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота), которая берет на себя роль хранения генетической информации. А ферменты, белки и РНК научились считывать генетический код и создавать по нему молекулы.

Я не отрицаю, что все это могло произойти случайно. Но, согласитесь, вероятность спонтанного появления системы, способной воспроизводить себя и создавать новую продукцию, да еще тщательно закодированную – крааайне мала. Я считаю, что в этом главный минус теории Опарина.

Однако находят все больше и больше следов существования белков и нуклеиновых кислот в космосе (в хвостах комет, на метеоритах). Это не значит, что жизнь на Землю пришла откуда-то извне, но, может быть, так все и было. Мы можем только предполагать.

Прочитать ещё 4 ответа

Источник

Биология является наукой, изучающей жизнь во всех направлениях и общие свойства живого.

По Энгельсу, жизнь – способ существования белковых тел, существенным моментом которого явл. постоянный обмен веществ с окружающей средой, с прекращением которого прекращается и жизнь, что приводит к распаду белков.

Современное определение: живые тела, существующие на Земле – открытые саморегулирующиеся и самовос­про­изводящиеся системы, построенные из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот.

Для живых организмов характерны свойства, отличающие их от объектов неживой природы:

1. Определенный химический состав.

В состав живых организмов входят те же химические элементы, что и в неживые объекты, но в различных пропорциях. Из 100 элементов необходимы 20. Выделяют обязательные (органо­генные) элементы – водород, углерод, кислород, азот.

Так же важны натрий, калий, кальций, магний, сера, фосфор. Все организмы построены из белков, жиров, углеводов и нуклеиновых кислот.

2. Наличие клеточного строения (кроме бактерий).

Клетка – структурно-функциональная единица живого.

3. Обмен веществ и энергозависимость.

Живой организм – открытая устойчивая система, которая при поступлении энергии извне, находится в динамическом равновесии.

4. Способность к саморегуляции.

Гомеостаз – способность поддерживать постоянство химическо-физических свойств.

Показатели гомеостаза: температура, давление, количество воды, энергия, скорость обмен­ных процессов.

В тканях показатель гомеостаза – количество клеток.

В органах – интенсивность работы.

В популяциях – соотношение возрастных групп и половой состав.

5. Способность к самовоспроизведению.

a. Воспроизведение себе подобных.

b. Передача наследственной информации.

c. Главным переносчиком информации явл. хромосомы.

6. Наследственность.

Наследственность – способность живых организмов передавать признаки и свойства из поко­ления в поколение при помощи ДНК и РНК. Закономерности изучает генетика. Мен­дель предположил, что признаки определяются генами. Ген – участок молекулы ДНК, ко­дирую­щий первичную структуру белка.

Ген — белок — признак.

7. Изменчивость.

Изменчивость – способность живых организмов приобретать новые признаки и свойства в процессе индивидуального развития. Изменчивость создает материал для естественного от­бора.

8. Индивидуальное развитие.

Онтогенез – процесс индивидуального развития организма от момента оплодотворения до момента смерти. Развитие сопровождается ростом, продолжительность роста ограничена процессами старения.

Ι. Проэнтогенез-гаметогенез, оплодотворение.

ΙΙ. Эмбриональный период – рождение.

ΙΙΙ. Постэмбриональный – ювенильный, этап зрелости, этап старости.

9. Историческое развитие.

Филогенез – историческое развитие мира; необратимое и направленное развитие живой при­роды, сопровождающееся появлением новых видов и прогрессивным усложнением жизни. Все разнообразие видов растений и животных есть результат эволюции.

10. Раздражимость.

Раздражимость – способность живых организмов отвечать на внешние и внутренние раз­дра­жители специфическими реакциями.

Формы:

фототропизм (поворот листьев в сторону солнца);

геотропизм (рост кончика корня по отношению к центру Земли);

таксис (однонаправленное движение К или ОТ источника раздражения);

рефлекс (свойство организма отвечать на действие раздражителей при обязательном уча­стии нервной системы).

11. Движение.

Организмы способны двигаться различными способами:

a. Амебоидная – с помощью ложноножек (амеба обыкновенная, лейкоциты);

b. Реактивная – с помощью выстреливания струи воды (медузы, головоногие мол­люски);

c. Ресничные – с помощью ресничек – выростов клетки, окруженных цитолеммой, (ин­фузо­рия-туфелька).

d. Жгутиковые – с помощью жгутика – выроста клетки, окруженного цитолеммой, но длин­нее реснички (эвглена зеленая, Вольвокс, сперматозоид).

e. С помощью сократительных мышц.

12. Ритмичность.

Ритмичность – повторение состояний организма через промежуток времени в ответ на из­ме­нения внешней среды. Биоритмы (эктогенные – внешние; эндогенные – внутренние).

13. Целостность и дискретность.

С одной стороны, живая природа целостна, организованна, подчиняется определенным за­ко­нам. С другой стороны, природа дискретна, т.е. любая биологическая система состоит из обособленных, но тесно связанных элементов.

Принцип дискретности лег в основу представлений об уровне организации живой материи.

Уровни организации живой природы.

Уровеньорганизации живой природы – функциональное место данной биологической системы опре­деленной степени сложности в общей системе живого.

Развитие уровней в процессе происхождения из низшего в высшее, с появлением более высшего уровня предыдущий не исчезал, а лишь утрачивал ведущую роль, входил в состав как подчинен­ная структура или функциональная единица.

Таблица№1. Уровни организации живого.

Название уровня Биосистема Понятие Элементы, обр. си­стему. Науки
Молекулярно-генетический.
(обмен в-в и передача насл. информации)
Биополимеры (белки, нукле­иновые кис­лоты, полиса­хариды). Биополимеры – сложные орга­нические вещества с огромной молекулярной массой, состоя­щие из мономеров. АК, нуклеотиды, моно­сахариды Генетика
Мол. Био­логия
Биохимия
Биофизика
Клеточный.
(кроме виру­сов)
Клетка Клетка – структурно-функцио­нальная единица живого. Оболочка
Цитоплазма
Ядро
Цитология
Организмен­ный.
Подчиняет подуровни:
Тканевый
Органный.
Ткань => Ор­ганы=> Си­стемы орга­нов=>
Организм
Ткань – совокупность клеток, сходных по строению, проис­хождению и выполняющие общие функции.
Орган – часть тела, выполня­ющая определенные функции.
Система органов – ряд органов, имеющих общий план строе­ния, единство происхождения и выполняющих одну большую функцию.
Организм – любое существо, обладающее свойствами жи­вого.
Клетки.
Межклеточное в-во.
Ткань.
Системы органов
Гистоло­гия
Анатомия
Физиоло­гия
Надорганизменные уровни
Популяционно-видовой.
Подчиняет:
Популяцион­ный
Видовой
Популяция
Вид
Популяция – совокупность особей одного вида, населяю­щих пространство с однород­ными условиями.
Вид – совокупность популя­ций, особи которых занимают определенный ареал, способ­ные скрещиваться и давать плодовитое потомство.
Особи
Популяции
Популя­цион­ная экология
 
Биогеоценоти­ческий Биогеоценоз (сообщество живых орга­низмов)+
Биотоп (уча­сток абиотиче­ской среды)
Биогеоценоз – совокупность организмов разных видов, оби­тающих на определенной тер­ритории и взаимосвязанных между собой пространствен­ными и пищеварительными связями.
Осн. функция – круговорот веществ и энергии, который заключается в превращении энергии Солнца во все виды энергии.
Виды Экология со­обществ
Биосферный Биосфера Биосфера – оболочка Земли, заселенная живыми организ­мами, включает нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу и верхнюю часть литосферы. Биогеоценозы Экология

Раздел 1.

Основы цитологии. Понятие цитологии. Предмет и задача цитологии.

Цитология – наука, изучающая строение, химический состав, развитие и функции, процессы воспро­изведения, восстановления и адаптации клетки к меняющимся условиям среды.

Цитология, как самостоятельная наука возникла в середине XΙX века с выхода в свет клеточной тео­рии Шлейдена и Шванна (1838-1839). За последние 20-30 лет из описательной науки превратилась в экспериментальную.

Задача современной цитологии: изучение детального строения клеток и их функционирования; ис­следование функций отдельных компонентов, воспроизведение клеток и приспособление к окружа­ющей среде.

Цитология – фундамент для ряда наук (анатомия, гистология, генетика, физиология, биохимия, эко­логия). Огромное значение цитология имеет для медицины т.к. любые заболевания имеют патологию конкретных клеток, что важно для понимания развития заболевания, диагностики, лечения и профи­лактики.

История развития цитологии.

Развитие цитологии связано с созданием и совершенствованием оптических устройств, позволяющих рассматривать и изучать клетки.

1610- голландский ученый Галилео Галилей сконструировал первый микроскоп, а после его усовер­шенствования в 1924 году его можно было использовать для первых исследований.

1665 – английский ученый Р. Гук с помощью увеличительных линз наблюдал в тонком срезе пробко­вой пластинки и назвал их клетками.

Во второй половине XVΙΙ века описания Гука легли в основу исследований анатомии растений Маль­пиге, который подтверждал теорию Гука.

1680 – голландский ученый Антони ван Левенгук открыл мир одноклеточных и увидел клетки жи­вотных. Открыл и описал эритроциты, сперматозоиды, клетки сердечной мышцы.

Дальнейший прогресс в изучении клетки связан с развитием микроскопии XΙX века. Изменились представления о строении клеток: главным в организации клетки стала считаться не клеточная стенка, а цитоплазма (Пуркине, 1830г).

В 30х годах XΙX века английский ученый английский ученый Броун обнаружил в клетках растений ядро и предложил термин «ядро». Обнаружил ядро в клетках грибов и животных. Эти и другие мно­гочисленные наблюдения позволили Шванну сделать ряд обобщений. Так Шванн показал, что клетки растений и животных принципиально схожи между собой. Шванном была сформулирована клеточная теория, т.к. при создании теории он пользовался трудами Шлейдена, то его так же считают создателем теории.



Источник